Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сочинение'
Был ли Базаров героем своего времени? Я счи­таю, что да. За такими, как он, — будущее России. Это можно доказать, проследив его жизнь, поступки, взаи...полностью>>
'Урок'
розвивати вміння аналізувати лексичні та граматичні відмінності різних форм дієслова; збагатити мовлення дієприслівниками; розвивати усну та письмову ...полностью>>
'Документ'
Клиническая картина (основные синдромы, их патогенез: инфекционные осложнения, геморрагический синдром, некротическая энтеропатия, гепато-, кардио-, ...полностью>>
'Кодекс'
забезпечити функцiонування бухгалтерських служб мiнiстерств, iнших центральних органiв виконавчої влади i бюджетних установ, що належать до сфери їх ...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 07 «Территориально-рекреационные системы Северного Кавказа» Для специальности 020401 География

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Эти же вопросы являются темами контрольных работ для студентов ОЗО

3.7 Список литературы

Основная

  1. Большаник П.В. Рекреационная география. Учебное пособие. Омск, 2003.

  2. География рекреационных систем СССР./Под ред. В.С. Преображенского, В.М. Кривошеева, М.: 1980.

  3. Горшкова Л.Ю., Крысанова Т.Д., Пичугина Н.В., Ушакова О.В. Рекреационная география. Словарь-справочник. Саратов, 2003.

  4. Игнатенко А.Н. Рекреационные территориальные системы: научные основы развития и функционирования. Учебное пособие. Черновцы, 1989.

  5. Кусков А.С., Понукалина О.В., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. Учебное пособие. Саратов, 2003.

  6. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. М.: 1981.

  7. Николаенко Д.В. Рекреационная география. М.: 2001.

  8. Рекреационная география СССР. М.: 1983.

  9. Рекреационные системы./ Под ред. Мироненко Н.С., Бочварова М. М.: 1986.

Дополнительная литература

  1. Багрова Л.А., Багров Н.В., Преображенский В.С. Рекреационные ресурсы (подходы к анализу понятия)./Известия АН СССР. Серия географическая. 1977. № 2.

  2. Башалханова Л.Б. Методические подходы к стоимостной оценке рекреационных ресурсов./Актуальные вопросы геологии и географии Сибири. Т. 4. Томск, 1998.

  3. Берлянт А.М. Картографический метод исследования. М.: 1988.

  4. Веденин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем. М.: 1982.

  5. Веденин Ю.А. Изучение динамичности как одного из свойств территориальной рекреационной системы./В сб. Ресурсы. Среда. Расселение. М.: 1974.

  6. Веденин Ю.А. К изучению эволюции рекреационных функций территории./ Известия АН СССР. Серия географическая. 1977. № 4.

  7. Веденин Ю.А. Методика определения избирательности систем занятий во время отдыха по отношению к природным комплексам./ Географические проблемы организации туризма и отдыха. Выпуск 1. М.: 1975.

  8. Веденин Ю.А. Принципы и методы исследования функционирования территориальных рекреационных систем: Автореф. дисс. доктора геогр. наук. М.: 1982.

  9. Веденин Ю.А., Зорин И.В. Социальные аспекты изучения территориальных рекреационных систем./Вопросы географии. 1973. Вып. 93.

  10. Вопросы рекреационной географии Северного Кавказа. Ставрополь: Ставропольский госпединститут, 1977.

  11. Географические аспекты исследования рекреационных систем. М.: 1979.

  12. Рекреационная география СССР. М.: 1983.

  13. Рекреационная география: материалы совещания. М.: 1976.

  14. Рекреационные ресурсы и методы их изучения. М.: 1981.

3.8 Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности

Наименование дисциплины, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменении в пропорциях материала, порядке изложения и содержания занятий

Принятое решение (протокол №,дата) кафедрой, разработавшей программу

Северный Кавказ

 

 

 

Рекреационное природопользование

 

 

 

 Страноведение и международный туризм

 

 

 

 Экономика и экономическая география КБР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ НА 200__/200__ УЧЕБНЫЙ ГОД

В рабочую программу внесены следующие изменения:

1. _____________________________________________________________________

2. _____________________________________________________________________

3. _____________________________________________________________________

Разработчик:

Ассистент __________ Т. А. Романова

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

« ___ » ___________ 200 _ г.

Протокол № ___

Зав. кафедрой _______ Р. А. Бураев

Внесение изменений утверждаю

«___» __________ 200__г.

Декан _______ А. Ю. Паритов

4. Учебно - методическое обеспечение дисциплины

4.1 Методические рекомендации для преподавателя

1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

логичность, четкость и ясность в изложении материала;

возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

подбор литературы для преподавателя и студентов;

при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

составление плана семинара из 3-4 вопросов;

предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллютени, статистические данные и др.);

создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

полнота и конкретность ответа;

последовательность и логика изложения;

связь теоретических положений с практикой;

обоснованность и доказательность излагаемых положений;

наличие качественных и количественных показателей;

наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

уровень культуры речи;

использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

качество подготовки;

степень усвоения знаний;

активность;

положительные стороны в работе студентов;

ценные и конструктивные предложения;

недостатки в работе студентов;

-задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность –главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

4.2 Методические рекомендации для студентов

Система университетского образования базируется на рациональном сочетании нескольких видов учебной деятельности, в том числе лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Последний компонент является основой полноценного образования: только упорный собственный труд и желание приобрести знания могут стать гарантией превращения студента в высококлассного специалиста. Поэтому стимулирование самостоятельной, индивидуальной работы студентов, как учебной, так и научной, представляется одним из основных направлений в совершенствовании современного высшего образования.

Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. В целом разумное сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности позволяет реализовать три основные компонента университетского образования:

- познавательный, который заключается в усвоении студентами необходимой суммы знаний по избранной специальности, а также способности самостоятельно их пополнять;

- развивающий, то есть выработка навыков аналитического и логического мышления, способности профессионально оценить ситуацию и найти правильное решение;

- воспитательный - формирование профессионального правового сознания, мировоззренческих установок, связанных не только с выбранной ими специальностью, но и с общим уровнем развития личности.

Самостоятельная работа студентов обычно складывается из нескольких составляющих:

  • работа с текстами: учебниками, нормативными материалами, историческими первоисточниками, дополнительной литературой, в том числе материалами интернета, а также проработка конспектов лекций;

  • написание докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, составление графиков, таблиц, схем;

  • участие в работе семинаров, студенческих научных конференций, олимпиад;

  • подготовка к зачетам и экзаменам непосредственно перед ними.

Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования. В учебных планах всех дисциплин на нее отводится не менее половины учебного времени.

Учебные программы и методические материалы составлены таким образом, что каждая дисциплина является необходимой составной частью общего образовательного процесса. Так как основная задача кафедры – дать студентам общетеоретические знания именно о географии, о процессе, учениях и проблемах их развития, то весь учебный и методический материал используется для достижения этой задачи следующими способами.

  1. Порядок изучения дисциплин находится в строгой логической последовательности. Усвоение одной дисциплины является предпосылкой для успешного перехода к следующему курсу. Задания, проблемные вопросы, предложенные вам при изучении всех дисциплин, в том числе и для самостоятельного выполнения, носят междисциплинарный характер. Содержание лекционных курсов и подбор заданий учитывают специфику получаемой специальности.

Организация самостоятельной работы

Каждый человек имеет индивидуальные особенности запоминания материала. У одних более развита память «зрительная», у других – иные ее виды. Кроме этого, некоторые люди обладают «специальными» видами памяти: на числа, на слова, на цвета, на мелодии и т.п. Чтобы продуктивно использовать ваши индивидуальные особенности, постарайтесь понять, какой вид памяти для вас является доминирующим, и сделайте акцент на соответствующий вид самостоятельной работы. Однако, независимо от вида доминирующей памяти, основные условия хорошего запоминания таковы:

1. Живость восприятия. Это значит, что вы должны хорошо представлять, о чем идет речь. Лучше запомнится материал, который был проиллюстрирован с помощью видео-, ауди-, интернет- ресурсов, с приведением примеров, красноречивых свидетельств, поэтому не пренебрегайте данными материалами. Лучше, если к каждому изученному тезису или положению вы сами подберете пример: вспомнив его, вы восстановите в памяти и сам тезис.

Живость восприятия материала также означает, что при работе с нормативной базой прошлого, как бы много вы не читали о самом источнике, невозможно его изучить и понять, не ознакомившись с текстом оригинала. Для лучшего восприятия материала рекомендуется также создание карточек с датами, именами, таблицами, схемами. Не забывайте, что иллюстративность (как, впрочем, и другие факторы запоминания материала) сознательно, профессионально моделируется преподавателем на занятии. Поэтому успехи в учебе напрямую зависят от посещаемости занятий. Здесь действует то же правило, что и при чтении книг: «Тот, кто много читает, грамотно пишет»; «Тот, кто посещает занятия, лучше усваивает материал».

2. Ассоциативность. Воспроизведение (вспоминание) управляется законом ассоциации, следовательно, рекомендуется мысленно составлять эти ассоциативные образы. К примеру, начало перестройки (1985 г.) может совпасть с вашим годом рождения. Для создания ассоциации постарайтесь также зрительно вспомнить страницу книги, восстановить в памяти картинку, если она присутствовала на странице, и т.д. – это поможет вам вспомнить прочитанный текст.

3. Внимание. Как известно, различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание (когда вы воспринимаете и запоминаете материал независимо от того, хотите этого или нет) может длиться всего несколько минут, и поэтому во время аудиторного занятия оно поддерживается преподавателем с помощью специальных методик. Занимаясь самостоятельно, вы можете использовать исключительно произвольное внимание, т. е. вынуждены делать усилие, чтобы прочитать, запомнить, понять и т.д. Однако без выработки навыков непроизвольного внимания успех невозможен.

4. Закон повторения. Материал необходимо освежать в памяти, причем, чем более длительным является период повторения, тем более продуктивным бывает обучение. Это правило выразилось даже в поговорке: «Повторенье – мать ученья».

Работа с учебником

История учебника начинается в глубокой древности. Только шумерийские глиняные дощечки с учебными текстами насчитывают 4,5 тысячи лет. В античном мире некоторые сочинения древних авторов содержали систему научных знаний и также использовались в качестве учебных книг. Например "Начала" Евклида (около 300 до н. э.) служили учебником геометрии в течение многих веков (до конца ХIХ века насчитывалось 2500 печатных изданий "Начал" в разных странах). С течением веков количество и качество учебников изменилось, но осталось их предназначение: служить базовым источником для получения знаний.

В настоящее время используется два вида учебников: обычные и программированные.

1. Обычные учебники просто излагают материал, в них отсутствуют задания, без выполнения которых мы не сможете начать новую тему. По каждой дисциплине таких учебников издано значительное количество; они отличаются не только по объему, но и по качеству. Чтобы вы могли ориентироваться в массе учебной литературы, на кафедре утверждены базовые учебники. С учетом их содержания создаются рабочие программы, разрабатываются задания и экзаменационные билеты.

Вы должны понимать, что даже самый объемный учебник является лишь сжатым, концентрированным выражением всего материала, который существует по данной дисциплине. В учебнике, во-первых, приводятся и объясняются основные понятия и факты, причем их интерпретация соответствует общепризнанной или доминирующей точке зрения в науке; во-вторых, обращается внимание на дискуссионные вопросы, что позволит вам изучить проблему по другим источникам и сформировать собственную точку зрения. Нередко в учебниках приводятся мнения и аргументация других ученых по какой-либо проблеме, что призвано содействовать углублению ваших знаний.

Кроме базовых, мы самостоятельно можете использовать программированные учебники, что особо актуально для заочников. Программированный учебник - это книга, в которой кроме учебного материала (что учить) содержатся указания о том, как учить. Материал программированного учебника разбивается на части (кадры), каждая из которых содержит порцию информации, подлежащей усвоению, и указания о выполнении обучаемым определённых действий, дополнительные разъяснения, вопросы и ответы для самопроверки.

Программированный учебник выполняет ряд функций преподавателя: служит источником информации, организует учебный процесс, контролирует степень усвоения материала, регулирует темп изучения предмета, даёт необходимые разъяснения, предупреждает ошибки и т.д. Действия обучаемого, как правило, немедленно контролируются ответами. Если действие выполнено правильно, то обучаемому предлагается перейти к следующему кадру; при неверном действии программируемый учебник обычно разъясняет характерные ошибки, допущенные обучаемым. Программируемый учебник не всегда можно читать страницу за страницей, в нём часто встречаются препятствия в виде вопросов и задач для самопроверки, и только правильно найденный ответ позволяет двигаться вперёд.

Независимо от вида учебника, работа с ним должна происходить в течение всего семестра, а его материал - распределяться равномерно по неделям, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий. Неплохой эффект дает чтение учебника не после лекции, а наоборот, перед ней. Студент, уже ознакомленный с темой по учебнику, воспринимает и запоминает основные положения лекции намного легче.

При ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном чтении лучше акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. Можно составить их краткий конспект, что позволит изученный материал быстро освежить в памяти перед экзаменом. Не забудьте отметить сложные и не понятные вам места, чтобы на занятии задать вопрос преподавателю.

Один из лучших способов закрепления материала – попытаться объяснить тему кому-либо, например, вашему однокурснику. В этом случае вы почувствуете, какие пробелы имеете в знании данного вопроса. Кроме этого, при работе с учебником вы можете составить несколько десятков сложных тестовых заданий, также предложив их однокурсникам. Если задания окажутся слишком легкими для них, значит, вы проработали материал недостаточно глубоко.

Для лучшего усвоения материала базовых учебников вам предлагаются именно тесты разной сложности, опубликованные в упомянутых учебно-методических комплексах. Первый вид тестов - обучающие, так как для правильного ответа на вопрос необходимо детально проработать соответствующий раздел учебника. Тесты составлены таким образом, что правильным является не обязательно какой-либо один из предложенных ответов. Второй вид тестов – контрольные. При работе с ними учтите, что в гуманитарной области тест может показать усвоение лишь части материала (только фактов, дат, имен и т.п.), а ваша способность мыслить, анализировать, доказывать, оперировать юридической терминологией остается за его пределами. Поэтому выполнение теста на «отлично» не гарантирует такую же оценку на устном экзамене.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования ноу впо уральского международного института туризма

    Публичный отчет
    В связи с предстоящей аккредитацией Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Уральского международного института туризма в период с 16.
  2. Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 октября 2009 года А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор

    Курс лекций
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  3. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №42 (693), 1 ноября 2010 г

    Информационный бюллетень
    10.30 Открытие VII научно-практической конференции педагогов России и ближнего зарубежья «Современный урок: взгляд в будущее», проводимой ассоциацией гимназий Петербурга (РГПУ им.
  4. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк дпп дисциплины предметной подготовки

    Документ
    Дисциплина «История первобытного общества» относится к блоку дисциплин предметной подготовки. Она изучается в 1 семестре. Общий объем 48 часа, из них на аудиторные занятия отводится 18 часов, на самостоятельную работу – 28 часов.
  5. 11) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 1 (11) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.). Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»), 2010.

Другие похожие документы..