Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
В этой книге рассказывается о главных поворотных моментах в эволюции человека, начиная с появления приматов и до Homo Sapiens. Накопившиеся за послед...полностью>>
'Реферат'
Римское право - право Древнего Рима - наиболее развитая правовая система древности, послужившая основой для современной континентальной системы права...полностью>>
'Программа'
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная ис...полностью>>
'Календарно-тематический план'
Основные этапы развития фармакологии. Развитие лекарствоведения в России. Видные отечественные фармакологи. Принципы изыскания новых лекарственных ср...полностью>>

Учебной дисциплины физическая культура для специальностей: 060101 Лечебное дело; 060201 Стоматология; 060103 Педиатрия; 060301 Фармация; 060601 Медицинская биохимия

Главная > Примерная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

5 . Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины

5.1.1 Теоретический раздел

I курс

(обязательная тематика – 8 часов)

1. Физическая культура и спорт России. Физическое воспитание в медицинских и фармацевтических вузах РФ - 4 часа.

Ключевые слова: история физической культуры, здоровье молодежи, государственная программа для медицинских вузов, формы руководства физической культурой и спортом, учебная и внеучебная работа, спортклуб.

Краткая история физической культуры и спорта. Основные понятия системы физического воспитания, физическая культура, физическая подготовка, физическое состояние, спорт. Социальные потребности в возникновении физической культуры. Основы законодательства в области ФК и С. Государственные и общественные формы руководства физической культурой и спортом в России. Решения правительства по вопросам развития физической культуры и спорта в стране. Цели и задачи физического воспитания в медицинском вузе. Организация и руководство физическим воспитанием. Построение курса физического воспитания. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях. Зачетные требования и обязанности студентов. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа. Деятельность спортклуба. Организационные формы работы. Спортивные движения и традиции вуза. Спорт в медицинских вузах страны. Роль выпускников медицинских вузов в развитии массового физкультурного движения в стране. Профессиональная особенность физического воспитания в медицинских вузах.

Тема 2. Психофизиологические основы труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности. Основы методик развития основных физических качеств - 4 часа.

Ключевые слова: социальное здоровье студентов, умственная работоспособность, умственное утомление и усталость, условия высокой продуктивности учебного труда, оптимальная двигательная активность, самостоятельные занятия.

Особенности организации учебного труда и жизнедеятельности студентов. Основные психофизиологические характеристики студентов, условия высокой продуктивности учебного труда студентов. Элементы научной организации умственного труда. Оптимальный двигательный режим людей различных профессий. Использование средств физической культуры и спорта в процессе обучения студентов в вузе для повышения умственной работоспособности и успеваемости. Утренняя гигиеническая гимнастика. Упражнения в течение учебного дня. Занятия в клубах и группах любителей бега, оздоровительной ходьбы. лыжного спорта, оздоровительного плавания, лыжного, водного, велосипедного туризма, женской атлетической и ритмической гимнастики, закаливания и в спортивных секциях и т. п. Участие в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях. Выполнение необходимого недельного двигательного режима. Использование средств физической культуры и спорта в процессе обучения студентов в вузе для повышения умственной работоспособности и успеваемости. Содержание, формы и основы методики самостоятельных занятий. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Основы планирования, пульсовой режим и дозирование физиологической нагрузки при занятиях физическими упражнениями в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Самоконтроль, врачебный и педагогический контроль за эффективность занятия, физическим развитием и состоянием функциональных систем. Характеристика тестов, начальные рекомендации.

II курс

(обязательная тематика – 8 часов)

Тема 1. Естественно – научные основы физического воспитания -2 часа.

Ключевые слова: экология здоровья, биохимическая адаптация, физиологическая адаптация, двигательная функция, перетренированность, устойчивость к стрессовым воздействиям.

Организм человека как единая биологическая система. Экология здоровья и условия для физического развития. Двигательная активность как фактор взаимодействия организма человека с окружающей средой. Изменения, происходящие в организме человека при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом. Закономерности развития отдельных систем организма в процессе физической тренировки (обмен веществ и энергия, кровь и кровообращение, дыхание и газообмен, другие внутренние органы и системы, опорно-двигательный аппарат, регуляция деятельности организма). Двигательная функция и ее влияние на повышение устойчивости организма к различным условиям окружающей среды. Занятия физической культурой и спортом как фактор повышения устойчивости организма человека к умственному перенапряжению, стрессовым состояниям, гиподинамии, гипоксии, проникающей радиации, токсическим веществам и вредным воздействиям.

Тема 2. Медико-биологические и методические основы современной спортивной тренировки – 2 часа.

Ключевые слова: физические качества, физиология мышечной деятельности, классификация физических упражнений, методические принципы спортивной тренировки, планирование, виды контроля.

Спорт в системе физического воспитания России. Цель и задачи спортивной тренировки. Основные разделы подготовки спортсмена: физическая, механическая, тактическая, психологическая, теоретическая. Физиологические характеристики разных видов мышечной деятельности. Приобретение, сохранение и утрата спортивной формы. Основные методики разучивания и совершенствования техники выполнения физических упражнений. Особенности планирования спортивной тренировки в условиях вуза. Построение одного тренировочного занятия. Занятия отдельных его компонентов: вводный, подготовительный, основной и заключительный этапы. Спортивные соревнования как средство и метод подготовки спортсменов. Взаимосвязь системы спортивных соревнований и системы подготовки спортсменов. Организация контроля в спортивной тренировке. Педагогический, врачебный, научный контроль и самоконтроль спортсменов.

Тема 3. Методы контроля за функциональным и физическим состоянием

организма человека – 2 часа.

Ключевые слова: жизнеобеспечивающие системы организма, методы тестирования, физическая работоспособность, контроль и самоконтроль.

Цели и задачи контроля и самоконтроля за основными жизнеобеспечивающими системами организма. Физиологические закономерности на которых основываются простейшие методы тестирования. Определение физической работоспособности: PWC 170, степ-тест, велоэргометрия. Методика тестирования системы дыхания, ССС, состояния вестибулярного аппарата, вегетативной нервной системы, нервно-мышечного аппарата.

Тема 4. Первая, доврачебная помощь при спортивных травмах, внезапных заболеваниях и воздействии других неблагоприятных факторов – 2 часа.

Ключевые слова: спортивные травмы, медицинская помощь, неотложная помощь, манипуляции, диагностика.

Общие принципы оказания первой помощи. Последовательность действий и манипуляций. Обращение с пострадавшим. Средства первой помощи. Диагностика признаков жизни и смерти. Неотложная помощь при утоплении, ударе электрическим током, молнией, тепловом ударе, переломах.

III курс

обязательная тематика (8 часов)

Тема 1. Гигиенические основы физического воспитания и спорта – 4 часа.

Часть 1: Технические средства и тренажёры на службе здоровья.

Ключевые слова: технические средства, дозировка физических нагрузок, методы оценки, компьютерные технологии.

Использование технических средств и тренажёров для массовых занятий оздоровительной физической культурой. Влияние занятий с использование тренажёрной техники на различные органы и системы организма. Типовой центр «Здоровье» и его структура. Оптимальный объём нагрузки или нормирование физических нагрузок при работе на тренажёрах. Показания и противопоказания к занятиям на тренажёрах. Методы оценки физических кондиций человека.

Часть 2: Вспомогательные гигиенические средства повышения и восстановления работоспособности.

Ключевые слова: гидропроцедуры, искусственное ультрафиолетовое облучение, ионизированный воздух, факторы природы, методы закаливания, аутотренинг, реабилитация, самоконтроль.

Принципы использования восстановительных средств при физических нагрузках и в спорте. Адаптация организма к физическим и нервным напряжениям. Изменение организма и утомление. Сочетание утомления и восстановления. Основы восстановления функций и тренированности организма. Управление тренировочным процессом. Предупреждение нежелательных последствий тренировочной и соревновательной деятельности. Тренировочный эффект. Педагогические средства. Педагогические средства - основные в системе восстановления как самой тренировки, так и режима спортсмена. Индивидуализация процесса тренировки и оптимизация воздействия отдельного тренировочного занятия. Гигиенические средства. Естественные процессы восстановления (воздушная среда, климатические и погодные условия, спортивные сооружения, одежда, суточный режим, закаленность, питание и др.) Физические средства. Факторы природы - солнце, воздух, вода, земля, магнетизм, электричество в их естественном и искусственном преобразованном виде и использование в лечебных и профилактических целях. Восстановительный массаж. Средства борьбы с утомлением и повышения работоспособности. Влияние массажа на общее состояние организма. Основные задачи восстановительного массажа. Самомассаж. Мази, разогревающие и лечебные растирки. Фармакологические средства адаптации и ускорения восстановительных процессов. Задачи спортивной фармакологии. Основные требования к применяемым соединениям, принципы использования фарм. средств. Ароматические вещества. Естественные натуростимуляторы. Традиционные и нетрадиционные средства восстановления. Витамины. Психологические средства и методы восстановления. Аутотренинг. Саморегуляция. Идиомоторика. Медицинская реабилитация - восстановление работоспособности и тренированности. Система реабилитации, ее содержание, средства и дозировка. Контроль, самоконтроль и коррекция.

Тема 2 Допинги и стимуляторы в спорте – 2 часа.

Ключевые слова: допинг, классификация допингов, механизмы патологического воздействия, альтернатива допингам, допинг-контроль, методы анализа, санкции.

Допинг. Определение допинга, МОК. Допинги как медицинские средства и лекарства. Их роль в повышении работоспособности и опасности для здоровья спортсменов. Медицинская комиссия МОК в 1971 г. Отнесла к допингам следующие 6 групп веществ: психомоторные стимуляторы, симпатомиметические амины, стимуляторы ЦНС, анаболические стероиды и другие гормональные анаболизирующие средства, специфические виды допнгов. Допинги как стимуляторы. Действие препаратов на организм и функциональные показатели (снятие охранительного торможения и подавление чувства усталости). Влияние анаболических стероидов на женский организм. Специфические побочные действия применения стероидов у подростков. Альтернатива допингу. Первый официально проведённый антидопинговый контроль (Олимпиада 1968 г.). Контроль полового различия. Допинг-контроль: системы и методы анализа. Антидопинговые скандалы на крупнейших соревнованиях. Меры наказания.

Тема 3. Медико-биологические и социальные факторы риска в современном обществе - 2 часа.

Ключевые слова: фактор риска, экзогенные факторы, экология, радиационное облучение, вредные привычки, инфекционные заболевания, стресс, меры профилактики.

Эндоэкология и физическая культура. Воздействие экзогенных экологонегативных факторов на занимающихся физическими упражнениями. Требования к территориям на которых проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия. Вредные привычки и борьба с ними. Радиационное облучение – как экологонегативный фактор. Экспортивное градостроительство.

IV курс

(обязательная тематика – 8 часов)

Тема 1. Адаптивная физическая культура и спорт инвалидов- 2 часа.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, методы физического воспитания инвалидов, спорт инвалидов, паралимпийские игры, функциональные классы паралимпийцев, занятия для детей.

Краткая история зарождения и развития спорта инвалидов. Проблемы инвалидности в России и за рубежом. Классификация инвалидности, принятая Всемирной организацией Здравоохранения. Педагогические основы адаптивного физического воспитания и спорта. Райдтерапия в системе адаптивного физического воспитания дезабильных лиц. Определение функционального класса паралимпийцев. Распределение инвалидов-спортсменов по классам в различных видах спорта, входящих в Программу Паралимпийских игр. Теоретические и практические аспекты спортивной подготовки инвалидов с нарушениями функций спинного мозга. Программа спортивных занятий и соревнований для детей и подростков с умственной отсталостью.

Тема 2. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Физическая культура в системе научной организации труда (НОТ) – 2 часа.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, средства ППФП, условия и характер труда медицинских работников, научная организация труда, производственная физическая культура.

Определение понятия ППФП и ее место в системе физического воспитания студентов. Основные факторы, определяющие общую направленность ППФП будущих специалистов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП: формы труда, условия и характер труда, режим труда и отдыха, особенности динамики работоспособности специалистов. Формирование прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств в процессе ППФП. Методика подбора средств ППФП студентов. Формы ППФП в медицинских вузах. Овладение навыками определения и оценки физического состояния и подбора необходимых физических упражнений для разных групп населения и с различными уровнями состояния здоровья. Физическая культура в научной организации труда (НОТ). Производственная физическая культура (ПФК), ее цели, задачи и методические основы. ПФК в рабочее время. Производственная гимнастика. Основы методики и составление комплексов вводной гимнастики, физкультурной паузы и физкультминутки применительно к условиям и характеру будущего труда. ПФК во внерабочее время.

Тема 3. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания студентов медицинских вузов– 4 часа.

Ключевые слова: мотивация, состояние здоровья, интенсивность, объем тренировочных нагрузок, физические качества, функциональное состояние, компенсаторные механизмы, спортивное перенапряжение.

Мотивация физического воспитания – важнейшая составляющая улучшения здоровья студентов. Принципы физического воспитания. Учебно-тренировочные занятия в вузе. Части занятий – задачи и содержание. Совершенствование физических качеств. Спорт в системе физического воспитания. Классификация видов спорта и массового спортивного движения. Система спортивной тренировки Общие и специальные принципы спортивной тренировки. Формирование целевой установки на высшее достижение. Непрерывность тренировочного процесса. Принципы построения тренировочного процесса. Средства и методы спортивной тренировки.

V курс

(обязательная тематика -8 часов)

Тема 1. Физическое воспитание учащихся и студентов с отклонениями в состоянии здоровья - 2 часа.

Ключевые слова: регламентирующие документы, медицинские группы, планирование, нозологическая группа, особенности физических упражнений, контроль.

Дополнительные цели и задачи. Регламентирующие документы и приказы медицинского обеспечения физической культуры в образовательных учреждениях. Распределение занимающихся по медицинским группам. Формы физического воспитания. Планирование работы, учет и контроль за эффективностью проведения занятий в специальном учебном отделении. Учебная документация. Комплектование учебных групп. Особенности применения физических упражнений для учащихся различных нозологических групп.

Тема 2. Оптимизация физической активности населения – 2 часа.

Ключевые слова: двигательная активность, типы физических упражнений, коррекция двигательной активности, центр медицинской профилактики, социальный маркетинг.

Низкий уровень двигательной активности – основной фактор риска заболеваний населения. Планирование оптимальной физической активности. Типы физических упражнений, интенсивность и дозировка их применения. Принципы деятельности центров медицинской профилактики. Групповой и общественный уровень коррекции низкой двигательной активности населения. Социальный маркетинг.

Тема 3. Современные оздоровительно-спортивные системы повышения качества жизни человека – 4 часа.

Ключевые слова: валеология, качество жизни, оздоровительные системы, психологическая саморегуляция, лекарственные растения.

Валеология – наука о здоровье. Современные подходы к закаливанию. Использование сауны и бани в оздоровительных целях. Медотерапия. Функциональная музыка. Идеальный вес, идеальная фигура. Влияние цвета на физическую работоспособность. Основы психологической саморегуляции. Лекарственные растения и горечи в повышении работоспособности человека.

5.1.2 Методико-практический отдел

Таблица 1.

Распределение методико-практических занятий по темам и учебным отделениям

п/п

Содержание

Курс

1

2

3

4

5

1

ОСНОВНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

1.1.Выносливость. Методы развития и контроля

оуо*

1.2.Сила. Методы развития и контроля

оуо

1.3.Гибкость. Методы развития и контроля

оуо

1.4.Быстрота. Методы развития и контроля.

оуо

1.5.Ловкость. Методы развития и контроля.

оуо

2

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

2.1.Методика голодания по П. Бреггу

суо

2.2.Методика голодания по Г. Шелтону

суо

2.3.Оздоровление позвоночника по П. Бреггу

суо

2.4.Оздоровительная система Н.Е. Семёновой

суо

2.5.Методика классического закаливания

суо

2.6.Оздоровительная система С. Кнейппа

оуо

2.7.Оздоровительная система «Детка» П.К. Иванова

суо

3

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

3.1.Парадоксальная гимнастика А. Стрельниковой

суо

3.2.Дыхательная гимнастика по методу К. Бутейко

суо

3.3.Дыхательная гимнастика Хатха-йога

суо

3.4.Дыхательная гимнастика «Боди-флекс»

суо

4

МАССАЖ И САМОМАССАЖ

4.1.Различные виды массажа

суо

4.2. Точечный массаж

суо

4.3.Точечный массаж по А. Уманской, для профилактики ОРВИ, гриппа

суо

4.4.Точечный массаж Су-Джок

суо

5

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

5.1.Оздоровительная двигательная система Н. Амосова

суо

5.2.Оздоровительная двигательная система К. Купера

суо

5.3.Оздоровительная двигательная система А. Микулина

суо

5.4.Стретчинг

оуо

суо

5.5. Современные оздоровительные методики

оуо

6

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

6.1.Аэрозоль – и фитотерапия

суо

6.2.Искусственное ультрафиолетовое облучение

суо

6.3.Релаксационная лечебно-профилактическая гимнастика

суо

6.4.Аутогенная тренировка

оуо

суо

6.5. Функциональная музыка – помощник в учёбе, труде, спорте, лечебной и реабилитационной деятельности студента

суо

7

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

7.1.Методика проведения и составления комплекса лечебной физической культуры. ЛФК при различных заболеваниях

суо

7.2.ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

суо

7.3.ЛФК при заболеваниях органов зрения

суо

8

КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ

8.1.Методика экспресс-анализа переносимости нагрузки

суо

оуо

8.2.Определение физической работоспособности студентов при занятиях физическими упражнениями

оуо

суо

8.3.Оценка физического состояния

оуо

8.4.Оценка функционального состояния студентов специального учебного отделения

суо

8.5.Оптимальный двигательный режим и рациональное питание людей различного возраста

суо

оуо

9

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

9.1.Методика проведения и составления комплекса утренней гигиенической гимнастики.

оуо

суо

9.2.Составление программы профессионально-прикладной физической культуры врача.

суо

оуо



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Перечень вступительных испытаний в фгбоу впо чувашский государственный университет имени И. Н

    Программа
    2.2. Собеседование по указанным в Перечне дисциплинам (кроме творческих экзаменов) – для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля,

Другие похожие документы..