Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Тезисы'
В предисловии к своему сочинению “К критике поли­тической экономии”, Берлин, 1859, Карл Маркс расска­зывает, как мы в 1845 г. в Брюсселе решили “сооб...полностью>>
'Презентация'
Защита диссертации состоится 25 февраля 2009 г. в 9 час. на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.104.02 по защите докторских и канд...полностью>>
'Доклад'
В январе–ноябре 2008 г. численность занятых в экономике достигла 4 519 тыс. человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 2,...полностью>>
'Реферат'
Эзотерика — область знаний об иной реальности  (Боге, высших законах, тонкоматериальных мирах, душе человека и так далее) и путь развития, следуя кот...полностью>>

М. Н. Машкин Информационные технологии Учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:



М.Н.Машкин

Информационные технологии

Учебное пособие

Москва 2008

УДК

Машкин М.Н.

Информационные технологии: Учебное пособие. М.: ВГНА, 2008. –200 с.

Учебное пособие по курсу «Информационные технологии содержит учебный материал для подготовки к зачету по указанной дисциплине.

Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности (ЕН.Ф.05) "Прикладная информатика в экономике" с учетом типовой программы по дисциплине "Информационные технологии" (ОПД.Ф.06).

Предназначено для студентов второго курса Всероссийской Государственной Налоговой Академии (ВГНА), обучающихся по специальности "Прикладная информатика в экономике"

Рецензент:

ISBN

Машкин М.Н., 2008

Предисловие

Данное пособие включает основной материал по курсу «Информационные технологии», соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта по специальности «Прикладная информатика в экономике», см.табл.I.

Таблица I. Разделы курса «Информационные технологии»

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

ОПД.Ф.06

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Понятие информационной технологии. Эволюция информационных технологий; их роль в развитии экономики и общества; свойства информационных технологий; понятие платформы.

Классификация информационных технологий; предметная технология; информационная технология; обеспечивающие и функциональные информационные технологии; понятие распределенной функциональной информационной технологии; объектно-ориентированные информационные технологии; стандарты пользовательского интерфейса информационных технологий, критерии оценки информационных технологий.

Информационные технологии конечного пользователя: пользовательский интерфейс и его виды; технология обработки данных и его виды; технологический процесс обработки и защиты данных; графическое изображение технологического процесса, меню, схемы данных, схемы взаимодействия программ. Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя, автоматизированное рабочее место, электронный офис.

Технологии открытых систем.

Сетевые информационные технологии: электронная почта, телеконференции, доска объявлений; авторские информационные технологии; гипертекстовые и мультимедийные информационные технологии.

Интеграция информационных технологий: распределенные системы обработки данных; технологии "клиент-сервер"; информационные хранилища; системы электронного документооборота; геоинформационные системы; глобальные системы; видеоконференции и системы групповой работы; корпоративные информационные системы. Понятие технологизации социального пространства.

В настоящее время имеется ряд учебных пособий по указанному курсу. Однако уровень подготовки студентов второго курса ВГНА требует большей конкретизации и системности изложения с учетом уже полученных знаний в других курсах. Это позволило опустить часть учебного материала, который излагается как в курсах информатики средней школы, так и в курсах вузовской подготовки, включающих в себя изучение программирования и баз данных.

Пособие построено в виде ответов на вопросы, определённые образовательным стандартом, что позволяет сократить время на подготовку к зачёту. Указанный подход привел к некоторому дублированию информации в отдельных разделах пособия, которые расположены в той же последовательности, что и в стандарте.

Достаточно подробно в пособии отражены вопросы сетевых информационных технологий, систем электронного документооборота и технологизации социального пространства.

1. Понятие информационной технологии

1.1Определение информационной технологии

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную сово­купность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен оп­ределяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.

Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения со­стояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первона­чальное состояние материи в целях получения материального продукта (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими тради­ционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ре­сурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.

Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной инфор­мации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель технологии материального производства — выпуск продукции, удовлетворяю­щей потребности человека или системы.

Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа чело­веком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресур­су, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для техно­логии переработки информации.

Для сравнения в табл. 1.1 приведены основные компоненты обоих видов технологий.

Таблица 1.1 Сопоставление основных компонентов технологий

Компоненты технологий для производства продуктов

материальных

информационных

Подготовка сырья и материалов Производство материального продукта Сбыт произведенных продуктов потребителям

Сбор данных или первичной информации Обработка данных и получение результатной инфор­мации Передача результатной информации пользователю для принятия на ее основе решений

1.2Новая информационная технология

Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использо­вания информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки ин­формации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концеп­цию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап разви­тия информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоеди­нения одного из синонимов: "новая", "компьютерная" или "современная".

Прилагательное "новая" подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой ин­формационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обес­печивают передачу информации разными средствами, а именно — телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др. В табл. 1.2 приведены основные характерные черты новой информационной технологии.

Таблица 1.2. Основные характеристики новой информационной технологии

Методология

Основной признак

Результат

Принципиально новые средства обработки информации Целостные технологические сис­темы Целенаправленные создание, пере­дача, хранение и отображение ин­формации

"Встраивание" в технологию уп­равления Интеграция функций специалис­тов и менеджеров Учет закономерностей социальной среды

Новая технология коммуникаций Новая технология обработки ин­формации Новая технология принятия уп­равленческих решений

Новая информационная технология — информационная технология с "дружественным" интерфейсом работы пользователя, использующая персо­нальные компьютеры и телекоммуникационные средства.

Прилагательное "компьютерная" подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер.

Три основных принципа новой (компьютерной) ин­формационной технологии:

• интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

• интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими про­граммными продуктами;

• гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

1.3Инструментарий информационной технологии

Реализация технологического процесса материального производства осуществляется с по­мощью различных технических средств, к которым относятся: оборудование, станки, ин­струменты, конвейерные линии и т.п.

По аналогии и для информационной технологии должно быть нечто подобное. Такими техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программ­ное и математическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработ­ка первичной информации в информацию нового качества. Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости можно его конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной тех­нологии. Определим это понятие.

Инструментарий информационной технологии — один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа ком­пьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами дан­ных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), эксперт­ные системы и т.д.

1.4Как соотносятся информационная технология и информационная система

Информационная технология тесно связана с информационными системами, которые явля­ются для нее основной средой. На первый взгляд может показаться, что введенные в учеб­нике определения информационной технологии и системы очень похожи между собой. Однако это не так.

Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентиро­ванных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над дан­ными, хранящимися в компьютерах. Основная цель информационной технологии — в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.

Информационная система является средой, составляющими элементами которой явля­ются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, раз­личного рода технические и программные средства связи и т.д. Основная цель информационной системы — организация хранения и передачи информации. Информа­ционная система представляет собой человеко-компьютерную систему обработки инфор­мации.

Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентирован­ной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.

Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отра­жающим современное представление о процессах преобразования информации в ин­формационном обществе. В умелом сочетании двух информационных технологий — управленческой и компьютерной — залог успешной работы информационной системы.

Обобщая все вышесказанное, предлагаем несколько более узкие, нежели введенные ранее, определения информационной системы и технологии, реализованных средствами компьютерной техники.

Информационная технология — совокупность четко определенных целе­направленных действий персонала по переработке информации на ком­пьютере.

Информационная система — человеко-компьютерная система для под­держки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.

1.5Составляющие информационной технологии

Используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как норма, нор­матив, технологический процесс, технологическая операция и т.п., могут применяться и в информационной технологии. Прежде чем разрабатывать эти понятия в любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следу­ет попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий.

Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требо­ваниям:

• обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;

• включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

• иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.

2. Эволюция информационных технологий

В процессе развития и совершенствования технических средств, применяемых для обработки данных можно выделить четыре этапа эволюции информационных технологий.

1-й этап эволюции информационных технологий продолжался до начала 60-х годов XX в. Эксплуатировались ЭВМ первого и второго поколений. Основным критерием создания информационных технологий являлась экономия машинных ресурсов. Цель - максимальная загрузка оборудования. Характерные черты этого этапа: программирование в машинных кодах, появление блок-схем, программирование в символьных процессах, разработка библиотек стандартных программ, автокодов, машинно-ориентированных языков и Ассемблера. Достижением в технологии программирования явилась разработка оптимизирующих трансляторов и появление первых управляющих программ реального времени и пакетного режима.

2-й этап длился до начала 80-х годов. Выпущены мини-ЭВМ и ЭВМ третьего поколения на больших интегральных схемах. Основным критерием создания информационных технологий стала экономия труда программиста. Цель - разработка инструментальных средств программирования. Появились операционные системы второго поколения, работающие в трех режимах: реального времени, разделения времени и в пакетном режиме. Разработаны языки высокого уровня, пакеты прикладных программ, системы управления базами данных, системы автоматизации проектирования, диалоговые средства общения с ЭВМ, новые технологии программирования (структурное и модульное), появились глобальные сети. Появилась наука информатика.

3-й этап продолжался до начала 90-х годов. В конце 70-х годов был сконструирован персональный компьютер. Информация становится ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Появилась новая экономическая категория - национальные информационные ресурсы. Истощение природных ресурсов привело к использованию воспроизводимых ресурсов, основанных на применении научного знания. Профессиональные знания экспортируются посредством продажи наукоемкой продукции. В производственную культуру проник игровой компонент. Производство вновь становится мелкосерийным с быстрым ростом производительности труда и увеличением номенклатуры производимых изделий.

4-й этап - 90-е годы XX в. В этот период разрабатываются информационные технологии для автоматизации знаний. Цель - информатизация общества. Информатизация общества - совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных.

Появились машины с параллельной обработкой данных - транспьютеры; портативные ЭВМ, не уступающие по мощности большим; графические операционные системы; новые технологии: системы мультимедиа, гипертекст, объектно-ориентированные технологии. Телекоммуникации становятся средством общения между людьми. Созданы предпосылки формирования общего рынка знаний посредством дистанционного обучения, электронной памяти человечества по культуре, искусству, народонаселению, науке и т. д. Внедряются дистанционное обучение, автоматизированные офисы, всемирные каталоги изделий. Страны становятся зависимыми от источников информации, от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации. Наступает этап информатизации общества.

3. Роль ИТ в развитии экономики и общества

Информационные технологии невозможно эффективно реализовать без развитых средств передачи данных, которые являясь их составной частью. Поэтому, рассматривая влияние ИТ на развитие экономики и общества, можно говорить о информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), которые предоставляют потенциально мощный механизм преобразования общественной жизни и роста мировой экономики. На самом базовом уровне они помогают организациям работать более продуктивно, повышая при этом их конкурентоспособность и производительность. ИКТ также способны расширить диапазон реализации социальных проектов и повысить их эффективность. Так, благодаря применению ИКТ государство уже получило значительные выгоды в области здравоохранения, образования и охраны окружающей среды. Более того, использование ИКТ в государственном секторе усиливает действенность органов власти и прозрачность принятия решений. Сегодня можно наблюдать, как многие развивающиеся страны достигли важных экономических преимуществ, стимулируя развитие национальной ИКТ-индустрии.

Тем не менее, несмотря на имеющийся огромный потенциал, современные технологии не получили сегодня такого повсеместного распространения, как это первоначально представлялось. В последние годы в мире постепенно развивалось осознание того факта, что простое использование ИКТ в социально-экономических проектах — в ущерб другим необходимым элементам — зачастую не сможет служить той панацеей, на которую рассчитывали многие страны. Именно поэтому многие правительства и организации направили свои усилия на выяснение того, почему некоторые замыслы, связанные с применением ИКТ в области социально-экономического развития, достигают успеха, а другие — терпят неудачу.

В большинстве проведенных в недавнее время исследований рассказывается о заметных успехах, которые были достигнуты в сфере оказания помощи малообеспеченным слоям граждан и создания новых возможностей в развивающихся странах благодаря использованию ИКТ. Параллельно с этим приводятся и другие примеры бесполезно растраченных ресурсов, неосуществившихся ожиданий и дорогостоящих ИКТ-инвестиций, которые лишь в незначительной степени улучшили жизнь людей, хотя именно на это они и были направлены.

Ряд исследований также ставил своей задачей осветить возможное влияние социальных, экономических и правовых факторов на процессы развития, основывающиеся на использовании ИКТ. Эти вопросы имеют особую значимость для руководящих деятелей, поскольку правовая и нормативная среда может оказывать глубокое влияние на стимулы и сдерживающие факторы, движущие поведением инвесторов, поставщиков ИКТ и пользователей, т. е. на то, от чего зависит судьба ИКТ-проекта.

Таким образом, сегодня на смену огромному начальному энтузиазму пришел более прагматичный и реалистичный подход, отличающийся стремлением постигнуть суть происходящего и проанализировать, каким образом можно разумно и экономически эффективно использовать ИКТ в целях содействия социально-экономическому развитию.

3.1 ИКТ как катализатор расширения возможностей

С одной стороны, ИКТ — это просто инструменты. Аналогично любым другим орудиям, они могут подходить или не подходить для решения конкретной задачи. Например, молоток, который идеально приспособлен для забивания гвоздей, менее полезен при замене лампочки. Точно таким же образом, ценность той или иной технологии для реализации целей социально-экономического развития нельзя оценить абстрактно — она зависит от того, приемлема ли данная технология для воплощения в жизнь конкретного проекта, обеспечивает ли этот проект действенные стимулы для его участников и обладают ли участники проекта необходимой квалификацией для эффективного использования данной технологии.

Однако, с другой стороны, ИКТ — это инструменты, которые не похожи ни на что другое, существовавшее ранее. ИКТ могут применяться для чрезвычайно разнообразных видов человеческой деятельности, поэтому они преображают буквально каждый сектор общества и экономики. Инновации в электронной сфере создают новые возможности для улучшения здоровья и питания людей, расширения их знаний, стимулирования экономического роста и участия граждан в жизни общества.

ИКТ многофункциональны и со временем становятся все более функционально совместимыми, что позволяет комбинировать их в готовых решениях почти бесконечным числом способов. Кроме того, быстрые темпы инноваций в сфере информационных технологий делают ИКТ менее дорогостоящими и более простыми в использовании, благодаря чему их возможности становятся досягаемыми для большего числа людей. И, наконец, современные технологические изменения переплетаются с процессом глобализации, создавая новые реалии глобальной экономики.

Вследствие этого ИКТ имеют жизненно важное значение для развивающихся стран. Как было признано многими правительствами, ИКТ обладают достаточным потенциалом, чтобы подстегнуть рост национальной экономики и расширить сферу действия и эффективность проектов социально-экономического развития. При более внимательном рассмотрении открываются и другие ключевые свойства ИКТ, которые также придают им необычайную значимость для реализации таких проектов:

Управление знаниями. Определяющая черта ИКТ — это их способность помогать людям в сборе, обработке, хранении, извлечении и распространении знаний. Управление знаниями крайне важно в условиях глобальной экономики, где успех часто зависит от умения быстро приобретать и эффективно использовать знания, а также оперативным и экономным образом передавать их нужным людям.

ИКТ могут помочь уравнять ситуацию в этой области для компаний как в развивающихся, так и в развитых странах, что позволит развивающимся странам более эффективно конкурировать в мировой экономике. Более того, поскольку корни многих неэкономических проблем лежат в сфере доступа к информации, ИКТ могут способствовать преодолению этих преград.

Эффективность. С помощью ИКТ государственные организации и частные компании в развивающихся странах могут действовать более эффективно и продуктивно при меньших затратах. Рост эффективности повышает конкурентоспособность предприятий этих стран, а также обеспечивает жизнестойкость проектов социально-экономического развития, делая их более рентабельными. Аналогичным образом, повышение эффективности путем применения ИКТ позволяет малым и средним предприятиям в развивающихся странах использовать свои конкурентные преимущества — например, благодаря более низкой стоимости труда предоставлять экономически выгодные онлайновые услуги на удаленные рынки или самостоятельно поставлять товары непосредственно потребителям, не привлекая посредников и тем самым сохраняя за собой бoльшую долю прибылей.

Сети. Люди все шире используют ИКТ для подключения к сетям, открывающим доступ к другим людям и информации. Интернет представляет собой наиболее важную глобальную ИКТ-сеть, которая, в свою очередь, работает на основе множества физических сетей (например, традиционных телекоммуникационных сетей, спутниковых и кабельных сетей и т. п.). ИКТ-сети  - неотъемлемый элемент социально-экономического развития, поскольку они могут предоставлять отдельным пользователям и компаниям как в развивающихся, так и в развитых странах фактически одинаковый доступ к информации, ресурсам, механизмам распространения и потенциальным клиентам. Однако создание необходимой инфраструктуры для доступа к ИКТ-сетям — это дорогое и сложное дело. Поэтому одна из задач для развивающихся стран заключается в выборе технологии, которая наилучшим образом отвечала бы их потребностям и могла бы эффективно использоваться местными жителями.

Универсальность. Многие ИКТ-компании все больше внимания уделяют тому, чтобы их продукты были простыми в использовании и могли адаптироваться для практически неограниченного спектра задач. Эти усилия приводят к тому, что все большее число пользователей получают доступ к ИКТ, и им становится легче приспосабливать даже самые сложные технологии для решения собственных задач. Быстрые темпы инноваций в сфере ИКТ приводят к тому, что промежуток времени между изобретением и коммерческим применением теперь, как правило, измеряется несколькими месяцами и даже неделями, а не годами, как раньше. Таким образом, в отличие от многих других продуктов и услуг ИКТ, используемые в развитых странах, зачастую будут столь же эффективны и для решения проблем развивающихся стран.

Эти свойства превращают ИКТ в целом в важнейший катализатор социально-экономического развития, ускоряющий повышение эффективности работы различных секторов и экономический рост, достижение конкретных целей социального развития, а также расширение участия граждан в политической жизни общества и достижение грамотного управления. Более подробно эти вопросы будут рассматриваться в последующих разделах.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие по курсам «Экономика отрасли» и "Инвестиционный менеджмент" для студентов специальности 060811 Саратов 2009

    Учебное пособие
    В учебном пособии по дисциплинам «Экономика отрасли» и "Инвестиционный менеджмент" рассмотрены категории, принципы и модели экономических отношений в инвестиционно-строительной сфере, методические вопросы оценки эффективности инвестиционных
  2. Библиографический указатель трудов преподавателей и научных сотрудников ргтэу 2000-2006 гг

    Библиографический указатель
    Составители: главный библиограф Андрюшкина Р.В., зав. сектором справочно-библиографического обслуживания и научной обработки Климова И.И., ведущий библиограф Бельтюкова Т.
  3. Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И. П

    Документ
    К. Основы безопасности жизнедеятельности Год издания 1 Издательство Просвещение Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И.
  4. Информационный отчет о деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры г. Иркутска «Централизованная библиотечная система»

    Публичный отчет
    Муниципальное образование «Город Иркутск»; от имени муниципального образования «Город Иркутск» права учредителя учреждения осуществляет администрация г.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «новая и новейшая история зарубежных стран» специальности 050401 история

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории и права (в соответствии с дополнительной специальностью) по специальности 050401 История с дополнительной специальностью при очной форме обучения 5 лет.

Другие похожие документы..