Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Уважаемый доктор Иванишко, уважаемые коллеги, председатель! Я очень рад присутствовать в Ростове во второй раз и вступать в научные дискуссии со спец...полностью>>
'Доклад'
1. За прошедший год в республике введены в эксплуатацию 270,8 тыс. кв. м., в т.ч. индивидуальными застройщиками 198,4 тыс.кв.м. или 73,5% в общем объ...полностью>>
'Закон'
См. также Постановление Пленума ВХС* от 18.06.2010 г. N 210 "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Общей части Налогового кодекс...полностью>>
'Документ'
1. РОЗРОБЛЕНО у відповідності до вимог робочої програми нормативної навчальної дисципліни "Політологія" підготовки бакалавра у галузі знань...полностью>>

Семья как фактор социализации

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Семья как фактор социализации

Ребенок учится тому,

что видит у себя в дому

И.Брандт

Природа распоряжается так, что каждый ребенок рождается лишь кандидатом на звание человека. Чтобы стать личностью и приобрести необходимые нравственные качества, он должен не только научиться ходить, есть, пользоваться определенными предметами, обслуживать себя, приобрести профессию, но и, самое главное, научиться жить с другими людьми, поскольку межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности.

Нравственные качества (доброта или черствость по отношению к людям, эгоизм или жестокость, теплота или зло) полностью или почти полностью не зависят от генетики. Результаты же воспитания или самовоспитания могут быть выше наших природных задатков, склонностей.

Становление ребенка как социального существа невозможно без помощи значимых для него взрослых, без микросоциума. Важнейшее место в этом процессе занимает семья, где отношения определяются в диадах «супруг – супруга», «родители – дети». Для ребенка отношения взрослых являются доминирующим фактором в успешности его развития. От того, каков эмоциональный контакт родителей с ребенком в раннем детстве, зависит многое: отсутствие, ограничение или перенасыщенность эмоциональных контактов приводят к дефектам развития личности, провоцируют неврозы и другие психические заболевания. Важна родительская установка, психологическая мотивационная готовность к воспитанию. Воспитательный потенциал родителей, стратегия и тактика воспитания определяются позицией: кто для них ребенок – объект или субъект воспитания? Чем он становится старше, тем важнее процесс самовоспитания, «самостроительства» себя как личности. На этом этапе приобретают особую значимость дела, интересы ребенка, отношения с братьями и сестрами, сверстниками и значимыми для него взрослыми.

Психологические механизмы социализации в семье

Социализация в семье осуществляется разными путями и происходит в основном по двум параллельным направлениям: в результате целенаправленного процесса воспитания и социального научения.

Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений.

Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления – поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью; механизма идентификации – ребенок подражает родителям, ориентируется на их приме, старается стать таким же.

Процесс социального научения, в свою очередь, происходит как при непосредственном взаимодействии ребенка с родителями, так и за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.

Нарушения эмоциональных отношений родителей с подростками

Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению фрустрирующих переживаний, без которых не обходится семейная жизнь и воспитание детей.

Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка. Выделяют два вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения родителей к подростку.

1. «Неразвитость родительских чувств» выражается в нежелании иметь дело с подростком, поверхностном интересе к его делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны родительские обязанности, что они отрывают от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания, например, то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, не испытал родительского тепла.

2. «Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола» — нередко такое отношение родителя к подростку обусловливается не реальными качествами подростка, а теми, которые родитель приписывает его полу — «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Тогда при наличии предпочтения, например, женских качеств наблюдается неосознанное неприятие подростка мужского пола, и наоборот. Это неприятие ощущается подростками и может вести к нарушениям поло ролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям.

Нарушение коммуникативных процессов

В процессе общения в семье происходят согласование взаимных потребностей, восприятие и интерпретация поведения друг друга, выработка общей позиции и представлений и т.д., и именно особенности общения в семье оказывают значительное влияние на формирование и развитие личности ребенка.

Неэффективная коммуникация, состоящая в противоречивых высказываниях или невербальных проявлениях, рассогласовании вербального и невербального уровня сообщений, ошибках взаимного восприятия членами семьи друг друга и собственной семьи в целом, наличии множества «закрытых» для обсуждения тем и т.д., приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем у ребенка.

Коммуникация в семье, прежде всего напрямую связана с Я-образом ребенка, для формирования которого он должен интегрировать сообщения, получаемые от каждого родителя в отдельности и от обоих вместе.

Если установки самих родителей неотчетливы или противоречат друг другу, информация, получаемая ребенком, окажется бессвязной, что ведет к неполному образу «Я» и заниженной самооценке. Ребенок не может действовать в соответствии с одним из указаний, не ослушавшись при этом другого, а поэтому неизменно вызывает родительское неудовольствие.

Часто родители, которые внешне критикуют подростка, на скрытом уровне поддерживают осуждаемое поведение и способствуют его сохранению. Этот феномен может принимать различные формы: пустые угрозы, откладываемое наказание, равнодушие к симптому, демонстрируемому ребенком, и принятие его, повышенный интерес к симптому ребенка или значительное побочное вознаграждение. В результате сформировавшая в семье с дисфункциональной коммуникацией личность «не обладает средствами для точного самовосприятия и самовыражения, а также для правильной интерпретации поступающих извне сообщений, ...предположения, на которых основываются ее действия, будут ложными, а ее попытки приспособиться к окружающей действительности — беспорядочными и неадекватными».

Усвоенный в родительской семье неясный и противоречивый стиль коммуникации впоследствии воспроизводится человеком при создании собственной семьи.

  1. Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Авторитет родителей является важнейшим условием нормального развития личности ребенка, усвоения традиций, норм и правил поведения в обществе. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Чаще всего дети становятся «трудными» именно из-за недостатков семейного воспитания.

Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, необходимо помнить следующие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

    • принимать активное участие в жизни семьи;

    • всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

    • интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

    • не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

    • иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

    • уважать право ребенка на собственное мнение;

    • уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

    • с уважением относиться к стремлению остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Роль воспитательного потенциала семьи в успешной социализации детей»

    Документ
    Настоящий сборник, предложенный вашему вниманию, включает в себя информационно-методические материалы по теме «Роль воспитательного потенциала семьи в успешной социализации детей».
  2. Туристско-краеведческая деятельность в общеобразовательной школе как фактор социализации младших школьников 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 13 декабря 2011 года в 13.00 на заседании диссертационного совета ДМ. 212.185.01 при Пензенском государственном педагогическом университете им.
  3. Гносеологические основы становления и развития педагогики семьи как самостоятельной отрасли педагогической науки и общественной практики в россии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования и социальной деятельности в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет»
  4. Неблагополучная семья как фактор жестокого обращения с детьми

    Документ
    По определению ВОЗ, 2003 «жестокое обращение с ребенком (Child abuse and Neglect) – это все формы физического и/или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, торговля или другие формы
  5. Конкурс социально-политических проектов «Будущее за нами!» Деловая игра «Перепись школьного населения» как фактор социализации учащихся

    Конкурс
    Всероссийская перепись населения является основным источником формирования федеральных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения, его распределения по территории России в сочетании с социально-экономическими

Другие похожие документы..