Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита диссертации состоится 21 сентября 2007 г. в 10-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.01 по защите диссертаций на соискание у...полностью>>
'Памятка'
Составлена на основании «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», «Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) ...полностью>>
'Поэма'
Н.В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма «Мертвые души» – одн...полностью>>
'Программа'
Жданов Эдуард Рифович – председатель СМУ БГПУ, к.ф.-м.н., доцент, зам. декана физико-математического факультета по НР, директор Центра инновационных ...полностью>>

Департамент образования города москвы (1)

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет государственного и муниципального

управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Выполнил

студент 3 курса

дневного (заочного) отделения

Научный руководитель

канд. пед. наук, профессор

Москва 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Процесс государственного управления: взаимодействие государства и общества

    1. Механизм социального управления 6

1.2. Мотивы государственного управления 9

Глава 2 . Особенности социальных коммуникаций в государственном управлении

    1. . Политические партии как коммуникативная сеть социального управления России 13

    2. . Коммуникативные взаимодействия государственного лидера

и общества 18

    1. .Коммуникативные барьеры в государственном управлении 23

Глава 3. Методологические основы исследований

3.1. Теоретико-методологические основы политических коммуникаций социального государства 29

3.2.Теоретико-методологические основы исследования коммуникативных барьеров в управлении 32

Заключение 38
Список литературы 39



ВВЕДЕНИЕ

Проблематика коммуникации давно переросла рамки традиционных исследований естественных и гуманитарных наук, и представляет интерес, практически, для всей системы научного познания. ХХ век, наполненный драматическими катаклизмами во многих сферах нашей цивилизации, динамизмом жизни человечества, на первый план выдвинул проблемы не столько важности общения, сколько важности искусства диалогического взаимодействия. Новое качество развитости современной цивилизации, в основе которой одно из центральных мест занимают коммуникационные процессы, требует теоретического осмысления их места в общественном развитии.

Государственное управление - это часть социального управления, являющееся общественным институтом, непосредственно связанным с человеком и его деятельностью. Оно определяется закономерностями, свойственными общественному развитию. Специфика и генезис государственного управления отражаются в социальной (классовой) структуре общества, общественном разделении труда, сущности и социальных функциях института государства и феномена управления. Государственное управление - это системное общественное явление, представляющее собой составную часть системы социальных отношений, складывающиеся как в “вертикальном”, так и “горизонтальном” измерении. В иерархической общественно-политической структуре, к какой относится и государственный аппарат, в таких отношениях присутствует способность вышестоящего субъекта (управляющего) властно выражать и осуществлять свою волю, подчиняя ей нижестоящего субъекта (управляемого). Управляющее воздействие, оказываемое аппаратом государственной власти на социальные процессы, имеет свое внутреннее содержание и внешнее выражение, что является результатом реально действующего, побуждающего и преобразовывающего их механизма государственного управления. Его действие проявляется в результате складывающихся государственно-властных отношений между субъектами и объектами управления в обществе как системе.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что коммуникация в государственном управлении не сводится к простой передаче и восприятию информации, она представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию. Нарушение любого структурного элемента процесса коммуникации ведет к нарушению связей в социальном управлении, а порой и к разрыву этих связей. В последние десятилетия проблематика коммуникаций и коммуникативных барьеров является одной из наиболее привлекательных областей исследования. Также в конце XX и начале XXI веков резко изменилось отношение к политической коммуникации. Это связано с переходом от директивного варианта иерархической коммуникации, где роль получателя информации была занижена, к новому, демократическому, когда потребитель информации перемещается с пассивных позиций на активные. Лауреат Нобелевской премии К. Гэлбрейт сказал об этом феномене, что “человек хочет быть услышанным”1. В добавление к прямой связи, приходит обратная, резко повышающая роль получателя информации.

Объектом исследования является социальная коммуникация в государственном управлении современным российским обществом.

Предметом исследования являются условия возникновения социальных коммуникаций при взаимодействии органов государственного управления субъекта Федерации и общества.

1Цит. по: Кузнецов В.Ф. «Интегрированные политические коммуникации в процессе формирования социального государства в современной России», автореф. докт. диссерт. полит. наук. – Москва, 2002.-С.3.

Цель исследования: определить особенности функционирования и возможности регулирования социальной коммуникации в государственном управлении.

Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:

- выявить особенности коммуникативного взаимодействия государства и общества;

- изучить взаимосвязь и взаимообусловленность политических коммуникаций и динамической устойчивости социального государства;

- определить методологию и методы выявления политических коммуникаций социального государства, а также условия возникновения коммуникативных барьеров в управлении.

Таким образом, значимость социальных коммуникаций в государственном управлении очевидна и определяется, тем, что российское общество вступило в сложную и ответственную фазу своего развития. Государственная политика в социальной сфере эволюционирует от социальной защиты к более широкой деятельности – активизации социального развития.

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ВЗАИМОДЕЙСТИЕ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

    1. Механизм социального управления

Социальные явления и процессы являются результатом отношений, которые складываются между людьми, социальными группами и их организациями. Все эти элементы находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости, чем обеспечивается жизнедеятельность и развитие социума. Взаимодействие становится возможным с помощью действующего в общественной жизнедеятельности людей социального механизма, который представляет собой взаимосвязь технологий, приемов реализации социальных целей достижения определенных результатов, удовлетворения общественного и индивидуального интереса.

Социальный механизм, как порождение общественной жизни, определяется типом и уровнем общественного развития, соотношением прогрессивных и регрессивных, эволюционных и революционных, реформационных и контрреформационных процессов, степенью социальной субъективности населения. Формирование социального механизма происходит под влиянием образа жизни народа в целом, а также геополитических и региональных особенностей страны, национально-исторических традиций, обычаев и нравов, религиозно-мифологических верований и духовной культуры и социально-экономического уклада.

Механизм социального управления рассматривался ранее как способ организации и функционирования управления, выражающийся в выдвижении обоснованных целей. А также в создании и развитии управляющей системы, призванный осуществлять в ходе управленческого процесса достижение целей, т.е. совокупность действий, связанных с функциональным и организационным обеспечением согласованного воздействия субъекта управления на социальную действительность2. На современном этапе, под социальным механизмом формирования и реализации государственного управления подразумевают не правовые, функциональные, организационные и т.п. его проявления, а “совокупность и логическую взаимосвязь социальных элементов, процессов и закономерностей, посредством которых субъект государственного управления (его компоненты) “схватывает” потребности, интересы и цели общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих решениях и действиях, и практически проводит их в жизнь, опираясь на государственную власть”3. Здесь имеются в виду такие аспекты государственного управления, которые раскрывают социальный генезис его элементов, их общественную обусловленность и целесообразность. С точки зрения социальной ценности государственного управления, его общественной потребности, необходимости совершения властных воздействий в целях полезности социального эффекта оно обладает интеграционными, организационными и регулятивными свойствами, присущими государству.

Раскрытие основного содержания коммуникативных и информационных механизмов государственного управления представлено в работах П.Н. Киричёка, В.С. Комаровского, К.В. Маркелова, Л.И. Мухамедовой, В.Д. Попова, О.Ф. Шаброва4. В исследованиях этих авторов подчеркивается, что эффективность государственного управления напрямую связана с качеством коммуникаций в системе «общество-власть».

2Тихомиров Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе.-М.,1978.-С.76.

3 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М., 1997.-С.124.

4Киричёк П.Н. Информационный процесс в системно-целевом измерении.- М.:РАГС.- 2008; Комаровский В.С. Государственная служба и СМИ. -Воронеж, Изд - во ВГУ, 2003.-С.12; Маркелов К.В. Общественный идеал как объект воздействия информационной политики // Государственная служба. - №6 – 2005 - с.105-110; Мухамедова Л.И. Социальная коммуникация в трансформирующемся обществе. М.:РАГС, 2007.-С17; Попов В.Д. Коммуникативные коды имиджа власти. -М., 2004;

Проблема коммуникативных взаимоотношений власти и общества получила свое развитие в рамках теорий массового общества 5. Кроме того, взаимоотношения в системе «управляющие - управляемые» активно обсуждаются и в ходе дискуссий о гражданском обществе. Все это говорит о довольно высоком интересе к проблеме коммуникативной составляющей диалога между властью и обществом. Специфика социологического подхода к изучению этой составляющей состоит в том, что он позволяет раскрыть различные аспекты общественной жизни и многочисленные противоречия в её развитии через призму социальных взаимодействий. Современный взгляд на структуру коммуникации наиболее полно представлен в работах отечественных исследователей Т.З.Адамьянц, М.Н. Грачёва, Л.М. Земляновой, И.А. Мальковской, В.В. Силкина, А.И. Соловьёва, Л.Н. Тимофеевой, А.В. Шевченко6.

Обобщая различные подходы, условно можно выделить две группы определений коммуникативной составляющей процесса взаимодействия между государством и социумом. Первая связана с пониманием коммуникации как целенаправленного информационного субъектно-объектного процесса. Вторая рассматривает коммуникацию как двусторонний активный процесс обмена информацией между равноправными социальными субъектами, в результате которого возникает

5Блумер Г. Общество как символическая интеракция.- М.: Изд-во МГУ, 1984. - С. 173-179;Маннхейм К. Идеология и утопия. -М., 1994.-С.65; Тард Г. Мнение и толпа. М.: Институт психологии РАН; Издательство КСП+, 1999.-С30.

6Адамьянц Т.З. Социальная коммуникация. -М.: ИС РАН, 2005.-С.67; Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. -М: Прометей, 2004.-С.78.; Землянова Л.М. Медиатизация культуры и компаративизм в современной коммуникативистике // Вестник МГУ. – Серия 10. Журналистика. – 2002. –№5.- с.83-97; Мальковская И.А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы.- М.: Эдиториал УРСС, 2004-С.67-78; Силкин В.В. Информация и коммуникация в системе государственной службы.- Саратов, 2006.С.56-70; Соловьёв А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации //Полис - 2002 - №3.- с. 5 – 18; Тимофеева Л.Н. Власть и оппозиция: взаимодействие и взаимоограничение, взаимоконтроль, коммуникации.-М., 2004.-С.78-86; Шевченко А.В. Информационная устойчивость политической системы. -М., 2005.-С.23-78.

взаимопонимание. Именно второй подход позволяет максимально полно реализовать потенциал социологии управления в исследовании интересующей нас проблематики.

Социальный механизм осуществления государственного управления аккумулирует интересы и потребности общества с целью выбора оптимальных средств и методов их реализации и может быть выражен через следующую опосредованную государством единую цепь: потребности - интересы - противоречия - цели - воля - мотивы (установки) - стимулы — решения - действия - результаты. Именно в такой последовательно взаимосвязанной и логически соединенной цепи общественных элементов происходит формирование и реализация государственного управления.

1.2. Мотивы государственного управления

Осуществление государственного управления происходит в системе взаимообратных связей “индивид - социум - государство - индивид”. Какой бы сложной ни была подобная система, она формируется и действует по модели, заданной человеком. Данная схема взаимодействия призвана служить целям обеспечения с возможно более эффективной степенью удовлетворения потребностей индивида, интересов и устремлений, главным образом в сфере совместного (коллективного) существования (труда, быта, досуга), а в более широком понимании - в разнообразных проявлениях общественной жизнедеятельности людей. В этой связи государственное управление, возникшее как неотъемлемая функция государства, развивается на протяжении всей истории государственно организованной цивилизации человечества. Практическое осуществление государственного управления определяется: историческим этапом развития данного общества, его культурной, политической, экономической и правовой зрелостью. А также господствующими в нем духовными идеалами и ценностями. Свое конкретное воплощение оно находит в динамике системных взаимосвязей человека, общества и государства. Уровень эффективности и характер государственного управления, в свою очередь, находятся в прямой зависимости от состояния общества. При этом характер взаимоотношений между людьми определяет характер осуществления государственного управления.

Мотивы государственного управления формируются, при условии наличия в распоряжении общества (или субъекта управления) необходимого набора благ либо ресурсов и средств, соответствующих социально обусловленным потребностям человека. Формирование частного мотива государственного управления происходит у человека тогда, когда управленческая деятельность государства является если не единственным, то основным условием получения социального блага. Однако, если критериями в распределительных отношениях служат статусные различия (по должности, званию, оплате труда и т.п.), принадлежность к определенной социально-профессиональной группе (ученый, инженер, бизнесмен, государственный служащий), то формируются мотивы служебного продвижения, получения звания, закрепления за рабочим местом, льгот и т.п.

Сила мотива государственного управления определяется степенью актуальности той или иной потребности для человека. Чем больше нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление его получить, тем активнее человек включается в общественные отношения, регулируемые в процессе осуществления государственного управления. К примеру: рыночная экономика через механизм конкуренции согласует мотивы “для себя” и “для других”. Государство оказывает регулирующее влияние на сферу экономических отношений, позволяющее гармонизировать их с мотивами “для всех”.

Имеется значительное разнообразие мотивов государственного управления по частностям. В целом, мотивы диктуются всеобщей потребностью людей в нормальной упорядоченности и сопряженности многогранных проявлений их общественной жизнедеятельности, а также необходимостью снятия социальных противоречий. По мнению Кириллова В.В. «изучение проблем взаимодействия социума и государства значимо прежде всего с точки зрения осмысления механизма осуществления государственной власти и управления, что важно для понимания того, как происходит функционирование структур государственного аппарата, персонифицированного его человеческой составляющей - государственной службой»7. Очевидно, что чем большее число потребностей реализует человек посредством государственного управления, тем разнообразнее получаемые им блага, а также чем меньшую цену по сравнению с другими видами деятельности ему приходится платить, тем важнее для него роль государственного управления, тем выше его политическая активность.

Следовательно, формирующая часть социального механизма государственного управления состоит из последовательно предопределяемых элементов, которые могут быть выстроены в следующем порядке: потребности -интересы - противоречия - цели - воля - мотивы (установки) - стимулы. Но поскольку все эти потребности должны удовлетворяться, противоречия, рождаемые разностью множества возникающих интересов, нивелироваться, а замыслы и постановка целей значимы в случае стремления к их воплощению, блок формирования механизма государственного управления дополняется другой его неотъемлемой частью - блоком реализации, состоящим из следующих элементов: решения - действия - результаты. С целью удовлетворения потребности, принимаются решения, которые выполняются в деятельностном процессе и приводят к определенным результатам.

7Кириллов В.В. Государственная служба Российской Федерации как социальный институт. Автореф. докт. диссерт. социол. наук. – С-Пб, 2007.-С.7.

Общественные потребности, интересы и цели, имеющие место в осуществлении государственного управления обусловливают совершение необходимых для этого действий: принятия управленческих решений и их практического исполнения. Тем самым происходит реализация социальной функции государственного управления, так как оно направлено на обеспечение решения общественно значимых проблем.

Таким образом, под социальным механизмом осуществления государственного управления можно подразумевать закономерную взаимосвязь социальных явлений, действий и событий, в результате которых происходит организующе-властное согласование общественных волеизъявлений, учет всеобщих интересов, определение целей, разработка и принятие решений, а также их реализация с помощью имеющихся у государства ресурсов (власти, аппарата, методов, средств). Он действует внутри политической системы общества, институты которой как непосредственно (через субъект государственного управления), так и опосредствованно (через объекты управления) влияют на содержание и структуру государственного управления, формы и методы его осуществления, определяют их целесообразность и эффективность. Описанные выше свойства и проявления социального механизма осуществления государственного управления имеют место практически в любом обществе, но при условии существования тех или иных особенностей.

Таким образом, с учетом комплекса условий и факторов происходит взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, выдвигающих и принимающих к исполнению социально значимые управленческие решения государственной власти. Используя данный механизм взаимодействия субъектов и объектов государственного управления, система сохраняет свою качественную определенность в создании необходимых условий для общественной жизнедеятельности.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

    1. . Политические партии как коммуникативная сеть социального управления России

В настоящее время в связи с развитием социального государства происходит переосмысление человеческого фактора, как наиболее важного в условиях экономического, политического и духовного развития общества. Сегодня парадигма социально – политических отношений, основанная на модели “власти и подчинения”, постепенно переходит к модели “партнерства”, что ставит в свою очередь, проблему открытого функционирования органов государственной власти и управления, а также доступности для диалога с населением. Узловым звеном, опосредующим социальное государство и гражданское общество, являются партии. Они принимают активное участие в функционировании механизма политической власти, а также осуществляют прямую и обратную связь между социальным государством и гражданским обществом. При этом политические партии осуществляют определенные функции, а именно, теоретическую, организовывают выявление и учет интересов различных социальных групп, разработку социально-экономических программ, конкретных законопроектов и норморегулирующих документов, осуществляют постоянный критический анализ социальных программ конкурирующих политических партий; идеологическую, налаживают широкомасштабное информирование населения о всей деятельности политической организации, обеспечивают смысловое, конструктивное проведение всех идеологических мероприятий; организационную, осуществляют гармоничное взаимодействие элементов политической партии по всем функциональным направлениям, налаживают связи по горизонтали и вертикали, решают вопросы стратегии и тактики с учетом внешних и внутренних факторов; политическую, организовывают подбор кандидатов для выдвижения в органы власти всех ступеней, а также на назначаемые должности, обеспечивают координацию всего комплекса выборной кампании и последующей деятельности депутатов8.

Сегодня партии в России на перепутье, активно идет перегруппировка политических сил. Есть немало шансов, что в конце концов возникнет демократическая система с многопартийностью, которая будет способствовать усилению политического коммуникационного взаимодействия между обществом и формирующимся социальным государством. Новый этап в развитии партий возможен только в том случае, если ими будет выработана идеология, теперь уже позитивная, и притом, государственная идеология – идеология возрождения России. Отсутствие общенациональной идеи, целостной идеологии реформ, способной консолидировать общество – одна из главных проблем российского социально – политического процесса вообще и многопартийности, в частности. Коммунистическая идеология, потерпев фиаско, заставляет многих сочувственно воспринимать призывы к деидеологизации. Мнение, будто идеология – это всегда плохо, имеет сегодня немало приверженцев. Конечно, социально – политическая идеология выполняла и выполняет функции ориентации и оправдания действий тех, кто входит в соответствующую систему. Так было в нашем обществе, так есть во всем цивилизованном мире. Между тем, в понимании идеологии в нашей стране, за последние годы произошли изменения. Преобладающим становится мнение, что в функции идеологии не входит насильственное навязывание каких-либо ценностей, стремление переделать человека9.

8Кузнецов В.Ф. Понятие и сущность политических коммуникаций социального управления. - Материалы первого научно-педагогического социального конгресса. -М.: “Союз”.-2001.-С.15.

9Кузнецов В.Ф. Партии как связующее коммуникационное звено между обществом и государством. -М.: “Союз”, 2001.-С.25.

Идеология все больше становится системой ценностей и нравственно-

социальных установок, которые более или менее адекватно отражают жизнь и потому воспринимаются большей частью самодеятельного населения. Ее цель - помогать человеку мыслить самому, осознавать мир и себя в нем, пробуждать желание к нравственному, личному поиску.

Сегодня преобладающей становится точка зрения, что Россия - составная часть мирового сообщества, и ее будущее связано с постиндустриальной цивилизацией. В этой связи следовало бы обратить внимание на доминирующую западноевропейскую идеологию, которая, если взглянуть на нее без шор, ориентирована на личность и помогает сочетанию интересов отдельного человека с интересами общества. Она прагматична, учит человека многоцветно воспринимать мир, ориентироваться в нем, направляет и придает его жизни смысл, который видится в практической деятельности по воспроизводству самой жизни. В ней, кстати, немало востребованных социал-демократических и коммунистических идей, хотя это и не афишируется сегодня. Современная западная идеология, например, все в большей мере отдает предпочтение умеренности и воздержанию.

В настоящее время важно не только искать нравственный противовес философии предпринимательства, как это делают, скажем, партии коммунистической ориентации, но постараться обнаружить здравый смысл, мораль в самой рыночной экономике. Аморален не сам рынок, а поступки людей, действующих в его рамках. Рыночной экономике присущ предельно трезвый взгляд на реального человека, что не мешает ей, однако, ставить на взаимное доверие, свободу, предполагающую, что люди добровольно подчиняются нормам морали. Действительно, в России отсутствие полноценных партий во многом не позволяет развиваться стабильной партийной системе, в которой по существу отсутствует даже сам элемент системности, предполагающий цивилизованное взаимодействие и коммуникационный контроль партий, их взаимодополнение, признание ими определенных “правил игры”. Пока же мы наблюдаем политические объединения с часто противоположными интересами. Системы здесь нет.

Среди факторов, препятствующих на данном этапе становлению партийной системы, следует выделить такие, как явно слабая дифференциация интересов отдельных социальных групп и их недостаточное осознание на политическом уровне, подчеркнутая беспартийность власти, немыслимая ни в одном демократическом обществе, фактическое отсутствие исторических традиций политической борьбы, организованной по партийному признаку.

При внешнем многообразии форм, многопартийность в России не слишком богата по содержанию. В сущности, обозначились контуры трех крупных общественно-политических блоков, которые будут в перспективе существенно влиять на общественно-политическую обстановку, судьбу реформ и их социальную направленность. Политическая борьба между ними хотя и порождает опасности и тревоги, несомненно, является прогрессивным фактором, способствующим становлению и вызреванию позитивных политических сил и тенденций. Процесс интеграции политических коммуникаций в социальном управлении приобретает все более целенаправленный характер, переходя на новый уровень – создание политических коммуникационных сетей. Комплексный коммуникативный поиск, создание, возрастание, смысловая трансформация и контроль управленческих решений занимают все большее место в деятельности государственных властных структур. Политические коммуникативные сети становятся связующими процессами в едином механизме социального управления. Политическая коммуникационная сеть – деятельность политических коммуникативных компонентов по производству и распространению социально-политической информации направленной на формирование образа действий и мыслей социального субъекта.

Одним из компонентов политической коммуникационной сети являются средства массовой информации. Их роль сейчас рассматривается в ином аспекте. До тех пор пока весь поток информации был преимущественно официальным и однонаправленным – пресса, радио, телевидение информировали читателей и зрителей о принятых решениях и событиях и тем самым воздействовали на аудиторию. В последнее время стали больше уделять внимания механизму обратной связи – реакции публики на увиденное и услышанное. Передача информации превращается тем самым в коммуникационную сеть, взаимный обмен, общение с аудиторией.

Позитивная роль политических коммуникативных сетей зависит от выбора наиболее эффективных путей взаимодействия. Как показывает российский опыт, деятельность электронных и печатных средств массовой информации, компьютерных технологий, Интернета становится конструктивной и эффективной, если в обществе происходит активное обсуждение, а не избегание социальных проблем, создание условий для свободного обмена мнениями, а не замалчивание, соблюдение норм поведения, а не пренебрежение критериями морального поведения.

Таким образом, что для полноценного функционирования политических коммуникативных сетей необходимо участие всех участников социально – политического процесса: и социального государства, и политических коммуникативных сетей, и граждан. Эффективность политических коммуникативных сетей, в конечном счете, определяет социальная аудитория, а потому политические лидеры, государственные органы не могут не ориентироваться в своей деятельности на уже существующие требования, запросы или традиции социальной системы. В этом смысле политическая коммуникативная сеть, как никакая другая политическая коммуникация представляет возможность гражданам проявить свое отношение к информации и воспринимать только те призывы, обращения и предложения, которые достойны быть принятыми общественным мнением. При такой постановке вопроса государственные органы вынуждены будут учитывать при своей работе не только указания этических норм, но и с более почтительным вниманием относится к общественным нравам и вкусам, требующим уважительного обращения. И если, в широком смысле, социальное государство в России должно беспокоить, найдут ли его призывы отклик в сердцах и умах россиян, то граждане должны быть озабочены в первую очередь тем, насколько они могут доверять политической коммуникативной сети при определении своих социальных предпочтений.

2.2. Коммуникативные взаимодействия государственного лидера и общества

Трансформация социально-экономических и политических отношений в России, формирование гражданского общества включают в качестве одного из необходимых условий публичность власти, открытость в принятии управленческих решений. Существование этих условий во многом зависит от социальных коммуникаций, которые являются связующим звеном в отношениях государственного лидера с обществом, важной составляющей механизма влияния.

Государственный лидер является важнейшей составной частью политического процесса, ключевой фигурой управления. Реализуя свою власть, государственный лидер посредством коммуникаций оказывает влияние как на положение в стране, так и на отношения с внешней средой. Для эффективного управления государственный лидер должен обеспечивать протекание коммуникативных процессов в обоих направлениях: от себя к обществу и наоборот.

Содержание и формы коммуникативного взаимодействия отражают общественные отношения в регионе, характер и методы взаимодействия регионального государственного лидера и общества, а различные коммуникативные технологии способствуют взаимопониманию и эффективному взаимодействию его участников, обеспечивают целостность этого процесса. Кроме того, эффективность деятельности государственного лидера во многом определяется характером и результатами его взаимодействия с политическими элитами, финансово-промышленными группами. Лидер интегрирует все механизмы и технологии воздействия с целью достижения максимального эффекта в деятельности управляемого им социума, является одним из коммуникационных центров региона.

Коммуникации государственного лидера и общества, представляют собой научный и практический интерес, поскольку речь идет о взаимодействии государственного лидера с внутренней и внешней средой, с различными социально-политическими группами, с населением страны, другими политическими лидерами и с иностранными партнерами или конкурентами. Благодаря таким взаимодействиям он оказывает влияние на массовое сознание в целом, играет роль стабилизатора, интегратора, коммуникатора. В результате реализации коммуникативной функции формируется также имидж государственного лидера и имидж региона.

Коммуникативная роль государственного лидера велика и на региональном уровне. К. Идиатуллина9, рассматривая проблему взаимоотношений региональных лидеров с властными структурами и обществом, делает акцент на влиянии политического лидерства на политические и социально-экономические процессы в республиках Российской Федерации.

9Идиатуллина К.С. Политический лидер и гражданское общество: проблемы и противоречия регионального развития.- Социально-гуманитарные знания, 2003.- №3.-С.5; Идиатуллина К.С. Политическое лидерство в институциональном дизайне национальных республик Российской Федерации.- Социально-гуманитарные знания, 2003.- №2.- С.4.; Идиатуллина К.С. Политическое лидерство как фактор регионального развития (на материалах национальных республик Российской Федерации).- Казань, 2003.-С.21.

Тулеев А.10 впервые обратил внимание на роль региональных лидеров в урегулировании конфликтов. Громова Т.11 выявила особенности коммуникативного взаимодействия администрации Самарской области с общественностью. Кильдеев М.12 актуализировал вопросы взаимоотношений этнополитических организаций и руководства Республики Татарстан.

Коммуникация, понимаемая как процесс взаимодействия управляющих и управляемых на основе информирования и общения, а также как средства, формы и способы этого взаимодействия, является условием выживания любой политической системы. С одной стороны, коммуникативный процесс является механизмом, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе, способом обеспечения деятельности власти управляющих, ее стратегическим ресурсом, связующим звеном власти и общества. С другой стороны, именно коммуникация делает возможным участие граждан в политической жизни, способствует согласию управляемых с управляющими. Она выступает, таким образом, средством легитимизации государственной власти, обеспечивая стабильность в обществе как в целом в стране, так и в отдельно взятом регионе.

Механизм коммуникативного взаимодействия регионального лидера на примере Президента Республики Татарстан и общества представляет собой систему, которая определяет порядок взаимодействия государственного лидера и населения региона, включает в себя совокупность элементов, среди которых наиболее важные - принципы, виды, формы, методы, средства, технологии.

10Тулеев A.M. Политический лидер и политическое лидерство в региональных конфликтах. -М., 1999.-С.9.

11Громова Т.Н. Социальная коммуникация в системе государственного управления: региональный аспект.-Автореф. дис. канд. социол. наук. -Казань, 2002.-С.4.

12Кильдеев М.В. Организационно-управленческие основы развития этнополитических партий и движений в постсоветской России (региональный аспект).- Автореф. дис. канд. социол. наук.- Казань, 2002.-С.5.

Он строится на нормативно-правовых и организационных основах и обусловлен состоянием политической системы региона и ее основных компонентов. Кроме того, на коммуникации регионального государственного лидера и общества оказывают влияние условия коммуникации, то есть факторы окружающей среды: физической (например, обстановка, время, пространственное расположение взаимодействующих партнеров) и социокультурной (например, установки, стереотипы). Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что в нормативно-правовых документах заложены основы коммуникации Президента Республики Татарстан и общества, однако формы взаимодействия четко не прописаны, нет формализованного механизма, определяющего порядок и характер взаимоотношений высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и общества, особенно в части обратной связи 13. Без обратной связи система коммуникаций является закрытой. Для того чтобы стать на путь открытости, необходимо обеспечить смену бюрократической структуры на управленческую структуру с развитой обратной связью.

Организационные основы взаимодействия Президента Республики Татарстан и общества характеризуются как неравномерно развитые, переживающие процесс трансформации. Если формы взаимодействия Президента Республики Татарстан с различными группами правящей элиты модернизируются, то организация взаимодействия Президента с массами не соответствует современным требованиям демократизирующегося общества и нуждается в изменениях.

13Кильдеев М.В. К вопросу о взаимоотношениях татарского национального движения и руководства республики.- Становление гражданского общества в Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (октябрь 2002 года, Казань). -Казань, 2004.-С.45.

Региональному политическому лидеру принадлежит определяющая роль коммуникатора в условиях трансформации общества. Оказывая то или иное воздействие на общество, он стремится не только сохранить, но расширить базу своей поддержки, помогает в некоторой степени удержать общество от раскола и конфронтации. Используя свой авторитет и свои прерогативы, Президент оказывает влияние на массовое сознание в целом, исполняет роль арбитра различных интересов и групп интересов, ищет новые формы и смысл взаимоотношений с федеральным центром, региональными группами и иностранными партнерами.

Коммуникации Президента Республики Татарстан реализуются через различные социально-политические группы посредством своих моделей взаимоотношений. Субъект-субъектное отношение строится в виде диалога равноправных субъектов. Такое взаимодействие можно рассматривать как сотрудничество. В субъект-объектном отношении передается побудительный тип политического сообщения — приказ, убеждение - общение происходит по вертикали - коммуникация Президента Республики Татарстан с руководителями местных администраций, с трудовыми коллективами и т.д. Основными средствами коммуникации, используемыми Президентом Республики Татарстан являются средства массовой информации, которые выступают в качестве инструмента пропаганды и мобилизации общественной поддержки. Их эффективность в качестве продвижения со стороны Президента Республики Татарстан нужных ему установок и моделей поведения высока. Коммуникация Президента Республики Татарстан через неформальные каналы с использованием личных связей носит конъюнктурный характер. К такой коммуникации Президент обращается чаще во время проведения предвыборных кампаний и периодов, насыщенных различными знаменательными датами. В структуре коммуникативного взаимодействия Президента Республики Татарстан и общества выделяются две группы технологий: информационные и манипулятивные. Основными информационными технологиями являются: технология «проталкивания» информации, информационное давление, комментирование, обострение путем гиперболизации и др. К манипулятивным технологиям относятся стереотипизация, визуализация, детализация, семантизация, упрощение, мифизация, символизация, технологии опросов общественного мнения и др.

Таким образом, можно отметить, что в отечественном обществознании мало разработанными остаются вопросы коммуникативного взаимодействия региональных лидеров и общества, за пределами внимания исследований остается проблема функционирования таких коммуникаций.

2.3.Коммуникативные барьеры в государственном управлении


Современный этап развития российского общества требует формирования новых критериев легитимации власти, а также более гибких форм её взаимодействий с различными социальными группами, преодоления отчуждения между властью и обществом, восстановления доверия общества к институтам государства. В последние десятилетия проблематика коммуникаций и коммуникативных барьеров является одной из наиболее привлекательных областей исследования. Трансформация социально-экономических отношений в России в целом и на региональном уровне государственного управления, в частности, включает в качестве одного из важных условий публичность и открытость социально-управленческих процессов. Осуществление этих условий во многом зависит от состояния социальных коммуникаций в регионах, которые являются связующим звеном в отношениях органов власти и общества.

Однако возникающие коммуникативные барьеры препятствуют взаимопониманию и эффективному взаимодействию участников социального управления, нарушают целостность системы управления. Региональный уровень управления в контексте осуществления эффективного коммуникативного взаимодействия между властью и обществом играет важную роль, поскольку на этом уровне происходит существенная часть трансформации принципов государственной политики в конкретные решения, затрагивающие структуры повседневной жизни различных социальных групп и локальных сообществ.

Исследование коммуникативных барьеров носит междисциплинарный характер. В предметном поле социологии управления коммуникативные барьеры рассматриваются как фактор, детерминирующий социальные взаимодействия в системах социального управления. Наличие коммуникативных барьеров в государственном управлении приводит к дисбалансу государственных интересов и интересов различных социальных групп в процессе реализации государственных решений. Актуальность исследования коммуникативных барьеров в государственном управлении заключается также в том, что знание причин возникновения барьеров позволяет предотвращать нежелательное развитие событий и, в конечном счёте, дезинтеграцию механизмов регулирования сферы государственного управления.

Рассматриваемая нами проблема определяется противоречием между необходимостью эффективного функционирования системы государственного управления регионального уровня и обретения ею легитимности в быстро меняющемся обществе, с одной стороны, и реально существующими коммуникативными барьерами, являющимися источником социальной аномии и нарастающего отчуждения между властью и обществом – с другой. Социальные коммуникации, возникающие в системе государственного управления, рассматриваются в качестве активного фактора конструирования социальной реальности. Государственное управление изначально содержит коммуникативное начало, которое проявляется через различные формы социального взаимодействия. Сутью коммуникации является взаимопонимание, а коммуникативные действия должны быть направлены на выработку оптимального сочетания трех основных ресурсов, обеспечивающих успешное социальное управление в современном обществе (власть, деньги и солидарность). Целью коммуникативного действия является достижение понимания и солидарности. Коммуникативные барьеры традиционно принято рассматривать через категории отрицания. Однако в государственном управлении коммуникативные барьеры далеко не всегда выражаются с помощью формальных категорий отрицания, поэтому необходимо более детально очертить круг признаков, указывающих на уже имеющиеся коммуникативные барьеры или на возможность их возникновения.

Анализ научных публикаций, приведенный в работе Карпенко Е.В.14, позволяет сделать вывод о том, что успешность решения социально-управленческих задач напрямую связана с эффективностью коммуникаций, направленных на обретение необходимой социальной солидарности как существенной необходимости, снижающей энтропию социальных систем, обеспечивающей их интеграцию и развитие. Исследование коммуникативных барьеров основано на выявлении, во-первых, характера помех, ведущих к возникновению коммуникативных барьеров (технических, психических, семантических, социальных, структурных), а во-вторых, имплицитности самих коммуникативных барьеров, которая не обязательно выражается в виде негативной реакции, но может проявляться в виде оценки или в определённом действии/бездействии. Изучение коммуникативных барьеров не исчерпывается указанными компонентами, а предполагает понимание определённой организации всего пространства социальной коммуникации, обеспечивающей единство коммуникации, создающей такие социальные условия, которые позволяют самим субъектам избирать уровни и формы взаимодействия (возможности саморегулирования).

Значительная роль в этой организации отводится следующим

14Карпенко Е.В. Социальные условия преодоления коммуникативных барьеров на региональном уровне государственного управления. Автореф.канд.дисс. социол.наук.-Орел, 2009.-С.24

элементам: единое (по вертикали и горизонтали) правовое поле, единое

информационное пространство, единство языка коммуникации.

С точки зрения выявления условий преодоления коммуникативных барьеров, рассматриваются структурные компоненты, оказывающие влияние на эффективность управляющего воздействия в связи с реализацией функций государственного управления. Указанные функции состоят в обеспечении эффективного воздействия на реализацию поставленных задач, а, следовательно, обладают потенциалом для преодоления коммуникативных барьеров. Особенность реализации этого потенциала в субъекте Федерации связана с тем, что на региональном уровне государственного управления последствия коммуникативных барьеров наиболее очевидны. Именно на региональном уровне принимаются решения по реализации функций государства, а возникающие здесь коммуникативные барьеры снижают эффективность государственного управления в целом.

Поскольку коммуникативные барьеры связаны с дисфункциональностью системы, то в доступной нам литературе15 определяются основные коммуникативные факторы, нарушающие функционирование системы государственного управления. Эти нарушения описываются в контексте выявления особенностей взаимодействия «системного» и жизненного миров на следующих структурных уровнях организации государственного управления: институциональном; административном; технологическом. Информация рассматривается как фактор, связывающий все три уровня. Поэтому для создания условий преодоления коммуникативных барьеров в государственном управлении необходимо понимание, какой тип информационного режима реализуется в субъекте Федерации.

15Горин Д.Г., Карпенко Е.В. Коммуникативные барьеры между системным и жизненным мирами.-Среднерусский вестник общественных наук. – 2007. - №3. – С. 16-21.

Как значимый фактор преодоления коммуникативных барьеров и снижения возможности влияния дисфункциональных факторов на систему регионального управления рассматриваются действия отправителя сообщения (выбор соответствующего возможностям получателя языка и формы речи, обеспечение помехоустойчивости сообщения и т.п.).

В последние годы во взаимодействии власти и общества наметился ряд положительных тенденций, направленных на преодоление коммуникативных барьеров. Разрабатываются и внедряются в управленческую деятельность информационные программы, включающие граждан в их реализацию. Вместе с тем, согласно данным Карпенко Е.В.16, наметившаяся позитивная динамика не позволяет решить основные проблемы коммуникативного взаимодействия. Ключевым условием, обеспечивающим системный эффект преодоления коммуникативных барьеров является разработка и нормативное закрепление показателей эффективности социальной коммуникации на региональном уровне государственного управления. Среди таких показателей определяются следующие параметры:

- степень доверия граждан существующим социальным институтам;

- развитость субъект-субъектной логики взаимодействия политических акторов;

- уровень развития культуры участия в политической жизни;

- признание диалоговой коммуникации в качестве приоритетной формы решения спорных и проблемных ситуаций;

- уровень социальной интегрированности и адаптированности граждан.

Повышение коммуникативной эффективности регионального управления возможно путем пошаговой реализации системы мер.

16Карпенко Е.В. К вопросу о коммуникативных барьерах в государственном управлении.-Проблемы управления и управляемости социальных процессов: методология, методы и процедуры социологического исследования: материалы Второй Всероссийской научной конференции «Социальное управление, коммуникация и социально-проектные технологии» и VII Дридзевских чтений «Методология, методы и процедуры социально-научного и социологического исследования проблем регуляции и управления социальными процессами». – М.: ИС РАН, 2008. – С.388-391.

Среди таких мер наиболее важным является создание системы по предоставлению населению высокотехнологичных информационных услуг, обеспечение равенства в возможностях формирования, развития и эффективного использования информационных ресурсов.

Поскольку существенную роль в развитии коммуникативных процессов играет публичная сфера региона, являющаяся пространством осуществления публичных коммуникаций, то внедрение высокотехнологичных информационных услуг должно сопровождаться мерами, направленными на развитие публичной сферы. Такому развитию может способствовать внедрение механизма общественного контроля доступности к источникам информации и внешнего мониторинга оценки населением деятельности органов государственной власти и управления. Достижению цели преодоления коммуникативных барьеров в системе регионального управления будет способствовать также модификация существующей системы осуществления социальной деятельности с использованием технологии социального заказа или регионального гранта.

В целом анализ социальных условий проектирования эффективного взаимодействия власти и общества на региональном уровне позволяет сделать вывод о том, что преодоление или снижение коммуникативных барьеров и поэтапное разблокирование социальных коммуникаций возможно и необходимо для снижения социальной напряжённости и повышения системной устойчивости государственного управления на региональном уровне. Одним из социальных условий преодоления коммуникативных барьеров является разработка и нормативное закрепление показателей эффективности социальной коммуникации на региональном уровне государственного управления. Указанная эффективность определяется в диссертационном исследовании как модель «вход» - «выход», у которой на «входе» - требования, поддержка и доверие общества, имеющиеся ресурсы, на «выходе» - реальные изменения как следствие осуществлённых решений.

ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

3.1. Теоретико-методологические основы политических коммуникаций социального государства

Социальное государство, может быть рассмотрено как система учреждений, деятельность которых направлена на представительство и защиту интересов, прежде всего, тех, кто не способен самостоятельно обеспечивать свое существование, а также на создание каждому гражданину достойных условий существования, равных возможностей для самореализации, благоприятной среды обитания, что формирует новый тип социальных связей, основанный на принципах социальной справедливости, солидарности, гражданского согласия. Социальное развитие включает в себя три главных аспекта: структурную дифференциацию, способности социального государства и тенденции к равенству.

Структурная дифференциация – относительно высокая степень расслоения между социальными структурами по функциональному признаку. То есть в государстве имеются социальные структуры на федеральном, региональном и местном уровнях – каждая должна выполнять главным образом какую-то функцию. В результате происходит нечто вроде разделения труда: количество структур возрастает и происходит их дифференциация. Но каждая структура не обособлена, она интегрирована во внутренне согласованную совокупность. Это равновесие между согласованностью и автономностью устраняет опасность того, что какая-то структура будет изыскивать ресурсы только для социального обеспечения самое себя. Для того, чтобы социальное государство было действенным, ему требуется сильная структура интеграции. Она должна состоять из современной администрации, интегрированных политических коммуникаций и т.д., чтобы реагировать на новые требования, обращенные к ней извне или изнутри, так, чтобы удовлетворять новые экономические и социальные потребности. Социальное развитие предполагает возрастание способностей социального государства: к инновации, к мобилизации, к выживанию. Способность к инновации – это способность приспосабливаться к новым проблемам, гибко реагировать на новые импульсы и непредвиденные ситуации. Способность к мобилизации – это способность мобилизовать ресурсы для решения социальных задач. Способность к выживанию определяется тем, что социальное государство стремится к распространению преобразований через центры социализации: школы, институты, церковь, политические партии, вовлекая в общественную жизнь, тех кто хочет быть с ней связан, или тех, кто не будучи ею охвачен, может поставить под угрозу социальную стабильность.

Третий параметр социального развития обусловлен тенденцией к равноправию. Она, в свою очередь, имеет три черты. Во-первых, происходит вовлечение в социальную политику субъектов, которые становятся равноправными проводниками, включенными в социальную деятельность. Во-вторых, принятые социальные законы становятся общими для всех без всяких различий и привилегий. И, наконец, третья черта– рекрутирование на государственную службу не по принципу какого-то одного общественного класса или касты, а по заслугам: то есть учитывая, прежде всего, компетентность, способности, образование.

Формирование социального государства в России по Кузнецову В.Ф.17 невозможно без создания современной интегрированной политической коммуникационной системы, которая базировалась бы на сочетании высоких информационно – технических средств и интегрированных политических коммуникаций.

17Кузнецов В.Ф. Социальное государство в России: общее и особенное. Социальное государство как объект теоретических и эмпирических исследований. -М.:”Союз”,2001.-С.45.

Наша недавняя история свидетельствует, что отсутствие эффективных и взаимосвязанных политических коммуникационных связей, может привести в будущем к высокой социальной напряженности, конфликтности.

Интегрированные политические коммуникации при формировании социального государства выполняют определенные функции (таблица1).

Таблица 1

Функции политической коммуникации и их характеристика18

Функции

Характеристика

1

идентификации

раскрывает постоянные потребности граждан в понимании своей принадлежности к государству и определении приемлемых для них способов участия в выражении и отстаивании государственных интересов

2

ориентации

характеризует стремление людей к смысловому отображению социальных явлений, пониманию собственных возможностей при реализации личных устремлений в системе социального государства

3

предписания

выражает приоритетность определенных норм и представлений, задающих и обуславливающих направленность и границы конструирования поведения индивидов

4

социализации

характеризующей приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в социальной сфере свои интересы и потребности

5

интеграции

обеспечивающей различным социальным группам сосуществовать в определенной системе социального государства

6

адаптации

выражающей потребность граждан в приспособлении к изменяющейся социальной среде, условиям социальной сферы

18Кузнецов В.Ф. «Интегрированные политические коммуникации в процессе формирования социального государства в современной России».- Автореф. докт. диссерт. полит. наук. – Москва, 2002.-С.30.

Интегрированные политические коммуникации социального государства представляет собой иерархическую пирамиду с вертикальными и горизонтальными связями. Количество взаимосвязей находится в прогрессивной зависимости от количества связанных между собой элементов. Большое количество взаимосвязей усиливает искажение проходящей информации. Исходя из этого, полезно проводить сокращение взаимосвязей по вертикали и усиление их по горизонтали.

Взаимодействие социального государства с внешней средой с помощью интегрированных политических коммуникаций включает в себя связи между органами власти и общественностью. Важнейшими связующими компонентами являются политические партии, политические коммуникативные сети и интегрированные политические технологии.

Таким образом, в рамках взаимоотношений социального государства и общественной системы могут возникать разногласия, противоречия, то есть различные суждения по одним и тем же вопросам. Они должны преодолеваться путем эффективной деятельности интегрированных политических коммуникаций, которые постоянно во времени и пространстве должны осуществлять обмен социально-политической информацией, анализ возникших ситуаций, доведение до общественности политических решений. Самое главное в деятельности интегрированных политических коммуникаций -предупреждать развитие социальных конфликтов и стремится к достижению компромиссов.

3.2.Теоретико-методологические основы исследования коммуникативных барьеров в управлении

Составной частью социологического исследования коммуникативных барьеров является коммуникативная компетенция участников взаимодействия, которая предполагает, что носитель языка должен учитывать не только смысл единиц, образующих текст, но и характер отношений между коммуникантами, цели общения и другие факторы. Игнорирование указанных факторов неизбежно создаёт социальные условия для возникновения коммуникативных барьеров, в результате чего не только формируется недоверие к институтам государственного управления, но и создаются угрозы разрушения легальной социальной солидарности и демократических основ регуляции (и саморегуляции) общественных отношений. На основе проведённых Карпенко Е.В.19 социологических опросов и контент-анализа публикаций средств массовой информации описываются проявления коммуникативных барьеров на региональном уровне государственного управления. Акцентируется внимание на системе взаимодействия органов государственной власти и управления субъекта федерации с различными социальными субъектами, описываются разнообразные формы и методы государственного управления как коммуникативной системы. Сущностные характеристики данной системы носят относительно стабильный характер, который может проявляться в определенных ситуациях, требующих активизации различных направлений коммуникации.

Одной из таких ситуаций, позволяющих выявить сущностные характеристики описываемой коммуникативной системы, является ситуация взаимодействия органов власти и управления с различными социальными субъектами по вопросам социальных последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Сама эта ситуация заставляет пострадавших от последствий аварии граждан в более жесткой форме проявлять коммуникативную активность (которая в иных ситуациях остаётся непроявленной) и тем самым активизировать всю систему существующих в субъекте федерации коммуникативных отношений между отдельными социальными субъектами (гражданами, социальными группами,

19Карпенко Е.В. Функциональные и дисфункциональные особенности коммуникативных процессов в государственном управлении субъектом федерации.- Альманах «Социология государственного и муниципального управления» – Орёл, 2008. –С. 101-102.

общественными организациями) и органами государственной власти и

управления. Такая нестандартная ситуация позволяет более наглядно выявить относительно стабильные характеристики рассматриваемой коммуникативной системы, в том числе и существующие в ней помехи.

Результаты контент-анализа позволили выявить основные формы стереотипизации обсуждаемых вопросов в региональной печати, а соответственно, и связанные с этими стереотипами коммуникативные сбои между «системным» и жизненным мирами. Такие сбои проявляются, например, в утрате отдельными социальными субъектами экзистенциального пространства как пространства жизни (выстраивание символической цепочки «жизнь-болезнь-смерть», выявляется в 34,3% исследуемых текстов); в коммуникативных разрывах между основными субъектами (в 22% текстов отношения между властью и пострадавшими осмысливается в метафорике военных действий); в бесперспективности коммуникативных процессов (в 19,5% текстов подчеркивается тупиковость ситуации); в структурных перекосах системы коммуникаций (в 20% текстов «центр» определяется как «источник всех несчастий»), в разрывах между «системным» и жизненным мирами (в 6 % текстов встречается устойчивое противопоставление власти и природы, которая семантически отождествляется с жизненным миром).

Согласно исследованиям Карпенко Е.В.20 выявленные особенности обсуждения чернобыльской проблематики, хотя и определяют специфику ситуации пролонгированной катастрофы, всё же вполне отражают характерные для современного общества тенденции «колонизации» жизненного мира «системным».

Эти тенденции проявляются, во-первых, в отношении к обществу как объекту, а не субъекту системы социального управления; во-вторых, в

20Карпенко Е.В. Дискурсивно-коммуникативные аспекты в практике социальной защиты «чернобыльцев».-Качество государственного и муниципального управления как фактор конкурентоспособности российских регионов: материалы всероссийской научно-практической конференции – Саратов, 2007. – С. 187 -190.

централизации самой этой системы и оторванности ее от процессов самоорганизации отдельных социальных групп; в-третьих, в иррационализации коммуникаций между социальными группами и властью; в-четвертых, в рассогласованности тех смысловых конструкций, которыми пользуются субъекты коммуникаций. В результате, существующие проблемы оказываются нерешёнными либо решаются, без предварительного обсуждения, на основе прямого давления «системного» мира, которое не легитимируется достигнутыми соглашениями.

Проявления коммуникативных барьеров и наличие пяти самостоятельных факторов, определяющих устойчивость существующих в региональной практике государственного управления коммуникативных разрывов. Соответственно, выявляются и описываются пять типов коммуникативных барьеров на региональном уровне государственного управления и определяются причины возникновения коммуникативных барьеров для каждого из пяти типов (таблица 2).

Таблица 2

Коммуникативные барьеры и причины их возникновения21

Тип коммуника-

тивного барьера

Причины возникновения

коммуникативного барьера

1

2

3

1

субъективные коммуникативные

различия в восприятии участниками себя и друг друга, социальная апатия и безынициативность, патерналистские стереотипы, низкая адаптация социальных субъектов к изменившимся условиям

2

социально-стратификационные

стратификационные различия дискурсов (например, особенности официального языка), социально-статусные и ролевые различия коммуникантов

1

2

3

3

социокультурные

культурные особенности и стереотипы участников коммуникации, неоднозначность оценки одного и того же явления или различия в интерпретации сообщения; нарушение функции информативности текста в ходе социальной коммуникации; навязывание адресату такого типа взаимодействия, который исключает взаимопонимание

4

социально институциональные

использование органами государственной власти и управления дозированной информации; изменения в структуре органов управления, осуществляющих непосредственный контакт с населением; недостаточные усилия органов государственной власти и управления по обеспечению населения достоверной и качественной информацией; разрывы между формальными и неформальными правилами организации и осуществления государственного управления; существующие механизмы принуждения к исполнению официально принятых решений; различия в доступе к социально значимой информации

5

инфраструктурно-технологические

территориальной отдалённости субъектов коммуникации от административного центра; отсутствием или ненадлежащим состоянием необходимых каналов коммуникаций; отсутствием возможности выбора каналов получения информации

21Карпенко Е.В. Типология коммуникативных барьеров в государственном управлении.- Среднерусский вестник общественных наук. – 2008. - № 2. – С. 14-17

Таким образом, эффективность усилий по снижению коммуникативных барьеров на региональном уровне определяется степенью совпадения интересов общества и власти. Необходимым условием эффективного социального управления является оптимизация системы коммуникативного взаимодействия власти с обществом, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Расширение коммуникативных связей между властью и обществом и преодоление коммуникативных барьеров обеспечит гармонизацию интересов общества и государства.

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коммуникация является одной из центральных составляющих современного общества. Сегодня без знания коммуникационных закономерностей невозможно эффективно осуществлять социальное управление. Применение коммуникативных моделей помогает созданию действенных механизмов взаимодействия в информационном пространстве.

По своей сути механизм социального управления представляет собой сложную систему институциональных и неинституциональных субъектов и объектов социальной жизни, взаимодействие которых позволяет перевести социальные интересы и потребности граждан в политические решения социального государства.

В силу того, что объекты социальной сферы по-разному воспринимают политические решения, интерпретируют их содержание на основе определенных правил, привычек, способов восприятия, наконец, даже в зависимости от своих конкретных психологических состояний, в процессе обмена информацией принципиальное значение имеет способность граждан осмысленно воспринимать решения. Данный процесс субъективизированного восприятия, истолкования и усвоения информации относится к сущностной характеристике интегрированных политических коммуникацией. Иными словами, политическая коммуникация информационных связей показывает, что обмен сообщениями внутри и вовне социального государства – это не безликий технический процесс, который может игнорировать особенности человека как реального участника системы социально-политических отношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Авторефераты

1.1. Карпенко Е.В. Социальные условия преодоления коммуникативных барьеров на региональном уровне государственного управления. Автореф.канд.дисс. социол.наук.-Орел, 2009.-24с.

1.2. Кириллов В.В. Государственная служба Российской Федерации как социальный институт. Автореф. докт. диссерт. социол. наук. – С-Пб, 2007.-30с.

1.3. Кузнецов В.Ф. «Интегрированные политические коммуникации в процессе формирования социального государства в современной России».- Автореф. докт. диссерт. полит. наук. – Москва, 2002.-33с.

2.Специальная литература

2.1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М., 1997.-124с.

2.2. Адамьянц Т.З. Социальная коммуникация. -М.: ИС РАН, 2005.-70с.

2.3. Блумер Г. Общество как символическая интеракция.- М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200с.

2.4. Горин Д.Г., Карпенко Е.В. Коммуникативные барьеры между системным и жизненным мирами.-Среднерусский вестник общественных наук. – 2007. - №3. – 30с.

2.5.Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. -М: Прометей, 2004.-78с.

2.6. Землянова Л.М. Медиатизация культуры и компаративизм в современной коммуникативистике // Вестник МГУ. – Серия 10. Журналистика. – 2002. –№5.- 97с.

2.7.Идиатуллина К.С. Политический лидер и гражданское общество: проблемы и противоречия регионального развития.- Социально-гуманитарные знания, 2003.- №3.-56.

2.8.Идиатуллина К.С. Политическое лидерство в институциональном дизайне национальных республик Российской Федерации.- Социально-гуманитарные знания, 2003.- №2.- 40с.

2.9.Идиатуллина К.С. Политическое лидерство как фактор регионального развития (на материалах национальных республик Российской Федерации).- Казань, 2003.-61с.

2.10.Карпенко Е.В. Дискурсивно-коммуникативные аспекты в практике социальной защиты «чернобыльцев».-Качество государственного и муниципального управления как фактор конкурентоспособности российских регионов: материалы всероссийской научно-практической конференции – Саратов, 2007. – 190с.

2.11.Карпенко Е.В. Типология коммуникативных барьеров в государственном управлении.- Среднерусский вестник общественных наук. – 2008. - № 2. – 117с.

2.12. Карпенко Е.В. К вопросу о коммуникативных барьерах в государственном управлении.-Проблемы управления и управляемости социальных процессов: методология, методы и процедуры социологического исследования: материалы Второй Всероссийской научной конференции «Социальное управление, коммуникация и социально-проектные технологии» и VII Дридзевских чтений «Методология, методы и процедуры социально-научного и социологического исследования проблем регуляции и управления социальными процессами». – М.: ИС РАН, 2008. – 391с.

2.13. Карпенко Е.В. Функциональные и дисфункциональные особенности коммуникативных процессов в государственном управлении субъектом федерации.- Альманах «Социология государственного и муниципального управления» – Орёл, 2008. – 102с.

2.14.Кильдеев М.В. К вопросу о взаимоотношениях татарского национального движения и руководства республики.- Становление гражданского общества в Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (октябрь 2002 года, Казань). -Казань, 2004.-45с.

2.15. Киричёк П.Н. Информационный процесс в системно-целевом измерении.- М.:РАГС.- 2008. -27с.

2.15. Комаровский В.С. Государственная служба и СМИ. -Воронеж, Изд - во ВГУ, 2003.-112с.

2.16. Кузнецов В.Ф. Понятие и сущность политических коммуникаций социального управления. - Материалы первого научно-педагогического социального конгресса. -М.: “Союз”.-2001.-124с.

2.17.Кузнецов В.Ф. Социальное государство в России: общее и особенное. Социальное государство как объект теоретических и эмпирических исследований. -М.:”Союз”,2001.-45с.

2.19. Маркелов К.В. Общественный идеал как объект воздействия информационной политики // Государственная служба. – 2005,№6 -120 с.

2.20. Маннхейм К. Идеология и утопия. -М., 1994.-65с.

2.21. Мальковская И.А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы.- М.: Эдиториал УРСС, 2004-78с.

2.22. Мухамедова Л.И. Социальная коммуникация в трансформирующемся обществе. М.:РАГС, 2007.-17с.

2.23.Попов В.Д. Коммуникативные коды имиджа власти. -М., 2004.-45с.

2.24.Силкин В.В. Информация и коммуникация в системе государственной службы.- Саратов, 2006.-70с.

2.25.Соловьёв А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации //Полис - 2002 - №3.- 18 с.

2.26. Тимофеева Л.Н. Власть и оппозиция: взаимодействие и взаимоограничение, взаимоконтроль, коммуникации.-М., 2004.- 86с.

2.28. Тихомиров Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе.-М.,1978.- 76с.

2.29. Тулеев A.M. Политический лидер и политическое лидерство в региональных конфликтах. -М., 1999.-94с.

2.31 Шевченко А.В. Информационная устойчивость политической системы. -М., 2005.- 78с.

41

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Департамент образования города Москвы (3)

    Реферат
    Каждый человек и все предприятия должны выполнять перед государством свои обязательства по уплате налогов. При этом они могут использовать все имеющиеся возможности для снижения суммы налогов, которые разрешены законодательством.
  2. Департамент образования города москвы (9)

    Документ
    Средняя общеобразовательная школа № 617 имени генерала Д.Ф. Алексеева реализовывала программу «Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса».
  3. Департамент образования города Москвы (13)

    Документ
    1.Костриков Константин Николаевич (Советник ректора по вопросам культуры, декан факультета искусств и социокультурной деятельности, заведующий кафедрой искусств и художественного творчества, доктор философских наук, профессор, руководитель проекта).
  4. Департамент образования города Москвы (4)

    Документ
    по мероприятию «Проведение цикла занятий по математике для учащихся средних школ г. Москвы направленных на повышение качества подготовки с учетом требований образовательных стандартов».
  5. Департамент образования города Москвы (5)

    Документ
    Курс научно-популярных лекций "Квантовая механика. Гармония, на которой держится мир" разрабатывался для повышения заинтересованности наиболее способных выпускников школ г.
  6. Департамент образования города Москвы (6)

    Программа
    Программа повышения квалификации «Моделирование технологических процессов наноэлектроники» имеет своей целью формирование знаний в области математического моделирования технологических процессов наноэлектроники, позволяющих глубже

Другие похожие документы..