Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Перелік органів державного нагляду (контролю), на які поширюється дія Закону України «Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господ...полностью>>
'Документ'
Заслухавши інформацію першого заступника міського голови з питань діяльності виконавчих органів ради Лукова В.Д. та розглянувши звернення Товариства ...полностью>>
'Тезисы'
Харьковский национальный университет радиоэлектроники (ХНУРЭ) приглашает студентов, аспирантов и молодых ученых принять участие в работе 15-го Юбилей...полностью>>
'Документ'
В лечебно – профилактических учреждениях города и района началась прививочная кампания против гриппа В государственные учреждения здравоохранения МСЧ...полностью>>

Программа-минимум кандидатского экзамена по истории науки введение

Главная > Программа-минимум
Сохрани ссылку в одной из сетей:

17. Теории общества в постнеклассической социологии

Д. Белл и концепция постиндустриального общества. Стабилиза­ционный потенциал и концепция постиндустриального общества. «Новый класс» и «враждебная культура». А. Турен: акционистский проект леворадикальной социологии. Понятие общества и социаль­ного действия в концепции Турена. «Класс», «конфликт» и «соци­альное движение» как составляющие концепции индустриального общества. Туреновская версия теории постиндустриального общест­ва. Социология Ф. Ферраротти. Итальянский проект альтернатив­ной социологии. Проблемы методологии и истории социологии. Ве-беровский ренессанс и проблема самоопределения теоретической социологии. Социология в поисках утраченной социальной дейст­вительности. Мировоззренческое самоопределение социологии. Со­циология как религия обезбоженного сознания современного ин­теллектуала. Интегративный подход к исследованию веберовского наследия. В. Шлюхтер. Зиммелевский ренессанс и его теоретико-методологический смысл. Второй кризис западной социологии и те­оретические искания российской социологии 1970—1990-х гг.

18. Теоретико-методологическая рефлексия на рубеже IIIII тысячелетий (от неофункционализма к социологии «глобального общества»)

Социология в поисках метапарадигмы. Критика старых и поиск но­вых моделей объяснения в посткризисной социологической теории. Ведущие социологические парадигмы и модели объяснения действия в социологии 1980—1990-х гг. От классификации парадигм к анализу те­орий действия. Неоутилитаристские теории социального действия. Классические теории инструментальной рациональности и современ­ные натуралистские теории действия. От бихевиоризма к теориям об­мена. Рациональный выбор и теории социального выбора. Формаль­ные модели коллективного действия в современной социологической теории. От структурного функционализма к неофункционализму. Со­циология Н. Лумана. Наблюдение «самонаблюдающихся систем». Спо­ры о системном подходе в немецкой социологии. Генетический струк­турализм П. Бурдье. Принцип двойного структурирования социальной действительности. Практика и габитус. Модернизация и глобализация; современная социологическая теория глобального общества. Глобаль­ное общество и социальные системы. И. Уоллерстайн и критика кон­цепций глобализации. Глобализация капитализма как проблема социо­логии Уоллерстайна.

19. Э. Гидценс и попытки нового теоретического синтеза в социологии (антиномии социологического постмодернизма)

Э. Гидденс: современный тип социологического теоретизирования. Проблема построения современной социальной теории в свете про­шлого социологии. Теория структурации как теория действия, модерн и будущее социологии. У истоков социологического постмодернизма. От Т. Адорно к М. Фуко: неомарксистские истоки агрессивного анти­сциентизма. Постмодернистская радикализация идеи «сексуальной революции». «Фукоизм» и социологический постмодернизм.

Рекомендуемая основная литература

Аристотель. Политика. Кн. 1 (А) // Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984.

Ашин Г.К., Охотский Е.В. Курс элитологии. М., 1999.

Барт Р. Мифологии. М., 1996.

Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория. М., 1961.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогно­зирования. М., 1999.

Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Соч. М., 1977. Т. 1.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М., 1990.

Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избр. произв. М., 1990.

ГелбрейтДж. Новое индустриальное общество. М., 1969.

Гердер И.Г. Идеи о философии истории человечества // Избр. соч. М.—Л., 1959.

Гирц К. Идеология как культурная система // Новое литературное обозре­ние. .

Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936. Ч. 2 (О государстве).

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 2000.

Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956.

Давыдов ЮН. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М., 1998.

Дилътей В. Сущность философии. М., 2001.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1998.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

Зборовский Г.Е. История социологии. М., 2004.

Зомбарт В. Буржуа. М., 1924.

История теоретической социологии: В 4 т. Т. 1. М., 1997. Т. 2. М., 1998. Т. 3. М., 1998. Т. 4. СПб., 2000.

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6.

Конт О. Дух позитивной философии // Тексты по истории социологии 19—20 веков: Хрестоматия. М., 1994

Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982. Мангейм К. Идеология и утопия. М., 1976. Ч. 1. Маркс К. Овеществление общественных отношений в условиях буржуазного общества // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1.

Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // СОЦИС. 1992. № 2—4. Мизес Л. фон. Бюрократия. М., 1993.

МиллъДж. О свободе // Антология западноевропейской классической либе­ральной мысли / Под ред. М.А. Абрамова. М., 1995.

Милль Дж. Система логики силлогической и индуктивной. М., 1914. Кн. 6. Моска Г. Метод в политической науке //Личность. Культура. Общество. М., 2001. Т. 3. Вып. 3(9).

Моска Г. Элементы политической науки // СОЦИС. 1995. № 4, 5, 8.

Парето В. О применении социологических теорий // СОЦИС. 1995. № 10. 1996. № 1, 2, 7, 10.

Парето В. Социалистическая опасность // СОЦИС. 2001. № 4.

Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

Платон. Государство. Кн.1 // Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3.

Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.Т. 1—2.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или Принципы политическом права//Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.

Сен-Симон А. О теории общественной организации // Избр. соч. М.—Л.,1948. Т. 1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.,1962.

Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997.

Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

Спенсер Г. Социология как предмет изучения. СПб., 1896. Теоретическая социология: Антология / Под ред. СП. Баньковской. М., 2002. Т. 1,2.

Теория общества: фундаментальные проблемы / Под ред. А.Ф. Филиппова. М., 1999.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М., 1992.

Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен// Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984.

Юм Д. Трактат о человеческой природе. М., 1995. Т. 1—2.

Дополнительная литература

Буржуазная социология на исходе XX века. Критика новейших тенденций. М., 1984.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991.

Гегель Г.В.Ф. Система нравственности. Первый раздел: государственное уст­ройство // Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М., 1978.

Давыдов Ю.Н. «Война всех против всех» в идеальнотипическом истолкова­нии // Политические исследования. 1993. № 6.

Давыдов Ю.Н. Макиавеллизм и дегуманизация социальной философии (К истории обособления политологии от социального знания) // Науко­ведение. 2001. № 3.

Давыдов Ю.Н. Укрощение Левиафана, или Социальные потенции обычного согласия. // Политические исследования. 1994. № 2; 1994. № 3.

Девятко И.Ф. Инструментальная рациональность, полезность и обмен в те­ориях социального действия // Новое и старое в теоретической социоло­гии. Кн. 1 / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1999.

Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследова­ния. М., 1996.

Зборовский Г.Е. Общая социология. М., 2004.

Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. М., 2004.

Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция науч­ного мифа. М., 1998.

Кочеврин Ю.Б. Эволюция менеджеризма (опыт политико-экономического анализа). М., 1985.

Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.

Марков Б.В. Мораль и разум // Хабермас Ю. Моральное сознание и комму­никативное действие. СПб., 2000.

Маркс К. Социология. М., 2000.

Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. (Библиотека серии «Специализиро­ванные курсы в социологическом образовании».) М., 1999.

Пригожий А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

Самсонова Т.Н. Концепция «правящего класса» Г. Моски // СОЦИС. 1994. № 1.

Скиннер Б. Оперантное поведение// История зарубежной психологии: Текс­ты. М., 1986.

Струве П. Б. К характеристике нашего философского развития // Проблемы идеализма. М., 1903.

Струве П. Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. СПб., 1894.

Философия науки. Современные философские проблемы областей научно­го знания. М. (готовится к изданию).

Фуре В. Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. Минск, 2000.

Шматко Н.А. Конверсия бюрократического капитала в постсоветской Рос­сии // Socio-Logos 96. Альманах Российско-французского центра социо­логических исследований Института социологии РАН. М., 1996.

Примерные темы рефератов

1. Проект позитивной науки об обществе: сравнительный анализ взгля­дов А. де Сен-Симона и О. Конта.

2. Влияние английской политэкономии XIX в. на развитие эволюцион­ной социологии Г. Спенсера.

3. Интеллектуальные истоки социологии Э. Дюркгейма: влияние идей Ш.Л. Монтескье и Г. Спенсера.

4. М. Вебер о методологии социальных наук.

5. Методологические взгляды Г. Зиммеля: сущность общества и методы его исследования.

6. Теории социальной дифференциации Г. Спенсера- и Э. Дюркгейма: сравнительный анализ.

7. Проблема отчуждения в творчестве К. Маркса.

8. Теория социальных и экономических циклов В. Парето: основные по­нятия и механизмы циклических изменений.

9. Проблема стадий социетальной эволюции в трудах М.М. Ковалевского.

10. Классические истоки структурного функционализма Т. Парсонса: влияние Э. Дюркгейма и Б. Малиновского.

11. Социальные обследования конца XIX — начала XX в. и формирова­ние современных методов социальных наук.

12. П. Сорокин о социологическом реализме и номинализме.

13. Социологические интерпретации «аномии»: от Э. Дюркгейма к Р. Мертону.

14. «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» Э. Гуссерля и анализ социальных структур жизненного мира в работах А. Шю-ца: формирование исследовательской программы социальной феноменологии.

15. Возникновение структуралистской парадигмы в социологии: влия­ние культурной антропологии и лингвистики.

16. Концепция «искаженной коммуникации» в социальных науках: от 3. Фрейда к Ю. Хабермасу.

17. Влияние В. Виндельбанда и Г. Риккерта на формирование современ­ной социологической методологии.

18. Американский прагматизм и основные принципы символического интеракционизма Чикагской школы: сходство и различия.

19. Бихевиоризм Б.Ф. Скиннера и возникновение теории социального обмена.

20. Классическая социологическая традиция и формирование социаль­ных теорий тендера.

21. Марксистские теории империализма (Р. Хильфердинг, Р.Люксембург, В.И. Ленин) и мир-системная теория И. Уоллерстайна.

22. Марксистская теория идеологии и возникновение исследовательской программы социологии знания.

23. Философия Л. Витгенштейна и современная социологическая теория.

24. Классическая эволюционная теория, неодарвинизм и перспективы социобиологии.

25. Эволюция идеи измерения в социологии: от А. Кетле к П. Лазарсфельду.

VIII. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Введение

В основу настоящей программы положены следующие разделы политической науки: история политических учений, история и ме­тодология политической науки, теория политики.

Программа разработана философским факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова и Институтом философии РАН и одобрена экспертными советами по истории и по политическим наукам Высшей аттестационной комиссии Минобразования России.

1. Предмет и метод истории политической мысли и политической науки

Предмет истории политической мысли и науки, его изменение вместе с обособлением политики как специфического типа общест­венной практики. Западная и восточная традиции в истолковании предмета истории политической мысли. Проблемы периодизации истории политической мысли и политической науки; формацион-ный, культурологический, линеарный и релятивистский подходы к периодизации.

Проблемы метода в научной истории политической мысли и по­литической науки. «Описательная история» и «конструктивистская история» политической мысли и науки; «биография идей» и «инвентаризация проблем» как альтернативные методы исторического опи­сания. Монодисциплинарный и полидисциплинарный подходы к истории политической мысли и политической науки.

2. Политическая мысль Древнего Востока

Специфика древневосточной картины мира в философско-поли-тическом измерении. Статус идеи общественного закона, порядка и власти в истории древневосточной политической мысли: даосизме, конфуцианстве, китайском буддизме, индийских Ведах и Упаниша-дах. Древневосточная антропология применительно к практикам «человека политического». Восточный идеал человека как правителя и подданного. Политическая этика в восточной традиции; ее разви­тие в рамках индо-буддистского и конфуцианско-буддистского ми­ровоззренческих синтезов.

3. Политическая мысль Античности

Специфика античной картины мира в философско-политичес-ком измерении. Политические идеи философов-досократиков. Ми­ровоззренческий переворот античного Просвещения в сфере поли­тики. Политический рационализм и политическая этика софистов. Политическая теория Платона. Теория власти, политическая антро­пология и этика Платона.

Политическое учение Аристотеля. Предвосхищение идей «массо­вого общества», среднего класса, политического центризма в поли­тической теории Аристотеля. Политическая антропология и этика Аристотеля.

Политическая мысль Древнего Рима. Идея цикличности полити­ческого развития у Полития. Политические идеи Цицерона. Госу­дарство и право, собственность и республика в политической кон­цепции Цицерона. Сочетание монархического, аристократического и демократического начал в идеальной республике Цицерона.

4. Политическая мысль европейского Средневековья

Значение христианского переворота в смене политической кар­тины мира в Европе. Христианский тип личности и его отношение к политике. Дуализм «града Божьего» и «града земного» в концепции Августина как парадигма христианской политической мысли.

Общая характеристика раннекатолической картины мира в поли­тическом измерении. Средневековый теократический идеал и его влияние на развитие политической мысли. Политические идеи Фо­мы Аквинского. Принцип верховенства религиозной власти над светской. Политическая этика томизма и его политический идеал. Значение борьбы номинализма и реализма в развитии политической мысли европейского Средневековья.

Философы-номиналисты как оппозиция папской теократии. У. Оккам и его номиналистическая политическая теория. Принцип разделения политической и духовной (религиозной) власти у Окка-ма. Идея автономии политики, эвристический и технологический (технология власти) потенциал этой идеи.

Политический идеал самоуправляемого города-коммуны как предтеча политической идеологии европейского республиканизма.

5. Политическая мысль восточного Средневековья

Исламский мировоззренческий синтез и политические идеи ос­нователей ислама. Мусульманская «умма» и ее политические проек­ции. Суфизм и его аскетическая политическая этика. Отношение к собственности и государству. Исламский теократический идеал: вос­соединение религиозной и политической власти.

Средневековая политическая мысль Индии.

Средневековая политическая мысль Китая.

Средневековая политическая мысль Арабского Востока.

Средневековая политическая мысль Средней Азии.

Политические идеи Чингисхана и идеологов монгольской импе­рии.

6. Политическая мысль Византии и стран « восточно-христианского культурного круга

Решение проблемы взаимоотношения духовно-религиозной и политической власти в доктрине «симфонии властей» византийско­го императора Юстиниана. Теократические идеи патриарха Фотия. Судьбы византийского теократического идеала. Антиномия «импе­рии и пустыни» (Г. Флоровский).

Средневековая политическая мысль Болгарии.

Средневековая политическая мысль Сербии.

7. Политическая мысль средневековой Руси

Учение митрополита Киевского Илариона о соотношении закона и благодати. Православная политическая антропология и этика в учении Илариона («Слово о Законе и Благодати») и Нестора («По­весть временных лет»). Проблемы власти, государства и права в «По­учении» Владимира Мономаха.

Политические идеи Даниила Заточника: пролегомены абсолю­тизма.

Идейно-политическое содержание полемики нестяжателей и иосифлян.

Политическая концепция Филофея. Формула «Москва — третий Рим». Идея последнего православного царства как архетип русского по­литического сознания. Политические идеи Ивана Грозного: миссия православного царя. Политические новации опричнины: «идеальное государство» Грозного в сравнении с идеальным государством Платона.

8. Политическая мысль эпохи Возрождения и Реформации

Н. Макиавелли: переворот в политической мысли, связанный с разделением политики и этики; от понятия справедливой власти к понятию власти эффективной. Феномен «нового государства» и «но­вого человека», не связанного традицией и моралью.

Политические открытия Реформации. Возрождение на этой ос­нове политического номинализма: «молчание Бога», ведущее к «молчанию истории», а от нее — к суверенитету индивида, само­определяющегося на свой страх и риск в политике и в экономике. Политическая антропология и этика протестантизма как основа но­вых политических практик.

Политическая утопия как идейно-политический феномен эпохи Возрождения и Реформации. Утопическая ментальность и ее социо­культурные основания. Двойственность политического утопизма: «тоталитарная» утопия Т. Кампанеллы и «эпикурейская» Ф. Рабле. Значение этих утопий как прецедента в последующем развитии по­литического утопизма.

9. Обретения политической мысли XVII в.

Политические идеи Г. Гроция. Теории естественного права и об­щественного договора. Гражданское общество и государство как ос­новная дихотомия европейской политической жизни. Европейский индивидуализм как политический феномен.

Политическая теория Т. Гоббса. Политическая парадигма Гоббса: естественное состояние как война всех против всех и миссия госу­дарства как оплота цивилизационного правопорядка.

Политическая теория Дж. Локка. Принцип разделения властей. Естественное состояние как состояние спонтанной самоорганиза­ции граждан и необходимость ограничения государственного деспо­тизма. Конкуренция парадигм Гоббса и Локка как двигатель разви­тия политической мысли.

10. Политическая мысль эпохи Просвещения

Итальянское Просвещение. Дж. Вико и его теория трех стадий (эпох) в развитии общества. Государство как продукт «героической эпохи». Человеческая эпоха в политическом измерении; демократия и «природа человека». Оптимизм и пессимизм политической теории Вико.

Французское Просвещение. Новации политической теории Ш.Л. Монтескье. Географический и социокультурный детерминизм в теории Монтескье. Дальнейшее развитие теории разделения властей. Типология политических режимов и форм правления. Полити­ческая антропология Монтескье.

Общественно-политическая теория Ж.Ж. Руссо. Апологетика ес­тественного состояния как основание руссоистской утопии. Вклад Руссо в развитие теории общественного договора и в просвещенчес­кую теорию воспитания личности.

Американское Просвещение. Отношения общества и государства в концепции Т. Пейна. Права человека и политический суверенитет народа.

Развитие идеи демократического суверенитета народа в концеп­ции Т. Джефферсона. Республиканский идеал Джефферсона и про­блемы соотношения прямой и представительной демократии.

Федералистские идеи А. Гамильтона. Антиномия эффективности и легитимности власти в политической теории Гамильтона.

11. Немецкая классическая философия как источник политологических идей

И. Кант. Коррекция просветительской концепции «естественно­го человека» посредством понятия трансцендентального субъекта. Эмпирический и трансцендентальный субъекты как исходные поня­тия теории гражданского общества: сравнительный анализ. Канти­анская идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Политический суверенитет личности и право «публично пользовать­ся собственным разумом».

Идея суверенитета народа у Канта. Этическое учение Канта: про­тивопоставление трансцендентального субъекта эмпирической мо­ральной чувственности. Идея «права всемирного гражданства» как предпосылка международного гражданского взаимопонимания и шаг к «вечному миру».

Обоснование абсолютной суверенности творческого субъекта у И.Г. Фихте применительно к политическим практикам. Взаимоот­ношение суверенитета личности и политического суверенитета на­рода. Право народа на преобразование общественного строя в соот­ветствии с новым политическим идеалом.

Учение Г.В.Ф. Гегеля о гражданском обществе, взаимоотношени­ях гражданского общества и государства в «Философии права». Диалектика раба и господина в истории. Идея облеченного миссией все­мирно-исторического субъекта как основа гегемонистского прин­ципа во внутренней и мировой политике. Гегелевская философия истории и идеи «конца истории».

12. XIX век в Европе — эпоха формирования основных политических идеологий нашего времени

Либерализм как политическая идеология, его социальная база, идейные и социокультурные источники. Английская политическая экономия как первоисточник «экономического либерализма». «Мо­ральная арифметика» И. Бентама как обоснование индивидуалисти­ческой рассудительности.

Идея автономии гражданского общества и свободного соревнова­ния индивидов в условиях «минимального государства». Принцип «ограниченного законодателя» Б. Констана и свобода частной жизни.

Учение о демократии А. де Токвиля и зарождение либерального «американоцентризма» в Европе.

Либерализм в России. Политическая теория К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина. Русская юридическая школа и ее вклад в развитие либеральных идей. Российский конституционализм и идея правово­го государства: концепции М.М. Ковалевского, С.А. Муромцева, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, П.А. Милюкова.

«Либеральная волна» в России 1990-х гг. Теоретические и идейно-политические источники новейшего российского либерализма, его социальная база, экономические, политические и социокультурные мотивации. «Экономический человек» как конструкция новейшего либерализма.

13. Консерватизм как политическая идеология

Реакция на вызов Французской революции как источник консер­вативного идеологического взрыва. Э. Бёрк как родоначальник ев­ропейского консерватизма Нового времени. Ж. де Местр, Л. де Бо-нальд, Ф. де Шатобриан как деятели консервативной волны первой половины XIX в.

«Антропологический пессимизм» консерваторов против антро­пологического оптимизма либералов, уповающих на «природу чело­века». Мораль, обычай и государство как воплощение «удерживаю­щей силы». Принцип иерархии против «демократии равенства»; принцип авторитета против «демократии свободы». Консерватив­ные предшественники современной критики «массового общества». Консерватизм в России. «Тройственная формула» графа С. Ува­рова как кредо российского консерватизма. Идея «народной мо­нархии»: от А. Хомякова до Ю. Тихомирова и И. Солоневича. Пре­зумпция ортодоксальной укорененности народа и западнического уклонизма «образованного слоя» в русской консервативной идео­логии.

Славянофильство и почвенничество как этапы национально-консервативной идеи (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Акса­ков, Ю.Ф. Самарин, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Стра­хов).

Критика Достоевским «нового человека» нигилистического типа. Антитоталитарные пророчества Достоевского как вклад в современ­ную политическую философию.

Проблема соотношения малой народной и великой письменной (цивилизационной) традиций у К.Н. Леонтьева. Модель Леонтьева: развитие не через вестернизацию, а через реинтерпретацию собст­венной цивилизационной традиции. Оценка современных возмож­ностей такой модели в России и в других странах незападного мира. Проблема взаимоотношения культуры и цивилизации, плюра­лизма и диалога культур в консервативной концепции Н.Я. Дани­левского.

«Неоконсервативная волна» последней четверти XX в. Составля­ющие неоконсерватизма: «новые экономисты» и «новые правые». Парадокс неоконсерватизма: стабилизация общества не через воз­врат к традициям, а через реставрацию рыночной модели «чистого капитализма», освобожденного от социал-демократических приме­сей. Социальные и политические последствия неоконсервативного демонтажа социального государства и сопутствующих ему идейных и культурных образований. Попытка реализации неоконсерватив­ной модели «чистого рыночного общества» в современной России.

14. Идеология социализма, марксизма, социал-демократии

Французский утопический социализм как реакция слева на соци­альные издержки первичной капиталистической модернизации в Западной Европе первой трети XIX в. Идеи «демократии равенства» в трудах К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Утопия преодоления капиталистического разделения труда и социального неравенства, ее теоретический статус и идейный потенциал.

Социально-политическая концепция К. Маркса. Двойственность марксистской доктрины: рационалистическая «логика прогресса» в сочетании с пролетарским мессианством и революционной апока-липтикой. Марксистское учение о передовом классе и авангардной партии как основа новых политических технологий коммунизма. Статус политики в системе базисно-надстроечного детерминизма.

Социал-демократическая критика К. Каутским и Э. Бернштейном марксистской апокалиптики: идея возможности преобразований по «сю сторону» капиталистической действительности. Большое соци­альное государство как классовый арбитр и социальный стабилизатор.

Современная социал-демократическая идеология: общая харак­теристика.

15. Смена картины мира как мировоззренческая предпосылка «постметафизического» этапа в развитии политической мысли

Демонтаж концептов, препятствующих научному видению поли­тики:

— концепта базисно-надстроечного детерминизма, препятствую­щего видению политики как самостоятельной сферы со своими спе­цифическими законами;

— концепта линейной истории, имеющей предопределенный финал (окончательную победу передового класса и его партии), ис­ключающей видение политики как демократической «игры» с зара­нее не предопределенным исходом:

— представлений об обществе как единой органической целост­ности и об общественных группах как монолитных блоках, связан­ных единством целей, ценностей, интересов.

Источники указанного мировоззренческо-методологического переворота: философско-теоретические и идеологические.

Критика «метафизики» Р. Карнапом, «историцизма» — К. Поппе-ром, линейно-детерминистских подходов — Л. Витгенштейном. Критика единых коллективных сущностей с позиций социологичес­кого номинализма в рамках англо-американской традиции эмпи­ризма, утилитаризма и прагматизма.

«Сущность бихевиориального переворота» в политологии. «Бихе-виориальный переворот» как основание доминирования англо-амери­канской политологической школы над континентально-европейской.

Влияние либеральной идеологии на эмпирическо-номиналист-ский переворот в политологии. Соотношение либерального индиви­дуализма и «методологического индивидуализма» в теории рацио­нального выбора.

Влияние либеральной модели «рыночного общества», утилита­ризма и экономикоцентризма на современные теории политическо­го процесса как обмена между партиями—продавцами политическо­го товара и избирателями-«покупателями».

Принцип отделения ценностей от интересов как предпосылка «рационализации» политического поведения и возможности «куль­туры консенсуса».

Либерально-бихевиористская теория политической стабилиза­ции общества и ее роль в современных политических практиках «уп­равляемой демократии».

16. Противоречие между либеральным и республиканским идеологическими принципами, их отражение в эволюции современной политической науки

Различие либерального идеала личности, решающей проблемы своего самоутверждения вне сферы государства и политики, и рес­публиканского идеала политически ангажированной личности, «культура участия» которой питает демократию. Номиналистичес­кая картина общества как сумма самодостаточных индивидов и картина ассоциированного гражданского общества, связанного узами солидарности: сравнительный теоретико-методологический анализ.

Коррекция методологического индивидуализма «англо-амери­канской школы» солидаристской теорией Э. Дюркгейма и его шко­лы. Экспликация солидаристского подхода на языке политологии.

«Рациональность по ценности» М. Вебера и попытки реинтегра­ции социокультурной и ценностной составляющей в политическую теорию общества.

Возможность преодоления крайностей социологического номи­нализма и бихевиоризма на основе понимающей социологии М. Ве­бера и феноменологической социологии А. Шюца и последователей.

П. Бурдье: «культурная экономия» против крайностей политиче­ской экономии. Понятие символического капитала, символической власти, символического насилия и символической репрессии. Сим­волический человек гражданского полиса против бихевиориального человека «политического рынка». Классы, социальные группы и гражданские ассоциации как общности, скрепленные символичес­кой собственностью.

17. Теория политического производства против концепции социологического натурализма в политической науке

«Производство общества» в концепции А. Турена. Политика как разновидность общественного производства и ее механизмы. Кри­тика принципов laissez faire c позиций теории политического произ­водства. Р. Дарендорф о продуктивно-производственной роли обще­ственного конфликта.

Проблемы сочетания конфликта и консенсуса в циклической по­литической динамике. Лево-правый цикл в политике и механизмы, лежащие в его основе. Исследование способов управления данным циклом на основе новых политических технологий.

18. Субъект и система как дихотомия современной политической теории

Критика «социального детерминизма» и системно-функциональ­ных подходов М. Крозье и его школой. Принцип «системного кон­струирования реальности» и критика «автоматически действующих систем» П. Бергером и Н. Луманом. «Инвестиции субъекта» как не­обходимое условие функционирования политической системы. По­литическая элита как субъект. Новые условия деятельности элит в глобализированном мире. Возможность выхода элит из системы на­ционального контроля и консенсуса как дезинтегрирующий «анти­системный фактор» глобального мира.

19. Обращение к восточной традиции как один из резервов политической науки в эпоху «диалога цивилизаций»

Новые возможности коррекции крайностей номинализма и бихе­виоризма в политологии посредством использования мировоззрен-ческо-методологических установок восточной политической мысли. Построение новых концептов в политологии на основе принципа дополнительности: «экономический индивидуалист» Запада — «символический коллективист» Востока. Изучение «дуалистичес­ких» управленческих практик новых индустриальных стран Востока: западный технологический опыт — восточный тип социально-поли­тической мобилизации.

Резервы восточной культуры в обуздании современного экологи­ческого нигилизма: экологическое движение и восточный принцип «ву вэй» (воздержания от напористого активизма). Резервы буддизма и других традиций Востока в формировании новой политической философии и этики ненасилия.

Рекомендуемая основная литература

Августин Блаженный. О Граде Божием: В 4 т. М., 1994.

Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. 1997. № 6. Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1999.

Аристотель. Большая этика. Политика // Соч.: В 4 т. М., 1975—1984. Т. 4.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Василенко И.А. Политическая философия. М., 2004.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Гаджиев К.С. Политическая наука. М, 1996.

Гоббс Т. Основы философии. Ч. 3. О гражданине // Соч.: В 2 т. Т, 1; Левиафан // Там же. Т. 2.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Макиавелли И. Государь// Соч. М., 1998.

Монтескье Ш. О духе законов. М., 1999.

Панарин А.С. Политология: западная и восточная традиции. М., 2000.

Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М. (готовится к выходу в свет).

Философия науки. Современные философские проблемы областей научно­го знания. М. (готовится к выходу в свет).

Дополнительная литература

Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

Дюверже М. Идея политики. Применение силы (власти) в обществе. М.,1991. Констан Б. О свободе древней в ее сравнении со свободой у современных людей // Полис. 1993. № 2.

Крузье М. Основные тенденции современных сложных обществ // Социаль­но-политический журнал. 1992. № 6, 7.

Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М, 1999.

Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.

Примерные темы рефератов

1. Политическая мысль и политическая наука.

2. Периодизация истории политической мысли.

3. Междисциплинарные связи политической науки.

4. Проблема метода в политологии.

5. Политическая мысль Востока: правитель и подданный.

6. Политическая мысль Античности и ее влияние на новоевропейскую политическую мысль.

7. Дуализм «града земного» и «града Божьего» в политической мысли Средневековья.

8. Византийский идеал политического правления.

9. Политическая мысль средневековой Руси.

10. Политические идеи Возрождения и Реформации.

11. Концепция Г. Гроция как предпосылка создания Вестфальской систе­мы национальных государств.

12. Теория Т. Гоббса о выходе из естественного состояния с помощью го­сударства.

13. Необходимость ограничения государственного деспотизма в концеп­ции Дж. Локка.

14. Политическая мысль эпохи Просвещения.

15. Политологические идеи И. Канта.

16. Учение И. Канта о вечном мире.

17. Суверенитет личности и суверенитет народа у И.Г. Фихте.

18. Гегелевская «философия права» и учение Г.В.Ф. Гегеля о гражданском обществе.

19. Основные политические идеологии нашего времени и их формирова­ние В XIX В.

20. Либерализм.

21. Консерватизм.

22. Идеология социализма, марксизма, социал-демократии.

23. Постметафизический этап в развитии политической мысли.

24. Бихевиоризм в политологии.

25. Проблема политического участия.

26. Субъект и система в современной политической теории.

27. Политическая культура.

28. Столкновение цивилизаций или диалог культур.

29. Проблема суверенитета и Вестфальская система национальных госу­дарств.

30. Закат Вестфальской системы сегодня.

31. Ограниченный суверенитет.

32. Сущность политики.

33. Демократии и диктатуры.

34. Авторитарные и тоталитарные формы правления.

35. Разделение властей.

36. Политические теории российских реформ.

37. Глобализация и мировой порядок.

38. С. Хантингтон о столкновении цивилизаций.

39. Война и ее политические функции.

40. Терроризм: основные концепции.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа-минимум кандидатского экзамена по истории науки I. История геологии

    Программа-минимум
    В основу программы положена история большой группы дисцип­лин, собирательно именуемых как геологические науки. В эту об­ласть входят стратиграфия, петрография, минералогия, кристалло­графия, тектоника, геофизика, геохимия, учение
  2. Программа-минимум кандидатского экзамена по истории науки I

    Программа-минимум
    В основу настоящей программы положена дисциплина «История биологии». Программа разработана Институтом истории естество­знания и техники им. СИ. Вавилова РАН и биолого-почвенным фа­культетом Санкт-Петербургского государственного университета.
  3. Программа-минимум кандидатского экзамена по истории науки I. История технических наук

    Программа-минимум
    В основу настоящей программы положены следующие дисцип­лины: история техники, история науки, история технических наук. Рассматриваются следующие проблемы: история технических зна­ний как самостоятельная область исследований; историография
  4. Программа-минимум кандидатского экзамена по истории науки I. История математики

    Программа-минимум
    Программа разработана Институтом истории естествознания и техники им. СИ. Вавилова РАН совместно с историками и филосо­фами математики Московского государственного университета им.
  5. Программа-минимум кандидатского экзамена  по «Истории и философии науки»

    Программа-минимум
    Программа ориентирует начинающих лингвистов на творческое усвоение общих методологических проблем, стоящих перед языкознанием как фундаментальной наукой, а также основных этапов развития лингвистической мысли.

Другие похожие документы..