Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Возбудителем заболевания являются Mycoplasma hominis, Mycoplasma genitalium и Ureaplasma urealiticum, которые представляют собой микроорганизмы, не и...полностью>>
'Урок'
Садко. 1 Звучащие картины. Садко. 13 Разыграй песню. Почему медведь зимой спит. 14 Пришло Рождество, начинается торжество....полностью>>
'Документ'
Вот и Сергей Смолянников, морской офицер-гвардеец, проходивший службу на Тихоокеанском флоте, на крейсере, носящем легендарное имя «Варяг», не подозр...полностью>>
'Документ'
Романенко Лариса Федорівна. Банківський маркетинг: теорія, методологія, організація: Дис. д-ра екон. наук: 08.06.02 / Міжнародний ін-т ринкових відно...полностью>>

Мировой экономики, управления и права (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Источник: расчеты автора на основании данных Статистического ежегодника Территориального органа ФС статистики по Тюменской области.

Проанализируем, как складывается структура и динамика сбережений населения Тюменской области в разрезе трех субъектов РФ: Ханты-Мансийского АО, Ямало-Ненецкого автономного округа, Юга области. В целом по Тюменской области в 2007 г. процент сбережений от дохода составил 29,10%, по сравнению с 2000 г. размер сбережений в процентах от дохода сократился почти на 70% (в 2000 г. размер сбережений в процентах от дохода составлял 45,51%). Это объясняется тем, что повышение уровня доходов населения сопровождалось ростом потребления.

Из анализа структуры сбережений очевидна тенденция улучшения инвестиционной активности населения: процент сбережений во вкладах и ценных бумагах вырос с 6,52% в 2000 г. до 16,49% в 2007 г., тогда как в 2006 г. – 22,62% – это по области в целом. В ХМАО этот показатель изменился с 4,5% до 16,61%, в ЯНАО – с 4,65% до 9,07% (в 2005 г.
в ЯНАО инвестиционная активность по вложениям была выше и составляла 12,13%, в 2006 г. – 10,70% от общего объема свободных денежных средств населения), на Юге области также отмечен рост этого показателя с 24,8% до 29,01% за соответствующий период, т.е. с 2000 г. по 2007 г., тогда как в 2006 г. инвестиционная активность по вложениям была выше – 39,21%. Более чем в 2 раза увеличились расходы на приобретение иностранной валюты и недвижимости в области: с 14,29% до 39,17% от объема сбережений домохозяйств. Произошло уменьшение процента свободных денежных средств на руках: ХМАО – с 81,95 % в 2000 г. до 46,00% в 2007 г., ЯНАО – с 84,39% в 2000 г. до 53,32% в 2007 г., Юг области – с 46,2% в 2000 г. до 22,22% в 2007 г. Как показывают результаты анкетных опросов, причиной сокращения доли сберегаемых денежных средств на руках на Юге Тюменской области является интенсивное развитие рынка кредита, в том числе потребительского кредита и ипотеки.

Основываясь на фактах, мы показали, что в Тюменской области инвестиционная активность населения растет: увеличился размер сбережений, направленных на инвестирование в ценные бумаги и на хранение на банковских счетах. Тем не менее, большая часть свободных денежных средств домохозяйств, как инвестиционный потенциал, остается на руках, что обусловлено экономическими причинами, прежде всего невысокими реальными денежными доходами. Вот почему задачу повышения инвестиционной активности населения в регионе мы связываем прежде всего с необходимостью создания благоприятных условий для вложения денег, гарантированностью их возврата и прибыльностью вложений. На данном этапе функционирования экономики региона главным в экономической политике является необходимость повышения реального уровня жизни, обеспечение стабильного дохода, рост которого должен быть соизмерим с темпами инфляции. Соответственно, повышение уровня доходов населения, качества жизни обусловит инвестиционную активность в регионе.

Л
итература

  1. Статистический ежегодник: Статистический сборник в 4-х ч. / Территор. орган ФС статистики по Тюменской области. – Тюмень, 2008.

  2. Управление инвестиционной деятельностью: учебник / Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова. – М. КНОРУС, 2005. – 384 с.

  3. Уровень жизни населения в Тюменской области (2000-2007): Статистический сборник в 2-х т. Т. 2. ХМАО-Югра, ЯНАО./ Территориальный орган ФС гос. статистики по Тюменской области. – Тюмень, 2008. – 359 с.

  4. Фролова И.В. Феномен регионального инвестиционного потенциала как элемента инвестиционного процесса // Региональная экономика: теория и практика. 2008, № 22 (79). С. 51-58.

М. В. Зуева, экономист УФПС Тюменской области – Филиал ФГУП «Почта России»

СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Современная теория городского стратегического управления активно развивается такими видными зарубежными учёными, как Д. Лэрнер, М. Портер, К. Шуссманн и другие [7, 9, 10].

В Европе разрабатывается теория стратегического управления городом примерно с середины 1990-х гг. В более ранний период подобные работы часто имели характер личных инициатив отдельных мэров. Так, например, столица Бава-рии Мюнхен (Германия), в которой шаг за шагом разрабатывались и реализовывались стратегические планы с 1960-х гг., что позволило ей восстановить разрушенную в послевоенное время практически до основания инфраструктуру и решить многочисленные проблемы в области жилья, транспорта и т.д.

В 1994 г. в рамках ассоциации “Евроситис” был реализован исследовательский проект по сбору и публикации стратегических документов ряда городов. 15 городов – Амстердам, Антверпен, Бирмингем, Бредфорт, Кельн, Копенгаген, Краков, Франкфурт, Лиссабон, Лион, Манчестер, Мюнхен, Ноттингем, Нюрнберг, Роттердам – разработали и представили документы о своей стратегии или политике реконструкции. Экономические стратегии развития этих городов имеют много общего со стратегиями предпринимательской деятельности. Города рассматриваются как важные "предприятия", а управление городом все больше основывается на инструментах менеджмента, применяемых в частном секторе.

Обобщая опыт указанных городов, можно констатировать, что основное содержание их стратегии составляет аналитический обзор сценариев развития на основе комплексной характеристики современного состояния, а также разработанного «эталонного образа» города с ориентацией на будущее.

Однако, в СССР с 1950-х гг. был накоплен значительный опыт в методологии планирования городов на уровне государства. Большой вклад в разработку методов народнохозяйственного долгосрочного планирования в советское время внесли такие ученые-экономисты, как Н.Т. Агафонов, В.В. Кистанов, М.А. Шафир и многие другие [1, 5, 8].

Однако теорию и методологию планирования советского периода следует рассматривать критически, поскольку произошедшая коренная перестройка структуры государственного управления обусловила ограниченность применения старых подходов в новых рыночных условиях. Отсутствие централизованного директивного планирования, разрушение отраслевых связей в экономике в результате распада СССР, а также демократизация власти и становление местного самоуправления – вот лишь некоторые факторы, свидетельствующие о необходимости разработки новых методологических подходов.

С начала 90-х гг. в научное обоснование теории и методологии стратегического планирования городов внесли существенный вклад российские ученые, такие как Б.М. Гринчель, Б.С. Жихаревич, В.Г. Леонтьев и другие [3, 5, 6].

Эти методы планирования и были применены целым рядом руководителей российских городов, например, Санкт-Петербурга (В.А. Яковлев), Омска (А.М. Стерлягов, Г.С. Айтхожина), Сургута (А.Л. Сидоров), Апатиты (М.И. Егорин, А.Н. Коновалов, Е.В. Кислицына), Красноуфимска (А.И. Стахеев), которые активно участвовали в разработке и практическом внедрении элементов науки о городском стратегическом планировании.

Таким образом, на современном этапе стратегическое планирование города, в отличие от советского периода, когда оно еще только формировалось и строилось на жестком административном государственном планировании и регулировании, основанном на принципах социалистической экономики, на современном этапе базируется на принципах самоуправления (самоорганизации), самостоятельности, самодеятельности населения.

Свидетельством активизации в России стратегического планирования городов и регионов является осознание необходимости городского стратегического планирования на государственном уровне. Принятый Государственной Думой 23 июля 1995 г. ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» предписал основные принципы планирования на государственном уровне и поставил во главу всех работ в сфере государственной плановой деятельности разработку системы прогнозов социально-экономического развития в целом по стране, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам – субъектам РФ. Это способствовало активизации исследований в сфере научного обеспечения прогнозно-аналитических работ на муниципальном уровне.

Появившийся вслед за ним ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 г. обеспечил достаточно прочную основу стратегии экономического развития города. Согласно этому закону экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Принятый 29 декабря 2004 г. градостроительный кодекс РФ характеризует устойчивое развитие территорий в таком виде, при котором обеспечиваются безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, охрана и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Данные направления можно считать основными ориентирами при выборе стратегии развития города. Экономическая стратегия является составной и наиболее значимой частью обобщающей стратегии социально-экономического развития города. Помимо экономической стратегии, могут существовать и другие “частные” стратегии – финансовая, социальная, градостроительная, экологическая и прочие виды стратегического планирования. Экономическая стратегия является при этом центральной, она трактует вопросы экономики города в целом, анализирует ее перспективы и рациональные направления развития.

Б.С. Жихаревич выделяет три уровня понятия экономической стратегии [4, с. 105]:

1) собственно экономическая стратегия (стратегия в узком смысле) – выраженное документально представление о желаемом будущем состоянии экономики города и о системе мер и ресурсов, используемых властями города для приближения этого будущего.

2) стратегический план экономического развития – комплект документов, включающий собственно стратегию и блок документов по ее реализации – набор стратегических программ и двухгодичный план мероприятий подразделений местной власти по реализации экономической стратегии, выражающие концепцию экономической политики.

3) механизм стратегического управления (экономическая стратегия как процесс) – система документов по стратегическо-му управлению, рассматриваемая в совокупности с организационными структурами и процедурами, задающими определенные, постоянно воспроизводимые схемы разработки, обсуждения, презентации экономической стратегии города и обеспечивающие реализацию стратегических целей и задач. Такой механизм предполагает, что в наличии имеются:

  • система рабочих групп, семинаров, советов, форумов, постоянно работающих над переосмыслением стратегии, ее пропагандой, контролем реализации стратегического плана;

  • база стратегической экономической информации, регулярно пополняемая и обновляемая за счет официальной статистики и периодических обследований, проводимых по единой методике;

  • сосуществующие и взаимодополняющие версии текстов экономической стратегии, включая презентационные публикации на нескольких языках, модифицированные для разных групп читателей и рабочие документы местной власти распорядительного характера.

Таким образом, экономическая стратегия – многозначное понятие, в самом широком смысле, охватывающее описание собственно экономической стратегии, стратегического плана и механизма стратегического управления.

Экономическая стратегия задает рамки для реализации многочисленных программ, направленных на экономическое развитие города и осуществляемых местными властями в сотрудничестве с разнообразными организациями и общественностью города.

Экономическая стратегия призвана:

  • обеспечить единое понимание происходящих изменений в экономике города;

  • создать рамочные условия для диалога и контактов по поводу развития города между властями, руководителями предприятий, представителями бизнеса, инвесторами, застройщиками, объединениями жителей, общественными организациями;

  • укрепить эффективное сотрудничество федеральных, муниципальных, частных и общественных организаций в реализации инициатив и проектов по развитию города.

Стратегия служит следующим главным целям:

  • очертить современное состояние и возможное будущее экономического комплекса города и посредством организованного процесса обсуждений соответствующим образом задать ориентиры для городских властей и всех иных организаций, действующих в сфере экономического развития;

  • стимулировать открытый диалог и сотрудничество городских властей с представителями предпринимательства и всеми общественными силами города в деле инициирования и реализации долгосрочных масштабных проектов экономического развития;

  • укрепить имидж города и репутацию городских властей, как открытых для диалога и сотрудничества.

Другими словами, стратегия представляет собой средство для ведения диалога по вопросам экономического развития и инструмент для разработки и реализации инициатив в городе.

Стратегия имеет индикативное значение, она указывает направления, помогает сориентироваться предпринимателям и инвесторам. В создании и реализации этой стратегии местная власть играет роль инициатора и катализатора. Стратегия готовится на базе широких консультаций как с различными комитетами внутри городской администрации, так и с внешними организациями. Сама система консультаций и обсуждений в процессе подготовки стратегии представляет собой особую ценность, поскольку служит достижению целей разработки стратегии.

Стратегия излагает необходимые действия следующим образом:

  • о
    писывается сегодняшнее состояние экономического комплекса города путем анализа преимуществ и недостатков как экономики в целом, так и отдельных кластеров и отраслей. Понимание сравнительных преимуществ и недостатков позволяет заглянуть вперед и критически оценить будущее;

  • формулируется перспективное видение экономики города на ближайшие 10 лет и далее. Это видение включает, обычно, ряд бесспорных элементов – высокий жизненный стандарт, основанный на высокой производительности труда, рост занятости, диверсифицированная сильная экономика, хорошее качество жизни;

  • определяются основные цели и приоритеты экономического развития и направления, по которым власти могут улучшить деловой климат и ускорить экономический рост, формулируются объективные измерители для фиксации степени реализации поставленных задач;

  • формулируются принципы реализации стратегии, улучшающие способность властей добиваться целей развития эффективно и с минимальными затратами.

Американский специалист в области планирования политики Бенвенисте Гай отмечает, что «экономическая стратегия необходима как самой городской администрации для согласования действий отдельных комитетов и выбора приоритетных направлений распределения средств, так и для хозяйствующих субъектов города и внешних инвесторов, принимающих решения о своем раз­витии на перспективу и выдвигающих долго­срочные проекты» [2, с. 304].

Для администрации стратегия – это план действий, для городской экономики и общественности – это ориентир при принятии решений, это контекст и повод для широких экономических дискуссий, помогающих укрепить местный патриотизм и поддержать тонус экономики.

Таким образом, экономическая стратегия развития города есть комплексный процесс изменений в городской экономике, направленный на улучшение качества жизни городского сообщества, управляемый органами городского самоуправления при привлечении всех прочих заинтересованных сторон, определяющий общее направление экономики города.

Литература

  1. Агафонов Н.Т. Территориально-производственное комплексное образование в условиях развитого социализма. – Л.: Наука, 1983. – 31 с.

  2. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. – М.: Прогресс, 1990. – 304 с.

  3. Гринчель Б.М., Костылева Н.Е. Налоговая система и коммунальные финансы в Германии. – СПб: Институт ЕВРОГРАД. – 1994. – 60 с.

  4. Жихаревич Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. – СПб.: ИСЭП РАН, 1995.

  5. Кистанов В.В. Комплексное развитие и специализация экономических районов СССР. – М.: Наука, 1968. – 283 с.

  6. Леонтьев В.Г. Экономические методы управления городским хозяйством. СПб: Изд-во СПбИЭИ, 1992. – 107 с.

  7. Портер М. Конкуренция. – М.: ИД «Вильяме», 2000. – 77 c.

  8. Шафир М.А. Административно-территориальное устройство и задачи комплексного экономического и социального развития. – М.: Мысль, 1981. – 171 с.

  9. Larner D. Bradford’s Economic Development Strategy. In: Urban Economic Development and Regeneration. Volume II. A publication of Eurocities, Economic Development and Regeneration Committee. Brussels. – 1994. – p. 28-37.

  10. Schussmann. K. Structural change, urban strategies and European Union policies. In: Urban Economic Development and Regeneration. Volume I. A publication of Eurocities, Economic Development and Regeneration Committee. Brussels. – 1994. – p. 15-34.

Т. А. Иванычева, к.с.н., доцент каф. НЭМ, декан ЭФ ТГАМЭУП

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Организационная культура предприятия исторически имела, скорее, неявно выраженный характер, но в последнее время возобладала тенденция признания ее важной роли ввиду влияния, которое она оказывает на повышение эффективности функционирования предприятия.

Основу организационной культуры предприятия составляет ее коллектив – люди с их индивидуальным пониманием действительности и поведением, которые являются наименее познанными элементами хозяйственной жизни. Людям с различными культурными установками требуется больше времени для установления взаимопонимания, чем людям из одного культурного окружения: им требуется больше времени для того, чтобы у них появилось желание открыто разговаривать друг с другом, делиться идеями и понимать друг друга. На этом фоне актуальной становится разработка концепции культуры фирмы как явления, позволяющего преодолевать проблемы, возникающие в организации, способствующего поддержанию благоприятного климата внутри нее.

Зарубежные исследователи давно придают значение такому явлению, как организационная культура предприятия, предполагая, что в ней заложен большой потенциал для развития самой компании [1]. Анализ зарубежного опыта подтверждает, что и в российских предприятиях необходимо формирование нечто общего, что объединяло бы сотрудников в единый механизм, работающий на достижение поставленных целей и задач. Отечественные исследователи, руководители многих отечественных предприятий и фирм начинают осознавать тот факт, что управление фирмой не будет эффективным без освоения и использования возможностей и средств организационной культуры [4].

Исследования феномена культуры организации в России стали актуальны лишь к началу 90-х гг. ХХ в. Научные разработки последнего десятилетия позволяют констатировать развитие различных научных направлений исследования организационной культуры: социально-психологическое, управленческое, институциональное, социально-экономическое, правовое [5].

Организационная культура предприятия возникает под воздействием, общественных запросов и потребностей лиц, занятых трудовой (предпринимательской) деятельностью. Прежде всего, необходимо было закрепление и передача накопленных ценностей, опыта, поэтому генезис и развитие культуры и, как следствие, организационной культуры идут как целостный процесс с усвоением и сохранением ценностей прошлого, трансформацией и обогащением их в настоящем и передачей этих ценностей как исходного материала для культуры будущего. Политические и экономические изменения в жизни общества потребовали и изменения норм, ценностных установок в деятельности предпринимателей. Процесс культурной эволюции благоприятствовал тем группам, чьи (основанные на традициях) правила поведения способствовали адаптации к современным рыночным условиям.

Прогресс науки и техники, широкое внедрение информационных и телекоммуникационных технологий резко изменили облик производства и его социокультурную среду, повлекли за собой существенные изменения в культуре труда и предпринимательства [6]. Следовательно, в современном обществе встает вопрос о необходимости формирования специфической постиндустриальной организационной культуры предпринимательства, что обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, в XXI веке и сами ценности и нормативная система культуры предпринимательства все больше усложняются, на первый план выходят те ценности, которые в позднюю индустриальную эпоху были на периферии культуры. Во-вторых, в постиндустриальном обществе главная ценность – человек с его знаниями, квалификацией, творчеством, умением. Постиндустриальная культура предпринимательства связана с изме­нением базовых мотиваций деятельности и появлением нового смыс­ла профессионального труда – из абстрактной деятельности и способа зарабатывать деньги он стал превращаться в форму самовыраже­ния. Человек относится к профессии как к возможности реализации творческого, личностного потенциала. В-третьих, процессы глобализации ведут к установлению новой формы социальной организации, основанной на информационных культурных стереотипах. Повышение экономической значимости научных и информационных продуктов породило и новую схему экономических отношений: фундаментальные научные исследования – создание технологических и технических инноваций – производство товаров и услуг на основе передовых технологий – распространение товаров, услуг.

Следовательно, социокультурные, политические и экономические условия требуют переориентации предпринимателей на инновационность, непрерывность образовательного процесса в их деятельности, способствующих развитию организационной культуры.

Выявление характеристик организационной культуры с позиции рассмотрения ее как образцов поведения сотрудников возможно с помощью экспертных методов, где отличительной особенностью этой группы методов – использование в качестве источника информации субъективных мнений, предположений, оценок, высказанных экспертами в ходе проведения социологических опросов. Отметим, что сфера использования экспертных методов: отсутствие или недостаточное количество статистических данных об объекте; объект исследования чрезвычайно сложен для формализации и достаточно велик фактор неопределенности, связанный с будущим состояние прогнозного фона.

В течение 2006-08 гг. автором был проведен опрос-интервью, в ходе которого предполагалась самостоятельная твор-ческая работа экспертов – руководителей промышленных компаний Тюменского региона в определении роли и значении организационной культуры на предприятии. Так, по мнению некоторых экспертов: «организационная культура это не просто внутренний климат коллектива, а совместная работа людей, их отношение друг к другу, к обязанностям, своей деятельности в организации»; «понимание оргкультуры способствует формированию морально-этических ценностей, чувству социальной защищенности, созданию фирменного стиля, способствует социальному партнерству в организации, …от культуры организации зависит поведение сотрудников»; «нужно знать ценности, традиции, обычаи организации, для того чтобы применять эти знания в работе компании» и «…суметь предвидеть возможное поведение работников в организации».

Экспертами отмечается, что «изучение организационной культуры необходимо для того, чтобы понять поведение людей внутри организации, их взаимоотношения, механизмы регулирования отношений между сотрудниками»; «руководители должны сформировать такой психологический климат в своей организации, где будет комфортно работать всем сотрудникам. Организационная культура – это уникальный образ орудия, отличающий ее от других»; «…форми-рование оргкультуры является залогом эффективности и успешности»; «с помощью организационной культуры можно организовать устойчивую систему управления, организовать коллектив и выработать свой единственный и неповторимый стиль своей компании, что, несомненно, привлечет клиентов».

Таким образом, организационную культуру, на взгляд автора, рассматривать необходимо как философию и идеологию управления, где ценностные ориентации, верования, ожидания и нормы, лежат в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами. Учитывая вышеизложенное, отметим один из важных аспектов организационной культуры – процесс ее формирования на предприятии.

Одна из основных проблем, решаемой в теории организации в направлении формирования организационной культуры, заключается, по мнению автора, в противоречии между интеграцией знания, влияющего на организационную культуру, его трансляцией и дифференциацией на уровне индивидуального сознания. Следовательно, необходимо обратиться к понятиям «контекст» и «конструирование», которые могут раскрыть сущность механизма формирования организационной культуры на предприятии.

Исследования контекстности отражены в работе И.Д. Фрумина, который даёт следующее определение: «под контекстом ... будем понимать все те слои реальности, которые вместе задают смысл происходящего..., а личность не является пассивным изолированным получателем знания, она конструирует своё собственное знание в определённом контексте»[8, с. 15].

П
онятие «контекст» в области межличностной коммуникации рассматривается Д.Б. Бережновой:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мировой экономики, управления и права (2)

    Книга
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 2 (4) [Текст]: научно-аналитический журнал (издается с 2007 г.). Серия «Право». Тюмень: Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права (ТГАМЭУП), 2008.
  2. Косякова Наталья Ивановна, декан юридического факультета Института экономики, управления и права рггу, доктор юридических наук, профессор 11. 30-14. 30 доклад

    Доклад
    начальник Организационно-аналитического управления Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
  3. Институт экономики, управления и права

    Семинар
    План статьи В. Каганского «Советское пространство – наше богатство» (Русский Журнал, 20 августа 2004 года, http: www.russ.ru/culture/20040820_kag.html)
  4. Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 080103 «Национальная экономика», 080102 «Мировая экономика», 080507 «Менеджмент организаций» Тюмень 2007

    Учебно-методический комплекс
    СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 080103 «Национальная экономика», 080102 «Мировая экономика», 080507 «Менеджмент организаций».
  5. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины сдм. 02 Валютная политика государства для подготовки магистров по направлению 080100. 68 «Экономика» факультет экономики, управления и права

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 521600 Экономика, степень – магистр экономики, утв.

Другие похожие документы..