Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
НПП МАРС-ЭНЕРГО проводит плановый анализ качества выпускаемой нашим предприятием продукции и оказываемых услуг с целью их непрерывного улучшения на б...полностью>>
'Решение'
История предприятия начинается с 1939 года, когда на базе кожевенного завода была организована артель «Красный столяр». В 1956 году на базе артели был...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Целью учебного курса является углубленное изучение основополагающих классических и современных работ по психоаналитической интерпретации сновидений. Р...полностью>>
'Кодекс'
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской...полностью>>

Общая часть (1)

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Восточно-Сибирский филиал

ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (г. Иркутск)

УГОЛОВНОЕ ПРАВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Учебно-методическое пособие

для семинарских и практических занятий

Составитель к.ю.н. Л. М. Иванова

Иркутск

2010

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Уголовный закон 18

Тема 3. Понятие преступления 27

Тема 5. Объект преступления 34

Тема 6. Объективная сторона преступления 39

Тема 7. Субъективная сторона преступления 46

Тема 8. Субъект преступления 53

Тема 9. Стадии совершения преступления 60

Тема 11. Множественность преступлений 75

Тема 12. Обстоятельства, исключающие преступность деяния 80

Тема 13. Понятие и цели наказания. Система и виды наказаний 89

Тема 15. Освобождение от уголовной ответственности 102

Тема 16. Освобождение от наказания 107

Тема 17. Особенности уголовной ответственности 112

и наказания несовершеннолетних 112

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Изучение Общей части уголовного права на втором курсе юридического факультета охватывает начальный этап двухгодичного изучения уголовного права. На этом этапе студентам предстоит усвоить материал Общей части уголовного права и познакомиться со значительным объемом составов преступлений, предусмотренных его Особенной частью. Целью настоящего пособия является оказание помощи студентам, обучающимся по специальности 030501(65) «Юриспруденция», в изучении курса «Уголовное право. Общая часть», а также облегчение поиска специальной литературы, необходимой для систематизированного освоения материала и более глубокого его осмысления.

В пособии содержится примерный тематический план семинарских (практических) занятий и перечень основной литературы по курсу. По каждой теме, выносимой на теоретический семинар (практическое занятие), даются: перечень вопросов для обсуждения, тематика сообщений и докладов, контрольные вопросы и задания, задачи (казусы), а также список дополнительной литературы1.

Форма проведения конкретного занятия, а также оптимальное соотношение теоретических вопросов и практических заданий, выносимых на каждое из них, определяется преподавателем, ведущим занятия в академической учебной группе, с учетом количества часов, предусмотренных тематическим планом.

Учебные задания, включенные в пособие, могут использоваться не только для проведения аудиторных занятий под руководством преподавателя, но и на заседаниях научного студенческого кружка по уголовному праву, для самостоятельной работы студентов.

Целями семи­нарских и практических занятий по уголовному праву является:

  • закрепление учебного материала, который дается студентам на лекциях и который они получают в процессе самостоятельной работы;

  • углубленное изучение наиболее сложных проблем курса;

  • формирование самостоятельности мышления, способности отстаивать собственную позицию;

  • приобретение навыков толкования и применения норм уголовного права в конкретных ситуациях;

  • приобретение навыков публичного выступления и делового общения;

  • воспитание у студентов профессионального отношения к уголовному закону как нормативному основанию борьбы с пре­ступностью.

Подготовка к семинарским (практическим) занятиям предполагает ознакомление с со­держанием планов занятий, изучение законодательства, лекционного ма­териала, судебной практики, специальной науч­ной литературы, перечень которой приведен в настоящем посо­бии. Выбор дополнительных источников производится по рекомендации пре­подавателя либо студентами самостоятельно. Готовясь к семинарским (практическим) занятиям, рекомендуется конспектировать указанные источники, а также отвечать на кон­трольные вопросы и выполнять задания, приводимые к каждой теме. По вы­бору преподавателя выполнение отдельных из них может быть обязательным.

Необходимым условием надлежащего усвоения материала является изучение постановлений Пленума Верховного Суда РФ, а также не противоречащих законодательству Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда СССР, систематизированных в специальных изданиях, указанных в настоящем пособии.

Используя те или иные литературные источники, следует иметь в виду, что содержание некоторых из них устарело в связи с развитием законодательства, а потому требует известной корректировки. При изучении нормативных предписаний, по которым в литературе ведутся дискуссии, целесообразно определять собственную позицию.

Выступления студентов на занятиях должны с достаточной степенью полноты раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию следует аргументировать, используя при этом ссылки на точки зрения, излагае­мые в литературе, на законодатель­ные и иные источники.

Семинар предполагает творческие дискуссии, активный обмен мнения­ми по поставленным вопросам, обсуждение сообщений, фиксированные вы­ступле­ния. На семинарских занятиях может быть использована и система докладов. Темы докладов распределяются на предыдущем семинарском занятии по вы­бору студентов. Оптимальная продолжительность доклада по одному вопросу – до десяти минут. По наиболее сложным вопросам на доклад может быть отве­дено и более продолжительное время. В дискуссии по об­суждаемому вопросу могут принимать участие все желающие. При оценке доклада учитываются: ак­туальность освещаемого вопроса; объем использованных литературных источ­ников, их критический анализ; владение материалом; умение выделить наибо­лее важные моменты проблемы и донести их до аудитории слушателей.

В ходе практических занятий целесообразно решение задач, пред­ставляющих собой казусы (ситуации из судебной практики), содержащиеся в настоящем пособии или специальных практикумах по Общей части уголовного права. Для удобства использования задачи, включенные в пособие, имеют сквозную нумерацию. По отдельным темам (например, «Состав преступления», «Понятие и цели наказания. Система и виды наказаний») решение казусов не предусматривается.

Решение задач предполагает постановку студента на место практического работника и обязывает его выявить круг вопросов, возникающих в процессе расследования и судебного рассмотрения уголовных дел.

Приступая к решению задачи, необходимо усвоить нормативный материал, отработать теоретические вопросы по соответствующей теме, используя при этом рекомендованную литературу. Следует также ознакомиться с опубликованными материалами судебной практики.

Задача должна быть внимательно прочитана с тем, чтобы ни одна деталь не осталась неучтенной, так как иногда именно она содержит необходимые для верного решения данные. Кроме того, необходимо точно усвоить, что требуется от принимающего решение, на какие конкретно вопросы, и в какой их постановке ему надлежит отвечать. Задача решается только на основании тех обстоятельств, которые прямо в ней сформулированы, если иное не оговорено. Эти обстоятельства нужно считать установленными и доказанными.

Важным этапом решения является поиск правовых норм, в соответствии с которыми оно принимается, их анализ и сопоставле­ние. Отвечая на поставленные в задаче вопросы, нельзя ограничи­ваться ответами, например: «Да, подлежит» или «Нет, не являет­ся» и т.д. Решение должно быть мотивированным, т.е. содержать обоснование, аргументы, суждения, из которых оно следует. Толь­ко тогда, когда принятое решение обосновано приведенными над­лежащими правовыми нормами, задачу можно считать решенной. Таким образом, окончательное решение казуса должно быть юридически аргументированным и содержать ссылку на соответствующую норму права.

Решение задачи оформляется в письменном виде и проверяется преподавателем.

При пропуске студентом семинарских (практических) занятий либо ненадлежащей подготовке к ним их темы должны быть от­работаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем мо­жет осуществляться в форме конспектирования тем, подготовки рефератов, пись­менных и устных ответов по отдельным вопросам.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

(для очной формы обучения)

п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Понятие, задачи, система и принципы уголовного права Российской Федерации

2

2.

Уголовный закон. Действие уголовного закона

4

3.

Понятие преступления

2

4.

Состав преступления

2

5.

Объект преступления

2

6.

Объективная сторона преступления

4

7.

Субъективная сторона преступления

4

8.

Субъект преступления

2

9.

Стадии совершения преступления

2

10.

Соучастие в преступлении

4

11.

Множественность преступлений

2

12.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния

4

13.

Понятие и цели наказания. Система и виды наказаний

4

14.

Назначение наказания

4

15.

Освобождение от уголовной ответственности

2

16.

Освобождение от наказания

2

17.

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

2

18.

Принудительные меры медицинского характера

2

19.

Конфискация имущества

2

Итого

52

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовые акты

Конституция РФ : принята 12 декабря 1993 г. – М. : Проспект, 1999.

Декларация прав и свобод человека и гражданина // Государство и право. – 1992. – № 4.

Уголовный кодекс РФ. – М. : Проспект, 2007.

Уголовный кодекс РФ : Текст и справочные материалы : с изм. на 01.08.2007 г. – М. : Эксмо, 2007.

Учебники, учебные и справочные пособия, комментарии

Аминов Д.И. Задачи, схемы и алгоритм квалификации по уголовному праву : Общая и Особенная части. Уч. пособие / Д.И. Аминов, В.П. Ревин. – М. : Щит-М, 2000.

Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть : учебник / Н.И. Ветров. – М., 2002.

Гришин А.В. Справочник по уголовному праву РФ / А.В. Гришин. – М. : Экзамен, 2006.

Здравомыслов Б.В. Уголовное право России : учебник / Б.В. Здравомыслов. – М. : Юристъ, 2002.

Комментарий к Уголовному кодексу РФ / под общ. ред. В.М. Лебедева. – М. : Норма, 2003.

Комментарий к Уголовному кодексу РФ / под общ. ред. В.М. Лебедева. – М. : Юрайт-издат, 2005.

Комментарий к Уголовному кодексу / отв. ред. А.И. Рарог. – М. : Проспект, 2004.

Комментарий к УК РФ / под ред. Ю.И. Скуратова. – М. : Юристъ, 2000.

Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам / под общ. ред. В.М. Лебедева и Б.Н. Топорнина. – М., 1999.

Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. – М., 2001.

Конституция РФ. Комментарий. – М., 2004.

Курс российского уголовного права : Общая часть / под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова. – М., 2001.

Курс уголовного права. Том 1. Общая часть. Учение о преступлении / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. – М. : ИКД «Зерцало-М», 2002.

Курс уголовного права. Том 2. Общая часть. Учение о наказании / под ред. Н.Ф.Кузнецовой, И.М. Тяжковой. – М. : ИКД «Зерцало-М», 2002.

Лесниевски-Костарева Т.А. Уголовное право. Словарь-справочник / Т.А. Лесниевски-Костарева. – М., 2002.

Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций / А.В. Наумов. – М., 2004.

Полосин Н.В. Уголовное право России / Полосин Н.В., С.А. Скворцова. – М. : Инфра-Норма М, 2003.

Практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. Х. Д. Аликперова, Э. Ф. Побегайло. – М., 2001.

Рарог А.И. Уголовное право России : Общая часть / А.И. Рарог. – М. : Юристъ, 2003.

Российское уголовное право. Общая часть : учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. – М., 2000.

Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам. С комментариями и пояснениями / под ред. В.И. Радченко. – М., 2000.

Сборник действующих постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924-1951 гг. / под ред. А.А. Волина. – М. : Юриздат, 1952.

Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам : С комментариями и пояснениями / сост. и автор комментариев А.С. Михлин ; отв. ред. В.И. Радченко. – М. : БЕК, 1999.

Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, 1924-1977 : В 2 ч. – М. : Известия, 1980-1981.

Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда РФ по уголовным делам / сост. С.Г. Ласточкина. – М., 2003.

Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда РФ по уголовным делам / сост. С.Г. Ласточкина. – М., 2004.

Словарь по уголовному праву / отв. ред. А. В. Наумов. – М., 1997.

Судебная практика по уголовным делам / сост. Г.А. Есаков. – М. : Проспект, 2005.

Судебная практика по уголовным делам. Ч. 2. / сост. С.А. Подзоров. – М. : Экзамен, 2001.

Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Общая часть. Т. 1-2 / Н.С. Таганцев. – М., 2001.

Уголовное право. Общая часть : учебник / отв. ред. И.Я. Козаченко. – М. : Норма, 2008.

Уголовное право РФ. Общая часть / под ред. А.И. Рарога. – М : Юристъ, 2002.

Уголовное право России. Часть Общая : учебник для вузов / отв. ред. проф. Л.Л. Кругликов. – М. : Волтерс Клувер, 2005.

Уголовное право России / под ред. Н.И. Ветрова. – М., 2001.

Уголовное право России. Общая часть : учебник / под ред. И.Э. Звечаровского. – М. : Юристъ, 2004.

Уголовное право РФ. Общая часть : учебник / под ред. И.Э. Звечаровского. – М. : Юристъ, 2005.

Уголовное право России. Общая часть : учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунеева, А.В. Наумова. – М., 2003.

Уголовное право России / под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. – М. : Юристъ, 2004.

Уголовное право России в вопросах и ответах. – М. : Проспект, 2006.

Циндяйкина К.Ю.Уголовное право России в схемах и таблицах / К.Ю. Циндяйкина. – М. : Проспект, 2006.

Энциклопедия уголовного права. Т. 1. – СПб. : издание проф. В.Б. Малинина, 2005.

Тема 1. Понятие, задачи, система и принципы уголовного права Российской Федерации

(2 часа)

Основные вопросы

  1. Понятие уголовного права, его предмет и метод.

  2. Задачи уголовного права.

  3. Система уголовного права.

  4. Уголовная политика. Роль уголовного законодательства в реа­лизации уголовной политики.

  5. Наука уголовного права.

  6. Понятие и содержание уголовно-правовых отношений.

  7. Понятие и содержание уголовной ответственности, ее отличие от иных видов ответственности.

  8. Возникновение, реализация и прекращение уголовной ответственности.

  9. Принципы уголовного права.

  10. Взаимосвязь уголовного права с другими отраслями права и меж­дународными договорами.

Темы сообщений и докладов

  1. Уголовная политика России на современном этапе.

  2. Уголовная ответственность и уголовно-правовые отношения.

  3. Принцип гуманизма и его содержание.

Контрольные вопросы и задания
  1. Как соотносятся понятия «уголовное право» и «уголовное законодательство?

  2. В чем заключалась классовая направленность уголовного права России советского периода?

  3. Покажите на конкретных примерах, как соотносится содержание уголовного права как отрасли права и науки уголовного права.

  4. Совпадают ли понятия «предмет уголовно-правового регулирования» и «предмет уголовно-правовой охраны»?

  5. Существуют ли в уголовном праве поощрительные нормы?

  6. Докажите, что уголовное право выполняет и регулятивную функцию.

  7. Кто является субъектами уголовно-правовых отношений?

  8. Что такое «институт уголовного права»?

  9. Изменены ли в УК РФ 1996 г. задачи уголовного права по сравнению с УК РСФСР 1960 г.?

  10. Каким Вам видится соотношение уголовного права и криминологии?

  11. Что является предметом уголовной политики?

  12. Какие объективные и субъективные факторы обусловливают существование уголовной ответственности?

  13. Как соотносятся понятия «уголовная ответственность» и «уголовно-правовое отношение»?

  14. Назовите точки зрения, касающиеся понятия уголовной ответственности.

  15. Возможна ли негативная (ретроспективная) уголовная ответственность невменяемых, малолетних, невиновно действующих?

  16. Можно ли вести речь об уголовной ответственности, если лицо, нарушившее уголовно-правовой запрет, освобождено от нее на основании ст. 75 УК РФ?

  17. Каковы начальный и конечный моменты реализации уголовной ответственности?

  18. Ссылаясь на конкретные международно-правовых актов докажите, что уголовное право основано на принципах, отражающих общечеловеческие ценности.

  19. Применимо ли к уголовному праву деление принципов на общеправовые, межотраслевые, отраслевые и характерные для отдельных институтов права?

  20. Докажите, что институт освобождения от уголовной ответственности (см. ст. 75–78, 90, примечания к ст. 205, 2051, 206 УК РФ и др.) не подрывает принцип равенства граждан перед законом.

  21. Среди принципов уголовной ответственности не нашлось места идее дифференциации и индивидуализации ответственности. Не проистекает ли она из какого-либо принципа, указанного в ст. 3–7 УК РФ?

  22. Каким Вам видится соотношение принципов законности и равенства, законности и справедливости, справедливости и гуманизма?

  23. Что такое объективное вменение? С каким принципом оно не согласуется?

  24. Кого, на Ваш взгляд, касается принцип гуманизма – преступника или потерпевшего?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общая часть Введение

    Документ
    Готовые строганные бруски размерами и количеством согласно спе- цификаций поступают частично для прессования гнутовыклейных заготовок для филенок дверей в
  2. Общая часть раздел общие положения глава Основные положения Статья Отношения, регулируемые настоящим Кодексом

    Статья
    . Ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, не предусмотренных настоящим Кодексом.
  3. Общая часть (9)

    Кодекс
    Действия уголовного закона в пространстве по Российскому уголовному законодательству. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступления вне пределов Российской Федерации по Уголовному кодексу РФ.
  4. Общая часть (11)

    Анкета
    Первая анкета заполняется лично Вами, если Вы сами являетесь руководителем, Вашим непосредственным руководителем и другими руководителями аптек, аптечных пунктов.
  5. Общая часть (6)

    Семинар
    При подготовке к семинарским и практическим занятиям студенты вновь обращаются к ранее пройденному материалу. В процессе самостоятельной работы студентам необходимо ориентироваться на лекционные материалы, а также учебную и научную
  6. Общая часть (7)

    Планы семинарских занятий
    3. Источники уголовно-процессуального права: понятие, виды и характеристика. Международные нормы о правах человека как источник уголовно-процессуального права.

Другие похожие документы..