Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
««Об участии предпринимательского сообщества в социальной и трудовой реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы и лиц, осуждённых к усл...полностью>>
'Документ'
Однажды в горькую минуту, подумывая навсегда распроститься с поэзией, Байрон, которому было тогда всего двадцать шесть лет, писал своему другу Т. Мур...полностью>>
'Документ'
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"...полностью>>
'Программа'
Подготовка к экзамену предполагает написание реферата, изучение научной литературы, овладение навыками лингвистического анализа текстов. От аспиранто...полностью>>

Каждая категория и даже каждый индикатор этноконфессионального мониторинга Киргизской Республики в 2006 г

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КИРГИЗИЯ


Каждая категория и даже каждый индикатор этноконфессионального мониторинга Киргизской Республики в 2006 г. заслуживает, по меньшей мере, отдельной полноценной статьи. Но из-за заданности формата Ежегодного доклада и ограниченности его объема мы сосредоточимся на одной проблеме, определяющей происходившие в Киргизии процессы и события. С нашей точки зрения, такой проблемой является проблема суверенитета, предполагающего ресурсную, экономическую и политическую самостоятельность и стабильность государства, достаточную степень его независимости от внешних факторов и акторов.

2006 г. – это год пятнадцатилетия суверенитета Киргизской Республики, различные грани которого широко обсуждались в обществе; это дата, которой придавалось большое символическое значение; это рубеж, который позволяет сделать определенные выводы и увидеть тенденции.

Среда и ресурсы

Для современной Киргизии характерна довольна сложная ситуация в сфере обеспечения природными ресурсами. Проблемы, связанные с ресурсообеспечением и экологией, не являются уникальными, в разных странах накоплен опыт их разрешения, но в Киргизии он оказывается невостребованным или неприменимым из-за острого финансового дефицита. Более того, практически каждая проблема приобретает социальное измерение и может выступить, а в ряде случаев уже выступала конфликтогенным фактором (водные, земельные, лесные межэтнические конфликты).

Важнейшие виды энергоресурсов – нефть, газ и уголь на территории республики практически отсутствуют или их месторождения не разработаны. Киргизия вынуждена приобретать их у других государств, которые, как известно, с 2006 г. перешли на мировые цены. В 2006 г. из-за повышения на 50% цен на газ обострились отношения с Узбекистаном.

Богатые водные ресурсы Киргизии из-за сложившейся ирригационной инфраструктуры используются для водоснабжения Казахстана и Узбекистана, но не покрывают потребностей самой Киргизии. Средств на реконструкцию ГЭС нет, в настоящее время состояние энергетической отрасли республики таково, что в ближайшие 2-3 года он может превратиться из экспортера электроэнергии в импортера – износ оборудования в отрасли достигает 50%, новые мощности в эксплуатацию не вводятся, инвестиции практически отсутствуют, при этом долг внутренних потребителей за электричество достиг 2,7 млрд. сомов ($70 млн.). Дефицит водоснабжения является причиной межгосударственных и межобщинных конфликтов. Так, на юге Киргизии в поливной период регулярно возникают проблемы с водными ресурсами, их распределением между КР и Узбекистаном. Остро стоит проблема питьевой воды. Например, в Баткенской области, граничащей с Таджикистаном, каналы с поливной водой являются трансграничными, при этом таджикские поселения расположены выше киргизских, и оттуда стекает уже использованная и не дезинфицированная вода, что приводит к росту заболеваемости киргизского населения и формированию у него негативных этнических стереотипов по отношению к таджикам. В 1975 и 1989 гг. из-за этого возникали межэтнические конфликты. Неудовлетворительное финансирование ирригационной дренажной системы (арыков) приводит к заболачиванию местности и росту заболеваемости малярией. Изменить ситуацию самостоятельно правительство Киргизии не в состоянии из-за дефицита бюджетных средств, отсутствия квалифицированных кадров, нерешенности вопросов совместного с соседними республиками использования водных ресурсов.

Ограниченность земельных ресурсов, пригодных для сельскохозяйственной деятельности (горы занимают свыше 90% площади республики), в условиях преимущественно аграрного производства обусловливает повышенный уровень напряженности в сфере землепользования. В 2006 г. продолжались начавшиеся после революции 2005 г. самозахваты земельных участков, особенно в пригородах Бишкека и по всей Чуйской области. В этом же году резко выросли цены на земельные участки на Иссык-Куле, произошла серия конфликтов из-за передела собственности на Иссык-Куле между киргизами-северянами и южанами. Качество и порядок выделения земельных участков киргизским вынужденным мигрантам из Таджикистана стали причиной конфликта в с. Каратюбе Чуйской области.

Дефицит и дороговизна земли, энергоресурсов и стройматериалов объясняют несанкционированное лесопользование и торговлю лесными продуктами, массовую незаконную вырубку лесов и, что следует отметить особо, ценных пород деревьев и кустарников. Органы госуправления самостоятельно не могут обеспечить сохранность и воспроизводство лесных ресурсов. Незаконная вырубка лесов в горных массивах становится причиной оползней и селей, приводящих к человеческим жертвам, гибели скота, разрушениям строений, другим материальным убыткам. Кроме того, и в сфере лесопользования на почве конкуренции возникает межэтническая напряженность. В частности, на юге Киргизии, в районах, где большинство населения составляют узбеки, при сдаче лесных участков в аренду приоритет отдается киргизам, что способствует формированию мнения о преднамеренном ограничении прав узбеков на лесопользование.

Серьезной проблемой для Киргизии в условиях высокой безработицы и крайне низкого уровня жизни является наличие наркоресурсов. Дикорастущая конопля занимает в республике до 10 тыс. га (в основном в Джалалабадской и Иссык-Кульской областях, а также в Чуйской долине). В небольших количествах подпольно выращивается опийный мак, вопрос о возобновлении его промышленного производства, существовавшего в советский период, активно обсуждается представителями республиканской политической элиты. По данным Агентства по контролю наркотиков, в 2006 г. в Киргизской Республике из незаконного оборота было изъято свыше четырех тонн различных наркотиков – в 2 раза больше, чем в 2005 г., в том числе 560 кг опия и героина. Количество людей, употребляющих наркотики, достигло в стране 55 тысяч, из них 12% – несовершеннолетние. При этом, по данным Управления ООН по наркотикам и преступности, из потока, проходящего через Центральную Азию, изымается только 5% наркотиков.

Особой проблемой для республики являются горнорудные ресурсы. Добыча руды в постсоветский период не производится, но на территории республики находится около 40 так называемых "хвостохранилищ", т. е. отвалов горных пород горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятий, в которых содержатся элементы тяжелых металлов (ртути, сурьмы, свинца), а также ураносодержащие отвалы. Хвостохранилища расположены в сейсмоопасных зонах и в непосредственной близости от поселков, соответствующее технологическое обслуживание этих объектов прекращено, меры по их консервации не предпринимаются, что привело к значительному повышению радиационного фона и химическому загрязнению местности. Жители поселков требуют обеспечения экологической безопасности, их тревога возросла после сильного землетрясения (до 7 баллов) в декабре 2006 г., но правительство Киргизии самостоятельно решить эту проблему не в силах.

Самой рентабельной и прибыльной в Киргизии является золотодобывающая промышленность. Например, только одно предприятие по разработке золотого месторождения Кумтор обеспечивает налоговые поступления в бюджет на сумму примерно 30 млн. долл. в год. Его доля в валовом внутреннем продукте Киргизии имеет настолько большое значение, что показатели Кумтора часто указывают отдельно от общих макроэкономических показателей государства. Но доля государства в проекте "Кумтор", первоначально составлявшая две трети, в результате проведения программы реструктуризации и продажи правительственных акций в 2004 г. сократилась до 16%. Причина этого кроется в отсутствии бюджетных средств для промышленного освоения месторождения. К 2006 г. правительство КР выдало местным и иностранным компаниям 1108 лицензий на разработку месторождений полезных ископаемых. В соответствии с законом и заключенными соглашениями все эти компании обязаны платить налоги и другие отчисления в государственный бюджет. Но, узнав об объемах золота, добываемого в рамках проекта "Кумтор", руководство республики сочло необходимым пересмотреть генеральное соглашение с владельцем основного пакета акций – компанией Centerra Gold, контролируемой канадской фирмой-учредителем CAMECO. В частности, высказывалось мнение, что Киргизия недополучила от проекта 400 млн. долл. и что в бюджет республики должны поступать не только налоги, но и "хотя бы половина добываемого золота". В 2006 г. активно шел процесс переговоров о пересмотре условий работы, рассматривался вопрос и о национализации предприятия. Результатом этого стало сокращение производства на 36,2%, и, следовательно, сократились и налоговые поступления.

Сложная ситуация сложилась и с другим крупнейшим в республике золоторудным месторождением – Джеруй. Австрийско-амери­кан­ская компания Global Gold, выигравшая тендер на его разработку, инвестировавшая значительные финансовые средства в строительство обогатительной фабрики, была лишена лицензии, в 2006 г. все работы были приостановлены, а работники предприятия отправлены в отпуск.

Парламентом была создана специальная комиссия, расследующая законность освоения золоторудных месторождений Киргизии. Группа депутатов подготовила законопроект, согласно которому правительство КР обязано взыскать невыплаченные налоги, сборы и другие платежи с компаний, участвовавших в разработке золоторудных месторождений с 1992 г., на общую сумму (по предварительным подсчетам) около $1 млрд. В одном из пунктов предлагаемого закона также рекомендуется создать государственную корпорацию по разработке и добыче золота и передать на баланс вновь созданной организации месторождения Кумтор, Джеруй, Талды-Булак Левобережный и другие. Нью-Йоркский сайт MarketWatch назвал подобные попытки пересмотра условий контрактов "ресурсным национализмом".

Даже краткий обзор проблем природо- и недропользования (не затрагивающий множества вопросов экологии, реконструкции ЛЭП, состояния дорог и т. д.) позволяет сделать вывод о неэффективном управлении природными ресурсами Киргизии, даже с учетом многочисленных грантов, предоставляемых западными странами для нормализации ситуации в этой сфере.

Незначительный размер и дефицит бюджета, огромный внешний долг стали основанием для рассмотрения предложения о продаже Киргизией развитым странам квот, определенных Киотским протоколом, на выброс вредных веществ в атмосферу. Видимо, только в этом случае статус независимого государства может помочь Киргизии получить средства для построения системы эффективного управления природными ресурсами.

Демография и миграции

Население Киргизской Республики в 2006 г. составило 5 млн. 218 тыс. чел., что на 50 тыс. больше, чем в 2005 г. Из них 2 млн. 971 тыс. – трудоспособное и 1 млн. 931 тыс. – занятое население. В том числе на предприятиях и организациях занято 590 тыс. чел., в сельском хозяйстве – около 681 тыс., в частном предпринимательстве – 280 тыс. В 2006 г. на постоянное жительство в Киргизию прибыли 3,4 тыс. чел., а выбыли – 34, 4 тыс. чел.

В 2006 г. родились 120 тыс. чел. или 23 ребенка на 1000 населения (в 2005 г. – 21 на 1000), умерли 3,5 тыс. детей в возрасте до одного года, или 29 на 1000 родившихся. Уменьшилась численность школьников, в текущем (2006-2007) учебном году она составила 1,1 млн., что на 2% меньше, чем в предыдущем. Статистическая служба КР объясняет этот факт снижением в республике деторождения в 1990-х годах и усилением внешней миграции. По оценкам экспертов, только в Российской Федерации численность детей трудовых мигрантов – граждан Киргизии в 2006 г. составила более 300 тыс. чел.

Смертность населения остается достаточно высокой, в 2006 г. умерло 38,5 тыс. чел., или 7,4 на 1000 населения.

В 2006 г. отмечен рост регистрации браков, но при этом снижается количество смешанных браков, что связано как с объективными, так и субъективными факторами. К объективным относятся сложности, вызванные невозможностью оформить документы и, следовательно, получать пособия, использовать право на приобретение земли и т. д. в случае заключения межэтнических браков между гражданами Узбекистана и Киргизии, ранее довольно распространенными. Миграция русскоязычного населения преимущественного брачного возраста объясняет снижение числа русско-киргизских браков. К субъективным факторам следует отнести формирование негативных установок населения на смешанные браки. Один из местных экспертов даже считает, что если политический лидер состоит в смешанном браке, то это негативно влияет на общественно-политическую ситуацию.

Наиболее многочисленными этническими группами Киргизской Республики являются киргизы, узбеки и русские, однако тенденции изменения их численности различны. По экспертным оценкам, в 2006 г. киргизы составляли 3428 тыс. чел., или 65,7% населения Киргизии (в 1989 г. – 52,4% всего населения, в 1998 – 58,6%). Рост киргизского населения в рассматриваемый период обусловлен не только ростом рождаемости, но и репатриацией этнических киргизов из Таджикистана и Афганистана. Киргизы проживают на всей территории страны и преобладают в большинстве сельских районов. В то же время они составляют основную часть внутренних мигрантов Киргизстана, направляющихся в поисках работы из южных регионов в Бишкек и Чуйскую область. В 2006 г. внутренняя миграция, хотя и снизилась на 8%, тем не менее, составила почти 70 тыс. чел., только 37 тыс. из которых было трудоустроено (правда, это на 5% больше, чем в предыдущем году). Устойчиво сохраняется тенденция увеличения численности узбеков, сконцентрированных в основном в Ошской области. С 554 тыс. чел. в 1989 г. их численность увеличилась до 644 тыс. чел. в 1998 г. и до 725 тыс. чел. в 2006 г., составив 13,9% населения Киргизии. Численность и удельный вес русских за период с 1989 г. сократились с 923 тыс. (21,5%) до 786 тыс. человек (17,1%) в 1998 г. и до 516 тыс. (9.9%) в 2006 г. Большинство русских проживают в городах. Русские и представители других славянских народов составляют большинство среди безвозвратно покинувших Киргизию после 1991 г. К этническим группам, насчитывающим от 30 до 100 тыс. чел., относятся казахи, дунгане, уйгуры и таджики, численность которых постепенно увеличивается. В республике также проживают небольшие этнические группы немцев, корейцев, татар, чеченцев, ингушей, карачаевцев и украинцев, которые были переселены в Киргизию во время сталинских репрессий 30-40-х гг. XX в. и численность которых неуклонно снижается.

Миграционные процессы в Киргизии являются одним из определяющих факторов экономической и политической ситуации, и усилия государства направлены на проведение этнически дифференцированной миграционной политики. Во-первых, оно не создает никаких стимулов для сохранения численности русскоязычного населения и не препятствует его оттоку из республики. В 2006 г. активизировалась безвозвратная миграция в основном русскоязычного населения: из Киргизии выбыло 34,4 тыс. граждан, а всего с 1990 г. по 2006 г. страну покинуло 547 тыс. чел. В 2006 г. начала свое действие и государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которая в определенной мере стимулирует миграционные установки русскоязычного населения. В связи с введением в действие упрощенного порядка получения российского гражданства в 2006 г. более 40 тыс. граждан КР получили российское гражданство, и, по прогнозам, эта тенденция сохранится и в 2007 г.

Во-вторых, государство содействует трудоустройству этнических киргизов за пределами республики при условии сохранения ими гражданства КР, для чего создан специальный орган – госкомитет по миграции и занятости КР, в функции которого входит учет всех трудовых мигрантов, налаживание и поддержание контактов с киргизскими диаспорами за рубежом. К важнейшим задачам комитета относится контроль всего процесса трудоустройства киргизских мигрантов – от набора до выхода на работу и получения ими денежного вознаграждения в соответствии с предварительно заключенными прямыми договорами между республикой и регионами России о трудоустройстве граждан КР. Результатом деятельности комитета в 2006 г. стал рост "законопослушности" киргизских трудовых мигрантов в России. Если в 2005 г. из РФ было депортировано 2,8 тыс. граждан КР и привлечено к административной ответственности 77 тыс., то в 2006 г. – 1,5 тыс. и 56 тыс. соответственно.

По официальным данным госкомитета по миграции и занятости КР, в 2006 г. за пределами республики, преимущественно в России и Казахстане, находилось около 350 тыс. трудовых мигрантов. По данным Международной организации труда, в настоящее время за пределами страны работают около 500 тыс. граждан Киргизии, а местные эксперты считают, что их более 1,2 млн. чел. Это составляет четверть всего взрослого населения республики, в т. ч. более 80% этнических киргизов в возрасте до 35 лет. Это в основном квалифицированные рабочие, инженеры, врачи, преподаватели и учителя, которые составляют свыше 63% от общего числа "гастарбайтеров". О реальной численности трудовых мигрантов только в России можно судить по обращению президента КР К. Бакиева в адрес президента России В. Путина с просьбой о выделении на 2007 г. квоты для трудовых мигрантов из Киргизской Республики в 500 тыс. чел.

В-третьих, государство проводит политику репатриации этнических киргизов из соседних государств и предоставляет возможность получения гражданства КР всем этническим киргизам, вне зависимости от страны проживания. В 2006 г. постановлением правительства Киргизии утверждена государственная программа "Кайрылман" ("Возвращение") по оказанию "содействия этническим киргизам, возвращающимся на историческую родину, на 2006-2008 гг." Ее основной целью является создание благоприятных условий для интеграции репатриантов, прибывающих из-за рубежа, прежде всего из Таджикистана и Афганистана, в местное сообщество. Программа определяет основные меры реализации государственной миграционной политики по созданию условий приема и легализации иммигрантов – киргизов по происхождению на территории КР. Она направлена на упорядочение процесса их возвращения на родину, документирования и рационального расселения по регионам. Предусматривает введение специального статуса для переселенцев – этнических киргизов и осуществление комплексных мероприятий на законодательном уровне. Определены ежегодные иммиграционные квоты для лиц, имеющих статус переселенца, с предоставлением земельных участков для индивидуального жилищного строительства, созданием в местах их компактного размещения центров по обучению, культурной, социальной и экономической адаптации. В рамках госпрограммы предусмотрено осуществление информационной кампании в местах компактного проживания этнических киргизов за рубежом и другие мероприятия.

Местные эксперты считают, что социальная часть программы совершенно не обоснована экономически и заведомо неисполнима. Кроме того, реализация ряда положений программы (предоставление иммигрантам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, создание в местах их компактного размещения центров по адаптации) на фоне и без того непростых межэтнических отношений, нерешенных вопросов землепользования и т. п. вряд ли будет способствовать стабилизации внутриполитической ситуации в стране.

Государственная программа носит политический характер, она полностью соотносится с новой редакцией конституции (декабрь 2006 г.), определяющей, что приоритетом внутренней политики КР является "единство киргизов". Программа нацелена на повышение процентного отношения киргизов к другим этническим группам, прежде всего узбекам, проживающим на территории Киргизии. Кроме того, программа создает правовую и организационную возможность, благодаря официальным контактам госкомитета по миграции и занятости КР с крупными диаспорами этнических киргизов за рубежом (в первую очередь в России и Казахстане), осуществить их учет и, предоставив им гражданство КР, использовать в качестве управляемого электорального ресурса.

В-четвертых, государство осуществляет политику, направленную на ограничение миграционных потоков узбеков и таджиков. По данным статкомитета СНГ, плотность населения КР составляет около 26 чел. на один квадратный километр, а в соседних Узбекистане и Таджикистане плотность населения значительно выше (59 чел. и 48 чел. соответственно), что создает объективные предпосылки для миграции населения этих республик в Киргизию. В обществе высказываются опасения, что мигранты из соседних государств, построив собственные дома в приграничных районах, могут остаться в КР на постоянное жительство, участвовать в местных сходах и выборах, потребовать предоставления их языку статуса регионального или официального, затем поставить вопрос об автономии и тем самым повлиять на решение вопросов о делимитации киргизско-узбекской и киргизско-таджикской границы. Поэтому на государственном уровне ставятся различные административные преграды миграции узбеков и таджиков, а в СМИ, особенно киргизоязычных, тиражируются негативные этнические стереотипы.

2006 г. характеризовался увеличением рождаемости, смертности и активной внешней и внутренней миграцией населения, что непосредственно отразилось на этнических пропорциях населения в целом и в различных регионах страны. При этом на основании анализа опубликованных в 2006 г. официальных документов можно сделать вывод, что государство поощряет моноэтнизацию республики как одно из условий укрепления ее государственного суверенитета и рассматривает миграционную политику как средство достижения этой цели.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Фгоу впо «сибирская академия государственной службы» ано «Центр социально-политических исследований и проектов»

    Документ
    Общество и этнополитика: материалы Международной научно-практической Интернет-конференции. 1 апреля – 15 июня 2009 года / Под ред. Л.В. Савинова.— Новосибирск: СибАГС, 2009.
  2. Программа дисциплины «Экономические и политические проблемы постсоветского пространства» для направления 032301. 65

    Программа дисциплины
    дисциплина читается студентам третьего курса бакалавриата по направлению «Регионоведение» и третьего курса по направлению «Мировая экономика» факультета Мировой экономики и мировой политики.
  3. Ученые записки скагс (1)

    Ученые записки
    Этот номер журнала – первый в 2011 году, и по традиции он начинается с подведения итогов научной и издательской деятельности СКАГС на Ученом совете. Минувший год стал очередным шагом в наращивании объемов научно-исследовательской
  4. Cols=2 gutter=26> Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах

    Доклад
    Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, 1998.
  5. Чеченский государственный университет центр системных региональных исследований и прогнозирования иппк юфу и испи ран

    Документ
    В монографии на материалах Чеченской Республики, с использованием геополитико-конфликтологического подхода, основательно рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением национальной безопасности России на региональном уровне.

Другие похожие документы..