Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА – система желез, вырабатывающих гормоны, и выделяющих их непосредственно в кровь. Эти железы, называемые эндокринными или железами...полностью>>
'Документ'
Понятие греха – одно из ключевых в христианстве. Все Заповеди направлены на запрет греха. И, более того, только тот, кто следует Заповедям, т.е. не с...полностью>>
'Документ'
Вдруг. Раздался ужасный шум. Я обернулся. Я увидел носовую часть «Боинга-747» (вероятно, сбившегося с курса из-за забастовки диспетчеров), которая вле...полностью>>
'Документ'
«Россия - это страна, которая выбрала для себя демократию волей собственного народа. Она сама встала на этот путь и, соблюдая все общепринятые демокра...полностью>>

Начните с конца документа и найдёте нужную информацию быстрее

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Начните с конца документа и найдёте нужную информацию быстрее!

Приложение

к приказу НИУ ВШЭ

от «___» _________ 2011 № _________

УТВЕРЖДЕНО

протоколом

ученого совета НИУ ВШЭ

от «24» 06 2011 № 26

ПОЛОЖЕНИЕ об организации контроля знаний

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71, уставом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (далее по тексту - Университет).

  2. Настоящее Положение регламентирует организацию контроля знаний студентов Университета, включая его филиалы, в соответствии с утвержденными в установленном порядке учебными планами (в том числе индивидуальными) по направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования, получаемого впервые.

II. ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

  1. Контроль знаний студентов Университета разделяется на текущий, промежуточный, итоговый и итоговую государственную аттестацию.

  2. Итоговая государственная аттестация осуществляется Государственными аттестационными комиссиями в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 25.03.2003 № 1155 и локальными актами Университета.

  3. Текущий контроль проводится в течение модуля или семестра преимущественно в письменном виде и предназначен для организации самостоятельной работы студентов и систематической проверки их знаний. Формами текущего контроля являются домашние задания, контрольные работы, рефераты, эссе, коллоквиумы и другие виды самостоятельной работы. Формы текущего контроля в обязательном порядке фиксируются в программе учебной дисциплины.

Результаты текущего контроля оцениваются преподавателем, оценка выставляется в его рабочую ведомость. По итогам текущего контроля преподавателем организуются индивидуальные консультации во время его присутственных часов.

Итоговый контроль проводится не позже экзаменационно-зачётной недели модуля, в котором заканчивается преподавание дисциплины. Зачёт и экзамен по форме проведения друг от друга не отличаются – различие лишь в записях в зачётной книжке, ведомости и дипломе. В дипломе результирующие оценки по итоговым зачётам записываются как «зачтено», независимо от числовой оценки в 10-балльной шкале, а оценки по итоговым экзаменам – в словесной форме в 5-балльной шкале (10-8 – «отлично», 7-6 – «хорошо», 5-4 – «удовлетворительно»).

Результирующие оценки по зачётам не входят в процентный подсчёт соотношения «четвёрок» и «пятёрок» в дипломе при принятии решения о выдаче диплома с отличием. Для получения диплома с отличием необходимо иметь не более 25% результирующих оценок «хорошо» по итоговым экзаменам (оценки за курсовые работы приравниваются к оценкам по итоговым экзаменам) от общего их числа, не иметь по ним же оценок «удовлетворительно» и иметь отличные оценки по испытаниям итоговой государственной аттестации.

Форма (зачёт/экзамен) определяется Методическим управлением и всегда указана в рабочем учебном плане для данного курса. (Форма не может быть изменена по воле преподавателя, поскольку она выбрана в системе, из которой распечатываются ведомости.) Учебные планы должны быть размещены на сайте факультета до начала учебного года – на практике на сайтах большинства факультетов они действительно размещены. Кроме того, учебные планы, как правило, размещаются на стендах факультетов.

  1. Итоговый контроль проводится по завершении учебной дисциплины. Итоговый контроль осуществляется преимущественно в письменном виде. Итоговый контроль проводится в форме зачета или экзамена.

  2. Если учебная дисциплина преподается более одного модуля, то в рабочем учебном плане может быть предусмотрено проведение промежуточного контроля в форме зачета или экзамена. Промежуточный контроль проводится по окончании модуля в зачетно-экзаменационную неделю. Промежуточный контроль осуществляется преимущественно в письменном виде и служит для определения результатов изучения студентом части дисциплины, изученной за период с начала изучения дисциплины/ с проведения предыдущего промежуточного контроля по дисциплине. Если учебная дисциплина преподается один модуль, то промежуточный контроль не проводится.

Оценка по промежуточному контролю в дипломе не указывается, но может влиять на итоговую, которая уже будет указана в дипломе.

  1. В Университете принята накопительная система оценки знаний, учитывающая результаты текущего контроля (далее – накопленная оценка) в результирующей оценке промежуточного или итогового контроля. Результирующая оценка рассчитывается с помощью взвешенной суммы накопленной оценки и оценки, полученной на экзамене/ зачете. Сумма весов равна 1. Вес не может быть больше 0,8.

Иными словами, любая результирующая оценка промежуточного или итогового контроля должна рассчитываться по формуле, представляющей собой сумму произведений накопленной оценки (о ней говорится в следующем пункте) и оценок за формы промежуточного/итогового контроля на их веса, а сумма весов равна 1 (что гарантирует возможность получения 10 и невозможность получения балла, превышающего 10). Вес зачёта или экзамена в выставляемой на нём результирующей оценке не может выходить за рамки диапазона [0,4;0,8] – т.е. участвуя только в сдаче зачёта/экзамена (и не участвуя в текущих формах контроля), студент всё же имеет возможность получить 4 балла, но не может получить больше 8.

  1. Накопленная оценка рассчитывается с помощью взвешенной суммы оценок за отдельные формы текущего контроля. Сумма весов равна 1.

  2. Методики расчета накопленной и результирующей оценок, число элементов оценки, веса элементов оценки, способы округления взвешенной суммы, регламент проведения контроля в обязательном порядке определяются в программе учебной дисциплины.

Программы учебных дисциплин в обязательном порядке размещаются на университетском портале в разделе «Учебные курсы» – для предотвращения нарушений со стороны преподавателя рекомендуем знакомиться с программами всех преподаваемых дисциплин.

  1. Накопленная оценка может изменяться только в случае, если программа учебной дисциплины предусматривает процедуру пересдачи отдельных форм текущего контроля. Накопленная оценка и результаты по отдельным формам контроля не могут аннулироваться.

Иными словами, в процессе сдачи экзамена или зачёта выставляется только оценка за экзамен или зачёт, остальные переменные в формуле (накопленная оценка) изменяться не могут. Как уже выше сказано, эта норма не мешает студенту получить 4 балла при отсутствии текущей работы (но в худшем случае ему для этого может потребоваться получить 10 за зачёт/экзамен), однако в пункте 65 настоящего Положения предусмотрено исключение из этой нормы.

  1. В случае если учебная дисциплина изучается несколько периодов обучения, программа учебной дисциплины должна содержать методику определения накопленной и результирующей оценок каждого периода, который содержит промежуточный или итоговый контроль. Если учебная дисциплина читается преподавателями более чем одной кафедры/ департамента/ факультета (далее по тексту - Кафедра), составляется единая программа учебной дисциплины, содержащая методику определения накопленной и результирующей оценок.

  2. В Университете принята следующая шкала соответствия качественной и числовой оценок:

    1. Для зачета:

            • Зачтено - 4-10 баллов (по 10-балльной шкале);

            • Не зачтено - 0-3 балла (по 10-балльной шкале);

    1. Для экзамена:

            • Отлично - 8-10 баллов (по 10-балльной шкале);

            • Хорошо - 6-7 баллов (по 10-балльной шкале);

            • Удовлетворительно - 4-5 баллов (по 10-балльной шкале);

            • Неудовлетворительно - 0-3 балла (по 10-балльной шкале).

Де-факто шкала является 11-балльной, т.к. в неё входит оценка 0, но оценка 0 не является оценкой работы – она выставляется при её отсутствии или нарушении академических норм, а потому выделяется на фоне остальных оценок.

  1. Оценка «0» используется в случае, если студент не приступал к выполнению формы контроля, а также при обнаружении нарушений, предусмотренных Порядком применения дисциплинарных взысканий при нарушениях академических норм в написании письменных учебных работ в Государственном университете – Высшей школе экономики1, таких как списывание письменных работ, двойную сдачу письменных работ, плагиат в письменных работах, подлоги при выполнении письменных работ, фабрикацию данных и результатов работы.

  2. Все виды оценки: накопленная, за экзамен/зачет и результирующая, являются целыми числами в промежутке от «0» до «10».

  3. Преподаватель/группа преподавателей, ответственный/-ых за реализацию учебной дисциплины, обязаны допустить студента к испытаниям промежуточного/итогового контроля при любом уровне накопленной оценки.

Преподаватель, принимающий экзамен/ зачет, по окончании ответа студента или после проверки письменной работы итогового/промежуточного контроля, определяет оценку за экзамен/ зачет и рассчитывает результирующую оценку по дисциплине (либо ее части), учитывающую накопленную оценку и оценку за экзамен/ зачет, по формуле округленной взвешенной суммы, определенной в программе учебной дисциплины.

Оценка «неудовлетворительно» / «не зачтено» (балл по десятибалльной системе), полученная студентом на экзамене (зачете), является блокирующей, и, независимо от накопленной оценки, студенту выставляется оценка «неудовлетворительно» / «не зачтено» (балл по десятибалльной системе), в качестве результирующей.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

  1. Организация и проведение текущего контроля осуществляется в соответствии с утвержденной программой учебной дисциплины. Преподаватели должны информировать студентов о результатах текущего контроля не позднее занятия по данной учебной дисциплине, следующего после завершения оценивания. Для информирования могут быть использованы различные каналы коммуникации, в том числе электронные.

  2. Расписание промежуточного и итогового контроля с указанием времени проведения каждого экзамена (зачета) в период зачетно-экзаменационной недели в соответствии с графиком учебного процесса Университета на текущий учебный год, утверждается деканом факультета/руководителем отделения факультета/руководителем самостоятельной образовательной программы2 и доводится учебной частью факультета до сведения преподавателей и студентов не менее чем за неделю до его начала путем размещения расписания на информационных стендах факультета, на сайте факультета корпоративного портала (сайта) Университета, а также через другие, используемые в обучении электронные каналы связи.

  3. Допускается проведение письменных работ, на оценивание которых требуется значительное время3, ранее зачетно-экзаменационных недели/ недель. После письменного экзамена или зачета не более чем через пять рабочих дней в расписании промежуточного и итогового контроля предусматривается время показа работ и проставления оценок во время зачетно-экзаменационных недели/ недель. При организации итогового или промежуточного контроля в письменном виде преподаватель следует Рекомендациям для проведения контроля знаний студентов в письменной форме (Приложение 1 к настоящему Положению).

  4. Преподаватель на последнем занятии или на консультации перед зачетно-экзаменационной неделей объявляет студентам накопленные оценки в той части, в которой произведено оценивание. Студентов, особо отличившихся при прохождении данной учебной дисциплины и набравших накопленную оценку выше 7 баллов, преподаватель вправе освободить от сдачи экзамена/зачета, с выставлением им оценки «отлично» (8, 9, 10 баллов). Преподаватель объявляет список таких студентов не позднее, чем за два дня до экзамена (зачёта). Для объявления оценок могут быть использованы электронные каналы передачи информации, регулярно используемые в процессе обучения.

Оценки, выставляемые студентам без сдачи ими зачёта или экзамена, называются «автоматами». Студент вправе отказаться от «автомата» и сдать зачёт/экзамен – в таком случае в качестве результирующей оценки он может получить оценку ниже «автоматической» (и даже неудовлетворительную) – в зависимости от оценки за зачёт/экзамен.

  1. Cвободные дни на подготовку к экзаменам и зачетам, как правило, не выделяются. Расписание промежуточного и итогового контроля составляется так, чтобы в один день было организовано не более одного мероприятия промежуточного или итогового контроля.

  2. Состав преподавателей, проводящих промежуточный и итоговый контроль, формируется кафедрой, за которой закреплена данная учебная дисциплина. Кафедра назначает преподавателя, ответственного за проведение промежуточного и/или итогового контроля, который следит за соблюдением регламента проведения промежуточного и/или итогового контроля, обеспечивает единообразие контрольно-измерительных инструментов, критериев проверки и оценивания работ, отвечает за правильное заполнение экзаменационных (зачетных) ведомостей (Приложение 2 к настоящему Положению) и своевременную сдачу их в учебную часть факультета. Как правило, ответственным за проведение промежуточного и/или итогового контроля является лектор, читающий эту дисциплину. В случае принятия иного решения кафедра должна письменно (или по электронным каналам передачи информации) сообщить в учебную часть факультета фамилию преподавателя, ответственного за проведение промежуточного и/или итогового контроля, не менее чем за две недели до даты его проведения, а в случае болезни лектора – не менее чем за день до его проведения. При отсутствии кафедральной структуры на факультете вышеописанные функции и процедуры исполняются факультетом.

  3. Перед проведением экзамена (зачета), преподаватель должен получить экзаменационную (зачетную) ведомость в учебной части факультета, содержащую наименование дисциплины, количество часов (кредитов), список студентов, допущенных к итоговому (промежуточному) контролю, номер ведомости. Начальник учебной части подписывает экзаменационную (зачетную) ведомость. На экзаменационную (зачетную) ведомость ставится печать факультета. Не допускается проведение экзамена (зачета) без надлежаще оформленной ведомости.

  4. Результаты текущего контроля не могут служить основанием для недопуска студента к промежуточному и/или итоговому контролю. Решение о недопуске к экзамену (зачету) (в том числе, в случае нарушения студентом условий договора о предоставлении платных образовательных услуг) может принять декан факультета в соответствии с локальными актами Университета и/или договором о предоставлении платных образовательных услуг, издав соответствующий приказ.

  5. Нормативный срок сдачи в учебную часть заполненных экзаменационных (зачетных) ведомостей составляет один рабочий день после проставления оценок после проведения экзамена (зачета) в письменном виде (далее по тексту – письменный экзамен (зачет)) и один рабочий день после проведения экзамена (зачета) в устной форме (далее по тексту – устный экзамен (зачет)).

  6. Содержание и формы проведения текущего, промежуточного и итогового контроля определяются утвержденной программой учебной дисциплины, и одинаковы для всех студентов, проходящих контроль знаний. Преподаватель информирует студентов о содержании и процедуре оценивания в ходе промежуточного и итогового контроля на первом занятии по данной дисциплине, а также повторно на последнем занятии перед проведением соответствующей формы контроля.

  7. Перед началом экзамена (зачета) преподаватель обязан убедиться в наличии студента (студентов), приступающих к промежуточному/ итоговому контролю в списке экзаменационной (зачетной) ведомости. Недопустимо принимать экзамен (зачет) у студента, фамилия которого отсутствует в экзаменационной (зачетной) ведомости, выданной учебной частью факультета. При допущении подобного нарушения результаты оценивания экзамена (зачета) студента аннулируются по решению декана факультета не позднее 3 рабочих дней с момента обнаружения нарушения.

  8. Студенты обязаны сдать письменную работу независимо от степени ее выполнения преподавателю, принимающему экзамен (зачет), непосредственно после окончания промежуточного/итогового контроля. Если студент не сдает работу, ему выставляется оценка «0» в колонку ведомости «Оценка за экзамен/зачет» и в колонку «Результирующая».

  9. Продолжительность письменного экзамена (зачета) не может превышать четырех академических часов и должна быть объявлена студентам до его начала. Временем начала письменного экзамена (зачета) является момент окончания раздачи заданий. Письменный экзамен (зачет) не может начинаться ранее 9.00 часов и заканчиваться позднее 21.00 часа.

Академический час соответствует 40 минутам – т.е. продолжительность зачёта или экзамена не может превышать 160 минут.

  1. Продолжительность устного экзамена (зачета) для каждого студента не может превышать четырех академических часов. Устный экзамен (зачет) не может начинаться ранее 9.00 часов и заканчиваться позднее 21.00 часа. Временем начала устного экзамена (зачета) является момент получения студентом экзаменационного билета (задания). Временем окончания устного экзамена (зачета) является момент объявления оценки преподавателем.

  2. Во время проведения промежуточного и итогового контроля студенты, по решению преподавателя, могут пользоваться учебными программами, справочниками и прочими источниками информации, перечень которых устанавливается преподавателем и содержится в программе учебной дисциплины. Использование материалов, не предусмотренных указанным перечнем, а также попытка общения с другими студентами или иными лицами, в том числе с применением электронных средств связи, несанкционированные перемещения студентов и т.п. являются основанием для удаления студента из аудитории и последующего проставления в экзаменационную (зачетную) ведомость оценки «неудовлетворительно (0)» («не зачтено (0)») в колонку «Оценка за экзамен/зачет» и в колонку «Результирующая».

  3. Студент обязан явиться на экзамен (зачет) в указанное в расписании время. В случае опоздания студента, время, отведенное на промежуточный и итоговый контроль, не продлевается.

  4. Студенту, получившему на экзамене (зачете) оценку «неудовлетворительно»/ «не зачтено» (балл по десятибалльной системе), в ведомость выставляется эта же оценка в колонки «Оценка за экзамен/ зачет» и «Результирующая».

  5. Студент, явившийся на промежуточный или итоговый контроль, но решивший, что по состоянию здоровья не может участвовать в нем, должен заявить об этом до получения задания или билета, что в экзаменационной (зачетной) ведомости фиксируется словом "неявка".

Если студент отказался от продолжения участия в промежуточном или итоговом контроле, когда часть работы выполнена, эта часть работы оценивается в соответствии с установленными критериями.

Если студент отказался от продолжения участия в промежуточном или итоговом контроле и не выполнил никакую часть работы, это фиксируется оценкой «неудовлетворительно (0)» («не зачтено (0)») в колонке «Оценка за экзамен/зачет» и в колонках «Результирующая», независимо от наличия медицинской справки как до, так и после такого заявления

  1. Уважительной причиной неявки считается болезнь, подтвержденная медицинской справкой, предъявленной в учебную часть в день, в который в соответствии со справкой указано приступить к занятиям; а также иные исключительные причины, подтвержденные документально не позднее 3 рабочих дней после неявки. Решение о признании исключительной причины уважительной принимает декан. К уважительным причинам не относится отсутствие студента на проведении контроля, вызванное обстоятельствами, связанными с работой студента (служебные командировки, рабочее время и т.п.).

  2. Оценки по результатам промежуточного и итогового контроля проставляются в экзаменационные (зачетные) ведомости и зачетные книжки в день показа письменных работ или в день проведения устного экзамена (зачета). Оценка в зачетной книжке проставляется после заполнения ведомости. Оценка в зачетной книжке студента должна совпадать с результирующей оценкой, проставленной в экзаменационной (зачетной) ведомости.

  3. Накопленная оценка, оценка за экзамен (зачет) и результирующая оценки выставляются в экзаменационную (зачетную) ведомость.

Накопленная оценка и оценка за экзамен (зачет) выставляются в ведомость только в виде числовой записи (по 10-балльной шкале).

Результирующая оценка выставляется в ведомость в виде числовой записи (по 10-балльной шкале) и в виде качественной текстовой записи, а также в зачетную книжку студента в виде качественной текстовой записи с обязательным указанием в скобках числового эквивалента (по 10-балльной шкале).

Например «Зачтено (7)», «Не зачтено (2)», «Отлично (8)», «Хорошо (6)» и т.д.

Оценки «неудовлетворительно или «не зачтено» не выставляются в зачетную книжку студента.

Т.е. «автоматы» проставляются в ведомость и при неявке студента на зачёт или экзамен.

  1. В случае отсутствия студента на проставлении оценок в день показа письменных работ, либо на экзамене (зачете) в случае, если студенту выставлена оценка «Отлично» до проведения экзамена/ зачета (п.20 настоящего Положения), преподаватель выставляет оценки в экзаменационную (зачетную) ведомость. Проставление оценки в зачетную книжку является ответственностью студента, которому рекомендуется использовать для этого присутственные часы преподавателя.

  2. В случае последующего обнаружения ошибок в расчетах результирующей оценки, а также последующего обнаружения плагиата в письменных работах, по письменному распоряжению декана (заместителя декана по учебной работе) ошибки должны быть исправлены преподавателем и оформлена новая ведомость. В случае обнаружения плагиата выставляется оценка «0» за экзамен/зачет и в качестве результирующей. Исправления допускаются в срок не более 10 рабочих дней с момента проведения оценивания.

  3. Наряду с оценкой в зачетной книжке преподаватель делает запись об объеме общего количества часов дисциплины/ части дисциплины. В ведомость эта запись проставляется автоматически при формировании из корпоративной информационной системы учета данных студентов.

  4. В случае если обучение дисциплине было организовано в группе, в которую входят студенты разных факультетов НИУ ВШЭ или одного филиала НИУ ВШЭ, преподаватель должен получить ведомости от учебных частей каждого факультета, оформленные надлежащим образом и сдать их в учебные части факультетов в установленные сроки.

  5. В случае если обучение дисциплине было организовано с помощью дистанционных технологий для студентов разных факультетов разных филиалов НИУ ВШЭ и/или НИУ ВШЭ, преподаватель должен получить ведомости от каждого факультета каждого филиала и/или НИУ ВШЭ. В случае невозможности передать оригиналы ведомостей в установленные сроки, допускается передача сканированной копии ведомости, оформленной надлежащим образом, с использованием электронных каналов передачи информации от учебной части преподавателю, принимающему экзамен (зачет). Этим же способом допускается передача сканированной копии заполненной ведомости от преподавателя представителю учебной части филиала. В этом случае записи в зачетную книжку студентов филиала могут быть проставлены деканом факультета на основании полученной ведомости.

  6. Экзаменационные (зачетные) ведомости по практике (Приложение 3 к настоящему Положению) с оценками подписываются преподавателями, ответственными за проведение и оценку данного вида учебной работы, и сдаются в учебную часть факультета не позднее завершающей недели сессии или модуля в случае, если практика проводится в течение учебного года, и не позднее недели после окончания практики в случае, если практика проводится по завершении последнего модуля. Если в программе проведения практики не предусмотрена другая система оценивания, то заполняются только колонки «Результирующая оценка» ведомости.

  7. Оценка по научному семинару выставляется в зачетную ведомость по научному семинару (Приложение 3 к настоящему Положению) и в зачетную книжку студента руководителем научного семинара. Ведомости по научному семинару сдаются в учебную часть факультета не позднее завершающей недели сессии или модуля. Руководитель научного семинара несет ответственность за получение и возврат ведомости по научному семинару в учебную часть. В случае если в программе дисциплины принято оценивание результатов научного семинара комиссией, то для оформления результатов оценивания используется форма ведомости из Приложения 2 к настоящему Положению.

На всех факультетах, кроме мировой экономики и МИЭФ, физическая культура де-факто не преподаётся, хоть и включается в учебные планы. На таких факультетах всем студентам автоматически выставляется оценка 10.

  1. Оценка за курсовую работу проставляется научным руководителем студента в экзаменационную ведомость для курсовых работ (Приложение 4 к настоящему Положению), которая сдается в учебную часть факультета не позднее завершающей недели модуля, в рамках которого происходит оценивание курсовой работы. В экзаменационной ведомости для курсовых работ указывается тема курсовой работы каждого студента и оценка, полученная студентом. Научный руководитель несет ответственность за получение и возврат экзаменационной ведомости для курсовых работ в учебную часть. Научный руководитель проставляет оценку за курсовую работу в зачетную книжку студента. В случае если на факультете принято оценивание результатов курсовых работ комиссией, то для оформления результатов оценивания используется форма ведомости из Приложения 2 к настоящему Положению.

  2. Оценка «зачтено/не зачтено» (по 10-балльной шкале) по физической культуре проставляется преподавателем в зачетную ведомость и зачетную книжку. В зачетной ведомости заполняются только колонки «Результирующая оценка». Зачетные ведомости сдаются преподавателем (-ями) в учебные части факультетов два раза в год - в конце второго и последнего модулей.

  3. Неявка на промежуточный и итоговый контроль, за исключением случая, когда студентов, особо отличившихся при прохождении данной учебной дисциплины и набравших накопленную оценку выше 7 баллов, преподаватель освободил от сдачи экзамена/зачета, с выставлением им оценки «отлично» (8, 9, 10 баллов), отмечается в экзаменационной (зачетной) ведомости словом «неявка» и заверяется подписью преподавателя. Запрещается делать запись «неявка» в экзаменационной (зачетной) ведомости по просьбе студента. Запись «неявка» заносится в любую колонку экзаменационной (зачетной) ведомости.

  4. Студент имеет право на апелляцию результатов промежуточного и итогового контроля.

Заявление на апелляцию подается студентом на имя декана факультета4 в течение трех рабочих дней с момента объявления оценки по учебной дисциплине или виду учебной работы. Апелляция в течение трех рабочих дней рассматривается созданной для этого апелляционной комиссией, в состав которой входит преподаватель, принимавший экзамен (зачет) или пересдачу экзамена (зачета), и не менее двух других преподавателей, один из которых назначается председателем комиссии. Состав апелляционной комиссии и дата ее проведения назначаются письменным распоряжением заведующего кафедрой/декана факультета5, ответственной/ -го за данную дисциплину. В состав апелляционной комиссии могут включаться преподаватели других кафедр/факультетов.

В заявлении должны быть указаны конкретные основания для апелляции. К ним могут относиться:

      • некорректность в постановке вопросов, их выход за рамки программы, ошибки в ответах на задачи и тестовых заданиях, допущенные их составителями;

      • нарушение преподавателем установленной процедуры проведения промежуточного или итогового контроля;

      • нарушение методики выставления оценки за работу;

      • обстоятельства, мешающие объективной оценке работы преподавателем.

Неудовлетворенность студента уровнем полученной оценки не может быть основанием для апелляции.

Апелляционная комиссия проводит заседание в присутствии студента. Время и место проведения заседания сообщается студенту не менее чем за один день до заседания. Учебная часть несет ответственность за сообщение студенту данной информации, а также фиксирует точное время и способ передачи информации. При неявке студента на заседание апелляционной комиссии без документального подтверждения уважительности причины неявки, заявление может быть отклонено.

Рассмотрению в процессе апелляции подлежат только основания, изложенные в заявлении. Дополнительный опрос студента по материалам работы и сдаваемой дисциплине не допускается. На время обсуждения и вынесения итогового решения апелляционной комиссии студент покидает заседание апелляционной комиссии.

В результате апелляции оценка может быть изменена (повышена или понижена). Решение об итогах апелляции оформляется протоколом, который подписывается председателем апелляционной комиссии.

Апелляция может быть подана в т.ч. и по устному зачёту или экзамену.

  1. Промежуточная аттестация студента, освоившего часть образовательной программы в другом вузе, в том числе зарубежном, осуществляется путем перезачета результатов экзаменов и зачетов, сданных в другом вузе. Результирующие оценки по учебным дисциплинам и видам учебной работы определяются в каждом таком случае индивидуально в соответствии с порядком, установленным в НИУ ВШЭ.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНТРОЛЯ
И ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА СТУДЕНТОВ НА СЛЕДУЮЩИЙ КУРС

  1. Студент, получивший результирующую оценку за промежуточный или итоговый контроль ниже 4 баллов (по 10-балльной шкале), либо не явившийся на экзамен/зачет без уважительной причины, считается имеющим академическую задолженность.

  2. Студенты, закончившие учебный год без академической задолженности, переводятся в установленном порядке на следующий курс.

  3. Порядок перевода студентов магистратуры, успешно набравших установленное в рабочем учебном плане необходимое количество кредитов, но имеющих академические задолженности по дисциплинам сверх установленного необходимого количества кредитов, регулируется Правилами разработки и реализации магистерских программ, утвержденными ученым советом Университета (от 28.03.2008 г. протокол № 45).

  4. Студенты, имеющие не более двух академических задолженностей на момент окончания учебного года, могут быть допущены к занятиям на следующем курсе с обязательством ликвидации академической задолженности в начале нового учебного года в соответствии с утвержденным графиком периодов пересдач.

  5. Студент, не проходивший промежуточный или итоговый контроль по уважительной причине, не считается имеющим академическую задолженность. Он проходит его в индивидуальные сроки, установленные деканом факультета, в ближайший период пересдач.

  6. Оценка «не зачтено» в зачетной ведомости по физической культуре учитывается наравне с другими задолженностями при принятии решения о возможности дальнейшего продолжения обучения студентом.

  7. Если учебным планом предусмотрено выполнение курсовой работы и (или) прохождение практики, то условием перевода студента на следующий курс является, наряду с отсутствием задолженностей по промежуточному и итоговому контролю, получение положительной оценки за курсовую работу и практику. График сдачи курсовых работ и отчетов о практике утверждается заведующим кафедрой/деканом факультета, в случае отсутствия кафедральной структуры.

  8. Оценка «неудовлетворительно» или «не зачтено», полученная в ходе промежуточного контроля по факультативным дисциплинам учебного плана, выбранным студентами и включенным в их индивидуальный план на основании письменного заявления считается академической задолженностью и учитывается наравне с другими задолженностями.

  9. Оценка «не зачтено», полученная по общеуниверситетскому факультативу, не считается академической задолженностью.

  10. При наличии у студента единовременно трех и более академических задолженностей по разным дисциплинам по результатам промежуточного и итогового контроля студент подлежит отчислению из Университета без права на пересдачу.

V. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

  1. Запрещается пересдача экзаменов и зачетов с целью повышения удовлетворительной оценки (от 4 баллов по 10-ти балльной шкале).

  2. Пересдача по одной и той же дисциплине допускается не более двух раз. Вторая пересдача экзамена (зачета) принимается комиссией в составе не менее трех человек. Пересдачи проводятся при любом уровне накопленной оценки по данной дисциплине.

  3. Первая пересдача проводится преподавателем, принимавшим экзамен (зачет). Прием первой пересдачи другим преподавателем может проводиться только по согласованию кафедры с преподавателем, проводившим экзамен (зачет).

  4. Дата второй пересдачи, состав комиссии и ее председатель определяются письменным распоряжением соответствующего заведующего кафедрой. В состав комиссии входит преподаватель, принимавший экзамен (зачет), и не менее двух других преподавателей, один из которых назначается председателем комиссии. В состав комиссии могут включаться преподаватели других кафедр. При отсутствии кафедральной структуры в подразделении, реализующем учебную дисциплину, вышеописанные функции и процедуры исполняются деканом факультета.

Т.е. если студент имеет накопленную оценку 0, а вес экзамена составляет 40%, на пересдаче он должен получить не менее 9 баллов.

  1. Процедура первой пересдачи должна полностью соответствовать процедуре сдачи экзамена (зачета). Пересдаче подлежит только оценка, полученная на экзамене (зачете). Ранее накопленная оценка не может изменяться.

  2. При проведении второй пересдачи, комиссия в порядке исключения может не учитывать результаты текущего контроля и выставить результирующую оценку, определив результаты изучения дисциплины студентом.

  3. Вторая пересдача экзамена (зачета) в устной форме проводится в присутствии не менее трех членов комиссии, включая ее председателя. Оценка выставляется по завершению заседания. Вторая пересдача экзамена (зачета) в письменной форме проводится в присутствии хотя бы одного члена комиссии. Чтение и оценка письменной работы может производиться членами комиссии самостоятельно. Оценки за письменную работу передаются членами комиссии председателю комиссии. Итоговая оценка за письменную работу выставляется не позже чем через пять рабочих дней после пересдачи.

  4. Итоговая оценка за экзамен (зачет) в рамках второй пересдачи выставляется по согласованию членов комиссии. При расхождении оценок решающей является оценка председателя комиссии. По результатам второй пересдачи оформляется протокол, который подписывается всеми членами комиссии. Протокол пересдачи экзамена (зачета) в устной форме содержит заданные вопросы и краткое изложение содержания ответов. Протокол пересдачи экзамена (зачета) в письменной форме содержит вопросы письменной работы и краткое заключение по содержанию ответов.

  5. Для организации пересдач определяются основной и дополнительный периоды.

  6. График основного и дополнительного периодов утверждает декан факультета два раза в год. Начало основного периода пересдач не может быть назначено ранее окончания зачетно-экзаменационной недели второго и четвертого модулей. Начало дополнительного периода пересдач не может быть назначено ранее окончания основного периода пересдач. Периоды пересдач не могут завершаться позднее сроков, указанных в таблице:

Для ликвидации студентами академической задолженности по итогам

Окончание основного периода пересдач

Окончание дополнительного периода пересдач

3-4 модулей

30 сентября

20 октября

1-2 модулей

15 февраля

05 марта

Если студент в установленный срок основного периода пересдач не ликвидировал академическую задолженность без уважительной причины, он подлежит отчислению независимо от количества задолженностей.

Студенту, не явившемуся на пересдачу в установленные деканом факультета сроки основного периода пересдач по уважительной причине, предоставляется возможность пересдачи в дополнительный период.

Если студент в дополнительный период не ликвидировал академическую задолженность или не явился на пересдачу без уважительной причины, он отчисляется независимо от количества имеющихся задолженностей.

Студент, не явившийся на пересдачу по состоянию здоровья в дополнительно отведенный срок, обязан представить заключение клинико-экспертной комиссии (далее по тексту - КЭК) государственного, муниципального лечебно-профилактического учреждения здравоохранения по месту постоянного наблюдения студента о возможности предоставления ему академического отпуска по медицинским показаниям. В этом случае в отношении студента принимается решение о предоставлении ему академического отпуска в соответствии с Порядком предоставления академических отпусков, утвержденным приказом Минобразования России от 5 ноября 1998 г. № 2782.

Заключение КЭК должно быть представлено студентом в учебную часть факультета в течение 3-х рабочих дней с момента окончания дополнительного периода пересдач.

  1. Не допускается пересдача экзамена или зачета с неудовлетворительной оценкой, а также в случае неявки, во время текущей зачетно-экзаменационной недели. В исключительных случаях декан факультета может разрешить в этот период студенту пересдачу одного экзамена или зачета преподавателю, который проводил контроль, по согласованию с этим преподавателем. Число пересдач при этом не увеличивается и регулируется п. 61 настоящего Положения. Заявление студента на имя декана с просьбой разрешить ему досрочную пересдачу в виде исключения должно в обязательном порядке содержать описание причин с приложением документов, подтверждающих исключительность ситуации.

  2. Студент обязан самостоятельно узнавать о результатах контроля. Незнание результатов контроля не освобождает студента от ответственности и не может служить оправданием неявки на пересдачу или нарушения срока подачи заявления на апелляцию.

  3. В случае наличия у студента неудовлетворительной оценки по научному семинару, полученной при обучении на последнем курсе, пересдачи разрешаются в текущем учебном периоде.

  4. Студентам, имеющим не более двух задолженностей после окончания периода пересдач, может быть предоставлена возможность обучения по специальному индивидуальному учебному плану.

Специальный индивидуальный учебный план может быть предоставлен студенту для повторного изучения дисциплин (части дисциплины, в объеме кредитов равном объему кредитов дисциплины, за которые была получена неудовлетворительная оценка).

Студент, согласившийся с предложенным ему специальным индивидуальным учебным планом, переводится на следующий курс.

Обучение студента на последнем курсе не является препятствием для предоставления ему возможности обучения по специальному индивидуальному учебному плану для повторного изучения дисциплин, в том числе в следующем учебном году.

Порядок предоставления возможности обучения и порядок обучения по специальному индивидуальному учебному плану с индивидуальным графиком сдачи академических задолженностей регламентируется Приложением 5 «Об обучении по индивидуальным учебным планам студентов, имеющих академическую задолженность» к настоящему Положению.

Примерная форма специального индивидуального учебного плана содержится в Приложении 6.

  1. В случае восстановления студента после отчисления за академическую неуспеваемость, ему предоставляется возможность обучения по специальному индивидуальному учебному плану с обязательным включением дисциплин к повторному обучению, а также дисциплин, возникших в связи с разницей учебных планах разных лет набора. Восстановление студента после отчисления по причине академической задолженности не дает права на пересдачу дисциплины без повторного обучения.

VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. При проведении контрольных мероприятий всех видов и форм, помимо профессорско-преподавательского состава (далее по тексту - ППС), могут присутствовать ректор, проректоры, декан факультета, заведующие кафедрами, представители Управления организации учебного процесса и Методического управления. Другие лица могут быть допущены только с разрешения декана факультета.

  2. Нарушение настоящего Положения со стороны ППС и учебно-вспомогательного персонала (далее по тексту - УВП) кафедр и учебных частей может быть обжаловано студентами в индивидуальном порядке путем обращения к декану или проректору, координирующему учебную работу (на данный момент – проректор Рощин С.Ю.). Несоблюдение ППС или УВП настоящего Положения рассматривается как нарушение установленного порядка проведения учебного процесса.

  3. Копия Положения находится в учебных частях, на кафедрах, в методических и учебно-методических кабинетах, размещается на «Досках объявлений» факультетов, на сайтах факультетов, а также в иных формах, включая электронные, доступные для всех обучающихся и преподавателей. Ответственность за соблюдение настоящего пункта в части размещения на «Досках объявлений» факультетов, на сайтах факультетов возложена на деканов факультетов/заведующих кафедрами.

  4. Настоящее Положение подлежит применению подразделениями дополнительного профессионального образования Университета, включая его филиалы, реализующими сокращенные и/или ускоренные образовательные программы высшего профессионального образования, в части порядка подведения итогов контроля знаний.

  5. Особенности организации контроля знаний студентов в Международном институте экономики и финансов Университета регламентируются Приложением 7 к настоящему Положению.

  6. Особенности организации контроля знаний студентов отделения «Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ» факультета экономики регламентируется Приложением 8 к настоящему Положению.

Вопросы, ответы на которые содержатся в документе

  1. Как рассчитывается оценка? По какой формуле выставляется оценка? См. пп. 8, 9, 10, комментарий.

  2. Каков вес оценки за экзамен (зачёт) в результирующей? Насколько оценка за экзамен (зачёт) влияет на результирующую? От 0,4 до 0,8. Вес для конкретной дисциплины следует смотреть в её программе. См. также п. 8 документа.

  3. Какие бывают наказания/предусмотрены санкции за списывание? (двойную сдачу, подлог, плагиат) Выставляется оценка «0» - при существенном нарушении к студенту может быть применена санкция вплоть до отчисления. См. также п. 14 и этот документ.

  4. Существует ли оценка 0? За что ставится оценка 0? За нарушение академических норм. См. также пп. 14 и 28 документа.

  5. Кому выставляются автоматы? Практикуется ли выставление автоматов? Особо отличившимся студентам по желанию преподавателя – накопленная оценка таких студентов должна быть не ниже 7. См. п. 20.

  6. Начиная с какой оценки возможен автомат? С 8. См. п. 20.

  7. Выставляется ли «неявка» студенту с «автоматом», не пришедшему на экзамен? Нет, студенту с «автоматом» выставляется «автомат».См. п. 20.

  8. Правомерен ли недопуск к экзамену (зачёту)? Если он мотивирован низкой текущей успеваемостью, то нет. См. п. 24 документа.

  9. Сколько может длиться экзамен? Не более 4 академических часов. См. пп. 29, 30.

  10. Можно ли подать апелляцию? Да – как на устный, так и на письменный экзамен (зачёт).

См. п. 48.

  1. Как подать апелляцию на результат экзамена (зачёта)? Написать заявление на имя декана с обоснованием несправедливости выставленной оценки в течение 3 календарных дней после объявления оценки по дисциплине. См. п. 48.

  2. Что такое академическая задолженность? См. п. 50.

  3. Возможно ли отчисление за «незачёт» по физкультуре? Да, «незачёт» по этому предмету учитывается наравне с другими. См. п. 55.

  4. Является ли оценка «не зачтено» по факультативу академической задолженностью? Да, если это не общеуниверситетский факультатив. См. пп. 57 и 58.

  5. Могут ли отчислить за факультатив? Да. Студент, имеющий 3 и более академических задолженностей по разным предметам, подлежит отчислению. См. п. 59.

  6. Можно ли пересдать экзамен (зачёт) с целью повышения оценки? Можно ли пересдать тройку, если я иду на красный диплом? Нет. См. п. 60.

  7. Каково максимальное количество пересдач? Сколько раз можно пересдавать одну дисциплину? По одной дисциплине для студента проводится не более 2 пересдач, вторая принимается комиссией. См. п. 61.

  8. Когда проводятся пересдачи? В основной и дополнительный сроки ликвидации задолженностей. См. пп. 68, 69.

  9. За что могут отчислить (по данному документу)? При каком количестве «неудов» («незачётов») студент подлежит отчислению? Каково максимально допустимое количество «неудов»/ «незачётов» / «хвостов»? За наличие 3 и более «неудов» (оценок «не зачтено») и/или «неявок» на экзамен (зачёт) без уважительной причины по разным предметам единовременно или за получение неудовлетворительной оценки («не зачтено») или неявки без уважительной причины на вторую пересдачу по дисциплине. См. пп. 59, 69.

Ключевые слова

Зачёт, экзамен, сессия, контрольная, семинар, реферат, эссе, пересдача, пересдачи, комиссия, оценка, апелляция, отчисление, задолженность, неявка, списывание, плагиат, факультатив, формула, программа дисциплины, недопуск.

Комментарий к первому вопросу

Оценка в обязательном порядке рассчитывается по формуле, размещённой в программе дисциплины на сайте hse.ru в разделе «Учебные курсы». Традиционная формула имеет вид РО=ТО*ТК+ЭО*ЭК, где РО – результирующая оценка, ТО – текущая, ЭО – экзаменационная, ТК – вес текущей оценки, а ЭК – вес экзаменационной. При этом если по дисциплине в текущем году уже проводился промежуточный экзамен (зачёт), в текущую включается и последняя результирующая оценка.

Если у Вас возникли вопросы, замечания или предложения по вопросам к документу и/или ключевым словам, направьте их, пожалуйста, по адресу gkotenko@hse.ru

1 Приложение 7 к Правилам внутреннего распорядка ГУ-ВШЭ

2 Далее по тексту понятие «факультет» включает также отделения факультетов Университета или самостоятельную образовательную программу. Далее по тексту понятие «декан факультета» включает в себя заведующий отделением факультета или руководитель самостоятельной образовательной программы.

3 Объемные работы творческого характера; работы, в которых участвуют более 50 студентов и т.д.

4 Заявление на апелляцию результатов итогового контроля по общеуниверситетскому факультативу подается студентом на имя проректора, координирующего учебную работу.

5 В случае отсутствия кафедральной структуры в подразделении, реализующем учебную дисциплину



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Getting Things Done ( gtd ) Вы усовершенствуете ваши навыки самоорганизации Вы сможете привести в порядок не только профессиональные дела, но и лавину личной информации конспект

    Конспект
    Жизненно важный вопрос для современного человека: как держать все дела под контролем, действовать эффективно и не выбиваться из сил? Методика Дэвида Аллена Getting Things Done (GTD), изложенная в его книге - Как привести дела в порядок·,
  2. Решение задач 47 поиск информации в сети интернет 49

    Решение
    Идеи домашнего бизнеса я начала собирать давно – с тех пор, как мне пришлось уйти с работы (у меня родился ребенок-инвалид). Чтобы выжить, мне пришлось браться за любое дело.
  3. Новое американское тотальное управление качеством

    Документ
    В последнем квартале 1989 года семь компаний, находящихся на территории большого Бостона, решили организовать центр контроля (управления) качеством (CQM) для того, чтобы ускорить внедрение систем тотального управления качеством в
  4. Меня зовут Авраам Болеслав Покой. Если это имя Вам по каким-либо причинам еще незнакомо, почитайте информацию обо мне. Или посетите мой Основной Сайт

    Документ
    Меня зовут Авраам Болеслав Покой. Если это имя Вам по каким-либо причинам еще незнакомо, почитайте информацию обо мне. Или посетите мой Основной Сайт.
  5. Добрую сказку с хорошим концом

    Документ
    Может, все дело было во влажных дровах или в местном гадком климате, а может и в самой атмосфере постоянной напряженности, которая пробирала до самых костей, не хуже зябкой сырости.

Другие похожие документы..