Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
«Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к гр...полностью>>
'Реферат'
Очерки. – М.: Искусство, 1975. Забалуева Т.Р. История архитектуры и строительной техники. – М.: ЭКСМО, 007. История зарубежного искусства. – М....полностью>>
'Образовательный стандарт'
Технологические машины и оборудование для разработки торфяных месторождений; (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 08.10.2002 №3519...полностью>>
'Конкурс'
«У меня растут года, будет мне семнадцать! Где работать мне тогда, чем заниматься?!» Детское стихотворение В. Маяковского вполне передаёт моё настрое...полностью>>

Учебное пособие Рекомендовано к печати Кафедрой прикладной политологии (1)

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Александр Сунгуров

Функции политической системы и их изменения в процессе российского транзита

Часть 1. СССР при Л.И.Брежневе.

Учебное пособие

Рекомендовано к печати

Кафедрой прикладной политологии

СПб филиала ГУ-ВШЭ

Санкт-Петербург, 2008 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………………….3

Вместо введения. Политическая система и ее основные функции………………….6

Глава 1. Артикуляция интересов в период развитого Социализма

1.1. Общественные организации в СССР......................................................................14

1.2. Неформальные организации в советском обществе..............................................15

1.3. Конспиративные организации в советском обществе...........................................20

  1. Анонимные группы интересов и спонтанные группы протеста в

советском обществе........................................................................................................22

1.5. Индивидуальная артикуляция интересов в советском обществе...........................23

ГЛАВА 2. АГРЕГАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ И КПСС В ПЕРИОД

РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА

  1. Альтернативные программы в демократическом и

тоталитарном обществах..............................................................................................25

  1. Политическая социализация и идеологический контроль в СССР.....................27

2.3. КПСС и функция политической рекрутизации (кадровая политика).............. 29

  1. Агрегация интересов: КПСС и иные структуры....................................................30

2.5. Какие интересы учитывались в советской системе?............................................. 32

ГЛАВА 3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ И ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО В ПЕРИОД

РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА

3.1. Функция законотворчества в СССР и Советы народных депутатов......................33

3.2. Исполнительные комитеты Советов народных депутатов в СССР........................36

3.3. Партийные комитеты в СССР и их аппарат.............................................................37

3.4. Партноменклатура и спецслужбы в СССР................................................................39

ГЛАВА 4. ПРАКТИКА ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ И “РАССУЖИВАНИЕ”

КАК ФУНКЦИИ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ

4.1. Структуры исполнительной власти и советское общество. .................................42

4.2. Разнообразие форм контроля в СССР и его эффективность..................................43

4.3. Внесудебное разрешение спорных ситуаций в СССР............................................45.

4.4. Система советского правосудия...............................................................................47

ГЛАВА 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ПЕРИОД

РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА

5.1. Средства массовой информации в СССР...............................................................49

5.2. "Закрытые" печатные издания и линии спецсвязи в СССР...................................51

5.3. Непосредственное общение в период развитого социализма...............................53

ГЛАВА 6. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

"РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА"

6.1. Политическая социализация и рекрутирование

новых членов в советскую политическую систему......................................................54

  1. Дифференциация политической структуры советского государства и

общества............................................................................................................................56

6.3. Секуляризация политической культуры в СССР...................................................55

6.4. Господствующий тип политической культуры в Советском Союзе................... 57

Предисловие

Настоящая работа является учебным пособием по курсу современной политической истории России. В ее основу был положен текст книги «Функции политической истории: от застоя к постперестройке»1, опубликованной в 1998 г. и представлявшей собой, прежде всего, попытку самого автора приблизиться к пониманию сути происходящих в современной России процессов.

Кажущийся тривиальным тезис, что только на основе реального осознания прошлого возможна верная оценка настоящего и будущего, требует, однако своего многократного повторения, так как культура тоталитарного общества, как коллективной личности, как бы выпадает из времени. Все мы жили в остановившемся времени, в обществе, в котором уже были готовы ответы на все возможные вопросы2. Интоксикация эта очень сильна, и анализ дня сегодняшнего, так же как и прогноз на завтра, вновь и вновь начинает основываться не на реальном, а на иллюзорном (с тем или иным креном) прошлом.

Описание ряда конкретных событий политической жизни Санкт-Петербурга и России, в части из которых автор принимал непосредственной участие, представлено в предыдущих книгах3. Среди многочисленных политологических подходов к анализу событий политической жизни для меня оказалось особо привлекательным использование системного анализа, предложенное в работах Д.Истона4, рассмотрение основных функций политической системы, анализ политической структуры и политической культуры, развиваемое Дж.Алмондом, С.Вербой, Дж.Пауэлом и другими5.

Как известно, эти авторы выделяют шесть основных функций политической системы, в процессе которой происходит преобразование различных поступающих в нее сигналов - "входов" в "выходы" - продукты деятельности системы, включающие в себя как различные виды регуляции поведения граждан (законы, указы, правила и т.д.), так и распределение или раздача товаров, возможностей, служб, статуса и т.д.:

- артикуляция интересов различных групп населения;

- агрегация интересов;

- принятие законов, правил уполномоченными на то органами и структурами;

- реализация принятых законов;

- рассуживание спорных ситуаций;

- функция политической коммуникации.

Анализ структур, ответственных за выполнение этих функций и динамики их изменений в процессе политической реформы и является основным содержанием учебного пособия. В 1998 году было также важно найти ответ на вопрос, насколько адекватен этот набор функций для анализа отечественной политической системы, системы в процессе глубокой политической и экономической трансформации. Обсуждение вышедшей тогда книги подтвердило применимость этого подхода, что дает нам возможность использовать его в настоящем пособии.

Учебное пособие состоит из трех частей, опубликованных в трех выпусках. Предметом первого является политическая система периода "позднего развитого социализма", в которой сформировалось политическое сознание граждан нашей страны. Анализ этой системы представляет сегодня далеко не только исторический интерес, так как многие из ее характеристик после бурных событий конца 80-х - 90-х годов восстанавливаются сегодня в обличье новых структур.

Вторая часть посвящена периоду Горбачевской перестройки, 1985 - 1990 годы, периоду, когда политическая власть оставалась еще полностью в руках партийно-государственного аппарата, хотя многие функции политической системы уже начинали реализовываться с помощью существенно иных структур. Этот второй период логично назвать также "Горбачевской перестройкой", так как все политические события в этот период проходили если и не по планам М.Горбачева, то во время, когда именно он занимал ключевые политические посты.

В третьей части анализируются радикальные изменения политической системы нашей страны в 1990-1993 гг. Этот период может быть назван также периодом двоевластий - сначала это было двоевластие властных структур СССР и России, затем - КПСС и Советов народных депутатов, а в 1992-1993 гг. - двоевластие двух ветвей Российской власти.

Одним из возможных путей реализации поставленных задач было проведение анализа исключительно с позиции стороннего наблюдателя-аналитика. В данном случае, однако, был выбран иной подход - в работе активно использовался личный опыт автора - и как просто жителя страны, и как участника общественной и политической жизни в каждый из трех выделенных периодов. В период "позднего развитого социализма" это был опыт обычного молодого ученого, верившего в светлое будущее, описанное в ранних произведениях братьев Стругацких, и участвовавшего поэтому в деятельности различных общественных организаций, как в своем институте, так и в Ленинградском совете молодых ученых. Во время перестройки – это, прежде всего участие в создании и деятельности Ленинградского межпрофессионального клуба "Перестройка"6, а также, несколько позже, Ленинградского союза ученых.

Особенно интенсивным участие автора в политических события страны было в последний из анализируемых в работе периодов - период двоевластий - 1990-1993 гг.: попытка реформировать КПСС, затем - участие в создании и становлении Демократической партии России, движении “Демократическая Россия”, работа председателем комиссии по науке и высшей школе в Ленсовете-Петросовете, создание блока “Выбор России” и т.д. Этот «элемент присутствия» в данном пособии может помочь, на наш взгляд, студентам Высшей школы экономики лучше почувствовать атмосферу политических событий того времени.

Важным материалом для анализа, используемым в работе, являлись воспоминания политических и общественных деятелей нашей станы, а также научные работы в области политической истории и политологии. В дальнейшем в соответствующих разделах будут даваться ссылки на наиболее интересные работы, здесь же приведем лишь имеющие наиболее общий характер исследования. Среди отечественных - это работы А.С.Ахиезера7, В.Я.Гельмана8, Т.И.Заславской9, О.В.Крыштановской10, В.А.Мау11, Р.Г.Пихоя12 В.В.Согрина13, сборники под редакцией Г.А.Бордюгова14, И.А.Бутенко и К.Э.Разлогова15, и В.В.Журавлева16 работы таких политиков-ученых, как Е.Гайдар17, С.Глазьев18, А.Фонотов19, Г.Явлинский20, а также экспериментальное учебное пособие "История современной России. 1985-1994"21 и сборник «Современная политическая история России (1985-1997 годы)»22. Среди зарубежных - это переведенная на русский язык монография Джеффри Хоскинга23, исследования Archie Brown24, Steven M.Fish25, Mary McAuley26, Мichael McFaul27, а также монографии под редакцией Timothy Colton28, Robert V.Daniels29, Daniel Orlovsky30, Stephen White, Alex Pravda, and Zvi Gitelman31.

В работе используются также дневниковые записи автора, материалы архива СПб гуманитарного и политологического центра "Стратегия" и СПб архива-коллекции нетрадиционных периодических изданий и документов общественных движений материалов "Россия на изломе" ("архив А.Н.Алексеева")32.

В заключение считаю своим приятным долгом выразить глубокую благодарность своим коллегам, прежде всего – сотрудникам СПб центра СТРАТЕГИЯ и членам сообщества выпускников института Кеннана, за ценные замечания при обсуждении упомянутой выше книги, ставшей основой для настоящего учебного пособия.

Вместо введения. Политическая система и ее основные функции.

Понятие политической системы

Как уже отмечалось во введении, задачей настоящей работы является анализ изменений функций политической системы нашей страны в процессе перестройки и постперестройки. Эта задача будет решаться с позиции системного подхода в политологии, основываясь на представлениях, развитых в работах Д.Истона, Дж.Алмонда, Дж.Пауэлла и С.Вербы33. Потому прежде чем приступить к анализу системы "развитого социализма", представляется целесообразным привести здесь краткую сводку основных понятий политической системы и ее функций, развитых в работе упомянутых выше авторов. В самые последние годы часть из этих понятий вошла в большинство учебников по политологии и для профессионалов-политологов представленный в этом разделе материал может восприниматься как набор тривиальностей. Вместе с тем, учитывая, что в дальнейшем эта «сетка функций» будет налагаться на нашу недавнюю политическую реальность, представляется важным привести здесь эту сводку как для тех читателей настоящей книги, которые уже участвуют в становлении новой политической системы России и хотят глубже разобраться в ее механизмах, так и для студентов, изучающих курс политической науки.

Как известно, понятие "система" включает в себя взаимодействующие части и границу определенного рода между системой и ее окружением. Так, политическая система, с одной стороны, состоит из различных подсистем - государство, политические партии, непартийные общественные организации и т.д., с другой - сама является подсистемой общества в целом, в которое входят также экономическая, религиозная и другие подсистемы. Системный подход позволяет также рассматривать систему в виде "черного ящика" - фиксируя различные "входы" в систему и "выходы" из нее, а также изучать функции системы как трансформацию ""входов" в "выходы" (рис.1). Можно сказать также, что границы политической системы постоянно изменяются - так, в дни выборов она включает в себя всех голосующих граждан страны, а затем, в условиях рыночной экономики, существенно сужается до поля деятельности государственных структур.

В случае политических систем выделяют два типа "входов" - требования и поддержку, причем те и другие могут носить как материальный, так и символический характер, а также включать себя требование или согласие участвовать во власти. Аналогичный характер носят и "выходы" системы, причем у успешно функционирующей политической системы "выходы" должны приводить к снижению требований и преобладанию поддержки на входе. Конкретным примером "входа" в политическую систему является отношение к участию в принятии политических решений, еще более конкретно - участие в выборах. Так, одним из главных лозунгов политического движения в нашей стране в 1989-1990 гг. было требование свободных альтернативных выборов. Однако для реализации этих требований необходима была

Рисунок 1. Политическая система

Входы

Социум

Требования


Выходы

Поддержка

радикальная трансформация самой политической системы, включая ликвидацию политической монополии КПСС. В условиях последующих альтернативных выборов само участие в выборах стало видом "поддержки" политической системы, и наоборот, отказ от участия, что проявляется особенно ярко в последние годы, отражает по сути отказ от поддержки политической системы.

Политическая система описывается двумя основными понятиями - политической структурой и политической культурой.

Политическая структура

Под политической структурой понимают наблюдаемые формы, активности политической системы. Назвать определенную деятельность структурой означает, что существует некоторая повторяемость, устойчивость. Элементы, которые образуют структуру всех систем, включая и политические системы - это роли. Каждый член общества обычно исполняет не только политические, но и иные роли - в семье, на производстве и т.д. Можно сказать, что структура политической системы включает в себя не только государственные институты, такие, как парламент, суды и администрацию, но и все структуры в их политическом аспекте - традиционные структуры (род, племя, семья), анонимные, спонтанные феномены - беспорядки, демонстрации, бунты; различные группы влияния и землячества, а также законно оформленные организации - политические партии, клубы по интересам, благотворительные фонды и другие. Причины, по которым в рамках системного подхода понятия роль и структура используются чаще, чем организация или институт, заключаются в стремлении подчеркнуть действительное поведение индивидуумов и действия организаций и служб, тогда как понятие "политический институт" часто отражает формальные действия или законы, либо идеальную модель для подражания.

С политической структурой связаны два важных понятия:

- функция рекрутирования новых членов;

- функция структурной дифференцировки, т.е. процесс, при котором либо изменяется и становится более дифференцированной прежняя роль, либо появляются новые виды ролей, либо возникают или создаются новые структуры и субсистемы.

Политическая культура

При изучении политической системы нам необходимо знать ее глубинные качества так же хорошо, как и ее наблюдаемые проявления. Эти внутренние предрасположенности или, иначе, психологическое измерение политической системы, и называют политической культурой. Соответственно, можно рассматривать политическую культуру как совокупность позиций, верований, предрасположенностей, ценностей и мнений как всего общества, так и его отдельных компонент. Важно подчеркнуть, что все подсистемы или компоненты политической системы - региональные и национальные группы, социальные классы и т.д. - имеют свои склонности и тенденции и составляют поэтому отдельные субкультуры.

С политической культурой также связаны два важных понятия:

- политическая социализация - внедрение политических взглядов и ценностей в процессе взросления ребенка и рекрутирования взрослого человека в определенную политическую роль;

- секуляризация - процесс развития политической культуры, аналогичный процессу дифференциации в отношении политической структуры. Это процесс, в котором человек увеличивает рациональность и аналитичность своих политических взглядов и действия, проверяет их на жизненном опыте и корректирует в соответствиями с реальными условиями жизни.

Именно характер политической культуры, преобладающий в данном обществе или регионе, определяет многие стороны поведения населения в политическом процессе, в том числе и во время выборов. Можно выделить три типа политической культуры:

- патриархальная или приходская политическая культура: человек интересуется только делами своего непосредственного окружения (церковного прихода и т.д.), общенациональные и государственные проблемы его как бы не касаются;

- субъектный, или зависимый тип политической культуры: люди разбираются в политической жизни страны, но ориентируются в основном на "выходы" политической системы, т.е. ждут от государства обеспечения их образования, трудоустройства, благосостояния, безопасности в обмен на их политическую лояльность к руководству;

- политическая культура участия: характеризует тех, кто ориентируется на "входы" политической системы, кто участвует в процессах проявления интересов и запросов различных групп населения и желает влиять на процессы принятия решений в обществе.

Следует отметить, что в середине 1990-х годов голландские исследователи Ф.Хьюнкс и Ф.Хикспурс дополнили рассмотренную выше классификацию новыми типами, выделяя две группы типов политической культуры - активные и пассивные, в зависимости от уровня ориентации индивидов на самих себя как акторов (самоориентации на действие). Так, к двум пассивным типам, описанным Алмондом и Вербой, добавлена «культура наблюдателей», которая может выступать в четырех вариантах, в зависимости от степени интереса к политике (высокой или средней) и наличия или отсутствия доверия к власти. Именно этот тип культуры, по данным В.Рукавишникова с соавторами, является преобладающей в постсоветской России34.

Современные представления о политической культуре представлены также в работах О.Ю.Малиновой,35 А.И.Соловьева36 и М.Х.Фарукшина37



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие Рекомендовано к печати Кафедрой прикладной политологии (2)

    Учебное пособие
    Предлагаемое читателю – студенту СПб отделения Высшей школы экономики, либо иному другому человеку, заинтересованному в понимании феномена гражданского общества – учебное пособие является и пионерским и экспериментальным одновременно.
  2. Учебное пособие Под редакцией А. Ю. Сунгурова Рекомендовано к печати кафедрой политического управления

    Учебное пособие
    В книге систематизируется современное состояние науки и накопленный практический опыт по деятельности института Уполномоченного по правам человека (омбудсмана), причем основное внимание уделяется работе этого нового правового института в субъектах РФ.
  3. Учебное пособие Рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом

    Учебное пособие
    Социально-политические системы стран Корейского полуострова: учебное пособие / Шараев П.С. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2009.
  4. Учебное пособие для вузов (6)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.
  5. Учебное пособие для очных отделений многопрофильных медицинских университетов

    Учебное пособие
    Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.

Другие похожие документы..