Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Оборудование для учителя: компьютер, экран, диапроектор, магнитофон, проигрыватель, фортепиано, таблички с названиями музыкальных произведений и произ...полностью>>
'Закон'
Проблемы международного сотрудничества Забайкальского края, пути его совершенствования и развития законодательной базы на федеральном и региональном ...полностью>>
'Литература'
Тема 5. Компенсация морального вреда в денежном выражении за счет государственной казны (средств республиканского или местного бюджета), если вред бы...полностью>>
'Доклад'
к Публичному докладу муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 26 станицы Пшехской муниципального образовани...полностью>>

Бугубаева Роза Олжабаевна, к э. н., профессор, первый проректор-проректор по учебно-методической работе. Имеет публикации в объеме более 100 п л., читает курсы «Экономическая теория», «Государство и бизнес», «диплом

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

гурпКАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА

Кафедра экономической теории и международной экономики

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СРС (СРСП) ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ И КОНСУЛЬСКАЯ СЛУЖБА»

Специальности 50506 – Международные отношения

Факультет экономики и управления

КАРАГАНДЫ - 2010

Методические рекомендации разработаны к.э.н., профессором Бугубаевой Р.О. и преподавателем Утеповой М.М.

Рассмотрены на заседании учебно-методического семинара кафедры экономической теории и международной экономики

10 июня 2010 г. Протокол № 10

Зав. кафедрой

экономической теории и МЭ Жетписбаева М.К.

Сведения о составителях:

Бугубаева Роза Олжабаевна, к.э.н., профессор, первый проректор-проректор по учебно-методической работе. Имеет публикации в объеме более 100 п.л., читает курсы «Экономическая теория», «Государство и бизнес», «Дипломатическая и консульская служба» и др.

Утепова Маркен Мухитовна, преподаватель, ведет практические занятия по дисциплинам «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Экономическая теория», «Дипломатическая и консульская служба».

Офис: кафедра экономической теории и международной экономики, аудитория № 210Б.

г. Караганда ул. Академическая, 9.

Тел: 44 16 24 (129)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СРС (СРСП)

Задания СРС выполняются вне аудитории без участия преподавателя. Основная задача СРС подготовка к семинарским занятиям и лекциям. На семинарское занятие выносятся основные вопросы темы. Тематический план семинарского занятия, перечень основной и дополнительной литературы, методические советы к темам семинарских занятий отвечают на вопросы, что и как надо делать. Внимательно изучив методические советы к темам семинарских занятий, самостоятельно подготовьте ответы на вопросы тематического плана семинарского занятия. В ходе подготовки каждого вопроса кратко, схематично фиксируйте основные положения и тезисы ответа, формулировки, запишите формулы и символы в тетрадь для СРС. После завершения подготовки проверьте свои знания при помощи вопросов самопроверки. Вопросы, вызвавшие затруднения при самостоятельной работе, запишите и задайте их преподавателю.

Задания СРС должны выполняться до лекции. На лекциях же знания, полученные самостоятельно, должны углубляться и расширяться.

Однако объем вопросов, выносимых на семинарское занятие, не охватывает полное содержание темы. Поэтому необходима дальнейшая работа студента по углублению и расширению своих знаний, что осуществляется в процессе СРСП. Поэтому на СРСП выносятся дополнительные вопросы, задачи, упражнения и т.д., при помощи которых полностью раскрывается содержание темы.

Разработка форм и содержания СРС.

Особенности курса «Дипломатическая и консульская служба» обуславливают широчайший набор форм СРС. Это такие формы, как:

  • изучение конспектов лекций, данных преподавателем;

  • подготовка к семинарскому занятию конспекта лекции по основному учебнику;

  • подготовка реферата по определенной теме;

  • взаимное рецензирование рефератов, эссе, докладов;

  • составление глоссария и кроссвордов по терминам курса;

  • решение логических задач;

  • анализ статистических данных;

  • участие в групповом проекте;

  • выступление с презентацией по выбранной теме;

  • подготовка обзора по теме и т.д.

Рекомендации студенту для эффективной организации СРС (СРСП)

Проработка пройденного материала. Проработка пройденного лекционного материала является наиболее важным видом самостоятельной работы. Чем глубже и полнее проработан материал, тем легче при выполнении других видов самостоятельной работы. Систематическая, регулярная работа над пройденным лекционным материалом, начиная с первого занятий, является необходимым условием для понимания материалов последующих лекций и усвоения материалов практических и лабораторных занятий.

Приступая к проработке материала необходимо:

  • иметь конспект лекции;

  • иметь программу курса;

  • иметь рекомендуемую литературу (учебник, пособия, задачник), при необходимости иметь необходимые принадлежности, материалы и инструменты.

Метод работы:

  • целесообразно материал лекции прорабатывать «по свежей памяти»;

  • работая над конспектом, полезно делать ссылки на литературу (это понадобится при подготовке к экзаменам) и вносить необходимые дополнения, а возможно, и исправления;

  • работа над темой должна продолжаться до полного понимания и запоминания материала;

  • работа над темой завершается разбором примеров и задач, приведенных в учебниках и пособиях, до полного освоения метода их решения;

  • если после работы над темой останутся неясные вопросы, необходимо разобрать их с преподавателем на очередной лекции;

Подготовка к коллоквиумам. По данной дисциплине для оценки степени усвоения теоретической части раздела курса, проводится коллоквиум (собеседование). Следовательно, теоретический материал по вопросам, вносимым на коллоквиум, должен быть еще раз повторен.

Подготовка к контрольным работам. Целью проведения контрольных работ являются:

  • проверка текущей успеваемости студентов;

  • выяснение подготовленности студентов группы;

  • организация методики работы с отстающими студентами.

Студентам, готовясь к контрольной работе, необходимо:

  • знать тему контрольной работы;

  • освежить в памяти теоретический материал, основные термины;

  • вновь просмотреть примеры и задачи, разобранные в учебнике, и задачи, рассмотренные на практических занятиях.

Если студент систематически работает над пройденным материалом, начиная с первой лекции, то подготовка к контрольной работе не вызовет затруднений и много времени на нее не понадобится.

Выполнение проектов. При выполнении проектов и работ необходимо руководствоваться методическими указаниями, выдаваемыми на кафедрах вместе с заданиями.

Порядок выполнения задания:

- приступить к выполнению задания не позже срока, установленного графиком самостоятельных работ;

  • если при выполнении задания возникнут затруднения, то вернуться к соответствующей теме курса, доработать ее и вновь приступить к выполнению задания;

  • если после этого будут затруднения, то прийти на консультацию к преподавателю;

  • проанализировать полученное решение;

  • готовясь к защите задания, проверить соответствующие положения теории и продумать решение в случае изменения некоторых данных;

  • убедиться в понимании метода, использованного при выполнении задания;

  • задание должно быть защищено не позже срока, установленного графиком, иначе оно считается академической задолженностью.

Время на самостоятельную работу весьма ограничено, поэтому необходимо учиться рационально планировать самостоятельную работу, стремиться овладевать навыками самостоятельной работы, перенимать положительный опыт, учиться производительно работать и разумно отдыхать, чтобы сохранять работоспособность. Поэтому возрастает ответственность каждого преподавателя и кафедры в целом за обучение студентов методике самостоятельной работы.

Формы проведения СРСП по курсу «Дипломатическая и консульская служба»

Название темы

Формы проведения СРСП

1. Введение. Дипломатия Древнего Востока, Древней Греции и Рима

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, составление глоссария, написание эссе, проведение презентации.*

2.Дипломатия в средние века, в эпоху Ренессанса и нового времени

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание рефератов, обсуждение кейса.*

3. Становление и развитие консульской службы: дипломатия в России в конце XV – XVIII вв. и дипломатия Казахского Ханства.

Эволюция внешнеполитических ведомств в ХIX в.

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание рефератов, разработка группового проекта, составление дополнительного глоссария.*

4. Современная дипломатическая служба иностранных государств. Международно-правовые основы межгосударственных отношений

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание академического эссе, разработка группового проекта, оппонирование группового проекта, составление дополнительного глоссария.*

5. Становление дипломатической службы Республики Казахстан. Основные органы дипломатической службы Республики Казахстан

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание обзора по теме, составление дополнительного глоссария.*

6. Дипломатические отношения, государственные органы внешних сношений

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание рефератов, обзора по теме, составление дополнительного глоссария.*

7. Дипломатическое представительство, их правовой статус при международных межправительственных организациях

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, составление обзора по теме, групповая презентация составление дополнительного глоссария.*

8. Консульская служба и ее функционирование

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации, составление дополнительного глоссария.*

9. Дипломатический протокол

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации, составление дополнительного глоссария.*

10. Многосторонняя дипломатия, конференциальная форма современной дипломатии, коллективная дипломатия

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации, составление дополнительного глоссария.*

11. Дипломатические кадры, личные качества и искусство дипломата. Дипломатическая практика Республики Казахстан

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации, составление дополнительного глоссария.*

12. Основные формы и методы дипломатической работы

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации, составление дополнительного глоссария.*

13. Протокольная работа

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации, составление дополнительного глоссария.*

14. Дипломатические контакты, личные визиты и беседы, переговоры и Технология переговорного процесса. «Народная дипломатия»

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации, составление дополнительного глоссария.*

15. Изменения в дипломатической организации и практике на современном этапе

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации, составление дополнительного глоссария.*

* - предусмотрена возможность инициативного предложения студентов по применению по теме дополнительной или альтернативной формы СРС (СРСП)

Тема 1. Введение. Дипломатия Древнего Востока, Древней Греции и Рима

Задания СРС

  1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

  2. Ответить на вопросы для самоконтроля

  3. Выполнить предлагаемые задания

  4. Ответить на тестовые вопросы

  5. Составить глоссарий по теме.

  6. Вопросы семинарских занятий могут обсуждаться как в традиционной форме, так и в форме презентации.

Рекомендуемые темы рефератов: «История дипломатии

как составная часть истории общества и межгосударственных отношений», «Дипломатическое искусство и профессия дипломата», «Становление казахстанской дипломатии»

Основные понятия и термины

Тель- Амаринская переписка; договор Рамзеса II с Хаттушилем III; законы Ману; полисы и проксении; амфиктионии; фециалы; легаты; капитуляции, «Старая дипломатия», «новая дипломатия», нунций, Венский конгресс 1814–1815 гг., Аахенский международный протокол 1818 г., Лига Наций, Принципы дипломатии, виды дипломатии, международное право, дипломатическое право.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные исторические памятники древней дипломатии.

2. Назовите основные черты дипломатии Древней Греции.

3. Каков основной вклад Древнего Рима в историю дипломатии?

4. Когда и где зародились основы консульской службы?

5. В чем основное содержание законов Ману

6. Когда и где появилось первое постоянное дипломатическое представительство?

7. Когда и где появилось первое учебное заведение для подготовки дипломатических кадров?

8. Какова роль Венского конгресса и Аахенского протокола (XIX в.) в истории дипломатической службы?

9. Что собой представляли первые органы многосторонней дипломатии и когда они появились?

10. Дайте определение дипломатии и дипломатической службы.

11. Назовите принципы дипломатии.

12. Перечислите формы дипломатической деятельности.

13. Как соотносятся дипломатия и международное право?

14. Что такое дипломатическое право?

15. Перечислите методы дипломатии.

16. Назовите особые специфические черты дипломатической службы.

17. Каковы задачи современной казахстанской дипломатии?

18. Какими факторами определяются методы дипломатии?

Тестовые вопросы

1.Какие государства древнего мира характеризуются более развитым рабовладением, связанное с товарно-денеж­ным хозяйством и ростом приморских городов?

+А) античные – Греция и Рим

Б) государства Древнего Востока

В) Древняя Индия

Г) Персидское царство

Д) Древняя Русь

2.В чем выражалась дипломатическая деятельность античных полисов

А) в оживленных переговорах

Б) беспрерывном обмене посольствами

В)созыве совещаний

Г) заключении оборонительных и наступательных союзных договоров

+Д) все ответы верны

3. Как определялись послы античных республик?

+А) выбирались на открытых собра­ниях полноправных граждан

Б) назначались Сенатом

В) они выбирались преимущественно из военной знати

Г) ими выступали главы республик

Д) все верно

4. Какой из источников древневосточной дипло­матии представляет наибольший интерес по объему и богатству содержания?

А) Телль-Амарнская переписка

Б) договор египет­ского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III

В) легенды

Г) Клинописная библиотека Саргонидов

+Д) верны ответы А и Б

5. Какая страна играл первенствующую роль в международной жизни Древнего Востока?

А) Вавилон

Б) Ассирия

В) Карфаген

+Г) Египет

Д) Индия

6. Что такое «симмахии», «амфиктионии», «проксения»?

+А) виды международных связей Эллады

Б) послы

В) названия коалиций

Г) должности дипломатов

Д) нет верного ответа

Кейс

Дипломат и дипломатия по учению Ману (I тысячелетие до нашей эры)

Интереснейшим памятником древневосточной дипломатии и международного права являются индийские законы Ману. Подлинный текст законов Ману до нас не дошел. Сохранилась лишь его позднейшая (стихотворная) передача, по всей вероятности, относящаяся к I веку нашей эры. Законы Ману были в этой редакции открыты англичанами в XVIII веке. Написаны они на классическом санскрите. В XIX—XX веках они переведены были на ряд европейских языков, в том числе и на русский.

Согласно индийскому преданию, законы Ману — божественного происхождения: относятся они к эпохе легендарного Ману, считавшегося родоначальником арийцев. По своему характеру законы Ману представляют собой свод различных древнеиндийских постановлений, касающихся политики, международного права, торговли и военного дела. Эти правила складывались на протяжении всего первого тысячелетия до нашей эры.

С формальной стороны законы Ману являются сводом законов Древней Индии. Но содержание памятника значительно шире и разнообразнее. Он богат философскими рассуждениями; много внимания уделено в нем религиозным и нравственным правилам.

В основу древнеиндийской философии положено учение о совершенном человеке-мудреце. Под этим углом зрения рассматривается и дипломатия. Центр внимания переносится на личные качества дипломата, от которых зависит успех дипломатической миссии.

Дипломатическое искусство, согласно учению Ману, заключается в умении предотвращать войну и укреплять мир. «Мир и его противоположность [война] зависят от послов, ибо только они создают и ссорят союзников. В их власти находятся те дела, из-за которых происходят между царями мир или война».

Дипломат осведомляет своего государя о намерениях и планах иностранных правителей. Тем самым он предохраняет государство от грозящих ему опасностей. Поэтому дипломат должен быть человеком проницательным, всесторонне образованным и способным расположить к себе людей. Он дол жен уметь распознавать планы иностранных государей не только по их словам или действиям, но даже по жестам и выражению лица.

Главе государства рекомендуется назначать дипломатов с большим выбором и осторожностью. Дипломат должен быть человеком почтенного возраста, преданным долгу, честным, искусным, обладающим хорошей памятью, представительным, смелым, красноречивым, «знающим место и время действия». Самые сложные вопросы международной жизни должны разрешаться прежде всего дипломатическим путем. Сила стоит на втором месте.

Таковы основы учения Ману, касающиеся дипломатии и роли дипломата.

Как вы считаете, актуальны ли сегодня принципы древнеиндийской дипломатии? Как они соотносятся с принципами античной дипломатии?

Тема 2. Дипломатия в средние века, в эпоху Ренессанса и нового времени

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить задания

5. Подготовить аналитический доклад на темы:

«Дипломатия стран средневековой Европы (Востока, Китая)»

Вопросы для обсуждения

1.Охарактеризуйте содержание, характер деятельности и методы раннесредневековой дипломатии.

2. Определите сходство и различие Дипломатии Древней Руси, Византийской империи и Ватикана.

3.Дипломатия стран средневекового Востока в средние века

4. Дипломатия стран средневекового Китая в средние века

5. Дипломатия арабского государства в средние века

6.Дипломатия стран Западной Европы в период Ренессанса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лекций 15 часов Семинарские занятия 30 часов Всего аудиторных часов 45

    Семинар
    на основании рабочего учебного плана специальности 050510 – Государственное и местное управление, типовой программы дисциплины «Государство и бизнес» и требований к структуре учебно-методического комплекса дисциплины КЭУК-МИ-85-04.

Другие похожие документы..