Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Біль в області серця (немає, є), приступоподібний, постійний, у спокої, при навантаженні, при хвилюванні. Сильна, слабка, загрудинна, в області верхі...полностью>>
'Программа'
Цель семинара: ознакомить слушателей с действующей нормативно-методической базой в области делопроизводства и архивного дела (Постановление Правитель...полностью>>
'Документ'
наказом Державного комітету зв'язку та інформатизації України від 26.10.2 р. № 156 замість "Правил пожежної безпеки в галузі зв'язку", затв...полностью>>
'Программа'
Баринова Наталья Михайловна, педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения №69 Южного окружного управления образования, победитель Всеросс...полностью>>

Воспитательно-коррекционное значение продуктивных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВОСПИТАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Никитина Т.В., Крылова С.Н. – воспитатели,

Кривушина С.М. - заместитель заведующей по воспитательно-методической работе

МДОУ детский сад комбинированного вида № 5 «Родничок»

г. Луховицы Московской области

Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, в наши дни, у детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

Общее недоразвитие речи (ОНР) относится к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия.

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Общее недоразвитие речи сказывается и в отставании в развитии двигательной сферы: отмечается плохая координация, снижение скорости и ловкости общих движений, а также недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики.

Одним из немаловажных направлений в работе с детьми с ОНР в нашем детском саду является продуктивная деятельность, которая охватывает собой несколько видов активности – рисование, лепка, аппликация, конструирование и ручной труд.

Значение продуктивной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольников велико и многогранно. Все занятия носят репрезентирующий (моделирующий) характер, т.е. выступают как специфическое образное средство познания действительности, которое помогает уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность ребенка, воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждает их к творческому самовыражению, способствуют развитию общей, мелкой и речевой моторики.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развитости тонких движений пальцев рук. Взаимосвязь мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев). Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова (1979) пишет о том, что развитие функций руки и речи у людей идет параллельно. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, подчеркивает М.М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность, потому что все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название. Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи еще и тем, что при их осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи.

Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Важно и то обстоятельство, что ребенок в данной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

Правильная организация коррекционно-воспитательного процесса в ходе продуктивной деятельности включает в себя специфические коррекционные мероприятия, направленные на развитие речи и других психических функций.

Процесс овладения навыками и умениями на занятиях по аппликации, лепке, рисованию и конструированию детьми с ОНР отличается от нормы и имеет ряд особенностей:

- определение уровня ориентировочной основы их продуктивной деятельности;

- подбор подходящего содержания из имеющегося множества, учитывая, с одной стороны, развивающие задачи, а с другой – интересы детей группы;

- создание положительной мотивации занятий, вызывающей у детей желание исправить свою речь.

Дети с нарушениями речи должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что и их нормально развивающиеся сверстники, поэтому вся наша работа строится с учетом этих особенностей.

В начале учебного года мы просматриваем все программные задачи, которые ставятся перед детьми с ОНР. Хорошее знание программного материала помогает уверенно вести работу с такими детьми, формировать у них необходимые навыки, придерживаться в своей работе принципа постепенного усложнения программного материала. На первых занятиях проводится работа направленная на выявление у детей освоенных прежде навыков. Проанализировав полученные результаты, всех детей делим на подгруппы с учетом умений и навыков. С детьми, которые не могут или затрудняются выполнить простые задания, занимаемся индивидуально, стараясь помочь им, как можно быстрее догнать сверстников. Все занятия стараемся делать интересными и увлекательными, вовлекая детей в активное общение. Содержание таких занятий и их структура строятся таким образом, чтобы удовлетворить насущную потребность ребенка, обеспечить связь с игрой, открывая дошкольникам привлекательную перспективу – поиграть продуктом своего труда. Ведь как писал Н.Д. Бартрам: «вещь, сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее…». Правильный подбор игровой мотивации позволяет не только избежать постановки задачи в категоричной форме, но и побуждает к практическому действию. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются нами в работе. И на наш взгляд целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материала и нетрадиционных методик рисования. Существует много нетрадиционных техник, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому:

  • оригами;

  • пластилинография;

  • бумагопластика;

  • монотипия;

  • работа с сыпучими, бросовым и волокнистым материалом;

  • изонить;

  • тестопластика и другие.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений, что так важно для детей с ОНР.

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, пластилином или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Творческая работа направленная на создание поделок из природного материала не просто забава и приятное развлечение на прогулке. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так и неповторимо и то, что из нее создано.

Дошкольники с большим интересом и желанием мастерят необычные вещицы – сувениры, подарки, украшения. Ну а взрослые, вместе с детьми снова и снова окунаются в свои детские впечатления. Самое важное в искусстве создания поделок из природного материала – это умение видеть в природной форме какой-либо образ. Так, например, обыкновенные семена сирени могут превратиться в необычный, красивый цветок.

МАСТЕР КЛАСС

ВАЗА С ЦВЕТАМИ СВОИМИ РУКАМИ

Любое помещение преображается, когда в нем появляются цветы. А если у вас нет живых цветов, веток и листьев, то не менее оригинальный и приятный сувенир можно сделать своими руками вместе с детьми. Ведь дети всегда эмоционально откликаются на красоту, интуитивно чувствуют несовместимое, лишнее и, благодаря фантазии и образному мышлению, наслаждаются, любуясь цветами, испытывают желание создавать прекрасное. Как, например, такие миниатюрные букеты, которые можно подарить или украсить ими интерьер. А когда букеты оформлены, умело, со вкусом и гармонично вписываются в окружающую обстановку, то в помещении необыкновенно уютно и радостно.

МАТЕРИАЛ:

  • одноразовые стаканчики разных форм;

  • бисер;

  • клей «Момент» (прозрачный);

  • пластилин;

  • семена и веточки сирени; семечки;

  • бантик для оформления подарков;

  • засушенные веточки – сухоцвет;

  • гуашь;

  • кисти.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • Совершенствовать технические навыки и умения в работе с природным и бросовым материалом.

  • Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно – творческие способности.

ХОД РАБОТЫ:

    1. На дно одноразового стакана наклеивается двухсторонний скотч. На край стакана тонким слоем наносим клей «Момент». Аккуратно опускаем стакан на поднос с бисером.

    2. Берем пластилин и круговыми движениями рук катаем шар. В полученный шар аккуратно втыкаем семена сирени или семечки.

    3. Стебель для цветка делаем из той части ветки, на которой были семена.

    4. Цветы и стебель раскрашиваем гуашью, и даем высохнуть.

    5. Цветок фиксируем с помощью пластилина в подарочный бантик.

    6. Полученную композицию аккуратно опускаем на дно стакана прижимая к двустороннему скотчу.

    7. Дополним всю композицию веточками сухоцвета.

    8. Количество цветов и их цвет, а также форму стакана – выбираете по желанию.

БУКЕТ ГОТОВ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 12 Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи 18

    Книга
    Данное учебно-методическое пособие раскрывает цели, задачи, структуру и содержание занятий по логопедической ритмике для детей с общим недоразвитием речи.
  2. Использование игр при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

    Документ
    В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии, надо начинать как можно раньше. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда
  3. Дипломная работа на тему: «Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетико-фонематической системы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Диплом
    на тему: « Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетико-фонематической системы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
  4. Духовно-ориентированный диалог как условие преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

    Автореферат
    Защита состоится «28» апреля 2009 г. в 14.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 008.017.01 при Учреждении Российской академии образования «Психологический институт» по адресу: 125009, г.
  5. Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» всероссийского педагогического портала методкабинет. Рф www методкабинет (9)

    Документ
    Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, является важнейшим средством формирования патриотических чувств и развития духовности. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к

Другие похожие документы..