Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится «25» декабря 2006 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета КМ 212.294.01 при Тихоокеанском государственном университете...полностью>>
'Конкурсная документация'
Цель  создать экспертную и коммуникационную площадку  для взаимодействия интеллектуальной, творческой молодежи международного евразийского пространс...полностью>>
'Реферат'
В основу рассмотрения нефтегазоносных провинций России и зарубежных стран положен геотектонический принцип. Последний предусматривает деление нефтега...полностью>>
'Документ'
Выпуск издания осуществлён в рамках проекта «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функ$ ций, структуры государственных обра...полностью>>

Журналистика и медиаобразование-2010 Сборник трудов IV международной научно-практической конференции Белгород, 22-24 сентября 2010 года Белгород 2010

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2) Процесс глобализации и проникновение западных СМИ на информационный рынок России

Продвижению стандартов и форм зарубежной рыночной журналистики в Россию (в том числе и жанровых) в известной мере способствует происходящий в мире процесс глобализации. Тенденции функционирования глобализируемого информационного рынка предопределяют как содержательную, так и формальную сторону сообщений СМИ, в том числе и их жанровую форму, способствуют проникновению на рынок СМИ России западных изданий, несущих шаблоны западной журналистики, давлению их на менталитет российской журналистов и публики.

3. Снижение статуса журналистики в российском обществе

За десятилетия трансформации нашего общества журналистика не столько усилила, сколько растеряла свои былые достижения. Об этом свидетельствует тот факт, что по данным социологических исследований, в настоящее время журналистике доверяют только 17 % населения вместо 80 % в 1995 г. (Тулупов В.В., 2008: 66). Автор превращается из творца в работника у конвейера, выполняющего строго ограниченные стандартные действия.

Данный фактор также способствует движению журналистики в сторону развлекательности, примитивизма, механистического использования соответствующих жанровых форм, выработанных и «обкатанных» за рубежом.

4. Снижение профессионализма журналистов

Снижение профессионального уровня журналистов наблюдается на протяжении всего постперестроечного периода практически во всех регионах России. Авторы, не имеющие богатого жизненного, профессионального журналистского образования, прочной нравственной позиции, вольно или невольно склоняются к использованию примитивного набора жанров, прежде всего, жанров новостной журналистики, стремятся строить тексты по несложной западной «стандартной колодке», избегают применения разнообразных аналитических и художественно-публицистических жанров, требующих скрупулезного исследования действительности, живости, оригинальности и глубины мысли, четкой позиции, литературного мастерства (а значит – и необходимости постоянно работать над собой, повышать профессиональный уровень). В силу этого вполне можно согласиться с мнением, согласно которому в отечественной журналистике «приток непрофессионалов, массовизация СМИ, заимствования не самых лучших из традиций западной прессы, приводят к серьезным деформациям жанровой системы» (Клишин А.В., 2009:65). И деформация эта возможна и в дальнейшем.

5. Изменение предметно-тематического поля СМИ.

В ходе социально-экономических перемен явления, привычные для советской журналистики в качестве предмета отображения – передовой опыт народного хозяйства, достижения науки, культуры, спорта, самоотверженный труд работников промышленности, сельского хозяйства, примеры ратного и нравственного подвига – по большей части были заменены новыми реалиями жизни. Прежде всего, в центре внимания СМИ оказались бесчисленные преступления, связанные с приватизацией, перераспределением собственности, коррупцией, насилием и обманом, падением жизненного уровня огромного числа людей, потерей ценностных ориентиров, нравственной, профессиональной деградацией населения. Наиболее адекватными жанровыми формами, в которых они отображались (и отображаются), стали прежде всего новостные сообщения – как в привычных российской аудитории жанрах репортажа, интервью, так и в присущих зарубежной прессе жанровых формах «жесткой» и «мягкой» новости. Выросло число журналистских расследований и соответствующих жанровых форм изложения их результатов (корреспонденция, репортаж, отчет). В связи с развитием так называемой «светской жизни», соответствующих ей «стилей жизни», «тусовок» и пр., появилась почва для роста развлекательных СМИ и умножения публикаций, подготовленных паппараци. Это привело к активному распространению заимствованных из западных медиа соответствующих жанров – «анекдота», «игры» («розыгрыша»), «житейских историй», «исповедей», «пасквилей», «биографических портретов» и пр. Зато резко сократился объем качественных аналитических и художественно-публицистических выступлений и соответствующих аналитических и художественно-публицистических жанров, применяемых в СМИ.

6. Пропаганда жанровых форм западной журналистики в ходе обучения журналистов

Определенную роль в распространении жанровых форм западной журналистики играет их пропаганда в ходе обучения российских журналистов. Подобная пропаганда осуществляется прежде всего в многочисленных «школах журналистики» при редакциях разных «продвинутых» изданий, работающих по лекалам западных массмедиа, и на ряде факультетов и отделений журналистики российских вузов. Подобное «продвижение» западных жанровых форм осуществляют и через переводные, прежде всего американские и английские учебные пособия, распространяемые различными зарубежными фондами в России, а также книги российских авторов, излагающих опыт работы зарубежных СМИ, и рекомендующих в качестве образцов для отечественных журналистов, применяемые в них жанровые формы (См.: Шостак М.И., 1994; Самарцев О.Р., 2007; Колесниченко А.В., 2008 и др.).

7. Формирование стереотипных информационных ожиданий аудитории.

В ходе потребления информации, публикуемой в СМИ на протяжении длительного периода, у аудитории начинает вырабатываться привычка к определенным жанровым формам. Иначе говоря, возникают соответствующие стереотипы восприятия информация (информационные ожидания), которые в определенной своей части ориентированы и на определенные жанровые формы. Поэтому первоначально непривычные для аудитории жанровые модели текстов, привносимые в российские СМИ извне, постепенно становятся привычными, ожидаемыми. При этом, как правило, вытесняются жанры, традиционно присущие российской журналистике

Жанровая картина СМИ России сегодня

Распространение в российской журналистике жанровых форм, присущих массмедиа Запада, происходит неравномерно. Активнее всего они представлены в сегменте тех СМИ, которые называют лицензионными. В некоторых СМИ происходит трансформация функций жанров, традиционных для России. Так, почти ушли из печатных СМИ полемические статьи, круглые столы, дискуссионные клубы (или превратились в поверхностные шоу). Постепенно исчезает из публицистического арсенала современных СМИ обозрение, а его функции частично заимствуются родственными жанровыми формами. Уделяется все меньше места жанру рецензии.

Точно так же идут процессы редукции и подмены в сфере научно-популярных жанров. «В эпоху настоящей вакханалии суеверий, дешевой мистики и околонаучных фантазий массовые газеты стали отдавать предпочтение материалам, посвященным предсказаниям, откровениям экстрасенсов, инопланетянам, призракам, монстрам, порожденным больной фантазией» (Голубков С.А., 2009:25).

Надо заметить, что закрепление западных жанров в российских СМИ часто осуществляется в процессе так называемого форматирования. Понятие «формат» можно определить как устоявшееся, стереотипное представление о совокупности типологических, профильных и единичных характеристик издания, которому должны соответствовать (на протяжении действия этого стереотипного представления) все номера (выпуски) конкретного СМИ. Подобное стереотипное представление (или формат издания) складывается из совокупности представлений о наиболее значимых, с точки зрения создателя СМИ, его характеристиках, прежде всего – о целях издания; о его аудитории; о предметно-тематической направленности; о характере отображения действительности (оперативно-информационное, аналитическое, художественно-документальное); о методах отображения; о языке изложения; о жанровых формах. Эти представления выступают «рамками», ограничениями, определяющими формат издания. Каждое такое представление может быть названо самостоятельным форматом (функциональным, предметно – тематическим, языковым, и пр.). В этом случае можно также говорить и о жанровом формате изданий. В чем он состоит?

В изданиях, выходящих в крупных российских городах, наиболее активно внедряются западные жанровые формы. Региональная, районная пресса пока в основном демонстрирует приверженность традиционным российским жанровым формам, используя как информационные, так и аналитические, а также художественно-публицистические жанры.

На наш взгляд, возможны следующие основные сценарии дальнейшего изменения жанровой картины российских СМИ:

  1. Восстановление жанрового своеобразия российских СМИ в пределах исторических традиций и достижений отечественных СМИ. Этот сценарий возможен лишь в случае внезапных радикальных перемен в политической, экономической, социальной жизни российского общества, что маловероятно.

  2. Установление полного господства жанров, присущих западным СМИ.

Так может произойти, если российское общество полностью изменится под воздействием западных стандартов экономического, политического, культурного развития, что также маловероятно.

  1. Частичная трансформация традиционной жанровой картины СМИ под воздействием западных стандартов СМИ (создание гибридной системы жанров, сочетающей в себе в разных аспектах и пропорциях чисто российский и западный опыт).

На наш взгляд, наиболее вероятным представляется именно этот, третий, сценарий. То есть, создание системы жанров, представляющей собой результат определенной трансформации российской жанровой системы, плюс укоренение некоторых жанровых форм, присущих западным СМИ. В этом направлении и развивается система жанров современных российских СМИ.

Литература

  1. Вартанова ЕЛ. Медиаэкономика в системе современных исследований СМИ // www. referats. 5-rf. Ru / bibliotek /Gurn/Vart/05.htm/

  2. Воскобойников В. Информация и журналист. Опыт западной прессы. – М. 1993.

  3. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. – М., 2008.

  4. Грабельников А.А. Кадры для корпоративных СМИ // Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика 2008». МГУ, 9–11 февраля 2009 г. – М., 2009.

  5. Голубков С.А. Жанры – фавориты и жанры – маргиналы в современных СМИ // Жанровая стратегия современных российских масс – медиа. Тезисы III Всероссийской научно-практической конференции. СамГу, 19–20 марта 2008 . – Самара: Универс групп, 2009.

  6. Зверева Е.А. Проблема подготовки журналистов для СМИ Тамбова и Тамбовской области // Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика 2008». МГУ, 9–11 февраля 2009 г. – М., 2009.

  7. Короченский А.П. Жанровое своеобразие испаноязычной периодической печати. – Белгород, БелГУ. 2010.

  8. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. М., 2008.

  9. Клишин А.В. Жанровая палитра профессиональных конкурсов // Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика 2008» . – М., МГУ, 9–11 февраля 2009 г. – М., 2009.

  10. Кулев В.С. Экспансия зарубежных брендов на рынке иностранной периодики // Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика 2008», МГУ, 9–11 февраля 2009 г. – М., 2009.

  11. Прасковьина М.В. Жанровая модель глянцевого журнала «СМР. Собака. РУ» // Жанровая стратегия современных российских масс – медиа. Тезисы III Всероссийской научно-практической конференции. СамГУ, 19–20 марта 2008 . – Самара: Универс групп, 2009.

  12. Тулупов В.В. Помогут ли больному обществу рецепты прагматичной журналистики? // Акценты. Вып. 1–2. – 2005.

  13. Тулупов В.В. Впору вводить процедуру сертификации нашей профессии // Журналист. – 2008. – № 12.

  14. Ходорченко Н.К. Проблема эффективной подготовки квалифицированных журналистских кадров // Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика 2008». МГУ, 9–11 февраля 2009 г. – М., 2009. – С. 227.

  15. Журчева Т.В. Театральная рецензия в прессе: деградация жанра// Жанровая стратегия современных российских масс – медиа. Тезисы III Всероссийской научно-практической конференции. СамГу, 19–20 марта 2008. – Самара: Универс групп, 2009.

  16. Ярцева С.С. Колонка в американской и испанской журналистике // Жанровая стратегия современных российских масс – медиа. Тезисы III Всероссийской научно-практической конференции. СамГу, 19–20 марта 2008. – Самара: Универс групп, 2009..

О ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИИ

МАССМЕДИА

Тришина Татьяна Владимировна

Национальный исследовательский

университет «БелГУ»

В статье поднимается проблема дифференциации предметных областей социологических теорий среднего уровня, изучающих средства массовой информации.

Ключевые слова: предмет специальных социологических теорий; социология журналистики; социология СМИ.

The article discusses the issue of differentiation of subjects of sociological middle level theories of mass media.

Key words: subject of sociological theories, sociology of mass media, sociology of journalism.

Каждая специальная социологическая теория не только имеет свой объект и предметную область исследований, но и призвана вырабатывать свой особый подход к изучению социальных процессов, специфических явлений общественной жизни. В каждой из них определяется методологическая база и общая концепция изучаемой сферы, объект и предмет исследования, особый категориальный аппарат, общие и специфические законы функционирования объекта, общая и особенная проблематика, общие и особенные методы, процедуры и техника исследований, перспективы развития изучаемой сферы.

СМИ выступают объектом изучения различных социологических теорий среднего уровня: социологии коммуникаций, социологии массовых коммуникаций, социологии СМИ, социологии журналистики, социологии общественного мнения, социологии рекламы и т.д. В той или иной мере они определяют содержание этих научных и учебных дисциплин. Здесь и возникает ряд вопросов. Что же выступает объектом и предметом каждой такой отраслевой социологической теории? Где проходит условная граница? Является ли дифференциация этих отраслевых теорий оправданной? Как они интегрируются?

Обращение к истории формирования социологических представлений относительно обозначенного предмета свидетельствует, что, начиная с середины ХХ века наиболее крупные социологи начинают выделять социологические теории среднего уровня, которые помогли бы собрать в систему разрозненные концепции функционирования средств массовой коммуникации.

Макс Вебер ввел понятие «социология прессы» в 1910 году, однако появление новых средств массовой коммуникации способствовало расширению предметной сферы данной отраслевой теории.

Во второй половине ХХ века происходит более четкое обособление социологии массмедиа как определенной отрасли знания и, соответственно, уточняется ее предмет. В конце 60-х годов английский социолог Д. Макквейл издает труды, в которых фигурирует понятие «социология массовой коммуникации». Он изучает такие проблемы, как взаимосвязь средств массовой информации и современного общества; взаимодействие массового общества, массовой культуры, масс-медиа и массового поведения; роль эмпирических традиций в западной социологии массовой коммуникации. В поле зрения ученого находятся также вопросы функционирования печати как социального института, собственность и контроль над прессой, взаимоотношения между журналистом и предпринимателем, журналистом и обществом, журналистом и читателем, журналистом и источником информации. Он обратился и к изучению аудитории газет, проанализировал телевизионные передачи, подготовленные в ходе избирательной кампании.

В это же время в СССР изучение аудитории превратилось в одно из ведущих направлений конкретно-социологических исследований, инструментарий которых постоянно совершенствовался. Изучалась деятельность органов руководства прессой, радио и телевидением. В центре внимания ученых были журналистские кадры, социологический портрет которых приобрел новые черты. Специфичным направлением отечественных конкретно-социологических исследований стало изучение участия масс в работе редакций. Немаловажную роль играло и изучение эффективности средств массовой информации. Таким образом, можно предположить, что предметная область социологии массмедиа определялась идеологическими задачами тогдашнего текущего момента.

В настоящее время предметные области различных социологических теорий изучающих СМИ выглядят примерно следующим образом.

Предметом социологии коммуникации, по обоюдному мнению В.П. Конецкой и С.В. Бориснёва (Конецкая 1997: 6; Бориснев 2003: 9), выступает социальная коммуникация, а точнее функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в процессе их взаимодействия и в результате воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества. Массовую коммуникацию они рассматривают как элемент социальной коммуникации.

Выделение социологии массовых коммуникаций в отдельную отраслевую теорию позволило ряду авторов (Федотова 2003; Черных 2008) вслед за Д. Макквейлом рассматривать СМК как социальную подсистему. Функции и роли СМК, закономерности массовых информационных процессов, деятельность социальных институтов, производящих и распространяющих массовую информацию и их сосуществование с другими социальными институтами (властью, бизнесом, политикой и т.д.) и обществом в целом, а также исследование всех звеньев коммуникативного процесса – вот не полный перечень предметной сферы социологии массовых коммуникаций. СМИ здесь рассматриваются как отдельный социальный институт массовой коммуникации. В этой связи Черных А.И. обращает внимание на такие аспекты их функционирования как роль СМИ в формировании повестки дня, специфика дискурса и эффекты воздействия масс-медиа, профессиональная практика современных журналистов.

Попытки сфокусироваться на СМИ как предмете изучения приводят социологов к выделению таких отраслевых теорий как социология журналистики и социология СМИ. Корконосенко С.Г. подчеркивает статус социологии журналистики как научной и учебной дисциплины и вводит понятие «социожурналистика», прослеживая взаимосвязь социологии журналистики и теории журналистики. К предметной области данной теории он также относит процессы социального функционирования журналистики и социологическое изучение журналистского процесса (Корконосенко 2004).

Некоторые исследователи полагают, что понятия «социология журналистики» и «социология СМИ» тождественны. Так считает Свитич Л., которая отводит социологии журналистики роль изучения СМИ как социального института. Аудитория и рынок СМИ, журналистские тексты, специфика социологического мышления журналистов, использование ими социологического инструментария в профессиональной деятельности также составляют предмет изучения.

Ссылаясь на статью А.П. Короченского и приведенную им многозначную трактовку термина «журналистика» (Короченский 2006) отметим, что данное понятие значительно шире понятия «средства массовой информации», под которым мы понимаем совокупность печатных и электронных средств для информирования определенной аудитории. Таким образом, можно предположить, что предметная сфера социологии журналистики значительно шире, чем у социологии СМИ. Социология журналистики в качестве предмета исследования выделяет не только СМИ как социальный институт, но и редакцию как социальную организацию, аудиторию как социальную группу, журналистов как социальную общность и результат их профессиональной деятельности – журналистские тексты.

Социология СМИ ограничивается исследованиями механизмов и закономерностей возникновения, развития и функционирования духовного общения посредством прессы, радио и телевидения и социальными последствиями такого функционирования. Таким образом, проводя разграничение между предметными областями специальных социологических теорий, необходимо отметить, что каждая последующая из рассматриваемых отраслевых теорий интегрирует с предметной сферой предыдущей, концентрируя исследовательский интерес на более узких проблемах.

В классификации социологического знания выделяют ряд специальных социологических теорий, так или иначе включающих средства массовой информации в сферу своего познания. Так, социология общественного мнения, например, изучает роль СМИ в формировании общественного мнения и возможности СМИ для его выражения. Для социологии рекламы СМИ представляют научный интерес в качестве рекламоносителя и сферы распространения рекламных сообщений, изучаются принципы размещения рекламных сообщений в СМИ с учетом времени и пространства. Заслуживает отдельного изучения такой вид рекламы как редакционное рекламное объявление, который объективно существует в современных изданиях.

При всем многообразии отраслевых социологий остается целый ряд проблем, которые не попали в поле зрения ни одной теории. Так, например, Интернет (в том числе издания в сети Интернет) как огромный пласт коммуникативного пространства наименее изученная с социологической точки зрения область коммуникативистики. При этом в данной сфере накоплен обширный эмпирический материал, но нет достаточно полных его теоретических обоснований. Кроме того, такая важная составляющая процесса массовой коммуникации как интерпретация сообщений, передаваемых по каналам СМИ, выносится за рамки рассмотрения. При изучении аудитории она рассматривается исследователями как пассивный участник коммуникации. Не принимается в расчет различные варианты интерпретаций при декодировании сообщений.

Литература

    1. Бориснев С.В. Социология коммуникации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

    2. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997

    3. Короченский А.П. Отечественная журналистская наука: между прошлым и будущим. Журналистика и медиаобразование в ХХI веке. Сб. науч. трудов Международной научно-практической конференции. – Белгород, 25–27 сентября 2006.

    4. Свитич Л. Социология журналистики: методология, методы, направления и результаты исследования: Учебное пособие. – М., 2010.

    5. Социология журналистики: Учебное пособие для студентов / Под ред. С.Г. Корконосенко. – М.: Аспект Пресс, 2004.

    6. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – СПб.: Питер, 2003.

    7. Фомичева И. Д. Социология СМИ: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2007.

    8. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций. Учебное пособие. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008.

    9. Энциклопедический социологический словарь/ Общ. ред. Г.В. Осипова. – М., 1995. Статьи «Социология массовой коммуникации», «Социология СМИ».

Язык политических ценностей в СМИ России:

анализ медиадискурсов Президента

и Патриарха

Нигматуллина Камилла Ренатовна



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научная работа студентов (1)

    Научная работа
    В 2008 году профессорско – преподавательский состав, аспиранты, соискатели и студенты ИМПЭ им. А.С. Грибоедова осуществляли научно-исследовательскую деятельность в соответствии с планом, утвержденным Ученым советом института 28 февраля
  2. Публикации 2008 года Монографии

    Урок
    Алексеева И.С., Панина С.В. Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы (на материале Республики Саха (Якутия). Якутск: Изд-во ЯГУ, 2008.
  3. Интернет-биография факультета журналистики

    Биография
    С 1 октября в Южно-Уральском государственном университете путём реорганизации социально-гуманитарного факультета появились: факультет истории и факультет журналистики.
  4. Библиографический указатель 2009 2010 гг

    Библиографический указатель
    При работе над указателем использованы электронный каталог фонда библиотеки РГУПС, списки научных работ, представленные авторами, база данных «Труды ученых РГУПС» и издания отраслевых информационных институтов.
  5. Информация о деятельности комитетов тпп РФ в 2008 году

    Документ
    В течение 2008 года Комитет осуществлял реализацию мероприятий Программы деятельности ТПП РФ на 2007-2011 гг. (Раздел 7. Повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономической и социальной жизни общества).

Другие похожие документы..