Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Задача'
Во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 марта 2007 г. N 31 "Об итогах экономического и социального развития, ис...полностью>>
'Программа'
Самая распространенная "легкая" программа начального уровня по управлению проектами со стандартным офисным интерфейсом. Во многих компаниях ...полностью>>
'Конкурс'
«200-летие Победы в Отечественной войне 1812 года»,(200-летие Бородинского сражения; Михаил Илларионович Кутузов – генерал – фельдмаршал русских войск...полностью>>
'Программа'
Применение испытательного комплекса Greeble-3800 для моделирования процессов и изготовления материалов с заданной структурой и свойствами, в том числе...полностью>>

Психолингвистика как наука о речевой деятельности

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:


US

УДК 373.167.1:159.9 ББК 88.37я73 Б44

Щ

Библиотека студента

Главный редактор Д.И. Фельдштейн Заместитель главного редактора С.К. Бондырева

Члены редакционной коллегии: А.А. Бодалев, Г.А. Бордовский, В.П. Борисенков, СВ. Дармодехин, А.А. Деркач, Ю.И. Дик, АИ. Донцов, И.В. Дубровина, Л.П. Кезина,

М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, О.Е. Кутафин, B.C. Леднев,

В.И. Лубовский, Н.Н. Малафеев, Н.Д. Никандров, А.И. Подольский,

В.А. Поляков, В. В. Рубцов, Э.В. Сайко, В.А. Сластенин, И.И. Халеева,

В.М. Тиктинский-Шкловский

Рецензент В.Д. Бондалетов,докт. филол. наук

БелянинВ. П.

Психолингвистика: Учебник / В. П. Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 232 с. ISBN 5-89349-371-0 (Флинта) ISBN 5-89502-421-1 (МПСИ)

В учебнике представлены основные проблемы психолингвистики. Освещаются общие вопросы теории речевой деятельности, сферы приложения этой дисциплины и приводятся конкретные примеры из отечественной и современной зарубежной научной литературы. Учебник написан доступным языком.

Книга рассчитана на студентов старших курсов психологических и гуманитарных факультетов, в программы которых входит предмет психолингвистики, и кроме того, на всех тех, кого интересуют проблемы языка и сознания, языковой личности, речевого воздействия и манипуляции.

I

Издательство «Флинта», 2003

SBN 5-89349-371-0 (Флинта)Содержание

Предисловие 7

{ Тема 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8

* 1. Объект и предмет психолингвистики 8

2. Определения психолингвистики 9

\ 3. Причины появления психолингвистики 12

f 4. Междисциплинарность психолингвистики 14

4 5. Язык — речь — речевая деятельность 18

: Тема 2. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 21

г 1. Язык — это деятельность человеческого духа . 21

  1. Язык отражает культуру народа 22

  2. Язык включает в себя психический компонент 23

  3. Язык — это условие мысли 25

  4. Язык ограничивает познание мира 26

  5. Язык есть условие общения 27

  6. Язык регулирует деятельность человека 27

  7. Некоторые постулаты московской психолингвистической
    школы 29

  8. Современное состояние психолингвистики 30

Тема 3. ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ 34

  1. Язык животных в природе 34

  2. Говорящие животные 35

,'i 3. Дети-Маугли 39

i 4. Критический период для освоения речи 40

  1. Освоение речи ребёнком 41

  2. Доречевой этап 42

[\ 7. Освоение звуковой формы 44

8. Связь звучания со смыслом 46

  1. Активный рост запаса слов . 47

  2. Овладение морфологией 49

  3. Ошибки в речи детей 50

  4. Детское словотворчество 52

  5. Овладение синтаксисом 54

  6. Овладение значением слова . . . . 57

  7. «Родительский» язык 59

  8. Детские словечки 62

  9. Теория формирования языкового сознания в онтогенезе ... 64

Тема 4. ПРОИЗВОДСТВО РЕЧИ 69

  1. Речевые ошибки 69

  2. Теории происхождения речи 74

  3. Модели производства речи 75

  4. Стохастическая модель производства речи 75

  5. Модель непосредственно составляющих 76

  6. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского . 76

  7. Теория уровней языка 79

  8. Модель Т-О—Т-Е 80

  9. Модель Л.С. Выготского 81

  10. Модель А.Р. Лурии 82

  11. Модель А.А. Леонтьева 83

  12. Модель Левелта 84

Тема 5. ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ 87

  1. Неосознаваемоеть восприятия речи 87

  2. Уровневость восприятия речи 88

  3. Осмысленность восприятия речи 88

  4. Восприятие букв и слов 90

  5. Восприятие предложений 94

  6. Соотнесение речи с действительностью 97

  7. Механизм эквивалентных замен 100

  8. Механизм вероятностного прогнозирования 100

  9. Восприятие и понимание речи 103

  10. Значение и смысл 104

  11. Модели восприятия речи 105

4

Тема 6. ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ . Г 108

  1. Слово — высказывание — текст 108

  2. Включённость текста в неречевую деятельность 110

  3. Производство текста . 111

  4. Затекст — текст — подтекст 112

:' 5. Восприятие текста 112

6. Пересказ текста 113

; 7. Пошаговость восприятия 114

  1. Многозначность текста 115

  2. Свойства текста 120

Тема 7. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ 126

  1. Роль эксперимента в психолингвистике 126

  2. Ассоциативный эксперимент 129

  3. Метод семантического дифференциала . 136

  4. Методика дополнения 140

  5. Методика заканчивания предложения 142

  6. Методы косвенного исследования семантики 143

  7. Градуальное шкалирование 143

  8. Методика определения грамматической правильности .... 145

  9. Опросник 146

  10. Методика прямого толкования слова 146

  11. Классификация 147

Тема 8. ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКА 151

  1. Язык и культура 151

  2. Гипотеза лингвистической относительности 151

  3. Национально-культурная специфика слова 153

  4. Лакуны 154

  5. Речевое поведение 156

  6. Билингвизм ._ 156

  7. Ошибки при изучении иностранного языка 158

  8. Речь иностранца 161

  9. Культурный шок 163

  10. Аккультурация 164

  11. Лингвистический шок 165

  12. Интеркультурные контакты 166

5

Тема 9. ПАТОПСИХОЛИНГВИСТИКА .169

  1. Речь в состоянии эмоциональной напряжённости 169

  2. Речь в изменённом состоянии сознания 172

  3. Речь при акцентуациях и психопатиях 172

  4. Речь при отдельных заболеваниях 178

  5. Физиологические центры речи 179

  6. Нарушения речи 180

  7. Дефекты речи 183

  8. Язык глухонемых 185

Тема 10. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ

ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 188

  1. Судебная психолингвистика 188

  2. Язык и тендер . 201

  3. Нейролингвистическое программирование 203

  4. Автоматический анализ текста 208

  5. Язык и речевое воздействие 209

Конспективное изложение курса 218

Литература 224

ПРЕДИСЛОВИЕ

Психолингвистика — наука относительно молодая. Но она прочно завоевала научное пространство не только благодаря своей междис-циплинарности, но и новизне подходов и, главное, результативности исследований.

Рассматривая производство речи, психолингвистика описывает, как , языковая система и правила построения речи позволяют человеку вы-1 ражать свои мысли, как образы сознания фиксируются с помощью языковых знаков. Описывая процесс восприятия речи, психолингвистика анализирует не только сам этот процесс, но и результат понимания человеком речи.

Изучая детскую речь, психолингвистика отмечает, что ребёнка практически никто специально не обучает правилам использования языка, но он в состоянии освоить этот сложнейший механизм понимания действительности за достаточно короткий срок. Психолингвистика описывает, каким образом наша речь отражает включённость в совместную деятельность со взрослыми позволяет ребёнку овладеть языковой и неязыковой «картиной мира» и как формируется наше собственное языковое сознание.

Когда Вы начнёте читать эту книгу, Вы узнаете, как связаны между собой язык и мышление, как осуществляется воздействие на сознание человека с помощью языка, Вы поймёте, почему язык является мощным средством управления речевым и неречевым поведением человека.

Книга рассчитана на тех, кто уже знаком с основами языкознания и психологии. Вместе с тем она написана так, чтобы каждый читатель смог с её помощью самостоятельно разобраться в обсуждаемых проблемах.

Добро пожаловать в мир психолингвистики!

7

Валерий Белянин <vbelyanin@ >

<\

Тема 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ближе к психологии, которая изучает порождение, функционирование и строение механизма отражения реальности.

' Следует отметить, что даже в рамках психолингвистики имеются разные подходы к пониманию предмета — речевой деятельности. Так, трансформационно-генеративная грамматика предполагает, что человек строит речь по правилам комбинаторики. Бихевиоризм анализирует речь в модели «стимул — реакция». Отечественная же теория речевой деятельности исходит из активности говорящего. На самом же деле ни одна модель не является полной и не исчерпывает всех свойств такого сложного объекта, как язык

Ключевые слова: объект науки, предмет науки, знак, производство речи, восприятие речи, речевая деятельность, языковая система, языковой материал.1. Объект и предмет психолингвистики Объект науки — это совокупность индивидуальных объектов, которые она изучает. Предмет науки — это абстрактная система объектов или система некоторых абстрактных объектов. У разных наук может быть один общий объект, но они могут различаться предметом— иметь разный взгляд на этот объект. Так, человек является объектом изучения и для медицины, и для психологии, но каждая наука подходит к нему со своей позиции. Язык и система языковых знаков могут быть объектом исследования лингвистики, литературоведения, антропологии, программирования и, конечно, психолингвистики. Можно сказать, что у этих дисциплин общий объект — язык и речь человека, используемые им для разных целей и в разных ситуациях.

Предметом лингвистики является система языковых средств, используемых в коммуникации. Лингвистика рассматривает систему языковых знаков и принципы устройства знаковой системы. Предмет психолингвистики иной, нежели у лингвистики. Психолингвистику интересует процесс функционирования этой знаковой системы, а именно, процесс создания и восприятия знаков языка людьми. Тем самым психолингвистика по объекту совпадает с лингвистикой, а по предмету различается с ней. Психолингвистика тут (и по используемым методам)8

2. Определения психолингвистики

Термин «психолингвистика» впервые употребил некто Н. Пронко (N. Pronko) в большой статье, озаглавленной «Язык и психолингвистика», которая была опубликована в США в 1946 г. Но вошел в научный обиход этот термин лишь в 1953 г. на межуниверситетском исследовательском семинаре в г. Блумингтоне (штат Индиана, США), организованном известными американскими психологами Дж. Кэрроллом (J. Carroll) и Чарлзом Осгудом (Charles Osgood), а также лингвистом и этнографом Томасом Сибеоком (Т. Sibeok). Годом позже в США была опубликована коллективная монография под этим названием — и термин «психолингвистика», получив определённое содержание, стал обозначать формировавшуюся новую научную теорию.Термин «психолингвистика» более чем удачен. Он образован по продуктивной для научного языка модели, отражая стремление науки к Интеграции и подчеркивая комплексность этой дисциплины. Термин состоит из двух частей: психо — общая часть со словом психология (psycheпо-гречески душа) и лингвистика (от латинского linguaязык).В настоящее время существует достаточно много определений психолингвистики. Пожалуй, самое первое определение дал в 1954 г. основатель американской психолингвистики Ч. Осгуд: «Психолингвистика изучает те процессы, в которых интенции говорящих преобразуются в сигналы принятого в данной культуре кода, и эти сигналы преобразуются в интерпретации слушающих. Другими словами, психолингвистика имеет дело с процессами кодирования и декодирования, поскольку они соотносят состояние сообщений с состоянием участников коммуникации». При таком подходе предметом психолингвистики могут быть9

процессы производства и восприятия речи в их соотнесённости с физиологическим и психическим состоянием участников коммуникации. Тут предполагается процессы речи соотносить не с системой языка, а с человеком, с его психикой.

Другое определение, данное также Ч. Осгудом, выглядит следующим образом: «Психолингвистика занимается в широком смысле соотношением структуры сообщений и характеристик человеческих индивидов, производящих и получающих эти сообщения, т.е. психолингвистика есть наука о процессах кодирования и декодирования в индивидуальных участниках коммуникации».

С. Эрвин-Трипп и Д. Слобин в своё время кратко определили психолингвистику как «науку об усвоении и использовании структуры языка». Европейские исследователи дают сходные определения. Так, П. Фресс пишет: «Психолингвистика есть учение об отношениях между нашими экспрессивными и коммуникативными потребностями и средствами, которые нам предоставляет язык». Т. Слама-Казаку предлагает такую формулировку: «Предметом психолингвистики является влияние ситуации общения на сообщения», предлагая анализировать и контекст, в котором происходит речевое взаимодействие, и цели общения.

Основателю отечественной психолингвистики А.А. Леонтьеву также принадлежит несколько определений этой науки. Первое из них обобщало понимание психолингвистики другими учёными: «Психолингвистика — это наука, предметом которой является отношение между системой языка... и языковой способностью». Другое было таким: «Предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности её комплексного моделирования». Именно поэтому в отечественной науке в качестве синонима термина «психолингвистика» нередко употребляется словосочетание «теория речевой деятельности». В 1989 г. А.А. Леонтьев считал, что «предметом психолингвистики является структура процессов речепроизводства и речевосприятия в их соотношении со структурой языка (любого или определённого национального). Психолингвистические исследования направлены на анализ языковой способности человека в её отношении к речевой деятельности, с одной стороны, и к системе языка — с другой».

Сходным образом оценивала предмет психолингвистики и лингвист Е.С. Кубрякова: «В психолингвистике... в фокусе постоянно находится связь между содержанием, мотивом и формой речевой деятельности, с одной стороны, и между структурой и элементами языка, использованными в речевом высказывании, с другой».

В 1996 г. А.А. Леонтьев писал: «Целью психолингвистики является ссмотрение особенностей работы этих механизмов (механизмов поро-дения и восприятия речи) в связи с функциями речевой деятельности ► обществе и с развитием личности». А.А. Леонтьеву принадлежит также еще одно определение: «Психолингвистика — это наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка». В этом определении отмечается, что у психолингвистики есть три предметные области: 1) производство речи (в индивидуальном речевом акте); 2) восприятие речи (в индивидуальном речевом акте); 3) формирование речи (в процессе становления личности ребёнка. И в каждом случае предполагается, что психолингвистика обращается к тем сторонам этих видов речевой деятельности, которые обусловлены системой языка.

i

К числу более поздних определений предмета психолингвистики А.А. Леонтьевым относится следующее: «Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой». Это определение психолингвистики разделяется большинством отечественных учёных. В нём постулируется, что психолингвистика должна изучать человеческое измерение языка и речи, и роль языка в структурации мира., В энциклопедии Британика о психолингвистике говорится, что это I* изучение психологических аспектов языка. Частью этой дисциплины, — |ri сказано там, — являются экспериментальные исследования кратковре-•«* менной и долговременной памяти, стратегий восприятия и восприятия ||{ речи, основанные на лингвистических моделях. В Большом энцикло-J педическом словаре сказано очень коротко: «Психолингвистика — это наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний».

По этим определениям можно обобщённо проследить эволюцию взглядов на предмет психолингвистики (что естественно для любой развивающейся науки). Вначале предмет психолингвистики трактовал-как отношение интенций (речевых намерений) или состояний гово- рящего и слушающего (языковой способности) к структуре сообщений. Психолингвистика рассматривала процесс и механизм кодирования (и, • «соответственно, декодирования) при помощи системы языка. При этом !/^состояния» участников коммуникации понимались как состояния со-

10

\

110

10

11

знания. А процесс коммуникации рассматривался как процесс передачи информации от одного индивида к другому.

Далее появилась идея речевой деятельности не только как двучленной (языковая способность — язык), а как трёхчленной системы (языковая способность — речевая деятельность — язык). При этом речевая деятельность стала пониматься не как простой процесс кодирования или декодирования заранее данного содержания, а как процесс, в котором это содержание формируется. Параллельно расширялось и углублялось понимание языковой способности: она стала соотноситься не только с сознанием, но с целостной личностью человека. Претерпела изменение и трактовка речевой деятельности: её стали рассматривать в аспекте общения. Само^ общение стало рассматриваться не просто как передача информации от одного индивида к другому, а как процесс внутренней саморегуляции социума (общества, социальной группы).

Таким образом, изменилась не только трактовка языковой способности и речевой деятельности, но и трактовка самого понятия языка. Если раньше язык понимался как система средств кодирования или декодирования, то теперь он трактуется в психолингвистике как система ориентиров, необходимая для деятельности человека в окружающем его вещном и социальном мире. Важным является (для отечественной психолингвистики особенно) и вопрос об «образе мира» человека, который получает своё обозначение с помощью знаков языка.

Не давая своего определения психолингвистики, предоставим возможность читателю самостоятельно выбрать наиболее понятное ему определение, а ещё лучше — составить собственное представление о психолингвистике после усвоения всего курса этой замечательной науки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. А. Леонтьев психолингвистика как наука о речевой деятельности

    Документ
    Термин «психолингвистика» не слишком благозвучен. Но модель, по которой он образован, смело можно назвать продуктивной для метаязыка современной науки.
  2. Тема Психолингвистика как наука о речевой деятельности план

    Темы рефератов
    1.1. Наука, которая занимается изучением и описанием особенностей порождения, понимания, функционирования и развития речи, называется психолингвистикой.
  3. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: Изд-во: аст, 2007. 318 с

    Документ
    В учебнике изложена история возникновения и развития науки о речевой деятельности, представлены важнейшие теоретические положения психологии речи по данной проблеме.
  4. Учебно методический комплекс дисциплины дн(М). Р3 Основные направления современной науки о языке основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению

    Основная образовательная программа
    УМК включает в свой состав: учебную и рабочую программы, темы семинарских занятий, список обязательной и дополнительной литературы, темы рефератов и вопросы к экзамену.
  5. Курс Учебно-методические материалы по дисциплине Основы психолингвистики и социолингвистики Автор-разработчик

    Документ
    Термин «психолингвистика» был впервые употреблен в СЩА в 1946 г., но вошел в научный обиход лишь в 1953 г., когда, получив определенное содержание, он стал обозначать формировавшуюся новую научную теорию.

Другие похожие документы..