Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Головною передумовою входження України до єдиного європейського освітянського простору є впровадження кредитно-модульної системи організації навчальн...полностью>>
'Документ'
Продукт земли, - всё, что получается с её поверхности путём соединённого приложения труда, машин и капитала, - делится между тремя классами общества,...полностью>>
'Документ'
Одним из наиболее распространенных и опасных загрязнителей окружающей среды являются органические примеси, в том числе нефтепродукты. Ни один другой з...полностью>>
'Документ'
Об утверждении Программы Волоколамского муниципального района Московской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года...полностью>>

Программа-минимум кандидатского экзамена по истории науки введение

Главная > Программа-минимум
Сохрани ссылку в одной из сетей:

7. Историческая наука в XX в.

Теория и практика мировой историографии в первой половине XX в. Осмысление опыта Первой мировой войны и актуализация вопроса о смысле и назначении истории. Создание глобальных теорий истори­ческого процесса. Теория циклического развития О. Шпенглера. Тео­рия цивилизаций А.Дж. Тойнби. Опыт национальной истории и его отражение в национальных историографических традициях. Влияние марксизма. Французская историография межвоенного периода. Со­циально-экономическая проблематика (Ф. Симиан, Э. Лабрусс) и те­ория экономических циклов. Социальная интерпретация революции (А. Матьез, Ж. Лефевр). Проблемы войны: школа П. Ренувена. Кри­зис позитивистской историографии и формирование школы «Анна­лов». История как проблема. Критика событийной истории. Обновле­ние предмета и содержания исторической науки. Человек в истории и новое понимание социальной истории. «Бои за историю» Л. Февра и «Ремесло историка» М. Блока. Историческая наука Великобритании в 1918—1945 гг. Публикации архивных документов. Конституционная и административная история. Л. Нэмир и его школа парламентской истории. Р. Тоуни. Д. Клэпем. Лондонская школа экономики и станов­ление социальной истории. Дж. Анвин и А. Пауэр. Лейбористская ис­ториография: Дж. Коул. Социальная история в интерпретации Дж.М. Тревельяна. Наступление на вигскую концепцию истории: Г. Баттерфилд. Критика позитивистской методологии Р.Дж. Коллинг-вудом и его «Идея истории». Историческая наука в США. Лидерство прогрессистской школы во главе с Ч. Бирдом. Периодизация амери­канской истории. Идея единства американской и мировой истории в трудах А. Шлезингера-ст. Экономическая интерпретация истории. История рабочего движения в США. Американские историки и про­блема изоляционизма. Германская историография в 1918—1945 гг. Проблема преемственности или разрыва с прошлым. Крушение им­перии и растущая политизация истории. «Историческая беллетристи­ка». Прусская идея в трудах И. Галлера. Ф. Мейнеке и идея дуализма силы и духа. Мейнеке о возникновении и развитии историзма. Исто­риография Третьего рейха. Тотальная идеологизация. Чистка универ­ситетской профессуры. Создание Имперского института новой Гер­мании. Передача архивов под контроль идеологического аппарата НСДАП. Расовая теория в немецкой историографии.

Становление советской историографии. Предыстория: марксист­ское направление в исторической науке России в досоветский пери­од. Исторические взгляды Г.В. Плеханова и материалистическое по­нимание истории. Проблемы новейшей истории в трудах В.И. Ленина. Схема русской истории М.Н. Покровского. Период «плюрализма» (1917 — сер. 1920-х гг.). Ученые «старой школы»: тео­ретические платформы и направления конкретных исследований (СВ. Бахрушин, М.М. Богословский, Р.Ю. Виппер, Ю.В. Готье, Н.И. Кареев, Д.М. Петрушевский, СФ. Платонов, А.Е. Пресняков и др.). Реорганизация исторического образования. Утверждение принципа партийности. Новый язык советской историографии. Роль Покровского и его школы в становлении советской историчес­кой науки. Особенности исторических дискуссий 1920-х — первой половины 1930-х гг. Превращение исторической науки во фронт классовой борьбы. «Академическое дело» и репрессии против исто­риков. Развитие организационных форм советской исторической науки в 1930—1950-х гг. Постановления партии и правительства о преподавании истории. «Краткий курс по истории ВКП(б)» и его влияние на историческую науку. Историческая наука накануне и в годы Великой Отечественной войны. Изменения в проблематике исследований по всеобщей и отечественной истории.

Историческая наука во второй половине XXв. (до 1990-хгг.). «Научная история» и проблема междисциплинарности в 1960—1970-х гг. Дискус­сии об отношениях между историей и социологией. «Новая социальная история». Парадигма социально-структурной истории. Количествен­ные методы в исторических исследованиях. Заимствование методов смежных наук (исторической демографии, социологии, антропологии, психологии) и проблема их адаптации. Движение за «историю снизу». «Новая историческая наука» и историческая антропология. От «исто­рии снизу» к «истории изнутри». Обновление концептуального аппара­та и исследовательских методов. Бум конкретных социально-историче­ских исследований. Новые исторические журналы. Изменения в системе университетского образования. Формирование новых научных центров. Деятельность исторических обществ.

Историческая наука во Франции. «Методологическая революция» школы «Анналов». «Глобальная история» и концепция историческо­го времени Ф. Броделя. «Сериальная история» П. Шоню. Дискуссии о Французской революции (Ж. Лефевр, А. Собуль, Р. Мунье, Ф. Фю-ре, Д. Рише и др.). Интерпретация перехода от феодализма к капита­лизму у М. Вовеля. Развитие исторической демографии и региональ­ной истории. «Неподвижная история» Э. Леруа-Ладюри. Труды Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа и других представителей третьего поколения школы «Анналов». «Социальная история ментальностей». История ментальностей и историческая антропология.

Историческая наука в Великобритании. Дискуссия о «старых» и «новых» путях в исторической науке. Марксистская методология ис­тории и ее творческое развитие в работах Э. Томпсона, Э. Хобсбо-ума, К. Хилла, Р. Хилтона, Дж. Рюде. Концепции «всеобщего кризи­са XVII века». Дискуссии вокруг интерпретаций Английской революции середины XVII в. «Новая рабочая история» и ее эволю­ция. Дискуссия о природе британского империализма. Г. Перкин и его концепция социальной истории. Кембриджская группа по изу­чению социальных структур и населения: от исторической демогра­фии к демосоциальной истории. У. Хоскинс и его школа локальной истории. «История снизу» и школа «Исторической мастерской» Р. Сэмюэла. Социальная антропология и история народной культу­ры (К. Томас, А. Макфарлейн, П. Берк и др.).

Историческая наука в США. От теории «консенсуса» к «новой ис­торической науке». Упадок прогрессистской школы. Рост интереса к истории идей: школа А. Лавджоя. Труды Р. Хофстедтера. Д. Бурстин. Работы A.M. Шлезингера-мл. о «Новом курсе» и циклическом раз­витии американской истории. Школы «политического идеализма» и «реальной политики» в истории международных отношений. Новые тенденции в 1960—1980-х гг. Оформление радикально-демократиче­ского направления (Д. Лемиш, С. Линд, Ю. Дженовезе): «история снизу». «Новая экономическая история» и изучение проблем про­мышленного переворота, аграрных отношений, рабовладения. Аме­риканская клиометрия: Р. Фогел, Д. Норт. «Новая рабочая история» в трудах Г. Гатмана. «Новая политическая история» о политической культуре и поведении электората (М. Холт, У.Д. Бернхэм). История внешней политики в работах Г. Колко, Т. Маккормика и др.

Историческая наука в ФРГ. Немецкий историзм в 1950—1960-х гг. Г. Риттер. Гейдельбергская школа В. Конце. Работы X. Бёме. Мар-бургская школа. Становление социально-критической школы. Раз­работка теорий модернизации. Влияние идей М. Вебера. Работы Ю. Кокки, Г.А. Винклера, В. Моммзена и др. Новая концепция не­мецкой истории Г.У. Велера. История и типология фашизма. Дискус­сии немецких историков. Немецкая историческая антропология. История повседневности. Работы А. Людтке, X. Медика, Ю. Шлюм-бома. Разработка микроисторических подходов.

Советская историография во второй половине XX в. (до начала 1990-х гг.). Идеологические кампании конца 1940-х — начала 1950-х гг. Борьба против космополитизма, гонения на историков. Историки и «холодная война». Историография в период «оттепе­ли». Основные проблемы конкретно-исторических исследований. Историографические школы в провинции. Методологические поиски и дискуссии. Новые «заморозки» и свертывание научных дискуссий. Приоритетные темы и существование неофициальной историографии. Проблемы отечественной и всеобщей истории в советской историографии конца 1950-х — первой половины 1980-х гг. Перестройка, диалог с мировой наукой и «возвращение» дореволюционного наследия.

Историография на рубеже веков. Ломка общекультурной пара­дигмы и «критический поворот» в историографии на рубеже 1980— 1990-х гг. «Эпистемологическая революция» и переопределение предмета исторического знания. Роль нарратива. Проблема опо­средовании: язык и текст. Переосмысление природы историческо­го источника и исторического факта. От «воссоздания» прошлого к его «конструированию». Методология и практика исторического постмодернизма. Конец идеологии прогресса. Отказ от синтетиче­ских построений. «История в осколках»: фрагментарное видение прошлого. Теоретико-методологические дискуссии середины 1990-х гг. «Новая культурная история» и ее ведущие представители. Дискуссии о соотношении микро- и макроанализа в зарубежной и российской историографии. Итальянская микроистория и немец­кая история повседневности. Казуальный подход. Поиски «другой социальной истории».

Рекомендуемая основная литература

Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

Бычков СП, Корзун В.П. Введение в отечественную историографию XX ве­ка. Омск, 2001.

Гене Б. История и историческая культура на средневековом Западе. М., 2002.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

Историки России. XVIII — начало XX века. М., 1996.

Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М., 1990.

Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Аме­рики. М., 2000.

Историческая наука в России в XX веке. М., 1997.

К новому пониманию человека в истории: Очерки развития современной за­падной исторической мысли / Под ред. Б.Г. Могильницкого. Томск, 1994.

Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX века. Кризис историз­ма. Томск, 2001. Вып. 1.

Портреты историков. Время и судьбы: В 2 т. (Т. 1. Отечественная история; Т. 2. Всеобщая история). М., 2000.

Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998.

Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. М., 1997.

Дополнительная литература

Биск И. История исторической мысли в новое время. Иваново, 1983.

Гутнова Е.В. Историография средних веков. М., 1985.

НемировскийА.И. У истоков исторической мысли. Воронеж, 1979.

Приселков М.Д. История русского летописания XI—XV вв. СПб., 1996.

Примерные темы рефератов

1. Исторический метод Геродота и «прагматическая история» Фукидида.

2. История, риторика, мораль в греко-римской традиции.

3. Лукиан из Самосаты: первая попытка создания теории историописания.

4. Основы христианской хронологии истории.

5. Византийская традиция историописания.

6. Характерные черты средневекового историзма и жанры средневековой историографии.

7. Русская летописная традиция: своеобразие и этапы развития.

8. Историки итальянского Возрождения: политическая и риторическая школы.

9. Историография эпохи Реформации и Контрреформации.

10. Западноевропейская историография в XVII — первой половине XVIII в.

11. Русская историческая мысль в первой половине XVIII в. и «История Российская» В.Н. Татищева.

12. «Философская история» XVIII в.

13. Западноевропейская историография в первой половине XIX в.

14. Л. фон Ранке и его критический метод.

15. Концепция всеобщей истории Т.Н. Грановского. . , ,

16. Н.М. Карамзин и «История государства Российского».

17. Исторические взгляды СМ. Соловьева.

18. К. Маркс и материалистическое понимание истории.

19. И.Г. Дройзен и его «Историка».

20. Историческая концепция и теоретико-методологические воззрения В.О. Ключевского.

21. Учение о культурно-исторических типах Н.Я. Данилевского.

22. Проблемы всеобщей истории, философии истории и теории истори­ческого познания в трудах Н.И. Кареева.

23. Б. Кроче и его «Теория и история историографии».

24. А.С. Лаппо-Данилевский и методология источниковедения.

25. Культурно-историческое направление в российской историографии.

26. Глобальные теории исторического процесса в историографии первой половины XX в. (О. Шпенглер и А.Дж. Тойнби).

27. Р. Дж. Коллингвуд и его «Идея истории».

28. «Методологическая революция» школы «Анналов».

29. «Новая социальная история» и историческая антропология.

30. «Критический поворот» в историографии на рубеже 1980—1990-х гг.

II. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Введение

Настоящая программа ориентирована на подготовку соискателей ученой степени кандидата наук, занимающихся научно-исследова­тельской работой в области экономических наук, к экзамену по об­щенаучной дисциплине «История и философия науки».

Программа подготовлена при участии государственного универ­ситета — Высшей школы экономики и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и одобрена экспертными советами по ис­тории и по экономике Высшей аттестационной комиссии Минобра­зования России.

1. История экономической теории

1.1. Экономическая мысль ранних доиндустриальных обществ: от зарождения до первых теоретических систем

1.1.1. Экономическая мысль Древнего мира

Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилон, Египет, Ин­дия, Китай) и античного общества (Греция и Рим). Философские сочинения и хозяйственные рекомендации как основные источники экономической мысли. Ксенофонт, Платон и Аристотель как основ­ные теоретики экономической мысли Античности. Появление тер­мина «экономика». Понятие богатства, разделения труда, товара и денег. Учение Аристотеля об экономике и хрематистике как первый опыт систематизации экономических отношений. Экономические взгляды античных христианских теоретиков.

1.2. Экономические учения эпохи Средневековья и генезис рыночной экономики

Экономическая мысль европейского Средневековья. Экономи­ческие идеи в «Капитулярии о виллах». Канонисты, Фома Аквин-ский и Николай Орезм как теоретики экономический мысли Сред­невековья. Экономическая мысль мусульманского Средневековья. Экономические воззрения Валиэддина ибн Хальдуна. Роль эконо­мики в теории развития общества. Систематизация экономических отношений. Понятия цены, торговой прибыли и денег.

1.3. Западноевропейский меркантилизм

Экономическая мысль эпохи первоначального накопления капита­ла в Западной Европе. Меркантилизм как учение торговой буржуазии. Роль государства в экономике и рекомендации в области экономичес­кой политики. Особенности меркантилизма в отдельных странах: Ан­глии (У. Стаффорд, Т. Мен), Франции (Ж.Б. Кольбер, А. Монкретьен) и Италии (Г. Скаруффи, А. Серра).

4. Становление отечественной экономической мысли

Общественные отношения Древней Руси в период централизо­ванного Киевского государства и феодальной раздробленности и их влияние на экономическую мысль. Экономическая мысль в «Рус­ской правде» и «Поучении» Владимира Мономаха.

Общественные отношения Московской Руси в период формиро­вания централизованного государства и их влияние на экономичес­кую мысль. Хозяйственные принципы в «Домострое» Сильвестра. Экономические взгляды Ермолая-Еразма в сочинении «Благохотящим царем правительница и землемерие». Роль государства в проек­тах И. Пересветова.

Особенности меркантилизма в России (А. Ордин-Нащокин и Ф. Салтыков). Экономическая мысль в трактатах о государственном управлении (Ю. Крижанич «Политика» и И. Посошков «Книга о скудости и богатстве»). Особенности экономических реформ в Рос­сии XVIII в. (от Петра I до Екатерины II). Экономические сочине­ния А. Волынского и В. Татищева. Экономические воззрения М. Ло­моносова.

1.2. Экономические концепции эпохи промышленной революции: период господства классической школы

1.2.1. Зарождение классической политической экономии

Критика меркантилизма и зарождение классической политичес­кой экономии. Предмет и метод. Проблемы богатства, производи­тельного труда, стоимости и цены, заработной платы, прибыли, ссудного процента, земельной ренты, цены земли, денег и денежно­го капитала в сочинениях Б. Франклина, английских (У. Петти, Д. Норт, Дж. Локк, Б. Мандевиль, Дж. Мэсси, Д. Юм, Дж. Стюарт) и французских (П. Буагильбер, Р. Кантильон) экономистов.

1.2.2. Физиократы

Общественные отношения во Франции в середине и второй поло­вине XVIII в. Появление принципа laissezfaire. Формирование школы «экономистов» (физиократов). Проблемы «чистого продукта», произ­водительного труда, роли промышленности и торговли, денег, клас­сов, капитала и перераспределения валового национального продукта в сочинениях Ф. Кенэ. Развитие теории физиократов у А. Тюрго.

1.2.3. А. Смит

Мануфактурный капитализм, социально-политические отноше­ния, «нравственная философия» и их влияние на экономическую мысль в Англии во второй половине XVIII в.

Теория А. Смита как обобщение классической политической экономии XVII—XVIII вв. Структура книги «Исследование о приро­де и причинах богатства народов» (1776). Предмет и метод («эконо­мический человек» и «невидимая рука»). Концепция «экономичес­кого либерализма». Проблемы богатства, разделения труда, обмена и денег. Различные трактовки стоимости и доходов. Теория капитала и его структуры. Трактовки производительного и непроизводительно­го труда.

1.2.4. Т.Р. Мальтус и Ж. Б. Сей

Первые исследователи системы А. Смита в Англии и Франции — Т.Р. Мальтус и Ж.Б. Сей. Экономическая интерпретация «закона на­родонаселения» Мальтуса. Трактовка стоимости и доходов в теории Мальтуса. Теория реализации Мальтуса. Трактовка стоимости и рас­пределения в теории Сея. «Закон Сея» (теория реализации).

1.2.5. Д. Рикардо и его школа. Дж.С. Милль

Предмет и метод теории Д. Рикардо. Структура его книги «Нача­ла политической экономии и налогового обложения» (1817). Разви­тие теории стоимости. Учение Рикардо о заработной плате, прибыли и земельной ренте. Рикардо о природе кредита, денег и проблемах денежного обращения. Теория реализации. Теория сравнительных издержек производства. Концепция экономической политики. Эко­номисты школы Рикардо (Р. Торренс, Дж.С. Милль).

Экономические теории Ф. Бастиа и Н. Сениора. Завершение классической политической экономии в теории Дж.С. Милля. Пред­мет и метод (влияние философской теории позитивизма). Структура книги Милля «Основы политической экономии и некоторые аспек­ты их приложения к социальной философии». Теория стоимости и цены. Понятия экономической статики и экономической динамики. Теория экономического роста (его роль в экономике; факторы, влияющие на экономический рост; элементы теории экономическо­го цикла). Роль государства в экономике, программа социальных ре­форм.

1.2.6. Влияние идей классической политэкономии на леворадикальную критику капитализма. Ранний социализм

Исторические корни и сущность «экономического романтизма». Критика С. Сисмонди методологии классической политической экономии. Учение о стоимости, заработной плате, земельной ренте и национальном доходе. Обоснование экономического кризиса при капитализме.

Утопический социализм в Западной Европе. Методология. Исто­рическая концепция К.А. Сен-Симона. Критика буржуазного обще­ства. Ш. Фурье как критик капитализма. Р. Оуэн и его практическая деятельность. Социалисты-рикардианцы: У. Томпсон, Дж. Грей, Дж. Брей, Т. Годскин.

П.Ж. Прудон. Проблема собственности. Теория «конституиро­ванной» стоимости и «рабочих денег». Проекты реформирования обмена.

К. Родбертус и его «Социальные письма». Анализ основных кате­горий экономики капитализма. Понятие «ренты вообще».

1.2.7. Особенности экономической мысли России в конце XVIII—середине XIX в.

Создание «Вольного экономического общества» и распростране­ние идей физиократов в России (Д. Голицын). Развитие теории об­щественного воспроизводства (Й. Ланг). Отражение идей смитиан-ства в трудах И. Третьякова и С. Десницкого. Анализ народного хозяйства России в трудах А. Радищева, М. Чулкова, В. Левшина.

Теория цивилизации Г. Шторха. Проблемы становления рыноч­ных отношений в России по работам Н. Мордвинова, М. Сперанско­го, Е. Канкрина. Проекты преобразований в кредитной и финансо­вой сферах: Н. Тургенев и М. Орлов. Аграрные проекты декабристов. Трактовка классической политической экономии в трудах А. Бутов­ского, В. Милютина, И. Вернадского, И. Горлова. А. Герцен и Н. Ога­рев как критики крепостничества и капитализма. Концепция «рус­ского социализма». «Политическая экономия трудящихся» Н. Чернышевского.

1.3. Начало формирования современных школ и направлений в экономической теории

1.3.1. «Маржиналистскаяреволюция». Генезис неоклассики

Общественные отношения в странах Запада в последней трети в. (кризис капитализма свободной конкуренции и его социаль­ные последствия, системный подход в естественных науках) и их влияние на экономическую мысль. Понятие «маржиналистской ре­волюции», ее первый (К. Менгер, У.С. Джевонс, Л. Вальрас) и вто­рой (А. Маршалл, Д.Б. Кларк, В. Парето) этапы.

Австрийская школа (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк). Осо­бенности методологии: субъективизм и «робинзонада». Теория стои­мости: предельная полезность и ее «казуистические случаи». Теория ЦеНы: взаимовыгодный обмен. Теория ожидания.

Полезность и антиполезность в теории стоимости У.С. Джевонса.

Теории А. Маршалла и Д.Б. Кларка — основа неоклассической теории микроэкономики. Методологическая концепция «экономи­ческой статики» и «экономической динамики». «Крест Маршалла». Цена спроса и ее специфика в трактовке австрийской школы. Эла­стичность спроса. Цена предложения: теория предельных издержек и теория предельной производительности факторов производства. Теория доходов.

Лозаннская школа (Л. Вальрас, В. Парето). Эволюция методоло­гии. Модель общего экономического равновесия Парето и его по­следователей в условиях централизованной экономики. Ордина-листская трактовка полезности и кривые безразличия. Теория общественного благосостояния («оптимум Парето»).

1.3.2. Возникновение марксистской политической экономии

Идейные истоки марксизма. Предмет и метод в экономической теории К. Маркса. Роль экономики в его теории исторического ма­териализма.

«Капитал» Маркса, его структура и основные идеи. Роль Ф. Эн­гельса в подготовке II и III томов «Капитала». Работы Маркса: «Гражданская война во Франции» (1871), «Критика Готской про­граммы» (1875). Книга Энгельса «Анти-Дюринг» (1878) и ее основные идеи. Исследование Марксом и Энгельсом экономических проблем докапиталистических формаций.

Экономическая теория марксизма в трудах К. Каутского, Р. Гиль-фердинга, Э. Бернштейна и Р. Люксембург. Новейшие интерпрета­ции экономического учения Маркса.

1.3.3. Историческая школа

Различия в уровнях социально-экономического развития отдель­ных стран Запада. Историческая школа в экономической теории.

Ф. Лист и его «Национальная система политической экономии». Понятие «производительных сил нации». Критика классической по­литической экономии. Новая историческая школа (Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер). «Спор о методе» Г. Шмоллера и К. Менгера. Отрицание экономических законов. Роль государства в экономи­ке — теория «государственного социализма». Задачи «Союза соци­альной политики». Распространение идей исторической школы в других странах Европы и США.

1.3.4. Социальная школа и ранний институционализм

Новейшая историческая школа (В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпит-хоф). Понятие «экономической системы» в теории В. Зомбарта. «Идеальные типы» хозяйства в теории М. Вебера. Основные идеи его работы «Протестантская этика и дух капитализма». Понятие «эконо­мического стиля» в теории А. Шпитхофа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа-минимум кандидатского экзамена по истории науки I. История геологии

    Программа-минимум
    В основу программы положена история большой группы дисцип­лин, собирательно именуемых как геологические науки. В эту об­ласть входят стратиграфия, петрография, минералогия, кристалло­графия, тектоника, геофизика, геохимия, учение
  2. Программа-минимум кандидатского экзамена по истории науки I

    Программа-минимум
    В основу настоящей программы положена дисциплина «История биологии». Программа разработана Институтом истории естество­знания и техники им. СИ. Вавилова РАН и биолого-почвенным фа­культетом Санкт-Петербургского государственного университета.
  3. Программа-минимум кандидатского экзамена по истории науки I. История технических наук

    Программа-минимум
    В основу настоящей программы положены следующие дисцип­лины: история техники, история науки, история технических наук. Рассматриваются следующие проблемы: история технических зна­ний как самостоятельная область исследований; историография
  4. Программа-минимум кандидатского экзамена по истории науки I. История математики

    Программа-минимум
    Программа разработана Институтом истории естествознания и техники им. СИ. Вавилова РАН совместно с историками и филосо­фами математики Московского государственного университета им.
  5. Программа-минимум кандидатского экзамена  по «Истории и философии науки»

    Программа-минимум
    Программа ориентирует начинающих лингвистов на творческое усвоение общих методологических проблем, стоящих перед языкознанием как фундаментальной наукой, а также основных этапов развития лингвистической мысли.

Другие похожие документы..