Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занят...полностью>>
'Программа дисциплины'
Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по следующим специальностям...полностью>>
'Документ'
В ходе выполнения работ Ваши специалисты сталкиваются с определенными сложностями, связанными с долговременными командировками, отсутствием деловых с...полностью>>
'Доклад'
В распоряжении "Известий" оказался сенсационный доклад, подготовленный российскими учеными. Они проанализировали экономическое положение тех...полностью>>

Программа-минимум кандидатского экзамена по истории науки введение

Главная > Программа-минимум
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Примерные темы рефератов

1. Значение истории философии для человеческой культуры и для самой философии.

2. Значение истории науки для конкретной научной деятельности и ис­тории философии для профессионального творческого философствования.

3. Разделение истории философии на исторические этапы. Регионально-культурные образования. Философские направления и школы.

4. Античная философия, ее специфика.

5. Первые греческие мудрецы. Преднаучное и предфилософское знание в их синтезе.

6. Эволюция понятия первоначала в ранней античной философии: ио­нийские философы, Гераклит, элейцы, атомисты, Эмпедокл, Парменид, Зе-нон.

7. Пифагор и пифагорейцы: единство древнегреческой математики и фи­лософии. Пифагорейский союз.

8. В чем специфика древнегреческого атомизма? «Атом» как результат видоизменения понятия первоначала. Значение понятия «атом» для исто­рии науки.

9. Сократ, его жизнь, мученическая смерть, идеи его устного учения. Влияние Сократа на человеческую мысль.

10. Диалогическая форма сочинений Платона и платоновская диалектика.

11. Платоновское учение об идеях: мифологические и философские эле­менты. Мир идей, мир вещей, мир чисел.

12. Аристотель, его жизнь и сочинения. Энциклопедический ум Аристо­теля. Синтезирование различных областей знания. Теоретическая и практи­ческая философия.

13. Этика и социальная философия Аристотеля.

14. Эпикур и эпикуреизм: единство физики и этики.

15. Неоплатонизм. Своеобразие философии Плотина.

16. Патристика как философия раннего Средневековья. Разделение на раннюю, зрелую и позднюю патристику.

17. Аврелий Августин и его «Исповедь»: многовековое влияние на теоло­гию, философию, культуру в целом. Августинизм в средневековой филосо­фии (Дуне Скот).

18. Борьба реализма и номинализма в средневековой философии.

19. Влияние Фомы Аквинского на религиозно-философскую мысль.

20. Специфические особенности философии Нового времени по сравне­нию с философией предшествующих и последующих периодов.

21. Р. Декарт: единство науки и философии.

22. Философия Спинозы как единство гносеологии, антропологии и этики.

23. Отражение эпохи войн и революций в социальной философии Т. Гоббса. Учение о «естественном состоянии человеческого рода» и возник­новении государства, собственности в философии Гоббса и Дж. Локка.

24. Философы XVII в. о роли общественного договора, о правах челове­ка, разделении властей и веротерпимости.

25. Г.В. Лейбниц: путь от механицизма к динамической картине мира. Лейбниц как ученый и философ.

26. Историческая роль философии Просвещения.

27. Немецкая классическая философия как (относительно) единое философско-культурное образование. Особенности немецкой классической мысли.

28. Докритический период в развития философии И. Канта: основные произведения и идеи.

29. «Критика чистого разума» — великое философское произведение И. Канта.

30. Учение И.Г. Фихте о человеке. Деятельная сущность человека. Свобо­да и равенство — главные социальные ценности.

31. Вклад Ф.В. Шеллинга в диалектическое понимание природы. Фило­софия естествознания Шеллинга.

32. Философская система зрелого Гегеля, ее основные разделы и их внут­реннее подразделение.

33. К. Маркс как идеолог, политик, экономист и роль философии в обос­новании идеологии марксизма.

34. Специфические особенности русской философии и ее роль в разви­тии российской и мировой культуры.

35. Роль М.В. Ломоносова в развитии российской науки и культуры. Фи­лософские идеи Ломоносова.

36. Размежевание славянофилов и западников и его отражение в фило­софских дискуссиях.

37. Специфика философского учения B.C. Соловьева о Всеединстве.

38. Критика «отвлеченных начал» и обоснование цельного знания в фи­лософии B.C. Соловьева.

39. Философское учение Н.А. Бердяева. Философия Бердяева в контек­сте западных философских учений XX в. (философия жизни, феноменоло­гия, экзистенциализм, персонализм).

40. Философия жизни, новая онтология, новый мистицизм С. Франка. Учение об идеальном бытии.

41. Специфика интуитивизма Н.О. Лосского.

42. Позитивизм в философии.

43. «Философия жизни» и ее формы.

44. Влияние А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше на развитие фи­лософии XIX—XX в.

45. Неокантианские школы и их критическая ревизия философии И. Канта.

46. Феноменологическая философия Э. Гуссерля и его последователей. Причина ее усиливающегося влияния.

47. Экзистенциалистская философия в XX в.

48. Драма жизни и философия М. Хайдеггера. «Бытие и время» и основ­ные проблемы онтологии XX—XXI вв.

49. Философия науки в XX в., ее основные идеи и перспективы развития.

50. Отношение к науке и технике в философии XX в. Антитеза сциентиз­ма и антисциентизма. ...

51. «Постмодернизм» в философии и культуре.

68

52 Современные споры по проблемам либерализма, прав и свобод чело­века социальной справедливости, правового государства.

53 Современная философия науки и ее связь с историей философии.

IV. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

Введение

Основу настоящей программы составляет учебная дисциплина «История политических и правовых учений». Программа разработа­на Институтом государства и права Российской академии наук и одобрена экспертными советами по истории и по праву Высшей ат­тестационной комиссии Минобразования России.

1. Предмет и методология истории учений о праве и государстве

Право и государство как объекты исследований с позиций юрис­пруденции, философии и других смежных дисциплин.

Предмет и методология истории учений о праве и государстве. Концептуально-теоретическое выражение в истории учений о праве и государстве прогресса в сфере политико-правовой мысли.

Взаимосвязи преемственности и новизны в истории учений о праве и государстве.

2. Государственно-правовая мысль в странах Древнего Востока

Государственно-правовая мысль в Древнем Китае. Представления о естественной справедливости в концепции даосизма (Лао-цзы). Патриархально-патерналистская концепция государства Конфуция, его взгляды о соотношении нравственности и закона. Мо-цзы о ес­тественном равенстве людей и договорном происхождении государ­ства. Концепция легизма (Шан Ян, Хань Фэй и др.).

Государственно-правовая мысль в Древней Индии. Учение брахма­низма («Законы Ману») о дхарме и кастовом строе общества. Идеи естественного закона и равенства людей в буддизме. Положения • трактата «Артхашастра» о задачах изучения закона и политики.

3. Учения о праве и государстве в Древней Греции

У истоков древнегреческой государственно-правовой мысли. Идеи Пифагора и пифагорейцев о праве и справедливости в полисе как «воздаянии другому равным».

Учения софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт, Ликоф-рон, Алкидам и др.) о различении и соотношении естественного права (права по природе) и полисных законов, о свободе и равенст­ве всех людей по естественному праву.

Учение Сократа о разумных и справедливых основах полиса и его законов, о понятийном единстве справедливого и законного.

Учение Платона о совершенном государстве и разумном законе, идеи о естественном праве и равенстве.

Учение Аристотеля о праве и государстве. Этика, политика и пра­во. Концепция человека как «политического существа». Учение о формах правления, о естественном и волеустановленном праве, о двух видах справедливости.

Договорная концепция справедливости в учении Эпикура о госу­дарстве, естественном праве и законах полиса.

Древнегреческие стоики (Зенон, Хрисипп) о естественном праве, полисе и его законах.

Учение Полибия о формах правления.

4. Учения о праве и государстве в Древнем Риме

Учение римских юристов о праве и государстве. Формирование и развитие юриспруденции как самостоятельной науки о праве и государстве. Различение и соотношение естественного и позитивного права. Концепция справедливого закона.

Естественно-правовое учение Цицерона о государстве и его зако­нах. Трактовка государства как «дела народа» и «общего правопоряд­ка». Концепция смешанной формы правления.

Учение римских стоиков (Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет) об универсальном естественном праве и космополисе (вселенском ес­тественном государстве).

Учение Августина о «двух градах», его концепция естественного права.

5. Учения о праве и государстве в Средние века

Учение Фомы Аквинского о праве и государстве. Виды законов. Учение о формах правления.

Учение Марсилия Падуанского о праве и государстве. Концеп­ция народного суверенитета.

Естественно-правовые учения средневековых юристов о справед- ■ ливом законе (представители Павийской школы, постглоссаторы).

Легистские концепции права и государства (глоссаторы, предста­вители гуманистической школы в юриспруденции).

Вклад средневековых юристов в развитие юридической науки, в и систематизацию действующего права и в процесс рецепции римско­го права в странах Западной Европы.

Формирование и развитие государственно-правовой мысли вп странах Арабского Востока.

6. Учения о праве и государстве Нового времени

Учение Н. Макиавелли о праве и государстве. Его концепция со­отношения морали, политики и закона.

Государственно-правовые идеи Реформации (М. Лютер, Ж. Каль­вин).

Учение Ж. Бодена о праве и государстве. Его концепция государ­ственного суверенитета.

Учение Ф. Бэкона о праве и государстве. Концепция естествен­ного права и «хорошего закона».

Учение Г. Гроция о праве и государстве. Соотношение естествен­ного, внутригосударственного и международного права. Договорная теория государства. Разработка «научной формы» юриспруденции.

Учение Б. Спинозы о естественном и позитивном праве. Концеп­ция договорного происхождения государства.

Учение Т. Гоббса о естественном состоянии и договорном учреж­дении абсолютистского государства. Концепция права как приказа суверена.

Учение Дж. Локка о праве и государстве. Договорная концепция государства и теория разделения властей. Неотчуждаемые естествен­ные права человека.

Учение С. Пуфендорфа о праве и государстве. Соотношение есте­ственного и позитивного права. Концепция договорного происхож­дения государства. Формы правления. Концепция развития юрис­пруденции.

Учение Г.В. Лейбница о праве и государстве. Концепция «рацио­нальной юриспруденции».

Учение Ш.Л. Монтескье о праве и государстве. «Дух законов» и позитивное право. Теория разделения властей и ее влияние на разви­тие учений о правовом государстве.

Учение Ж.Ж. Руссо о праве и государстве. Демократическая кон­цепция общественного договора и обоснование суверенитета наро­да. «Воля всех» и «общая воля». Концепция закона.

Учение Ч. Беккариа о праве и государстве. Концепция гуманис­тических юридических ценностей и цивилизованного правосудия.

Обоснование прав человека, республиканской концепции разде­ления властей и правового государства в творчестве американских мыслителей второй половины XVIII в. (Т. Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон, Дж. Адаме, Дж. Мэдисон).

7. Западноевропейские учения о праве и государстве в XIX в.

Учение И. Канта о праве и государстве. Свобода человека как ес­тественное право. Личность и государство. Мораль и право. Право и политика. Категорические императивы относительно права и госу­дарства. Либеральная концепция правового государства. Учение о «вечном мире».

«Историческая школа права» (Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта). Обоснование идей позитивистской юриспруденции.

Философия права Г.В.Ф. Гегеля как особая философская наука (часть философии), ее предмет и метод. Понятие права и основные формы (ступени) его диалектической конкретизации: абстрактное право, мораль, нравственность (семья, гражданское общество и го- сударство). Система права как царство реализованной свободы. Концепция межгосударственных отношений.

Учение И. Бентама о праве и государстве. Утилитаристская кон­цепция юридического позитивизма. Критика естественно-правовых идей. Проекты реформирования государства, законодательства и юриспруденции.

Правовое учение Дж. Остина. Обоснование идей юридического позитивизма и аналитической юриспруденции. Определение предмета юриспруденции. Концепция «философии позитивного права».

Учение Б. Констана о праве и государстве. Права и свободы ин­дивида в античном и современном мире. Идеи конституционализма. Концепция разделения властей и правового государства.

Учение А. де Токвиля о праве и государстве. Идеи либеральной демократии. Соотношение свободы и равенства, поиски их един­ства.

Историко-материалистическое, коммунистическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса о государстве и праве как надстроечных яв­лениях классового, частнособственнического общества. Классовая сущность и функции государства и права, их исторические формы и преходящий характер. Революционный слом буржуазной политико-правовой надстройки и установление диктатуры пролетариата. От­мирание государства и права.

Учение Р. Иеринга о праве и государстве. Эволюция взглядов: от «юриспруденции понятий» к «юриспруденции интересов». Концепция юридического позитивизма. Взаимосвязи права и го­сударства.

Учение Ф. Ницше о государстве и праве как явлениях, произ­водных от «воли к власти». Аристократическая концепция естественного и позитивного права. Соотношение морали, политики и права.

8. Зарубежные учения XX в. о праве и государстве

Неокантианские концепции права. Учение Р. Штаммлера о есте­ственном праве с «меняющимся содержанием». Соотношение «за­конного неправа» и «надзаконного права» в правовом учении Г. Рад-бруха. Учение В. Науке о «правильном праве».

Неогегельянские концепции права и государства (Ю. Биндер, К. Ларенц, Д. Джентиле, Б. Телдерс и др.). Апология нацистского и фашистского тоталитаризма.

Правовые учения представителей «социологической юриспру­денции». Социология права Е. Эрлиха. Концепция «социального права» Г. Гурвича. Юридический институционализм П. Сорокина. Концепция «жизни права» О.В. Холмса. Юриспруденция как юри­дическая «социальная инженерия» в учении Р. Паунда.

Концепции «возрожденного» естественного права. Развитие идей «возрожденного» естественного права представителями различных течений юснатурализма — неотомистами (Ж. Маритен, Й. Месснер,

A. Ауэр и др.), неопротестантами (X. Домбоис, Э. Вольф, Ф. Хорст и р.), сторонниками светской концепции естественного права (Г. Роммен, Г. Райнер и др.).

Экзистенциалистские учения о праве и государстве. Трактовка

B. Майхофером «права экзистенции» как «конкретного естествен­ного права». Экзистенциальный естественно-правовой порядок как основа правового государства. Концепция Э. Фехнера: экзистенци­альное право как живое естественное право «со становящимся со­держанием». Экзистенциальное право как интуитивно переживае­мое «экзистенциально должное» в учении К. Коссио.

Онтологические учения о праве. «Строгая онтология права» Р. Марчича: концепция естественного права как препозитивной ос­новы позитивного права.

Неопозитивистские учения о праве. Разработка идей неопозити­визма в «чистом учении о праве» Г. Кельзена. Нормативистская трактовка права и государства. Неопозитивистская концепция пра­ва Г. Харта. Познавательно-критическая концепция позитивного права и аналитической юриспруденции (О. Вайнбергер, П. Колер и др.)

9. Формирование и развитие учений о праве и государстве в России

Общая характеристика процесса формирования и развития поли­тико-правовой мысли в Древней Руси. Государственно-правовые^ идеи в произведениях этого периода.

Развитие русской политико-правовой мысли в период формиро­вания централизованной русской государственности.

Политико-правовая мысль в период формирования и утвержде­ния в России абсолютной монархии.

Государственно-правовые идеи М.М. Щербатова, концепция ог­раниченной монархии.

Учение СЕ. Десницкого о праве и государстве. Проекты разделе­ния властей. Учение о естественном и позитивном праве.

Государственно-правовые взгляды А.Н. Радищева.

Государственно-правовые взгляды М.М. Сперанского. Концеп­ция государственно-правовых преобразований, кодификация рос­сийского законодательства.

Государственно-правовые программы декабристов.

Государственно-правовые концепции славянофилов и западников.

Учение К.А. Неволина о праве и государстве. Неволин как осно­ватель научного правоведения в России. Соотношение естественно­го и позитивного права. Предмет и составные части «научного зако­новедения» (юридической науки). Неволин как историк правовых и политических учений.

Государственно-правовые воззрения революционных демократов.

Государственно-правовые взгляды идеологов анархизма.

Учение о праве и государстве Б.Н. Чичерина. Предмет филосо­фии права. Естественное и позитивное право. Обоснование концеп­ции правового государства в форме конституционной монархии. Концепция истории политических учений.

Учение B.C. Соловьева о праве и государстве. Нравственность,», право, государство. Позитивное право как принудительный мини--, мум нравственности. Концепция правового государства.

Юридический позитивизм в России. Позитивистское учение о праве Г. Ф. Шершеневича. Неопозитивистские воззрения В.Д. Кат­кова.

Учение П.И. Новгородцева о праве и государстве. Нравственный идеализм в трактовке права и государства. Идеи возрождения естест­венного права.

Воззрения Н.А. Бердяева о праве и государстве. Царство Духа и царство Кесаря. Неотчуждаемые права человека как духовные права.

Государственно-правовые воззрения В.И. Ленина. Разработка положений марксистского учения о государстве и праве как над­строечных реалиях эксплуататорского общества. Концепции Рес­публики Советов и федеративного устройства СССР.

Марксистско-ленинское учение о государстве и праве как идео­логическая и теоретическая основа советской юриспруденции. Ос­новные концепции права и государства советского периода.

Развитие учений о праве и государстве в постсоветской России: основные направления, идеи, концепции.

Рекомендуемая основная литература

История политических и правовых учений: В 5 т. / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1985-1995.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 2002.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997.

История политических учений: Учебник для вузов / Под ред. О.В. Мартышина. М., 2002.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа-минимум кандидатского экзамена по истории науки I. История геологии

    Программа-минимум
    В основу программы положена история большой группы дисцип­лин, собирательно именуемых как геологические науки. В эту об­ласть входят стратиграфия, петрография, минералогия, кристалло­графия, тектоника, геофизика, геохимия, учение
  2. Программа-минимум кандидатского экзамена по истории науки I

    Программа-минимум
    В основу настоящей программы положена дисциплина «История биологии». Программа разработана Институтом истории естество­знания и техники им. СИ. Вавилова РАН и биолого-почвенным фа­культетом Санкт-Петербургского государственного университета.
  3. Программа-минимум кандидатского экзамена по истории науки I. История технических наук

    Программа-минимум
    В основу настоящей программы положены следующие дисцип­лины: история техники, история науки, история технических наук. Рассматриваются следующие проблемы: история технических зна­ний как самостоятельная область исследований; историография
  4. Программа-минимум кандидатского экзамена по истории науки I. История математики

    Программа-минимум
    Программа разработана Институтом истории естествознания и техники им. СИ. Вавилова РАН совместно с историками и филосо­фами математики Московского государственного университета им.
  5. Программа-минимум кандидатского экзамена  по «Истории и философии науки»

    Программа-минимум
    Программа ориентирует начинающих лингвистов на творческое усвоение общих методологических проблем, стоящих перед языкознанием как фундаментальной наукой, а также основных этапов развития лингвистической мысли.

Другие похожие документы..