Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Электронный образовательный ресурс «Теоретические основы информационной безопасности автоматизированных систем» является конспектом лекций по курсу «...полностью>>
'Статья'
Превращения завораживают и заставляют внимательно следить за сюжетом. Эти приемы используется и в сказках, и в литературе, и в кино. В рекламе они так...полностью>>
'Закон'
Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 427-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 196, 2/1524) - Закон Республ...полностью>>
'Документ'
Сборник отражает демографические показатели по субъектам Российской Федерации, входящим в Сибирский Федеральный округ за 2007-2011 гг. (население, ро...полностью>>

Издательство Института Психотерапии 2002 Носс И. Н. Введение в технологию психодиагностики. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002 с. Эта книга

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

И.Н. Носс

Введение в технологию

психодиагностики

Москва

Издательство Института Психотерапии

2002

Носс И.Н.

Введение в технологию психодиагностики. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. — ...с.

Эта книга представляет собой пособие для студентов и начинающих психологов. Она знакомит с основами методологии и технологии психодиагностики — одного из основных инструментов комплексного психологического исследования личности. В ней излагаются основные вехи истории психодиагностики, дается представление о ее предмете и особенностях использования тестовых методик, рассматривается проблема достоверности тестовых измерений в психологии, приводится классификация тестов и методик, обсуждаются этические требования к психологам, занимающимся диагностикой. Практическая работа проиллюстрирована на реальном примере профессиональной психологической диагностики конкретного специалиста и межличностных отношений в группе. Отдельная глава посвящена проблемам компьютерной психодиагностики.

В результате изучения курса психодиагностики психолог должен не просто усвоить приемы использования отдельных методик и тестов, а научиться конструированию метода психологического исследования, системы знаний, умений и навыков понимания других людей.

ISBN 5-89939-...

 Носс И.Н., 2002

 Изд-во Института Психотерапии, 2002

CОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. История и методология психологической диагностики

1.1. История развития психологических исследований в России и за рубежом

1.2. Объект, предмет и место психодиагностики в системе психологических наук

Глава 2. Психометрические аспекты разработки, адаптации и использования тестов

2.1. Понятие о психологическом измерении

2.2. Применение статистических методов в психологических измерениях

2.3. Стандартизация тестовых показателей

Глава 3. Тестология

3.1. Классификация психологических тестов

3.2. Требования к разработчикам и пользователям тестов

3.3. Проблемы объективности психодиагностической информации

3.4. Разработка, адаптация и использование психодиагностических методик (тестов)

3.5. Процедура психологического обследования

3.6. Психодиагностика индивида и группы

Глава 4. Проблемы компьютеризации психологических исследований

4.1. История развития идей о возможности формализации психологических явлений

4.2. Концептуальный подход к компьютеризации психологических исследований

4.3. Прикладные психологические исследования с использованием компьютеров

4.4. Обзор и характеристика компьютерных психодиагностических методик, используемых в отечественной психологической практике

Заключение

Контрольные вопросы по курсу «Основы психодиагностики»

Литература

Моему учителю и наставнику,

профессору Съедину Сергею Ивановичу

посвящается

Введение

Представления о психодиагностике в настоящее время складываются на основе суждений по поводу тестов. Мода на тестирование, завладевшая умами психологов, иногда приравнивает психодиагностическую процедуру к тестологическому ритуалу.

Если под диагностикой в психологии понимать собственно исследование какого-либо психологического феномена, то диагностическая оценка представляет собой сложную систему всестороннего изучения личности. В ее рамках тестам должна отводиться роль отправной точки, объективной базы, на основе которой строится психологическая диагностика. Подмена психодиагностики тестированием, на наш взгляд, является большой ошибкой.

Основной специфически психологический предмет психодиагностики — измерение психологических особенностей в сопоставлении с нормативными, критериальными или ипсативными показателями. Психолог, оценивая личностные особенности человека, «входит» в индивидуальный образ испытуемого. Тестовые методы дают ему некий «объективный» образ-норматив. Наблюдение, проводимое как во время тестирования, так и в ходе всей диагностической процедуры, формирует субъективное представление. Беседа по итогам изучения документов, фактов биографии, тестирования и др. помогает сопоставить тестовые данные и другую информацию и построить некое представление об изучаемом индивиде. И, наконец, герменевтический анализ структурирует вывод о психологических особенностях испытуемого.

Таким образом, целью психологической науки является исследование психики индивида. А задача психодиагностики очень проста и в то же время неимоверно сложна — сделать это изучение адекватным. Психодиагностика — это создание инструмента, метода психологического исследования, его процессуальный аспект.

В результате изучения курса психодиагностики психолог должен усвоить знания, умения и навыки понимания других людей посредством психологических методов. Он должен представлять, что диагностическая процедура состоит из формально-количественной и детально-качественной оценки испытуемых, а количественные показатели интерпретируются как в сопоставлении друг с другом, так и в глубинной увязке с качественным исследованием, основанным на чувстве, интуиции и опыте психолога.

В ходе преподавания психодиагностики как учебной дисциплины сложилось расхожее мнение, что она представляет собой процесс изучения тестов. Безусловно, тестологическая процедура занимает значительное место в ее содержании. Но центральная позиция все же должна быть отдана конструированию метода, технологии психологического исследования, а не приемам использования отдельных методик и тестов.

Можно привести множество примеров, когда так называемые практические психологи используют в своей работе набор методик и тестов, связанных между собой лишь в воображении экспериментатора. К сожалению, этого недостаточно. Различные психологические инструменты должны быть согласованы не только интуитивно-чувственно, не только теоретически, но и процессуально, и статистически, и организационно. Прослеживается значимая связь знаний основ математической статистики, принципов соблюдения достоверности психологических измерений, профессионально-этических норм деятельности психологов и опыта их практической работы в области реальной психодиагностики.

Вряд ли начинающий практический психолог ринется в омут разработки новых, оригинальных методик и тестов. Для этого требуется много времени и значительные объемы экспериментальных выборок. Поэтому наша задача заключается прежде всего в ознакомлении студентов и начинающих психологов с методологией и технологией конструирования тестовых «батарей», научении адекватно интерпретировать не отдельные тесты (хотя мы описываем и процедуру разработки некоторых психодиагностических методик), а результаты исследований, полученные при помощи тестовых комплексов, связанных в единую методику. Вот основная цель данного пособия.

Глава 1 посвящена истории психодиагностики и обсуждению ее специфически психологического предмета. В ней приводятся исторические этапы развития так называемых донаучных психодиагностических традиций, тестологии и психотехники. История психодиагностики представлена здесь в виде этюдов о зарубежной и российской психологии. Психологическая наука и ее методы развивалась не равномерно. Великие потрясения в социальной жизни человечества отражались и в истории психодиагностики. Видные экспериментаторы порой сами являлись тормозом ее развития. Только в России психология дважды оказывалась «вне закона» — в середине ХIХ и первой трети ХХ века. После известного решения 1850 года о прекращении преподавания философии и психологии в университетах «...ввиду предосудительного развития этой науки современными германскими учеными (левыми гегельянцами) и передачи чтения логики и опытной психологии профессорам богословия...»* только в 1863 году были восстановлены кафедры философии, на которых читался курс психологии. Исследования М.М. Троицкого («Немецкая психология в текущем столетии») и К.Д. Кавелина («Задачи психологии», 1872) положили начало дальнейшему развитию психологических изысканий в России. Печально известна также взаимосвязь между государственной политикой Советского Союза в 20-30-е годы ХХ столетия и крушением отечественных психотехнических достижений.

Все это накладывает яркий отпечаток и на современную психодиагностику. Мы недостаточно хорошо знаем своих отечественных исследователей. И поистине прав был А.А. Леонтьев, утверждая, что истоки некоторых психологических теорий «по существу остаются не проанализированными». Это в полной мере относится и к психодиагностике.

О предмете психологической диагностики в научно-практической литературе ведется долгий и особый разговор. Можно ли в полной мере отнести ее к психологической науке, или это часть эпистемологии? Хочется думать, что психодиагностические изыскания как вид эксперимента являются областью именно психологической эпистемологии.

В данной главе приведено несколько наиболее популярных классификаций методических средств психологической оценки. Упорядочение методик и тестов по различным основаниям дает возможность психологам оптимизировать поиск инструментария для своих исследований.

Глава 2 посвящена психометрическим аспектам разработки, адаптации и использования методик. Здесь даны понятия об измерении в психологии. Выделены проблемы использования конкретных статистических процедур в процессе анализа эмпирических данных. На реальных примерах показаны пункты применения мер центральной тенденции, мер изменчивости, мер связи и статистического вывода. Обсуждаются два подхода к анализу распределения переменных, а также принципы и методы стандартизации «сырых» тестовых баллов.

В начале главы 3 помещена так называемая технологическая классификация тестов и методик. Особое место отводится нормативно-этическим требованиям к психологам, занимающимся диагностикой. Исследуется и обсуждается проблема достоверности тестовых измерений. Приводится реальный пример профессиональной психологической диагностики конкретного субъекта (специалиста) и межличностных отношений в группе (отделе).

Глава 4 посвящена проблемам компьютерной психодиагностики. Основание спора ученых о возможности создания «искусственного интеллекта» вряд ли всецело лежит в плоскости психологии. История развития дискуссии «о думающих машинах», зародившейся в средние века, продолжается и по сей день. Видимо, в ближайшее время компьютеру уготована только роль «помощника» психолога, выполняющего рутинную работу. В главе 4 приведен краткий обзор некоторых автоматизированных психодиагностических методов, который отражает лишь часть из множества сконструированных компьютерных тестов.

В конце книги приведен перечень литературы по проблемам психологических исследований, а также помещены контрольные вопросы к темам курса «Основы психодиагностики».

Глава 1

История и методология

психодиагностического исследования

1.1. История развития

психодиагностических исследований

Историю экспериментальной психологии и психодиагностики обычно излагают как историю людей, занимающихся психологией или социальными исследованиями и активно использующими эксперимент в качестве основного метода своей работы. Традиция эта довольно прочно вошла в наше сознание. Представление о человеке, изучающем психологическую проблему и измеряющего некие ее параметры, сводящем в единый континуум количественные и качественные знания, лежит в основе многих историко-психологических публикаций [М.Г. Ярошевский и др.]. По всей видимости, это и верно с точки зрения целостности психодиагностики как психологической «науки».

Но существует и другой взгляд на историю науки. Он отражает историю идей, делая акцент на приоритете определенной парадигмы.

Возможно ли совмещение этих подходов? Поскольку сама история экспериментального психологического метода очень велика, мы остановимся на ее основных вехах, проследив, как психологи в современной им социальной ситуации использовали экспериментальный метод, модифицируя и дополняя его новыми оригинальными психодиагностическими средствами. Тем самым мы совместим историю идей и историю людей в единой формуле развития психологического исследования. Попытаемся построить этот краткий экскурс в виде обзора важных, на наш взгляд, пунктов исторического развития психологического эксперимента.

Экспериментальная психология и психодиагностика как научно-практические дисциплины сформировались в конце XIX — начале XX вв. и имели общие корни, с одной стороны, с психофизикой, психофизиологией, психометрией, а с другой стороны — с психотехникой, которая изучала проблемы практической деятельности людей в прикладном аспекте.

В отличие от экспериментирования в процессе психодиагностики исследователь фиксирует психологические факты, не варьируя условиями деятельности испытуемых. Основа психодиагностического метода — констатирующий эксперимент, сам процесс измерения интересующих психолога переменных.

Практика применения методов психодиагностики связана с развитием потребности в оценке качеств людей, их индивидуальных особенностей, уровня развития их способностей выполнять те или иные профессиональные или творческие задачи. По сути, методы психодиагностики составляют основу параметрического управления социальным объектом, ведь отобрав людей с определенными качествами, можно изменять и психологический климат в коллективах, и качество выпускаемой продукции, и направление работы организации, наконец, даже систему управления.

История развития систем оценки психологических свойств людей при помощи определенных методик (в том числе тестов) уходит в глубокую древность. Есть сведения о том, что уже в III тысячелетии до н. э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников школ писцов. В Древнем Египте к обучению искусству жреца допускались наиболее способные люди, прошедшие жесткое тестирование. Пифагор отбирал в свою школу учеников, способных преодолеть целую серию различных испытаний. Более чем за две тысячи лет до н. э. существовала система диагностики определенных способностей чиновников правительственного аппарата в Древнем Китае. Есть свидетельства о том, что в монастыре Шаолинь существовала оригинальная система оценки мотивации, эмоционально-волевой устойчивости, речемыслительных и физических способностей, нравственно-этических и других качеств. Вот пример такой «тестовой» оценки.

«Новички должны иметь рекомендации от одного из старых учеников школы, причем только на основании личного знакомства или тесной дружбы. Группе новичков предлагалось в определенный день перед восходом солнца явиться к воротам монастыря, где их ожидал «учитель». Бывало, что в этом месте собиралось значительное количество новичков. Старые ученики всячески издевались над ними: обливали водой, забрызгивали грязью, толкали и пинали их. Потом объявлялось, что приема не будет. Все это продолжалось несколько часов. Те из новичков, кто проявлял нетерпение и недовольство, с позором изгонялись. Ожидание «учителя» порой могло продолжаться несколько дней или недель. Все признаки особого поведения новичков фиксировались специальными наблюдателями. «Учитель» появлялся на несколько минут. И те новички, которые, не утерпев, бросались к нему, беспощадно изгонялись. Значительно поредевшую группу «абитуриентов» допускали в дом, где начинались новые испытания унижением: заставляли принести воды и плевали в нее, заставляли вымыть пол и ходили по нему в грязной обуви...

Особое испытание едой состояло в следующем. Новичку на завтрак предлагалась лепешка. Некоторые под влиянием голода сразу ее съедали. Затем предлагалось поесть суп из плошки без дна. Самые смекалистые подставляли вместо донышка не съеденные раньше лепешки. После этого новичкам предлагалось разделать тупым ножом свиную или коровью тушу. Тех, кто начинал нервничать, изгоняли. Далее новичкам предлагали убить священного для каждого китайца белого зайца. Отказавшихся тоже не допускали к обучению. Испытание на честность заключалось, во-первых, в том, как новичок объяснит ситуацию, когда его обвинили в краже вещей, которые ему было доверено хранить, а, во-вторых, новичка отправляли за покупками и после возвращения в качестве поощрения предлагали оставить сдачу себе. Те, кто принимали этот подарок, с позором изгонялись.

Наиболее терпеливые, сообразительные и упорные подвергались финальному испытанию на оценку силы воли и общую физическую подготовку.

Им предлагалось встать в стойку «всадника» и находиться в таком положении, пока не сгорит свеча...

Выдержавшие все испытания наконец допускались к «учителю», где прием в школу скреплялся определенным ритуалом и принесением клятвы на крови...»

В истории Дальнего Востока известны факты использования психодиагностических процедур в системе медицинского образования государства чжурджэней Цзинь. В средневековом Вьетнаме особое внимание уделялось оценке качеств при назначении на должности гражданских и военных чиновников. Психодиагностические испытания активно применялись для определении способностей к специфической религиозной деятельности.

Приведенные исторические данные донаучного использования психодиагностических процедур подтверждают их важность для оценки индивидуальных качеств людей как неотъемлемой части общественной жизни многих цивилизованных народов*.

На рубеже ХIХ и ХХ веков социальная практика выдвинула научную проблему изучения преобладающих способностей и индивидуальных различий.

С 1884 года начинается эпоха практической психодиагностики с использованием тестов. Родоначальником тестологии как части экспериментальной психологии по праву считается Ф. Гальтон. Он начал свои исследования на обширной экспериментальной выборке. В результате этой работы были получены эмпирические данные по физическим, физиологическим возможностям организма и психическим свойствам — всего по семнадцати показателям. По меткому выражению Дж. Кеттелла, психология стала «действительной и точной наукой». В 1885 году он увидел в тестах средство измерения «неизмеряемых свойств человеческой психики» и, преодолевая противодействие В. Вундта, в уже 1890 году предложил к использованию 50 лабораторных тестов.

У тестологии появились свои сторонники и противники. Противники активного тестологического исследования указывали (и, видимо, вполне обоснованно) на серьезные недостатки тестов (прежде всего на низкую концептуальную и содержательную валидность), что, по их мнению, может привести практическую психологию к тестомании. Однако сторонники тестологии, невзирая на противодействия, настойчиво продолжали исследования и практику. Распространилось применение методов математической статистики в процессе обработки и интерпретации эмпирических данных. Появилась наука психометрия. Психодиагностика и тестология преобразовались в психотехнику*.

В 1891 году немецкий психолог Г. Мюнстерберг предложил серию тестов для отбора вагоновожатых трамваев. Бурное развитие получила тестология в школе. Особое внимание тестам, определяющим умственное развития детей, уделялось в США. В 1894 году здесь функционировало 27 лабораторий для изучения детей, издавались 4 специализированных журнала. Во Франции в 1904 году была создана комиссия для отсева умственно отсталых детей. А. Бине и Т. Симон разработали набор тестов (30 заданий) для дифференциации детей по уровню умственного развития. В 1908 году они предложили шкалу определения «коэффициента интеллектуальности» (IQ), которую позже усовершенствовал В. Штерн, заменив абсолютную меру интеллекта (разность) относительной**.

Большие усилия по распространению в США шкалы Бине — Симона приложил американский психолог С. Холлу. Он выявил сильную статистическую связь между эффективностью педагогической практики и результатами экспериментальных исследований интеллекта учащихся.

Значительное распространение психотехнические изыскания получили в армии. В 1917 году в период Первой мировой войны в США создается «Комитет помощи войне» (Американская психологическая ассоциация), в которой успешно работают Р. Йеркс, Э. Боринг, А. Отис и другие психотехники того времени. В этот период разрабатываются невербальные батареи психодиагностических тестов для отбора новобранцев в армию («Армия Альфа», «Армия Бета»), при помощи которых было обследовано более двух миллионов человек.

В качестве тестового материала наряду с тестами интеллекта применялись так называемые тесты способностей и тесты достижений.

Работы по созданию тестов способностей начались с исследований Ч. Спирмена и были продолжены американскими психологами Т. Килли и Л. Тэрстоном. В основу тестов способностей была положена парадигма факторного анализа о взаимосвязи признаков как целостного конструкта, на базе которой позже были разработаны тестовые батареи оценки способностей к определенной деятельности.

Идея факторного анализа в психологическом эксперименте, реализуемая при помощи тестов, состояла в том, что отдельные психические функции, которые измеряются в конкретной ситуации или деятельности, представляют собой жестко связанный и взаимодействующий «узел». Он и является фактором в математическом смысле. Отсюда вытекало предположение о том, что успешность психических действий в измеряемой ситуации определяется не конкретным единичным качеством, чертой, психической функцией, а целостным фактором — способностью. Такой подход и в настоящее время распространен во многих школах современной психотехники.

Яркая страница в историю тестологии была вписана Э. Торндайком, который сформулировал одну из процедур использования и стандартизации принципов тестирования элементов научения. Приблизительно с 1845 года начинается применение стандартизированных тестов достижений, в которых, по оценке их авторов, во многом нейтрализовался субъективизм диагностических оценок.

С 1872 года стандартизированные тесты достижений стали активно применяться в практике психодиагностической оценки государственных служащих.

Особо следует отметить влияние на генезис психотехнических исследований российской психологии начала ХХ века. Одним из основоположников этого направления практической психологии в России был В.М. Бехтерев. В частности, им заложены фундаментальные принципы рефлексологии, на основе которых была разработана методика оценки некоторых психофизиологических качеств человека. В 1909 году в Военном ведомстве были подготовлены «Указания по проведению медицинского освидетельствования лиц, поступающих в воздухоплавательные команды», а чуть позже — подобная методика для офицеров и нижних чинов подводного флота, в которой уделялось пристальное внимание оценке нервно-эмоциональной устойчивости и интеллектуального развития.

Значительный вклад в развитие тестологии внес Г.И. Россолимо (Московский университет, 1910 г.). Решая задачу количественной оценки психических процессов применительно к норме и патологии, он разработал графическую систему представления измерений психологического профиля*.

Наибольший экспериментально-теоретический подъем тестологии в России наблюдался в 20-е и 30-е годы ХХ века**. Хотя некоторые советские психологи отмечали относительно низкую валидность тестовых процедур, все же экстенсивное развитие психодиагностики дало свои плоды. Именно в это время определился широкий круг русских исследователей, получивших мировое признание. Это И.П. Павлов и Л.А. Орбели, Л.С. Выготский и А.А. Ухтомский, Б.М. Теплов и многие другие. Ими и их соратниками был заложен фундамент отечественной экспериментальной психологической мысли.

Определенный интерес с точки зрения развития новых форм тестирования представляла разработанная А.П. Болтуновым (1928 г.) «измерительная шкала ума». Несмотря на известную аналогию со шкалой Бине — Симона, методика Болтунова имела ряд специфических особенностей, состоящих в разработке новых оригинальных субтестов оценки умственного развития человека. Была разработана новая инструкция, изменен хронометраж, предложена групповая форма использования теста, а также определены возрастные ступени его применения.

Особое место в истории отечественной психодиагностики занимают работы М.Ю. Сыркина (1929 г.), в которых была экспериментально подтверждена гипотеза А. Бине о наличии линейной, относительно стабильной статистической связи между показателями тестов и социальными признаками людей (по развитию речи, по положению в социальной и классовой структуре общества и пр.). Была затронута и проблема противоречивости и неоднозначности интерпретации тестовых показателей в рамках психологии индивидуальных различий*.

Задачи восстановления экономики, укрепления государственности и обороноспособности России в 20-30-х годах послужили мощным толчком к развитию науки в целом и психотехники в частности.

Зарождение и развитие психологии труда и психотехники в России неразрывно связано с именем И.М. Сеченова, уделявшего большое внимание прикладным аспектам психологии. К числу основоположников психотехники и психологии труда можно отнести отечественных ученых А.Ф. Лазурского, В.М. Бехтерева, П.М. Керженцева, Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, Н.А. Бернштейна, А.К. Гастева, С.Г. Геллерштейна, И.Н. Шпильрейна и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений за август 2003 года

    Бюллетень
    В настоящий «Бюллетень» включены книги и диссертации, поступившие во все отделы Научной библиотеки в августе 2003 года. «Бюллетень» составлен на основе записей электронного каталога.
  2. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам (17)

    Книга
    Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам.
  3. 1992 2010 Анисимов О. С

    Документ
    Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы: предупреждение и разрешение межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. - М.: ГА ВС, 1992.
  4. Хомская ред. 1 Международная конференция памяти А. Р. Лурия (сборник докладов) иои (1)

    Доклад
    Адрес: Украина, г. Харьков, ст.м. Советская, ул. Квитки-Основьяненко 4/6 (рядом с Органным залом)Телефон/факс: (057) 731-17-58  e-mail: ln@  Сайт: http: litera-book.
  5. Хомская ред. 1 Международная конференция памяти А. Р. Лурия (сборник докладов) иои (3)

    Доклад
    7 стратегей для достижения богатства и счастья Фаир-Пресс Силин 7 шагов к Золотому веку Курская городская типогра Adult Psychopathology and Diagnosis Ресторанные ведомости Gurman Casebook of Marital Therapy Ресторанные ведомости Conflict

Другие похожие документы..