Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Подстанция трансформаторная комплектная КТПТО- 80 мощностью 80кВА наружной установки предназначены для электропрогрева и других способов электротермо...полностью>>
'Документ'
Сегодня мы подводим первые итоги социально-экономического развития муниципального образования «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области ...полностью>>
'Документ'
New York International Auto Show 2011 – самая крупная автомобильная выставка в Северной Америке. Более 1 экспонентов представят на 814 квадратных фута...полностью>>
'Литература'
Зигфрид Войтинас (род. 1930) -учитель вальдорфской школы, затем режиссер, автивный участник студенческого движения 1968 г., сооснователь молодежного ...полностью>>

Рабочая программа по русскому языку 6 класс

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 КЛАСС

Пояснительная записка

Основу рабочей программы составляют следующие документы:

• Государственный стандарт общего образования;

• Примерная программа основного общего образования по русскому языку;

• Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов / М. Т. Баранов, А. Ладыженская, Н.М.Шанский // Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 классы / Составитель Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2002. - С.10-62.

Количество учебных часов

В год - 204, из них на развитие речи - 34. В неделю - 6.

Литература для учителя

1. Бакулина Г. А. Конспекты уроков для учителей русского языка: 6 класс / Г. А. Бакулина. -.: Владос, 2004.

2. Безымянная О. М. Диктанты с комплексным анализом текста / О. М. Безымянная, I А. Лукьянов. - М.: Айрис, 2003.

3. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2006.

4. Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 6 классе / Т. А. Ладыженская, . Г. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Ю. Комиссарова. - М.: Просвещение, 2006.

5. Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии: 6 класс/Л. Г. Ларионова. -.: Просвещение, 2006.

6. Львова С. И. Практикум по русскому языку: 6 класс/С. И. Львова. - М.: Просвещение, 2006.

7. Михайлова, С. Ю. Дидактический материал по русскому языку для 5-7 классов сред­ей школы / С. Ю. Михайлова, О. Ю. Шарапова. - СПб: Специальная литература, 1998.

8. Трошин В. В. Слова и числа: Занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях. - Волгоград: Учитель, 2006.

9. Хазанова А. С. Русский язык: Практическое руководство / А. С. Хазанова, Л. В. Цвайг. М.: ВАКО, 2002.

Для учащихся

1. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык. 6 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.

2. Баранов М. Т. Русский язык. Учебник. 6 класс / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, . М. Шанский. - М.: Просвещение, 2005.

3. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс: Пособие для учащих. Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.

4. Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс / Сост. Т. М. Купалова. -.: Просвещение, 1997.

5. Книгина М. П. Русский язык: 6 класс: Тесты: в 2 ч. / М. П. Книгина. - Саратов: Лицей, 2006.

6. Книгина М. П. Русский язык. 6 класс: Тетради на печатной основе / М. П. Книгина. Саратов: Лицей, 2006.

7. Малюшкин А. Б. Тематические зачеты по русскому языку: 6 класс/А. Б. Малюшкин,Л.Ю. Рогачева. - М.: Сфера, 2006.

8. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 6 класс / А. Б. Малюшкин. - М.: Сфера, 2006.

9. Поникарова Л. А. Русский язык: Морфология в таблицах и заданиях/ Л. А. Поникарова. - М.: Просвещение, 2006.

10.Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс/ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2005.

8. Шклярова Т. В. Найди ошибку! Сборник самостоятельных работ/Т. В. Шклярова. -М.: Грамотей, 2006.

Формы контроля: диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объ­яснительный, предупредительный, терминологический);

- комплексный анализ текста;

- осложненное списывание; тест;

- составление сложного и простого плана к тексту;

- изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);

- составление диалога на заданную тему;

- составление текста определенного стиля и типа речи;

- сочинение (описание пейзажа, помещения);

- составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;

- редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуаци­онных и речевых ошибок);

- работа с деформированным текстом.

Контрольно-измерительные материалы

1 полугодие

Формы контроля

Диктанты, тесты

Дата

Изложение

Дата

Сочинение

Дата

Входной контрольный диктант

Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появля­ется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.

Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям желтой пшеницы, верхушкам далекого леса.

На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В него впадает извилистая речонка. Мы направля­емся к ней.

На берегу растут густые заросли малины. Забираешься в нее и с на­слаждением наедаешься пахучих ягод.

Другой берег реки покрыт камышом. Легкий ветерок слегка колы­шет его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устрои­лась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли.

Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его за­ливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга.

17.09

Подробное изложение

СОБИРАТЕЛЬ РУССКИХ СЛОВ

Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым чело­веком. Он получил образование морского офицера, затем — врача, был известен и как автор множества сказок, рассказов, очерков. Его литера­турный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Но делом всей его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию.

Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и пони­мал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

Работу по собиранию и записи слов он начал еще юношей и продол­жал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает до­чери внести в словарь четыре новых слова, которые услышал от при­слуги.

Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорус­ского языка». В него Даль включил более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения зна­чений слов.

Более сорока лет без помощников, в одиночку* собирал, составлял Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюбленного в рус­ский язык.

24.09

Сочинение-повествование с использованием фразеологизмов.

02.10

Контрольная работа по теме «Лексикология»

I. Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слов:

I вариант II вариант

аккорд гаммы

П. Выпишите из словаря по одному слову:

I вариант II вариант

заимствованное диалектное

устаревшее профессиональное

III. Определите слово по его лексическому значению. Цвет фиалки и сирени — (лиловый)

Заранее намеченный путь следования — (маршрут)

Мысленно представить себе что-нибудь — (вообразить)

Очень большой — (огромный, гигантский)

Желтый с красноватым оттенком — (оранжевый)

Знаки для обозначения звуков — (буквы)

Слова, употребляемые жителями одной местности,— (диа­лектные)

Часть слова без окончания — (основа слова)

IV. Замените фразеологизмы синонимами.

I вариант II вариант

задрать нос, спустя рукава водить за нос, засучив рукава

С одним из них придумайте предложение, запишите его.

V. Перепишите, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами.

Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брал­ся неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шел домой. Надо было усердно приниматься за работу.

VI. Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

I вариант

Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте. (К. Паустовский.)

II вариант

В саду горит костер рябины красной. (С. Е сен и н.) Ходят волны по реке, желтые, свинцовые.

VII. Выпишите синонимы из предложений.

I вариант II вариант

Когда мальчик слушал его пение, Кругом, покорив всё своей

полное беспредельной тоски, темнотой, наполнив покоем

чувство бесконечной жалости и тишиной, царила ночь, охватывало его маленькое сердце.

VIII. Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом — в переносном.

I вариант II вариант

язык хрустальный

05.10

Подробное изложение

Актовый зал Лицея

Большой зал Лицея- это действительно большой и парадный зал> Он двусветный, с четырьмя колоннами и с четырьмя арками'. Стены его расписаны под розовый мрамор, переходящий в лиловый. Между окнами- над зеркалами, в арочных проемах, на торцовой стене, потолке и двух изразцовых печах- росписи: венки, воинские доспехи, одноглавые орлы- символы победы, две аллегорические фигуры, олицетворяющие гениев наук, античная сцена- Афина обучает юношей! Дубовый паркет выложен крупными шашками. Зал выглядит необыкновенно светлым. Окна, расположенные друг против друга, и зеркала в простенках зрительно увеличивают его пространство. Оконные переплеты и двери, как и везде в Лицее (снаружи и изнутри здания), окрашены желтой масляной краской под дуб.

И.И. Пущин называл в своих воспоминаниях этот зал рекреационным, (предназначенным для использования во время рекреации- перерыва между уроками). В обиходе чаще всего его называли просто лицейским. В архивных документах кроме Большого он именуется еще и гимнастическим, так как служил для отдыха, игр, фехтования и танцев. В то же время это было единственное парадное помещение, где происходили все торжественные акты.

Обычно с Большом зале было пусто, но в торжественных случаях сюда вносили стол, покрывали его красной скатертью, ставили лучшую мебель».

07.10

Сочинение-описание помещения

14.10

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ по теме «Словообразование»

Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.

Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливы очертания. В низинах еще расстилался туман.

Узкая дорожка привела нас к речке. Легкий ветерок шевелил листь­ями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрест­ность и преобразили все вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.

К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.

29.10

Выборочное изложение. А. Пушкин «станционный смотритель».

«Я занялся рассмотрением картинок, украшавших «смиренную, но опрятную обитель» Самсона Вырина. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека; он сидит за

сто­лом, окруженный ложными друзьями и женщинами. Далее промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шля­пе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец пред­ставлено возвращение его к отцу: добрый старик в том же колпаке и шлафроке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленях... Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Все это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кро­вать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах...

Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня... в те самые места... Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все вокруг показывало ветхость и небрежение»

13.11

Сочинение по картине Т.Н. Яблоневской «Утро».

26.10

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ по теме «Имя существительное»

РУССКАЯ ЗИМА

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блес­тят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. От­дыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом про­летит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (По И. С о ко л о в у-М и к и то в у.)

07.12

Сжатое изложение с элементами сочинения. Н. Гоголь «Ночь перед рождеством».

Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа . Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

18.11

Сочинение- описание пейзажа в художественном стиле

02.12.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

НЕОБЫЧНЫЙ СТРЕЛОК

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но вет­реный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белы­ми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сос­ны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с мо­ря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг ды­шало тишиной и спокойствием.

Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричне­вые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена. Я долго рассматривал это интересное растение. (По Г. У г а р о в у.)

30.12

Сочинение-

рассуждение на нрав­ственно-этические те­мы на основе прочи­танного в художест­венном стиле (по рас­сказу В. Распутина «Уроки французско­го»). «Уроки француз­ского» - уроки доброты»

09.12

Сочинение – рассуждение в научном стиле «правописание имён прилагательных с НЕ!»

21.12.

Изменения, внесенные в авторскую программу в соответствии с Примерной программой по русскому языку

Раздел

Дидактические единицы

Лексикология и фразеология

Основные причины заимствования слов. Основные источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообраз­ности и уместности использования иноязычной лексики. Основные причи­ны появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов. Словари неологизмов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использова­ния стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.

Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разго­ворной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Фразеология как раздел лексикологии.

Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки. Афо­ризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речи. Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Учет лексической со­четаемости слов в речи. Учет стилистических характеристик слов при употреблении их в речи.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в пере­носном значении, диалектизмов и т.д. как средств выразительности в ху­дожественных и публицистических текстах.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и вырази­тельного словоупотребления

Словообразование

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии.

Словообразовательные словари русского языка.

Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Ис­пользование индивидуально-авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов вырази­тельности.

Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию

в практике правописания

Имя прилагательное

Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи. Пра­вильное употребление имен прилагательных в речи

Местоимение

Вопрос о местоимении в системе частей речи. Использование местоиме­ния как средства связи предложений в тексте. Правильное употребление местоимений в речи

Глагол

Правильное употребление глаголов в речи

Имя числительное

Вопрос о числительных в системе частей речи

Цели обучения:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах че­ловеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нор­мах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере обще­ния; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен: знать/понимать:

- определения изученных в 6 классе основных языковых единиц, речеведческих понятий;

- орфографические, пунктуационные правила; уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

- воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;

- определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;

- вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план; ЧТЕНИЕ:

- осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического со­держания;

- дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;

- разбивать текст на составные части и составлять сложный план;

- самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;

- прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности заготовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);

- выразительно читать художественные и научно-учебные тексты; ГОВОРЕНИЕ:

- пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;

- подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные тексты;

- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

- строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;

- соблюдать последовательность и связность изложения;

ПИСЬМО:

- подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;

- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

- строить письменные высказывания на заданную тему;

- соблюдать последовательность и связность изложения;

- собирать материал к сочинению и систематизировать его;

- составлять сложный план и на его основе создавать текст;

- использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;

- употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразитель­ности текста и связи предложений;

- исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по русскому языку 9 класс (1)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу для
  2. Рабочая программа по русскому языку 9 класс (2)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл.
  3. Рабочая программа по русскому языку 5 класс

    Рабочая программа
    Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
  4. Рабочая программа по русскому языку 11 класс По учебно-методическому комплексу под редакцией

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных
  5. Рабочая программа по русскому языку 9 класс По учебно-методическому комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан­дарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.

Другие похожие документы..