Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Підлітковий і юнацький вік є перехідними періодами від залежного дитинства до відповідальної і самостійної дорослості. Це досить тривалий етап (від 1...полностью>>
'Программа'
Рабочая программа составлена на основе программы курса для студентов специальности 1-25 01 07 “Экономика и управление на предприятии”, утвержденной ре...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс «Управление рекламной деятельностью предприятий торговли» составлен в соответствии с требованиями Государственного образ...полностью>>
'Образовательный стандарт'
1.1 .Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2 № 686 “Об утверждении государственных образовательных с...полностью>>

Мировой экономики, управления и права (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В Отчете по глобальной конкурентоспособности в 2006 г. страны оценивались на базе двух основных рейтингов. В одном из них, Индек­се глобальной конкурентоспособности (GCI – описывает здоровье эко­номики и перспективы роста в среднесрочной перспективе), Россия занимала 62-ю позицию, что на 9 строк ниже, чем в предыдущем году. В другом, Индексе конкурентоспособности для бизнеса (ВС1 – показы­вает уровень производительности, которого могут достичь компании и отрасли), Россия заняла 71-е место, потеряв 9 позиций.

Международная и региональная конкуренция рассматривается в качестве инструмента в борьбе за место в мирохозяйственной системе, как механизм повышения эффективности региональной и национальной экономики. Не случайно общей тенденцией последнего периода стал переход многих стран к стратегии открытости, к углублению ориентации на мировой рынок.

Региональный бизнес постепенно адаптируется к рыночным условиям и конкурентоспособность выпускаемой продукции во многих российских регионах становится реальностью для участников отечественного бизнеса на внешнем рынке. Конкуренция же между российской и мировой продукцией существовала всегда. Особенность нынешней ситуации заключается лишь в том, что зарубежным фирмам противостоит теперь не единый соперник в лице советского государства, а отдельные российские производители.

Мирохозяйственные позиции любого региона в России определяются в первую очередь их конкурентоспособностью. Для российских регионов, заметно отставших от мировых лидеров, задача повышения конкурентоспособности на всех уровнях, без преувеличения, становится первоочередной. Какой бы внешнеэкономической политики в перспективе ни придерживалось государство – экспортоориентированной, импортозамещающей либо сочетающей то и другое направление, ее успех будет определяться в первую очередь успехами в деле повышения конкурентоспособности.

Экономический рост, удержание и расширение отечественными производителями рынков сбыта внутри страны и за рубежом окажутся под вопросом, если российские товары и услуги по ценам и качеству будут несопоставимы с зарубежными.

На международном уровне в основе сравнительных преимуществ предприятий стран-продавцов лежит интенсивность использования имеющихся ресурсов и усилия (объем и степень квалификации) предпринимателей по формированию конкурентных преимуществ, а не различная наделенность факторами производства, как это считает неоклассическая теория международной торговли.

В

открытой экономике «предприятие считается конкурентоспособным в международном плане, если оно может выжить в борьбе с иностранными конкурентами без государственной протекции»1. Кроме того, оно должно быть в состоянии успешно отражать удары конкуренции и эффективно реагировать на действия конкурирующих предприятий. Конкурентоспособное российское предприятие должно быть достаточно гибким и уметь приспосабливаться к изменениям внешних и внутренних экономических условий. Это относится как к экспортирующим предприятиям, испытывающим международную конкуренцию на иностранных рынках, так и к национальным предприятиям, сталкивающимся с конкуренцией импортных товаров на местных рынках. Однако говорить об абсолютной конкурентоспособности нельзя, поскольку она может оцениваться только в сравнении с другими конкурентами.

Так что же мешает собственникам и руководству российских регионов разрабатывать и реализовывать эффективные конкурентные стратегии?

Здесь можно выделить следующие основные факторы:

  • конкурентные преимущества российских регионов практически не основываются на таких факторах, как передовые технологии и квалификация рабочей силы;

  • невысокое качество продукции;

  • макроэкономические факторы;

  • проблемы, связанные со стратегическим управлением.

В то же время в гораздо меньшей степени конкурентные преимущества России основываются на таких факторах, как передовые технологии и квалификация рабочей силы.

Развитие новейших технологий сопровождается серьезными структурными изменениями в экономике – происходят подвижки в относительной конкурентоспособности отдельных секторов национальной экономики и подотраслей внутри той или иной отрасли, а также в соотношении уровней конкурентоспособности регионов, стран, наций. В новой технологической среде размещение производственных мощностей во все меньшей степени зависит от относительных трудовых затрат (доля последних в издержках, вероятно, сократится до уровня 5% и ниже)2.

Качество человеческого потенциала. В современную эпоху, характеризуемую как эпоху широкого применения знаний, возрастающее значение стал приобретать уровень образования занятых в производстве рабочих, служащих и менеджеров.

В России было проведено несколько исследований, касающихся роли качества человеческого потенциала в рыночной экономике. Был выведен индекс развития человеческого потенциала по странам, который «представляет собой среднюю арифметическую трех индексов: ожидаемой продолжительности жизни / уровня образования / ВВП на душу населения (в долларах, по паритету покупательной способности)»3.

Под устойчивым развитием человеческого потенциала понимается процесс непрерывного сбалансированного расширения человеческих возможностей, адаптирующихся к изменениям внешнего мира в условиях свободы выбора. В принципе экономические и социальные предпосылки реализации потенциала человека могут быть весьма разнообразными и меняться на протяжении его жизни. Но основополагающими константами признаются три главные возможности, связанные с долголетием и здоровьем, образовательным и профессиональным ростом, а также с поддержанием достойного уровня благосостояния.

Рабочая сила в переходной экономике все больше становится товаром. Поэтому рыночный стандарт поведения, кото-рому присуще инвестирование в «человеческий капитал», начинает проявляться и в малом бизнесе, в частности у тех руководителей, которые ориентированы на развитие1. Эта тенденция находит отражение в политике заработной платы.

Неблагоприятное влияние могут оказывать и другие отдельные макроэкономические факторы, влияющие на конкурентоспособность российских регионов. Эти факторы представляют собой элементы экономической и социальной политики государства.

Валютный фактор. Одной из проблем измерения участия любой страны в международном разделении труда является проблема заниженного курса национальной валюты. В результате происходит стимулирование экспорта и удорожается импорт.

Значение издержек производства и, в частности проблема уровня цен на энергоносители в России. В силу наличия определенных условий на отдельных сегментах мирового рынка иногда возникают отклонения цен, действующих на определенные товары на данных сегментах внутренних рынков, от мировых цен.

Экологический фактор. В последние годы важное значение в обеспечении международной конкурентоспособности товаров приобретает экологический фактор. Более жесткие экологические стандарты, возрастающие требования к качеству товара и одновременно более острая конкуренция на мировом рынке заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнения в комплексе с экологическим самоконтролем. Экологическая политика все более активно реализуется в экономической стратегии развитых стран и крупных компаний.

В условиях российского бизнеса, проблема выживания в условиях конкурентного рынка становится одной из основных для отечественных компаний, а от того, какими методами – «добросовестной или недобросовестной конкуренции» – она будет решаться, зависит и восприятие российского бизнеса на Западе.

Региональная и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар. Конкурентоспособность российской промышленности – это главный символ преобразований в экономике. Это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.

В условиях роста экономики, находящегося в сильной зависимости от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, с одной стороны, и необходимости решения проблемы повышения конкурентоспособности, с другой – ускорение процессов региональной интеграции становится главной задачей. Одним из способов повышения конкурентоспособности является более глубокая экономическая интеграция со странами СНГ. Действительно, по мере того, как происходит становление собственной государственности, у стран СНГ уменьшаются опасения, что интеграция может повлечь за собой подрыв их суверенитета. Возможности расширения поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались постепенно исчерпанными. До сих пор «потенциал же увеличения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности стран СНГ и жесткой конкуренции на мировых рынках»2.

В России имеются все необходимые предпосылки для создания конкурентоспособной по качеству и ценам на мировом рыке продукции. Однако дальнейшее укрепление экспортного потенциала тесно связано с решением общих проблем экономического развития России, осуществлением мероприятий по улучшению торгового, страхового и кредитного сервиса, совершенствованием условий для проведения НИОКР и внедрения их результатов в конкретную технологию производства.

Кроме того, в условиях укрепления рыночного механизма становится актуальным установление сбалансированности уровня национальной и региональной конкурентоспособности. А это, в свою очередь, возможно на основе исследования закономерностей формирования и развития процесса конкурентоспособности всех уровней, структур, внешних и внутренних связей региональной экономики, анализа и оценки экономического потенциала.

Понятие «конкурентоспособность регионов» является наиболее общей категорией, объединяющей конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей экономики, характеризующей положение региона на внутреннем рынке и обеспечивающей предпосылки для укрепления позиций России в условиях экономической глобализации.

Литература

  1. Абдураимов Ю.В., Тимошенко В.П. Власть и проблемы регулирования предпринимательства: Науч. докл. / РАН. Урал. отд-ние. Ин-т истории Урал. акад. гос. службы. Екатеринбург: Екатеринбург, 1998.

  2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

  3. Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Экономист. 1997. № 10.

  4. Гельвановский М.И., Жуковская В.М., Трофимова И.Н., Чертко Н.Л. Национальная конкурентоспособность: понятие, факторы, показатели// Вопросы статистики. 1999. № 12.

  5. Докторович А. Смысл и методика расчета индекса развития человеческого потенциала//Российский экон. ж-л. 2001. №8.

  6. Левшина О.Н. Современные методы обеспечения конкурентоспособности в предпринимательстве. – М.: Юриспруденция, 2008.

А. В. Жидкова, ст. преподаватель каф. экономики и МХС ТГАМЭУП

ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА

Инвестиционная деятельность регионов в Российской Федерации представляет особенный интерес. Стимулирование инвестиционной деятельности необходимо для устойчивого развития экономики. Инвестиции в регионе представляют своего рода индикатор состояния экономической системы и являются катализатором роста благосостояния, следовательно, исследования в данной сфере являются актуальными на сегодня. Тюменская область занимает значимое положение среди регионов Российской Федерации как по уровню экономического развития, так и в инвестиционных потоках. Инвестиционная привлекательность Тюменского региона признается рядом рейтинговых агентств: «Юниверс», «РА-Эксперт», Экспертный институт (Россия) и Центр по изучению России и Восточной Европы Университета Бирмингема (Великобритания) и др. Инвестиционный процесс региона – многоэлементная структура, что предполагает комплексное изучение всех элементов в их диалектической взаимосвязи.

Инвестиционный процесс обеспечивается при наличии инвестиционного климата, инвестиционной привлекательности, составляющей которой является инвестиционный потенциал, развитая информационная инфраструктура, инвестиционная политика региона. Сбалансированное поступательное развитие региональной экономической системы предполагает позитивные изменения в каждом из составляющих ее элементов, важная роль среди которых принадлежит инвестиционной подсистеме. Региональный инвестиционный потенциал в качестве объекта исследования выступает непосредственной частью инвестиционной подсистемы региона, но в процессе своего формирования и реализации захватывает также и другие подсистемы, а именно: производственную, финансовую, инфраструктурную и др. Инвестиционный потенциал является одной из составляющих инвестиционной привлекательности. Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья». Потенциал страны или региона в своей основе – характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами про­изводства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой, накопленным национальным богатством и т.п.), а также состоянием потребительского спроса на­селения и др.

И
нвестиционный потенциал региона определяется на основе экономического потенциала путем снижения области с общеэкономической до исключительно инвестиционной. Итак, инвестиционный потенциал региона может быть определен как совокупность инвестиционных средств, ресурсов и их источников и объектов, имеющихся в наличии и которые могут быть мобилизованы, привлечены и использованы для достижения определенных инвестиционных целей региональной экономической системы. В определении инвестиционного потенциала интегрируются подлежащие вложению средства и ресурсы, источники данных ресурсов и собственно объекты вложения средств, которые должны принести в будущем соответствующую отдачу, которая, как правило, и является целью инвестиционной деятельности.

Под инвестиционным климатом понимается среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Инвестиционный климат формируется под воздействием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяющих степень инвестиционных рисков. Инвестиционный климат не только связан с инвестиционной политикой региона, но и определяется ею. Рейтинговые оценки инвестиционного климата определяются на стыке потенциала и риска.

При накоплении инвестиционного потенциала в процессе привлечения инвестиций политика входит в инвестиционный климат, так как определяет немаловажную часть условий инвестирования в экономику региона, в том числе политические риски инвесторов. Инвестиционный климат подвержен влиянию различных факторов, тогда как инвестиционная политика представляет активный элемент инвестиционного процесса. Инвестиционная политика влияет на условия ре-ализации инвестиционного потенциала, именно политика представляет собой основной источник формирования клима-та, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, так как направленное управление и регулирование экономики региона, в том числе инвестиций, происходит путем законодательных и политических воздействий на экономику.

Региональная инвестиционная политика должна быть направлена на повышение инвестиционной привлекательности, способствовать инвестиционному процессу и притоку отечественных и иностранных инвестиций, таким образом, она в состоянии значительно увеличить уровень инвестиционного потенциала региона.

Достижение цели устойчивого развития экономики путем активизации инвестиционного процесса возможно при создании условий для роста финансовых накоплений в реальном секторе, повышении инвестиционной активности всех субъектов экономики. Основой для притока инвестиций в экономику являются, с одной стороны, благоприятный инвестиционный климат, с другой – включение механизма устойчивых мотиваций к долговременному вложению средств, связанному с использованием как собственно рыночных мер (развитие конкуренции, ограничение монополизма, обеспечение возможности прибыльного вложения капитала в производство, его свободного перелива между отраслями и регионами), так и мер по целенаправленному государственному регулированию инвестиционной деятельности. Реализация инвестиционного потенциала региона осуществляется различными экономическими субъектами. В данной статье автор проводит анализ инвестиционного потенциала и инвестиционной активности населения Тюменской области как одного из экономических субъектов региона. Регулирование инвестиционной активности домохозяйств, изучение их инвестиционного потенциала, является одной из приоритетных задач региональной инвестиционной политики. Поэтому в данной статье мы сфокусировали внимание на этом субъекте.

Показатель «совокупная покупательная способность денежных доходов населения» в концентрированном виде аккумулирует в себе как изменения собственно номинальных денежных доходов населения, так и изменения цен на основные товары и услуги, необходимые для сохранения здоровья и обеспечения его жизнедеятельности. Результатом является показатель остатка средств в виде личных сбережений, которые граждане либо вкладывают в ценные бумаги предприятий, либо хранят на рублевых и валютных счетах в банках, либо покупают валюту, часть сбережений остается на руках. Под инвестиционным потенциалом домохозяйств мы будем понимать часть свободных денежных средств населения, т.е. ту часть, которая остается за вычетом из доходов всех расходов, в том числе всех обязательных платежей, налогов, взносов. Под экономической активностью будет пониматься та часть денежных средств от всего размера сбережений домохозяйств, которая «работает» на экономику, т.е. деньги, которые хранятся на банковских вкладах и которые инвестированы в ценные бумаги.

Основываясь на данных Госкомстата по Тюменской области (в разрезе: Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Юг области), структура сбережений домохозяйств имеет следующий вид (см. табл.).

Структура сбережений населения Тюменской области

Годы

Объем

сбережений, млн.руб.

%

от дохода

Накопления во вкладах

и ценных бумагах, в %

от объема сбережений

Другие расходы, в т.ч. покупка иност-ранной валюты, приобретение недвижимости, в % от объема сбережений

Остаток на руках, в % от объема сбережений

Тюменская область

2000

86960,7

45,51

6,52

14,29

79,19

2001

126628,3

45,77

8,42

14,59

76,99

2002

136058,0

40,63

8,37

18,41

73,22

2003

150191,3

36,15

15,41

16,53

68,06

2004

142054,2

29,44

12,69

18,96

68,35

2005

152772,4

26,44

16,45

18,69

64,87

2006

203392,1

32,76

22,62

35,92

41,46

2007

118510,0

29,10

16,49

39,17

44,33

ХМАО

2000

56643,4

51,93

4,50

13,55

81,95

2001

83030,8

51,60

6,01

14,28

79,71

2002

84121,3

45,36

5,87

17,77

76,34

2003

86397,4

38,59

12,62

14,29

73,09

2004

81858,9

31,15

11,56

16,05

72,39

2005

88924,1

28,68

15,39

15,84

68,77

2006

111426,0

34,98

17,95

23,53

58,52

2007

70381,8

31,30

16,61

37,38

46,00

ЯНАО

2000

22219,2

49,23

4,65

10,95

84,39

2001

32756,4

50,79

7,69

11,13

81,18

2002

37954,5

47,01

5,66

14,82

79,53

2003

43333,5

44,20

11,20

12,71

76,08

2004

46888,7

39,89

8,61

13,94

77,45

2005

43308,5

32,12

12,13

14,71

73,16

2006

60717,4

45,72

10,70

28,85

60,45

2007

40189,5

45,20

9,07

33,18

53,32

Юг области

2000

7998,1

21,70

24,80

28,99

46,20

2001

10841,1

21,13

29,07

27,43

43,50

2002

13982,2

20,32

30,72

32,00

37,28

2003

20460,2

21,85

36,07

34,09

29,84

2004

13306,6

13,02

34,02

54,56

11,42

2005

20539,8

15,44

30,10

39,41

30,48

2006

31248,7

18,44

39,21

55,38

5,40

2007

7938,7

16,20

29,01

48,77

22,22



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мировой экономики, управления и права (2)

    Книга
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 2 (4) [Текст]: научно-аналитический журнал (издается с 2007 г.). Серия «Право». Тюмень: Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права (ТГАМЭУП), 2008.
  2. Косякова Наталья Ивановна, декан юридического факультета Института экономики, управления и права рггу, доктор юридических наук, профессор 11. 30-14. 30 доклад

    Доклад
    начальник Организационно-аналитического управления Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
  3. Институт экономики, управления и права

    Семинар
    План статьи В. Каганского «Советское пространство – наше богатство» (Русский Журнал, 20 августа 2004 года, http: www.russ.ru/culture/20040820_kag.html)
  4. Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 080103 «Национальная экономика», 080102 «Мировая экономика», 080507 «Менеджмент организаций» Тюмень 2007

    Учебно-методический комплекс
    СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 080103 «Национальная экономика», 080102 «Мировая экономика», 080507 «Менеджмент организаций».
  5. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины сдм. 02 Валютная политика государства для подготовки магистров по направлению 080100. 68 «Экономика» факультет экономики, управления и права

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 521600 Экономика, степень – магистр экономики, утв.

Другие похожие документы..