Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
На страницах отдела инновационной педагогической практики на сайте ТОИУУ в течение 2010 г. был размещен достаточно обширный материал, включающий стат...полностью>>
'Документ'
З метою проведення перевірок підприємств, які постачають харчову продукцію, та якості такої продукції, відповідно до пункту 4 розділу 8 витягу з прот...полностью>>
'Реферат'
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итога...полностью>>
'Реферат'
Введение 1. Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана): зарубежный опыт и задачи деятельности. 2. Уполномоченный по правам человека в Р...полностью>>

Учебной дисциплины физическая культура для специальностей: 060101 Лечебное дело; 060201 Стоматология; 060103 Педиатрия; 060301 Фармация; 060601 Медицинская биохимия

Главная > Примерная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Характеристика двигательной активности. Группы здоровья. Дыхательная гимнастика по методикам А. Стрельниковой, К. Бутейко, «Боди-флекс», Хатха –йога. Двигательные системы: К. Купера, А. Микулина, Н. Амосова. Применение методики стретчинг в двигательной активности студента.

    1. НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Тема 6.1.Аэрозоль – и фитотерапия

Ключевые слова: аэрозольтерапия, дисперсность аэрозолей, ингаляция, лекарственные вещества, дыхательная система, иммунная система, лекарственные препараты, фитотерапия, фитоэргономика, ароматерапия, биологические вещества, окислительно-восстановительные процессы, витамины, лекарственные травы, бальзамы, порошки, настои, отвары, экстракты.

Определение аэрозоль-терапит. Степени дисперсности аэрозолей: высокодисперсные, среднедисперсные, мелкодисперсные, крупнокапельные. Использование определенных степеней дисперсности аэрозолей при лечении различных заболеваний. Физиологический механизм воздействия аэрозоль-терапии. Преимущества аэрозоль-терапии перед другими методами. Показания и противопоказания к применению аэрозоль-терапии.

Требования и методика проведения аэрозоль-терапии на занятиях в специальном медицинском отделении. Влияние запахов на настроение, физическое состояние человека при различных заболеваниях; использование аэрозоль-терапии в целях их профилактики.

Фитоэргономика – использование растений для поддержания и восстановления работоспособности человека (ароматерапия). Воздействие эфирных масел, используемых в ароматерапии на органы чувств и на общее состояние организма в целом. Принцип семиргичности – гармония семи естественных запахов как основа окружающего мира, в котором живет человек. Преимущество «зеленой аптеки» перед лекарственными препаратами. Физиологический механизм воздействия фитотерапии на организм человека. Показания и противопоказания к применению фитотерапии. Лекарственные травы и средства из растений при различных заболеваниях, способы их применения (наружно и во внутрь), различные формы их применения: в свежем виде, высушенные, бальзамы, соки, сиропы, настои и отвары, настойки, экстракты. Рекомендации студентам по использованию фитотерапии, как в домашних условиях, так и во время учебных занятий.

Высокоэффективные, доступные, быстрые и удобные в приготовлении и приеме растения для усиления защитных свойств организма. Виды лекарственных средств по терапевтическому воздействию на организм человека.

Тема 6.2. Искусственное ультрафиолетовое облучение

Ключевые слова: ультрафиолет, облучение, кожа, витамины, лимфоток, иммунная система, дезинфекция, психическое развитие, профилактика.

Воздействие инфракрасного и ультрафиолетового света на организм человека. Формирование эритемной реакции, сопровождающиеся десенсибилизацией, снижением болевой чувствительности, усилением фагоцитарной активности клеток, мобилизацией защитных функций кожи. Бактерицидный эффект УФ-лучей короткого диапазона. Показания, противопоказания к применению искусственного ультрафиолетового облучения (ИУФО). Методика и аппараты для его проведения. Рекомендуемые схемы курсового облучения УФ-облучателем УФО-А «Спектр».

Тема 6.3. Релаксационная лечебно-профилактическая гимнастика

Ключевые слова: релаксация, психофизиологическая активность, асаны, йога, проприоцептивная афферентация, внутренний глубинный массаж, позвоночный столб, опорно-двигательный аппарат, мышление, внимание, память, статическая мышечная нагрузка.

Определение релаксации и релаксационной лечебно-профилактической гимнастики (РЛПГ). Цель и задачи РЛПГ. Сущность тренировочного комплекса РЛПГ. Основные механизмы воздействия РЛПГ на организм человека: избирательная проприоцептивная афферентация; изменение интенсивности кровоснабжения органов, желез и частей тела; внутренний глубинный массаж; механизм, связанный с устранением деформации позвоночного столба. Восстановление нормальной энергетической циркуляции через снятие физической и психической форм напряжения, перераспределение энергии в теле посредством выполнения лечебных поз. Основные уровни воздействия РЛПГ.

Тема 6.4. Аутогенная тренировка

Ключевые слова: аутогенная тренировка, классификация аутогенной тренировки, ступени подготовки, методика освоения, психоэмоциональное состояние, саморегуляция.

Определение аутогенной тренировки (АТ). Основная сущность АТ – целенаправленная тренировка нервных процессов – их лабильности, устойчивости и переключаемости, умение достигнуть состояния аутогенного погружения – «полудремы». Физиологические эффекты АТ и механизмы восстановления под ее влиянием нервной регуляции тех или иных конкретных функций сложны и до сих пор не изучены. Основной принцип АТ – обучающий (научающий) характер. Медицинские показания и противопоказания. Отбор пациентов для АТ. Условия и требования к проведению АТ. Стадии-ступени методики психической саморегуляции: низшая и высшая. Правила освоения АТ. Примерные формулы, рекомендуемые в процессе занятий АТ. Методика проведения тренировки АТ.

Тема 6.5. Функциональная музыка – помощник в учёбе, труде, спорте, лечебной и реабилитационной деятельности студента

Ключевые слова: музыка, музыкотерапия, спортивная тренировка, классификация, психоэмоциональное состояние, тренировочный процесс, периодизация, психотерапия, головной мозг, профилактика.

Музыкотерапия как психотерапевтический метод, в основе которого лежит бессловесное внушение определенного настроения, помогающее человеку преодолевать болезненные расстройства. Два направления практической музыкотерапии: психосоматическая и классическая музыка.

Классификация современных методов музыкотерапии на основе их лечебного действия. Влияние функциональной музыки на организм человека. Влияние музыки на трудовую деятельность человека. Функциональный эффект музыкальных воздействия на деятельность спортсменов.

Классификация музыки по функциональной направленности, используемая во время тренировочного процесса: встречающая и провожающая музыка; музыка врабатывания; лидирующая музыка; успокаивающая музыка; музыка, влияющая на спортивные результаты; предстартовая музыка и составляющие виды: отвлекающая; расслабляющая; мобилизующая.

Профилактические и лечебные свойства музыки. Возрастная периодизация и музыкотерапия. Метод электростимуляции и области его применения. Влияние музыки на культуру опухолевых клеток.

    1. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Тема 7.1. Методика проведения и составления комплекса лечебной физической культуры (ЛФК). ЛФК при различных заболеваниях

Ключевые слова: лечебная физическая культура, средства, методы, заболевание, терренкур, гимнастика, упражнение, частота сердечных сокращений, самочувствие, дневник 59омоконтроля, массаж, ходьба, спортивные игры, тренажёры, общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения, метод строго регламентированного упражнения, метод аутогенной тренировки, гипертония, гипотония, хронический гастрит, миопия.

Определение лечебной физической культуры. Цели и задачи комплекса ЛФК. Средства ЛФК: гимнастические, спортивно-прикладные упражнения, игры, естественные силы природы. Дополнительные средства ЛФК: механо- и трудотерапия; массаж и самомассаж. Основные формы ЛФК: процедура лечебной гимнастики в индивидуальных и групповых занятиях; урок ЛФК; утренняя гигиеническая гимнастика; дозированная ходьба (прогулки, экскурсии); дозированное восхождение; ближний туризм. Показания и противопоказания к назначению ЛФК. Методика составления комплексов ЛФК при различных заболеваниях. Контроль за состоянием здоровья во время проведения занятий по ЛФК.

Тема 7.2. ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Ключевые слова: лечебная физическая культура, средства, методы, заболевание, принципы физического воспитания, позвоночный столб, осанка, сколиоз, сутулость, асимметричные упражнения, деторсионные упражнения, кифоз, физиологический лордоз, плоскостопие.

Физиологические изменения, происходящие в организме человека при различных заболеваниях и повреждениях опорно-двигательного аппарата (ОДА): при повреждениях мягких тканей, при повреждениях связочно-суставного аппарата, при переломах верхних или нижних конечностей, при переломах позвоночника, при переломах костей таза, при заболеваниях суставов, при нарушениях осанки и костных деформациях.

Назначение физических упражнений при различных заболеваниях и повреждениях ОДА. Цели и задачи ЛФК при нарушении осанки и плоскостопии. Применение средств ЛФК на разных этапах реабилитации. Цели и задачи каждого этапа. Профилактика нарушений ОДА.

Тема 7.3. ЛФК при заболеваниях органов зрения

Ключевые слова: зрение, лечебная физическая культура, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, снежная слепота, пальминг, линзы, общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения.

Строение, физиологические и анатомические особенности глаза. Гигиена зрения. Морфофункциональные изменения, происходящие в организме при нарушении остроты зрения. Комплексы ЛФК при различных заболеваниях органов зрения: нарушение остроты зрения (рефракции); конъюнктивит; попадание инородных тел. Правила составления комплекса ЛФК при патологии зрения. Методика проведения комплекса ЛФК. Показания и противопоказания к применению ЛФК при миопии и астигматизме. Профилактика миопии.

    1. КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ

Тема 8.1. Методика экспресс-анализа переносимости нагрузки

Ключевые слова: оперативный контроль, карта экспресс-анализа, этапы работы по определению переносимости нагрузки, частота сердечных сокращений, артериальное давление, шагомер, энергетическая стоимость занятия.

Цель оперативного контроля – экспресс-оценка функционального состояния. Карта экспресс-анализа переносимости физической нагрузки позволяет достаточно емко, информативно и точно регистрировать исследуемые параметры в течение всего занятия. Карта экспресс-анализа значительно облегчает методику сбора информации об адекватности нагрузки на различных занятиях по физическому воспитанию и служит основанием для определения эффективности конкретного занятия. Структура карты экспресс-анализа переносимости физической нагрузки. Этапы работы по определению интенсивности переносимости нагрузки на занятиях по физическому воспитанию. Определение исходных данных: методика определения ЧСС и АД; методика определения количества выполненных шагов – движений; ЭКС. Правила записи содержания занятия. Обработка полученных результатов и их анализ. Методика определения энергетической стоимости занятия.

Тема 8.2. Определение физической работоспособности студентов.

Ключевые слова: физическая работоспособность, методы оценки физической работоспособности, частота сердечных сокращений, тест PWC170, относительная и абсолютная величина физической работоспособности.

Функциональная диагностика – важнейший раздел спортивной медицины. «Общая» и «специальная» физическая работоспособность. Требования к проведению тестирования и функциональных проб. Виды велоэргометров и тредбанов. Цель проведения физической работоспособности. «Прямой» и «непрямой» методы оценки физической работоспособности. Непрямой метод определения работоспособности – тест PWC170. Противопоказания к назначению теста. Методика определения физической работоспособности по степ-тесту PWC170. Определение относительной и абсолютной величины физической работоспособности по формулам и таблицам.

Тема 8.3. Оценка физического состояния

Ключевые слова: физическое состояние, физическое развитие, типы конституции, методы индексов физического развития.

«Физическое состояние» - как комплекс морфологических и функциональных показателей развития и состояния организма человека. Определение физического развития Характеристика видов искривления позвоночника: сколиозы, лордозы, кифозы. Характеристика форм грудной клетки: цилиндрическая; коническая; уплощенная или плоская. Характеристика форм живота: нормальный; отвислый; втянутый. Жироотложение: нормальная, повышенная и пониженная упитанность. Состояние ОДА: форма ног, форма стопы, развитие мускулатуры. Типы конституций по М.В. Черноруцкому: нормостенический, гиперстенический и астенический. Конституционные типы по В.Б. Будняку: грудной, мускульный и брюшной. Методика антропометрических измерений. Методы антропометрических стандартов. Методы корреляции. Методы индексов физического развития: Брока – Бругша, Габса, Кетле; жизненный индекс; силовые индексы; разностный индекс и др. Определение физического развития методом наружного осмотра и антропометрий; по показателям контрольных нормативов и тестов; самостоятельная оценка физического состояния по таблицам; по показателям контрольных нормативов и тестов (оценочные таблицы). Определение физической подготовленности методом рейтинговой оценки.

Тема 8.4. Оценка функционального состояния студентов специального учебного отделения

Ключевые слова: функциональное состояние, функциональные тесты и пробы, вегетативный индекс, сердечно-сосудистая система, дыхательная система, психоэмоциональное состояние, нервно-мышечный аппарат, вестибулярная устойчивость, биологический возраст, функциональные классы, дневник самоконтроля.

Оценка функционального состояния студентов, как одна из составляющих зачетных требований. Дневник самоконтроля и индивидуальная карта студента специального учебного отделения. Методики оценки деятельности: вегетативной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, функций внешнего дыхания, основных анализаторов. Методика комплексной оценки уровня физического и функционального состояния. Биологический возраст- донозологическая диагностика состояния организма.

Тема 8.5.Оптимальный двигательный режим и рациональное питание людей различного возраста

Ключевые слова: движение, гипер- и гиподинамия, костно-мышечная система, кардиореспираторная система, умственная и физическая работоспособность, «доза» двигательной активности, оптимальный двигательный режим, физическая культура, нормы двигательной активности, энергетические затраты, рационального питания.

Оптимальный двигательный режим, рациональное питание – важные факторы укрепления и сохранения здоровья человека. Особенности физиологического состояния людей различного возраста. Физическая культура – элемент ЗОЖ.

Оптимальный двигательный режим как основной фактор для нормального функционирования организма – для лиц возрастной группы от 17 до 50 лет имеющих различный уровень физической подготовленности. Правила составления комплекса недельного двигательного режима, примерного меню в соответствии с учетом: пола, возраста, профессиональной группы.

Рекомендуемые недельные объемы двигательной активности для людей различного возраста (часы в неделю). Принципы рационального питания. Деление взрослого населения на группы по энергетическим тратам. Двигательный режим и примерное меню студента.

    1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Тема 9.1. Методика проведения и составления комплекса утренней гигиенической гимнастики

Ключевые слова: утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), физиологический механизм воздействия УГГ, структура комплекса УГГ, правила оформления комплекса УГГ.

Утренняя гигиеническая гимнастика– зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физической культуры. Цель и задачи УГГ. Физиологический механизм действия упражнений утренней гигиенической гимнастики на организм человека. Структура комплекса УГГ: упражнения общего воздействия; упражнения на группы мышц верхнего плечевого пояса; упражнения на группы мышц туловища; упражнения на группы мышц нижних конечностей; упражнения на восстановление дыхания и др. Правила оформления комплекса УГГ: правила оформления титульного листа; формы и правила записи упражнений; правила сокращений; термины общеразвивающих упражнений, используемых при записи комплекса УГГ. Правила проведения комплекса УГГ. Требования, предъявляемые при приеме комплекса УГГ.

Тема 9.2. Составление программы профессионально-прикладной физической культуры врача, провизора

Ключевые слова: производственная гимнастика, разновидности производственной гимнастики, правила составления комплексов профессионально-прикладной гимнастики для врачей

Значение профессионально-прикладной гимнастики для организации трудового процесса и состояния здоровья человека. Профессионально-прикладная гимнастика. Разновидности профессионально-прикладной гимнастики: вводная гимнастика до начала работы; физкультурные паузы в течении рабочего дня (2-я половина); физкультминутки локального воздействия (индивидуально), по необходимости. Физиологическое обоснование влияния профессионально-прикладной гимнастики на различные системы и органы человека. Особенности профессиональной деятельности и условий труда врачей различных специальностей: хирургов; педиатров, работающих в условиях поликлиники; стоматологов; провизоров и др. Особенности и правила составления комплексов профессионально-прикладной гимнастики для врачей различных специальностей с учетом их рабочей позы. Профилактические приемы, уменьшающие воздействие профессионально вредных факторов.

5.1.3 Практический раздел

Учебный материал раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно–спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта. Практический раздел программы реализуется на методико – практических и учебно – тренировочных занятиях в учебных группах (12 – 15 чел.)

Учебно – тренировочные занятия базируются на широком использовании теоретических знаний и методических умений c применением разнообразных средств физической культуры, спортивной и профессионально – прикладной физической подготовки студентов для приобретения индивидуального и коллективного практического опыта физкультурно – спортивной деятельности.

Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения студента; приобретением опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития, функциональных и двигательных возможностей; с освоением жизненно необходимых навыков, формированием устойчивого мотивационно – ценностного отношения к физкультурно – спортивной деятельности. На занятиях предусматривается развитие познавательной творческой активности, направленной на самостоятельное и постоянное использование средств физической культуры и спорта в целях физического совершенствования, формирования жизненных и профессионально значимых психофизических качеств и свойств личности, умений и навыков для обеспечения активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, травматизма, вредных привычек.

Средства практического раздела, направленные на обучение двигательным действиям, развитие и совершенствование психофизических способностей, личностных качеств и свойств студентов, определяются в рабочей программе по учебной дисциплине кафедрой физического воспитания каждого вуза самостоятельно. Обязательными видами физических упражнений для включения в рабочую программу по физической культуре являются: отдельные виды легкой атлетики, плавание, спортивные игры, лыжные гонки, упражнения профессионально – прикладной физической подготовки и силовой направленности. Подбор упражнений на практических занятиях должен предусматривать совершенствование ранее изученных и обучение новым двигательным действиям (умениям и навыкам), а также развитие качеств выносливости, силы, быстроты движений, ловкости и гибкости. Используются физические упражнения из различных видов спорта, упражнения профессионально – прикладной направленности, оздоровительных систем физических упражнений. На занятиях могут использоваться тренажеры и компьютерно – тренажерные системы.

Практический учебный материал для специального учебного отделения разрабатывается кафедрами физического воспитания с учетом показаний и противопоказаний для каждого студента, имеет корригирующую и оздоровительно – профилактическую направленность использования средств физического воспитания, включает специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и функциональном состоянии организма. При его реализации необходим индивидуально – дифференцированный подход в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности, характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных временными или постоянными патологическими факторами.

Содержание и конкретные средства каждого практического занятия определяются преподавателями учебных групп с учетом графика учебных занятий на каждом факультете и рабочего плана кафедры физического воспитания для каждого учебного отделения (основного, специального, спортивного).

Практический раздел для студентов специального учебного отделения включает в себя методико-практические и учебно-тренировочные занятия. В каждом занятии должны реализовываться основные задачи, которые являются неотъемлемой частью для специального учебного отделения:

  1. Развитие аэробной выносливости.

  2. Профилактика возможных нарушений опорно-двигательного аппарата.

  3. Профилактика нарушений рефракции зрения.

  4. Совершенствование вестибулярной функции.

Выбор вышеперечисленных задач является следствием: 1) особенностей состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов СУО; 2) низких показателей деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем при всех нозологических формах; 3) нарушения координации движений у значительной части студентов с отклонениями в состоянии здоровья; 4) ухудшения зрения у студентов в процессе учёбы.

Индивидуально подобранные физические упражнения в зависимости от заболевания являются биологическим стимулятором, усиливая защитно-приспособительные реакции организма. Правильно подобранные упражнения оказывают трофическое и компенсаторное действие на организм студента. Трофическое действие состоит в активации трофической функции нервной системы, улучшении процессов ферментативного окисления, стимуляции иммунных систем, мобилизации пластических процессов и регенерации тканей, нормализации нарушенного обмена веществ. Компенсаторное действие обусловлено активной мобилизацией всех механизмов организма студента и формированием устойчивой компенсации пораженной системы, органа.

Организация и методика занятий физической культурой в специальных медицинских группах имеет ряд особенностей:

  1. Постепенность нарастания физической нагрузки для обеспечения тренирующего воздействия, длительность частей урока и их модифицирование зависит от характера и выраженности структурных и функциональных изменений в организме студентов вызванных заболеванием, реакции и сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, периода обучения др. (вводная часть 5 мин, подготовительная 25-35 мин, основная 30-4 мин, заключительная 15-20 мин).

  2. Различные качественные и количественные характеристики упражнений, индивидуально-дифференцированный подбор и дозирование упражнений зависит от показаний и противопоказаний имеющихся заболеваний, уровня функциональной и физической подготовленности;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Перечень вступительных испытаний в фгбоу впо чувашский государственный университет имени И. Н

    Программа
    2.2. Собеседование по указанным в Перечне дисциплинам (кроме творческих экзаменов) – для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля,

Другие похожие документы..