Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
доктор філологічних наук, професор, завідувач кафедри української мови філологічного факультету Харківського національного університету Калашник В. С...полностью>>
'Документ'
Владимир Черный статье – «Теория большого взрыва таит много парадоксов», опубликованной в журнале «Наука и Жизнь», сказал: «Теория возникновения Всел...полностью>>
'Документ'
Группа компаний «Домостроитель» - крупное строительное предприятие Московской области. ГК «Домостроитель» объединила в себе Щелковкский ДСК, Электрос...полностью>>
'Публичный отчет'
Рассмотрев предложения администрации Кичкинского сельского поселения об исполнении бюджета Кичкинского сельского поселения за 2009 год, руководствуясь...полностью>>

Политика фрг в нато в конце ХХ начале XXI столетия и ее трансформация

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Пархитько Николай Петрович

Политика ФРГ в НАТО в конце ХХ – начале XXI столетия и ее трансформация

Специальность 07.00.03 – Всеобщая история (новая и новейшая)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата

исторических наук

Москва 2011 г.

Работа выполнена на кафедре Истории и политики стран Европы и Америки в Московском Государственном Институте Международных Отношений (Университет) МИД России

Научный руководитель: доктор исторических наук профессор, АХТАМЗЯН АБДУЛХАН АБДУРАХМАНОВИЧ

Официальные оппоненты: доктор политических наук, профессор

ШТОЛЬ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

доктор исторических наук, профессор

ЩЕПЕТОВ КОНСТАНТИН ПАВЛОВИЧ

Ведущая организация – Дипломатическая академия МИД России

Защита состоится «_19_» __мая_____ 2011 г. на заседании диссертационного совета Д 209.002.03 (исторические науки) при Московском государственном институте международных отношений (Университет) МИД России в _______ часов, ауд ____

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. И.Г. Тюлина МГИМО (У) МИД России по адресу: 119454, г. Москва, пр-т Вернадского, 76. С авторефератом диссертации можно ознакомиться на официальном сайте www.mgimo.ru

Автореферат разослан «__»________ 2011 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета Емельянов Андрей Львович

д.и.н., проф.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Федеративная Республика Германия вступила в XXI столетие в качестве государства, чья внешняя политика способна оказывать серьезное влияние на международные отношения в целом. В 1990 г. произошло объединение страны, положившее начало коренным изменениям стратегической обстановки в Европе. ФРГ, которая и ранее играла весьма важную роль в НАТО и Европейском экономическом сообществе, после объединения существенно увеличила свой политический и экономический потенциал. Военная политика страны в течение 90-х гг. ХХ столетия также подверглась серьезной корректировке, во многом обусловленной изменившимися геополитическими реалиями постбиполярного периода международных отношений.

Изменившаяся роль ФРГ в военно-политическом контексте является предметом дискуссий как внутри страны, так и за ее пределами. Изменения, осуществленные в законодательстве ФРГ в середине 90-х гг. прошлого столетия, фактически вводят в инструментарий внешней политики государства военную составляющую. В принципе, обычное явление для любого другого участника международных отношений, но в случае с ФРГ, чья военно-политическая роль в течение 40 лет с момента образования и вплоть до объединения в 1990 г. сводилась к обеспечению «передовых рубежей» НАТО в условиях «холодной войны», поправки в Основной закон представляют собой серьезный шаг к изменению роли страны как в рамках НАТО, так и в рамках иных институтов безопасности в Европе (например, ОВПБ/ЕПБО ЕС). Речь идет о поправках, внесенных в Конституцию ФРГ в 1994 г., предоставляющим правительству право применять вооруженные силы за пределами собственной территории в рамках миротворческих операций ООН, ЕС, а также НАТО.

В период «холодной войны» НАТО неоднократно адаптировала свою стратегическую концепцию к изменяющимся стратегическим условиям как в Европе, так и в мире. С момента распада биполярной системы НАТО взяла курс на расширение сферы своего военно-политического влияния не только путем расширения блока, но и закреплением в своих Стратегических концепциях 1991г., 1999 г., а затем и в Новой стратегической концепции 2010 г. положения о правомерности применения вооруженных сил альянса за пределами его юридической ответственности. НАТО, таким образом, переживает этап трансформации, целью которой является универсализация блока и, возможно, подмена им существующих институтов обеспечения безопасности в Европе и мире, таких как ООН и ОБСЕ.

В организации Североатлантического договора ФРГ состоит с 1955 г. Включенная в состав этого военно-политического блока в условиях «холодной войны», ФРГ сохранила членство в НАТО и после объединения в 1990 г. ФРГ приходится учитывать стратегическое планирование НАТО в Европе при разработке военной политики. После объединения Германии и последующего включения в НАТО стран ЦВЕ, стратегическое положение ФРГ в Европе улучшилось, но необходимость учитывать генеральную стратегическую линию НАТО при планировании военной политики ФРГ по-прежнему принимается германским руководством в расчет1.

В то же время, являясь одновременно также и участником европейского интеграционного строительства, в частности, в области общей внешней политики и обороны, ФРГ имеет возможность для реализации своих национальных интересов на этом политическом направлении. Европейский вектор внешней политики ФРГ, таким образом, представляет собой не только дополнение вектору натовскому, но и в определенной степени его альтернативу.

Именно эти обстоятельства позволяют сформулировать актуальность проводимого исследования.

Объект исследования – роль ФРГ в Североатлантическом союзе.

Предметом исследования является содержание внешней политики и политики в области безопасности ФРГ в контексте НАТО.

Целью диссертационной работы является анализ эволюции политики ФРГ в области безопасности и обороны с учетом трансатлантического фактора НАТО на рубеже ХХ и ХХI столетий. Это определило постановку следующих задач исследования:

- изучить военную доктрину ФРГ и сопоставить ее со стратегической концепцией НАТО, что позволит определить сущность германского подхода в отношении основных идей, задач и направлений деятельности НАТО;

- проследить эволюцию военной политики ФРГ с момента окончания «холодной войны» в контексте общей эволюции существующей системы безопасности в Европе и мире в начале XXI в.;

- проанализировать и рассмотреть роль ФРГ в процессе развития европейских структур безопасности после подписания Маастрихтского договора;

- дать характеристику отношениям, сложившимся в формате ФРГ-НАТО-РФ в преддверии Лиссабонского саммита НАТО 2010 г.

Теоретико-методологической основой исследования является историко-аналитический метод, использованный при выявлении причинно-следственных связей между ключевыми компонентами оборонной и внешней политики ФРГ с учетом ее участия в НАТО на современном этапе. В диссертации использован метод компаративного анализа с целью определения общего и конкретного в отношениях ФРГ-НАТО и ФРГ-ЕС, ФРГ-Россия. В разработке положений диссертации использовался комплексный подход, что позволило проанализировать проблемы безопасности на европейском континенте на рубеже ХХ и ХХI вв. и их влияние на национальную безопасность ФРГ.

Степень научной разработанности проблемы. При работе над настоящим исследованием автором были привлечены источники, на основании которых были построены выводы в заключительной части диссертационного исследования. Они классифицированы на несколько групп.

К первой группе источников автором были отнесены официальные документы, отражающие тематику НАТО. Это, прежде всего, акты, декларации и коммюнике, а также выступления и официальные заявления генеральных секретарей НАТО. Данные документы позволяют выявить позицию НАТО по основным вопросам международной политики. Также в них отражена роль, которую играет ФРГ в развитии самой организации, что позволяет, в свою очередь, определить значение НАТО для внешней политики ФРГ2.

Ко второй группе источников автор относит документы, связанные с ФРГ. Это договоры (например, Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г.), материалы архивов, относящиеся к объединению Германии и включению бывшей ГДР в структуры НАТО, записи бесед и материалы пресс-конференций3 официальных лиц, а также постановления правительства ФРГ. Особо следует отметить документы, изданные германским министерством обороны и подотчетными ему ведомствами4, относящиеся к трансформации военной политики страны.

Третью группу источников составляют государственные нормативные акты, такие как Концепция национальной безопасности РФ5 и Военная доктрина РФ, принятая в 2010 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. №146 «О Военной доктрине Российской Федерации»6, на которые автор ссылается при аргументации ряда выводов своей работы.

К четвертой группе источников автор относит материалы российской и зарубежной периодики7, содержащей в себе как экспертные оценки по изучаемой проблематике, так и общую характеристику тех или иных факторов, отражающих военную политику ФРГ и эволюцию НАТО.

Пятую группу источников составляют мемуары государственных и общественно-политических деятелей ФРГ8 и России9. Они содержат в себе ценную информацию «от первого лица», т.е. от непосредственных участников наиболее значительных политических событий в период объединения Германии и в период принятия НАТО Новой стратегической концепции и воплощения основных ее положений. Принимая в расчет известную долю субъективности подобных источников, тем не менее, автор полагает, что их анализ полезен для понимания причинно-следственных связей рассматриваемых событий.

Шестая группа источников - статистические источники, к которым автор относит ежегодник СИПРИ10 соответствующих годов выпуска и издание «The military balance»11, издаваемое Международным институтом стратегических исследований и содержащее информацию о военных расходах, численности вооруженных сил отдельных государств и их военно-экономическом потенциале.

При исследовании проблем безопасности на европейском пространстве и роли ФРГ в оборонных институтах НАТО и ЕС была использована литература российских и зарубежных авторов. Изучение проблемы выстраивания системы безопасности в Европе, и роли ФРГ в европейском и трансатлантическом военно-политическом строительстве, нашло свое отражение в исследованиях российских ученых: О.В. Адарчева, А.В. Аляева, А.Г. Анисимова, А.Г. Арбатова, М.Г. Арзаманова, Т.В. Арзамановой, А.А. Ахтамзяна, Е.П. Бажанова, В.Г. Барановского, А.Д. Богатурова, Ю.А. Борко, А.П. Бородина, О.В. Буториной, В.Г. Волкова, Л.М. Воробьевой, Н.К. Глазунова, Д.А. Данилова, В.И. Дашичева, В.В. Журкина, И.С. Иванова, Р.Н. Имангалиева, Л.Г. Истягина, В.С. Котляра, К.Н. Кулматова, Н.К. Меден, В.Н. Матяш, И.Ф. Максимычева, А.А. Новикова, Н.В. Павлова, А.И. Патрушева, С.В. Погорельской, Е.М. Примакова, А.Д. Ротфельда, А.В. Торкунова, А.И. Уткина, М.П. Шелепина, В.Г. Шемятенкова, В.В.Штоля.

Работы перечисленных авторов можно разделить на три группы. Исследования О.В. Адарчева, А.В. Аляева, А.Г. Арбатова, В.Г. Барановского, Ю.А. Борко, А.П. Бородина, Д.А. Данилова, В.В. Журкина, М.П. Шелепина и В.Г. Шемятенкова касаются вопросов европейской интеграции во всех ее аспектах – начиная от экономического и заканчивая военно-политическим12. При этом, в ряде работ военно-политический компонент интеграции рассмотрен глубже, что существенно облегчило автору работу при изучении европейского военно-интеграционного строительства.

Ко второй группе автор отнес работы таких исследователей, как Анисимов А.Г., Бажанов Е.П., Богатуров А.Д., Волоков В.Г., Иванов И.С., Котляр В.С., Кулматов К.Н., Матяш В.Н., Меден Н.К., Наринский М.М., Ротфельд А.Д., Торкунов А.В., Уткин А.И., Штоль В.В. Эти авторы сосредоточились на исследовании натовской проблематики13, а также вопросов, связанных с глобальной трансформацией современных международных отношений и влияния этого фактора на национальные интересы России14. Использование в диссертационной работе трудов названных авторов позволило провести проанализировать изменения в стратегической концепции НАТО и претензии этого блока на глобализацию своей роли в мире и оценить влияние, которое они неизбежно оказывают как на ФРГ, так и на нашу страну с точки зрения ее национальных интересов.

Наконец, к третьей группе автор относит исследователей, объектом изучения которых была, прежде всего, ФРГ и ее роль в европейском и трансатлантическом пространстве. Основу научного материала, который использовался автором при написании настоящего исследования составили работы Арзамановой Т.В., Арзаманова М.Г., Ахтамзяна А.А., Воробьевой Л.М., Глазунова Н.К., Дашичева В.И., Имангалиева Р.Н., Истягина Л.Г., Максимычева И.Ф., Павлова Н.В., Патрушева А.И. и Погорельской С.В. В работах указанных авторов нашли свое отражение политические, экономические и военные тенденции, характерные для ФРГ с момента ее объединения в 1990 г. и до сегодняшнего дня, а также проведен анализ развития внешнеполитического курса ФРГ в исторической ретроспективе. При этом был рассмотрен как сам процесс объединения страны15, так и политические и военно-политические последствия объединения Германии для самой Германии, Европы16 и России. Особый интерес представляют работы, объектом исследования которых являются российско-германские отношения, поскольку это позволяет в выявить основные направления сотрудничества и партнерства, равно как и противоречия, лежащие в основе отношений между ФРГ и Россией сегодня17.

В работе также использованы монографии и статьи зарубежных исследователей. К таковым можно отнести работы Асмуса Р., Бжезинского З., Бреннера М., Вемера В., Кайзера К., Крамера М., Киссинджера Г., Ференбаха О., Хакке К., Циберта И., Шёльгена Г.18 В работах указанных авторов рассматриваются различные аспекты военного и политического развития ФРГ после объединения страны, взаимодействие с НАТО и ЕС в сфере безопасности и обороны и отношения ФРГ с основными союзниками по НАТО, прежде всего, с США.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней автор проводит комплексный анализ роли ФРГ в европейском и трансатлантическом военно-интеграционном строительстве на современном этапе. На примере ФРГ как активного участника НАТО и ЕС исследуются успехи и противоречия, характерные как для процесса строительства системы безопасности в Европе, так и для интеграции в этот процесс отдельно взятой страны. В настоящей работе впервые проводится сравнительный анализ военной доктрины ФРГ и стратегической концепции НАТО в контексте безопасности, военного строительства и планирования, военного сотрудничества с союзниками и партнерами, а также возможности применения вооруженных сил за пределами юридической ответственности ФРГ и НАТО.

О научной новизне исследования свидетельствуют основные положения, выносимые на защиту:

  1. Под трансформацией военной политики ФРГ следует понимать комплекс реформ, проводимых в стране с 1990 г. на законодательном и ведомственном уровне и направленных на расширение полномочий бундесвера с точки зрения географии его применения;

  2. Основанием для подобной трансформации послужило реформирование ряда концептуальных положений НАТО в постбиполярный период, в частности, выход блока за традиционную сферу ответственности. Вооруженные силы ФРГ, интегрированные в военные структуры НАТО, адаптируются к новым реалиям;

  3. Рассматриваемую трансформацию НАТО следует характеризовать как курс на универсализацию блока с целью эвентуальной подмены существующих институтов безопасности (ООН, ОБСЕ);

  4. Натовский вектор военной политики ФРГ – важный, но не единственный, наряду с европейским интеграционным строительством, включающим в себя и военно-политический аспект.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее можно рекомендовать для использования в научно-методических целях в учебных заведениях, занимающихся, прежде всего, подготовкой специалистов-международников и политологов. К высшим учебным заведениям, решающим подобные задачи, относятся Дипломатическая Академия МИД РФ и МГИМО(У) МИД РФ. Также материалы диссертации могут быть использованы при подготовке сотрудников государственных учреждений, занимающихся анализом военно-политических проблем.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, включающих 15 параграфов, заключения, приложений и списка источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, обозначается степень ее разработанности, определяются цель и задачи исследования, его методологическая основа, научная новизна и практическая значимость.

Первая глава «ФРГ и НАТО в ХХ столетии» состоит из 5 параграфов, в которых рассматривается история создания НАТО на основе Вашингтонского договора 1949 г., последующее включение в этот блок ФРГ и роль, которую она играла в НАТО до объединения в 1990 г. Таким образом, первая глава настоящего исследования имеет характер исторического экскурса с целью сравнительного анализа эволюции стратегических доктрин НАТО и ФРГ.

В первом параграфе «Создание НАТО и основные положения Вашингтонского договора» рассматриваются международные политические условия, в которых был подписан Вашингтонский договор, составляющий юридическую основу НАТО. При этом особо подчеркивается региональный характер блока, который закреплен в самом Вашингтонском договоре и не отменен и сегодня (ст. 6, где обозначается сфера оперативной ответственности НАТО).

Второй параграф «Ремилитаризация и включение ФРГ в НАТО» приводится история включения ФРГ в этот блок, чему предшествовал процесс подписания целого ряда основополагающих соглашений, таких как Боннский договор 1952 г. и Парижские соглашения 1954 г., открывшие ФРГ путь в НАТО. Также рассматривается становление и развитие внешней политики ФРГ в 1949-1955 гг., когда руководством страны был принят последовательный курс на интеграцию в западную систему союзов.

В третьем параграфе «Роль ФРГ в годы «холодной войны». Военный и политический аспекты» рассмотрена деятельность ФРГ на европейской арене в период межблокового противостояния. Принятие доктрины «передовых рубежей» (Vorwärtsstrategie) наглядно продемонстрировало, что как с тактической, так и со стратегической точки зрения ФРГ представляла исключительную важность для НАТО и являлась центральным звеном в системе безопасности Западной Европы. Политически же ФРГ в рассматриваемый период решала, главным образом, две основные задачи: прагматично выстраивала отношения со странами Восточной Европы, СССР и ГДР (в рамках т.н. «восточной политики»), не отказываясь от идеи объединения страны, и углубление экономического, политического и военного сотрудничества со странами Западной Европы и США.

Четвертый параграф «Объединение Германии как стратегический фактор в Европе» посвящен рассмотрению процесса кардинального изменения стратегической обстановки в Европе в начале 90-х гг. ХХ столетия сквозь призму объединения Германии.

Объединение Германии вкупе с «бархатными революциями», произошедшими в Восточной Европе в 1989 г., оказали прямое воздействие на политику ОВД и фактически привели к ее самороспуску. В параграфе анализируется и позиция, занятая руководством СССР в вопросе объединения Германии и условий его реализации. Политическая линия тогдашнего советского руководства носила характер односторонних уступок Западу, что в декларативном плане привело к смещению вектора политики НАТО в сторону перехода от конфронтации к сотрудничеству с СССР, а после его распада – с Россией, а фактически – к подготовке масштабного расширения НАТО на государства ЦВЕ.

В пятом параграфе «Изменения в стратегической линии НАТО в 1949-1991 гг.» анализируется трансформация стратегической концепции НАТО на различных этапах «холодной войны». При этом принимаются в расчет политические условия, в которых создавалась НАТО и последующая эволюция доктрин, принимаемых этим блоком при учете военных доктрин, принимаемых в США.

Рассмотрение этапов развития и модернизации стратегических концепций НАТО в период блокового противостояния помогает наилучшим образом представить себе основные принципы, по которым такое развитие идет в наши дни, когда, по сути, в мире нет организаций, сопоставимых по оперативно-стратегическому потенциалу с НАТО и способных угрожать интересам безопасности государств этого блока. И если ранее логика той или иной концепции НАТО сводилась сугубо к военным аспектам «сдерживания» или иного воздействия на потенциального противника, то теперь на место «сдерживания» пришло понятие «универсализация», таящее в себе куда более опасные тенденции, нежели стремление к сохранению паритета в годы «холодной войны». ФРГ, чьи вооруженные силы полностью интегрированы в военные структуры НАТО и подчинены натовскому командованию, неизбежно трансформирует свою военную политику к изменяющейся конъюнктуре, законодательно предоставляя возможность своим вооруженным силам принимать участие в операциях за пределами сферы ответственности НАТО.

Во второй главе «ФРГ и расширение НАТО в конце ХХ – начале XXI столетия» рассматривается новая роль и новая ответственность ФРГ после объединения в страны 1990 г. Играя в силу своего географического положения в Европе до 1990 г. роль плацдарма для развертывания сил и средств потенциальных противников по противоборствующим блокам НАТО и ОВД, Германия после объединения превратилась в одно из крупнейших государств Европы, способное не только существенно влиять на политику НАТО, но и во многих аспектах проводить собственную, независимую политику, являющуюся определяющей, прежде всего, для регионально-интеграционных процессов в Европе. Естественно, процесс объединения Германии и последующая адаптация к новому статусу дали старт многим трансформационным процессам внутри страны и сказались на военной доктрине ФРГ, которая претерпела в течение 90-х гг. кардинальные изменения.

Первый параграф второй главы «Расширение НАТО в 1999-2009 гг. и курс на универсализацию блока» посвящен анализу политики НАТО, которой она придерживается с момента распада биполярной системы по настоящий момент. За последние два десятилетия наметилась тенденция к универсализации НАТО и переход от чисто военно-политической проблематики к рассмотрению более широкого спектра вопросов, включая политический, экономический, экологический, научный и информационный аспекты. Иными словами, в настоящее время НАТО стремится стать глобальной универсальной организацией и легитимизировать таким образом принятие решений в обход Совета Безопасности ООН и ОБСЕ, сохранив последние как декоративные институты, а фактически – просто заменив их. Это при том, что НАТО, как следует из ее же собственного уставного договора, является организацией регионального типа с ограниченной территориальной сферой ответственности.

Во втором параграфе второй главы «Трансформация военной политики ФРГ в 90-х – 2000-х гг.» изучается масштабное реформирование в области военной политики страны, затрагивающее как германские вооруженные силы, так и германское законодательство. Фактически в ФРГ с начала 90-х гг. предыдущего столетия приступили к формированию новой концепции безопасности страны. Это создало предпосылки для внесения соответствующих изменений в Основной закон ФРГ. 12 июля 1994 г. Конституционный суд ФРГ принял решение об отмене поправки 1982 г. к 24-й главе Основного закона, запрещавшей участие бундесвера в военных операциях за рубежом. Решением Конституционного суда были сняты какие-либо «конституционные возражения» против участия ФРГ в санкционированных ООН операциях по установлению и поддержанию мира. Суд решил, что Основной закон допускает участие бундесвера в мерах по обеспечению коллективной безопасности, в том числе в миротворческих миссиях НАТО и ЗЕС19.

Вердикт Конституционного суда позволял правительству ФРГ, хотя и лишь на основании мандата СБ ООН, при одобрении простым большинством Бундестага отправлять части бундесвера для участия в тех или иных международных миротворческих операциях за пределами традиционной оперативной ответственности НАТО.

В параграфе также проводится анализ реформы вооруженных сил, подразумевающей, с одной стороны – значительное их сокращение (примерно на одну треть с 250 000 до 163 500 военнослужащих), а также временную приостановку призыва20. С другой же – повышение качества их оснащенности и мобильности для участия в военных миссиях за рубежом.

Третий параграф второй главы называется «Сравнительный анализ военной доктрины ФРГ и стратегической концепции НАТО». ФРГ как полноправный участник НАТО адаптирует свою военную политику и политику безопасности к стандартам этой организации. Наиболее наглядно взаимосвязь между ФРГ и НАТО в военно-политическом плане можно выявить, сопоставив стратегическую концепцию НАТО с военной доктриной ФРГ. Сложность в данном случае заключается в том, что в отличие от НАТО, где оперативно-тактические и стратегические задачи рассмотрены до мелочей, в ФРГ нет единого нормативного документа, регламентирующего военную политику, оперативное планирование и руководство вооруженными силами страны. Поэтому основные принципы военной политики страны изучаются путем анализа отдельных документов21, регламентирующих конкретные сферы военного строительства и оперативного планирования, а сама политика выявляется путем сопоставления изученных данных. Степень же интегрированности военно-политического курса ФРГ в общую военно-политическую линию НАТО устанавливается путем сравнительного анализа стратегической концепции НАТО и военной доктрины ФРГ.

Четвертый параграф второй главы «ФРГ и ООН» на первый взгляд не имеет прямого отношения к изучаемой проблематике. Но натовский вектор внешней политики ФРГ не является единственным, способным содействовать росту влияния ФРГ на международной арене. Одним из важных путей укрепления международной значимости своей страны руководители ФРГ издавна рассматривали активизацию своей деятельности в ООН. В настоящем же исследовании мы рассматриваем деятельность ФРГ в рамках этой организации еще и потому, что ООН представляется одним из наиболее эффективных международных механизмов, посредством которого ФРГ могла бы самым серьезным образом повысить свой внешнеполитический статус, особенно учитывая тот факт, что дипломатический ооновский вектор внешней политики ФРГ в принципе альтернативен военному (в лучшем случае – военно-дипломатическому) натовскому.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины внешняя политика россии для направления 030700. 62 «Международные отношения» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Проблема преемственности и новизны во внешней политике РФ. Попытки выработки последовательного внешнеполитического курса и определения национальных интересов.
  2. В начале XXI века

    Документ
    Зеленков М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007.
  3. С. В. Кортунов cовременная внешняя политика россии стратегия избирательной вовлеченности Учебное пособие

    Учебное пособие
    56756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756
  4. С. В. Кортунов национальные интересы россии в мире научный рецензент профессор кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики гу-вшэ м. З. Шкундин Монография

    Монография
    Монография подготовлена в рамках проекта «Национальные интересы России в мире по гранту № 08-01-0073 Государственного университета – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ).
  5. Программа курса для студентов заочного отделения исторического факультета (специальности 020700 «История» и020800 «Историко-архивоведение») Тематика контрольных работ для студентов заочного отделения исторического факультета (2)

    Программа курса
    Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая история: Новейшая история» (часть 2) – изучить развитие стран Европы и Америки в период 1945 года – начала XXI века.

Другие похожие документы..