Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Уникальное энергосберегающее синтетическое масло. Рекомендуется для всех автомобилей VW с системой WIV, требующих масел, отвечающих требованиям специф...полностью>>
'Курс лекций'
Лекция № 2. Европейское средневековье. Московская Русь в XIII - первой половине XV вв. Начало нового времени. Образование единого Русского государства...полностью>>
'Документ'
В современных экономических условиях, характеризующихся снижением потребительского спроса на внутреннем и внешнем рынках, промышленный комплекс район...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита диссертации состоится " " 2008 г. в ч. на заседании диссертационного совета Д 212.141.09 при Московском государственном техническом ...полностью>>

Пояснительная записка. Цели : Внедрение системы непрерывного экологического образования и воспитания учащихся. Расширение краеведческих знаний младших школьников об окружающей среде

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Пояснительная записка.

Цели: 1. Внедрение системы непрерывного экологического образования и воспитания учащихся.

2. Расширение краеведческих знаний младших школьников об окружающей среде.

Задачи: 1. Ознакомить учащихся с первичными экологическими и природоведческими понятиями: «природа», «природа живая и неживая», «окружающая среда», «природные условия», «среда обитания».

2. Учить детей устанавливать связи между живыми организмами и окружающей средой.

3. Показать единство организма и среды его обитания.

4. Дать представление о природных ритмах: суточных, сезонных, многолетних и биологических.

5. Ознакомить учащихся с изменениями живой и неживой природы родного края по временам года («сезонные ритмы в Томской области»).

6. Дать понятие о природном комплексе и его элементах.

7. Ознакомить с особенностями природных комплексов Томской области.

Повышение уровня осознания проблем окружающей среды в обществе рассматривается как центральный элемент принятой в марте 2005 года в Вильнюсе Стратегии Европейской Экономической Комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития. В связи с этим повышается роль экологического образования в школе. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.

В настоящее время разработано и вышло в свет большое количество программ и учебно-методических пособий по экологии. Большинство из них адресовано не ученикам, а учителям начальных классов. Представленное пособие «Экология для младших школьников» адресовано как учителям, так и учащимся начальных классов. В основу положены следующие принципы:

  • непрерывность,

  • междисциплинарность,

  • краеведение,

  • деятельностный подход.

Междисциплинарный подход и принцип непрерывности позволяют учителю использовать предложенный материал не только на кружковых и факультативных занятиях по экологии, но и на уроках ознакомления с окружающим миром по государственным программам А.А.Плешакова, З.А. Клепининой, Н.Ф.Виноградовой. Учителя найдут для себя задания краеведческого и экологического содержания, которые значительно облегчат подготовку к уроку природоведения или ознакомления с окружающим миром, расширят представления детей об экологии и природе родного края , а дети, основываясь на деятельностном принципе, получат пособие, в котором можно делать различные записи, рисунки, вести наблюдения.

Пособие состоит из 3-х частей: 1 часть «Мир вокруг тебя», 2 часть «Природные ритмы», 3 часть «Природные комплексы».

В 1 части предложены следующие темы:

  • «Мой дом»,

  • «Условия жизни на Земле»,

  • «Растения вокруг нас»,

  • «Животные нашей местности»,

  • «Человек и природа».

Во 2 части:

  • «Природные ритмы»,

  • «Фенологические признаки наступления времен года в Томской области»,

  • «Растения и животные нашего края в разные времена года»,

  • «Труд людей в разные времена года»,

  • «Времена года в искусстве».

В 3 части:

  • «Природный комплекс и его компоненты»,

  • «Природные комплексы Томской области (лес, луг, водоем, болото),

  • «Искусственные природные комплексы».

Учитель, по своему усмотрению, может использовать материалы I части в 1-ом или 2-ом классе, материалы II части во 2-ом или 3-ем, а материалы III части в 3-ем или 4-ом классе. При работе по учебникам Плешакова А.А. целесообразно организовать работу следующим образом: I часть – 2 класс, II часть – 3 класс, III часть – 4 класс.

Каждая тетрадь начинается с календаря наблюдений за природой Томской области (по данным В.Г.Рудского). Данные наблюдений за год переносятся в календарь следующей части, что позволяет высчитать среднюю дату наступления времен года или тех или иных явлений по результатам трех-четырехлетних наблюдений.

В тетрадях представлены задания различных видов: вопросы, ребусы, загадки, пословицы и поговорки, народные приметы. Учитель имеет возможность выбора различных видов организации деятельности учащихся: фронтальную, групповую, парную, индивидуальную работу. Кроме того, в пособие включены проверочные и тестовые задания «Проверь себя».

Подробные планы уроков учителя найдут в пособии «Уроки экологии в начальной школе. (из опыта работы учителей школы № 87 ЗАТО Северск). Методическое пособие для учителей начальной школы. – под ред. В.Н.Куровского». ЗАТО Северск – 2004 г.

Краткий экологический словарь.

Экологиянаука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и взаимоотношения организмов со средой обитания. ( Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой.)

Экология – учебный предмет. Его изучают и дошкольники, и школьники всех классов. Изучают экологию для того, чтобы знать, как нужно охранять природу.

Окружающая среда – это все. Что окружает любой организм: другие организмы, вся живая природа, воздух, почва. А также человек.

Каждый организм живет в своей окружающей среде: медведь в лесу, рыба в воде, клюква на болоте – это их среда обитания.

Существование животных и растений вместе с окружающей их неживой природой на общей территории (лес, луг, водоем, болото) называется сообществом или экологической системой.

Растения в сообществе из минеральных веществ почвы, из углекислого газа и воды строят органическое вещество листьев, семян, плодов, которые поедают травоядные животные, а этими животными, в свою очередь, питаются хищники. Получается экологическая цепочка: Р (растение) – РЯ (растительноядное животное) – Х (хищник).

Природные ритмы – периодические чередования каких-либо состояний организма или окружающей среды. Чередование сна и бодрствования, голода и сытости – биологические ритмы, чередование дня и ночи – суточные ритмы, времен года – сезонные ритмы.

Заповедник – природная охраняемая территория, на которой закон запрещает хозяйственную деятельность.

Экологический кризис – нарушение сложившихся взаимоотношений организмов и среды обитания, в результате чего жизнь сильно затруднена или невозможна.

Красная книга – список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных, грибов.

Методические рекомендации.

1 часть - (1, 2 класс).

Задачи экологического образования в 1 (2) классе:

  1. формирование у детей представления о связях между живыми организмами и связях живых организмов с окружающей средой; формирование у4мения устанавливать эти связи;

  2. учить детей правильно оценивать вмешательство человека в жизнь растений и животных;

  3. воспитывать понимание необходимости соблюдения экологических норм и правил.

Урок 1. Элементы погоды.

Цели:1. Ознакомить детей с элементами погоды и приемами наблюдения за погодой.

2. Дать понятие об осени как о времени года, для которого характерна совокупность определенных погодных признаков.

1. Признаки осени.

2. Зависимость изменения погоды от высоты Солнца.

3. Знакомство с термометром.

4. Организация наблюдений в природе. Знакомство с календарем природы Томска.

5. Задание 1 выполняется под руководством учителя.

6. Задание 2 в виде mini-теста.

7. Загадки о явлениях природы (ветер, молния, дождь, снег).

Урок 2. Осенняя экскурсия.

Цели: 1. Учить детей находить признаки осени, наблюдая за природой.

Первая часть экскурсии проводится по заданиям и вопросам, предложенным в «Тетради».

Задания II и III можно выполнить как на экскурсии, так и по возвращении в класс.

Урок 3. Наш дом.

Цели: 1. Познакомить детей с устройством городского и деревенского дома.

2. Учить экономно расходовать электроэнергию и воду.

Задания I и II выполняются под руководством учителя.

Задание III – в процессе объяснения материала. Учитель объясняет детям, откуда в доме берется свет, вода; куда девается использованная вода, мусор. Чем отличаются город, село и деревня.

Задания IV-VI предназначены для закрепления.

Кроссворд VII можно предложить решить индивидуально, коллективно или, разделившись на группы.

Задания VIII и «Проверь себя» предназначены для проверки полученных детьми знаний.

Урок 4. Ориентирование.

Цели: 1. Дать представление о сторонах света.

2. Учить определять направления горизонта по компасу и местным признакам.

В начале урока учитель знакомит детей с устройством компаса (задание I) и с определением сторон горизонта по местным признакам (задание III).

В ходе практической работы на местности учащиеся выполняют задание II. Оно может быть выполнено индивидуально или в виде групповой работы.

Закрепление изученного на материале заданий V и «Проверь себя».

Урок 5. Моя местность.

Цели: 1. Познакомить детей с планом.

2. Объяснить, как можно изобразить на плане всевозможные объекты (здания, дорогу, мост и др..)

3. Формирование навыков ориентирования на местности.

Урок проводится в виде практического занятия на местности. Форма организации - групповая работа.

Урок 6. Наш адрес в мире.

Цели: 1. Формировать у детей научное представление о космосе.

2. Познакомить детей с моделью Земли – глобусом.

3. Добиваться от детей знания названия своей страны, населенного пункта, где они проживают, своего домашнего адреса и адреса школы.

4. Познакомить детей с понятием «окружающая среда».

Урок целесообразно провести в форме путешествия в космос, привлечь музыкальное сопровождение, загадки. Кроме того, на уроке выполняется практическая работа (в процессе разгадывания загадок) – задание I.

Урок 7. Природа России.

Цели: 1. Объяснить детям, что природа России меняется в зависимости от климатических условий той или иной местности.

2. Раскрыть особенности приспособляемости растений и животных разных природных поясов к окружающей среде.

3. Воспитывать любовь к родной стране, ее природе, стремление быть активным защитником окружающей среды.

В начале урока необходимо провести беседу о нашей родине: ее название, столица, президент, герб, флаг, гимн. Далее привлечь карту природных зон, таблицы «Крайний север», «Тундра» и т.д.. На этом этапе выполняется задание I.

Задания IV и V носят проблемный характер и выполняются на этапе повторения и закрепления полученных на уроке знаний. Их обсуждение можно провести как в форме групповой работы, так и коллективно.

Задание III носит проверочный характер. Оно выполняется каждым ребенком самостоятельно (в виде небольшого теста).

Задание VI целесообразно провести в виде групповой работы.

Урок 8.Страны мира. Природа мира.

Цели: 1. Продолжить знакомство с разнообразием растительного и животного мира.

2. Учить ориентироваться по «Карте мира».

Показать детям на карте материки и океаны. Где находится Россия. Северный и южный полюса. После проведения этой работы можно выполнить задание I (самостоятельно, с последующей проверкой в классе).

На данном уроке целесообразно использование картин, гербариев, слайдов.

Закрепление изученного организуется в виде коллективного решения кроссворда.

Урок 9. Природа живая и неживая.

Цели: 1. Познакомить детей с понятиями «природа и не природа», «природа живая и неживая».

2. Начать формирование представления об экологии как науке.

За несколько дней до урока поставить на окно горшок с комнатным цветком. Попросить детей объяснить, почему листочки повернулись в сторону окна, а не класса. Таким образом, дети делают вывод о зависимости растений от солнца, а в конечном итоге о зависимости живой природы от неживой. Задание II служит для закрепления детьми этих сведений.

В задании I есть «ловушка»: тарелка – это вообще не природа.

В задании III дается полное определение науки экологии, его детям желательно выучить наизусть.

Урок 10. Твое солнышко.

Цели: 1. Дать понятия о небесных телах: звездах и планетах.

2. Объяснить, в доступной для детей форме, причины смены дня и ночи, а также времен года.

3. Обогащать знания детей о роли Солнца в жизни растений, животных и человека.

Звезды – небесные тела, состоящие из горящего газа. Температура Солнца на поверхности – 6000 градусов, внутри – 15000000 градусов. Расстояние от Солнца до Земли 152000000км. Можно ли долететь до Солнца? Нужно ли лететь к Солнцу?

Планеты Солнечной системы. В задании II представлено примерное соотношение Солнца и планет Солнечной системы.

Причины смены дня и ночи , а также времен года необходимо показать детям с помощью теллурия или просто с использованием глобуса и источника света ( изображающего Солнце). Закрепление проводится по заданиям III, IV, V.

Определение времени и сторон горизонта по Солнцу.

Как люди «научили» солнышко помогать выращивать культурные растения.

Солнечная энергия, ее использование.

Урок 11. Твоя Луна.

Цели: 1. Довести до сведения детей, что Луна – ближайшее к Земле небесное тело.

2. Дать детям элементарные научные сведения о Луне.

Земля – планета. Луна – спутник Земли. Расстояние от Земли до Луны – 384401км. Температура на светлой стороне примерно +117 градусов, на темной -153.

Что больше: Солнце или Луна? Почему с Земли кажется, что они примерно одинаковые по размеру? Почему до Луны можно долететь быстрее, чем до Солнца? Почему на Луне нельзя жить? Почему на Луне мы можем прыгать выше и дальше земных чемпионов?

Задания II и III помогут детям понять, почему бывают дни, когда луны на небе не видно и почему иногда мы видим только часть Луны.

Урок 12. Воздух. Значение воздуха.

Цели: 1. Исследовать свойства воздуха.

2. Определить значение воздуха для всего живого на Земле.

3. Подвести детей к осознанию необходимости охраны чистоты воздуха для живых организмов.

Начать урок можно с задания I (загадка). Далее перейти к исследованию свойств воздуха: бесцветный, занимает весь объем, не имеет запаха.

Опыты: 1) Движение воздуха можно пронаблюдать на полосках бумаги.

2) Пустой стакан опустить на дно тарелки с водой. Воздух вытеснит воду.

3) Услышать воздух можно с помощью резиновой игрушки с пищалкой.

4) Увидеть воздух можно в стакане с минеральной водой.

Задания II, V обсудить коллективно.

Задания III, IV выполняются самостоятельно.

Урок 13. Вода. Значение воды.

Цели:1. Опытным путем ознакомить детей со свойствами воды.

2.Определить значение воды для живых организмов.

3. Учить бережному отношению к воде.

Опыты по определению свойств воды:

  1. Стакан чистой воды; вода без цвета, вкуса и запаха.

  2. Вода прозрачная, через нее можно увидеть другие предметы.

  3. Вода течет.

  4. Вода – растворитель, но не все вещества она растворяет.

Загадка из задания I помогает понять, в каких трех состояниях бывает вода, а в задании II дети самостоятельно выполняют рисунки.

Задание III является итоговым в работе на данном этапе урока, а дальше необходимо поговорить о том, для каких живых организмов вода является средой обитания и о значении для них чистой воды.

Задание IV выполняется каждым ребенком самостоятельно, а задание V в группах.

Урок 14. Почва.

Цели: 1. Ознакомить детей со свойствами почвы.

2. Определить значение почвы для животных и человека.

3. Довести до сведения детей, что почва – среда обитания для множества организмов.

Урок начинается с загадок (задания I, II).

Опыты: 1) Бросить комочек сухой почвы в воду. Пронаблюдать, что выходят пузырьки воздуха. Вывод: в почве есть воздух.

2) Кусочек почвы прогреть на огне, подставив сверху стеклышко. На стекле появились капли влаги. Вывод: в почве есть вода.

3) Продолжать нагревать почву. Появится неприятный запах. Это сгорают перегной, образовавшийся из остатков растений и животных.

5) Прокаленную почву насыпать в стакан с водой и размешать. На дно стакана осядет песок и глина. Вывод: в почве есть песок и глина.

6) Профильтровать воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместить на стекло. Нагреть. После испарения воды на стекле останется налет. Это соли. Вывод: в почве содержатся минеральные соли.

Рисунок к заданию III выполняется самостоятельно после коллективного обсуждения этого задания.

Задание IV предлагается на этапе знакомства с почвенной средой обитания.

Урок 15. Зимняя экскурсия.

Цели: 1.Объяснить детям, почему в нашей местности меняются времена года.

2. Учить определять признаки зимы в живой и неживой природе.

Урок можно начать в классе с повторения вопроса о том, почему меняются времена года, напомнив детям, как это происходит с помощью теллурия.

Далее проводится экскурсия по вопросам задания I.

Задание II выполняется либо на экскурсии, либо по возвращению в класс.

Урок 16.Строение растения.

Цели: 1. ознакомить детей со строением растения.

2. Учить устанавливать связи растений с окружающей средой.

3. Выяснить роль света, воды, воздуха, почвы в жизни растений.

Беседа по заданиям I, II.

В задании III подписать части растения.

Опыты: 1) За 1-2 дня до урока поставить в стакан с водой отросток комнатного растения, отметить уровень воды. На данном уроке дети видят, что уровень воды понизился. Вывод: растениям нужна вода.

2) Растение накрыть прозрачным стаканом, почву в горшке полить водой. Через некоторое время на стакане появятся капли воды. Вывод: растения дышат, излишки влаги испаряются через листья.

3) За несколько дней до урока поставить одно растение в темное место. Растение становится бледным, вялым. Вывод: растениям нужен свет.

Закрепление по заданию IV.

Урок 17. Деревья, кустарники, травы.

Цели: 1. Объяснить детям, как живут вместе различные растения в лесу.

Задание I выполняется детьми по ходу объяснения, что такое лесные ярусы.

Задания II и III выполняются детьми самостоятельно на этапе закрепления.

Урок 18. Смешанный лес.

Цели: 1. Ознакомить детей с типом растительности Томской области – смешанным лесом.

2. Учить различать деревья: сосну обыкновенную, сосну кедровую, ель, пихту, лиственницу, березу, осину.

Урок начинается с коллективного выполнения задания I.

Для выполнения заданий IV, V, VIII, IX целесообразно использовать гербарии.

Для проверки знаний учащихся предлагается выполнить самостоятельно задания VI,VII.

Урок 19. Что где растет. Растения лугов, болот, водоемов.

Цели: 1. Дать детям элементарные сведения о сообществах леса, луга, водоема.

2. Учить устанавливать зависимость растений от места их обитания.

Учителю необходимо привлечь таблицы «Лес», «Луг», «Водоем», «Болото». В задании I делается вывод о наличии этих природных сообществ в Томской области.

Задание выполняется в виде самостоятельной работы.

Урок 20.Разнообразие животных.

Цели: 1.Познакомить детей с классификацией животных: звери, птицы, насекомые, рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся.

2. Учить устанавливать зависимость животных от места их обитания.

Задание I выполняется коллективно. Загадки в этом задании помогают детям провести классификацию животных.

Разнообразие животных Томской области.

Задания «Проверь себя» могут выполняться как самостоятельно, так и в группах (в зависимости от уровня класса).

Урок 21. Животные леса.

Цели: 1.Расширить и углубить знания детей о животном мире леса.

2. Обратить внимание на особенности приспособляемости животных к жизни в лесу.

Начать урок можно с кроссворда I. Затем познакомить детей с животным миром лесов Томской области. Особое внимание уделить приспособляемости животных к жизни в лесу: окрас, строение тела, питание, жилище.

Урок 22..Животные лугов.

Цели: 1. Расширить представления детей о животном мире лугов и о связях между компонентами луга.

Урок начинается с загадки I.

Что такое луг? Чем луг отличается от поля?

По гербариям и рисункам вспомнить о растительности луга.

Есть ли на лугу деревья?

Смогут ли жить на лугу крупные животные?

Пищевые цепочки.

Закрепление по заданию II .

Урок 23. Животные болот.

Цели: 1.Расширить представления детей о животных болот и их взаимосвязях друг с другом.

Загадка I.

Есть ли в Томской области болота?

Животных на болоте гораздо меньше, чем на лугу, почему?

Почему цапля чувствует себя великолепно на болоте?

В задании II установить пищевые цепочки.

Урок 24. Животные водоемов.

Цели: 1. Дать детям представление о значении водоемов в жизни растений, животных и человека.

2. Расширить и углубить знания учащихся о животном мире водоемов.

Урок начинается с коллективного выполнения заданий I и II.

Животный и растительный мир водоемов Томской области.

Самостоятельное выполнение заданий III и IV.

Урок 25. Кто где живет. (Обобщающий урок.)

Цели: 1. Закреплять умение подразделять животных на группы: звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

2. Учить детей устанавливать зависимость животных и растений от среды обитания.

Распределение животных по группам (учитель использует рисунки).

Индивидуальная проверочная работа по заданию I.

Групповая работа: 1) задание II; 2) Для выполнения задания «Проверь себя» каждая группа получает лист бумаги, ножницы, клей и набор картинок с различными животными. «Заселить» лес, луг, болото, водоем.

Урок 26. Красная книга.

Цели: 1. Ознакомить детей с Красной книгой, растениями и животными, которые в нее занесены.

По ходу урока каждый ребенок (или группа) составляют свою Красную книгу. Для этого вырезают листы книги из «Рабочей тетради», скрепляют их, рисуют или вырезают и наклеивают рисунки растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Урок 28. Невидимые нити.

Цели: 1. Совершенствовать умение устанавливать связи между живыми организмами.

2. Учить оценивать вмешательство человека в жизнь растений и животных с позиции «хорошо – плохо».

3. Побуждать детей к усвоению норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром.

4. Воспитывать у детей потребность самосовершенствования в творческой деятельности, умение работать в группах, проявлять активность, инициативу.

После работы с загадкой I перейти к заданию II, где в ходе фронтальной беседы закрепить умение устанавливать связи между живыми организмами ( как связаны с елью, белка, дятел, клест).

Учитель берет в руки клубок ниток и просит детей представить, что он – ель. А кем бы хотели быть дети? Затем учитель приглашает подойти к себе ребенка и объяснить, почему он хотел бы быть именно этим зверьком или птицей. Один конец нити учитель держит в руках, каждому из детей протягивает клубочек и вновь возвращает его себе. Делается вывод, что вот так и в природе все связано между собой, только невидимыми нитями. Далее учитель предлагает разрезать или разорвать одну из ниточек. Что будет в природе, если разорвать хотя бы одну нить?

Задание III является итоговым к данному этапу урока и позволяет проверить еще раз умение детей рассуждать, объяснять, доказывать свою точку зрения.

Задание IV выполняется самостоятельно.

Задание V можно предложить выполнить самостоятельно, а можно разделить детей на несколько команд, например 4: зайцы, белки, мыши, лисы. Каждая команда должна соединить линиями пары слов: «дятел - сосна», «рак - водоем», «кузнечик – луг», «клевер – луг».

Задание «Проверь себя» выполняется самостоятельно (если учитель ставит целью проверку знаний каждого учащегося) или в группах (если после выполнения задания будет организовано его обсуждение).

Урок 29. Проверочная работа за год.

Цель: Проверка знаний учащихся.

Задания I, II, III, выполняются самостоятельно, задания IV, V по усмотрению учителя: самостоятельно или в группах.

II часть – 2 (3) класс.

Задачи экологического образования во 2 (3) классе:

  1. ознакомление детей с понятием «природные ритмы»;

  2. расширение краеведческих знаний о наступлении времен года в своей местности;

  3. учить устанавливать зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе;

  4. воспитание любви к родному краю, родной природе;

  5. развитие у детей эстетических чувств и любование природой в разные времена года, через знакомство со стихами русских поэтов, музыкой известных русских композиторов, картинами знаменитых художников.

Урок 1. Природные ритмы.

Цели: 1. Побудить детей к организации регулярных наблюдений за сезонными изменениями в живой и неживой природе.

2. Развивать наблюдательность.

3. Ввести понятие «природные ритмы».

Урок начинается с внесения наблюдений за предыдущий год в «Календарь природы».

Организация наблюдений в текущем году.

Вспомнить определение экологии.

Объяснение нового материала с опорой на задания I, II, III.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа экологического образования и воспитания школьников «надежда земли»

    Программа
    Наименование Программы – Программа экологического образования и воспитания школьников «Надежда Земли» Муниципального образовательного учреждения «Средняя (полная) общеобразовательная школа № 10».
  2. Пояснительная записка. 3 Краткая характеристика используемых умк. 8 2

    Пояснительная записка
    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального Общеобразовательного Автономного Учреждения «Средняя Общеобразовательная Школа №8 г.
  3. Пояснительная записка Актуальность создания программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является то, что начальная школа это особый этап в жизни ребёнка, связанный

    Пояснительная записка
    Актуальность создания программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является то, что начальная школа — это особый этап в жизни ребёнка,
  4. I. пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования

    Пояснительная записка
    1.Основная образовательная программа начального общего образования разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МОУ СОШ № 2 г. Никольска в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного
  5. Пояснительная записка (134)

    Пояснительная записка
    Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе,

Другие похожие документы..