Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Учебной дисциплины физическая культура для специальностей: 060101 Лечебное дело; 060201 Стоматология; 060103 Педиатрия; 060301 Фармация; 060601 Медицинская биохимия
Перечень требований и тестов по каждому разделу, их оценка в очках, разрабатываются кафедрой физического воспитания с учетом профиля выпускаемых специалистов. Тесты для овладения жизненно необходимыми умениями и навыками являются обязательными, как в основном, так и в специальном учебном отделениях (таблица 6). В каждом семестре рекомендуется планировать выполнение студентами не более 2 – 3 зачетных тестов по данному разделу подготовки.
Таблица 6.
Зачетные требования по оценке сформированности
практических умений и навыков студентов специального учебного отделения
Курс | Семестр | Зачетные требования |
| | Составить и провести комплекс гигиенической гимнастики (физкультминутки, физкультурной паузы и др.) с группой студентов. |
| Представить заполненный дневник самоконтроля (здоровья) с динамикой функциональных показателей и физической подготовленности за первый курс. | |
II | | Подготовить комплекс физических упражнений с учетом индивидуальных отклонений в состоянии здоровья. |
| Представить заполненный дневник самоконтроля (здоровья) с динамикой функциональных показателей и физической подготовленности за второй курс. | |
III | | Составить комплекс упражнений для профилактики миопии. |
| Представить заполненный дневник самоконтроля (здоровья) с динамикой функциональных показателей и физической подготовленности за третий курс. | |
IV | | Составить комплекс физических упражнений для профилактики остеохондроза (шейный, грудной, поясничный отделы позвоночника). |
| Представить заполненный дневник самоконтроля (здоровья) с динамикой функциональных показателей и физической подготовленности за четыре года обучения. | |
V | | Составить комплекс упражнений профессионально-прикладной физической подготовки врача (лечебника, хирурга или стоматолога, гигиениста). |
| Представить заполненный дневник самоконтроля (здоровья) с динамикой функциональных показателей и физической подготовленности за пять лет обучения. |
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Примерный протокол согласования рабочей программы
по физической культуре другими дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | Вопросы согласования | Дата согласования и № протокола |
1 | Нормальная физиология | Физиологические закономерности спортивной тренировки. Основные физиологические константы спортсменов различных специальностей. Энергозатраты организма при занятиях спортом. | |
2 | Фармакология | Фармакология: история развития, роль, классификация, последствия применения допингов и стимуляторов в спорте и массовой физической культуре. | |
3 | Физическая реабилитация и спортивная медицина | Физическая реабилитация и спортивная медицина: профилактика спортивных травм и повреждений. Методы контроля и самоконтроля за состоянием организма при занятиях физическими упражнениями. | |
4 | Гигиена | Гигиенические нормы и требования к инвентарю и помещениям при занятиях физической культурой спортом. Питание при занятиях физическими упражнениями различной направленности. | |
5 | Общая и клиническая психология | Поведение детей и подростков в условиях тренировочного процесса или в ситуациях, угрожающих нарушениями психического здоровья. |
5.3 Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практ. зан. | Лаб. зан. | Семин занят. | СРС | Всего |
1 | Теоретический | 40 | - | - | - | - | 40 |
2 | Практический | 290 (256)* | - | - | - | - | 290 (256) |
3 | Методико-практический | 30 (64) | 30 (64) | ||||
4 | Контрольный | 40 | - | - | - | - | 40 |
*Прим.: в скобках приводятся часы для студентов специального учебного отделения
6. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС)
Научно-исследовательская работа студентов является составной частью учебного процесса кафедры физической культуры, способствует привлечению студентов к исследовательской работе и привитию практических навыков самостоятельной работы. Её планирование осуществляется с учетом основной научной проблемы, разрабатываемой на кафедре.
Примерные направления НИРС.
Самостоятельная работа по определению переносимости физической нагрузки в ходе занятий физической культурой в различных отделениях (основном, специальном, спортивного совершенствования).
Участие в качестве соисполнителя межкафедральных и межвузовских научно-исследовательских тем.
Выполнение реферативной работы по разделам:
- Социологические и общетеоретические проблемы физической культуры и спорта;
- Физическая культура и спорт на службе охраны здоровья;
- Применение средств ЛФК в процессе реабилитации после различных заболеваний и травм;
- Физическое воспитание детей и подростков;
- Медицинские аспекты спортивной деятельности;
- Профессионально-прикладная направленность физической культуры и спорта;
- Медико-биологические основы массовой физической культурой и спортом;
- Двигательные и оздоровительные системы;
- Коррекция психофизического состояния человека;
- Современные и нетрадиционные методы поддержания работоспособности;
- Адаптивная физическая культура.
Выступление с докладами на итоговых научных студенческих конференциях СНО кафедры, межвузовских, российских и международных студенческих конференциях.
Публикация результатов научных исследований в сборниках научно-практических конференций различного масштаба.
Участие во внутривузовском конкурсе на звание «Студент-исследователь».
Примерная тематика реферативных работ:
Современное состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в России.
История развития физической культуры в России.
Социально-политические функции физической культуры и спорта.
Профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов средствами физической культуры и спорта.
Основные причины изменения состояния студентов в период экзаменационной сессии.
Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов-медиков.
Основные направления воздействия физических упражнений тренировочного режима на организм человека.
Биохимические изменения в организме при мышечной деятельности различного характера.
Структурно-функциональные изменения сердечно-сосудистой системы под влиянием занятий спортом, основные методы диагностики «физиологического» спортивного сердца.
Медицинские проблемы спортивной тренировки (врачебный контроль, педагогический, самоконтроль; взаимосвязь двигательной активности и продолжительности жизни).
Физиологические основы спортивной и оздоровительной тренировки (тип, величина, интенсивность нагрузки; частота занятий; интервалы отдыха; методы тренировки).
Физиологическая оценка тренировочного процесса различной направленности (общая или специальная физическая подготовка).
Допинги: биологические, фармакологические, наркотические, психологические; социальные аспекты.
Допинги, стимуляторы и их влияние на состояние здоровья спортсмена и повышение спортивного результата.
Патологическое влияние длительного применения допингов и стимуляторов на организм спортсмена (женский, детский организмы).
Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов по избранному направлению подготовки или специальности.
Двигательный режим в оздоровительной программе врача.
Характеристика условий труда и характера психофизической нагрузки профессиональной деятельности врача.
Совершенствование физических качеств с использованием различных тренажеров.
Тренажерные средства для общей физической подготовки спортсменов, лиц с ослабленным здоровьем и инвалидов.
Абсолютные и относительные противопоказания к занятиям на тренажерах.
Нетрадиционные и «народные» средства поддержания и восстановления спортивной работоспособности.
«Аутотренинг + физкультура» как средство повышения работоспособности.
Основы восстановления функций и тренированности организма человека.
История Паралимпийского движения (летние, зимние игры, «тихие игры» и т.п.).
Организация и формы врачебного контроля в процессе занятий физической культурой и спортом.
Виды и методы самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом.
Современные оригинальные методы оценки физических кондиций человека (определение биологического возраста; оценка функционального состояния по Пироговой; КОНТРЕКС-3 и др.).
Эндогенные и экзогенные факторы возникновения травм и их профилактика.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1. Основная литература:
1. Физическая культура и здоровье: Учебник / Под ред. В.В.Пономарёвой. – М.: ГОУ ВУНМЦ , 2006. – 352 с., илл.
2. Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник. М.: Гардарики, 2005. – 448 с.
3. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебник. - М.: Альфа-М, 2003. - 417 с.
4. Суворов Ю.А., Платонова В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов: Учебно-методическое пособие - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2006. - 77 с.
5. Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. Academia, 2010.- 320 стр.
7.2. Дополнительная литература:
1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Гриф УМО МО РФ. Изд. 7-е , Academia, 2010 - 320 стр.
2. Горшков А.Г., Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие для вузов. Гардарики, 2007. 218 стр.
3. Грачёв О.К. Физическая культура: Учебное пособие Под ред. Е.В.Харламова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-нв-Дону: Изд. Центр «МарТ», 2005. – 464 с.
4. Детков Ю.Л., Платонова В.А., Зефирова Е.В. Теория и практика физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем: Учебное пособие. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2008. - 96 с.
5. Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 382с.
6. Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Гриф УМО МО РФ. 8-е изд., стер. Academia, 2010. 480 стр.
7. Мандриков В.Б., Квартовкин К.К. Первая доврачебная помощь при спортивных травмах, внезапных заболеваниях и воздействии других факторов (учебно-методическое пособие, 2-е издание) Москва, ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. – 47 с.
8. Мандриков В.Б., Ушакова И.А., Мицулина М.П., Замятина Н.В. Учебно-исследовательская работа студентов в курсе физической культуры медицинских и фармацевтических вузов. Учебно-методическое пособие Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.- 108 с.
9. Приказ Минздравсоцразвития России № 613-н от 9августа 2010 г. «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий».
10. Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы: федеральная целевая программа // Сборник официальных док. и материалов Федерального агентства по физической культуре и спорту. – 2006. – № 2.
Похожие документы:
Перечень вступительных испытаний в фгбоу впо чувашский государственный университет имени И. Н
Программа2.2. Собеседование по указанным в Перечне дисциплинам (кроме творческих экзаменов) – для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля,