Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится 08 ноября 2007 г. в 11.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.074.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени д...полностью>>
'Документ'
По ту сторону границы: «Чужие» в культуре (мифологии, фольклоре, литературе). Доклад Натальи Викторовны Выжлецовой (Перекатиевой), кандидата культурол...полностью>>
'Документ'
Проблемы и перспективы развития управления проектом 14. Организация и осуществление проектом 15. Инновационный проект и его особенности 1 ....полностью>>
'Документ'
В.Гоголя) Капитанская дочка (по повести А.С.Пушкина) Овод (по роману Э.Л.Войнич) Руслан и Людмила (по поэме А.С.Пушкина) Ревизор (по комедии Н....полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 07 «Территориально-рекреационные системы Северного Кавказа» Для специальности 020401 География

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Работа с конспектами лекций

Знакомство с университетской системой образования происходит уже на первой лекции, где от вас требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. Чтобы грамотно его составить, а затем - с максимальной пользой использовать, вы должны знать о видах читаемых вам лекций. Вообще «лекция» (от лат. «lectio» - чтение) представляет собой систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки. Различают лекции учебные и публичные. Учебная лекция - одна из основных форм учебного процесса и один из основных методов преподавания в вузе.

Первые лекции появились в средневековых университетах и применялись просто для чтения и комментирования преподавателем текста какой-либо книги. С развитием образования понятие лекции изменялось и расширялось, но никакие научно-технические новинки не смогли вытеснить ее как метод обучения. В курсе гуманитарного образования на лекции до сих пор отводится 50-60 % учебного времени. Секрет такого подхода прост: преподаватель передает вам не просто знания (для этого, согласитесь, можно просто распечатать и раздать вам текст его лекций), - он передает свое мировоззрение, свой научный подход. Слушая лекции разных преподавателей, вы находитесь под влиянием различных мировоззренческих подходов и разных научных школ, и ваше образование становится многогранным, гармоничным. Поэтому именно непосредственный контакт студента и преподавателя формирует личность будущего специалиста.

Обычный вузовский курс (в котором последовательно излагается материал по учебной программе) включает следующие виды лекций.

1. Вводная лекция, где автор дает общие представления о дисциплине, ее предмете и объекте, определяет цели и задачи курса, методологию и методы, периодизацию дисциплины, рекомендует литературу, дает ее критический анализ. Ценность таких лекций для студентов состоит не только в содержании. Преподаватель на конкретном примере своей дисциплины показывает, как нужно обобщать, выделять основное в научном исследовании. По структуре такие лекции совпадают с разделом «Введение» в ваших курсовых и дипломных работах, этому могут служить своеобразным ориентиром в их написании.

2. Текущие лекции по конкретным темам курса, которые также разделяются на виды. Преподаватель может вас просто ознакомить с новой темой, выделить основные моменты, объяснить причинно-следственные связи, сделать выводы, - это обычный вариант лекции. Как правило, она не вызывает затруднений в конспектировании.

Вместе с этим вам может быть прочитана «проблемная» лекция по какому-либо дискуссионному вопросу, на которой приводятся точки зрения и аргументы различных ученых, дается их критический анализ. Это более сложный вариант лекции для студентов, так как предполагается, что они уже владеют фактическим материалом и основными понятиями. Поэтому без усвоения уже пройденного материала вам будет сложно понять обсуждаемую проблему (можете понять ее не полностью или неверно). Это, в свою очередь, не позволит вам правильно законспектировать лекцию и затем использовать записи при подготовке к экзамену.

Наиболее сложна для записи лекция-дискуссия (разновидность «проблемной» лекции), так как студенты одновременно должны следить и за мыслью преподавателя, и участвовать в диалоге, в который сознательно вовлекаются лектором, и успевать делать записи. Наиболее распространенная ошибка в этом случае - прекращение конспектирования. Если такое произошло, сразу после лекции восстановите в памяти ее содержание и обязательно сделайте записи (в учебнике эту тему в «проблемном» варианте вы не найдете). Такой вид лекции стимулирует ваши мыслительные способности, ориентирует на правильное конспектирование и отучает от записи «под диктовку», что бывает свойственно первокурсникам.

3. Заключительная лекция, в которой преподаватель делает общие выводы по прочитанной дисциплине, характеризует итоги и результаты, определяет тенденции, анализирует перспективы. Такая лекция поднимает ваши знания на более высокий, методологический, уровень. Кроме этого, структура заключительной лекции, логика и стиль изложения материала могут стать своеобразным образцом для написания раздела «Заключение» в ваших курсовых и дипломных работах.

4. Установочные (характерны для заочного и вечернего обучения в качестве введения в дисциплину) и обзорные лекции (применяются для повторения и обновления материала перед государственными экзаменами). Как правило, в них проводится обобщение, выделяются наиболее важные или спорные аспекты изучаемой дисциплины.

Таким образом, при работе с конспектом лекции нужно учитывать ее разновидность. Одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая вам понять глубинные процессы развития государства и права, политико-правовой мысли как в истории, так и в настоящее время. Несмотря на наличие разных видов лекций, можно дать несколько общих советов по их конспектированию и дальнейшей работе с записями.

1. Не забывайте, что ваш конспект должен легко восприниматься зрительно (чтобы максимально использовать «зрительную» память), поэтому он должен быть аккуратным. Выделите заголовки, отделите один вопрос от другого, соблюдайте абзацы, подчеркните термины.

2. При прослушивании лекции обращайте внимание на интонацию лектора и вводные слова «таким образом», «итак», «необходимо отметить» и т.п., которыми он акцентирует наиболее важные моменты. Не забывайте помечать это при конспектировании.

3. Не пытайтесь записывать каждое слово лектора, иначе потеряете основную нить изложения и начнете писать автоматически, не вникая в смысл. Техника прочтения лекций преподавателем такова, что он повторяет свою мысль два-три раза. Постарайтесь вначале понять ее, а затем записать, используя сокращения.

4. Создайте собственную систему сокращений, аббревиатур и символов, удобную только вам (но не забудьте сделать словарь, иначе существует угроза не расшифровать текст). К примеру, историки нередко используют такие символы: «внутренняя политика» – большая буква «О» с точкой внутри нее, «внешняя политика» - «О» с точкой снаружи, слово Россия всегда обозначается одной буквой «Р» и т.д. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.

5. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.

6. Не забудьте прочитать лекцию перед семинарским занятием по соответствующей теме.

Подготовка к семинару

Семинар (от лат. seminarium – «рассадник», переносное – «школа») - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении студентами предложенной заранее темы, а также сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований.

Семинарская форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей. Дальнейшее развитие семинары получили в университетах Западной Европы, где с ХVII в. они предназначались главным образом для работы студентов над источниками (как правило, по гуманитарным наукам). С начала ХIХ в. семинарские занятия введены на некоторых кафедрах в российских университетах, а с начала ХХ в. стали одной из основных форм образования.

Ценность семинара как формы обучения состоит в следующем:

- вы имеете возможность не просто слушать, но и говорить, что способствует усвоению материала: подготовленное вами выступление, высказанное дополнение или вывод «включают» дополнительные механизмы вашей памяти;

- происходит углубление знаний за счет того, что вопросы рассматриваются на более высоком, методологическом, уровне или через их проблемную постановку;

- немаловажную роль играет обмен знаниями: нередко при подготовке к семинару студентам удается найти исключительно интересные и познавательные сюжеты, что расширяет кругозор всей группы;

- развивается логическое мышление, способность анализировать, сопоставлять, делать выводы;

- на семинаре вы учитесь выступать, дискуссировать, обсуждать, аргументировать, убеждать, что особенно важно для будущих юристов и управленцев;

- имея возможность на занятии говорить, вы учитесь оперировать необходимой в вашей будущей работе терминологией.

На практике существует 3 основных вида семинаров: а) обычные, или систематические, предназначенные для изучения курса в целом; б) тематические, обычно применяемые для углубленного изучения основных или наиболее важных тем курса; в) спецсеминары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой.

Первый вид семинара является основным в предложенной вам системе образования. По всем изучаемым дисциплинам разработаны планы семинарских занятий с конкретными вопросами и заданиями по каждой теме, которые вы можете взять в библиотеке университета. При подготовке к семинару ваша основная задача – найти ответы на поставленные вопросы, поэтому лучше законспектировать найденный материал.

Чтобы наиболее рационально и полно использовать все возможности семинара как вида занятия, для подготовки к нему вам также необходимо:

  • внимательно прочитать конспект лекции по данной тематике;

  • ознакомиться с соответствующим разделом учебника;

  • проработать дополнительную литературу и источники;

  • решить задачи и выполнить другие письменные задания.

Написание реферата, курсовой и дипломной работы

Реферат (от лат. refero - докладываю, сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение, это лишь краткое изложение чужих научных выводов. Этим реферат отличается от курсовой и дипломной работ, которые представляют собой собственное научное исследование студента.

Написание реферата (доклада) начинается с определения темы и подбора литературы. Наиболее распространенная проблема у первокурсников – неумение работать с библиотечными фондами. Поэтому вы должны в максимально сжатые сроки научиться самостоятельно подбирать литературу – это залог вашей успешной учебы. В каждой библиотеке, в зале каталогов, находится консультант, который всегда поможет вам сориентироваться в библиотечных фондах и правильно оформить заказ на книгу. Работая в библиотеке, учитывайте следующие факторы:

- если вам необходимо подобрать литературу по конкретной теме, но вы не знаете авторов книг (монографий), используйте предметный каталог;

- если вам известен автор или название книги, вы можете воспользоваться алфавитным каталогом;

- в каждой библиотеке дополнительно существует картотека журнальных статей;

- в настоящее время библиотеки предоставляют платные услуги для составления списка литературы по требуемой тематике, однако откажитесь от соблазна воспользоваться этим, пока не освоите методику поиска литературы самостоятельно;

- не забывайте про ресурсы интернета.

Для правильного написания реферата, курсовой и дипломной работ и их оформления изданы специальные методические рекомендации, которые вы можете найти в библиотеке университете и с прочтения которых должно начинаться ваше исследование. Несмотря на это, в студенческих работах присутствуют повторяющиеся ошибки, во избежание которых рекомендуется обратить внимание на следующие моменты.

Ошибка первая. Во введении курсовой работы не указаны цели и задачи исследования, в результате чего по внешним характеристикам она превращается в обычный реферат. Цель курсовой работы должна соответствовать ее теме, а задачи, призванные раскрыть цель, – содержанию глав и параграфов.

Ошибка вторая. Заключение курсовой или дипломной работы не соответствует поставленным во введении целям и задачам, в результате чего теряется логика исследования. Заключение должно включать обобщения, давать четкие и неоднозначные ответы (выводы) на цели и задачи.

Ошибка третья. Отсутствует собственный анализ нормативной базы, в то время как это должно лежать в основе вашего исследования. Без собственной интерпретации источников курсовая работа превращается в обычный реферат.

Ошибка четвертая. Иногда не совсем ясна логика в структуре работы, в распределении материала по главам и параграфам. Это свидетельствует о том, что студент еще не полностью усвоил выбранную тему. Четкость структуры и изложения свидетельствует о четкости мысли, о завершенности работы.

Ошибка пятая. Неправильное оформление списка литературы с библиографической точки зрения (что наиболее часто встречается в рефератах). Это замечание принципиально, так как научная жизнь имеет собственную культуру, приобщение к которой – одна из задач университетского образования.

Ошибка шестая. Использование устаревшей литературы в качестве основной. Иногда студенты ссылаются на монографии даже 1940-50-х гг. Нужно понимать, что в научной литературе, изданной ранее 1990-х гг., существовали совершенно иные подходы, что было обусловлено идеологией того времени. Между тем эту литературу можно и нужно использовать в качестве исторических источников, предварительно дав ей критический анализ.

Ошибка седьмая. Студенты оставляют недостаточно времени для написания работы. Хотя вопрос о сроках - индивидуальный, но качественная работа создается в течение недель и месяцев, а не дней или часов.

При написании реферата, курсовой и дипломной работы каждый студент закрепляется за преподавателем - научным руководителем, а также получает индивидуальные консультации, которые проводятся, как правило, раз в неделю.

Подготовка к контролю знаний

Основные формы контроля знаний по окончании курса или его раздела – это коллоквиум, зачет и экзамен.

Коллоквиум (от лат. colloquium - разговор, беседа), в прошлом считался видом экзамена перед защитой первой ученой степени. В настоящее время это вид занятия, на котором обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса (обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий), рефераты, проекты и другие работы обучающихся. Коллоквиум показывает степень готовности студента к зачету или экзамена, которые могут быть зачтены уже по результатам коллоквиума.

Зачёт - это форма проверки выполнения студентами лабораторных, расчётно-графических и курсовых работ, а также знаний и навыков, полученных на практических и семинарских занятиях, в процессе учебной и производственной практики. Сдача всех зачетов, предусмотренных учебным планом на данный семестр (как правило, не более 6), является обязательным условием для допуска студента к экзаменационной сессии. Зачеты с дифференцированными оценками ставятся за курсовые работы, производственную практику, а также по дисциплинам, перечень которых устанавливается советом вуза (факультета).

Экзамен (от лат. examen - испытание)- форма итоговой проверки ваших знаний. В России вузовские (исключительно выпускные) экзамены были введены по Университетскому уставу 1884 г., и им «подвергались» лица, прослушавшие полный курс университетских лекций. Экзамены проводились в особых испытательных комиссиях, создаваемых вне университетов, и только после прохождения испытания студенты получали соответствующие дипломы. После Октябрьской революции 1917 г. все существовавшие в России экзамены были отменены, однако в 1930-е гг. были введены вновь, и с этого времени студенты сдают обязательные семестровые и государственные экзамены.

Подготовка к коллоквиуму, зачету и экзамену основана на одних и тех же принципах. Однако наиболее ответственным является экзамен, поэтому подробно остановимся именно на нем.

Для подготовки к каждому семестровому экзамену вам дается 3-4 дня. В течение этого времени вы можете только повторить и систематизировать изученный материал, но не выучить его. Даже при усиленной многочасовой «зубрежке» запомнить весь материал за короткое время вам не позволят свойства человеческой памяти. Как показывает практика, на экзамене такие студенты помнят только первые и иногда - последние вопросы, а находящиеся в середине списка вытесняются из их памяти, что отражается на оценке.

Для успешной сдачи экзамена рекомендуется соблюдать несколько правил.

1. Подготовка к экзамену должна проводиться систематически, в течение всего семестра.

2. Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до экзамена: распределите экзаменационные вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.

3. Данные вам 3-4 дня перед экзаменом используйте для повторения следующим образом: распределите вопросы на первые 2-3 дня, оставив последний день свободным. Используйте его для повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы (как показывает опыт, именно этого дня обычно не хватает для полного повторения курса).

4. Неплохой эффект дает «репетиция» экзамена. Сделайте себе «экзаменационные билеты», и попытайтесь смоделировать ситуацию. Вытянув билет, в течение 30 минут (времени, которое на экзамене обычно дается на подготовку) попытайтесь письменно ответить на вопросы. Откажитесь от соблазна сразу заглянуть в книгу, иначе смысл «репетиции» будет потерян. Напрягите свою память, и лишь по истечении 30 минут сверьте свой ответ с учебником или конспектом. В такой ситуации вы запомните все недочеты своего ответа, и на экзамене ответите правильно (не случайно содержание своих ответов на экзамене студенты помнят годами).

5. Откажитесь от второго соблазна – взять на экзамен шпаргалки. Как показывает опыт, они отвлекают и создают психологические препятствия для сдачи экзамена. Вместо того, чтобы сосредоточиться на билете, студент думает о том, как незаметно воспользоваться шпаргалкой, и в результате оказывается не готов к ответу. Написание шпаргалок как вид конспектирования можно признать целесообразным для определенной категории студентов, так как происходит повтор и переработка материала. Однако если вы учитесь преимущественно на «отлично», вообще откажитесь от шпаргалок, так как вы достаточно подробно и много конспектируете материал в течение семестра, и механическое переписывание его еще раз для вас является лишь потерей времени. Шпаргалки, предлагаемые интернетом, являются такого низкого качества, что, как показал опыт, даже их полное использование не гарантирует тройку на экзамене.

В целом данные вам советы по организации самостоятельной работы – это результат многолетнего преподавательского опыта, итог наблюдений и экспериментов. Все советы апробированы на практике, и надеемся, что соблюдение данных рекомендаций поможет вам получить гармоничное образование и стать специалистами в выбранной профессиональной области.

Требования к выполнению контрольной работы

Контрольная работа должна иметь:

1. Титульный лист с указанием темы контрольной работы, номера группы, имени, отчества, фамилии студента, даты выполнения работы.

2. План контрольной работы.

3. Текст работы, раскрывающий в логической последовательности все вопросы плана. Каждый параграф должен быть озаглавлен и четко отделен от других.

4. Список литературы, используемой при написании контрольной работы. Список литературы и сноски должны быть оформлены в соответствии с правилами библиогра-фического описания литературы. В список можно включать только те источники, на которые имеются ссылки в тексте работы.

Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и задачи контрольной работы. Теоретическая часть работы должна иметь название. В ней на основе изучения рекомендованной по данной теме литературы и в соответствии с предлагаемым в методических указаниях планом рассматривается теория изучаемого вопроса. Аналитическая часть контрольной работы строится в строгом соответствии с методическими указаниями ВУЗа. В заключении студент делает обобщающие выводы по изучаемой проблеме.

Объем контрольной работы – 19-15 страниц набранного компьютерного текста (кегель-14, интервал – полуторный, поля – 20 мм). Ссылки на информационные источники оформляются в соответствии с ГОСТом. Заимствованные тексты должны быть снабжены ссылками на использованные источники. Страницы работы должны быть пронумерованы, указана дата ее выполнения.

Студенты заочного обучения сдают контрольные работы на кафедру в сроки, установленные учебным планом.

4.3 Программа по организации контролируемой самостоятельной работы студентов

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Природный рекреационный потенциал Кавказско-Черноморского района

рассмотреть использование рекреационных ресурсов данного района в туристской деятельности, в деятельности рекреационных учреждений.

Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы

Культурно-историческое наследие Кавказско-Черноморского района

Археологические находки, руины старинных крепостей, образцы архитектуры курортных зданий, музеи, концертные залы, театры.

Проработка учебного материала и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях

Природный рекреационный потенциал Северо-Кавказского района.

Ландшафт района, водные ресурсы, лесные массивы, флора и фауна, биоклиматические условия, гидроминеральные ресурсы, рекреационно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения. Кроме того, в работе необходимо рассмотреть использование рекреационных ресурсов данного района в туристской деятельности, в деятельности рекреационных учреждений.

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору

Культурно-историческое наследие Северо-Кавказского района

старинные оборонительные сооружения народов Северного-Кавказа, архитектурные ансамбли курортных сооружений, культовые и гражданские памятники архитектуры, театры, музеи, памятные места, связанные с пребыванием выдающихся деятелей культуры

Проработка учебного материала и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях

Природный рекреационный потенциал Горно-Кавказского района

Ландшафт района, водные ресурсы, лесные массивы, флора и фауна, биоклиматические условия, гидроминеральные ресурсы, рекреационно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения, природные заповедники, уникальные природные достопримечательности: горные вершины, ущелья, водопады.

Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы

Культурно-историческое наследие Горно-Кавказского района

Этнографические особенности горских селений, центры горного туризма, туристские комплексы, турбазы.

Написание рефератов, эссе

Природный рекреационный потенциал Азовского района

Ландшафт района, водные ресурсы, лесные массивы, флора и фауна, биоклиматические условия, гидроминеральные ресурсы, рекреационно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения.

Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы

Природный рекреационный потенциал Каспийского района

Ландшафт района, водные ресурсы, лесные массивы, флора и фауна, биоклиматические условия, гидроминеральные ресурсы, рекреационно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения.

Проработка учебного материала и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях

Культурно-историческое наследие Каспийского района

Достопримечательности Дербента, памятники архитектуры религиозного и светского характера, историко-архитектурный музей, Дом Петра I, народные промыслы.

 Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору

4.4 Сведения об обеспеченности образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием

№ п/п

Наименование оборудования

Количество специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. с перечнем основного оборудования

Форма владения, пользования (собственность, оперативное управление, аренда, и т.п.)

 

интернет-ресурсы

 

 

 

компьютерное и мультимедийное оборудование

 

 Собственность КБГУ

 

пакет прикладных обучающих программ

 

 

 

 видео - аудиовизуальные средства обучения

 

 Собственность КБГУ

 

 электронная библиотека курса

 

 

 

 Аудитории и лаборатории

 

 Собственность КБГУ

 

 

 

 

4.5 Сведения об обеспеченности обучающихся учебной и учебно-методической литературой из фонда вуза

 

 

 

 

 

Наименование литературы

Учебная, экз

Учебно-методич., экз

Учебная, экз

Учебно-методич., экз

4.6 Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы

Иллюстрации: карты и видео- и фотоматериалы (видеофильмы на кассетах и DVD, в т.ч.- любительские, сделанные самими учащимися во время их пребывания в туристических поездках, походах и на экскурсиях, фотографии и слайды), а также-мульдимедиа-материалы на CD и DVD (например, Туристический Атлас Мира Кирилла и Мефодия), информация интернет-сайтов по туризму и компьютерные презентации. Электронные материалы (наборы видео- и аудио- материалов, электронные конспекты лекций, электронные учебники, презентации, графическая информация, Консультант +, нормативные документы, и др.) по дисциплине «Территориально – рекреационные системы Северного Кавказа» имеются на кафедре социально-экономической географии

5. Текущая и итоговая аттестация студентов по дисциплине

Территориально – рекреационные системы Северного Кавказа

Вид отчетности

1 рейтинговый контроль

2 рейтинговый контроль

3 рейтинговый контроль

Текущий

5

5

5

Коллоквиум

4

4

4

Тестирование

6

6

6

Практические работы

5

5

5

Посещение занятий

3

3

3

Всего

23

23

24

Перерасчет полученной суммы баллов по дисциплине в оценку производится по шкале:

«отлично», если сумма баллов за 3 контрольные рейтинговые точки равна или больше 91 балла;

«хорошо», если сумма баллов за 3 контрольные рейтинговые точки равна или больше 81-90 баллов;

«удовлетворительно», если сумма баллов за 3 контрольные рейтинговые точки по профессиональнообразующим дисциплинам составляет 71-80 баллов, по всем остальным дисциплинам – 61-80 баллов;

«неудовлетворительно», если сумма баллов за 3 контрольные рейтинговые точки меньше или равна 60 баллов;

6. Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины

Применяемые на кафедре Социально-экономической географии инновационные методы обучения включают: деловые игры, тренинги, ситуационные задачи, мастер-классы, творческие задания, пресс-конференции, научные дискуссии, тестирование, защиту рефератов, составление аналитических записок и др. Они вырабатывают у студента умение ориентироваться в нестандартных условиях, анализировать возникающие проблемы самостоятельно разрабатывать и реализовывать управленческие решения.

Инновационные образовательные технологии способствуют формированию творческого стиля деятельности будущего географа и существенно повышают мотивацию, глубину и полноту овладения профессией.

Преподавательский состав кафедры постоянно работает над совершенствованием форм и методов обучения студентов. Около 70% применяемых преподавателями кафедры инновационных технологий разработаны преподавателями кафедры. В учебном процессе помимо традиционных наглядных пособий (плакаты, таблицы, иллюстрированные альбомы, стенды, раздаточный материал) на лекциях и практических занятиях преподавателями кафедры широко используются аудиовидеотехника, компьютерная техника, мультимедийное оборудование; новейшие электронные источники учебной информации: электронные учебники, учебные пособия, курсы лекций, обучающие, развивающие и контролирующие программы как приобретенные, так и разработанные ведущими преподавателями кафедры. На кафедре имеются электронные учебники, справочники, словари, энциклопедии, модульные программы, тесты.

Преподавателями кафедры проводятся практические занятия и лекции с использованием мультимедийных иллюстративных средств и применяются электронные учебные издания для самостоятельной работы студентов. Мультимедийные средства обеспечивают доступ к дополнительной информации по изучаемым дисциплинам и способствуют творческому усвоению материала. Это позволяет сформировать профессиональный потенциал будущих специалистов в географии. Лекционные курсы многих преподавателей кафедры разработаны с использованием мультимедийных технологий и компьютерной техники.

Преподаватели используют такие активные формы лекций, как проблемная лекция, в ходе которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации.

Одной из основных и часто используемых форм практических занятий выступает «круглый стол», с заранее обозначенными актуальными проблемными вопросами, с системой докладов студентов, дискуссиями. Такая форма занятий позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. Обсуждение проблем, обмен мнениями, ценным опытом, налаживание тесных контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении особо горячих вопросов придает круглому столу динамичность и насыщенность. Практикуются также мастер-классы – семинары, которые проводят специалисты определенной области, они делятся со слушатели собственным опытом, какой-либо уникальной методикой, внедренной в работу.

Инновационные педагогические технологии используются не только в аудиторной работе со студентами, но и при организации самостоятельной работы студентов в форме ситуаций для анализа, кейс-стади, тестов и др. с целью развития и углубления теоретических знаний и практических навыков.

Большое внимание кафедра уделяет внедрению современных информационных технологий и программного обеспечения в учебный процесс.

При выполнении письменных работ (контрольных, курсовых, выпускных квалификационных работ, рефератов и др.) используются современные программно-информационные средства, в частности, интегрированный офисный пакет MS OFFICE FOR WINDOWS. Обработка больших массивов информации осуществляется с использованием статистических и математических пакетов прикладных программ SPSS, MATCAT; STATISTIKA, а при выполнении графических работ используются система автоматизированного проектирования AVTOCAD, специализированные графические редакторы Corel Draw, PHOTOSHOP. Также для решения разнообразных задач менеджмента студентами используются справочные системы ГАРАНТ и Консультант Плюс: Эксперт и др. Кроме того, широко используются информационные ресурсы сети Internet Explorer. Защита курсовых работ сопровождается презентацией с использованием мультимедийной техники на основе программы MS Power Point, раздаточным материалом, иллюстрирующим основные положения работ и полученные результаты.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что основная цель внедрения инновационных педагогических технологий – расширение и углубление теоретических знаний студентов и приобретение практических навыков – при подготовке студентов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования ноу впо уральского международного института туризма

    Публичный отчет
    В связи с предстоящей аккредитацией Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Уральского международного института туризма в период с 16.
  2. Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 октября 2009 года А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор

    Курс лекций
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  3. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №42 (693), 1 ноября 2010 г

    Информационный бюллетень
    10.30 Открытие VII научно-практической конференции педагогов России и ближнего зарубежья «Современный урок: взгляд в будущее», проводимой ассоциацией гимназий Петербурга (РГПУ им.
  4. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк дпп дисциплины предметной подготовки

    Документ
    Дисциплина «История первобытного общества» относится к блоку дисциплин предметной подготовки. Она изучается в 1 семестре. Общий объем 48 часа, из них на аудиторные занятия отводится 18 часов, на самостоятельную работу – 28 часов.
  5. 11) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 1 (11) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.). Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»), 2010.

Другие похожие документы..