Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Двадцатый век войдет в историю как век небывалых доныне технических достижений и как век небывалых доныне войн. Сначала Землю потрясла Первая мировая ...полностью>>
'Перечень образовательных программ'
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста «Нефтегазовое ...полностью>>
'Документ'
Любопытствующая гештальт-терапия» Аида Меликова: «Само-ценность» Артем Жилин: «Свобода быть собой рядом с клиентом» Ольга Кардашина: «О женской травм...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Росздрава, Государственном научно-исследовательском испы...полностью>>

Правительства Российской Федерации. Исегодня я хотела бы рассказ

Главная > Рассказ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДОКЛАД

Министра экономического развития Российской Федерации

Э.С.Набиуллиной

по вопросу «Подведение итогов реализации мероприятий административной реформы в 2006-2010 годах.

Приоритетные направления совершенствования государственного управления в 2011-2013 годах»

Уважаемый Вячеслав Викторович!

Уважаемые коллеги!

Слайд 1. Введение

Прежде всего, хочу поприветствовать всех участников и гостей Конференции, представителей государственной и муниципальной власти, делового сообщества, экспертов, собравшихся сегодня здесь, чтобы обсудить наиболее актуальные вопросы совершенствования государственного и муниципального управления, полученные результаты, обменяться мнениями.

Учитывая, что Концепция административной реформы (2006-2010) завершает свое действие в текущем году, необходимо принятие нового программного документа, определяющего основные направления совершенствования государственного управления на среднесрочный период. Таким документом будет являться «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы» (рабочее название), которая разрабатывается нами по поручению Правительства Российской Федерации. И сегодня я хотела бы рассказать о том, что, с точки зрения Минэкономразвития России, должно войти в этот документ.

Наше концептуальное видение системы исполнительной власти в двух словах: компактное, сервисно-ориентированное государство. Под «компактностью» мы имеем в виду то, что роль государства в жизни общества в целом и в регулировании экономики в частности должна быть ограничена необходимостью обеспечения реализации прав и свобод. Под «сервисно-ориентированностью» – обеспечение государством необходимого качества государственных услуг, то есть условий, при которых гражданин будет тратить минимум времени, сил и ресурсов для получения государственных и муниципальных услуг, а предприниматель – для начала и ведения бизнеса.

Слайд 2. Компактное, сервисно ориентированное государство

Другими словами, основные цели нашей совместной работы:

снижение административных барьеров;

повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

Слайд 3. Цель 1. Снижение административных барьеров

В условиях становления посткризисной инновационной экономики задача снижения административных барьеров становится особенно актуальной. Избыточное администрирование, несовершенство контрольно-надзорных и разрешительных функций органов власти – эти и многие другие факторы препятствуют развитию предпринимательства, снижают инвестиционную привлекательность, что в конечном итоге затрудняет динамичное развитие отечественной экономики. Мы всегда придавали решению этой задачи большое значение, однако в последнее время работа в этом направлении приобрела еще более масштабный характер.

Наши усилия лежат в двух плоскостях:

«общесистемные меры» - принятие базовых федеральных законов, влияющих на развитие предпринимательства;

«отраслевые меры» - совершенствование государственного администрирования в отдельных сферах экономической деятельности.

К общесистемным мерам относятся совершенствование механизмов лицензирования и аккредитации, внедрение саморегулирования и расширение использования для допуска на рынок уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности, оптимизация осуществления контрольных функций и предоставления государственных услуг, а также ряд иных мер. Кратко остановлюсь на них.

Слайд 4. Лицензирование

Наверное, самым жестким механизмом допуска на рынок является механизм лицензирования. Все мы знаем о проблемах действующей системы лицензирования: необоснованная сложность процедур, тотальный характер и необходимость продления лицензии, никак не связанная с изменением реальных условий осуществления подконтрольной деятельности. Минэкономразвития России подготовило и внесло в Правительство Российской Федерации законопроект, предусматривающий дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, введение бессрочного действия лицензий, утверждение исчерпывающих перечней лицензионных требований и их грубых нарушений, кроме того, вводится электронная форма взаимодействия лицензиата и лицензирующего органа. Указанный проект внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу и доработан к рассмотрению во втором чтении

Слайд 5. Аккредитация

В то же время, отказываясь от лицензирования отдельных видов деятельности, мы должны использовать более мягкие и эффективные механизмы регулирования, обеспечивающие компетентность и ответственность предпринимателей и представителей отдельных профессий. В этих целях осуществляется совершенствование и расширение применения институтов аккредитации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена разработанная Минэкономразвития России Концепция формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации, которой предусмотрены:

выработка единой политики, принципов и правил аккредитации органов по оценке соответствия;

гармонизация правил и процедур аккредитации с международными стандартами, рекомендациями международных организаций и национальными системами государств - членов Таможенного союза;

создание условий для признания результатов деятельности аккредитованных лиц.

Слайд 6. Саморегулирование

За последнее время также много было сделано для перехода от государственного контроля (надзора) к механизмам саморегулирования.

Можно констатировать, что инструмент саморегулирования начал работать, однако в его работе есть как плюсы, так и минусы. Мы провели мониторинг практики деятельности СРО в различных сферах, на основании которого предложены ряд системных мер, направленных на совершенствование института саморегулирования.

Слайд 7. Уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности

Чрезвычайно важным является создание условий для стимулирования начала реализации новых бизнес-проектов.

Стоит отметить повышенный интерес к уведомительному порядку начала предпринимательской деятельности. По 20 ее видам на 1 ноября 2010 года подано более 50 тыс. уведомлений.

Наибольшее число уведомлений по видам деятельности: розничная торговля - 23,2 тыс. (45,8% от общего числа уведомлений), общественное питание – 7,2 тыс. (14,3%), перевозка пассажиров и багажа автомобильным транспортом – 6,4 тыс. (12,6%) и предоставление бытовых услуг – 6,3 тыс. (12,4%).

Следует отметить, что данный порядок начала бизнеса охватывает большую часть предпринимательской деятельности. Однако нами готовятся предложения о внесении изменений в законодательство, направленные на увеличение количества видов предпринимательской деятельности, переведенных на уведомительный порядок.

Слайд 8. Государственный контроль (надзор)

Важным этапом в рамках совершенствования контрольно-надзорных полномочий является Федеральный закон № 294-ФЗ. («Закон о проверках»).

Министерство провело анализ масштабов контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти. Результаты анализа показали, что после вступления в силу Федерального закона № 294-ФЗ произошло общее снижение количества проверок в среднем на 33%.

Минэкономразвития России разработана информационная система мониторинга и оценки эффективности деятельности контрольно-надзорных органов на основании которой с 1 января 2011 года мы будем обладать достоверной статистикой не только о количестве осуществляемых контрольно-надзорных мероприятиях, но и об их результативности.

Также Минэкономразвития России выступило с инициативой заменить денежные штрафы за незначительные нарушения на предупреждения. Соответствующий закон (№ 239-ФЗ) уже принят и вступил в силу с 13 августа 2010 года.

Нужно отметить, что указанным законом впервые установлена административная ответственность должностных лиц органов контроля за конкретные грубые нарушения Закона.

Для дальнейшего совершенствования системы государственного контроля (надзора) подгтовлен законопроект о внесении изменений в более чем 60 федеральных законов, в целях приведения их в соответствие с действующим законодательством. Данный законопроект внесен в Государственную Думу, его принятие в первом чтении планируется до конца текущего года.

Слайд 9. Комплексная оптимизация по отраслям

В текущем году мы опробовали новую для нас форму работы, направленной на снижение административных барьеров в конкретных сферах общественных отношений.

К таким сферам относятся земельно-имущественные отношения, строительство, сельское хозяйство, внешнеторговая деятельность, образование, здравоохранение, транспорт, промышленное производство, миграция, рыболовство, природопользование, регистрация юридических лиц, налоговое администрирование и другие.

С привлечением широкого круга экспертов, предпринимателей мы анализируем те барьеры, с которыми сталкивается бизнес, фиксируем ситуацию «как есть», создаем картину «как должно быть» и разрабатываем механизмы движения от одного состояния к другому (начиная от изменения федеральных законов и заканчивая ведомственными актами и организационными мероприятиями). Правительством Российской Федерации утверждаются соответствующие детальные планы с указанием ответственных и жестких сроков; исполнение принятых планов контролируется.

На региональном уровне мы предлагаем работать в той же логике: снижать административные барьеры, детально прорабатывая те сферы, за которые в соответствии с распределением предметов ведения ответственны субъекты Российской Федерации.

Слайд 10. Оценка регулирующего воздействия

Новым для российского государственного управления, но признанным в мировой практике механизмом недопущения создания новых административных барьеров является оценка регулирующего воздействия (ОРВ).

К сожалению, мы часто сталкиваемся со случаями, когда проекты нормативных правовых актов разрабатываются без учета необходимости создания благоприятной среды для ведения предпринимательской деятельности. Как правило, это связано с возложением на бизнес дополнительных расходов, необоснованным усложнением контрольных процедур, созданием новых административных барьеров.

Эффективнее выявлять избыточные административные ограничения до принятия акта, чем устранять их в последующем. Одной из ключевых новелл института является проведение публичных консультаций с представителями бизнес-сообщества. ОРВ позволяет еще до принятия документа выявить ключевые риски и недостатки, допущенные на стадии разработки. Даже когда речь не идет о коррупционных барьерах и документ, например, направлен на повышение уровня безопасности в той или иной сфере, государство должно понимать, насколько в реальной жизни, с учетом уровня развития экономики, существует возможность перейти к новым стандартам, какие для этого потребуются сроки, во что это обойдется как бизнесу, так и государству.

Начиная с августа текущего года, когда в Министерстве начал работу Департамент оценки регулирующего воздействия, нами было подготовлено 37 заключений об ОРВ. Из них 18, то есть почти половина, отрицательные.

Дальнейшее развитие этой инициативы видится в последовательном переносе процедуры оценки регулирующего воздействия проекта акта на оценку регулирующего воздействия принятых ранее документов, а также распространение института оценки регулирующего воздействия на региональный и муниципальный уровни публичного управления. Кроме того, мы должны подумать над апробацией уже зарекомендовавшего себя в ряде западных стран такого элемента ОРВ, как последующее отслеживание индикаторов достижения целей регулирования, заявленных разработчиком акта при его первоначальной оценке.

Рекомендую руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации уже сейчас присмотреться к внедрению института оценки регулирующего воздействия в своей деятельности. Минэкономразвития России, в свою очередь, окажет необходимую методическую помощь по этому направлению.

Слайд 11.– Мониторинг качества услуг

Уважаемые коллеги! Основным мерилом эффективности власти для граждан и бизнеса является качество и доступность государственных и муниципальных услуг. В этом направлении мы существенно продвинулись в последнее время, однако остаются и проблемы.

В текущем году нами организован мониторинг наиболее массовых общественно значимых услуг для граждан и для бизнеса, продолжающий регулярную программу мониторинговых исследований 2008 и 2009 годов. Цель мониторинга 2010 года – оценить затраты (временные, финансовые) на получение государственных и муниципальных услуг, в том числе, в региональном разрезе.

Слайд 12. Результаты мониторинга

Результаты показывают, что время предоставления одних и тех же государственных услуг в зависимости от субъекта Российской Федерации может различаться в разы

Количество обращений в различные органы власти и организации в реальности зачастую в 2 и более раза превышает установленные в правовых актах нормативы.

Реальные затраты времени на получение рассмотренных государственных услуг значительно превышают нормативно установленные

Материальные затраты бизнеса на получение рассмотренных государственных услуг значительно превышают нормативно установленные размеры платы - в среднем на 40%.

Это, конечно, недопустимо.

Кроме того, выявлены затруднения с получением информации о порядке предоставления государственной услуги. Эти обстоятельства, а также ряд иных факторов, на которые указали получатели услуг (в основном, сложность прохождения всех процедур, сложность заполнения необходимых документов для получения услуги и др.), обуславливают необходимость обращения получателей услуг к посредникам.

Следует отметить, что по отдельным услугам большинство опрошенных указали, что посредник был предложен как необходимое условие получения результата государственной (муниципальной) услуги. Предоставление части государственных услуг фактически делегировано подведомственным или аффилированным организациям.

Мониторинг позволил выявить, что важнейшим показателем для заявителей являются сроки получения услуги. Для граждан также важнейшую роль играют очереди и несоблюдение стандартов обслуживания. Бизнес же озабочен непрозрачностью процедур, непредсказуемостью конечной стоимости услуги и многократным предоставлением одинаковых документов в разные органы в процессе получения услуги.

Считаем, что процедура оценки затрат бизнеса и граждан по получение услуги «до оптимизации» и «после оптимизации» должна стать обязательным элементом реинжиниринга и комплексной оптимизации.

В ближайшее время результаты мониторинга будут доступны для всеобщего ознакомления.

Слайд 13. Основные направления повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг

Проблемы, выявленные в ходе мониторинга должны быть решены благодаря реализации положений 210 Федерального закона О государственных и муниципальных услугах. Общая логика движения здесь следующая.

1. Оптимизация состава (перечней) услуг, исключение избыточности и дублирования, фиксация перечней в соответствующих реестрах.

2. Регламентация и стандартизация услуг. Оптимизация (реинжиниринг) процессов предоставления услуг.

3. Перевод на предоставление услуг в электронном виде и по принципу «одного окна».

Слайд 14. Реестры услуг

Когда говорят о количестве услуг и функций государства, называют очень разные цифры. Например, если речь идет о функциях только федеральных органов исполнительной власти, называется 4 тысячи, 7 тысяч, даже десятки тысяч услуг и функций. Считаю, что дискуссию на эту тему можно завершать. Мы провели анализ и установили, что тех услуг (функций), которые имеют непосредственно отношение к гражданам и бизнесу на федеральном уровне 889. Этот перечень сейчас уточняется с ведомствами, но порядок цифр такой. Это собственно «услуги», получаемые по запросу (справка, лицензия, разрешение), так и функции, связанные с надзором, когда чиновник приходит с проверкой. Именно на этих услугах и функциях мы должны сосредоточить наши усилия.

Также, по нашим оценкам, из федерального законодательства вытекает около 150 типовых региональных и 80 типовых муниципальных услуг. Данные перечни размещены нами на сайте административной реформы. Именно на них мы предлагаем ориентироваться при оценке прогресса в заполнении реестров, регламентации, переводе услуг в электронный вид.

Сейчас в Сводном реестре размещена информация о 575 федеральных услугах (то есть, около двух третей от необходимого) и более чем о 8,5 тысячах региональных и муниципальных услугах (если суммировать услуги всех регионов и муниципалитетов). Учитывая, что Сводный реестр является информационной основой для предоставления услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru), необходимо в ближайшее время завершить эту работу.

Для содействия регионам в заполнении реестра мы разработали соответствующие методические рекомендации, размещенные на сайте административной реформы (www.ar.gov.ru).

Слайд 15. Услуги необходимые и обязательные для предоставления государственных услуг

Важной и болезненной проблемой является оказание так называемых «сопутствующих» платных услуг организаций, как правило, подведомственных государственным или муниципальным органам, результат которых необходим при обращении за государственными услугами (это уже стало своеобразным «направлением бизнеса» при госорганах). Это та ситуация, когда для получения собственно государственной услуги заявитель вынужден обратиться в организацию, которая за деньги (по договору) предоставит справку, проведет экспертизу, окажет другие «необходимые» услуги.

Первоочередной задачей является формирование исчерпывающего перечня «сопутствующих» услуг. При этом законом установлен запрет требовать от заявителя обращения за услугами, не включенными в перечень.

В целях установления жесткого контроля за ценами на «сопутствующие» услуги, размер цен на них должен утверждаться органами власти. При этом перечень может включать как платные, так и бесплатные услуги.

Перечни подобных «сопутствующих» услуг должны быть сформированы как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. В целях обеспечения методической поддержки указанной работы на региональном уровне Минэкономразвития России разработаны соответствующие рекомендации для регионов (размещены на сайте).

Слайд 16. Административные регламенты и стандарты

Не буду долго останавливаться на теме административных регламентов, так как для большинства присутствующих она хорошо знакома. В соответствии с 210-м Федеральным законом все регламенты должны быть приняты до 30 июля 2012 года. Указанным законом установлены требования к «стандартам услуг» - обязательным требованиям к качеству услуг, включая сроки их оказания, необходимые перечни документов и т.д.

Сейчас на федеральном уровне утверждено  447 административных регламентов, что составляет чуть более половины из всего количества федеральных функций и услуг, которые нужно регламентировать.

Всего, на региональном и муниципальном уровнях сейчас утверждены более 4000 административных регламентов региональных, и более 2000 –муниципальных услуг.

Мы подготовили соответствующие рекомендации для регионов по разработке административных регламентов и стандартов, рекомендации одобрены Правительственной комиссией по проведению административной реформы и размещены на сайте.

Слайд 17. Реинжиниринг

Важным направлением работы является оптимизация наиболее массовых и социально значимых государственных услуг, по которым проводится полный реинжиниринг административных процессов.

Следует отметить результаты реинжиниринга значимых услуг, связанных с регистрацией рождения и смерти, получения водительских прав, иных услуг в сфере транспорта.

Слайд 18. Перевод государственных услуг в электронный вид

Законом о государственных услугах установлено право заявителей получать и обязанность государственных и муниципальных органов предоставлять услуги в электронной форме, а также устанавливается запрет с 1 июля 2011 года требовать у заявителя документы, справки, согласования, имеющиеся в распоряжении указанных органов. В связи с этим необходимо развивать юридически значимое межведомственное информационное взаимодействие в электронной форме, в том числе и с подведомственными организациями.

В декабре прошлого года открыт Единый портал государственных и муниципальных услуг (), информация об услугах на котором раскрывается из реестра государственных услуг. В 55 регионах также функционируют и региональные порталы.

В апреле 2010 года для пользователей Единого портала, активировавших свой Личный кабинет (а таких уже около 170 тысяч человек), появилась возможность по подаче заявлений на услуги по получению паспорта, в том числе заграничного, подача заявлений в милицию, получения библиографической и статистической информации, информации о штрафах, получения различных лицензий (на образовательную, медицинскую, фармацевтическую деятельность) – всего 46 услуг. К настоящему времени на третий этап (обеспечение возможности для заявителей представлять документы в электронном виде) фактически переведено 39 федеральных государственных услуг. До конца 2010 года планируется перевести на третий этап еще 29 услуг.

Необходимо отметить, что в соответствии с 210-м Федеральным законом включаться в Реестр и переводиться в электронный вид должны также отдельные услуги бюджетных учреждений в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации (например, запись на прием к врачу, запись в детский сад, получение информации об успеваемости учащегося и т.п.).

Отмечу также, что в качестве средства доступа к получению услуг в электронном виде также будет использоваться универсальная электронная карта, о чем уже говорил в своем выступлении Вячеслав Викторович Володин.

Слайд 19. Практика «одного окна»

Организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» сейчас осуществляется в создаваемых с 2007 года многофункциональных центрах услуг (МФЦ).

Президент Российской Федерации 30 ноября 2010 г. в своем Послании Федеральному Собранию отметил необходимость соблюдения принципа «одного окна» при предоставлении государственных услуг.

Слайд 20. МФЦ – принцип «одного окна»

К настоящему моменту действуют 166 МФЦ в 49 субъектах Российской Федерации.

Результаты мониторинга создания и деятельности МФЦ показали, что ожидание в очереди сократилось более чем в 2 раза, время получения услуги в целом уменьшилось на 65%.

С начала года в МФЦ по всей стране получили услуги более 2,5 миллионов человек и, по опросам, более 90% из них довольны такой формой предоставления услуг и, главное, активно поддерживают усилия властей.

Также по сведениям, представленным субъектами Российской Федерации, в 2011-2012 годах планируется создать порядка 800 МФЦ, в 2013-2015 годах - 1435 МФЦ. Таким образом, к концу 2015 года планируемое количество МФЦ - 2400, то есть речь идет о создании МФЦ в каждом городском округе и муниципальном районе.

Однако мы должны развивать и другие формы МФЦ, в том числе, не требующих значительных затрат – на базе почтовых отделений, администраций поселений. При этом МФЦ фактически может представлять из себя элемент электронного правительства, обеспечивать необходимую инфраструктуру для доступа к электронным услугам.

Минэкономразвития России разработаны и опубликованы на сайте административной реформы для обсуждения:

требования к заключению соглашений о взаимодействии между МФЦ и органами власти, типовой проект такого соглашения;

методические рекомендации по созданию МФЦ;

проект перечня государственных услуг, предоставляемых ФОИВ, для которых организация предоставления соответствующих услуг в МФЦ будет обязательна.

В рамках нашей конференции проводится выставка «Многофункциональные центры услуг: от бюрократии к сервисному государству», на которой представлена лучшая практика регионов по созданию и развитию МФЦ.

Слайд 21. Досудебное обжалование

Закон о государственных услугах не будет работать без создания, во-первых, эффективного механизма подачи и рассмотрения жалоб на качество услуг, а во-вторых, без возможности привлечения чиновников к ответственности за нарушение прав заявителей.

Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию отметил необходимость установления ответственности за нарушение сроков и процедур, установленных административными регламентами.

Необходимо отметить, что мы подготовили такой законопроект, он размещен на сайте Минэкономразвития России. Коротко говоря, суть его в следующем.

Если заявитель считает, что порядок или сроки предоставления услуги нарушены, он вправе подать жалобу на чиновника его начальнику. В случае удовлетворения претензии, начальник обязан направить информацию в прокуратуру и чиновник будет привлечен к административной ответственности (штраф от 3 до 5 тыс. рублей). Если претензия отклонена, гражданин может обратиться в суд, который в случае признания претензии обоснованной привлечет к ответственности как нарушившего регламент чиновника, так и отказавшего в удовлетворении претензии начальника (штраф от 10 до 30 тыс. рублей).

Слайд 22. Взаимосвязь Концепции с другими реформами

Весь накопленный опыт, а также понимание того, что ситуация постоянно меняется, помогает нам заложить более гибкие механизмы управления разрабатываемой Концепции. В ней предусматривается взаимосвязь с такими важными направлениями оптимизации государственного управления как развитие информационного общества и противодействие коррупции, повышение эффективности бюджетных расходов и реформирование государственной службы, развитие межбюджетных отношений и совершенствование разграничения полномочий.

Отмечу только, что полностью реализовать предложенные мероприятия мы сможем только во взаимодействии с властными органами всех уровней, с экспертным сообществом, с гражданами и предпринимателями.

Спасибо за внимание!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Он это озвучил в Красноярске во время предвыборных поездок. И мы хотели бы внести свою лепту в эти важные государственные задачи. Исегодня мы проводим слушания на тему: закон

    Закон
    Председательствующий. Дорогие друзья, прошу всех занимать места. Я приглашаю всех наших коллег занять места. Я думаю, так сделаем. Кто будет приходить, мы не будем препятствовать, и не будем считать это не уважением к себе.

Другие похожие документы..