Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Задача'
Рабочие приходят в кладовую через каждые 300±250 секунд. Здесь они получают детали для неисправных станков. Кладовщику требуется 280±150 секунд на по...полностью>>
'Документ'
Здійснюючи аналіз стану здоров'я населення і діяльності медичних закладів, керівники лікувально-профілактичних закладів та їх заступники широко викор...полностью>>
'Статья'
Международный пакт о гражданских и политических правах Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 2200 А (XXI) Генерально...полностью>>
'Документ'
На все Ваши вопросы по Латинской Америке с удовольствием ответят наши менеджеры по этому направлению: Григорьева Елена по тел. (812) 332-94-90 или по ...полностью>>

Департамент образования города москвы (1)

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет государственного и муниципального

управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Выполнил

студент 3 курса

дневного (заочного) отделения

Научный руководитель

канд. пед. наук, профессор

Москва 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Процесс государственного управления: взаимодействие государства и общества

    1. Механизм социального управления 6

1.2. Мотивы государственного управления 9

Глава 2 . Особенности социальных коммуникаций в государственном управлении

    1. . Политические партии как коммуникативная сеть социального управления России 13

    2. . Коммуникативные взаимодействия государственного лидера

и общества 18

    1. .Коммуникативные барьеры в государственном управлении 23

Глава 3. Методологические основы исследований

3.1. Теоретико-методологические основы политических коммуникаций социального государства 29

3.2.Теоретико-методологические основы исследования коммуникативных барьеров в управлении 32

Заключение 38
Список литературы 39



ВВЕДЕНИЕ

Проблематика коммуникации давно переросла рамки традиционных исследований естественных и гуманитарных наук, и представляет интерес, практически, для всей системы научного познания. ХХ век, наполненный драматическими катаклизмами во многих сферах нашей цивилизации, динамизмом жизни человечества, на первый план выдвинул проблемы не столько важности общения, сколько важности искусства диалогического взаимодействия. Новое качество развитости современной цивилизации, в основе которой одно из центральных мест занимают коммуникационные процессы, требует теоретического осмысления их места в общественном развитии.

Государственное управление - это часть социального управления, являющееся общественным институтом, непосредственно связанным с человеком и его деятельностью. Оно определяется закономерностями, свойственными общественному развитию. Специфика и генезис государственного управления отражаются в социальной (классовой) структуре общества, общественном разделении труда, сущности и социальных функциях института государства и феномена управления. Государственное управление - это системное общественное явление, представляющее собой составную часть системы социальных отношений, складывающиеся как в “вертикальном”, так и “горизонтальном” измерении. В иерархической общественно-политической структуре, к какой относится и государственный аппарат, в таких отношениях присутствует способность вышестоящего субъекта (управляющего) властно выражать и осуществлять свою волю, подчиняя ей нижестоящего субъекта (управляемого). Управляющее воздействие, оказываемое аппаратом государственной власти на социальные процессы, имеет свое внутреннее содержание и внешнее выражение, что является результатом реально действующего, побуждающего и преобразовывающего их механизма государственного управления. Его действие проявляется в результате складывающихся государственно-властных отношений между субъектами и объектами управления в обществе как системе.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что коммуникация в государственном управлении не сводится к простой передаче и восприятию информации, она представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию. Нарушение любого структурного элемента процесса коммуникации ведет к нарушению связей в социальном управлении, а порой и к разрыву этих связей. В последние десятилетия проблематика коммуникаций и коммуникативных барьеров является одной из наиболее привлекательных областей исследования. Также в конце XX и начале XXI веков резко изменилось отношение к политической коммуникации. Это связано с переходом от директивного варианта иерархической коммуникации, где роль получателя информации была занижена, к новому, демократическому, когда потребитель информации перемещается с пассивных позиций на активные. Лауреат Нобелевской премии К. Гэлбрейт сказал об этом феномене, что “человек хочет быть услышанным”1. В добавление к прямой связи, приходит обратная, резко повышающая роль получателя информации.

Объектом исследования является социальная коммуникация в государственном управлении современным российским обществом.

Предметом исследования являются условия возникновения социальных коммуникаций при взаимодействии органов государственного управления субъекта Федерации и общества.

1Цит. по: Кузнецов В.Ф. «Интегрированные политические коммуникации в процессе формирования социального государства в современной России», автореф. докт. диссерт. полит. наук. – Москва, 2002.-С.3.

Цель исследования: определить особенности функционирования и возможности регулирования социальной коммуникации в государственном управлении.

Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:

- выявить особенности коммуникативного взаимодействия государства и общества;

- изучить взаимосвязь и взаимообусловленность политических коммуникаций и динамической устойчивости социального государства;

- определить методологию и методы выявления политических коммуникаций социального государства, а также условия возникновения коммуникативных барьеров в управлении.

Таким образом, значимость социальных коммуникаций в государственном управлении очевидна и определяется, тем, что российское общество вступило в сложную и ответственную фазу своего развития. Государственная политика в социальной сфере эволюционирует от социальной защиты к более широкой деятельности – активизации социального развития.

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ВЗАИМОДЕЙСТИЕ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

    1. Механизм социального управления

Социальные явления и процессы являются результатом отношений, которые складываются между людьми, социальными группами и их организациями. Все эти элементы находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости, чем обеспечивается жизнедеятельность и развитие социума. Взаимодействие становится возможным с помощью действующего в общественной жизнедеятельности людей социального механизма, который представляет собой взаимосвязь технологий, приемов реализации социальных целей достижения определенных результатов, удовлетворения общественного и индивидуального интереса.

Социальный механизм, как порождение общественной жизни, определяется типом и уровнем общественного развития, соотношением прогрессивных и регрессивных, эволюционных и революционных, реформационных и контрреформационных процессов, степенью социальной субъективности населения. Формирование социального механизма происходит под влиянием образа жизни народа в целом, а также геополитических и региональных особенностей страны, национально-исторических традиций, обычаев и нравов, религиозно-мифологических верований и духовной культуры и социально-экономического уклада.

Механизм социального управления рассматривался ранее как способ организации и функционирования управления, выражающийся в выдвижении обоснованных целей. А также в создании и развитии управляющей системы, призванный осуществлять в ходе управленческого процесса достижение целей, т.е. совокупность действий, связанных с функциональным и организационным обеспечением согласованного воздействия субъекта управления на социальную действительность2. На современном этапе, под социальным механизмом формирования и реализации государственного управления подразумевают не правовые, функциональные, организационные и т.п. его проявления, а “совокупность и логическую взаимосвязь социальных элементов, процессов и закономерностей, посредством которых субъект государственного управления (его компоненты) “схватывает” потребности, интересы и цели общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих решениях и действиях, и практически проводит их в жизнь, опираясь на государственную власть”3. Здесь имеются в виду такие аспекты государственного управления, которые раскрывают социальный генезис его элементов, их общественную обусловленность и целесообразность. С точки зрения социальной ценности государственного управления, его общественной потребности, необходимости совершения властных воздействий в целях полезности социального эффекта оно обладает интеграционными, организационными и регулятивными свойствами, присущими государству.

Раскрытие основного содержания коммуникативных и информационных механизмов государственного управления представлено в работах П.Н. Киричёка, В.С. Комаровского, К.В. Маркелова, Л.И. Мухамедовой, В.Д. Попова, О.Ф. Шаброва4. В исследованиях этих авторов подчеркивается, что эффективность государственного управления напрямую связана с качеством коммуникаций в системе «общество-власть».

2Тихомиров Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе.-М.,1978.-С.76.

3 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М., 1997.-С.124.

4Киричёк П.Н. Информационный процесс в системно-целевом измерении.- М.:РАГС.- 2008; Комаровский В.С. Государственная служба и СМИ. -Воронеж, Изд - во ВГУ, 2003.-С.12; Маркелов К.В. Общественный идеал как объект воздействия информационной политики // Государственная служба. - №6 – 2005 - с.105-110; Мухамедова Л.И. Социальная коммуникация в трансформирующемся обществе. М.:РАГС, 2007.-С17; Попов В.Д. Коммуникативные коды имиджа власти. -М., 2004;

Проблема коммуникативных взаимоотношений власти и общества получила свое развитие в рамках теорий массового общества 5. Кроме того, взаимоотношения в системе «управляющие - управляемые» активно обсуждаются и в ходе дискуссий о гражданском обществе. Все это говорит о довольно высоком интересе к проблеме коммуникативной составляющей диалога между властью и обществом. Специфика социологического подхода к изучению этой составляющей состоит в том, что он позволяет раскрыть различные аспекты общественной жизни и многочисленные противоречия в её развитии через призму социальных взаимодействий. Современный взгляд на структуру коммуникации наиболее полно представлен в работах отечественных исследователей Т.З.Адамьянц, М.Н. Грачёва, Л.М. Земляновой, И.А. Мальковской, В.В. Силкина, А.И. Соловьёва, Л.Н. Тимофеевой, А.В. Шевченко6.

Обобщая различные подходы, условно можно выделить две группы определений коммуникативной составляющей процесса взаимодействия между государством и социумом. Первая связана с пониманием коммуникации как целенаправленного информационного субъектно-объектного процесса. Вторая рассматривает коммуникацию как двусторонний активный процесс обмена информацией между равноправными социальными субъектами, в результате которого возникает

5Блумер Г. Общество как символическая интеракция.- М.: Изд-во МГУ, 1984. - С. 173-179;Маннхейм К. Идеология и утопия. -М., 1994.-С.65; Тард Г. Мнение и толпа. М.: Институт психологии РАН; Издательство КСП+, 1999.-С30.

6Адамьянц Т.З. Социальная коммуникация. -М.: ИС РАН, 2005.-С.67; Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. -М: Прометей, 2004.-С.78.; Землянова Л.М. Медиатизация культуры и компаративизм в современной коммуникативистике // Вестник МГУ. – Серия 10. Журналистика. – 2002. –№5.- с.83-97; Мальковская И.А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы.- М.: Эдиториал УРСС, 2004-С.67-78; Силкин В.В. Информация и коммуникация в системе государственной службы.- Саратов, 2006.С.56-70; Соловьёв А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации //Полис - 2002 - №3.- с. 5 – 18; Тимофеева Л.Н. Власть и оппозиция: взаимодействие и взаимоограничение, взаимоконтроль, коммуникации.-М., 2004.-С.78-86; Шевченко А.В. Информационная устойчивость политической системы. -М., 2005.-С.23-78.

взаимопонимание. Именно второй подход позволяет максимально полно реализовать потенциал социологии управления в исследовании интересующей нас проблематики.

Социальный механизм осуществления государственного управления аккумулирует интересы и потребности общества с целью выбора оптимальных средств и методов их реализации и может быть выражен через следующую опосредованную государством единую цепь: потребности - интересы - противоречия - цели - воля - мотивы (установки) - стимулы — решения - действия - результаты. Именно в такой последовательно взаимосвязанной и логически соединенной цепи общественных элементов происходит формирование и реализация государственного управления.

1.2. Мотивы государственного управления

Осуществление государственного управления происходит в системе взаимообратных связей “индивид - социум - государство - индивид”. Какой бы сложной ни была подобная система, она формируется и действует по модели, заданной человеком. Данная схема взаимодействия призвана служить целям обеспечения с возможно более эффективной степенью удовлетворения потребностей индивида, интересов и устремлений, главным образом в сфере совместного (коллективного) существования (труда, быта, досуга), а в более широком понимании - в разнообразных проявлениях общественной жизнедеятельности людей. В этой связи государственное управление, возникшее как неотъемлемая функция государства, развивается на протяжении всей истории государственно организованной цивилизации человечества. Практическое осуществление государственного управления определяется: историческим этапом развития данного общества, его культурной, политической, экономической и правовой зрелостью. А также господствующими в нем духовными идеалами и ценностями. Свое конкретное воплощение оно находит в динамике системных взаимосвязей человека, общества и государства. Уровень эффективности и характер государственного управления, в свою очередь, находятся в прямой зависимости от состояния общества. При этом характер взаимоотношений между людьми определяет характер осуществления государственного управления.

Мотивы государственного управления формируются, при условии наличия в распоряжении общества (или субъекта управления) необходимого набора благ либо ресурсов и средств, соответствующих социально обусловленным потребностям человека. Формирование частного мотива государственного управления происходит у человека тогда, когда управленческая деятельность государства является если не единственным, то основным условием получения социального блага. Однако, если критериями в распределительных отношениях служат статусные различия (по должности, званию, оплате труда и т.п.), принадлежность к определенной социально-профессиональной группе (ученый, инженер, бизнесмен, государственный служащий), то формируются мотивы служебного продвижения, получения звания, закрепления за рабочим местом, льгот и т.п.

Сила мотива государственного управления определяется степенью актуальности той или иной потребности для человека. Чем больше нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление его получить, тем активнее человек включается в общественные отношения, регулируемые в процессе осуществления государственного управления. К примеру: рыночная экономика через механизм конкуренции согласует мотивы “для себя” и “для других”. Государство оказывает регулирующее влияние на сферу экономических отношений, позволяющее гармонизировать их с мотивами “для всех”.

Имеется значительное разнообразие мотивов государственного управления по частностям. В целом, мотивы диктуются всеобщей потребностью людей в нормальной упорядоченности и сопряженности многогранных проявлений их общественной жизнедеятельности, а также необходимостью снятия социальных противоречий. По мнению Кириллова В.В. «изучение проблем взаимодействия социума и государства значимо прежде всего с точки зрения осмысления механизма осуществления государственной власти и управления, что важно для понимания того, как происходит функционирование структур государственного аппарата, персонифицированного его человеческой составляющей - государственной службой»7. Очевидно, что чем большее число потребностей реализует человек посредством государственного управления, тем разнообразнее получаемые им блага, а также чем меньшую цену по сравнению с другими видами деятельности ему приходится платить, тем важнее для него роль государственного управления, тем выше его политическая активность.

Следовательно, формирующая часть социального механизма государственного управления состоит из последовательно предопределяемых элементов, которые могут быть выстроены в следующем порядке: потребности -интересы - противоречия - цели - воля - мотивы (установки) - стимулы. Но поскольку все эти потребности должны удовлетворяться, противоречия, рождаемые разностью множества возникающих интересов, нивелироваться, а замыслы и постановка целей значимы в случае стремления к их воплощению, блок формирования механизма государственного управления дополняется другой его неотъемлемой частью - блоком реализации, состоящим из следующих элементов: решения - действия - результаты. С целью удовлетворения потребности, принимаются решения, которые выполняются в деятельностном процессе и приводят к определенным результатам.

7Кириллов В.В. Государственная служба Российской Федерации как социальный институт. Автореф. докт. диссерт. социол. наук. – С-Пб, 2007.-С.7.

Общественные потребности, интересы и цели, имеющие место в осуществлении государственного управления обусловливают совершение необходимых для этого действий: принятия управленческих решений и их практического исполнения. Тем самым происходит реализация социальной функции государственного управления, так как оно направлено на обеспечение решения общественно значимых проблем.

Таким образом, под социальным механизмом осуществления государственного управления можно подразумевать закономерную взаимосвязь социальных явлений, действий и событий, в результате которых происходит организующе-властное согласование общественных волеизъявлений, учет всеобщих интересов, определение целей, разработка и принятие решений, а также их реализация с помощью имеющихся у государства ресурсов (власти, аппарата, методов, средств). Он действует внутри политической системы общества, институты которой как непосредственно (через субъект государственного управления), так и опосредствованно (через объекты управления) влияют на содержание и структуру государственного управления, формы и методы его осуществления, определяют их целесообразность и эффективность. Описанные выше свойства и проявления социального механизма осуществления государственного управления имеют место практически в любом обществе, но при условии существования тех или иных особенностей.

Таким образом, с учетом комплекса условий и факторов происходит взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, выдвигающих и принимающих к исполнению социально значимые управленческие решения государственной власти. Используя данный механизм взаимодействия субъектов и объектов государственного управления, система сохраняет свою качественную определенность в создании необходимых условий для общественной жизнедеятельности.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Департамент образования города Москвы (3)

    Реферат
    Каждый человек и все предприятия должны выполнять перед государством свои обязательства по уплате налогов. При этом они могут использовать все имеющиеся возможности для снижения суммы налогов, которые разрешены законодательством.
  2. Департамент образования города москвы (9)

    Документ
    Средняя общеобразовательная школа № 617 имени генерала Д.Ф. Алексеева реализовывала программу «Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса».
  3. Департамент образования города Москвы (13)

    Документ
    1.Костриков Константин Николаевич (Советник ректора по вопросам культуры, декан факультета искусств и социокультурной деятельности, заведующий кафедрой искусств и художественного творчества, доктор философских наук, профессор, руководитель проекта).
  4. Департамент образования города Москвы (4)

    Документ
    по мероприятию «Проведение цикла занятий по математике для учащихся средних школ г. Москвы направленных на повышение качества подготовки с учетом требований образовательных стандартов».
  5. Департамент образования города Москвы (5)

    Документ
    Курс научно-популярных лекций "Квантовая механика. Гармония, на которой держится мир" разрабатывался для повышения заинтересованности наиболее способных выпускников школ г.
  6. Департамент образования города Москвы (6)

    Программа
    Программа повышения квалификации «Моделирование технологических процессов наноэлектроники» имеет своей целью формирование знаний в области математического моделирования технологических процессов наноэлектроники, позволяющих глубже

Другие похожие документы..