Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Существующая программа по живописи, ставящая своей целью художественно-профессиональную подготовку учащихся в системе высшего художественного образов...полностью>>
'Урок'
Засвоєння учнями навчального матеріалу проходить в процесі їх активної пошукової діяльності, в ході розв’язання ними системи проблемно-пізнавальних з...полностью>>
'Реферат'
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности о военной службе» 1998г. (с изменениями и дополнениями 2007г.) осуществляется обязательн...полностью>>
'Литература'
Базисный учебный план для образовательных учреждений на ступени начального общего образования включает предмет "Литературное чтение", которы...полностью>>

Примерная программа дисциплины теория и практика социальной работы федерального компонента цикла опд. Ф. 22 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"

Главная > Примерная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

образовательных программ

и стандартов профессионального образования

________________ В.И. Кружалин

“___” ________________ 2001 г.

Примерная программа дисциплины

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
федерального компонента цикла ОПД.Ф.22 ГОС ВПО второго

поколения по специальности: 020300 – “Социология”

Рекомендовано

Советом по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию

Председатель Совета по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию, профессор


В.И. Добреньков

Москва

2001

Примерная программа курса “Теория и практика социальной работы” фе дерального компонента цикла ОПД.Ф.22 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности: 020300 - “Социология”.

Авторы (составители):










Рецензенты:

Бутырин Г.Н., кандидат философских наук,

профессор, МГУ им. М.В. Ломоносова

Завалишина М.С., кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, МГУ им. М.В. Ломоносова

Антонов А.И., профессор, МГУ им. М.В. Ломоносова

Минюшев Ф.И., доктор философских наук,

профессор,МГУ им. М.В. Ломоносова

  1. Организационно-методический раздел

    1. Цель курса.

Целью данного курса является формирование у студентов целостного представления о назначении, формах, методах, технологиях и правовом обеспечении социальной работы. Это дает возможность лучшей ориентации специалистов в проблемах социальной защиты, социальной безопасности, социального обеспечения населения, а так же необходимые навыки социального менеджмента.

Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, главная из которых связана с наиболее полным и всесторонним изучением проблем социальной сферы. С анализом различных точек зрения на то, что такое социальная работа как наука и как практическая деятельность; каковы ее место и роль в системе научного знания; какова степень ее взаимодействия с другими общественными науками. Описание такого проблемного поля включает ряд более конкретных задач.

2. Задачи курса.

  • Проанализировать социологические, психологические, педагогические, этические основания социальной работы.

  • Выделить предмет, объект и метод теории социальной работы. Представить анализ социальной работы как науки.

  • Систематизировать основные понятия, используемые в теории и практике социальной работы.

  • Выделить основные направления социальной работы с различными категориями населения

  • Охарактеризовать основные направления социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества.

  • Обобщить и классифицировать социальные технологии, а также описать их нормативную базу.

  • Проанализировать зарубежный опыт социальной работы и социальной защиты населения.

  • Дать представление о теоретических и практических затруднениях, возникающих в деятельности социального работника.

  • Раскрыть роль и значение социальной работы на современном этапе развития российского общества. Показать перспективы раз вития социальной работы.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

На основе курса по теории и практике социальной работы, читаемом на четвертом году обучения, может быть существенно повышена профессиональная ориентация и подготовка студентов. В процессе обучения специалисты получат не только конкретные знания по теории социальной работы, но и практический опыт работы в социальной сфере. Данный курс поможет осмыслить философию социальной работы; даст представление о духовно-нравственных качествах и обязанностях социального работника.

Студенты будут ознакомлены с организацией системы социальной защиты и социального обеспечения населения; с наиболее острыми проблемами социальной безопасности населения и возможными путями их преодоления.

Курс по теории и практике социальной работы является базовой дисциплиной, от которой зависит уровень профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы и социальной защиты населения.

4. Требования к уровню освоения содержания курса.

Требования, предъявляемые к освоению курса, предполагают

    • Изучение нормативных актов, обеспечивающих правовые основы социальной работы, что предполагает серьезную самостоятельную подготовку студентов.

    • Изучение социальных технологий в ходе практических занятий, что требует развития навыков групповой работы.

    • Написание самостоятельных социальных проектов и программ, их обсуждение в группах и последующую защиту.

    • Освоение специфических коммуникативных навыков, необходимых социальному работнику.

    • Введение в процесс преподавания современных форм и технологий обучения, способствующих развитию умения работать в команде.

    • Свободную ориентацию студентов в смежных с теорией социальной работы областях знания.

    • Практические занятия в органах социальной защиты населения.

    • Эффективный контроль преподавателей за усвоением материала в форме внутрисеместровых проверок, контрольных работ, деловых игр.

П. Содержание курса

  1. Разделы курса.

Курс состоит из четырех частей, темы которых обозначены в заглавиях.

I. Методологические основы социальной работы

П. Основные направления социальной работы

Ш. Технологии социальной работы

IY. Перспективы социальной работы

  1. Темы и краткое содержание

Тема 1. Социальная работа как профессиональный вид деятельности. Практика социальной работы.

Возникновение социальной работы как самостоятельного вида деятельности. Подходы к определению понятия “социальная работа”. Цели и ценности социальной работы. Задачи социальной работы. Развитие социальной работы как самостоятельного вида деятельности. Социальная работа как система. Социальная работа как процесс. Взаимосвязь социальной работы с другими видами социальной деятельности. Объект и субъект социальной работы. Уровни социальной работы. Функции социальной работы в современном обществе. Личные и профессиональные качества социального работника.

Тема 2. История социальной работы в России.

История и виды социальной помощи в России. Развитие благотворительности и попечительства как основных инструментов российской социальной политики. Становление и развитие системы общественного призрения. Типология учреждений по оказанию социальной помощи. Христианские и толстовские трудовые общины. Социальная работа на заводах и фабриках в начале ХХ века. Система социальной работы и социального обеспечения в СССР.

Тема 3. Становление теории социальной работы.

Философские, социологические и психологические основы теории социальной работы. Основные теории, оказавшие влияние на развитие социальной работы. Понимающая социология Вебера; феноменология Гуссерля и Шюца; психоаналитическая социология первой трети ХХ века; их влияние на создание гуманистической парадигмы социальной работы. Представления Мида, Морено, Хорни, Маркузе, Лазарсфельда о возможностях социальной работы. Использование социологических шкал в теории социальной работы. Влияние Школ управления на развитие теории социальной работы. Развитие

социальной работы в середине ХХ века. Современные теории и модели социальной работы. Междисциплинарный характер социальной работы.

Тема 4. Социальная работа как наука и учебная дисциплина.

Определения предметной области социальной работы. Определение социальной работы как науки. Категориальный аппарат социальной работы.

Классификация категорий социальной работы. Основные подходы к определению объекта социальной работы. Специфика предмета социальной работы. Методологические, организационные, психологические, социальные и политические принципы социальной работы. Закономерности социальной работы. Классификация методов по объектам, субъектам и направлениям социальной работы. Основные методы социальной работы. Метод индивидуальной работы; метод групповой работы; метод работы в общине; социально-психологические методы; социально-статистические методы; организационные методы; метод психологического моделирования; коммуникационные методы. Социальный менеджмент. Социальная работа как учебная дисциплина. Основные направления подготовки социальных работников. Содержание и структура курса “Теория и практика социальной работы”; его связь с дисциплинами социально-гуманитарного цикла.

Тема 5. Влияние социокультурных факторов на дифференциацию содержания социальной работы, ее уровней и форм.

Социальная работа и проблемы развития общества. Понятие общественных норм и ценностей. Общественные нормы и ценности – важнейшие фак

торы, определяющие содержание и направления социальной работы. Понятие об уровнях и формах социальной работы. Влияние ценностных представлений о социальной культуре, социальной помощи, социальной защите, социальной ответственности на уровни, формы и методы социальной работы. Нацинально-региональные компоненты содержания социальной работы.

Тема 6. Взаимосвязь государственной социальной политики и социальной работы. Правовые основания социальной работы.

Определение социальной политики. Основные принципы социальной политики. Функции социальной политики. Направления государственной социальной политики. Важнейшие проблемы государственной социальной политики РФ. Механизмы реализации государственной социальной политики. Связь социальной работы и социальной политики. Управление социальным процессом. Социальная работа как показатель развития правового государства. Государственная поддержка социальной работы. Сущность правовых основ социальной работы. Основные правовые понятия, используемые в социальной работе: гражданство, правовой статус, юридическая обязанность, льготы. Социальные функции льгот. Основные направления государственно-правового регулирования социальной работы. Законы, нормативные акты.

Понятие целевой социальной программы. Федеральные и региональные социальные программы.

Тема 7. Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности общества.

Социальная защита как форма социальной работы. Структура органов власти, обеспечивающих социальную защиту населения. Семья как объект социальной работы. Социальные проблемы семьи. Социальная защита семьи. Социальные службы семьи. Социальная работа в сфере здравоохранения. Социально-медицинские услуги для населения. Основные направления медико-социальной работы. Социальная работа в области физической культуры и здоровья населения. Социальная работа в сфере занятости. Государственная политика в области занятости населения. Формы и методы реализации государственной социальной политики. Социальная работа в сельской местности. Факторы, определяющие специфику социальной работы. Типичные проблемы села. Социальная работа в этнической среде. Специфика социальной работы по разрешению конфликтов в социально-этнической среде. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: ее специфика и основные задачи.

Тема 8. Социальная работа с различными группами населения.

Социальная работа с пожилыми людьми. Социально-экономическое положение пожилых людей. Социальная реабилитация пожилых людей. Социальная работа с инвалидами. Организационные и управленческие аспекты защиты инвалидов. Социальная работа с молодежью. Структура и содержание работы социальных служб для молодежи. Социальная работа с бездомными и беженцами. Способы решения проблемы бездомности в современных условиях. Социальная работа с детьми. Социальная защита дошкольников и школьников. Особенности социальной работы с воспитанниками детских домов. Система социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками. Социальная работа с женщинами. Особенности социально-экономического положения женщин. Государственная политика по социальной защите женщин и материнства. Социальная работа с мигрантами. Социальная работа с военнослужащими и их семьями. Категории населения, нуждающегося в социальной защите.

Тема 9. Социальное обеспечение

Понятие социального обеспечения. Виды социального обеспечения. Пенсионное обеспечение, пособия, компенсационные выплаты, медицинская помощь, льготы. Виды пособий и компенсационных выплат. Категории на

селения, нуждающегося в социальном обеспечении. Право социального обеспечения. Технологии социального обеспечения. Формирование фондов социального обеспечения. Социальное страхование как средство социального обеспечения. Основные виды государственного социального страхования. Формы государственного социального страхования. Формирование фондов социального страхования. Система социального страхования.

Тема 10. Некоммерческие неправительственные организации в системе социальной защиты населения.

Возникновение негосударственных некоммерческих организаций как форм общественного самоуправления. Правовое обеспечение деятельности некоммерческих неправительственных организаций. Основные направления деятельности некоммерческих неправительственных организаций. Участие некоммерческих неправительственных организаций в подготовке и реализации целевых социальных программ. Роль некоммерческих неправительственных организаций в социальной защите населения. Взаимодействие некоммерческих негосударственных организаций и территориальных органов власти.

Тема 11. Социальные технологии в социальной работе; особенности их применения.

Понятие социальных технологий. Общие и частные технологии социальной работы. Особенности использования социальных технологий при работе с различными группами населения. Специфика использования коммуникативных методов в социальных технологиях. Содержательные характеристики социальной коммуникации. Понятие интегрированных социальных технологий. Специфика использования комплекса интегрированных социальных технологий.

Тема 12. Социальная диагностика и профилактика.

Понятия “социальная диагностика” и “социальная профилактика”; их сущность и значение. Общая логическая схема диагностического исследования. Принципы социальной диагностики. Виды социальных патологий. Социальный диагноз и его сущность. Система методов социальной диагностики. Задачи социальной профилактики. Основные принципы социальной профилактики. Виды социальной профилактики. Направления развития социальной профилактики.

Тема 13. Социальная адаптация и реабилитация. Социальная коррекция и терапия

Сущность адаптационного и реабилитационного процессов. Основные признаки адаптивного механизма. Структура и функции социальной адаптации. Основные проблемы социальной адаптации у различных групп населения. Понятие социальной реабилитации. Формы социальной реабилитации. Социальная реабилитация различных категорий населения. Особенности восстановления социального статуса личности. Понятие социальной коррекции. Направления коррекционного воздействия. Взаимосвязь коррекции и терапии. Понятие социальной терапии. Методы социальной терапии. Индивидуальная и групповая терапия.

Тема 14. Социальное проектирование и прогнозирование; социальная экспертиза

Понятие социальной инновации. Классификация социальных инноваций. Структура социальных инноваций. Понятие инновационного цикла. Модель инновационного исследования. Понятие социального проектирования. Особенности социального проекта. Связь социального проектирования и социального прогнозирования. Возникновение и развитие социального прогнози

рования. Технологии социального прогнозирования. Информационный аспект технологий социального прогнозирования. Виды социального прогнозирования. Этапы социального прогнозирования. Задачи социальной экспертизы. Виды социальной экспертизы. Организационные модели социальной экспертизы.

Тема 15. Социальное посредничество и консультирование.

Понятие социального посредничества. Функции социального посредничества. Формы социального посредничества. Специфика конфликтов, разрешаемых при помощи социального посредничества. Связь социального посредничества и социального консультирования. Понятие социального консультирования, его специфика. Принципы социального консультирования. Контактное и дистанционное консультирование. Семейное консультирование как особая форма социального консультирования.

Тема 16. Социальная опека и попечительство

Определение социальной опеки и попечительства. Категории населения, на которые направлены социальная опека и попечительство. Органы социальной опеки и попечительства. Государственные учреждения социального попечительства. Опека и попечительство как формы социальной защиты населения. Проблемы развития системы опеки и попечительства в России. Правовое обеспечение социальной опеки и попечительства.

Тема 17. Опыт развития социальной работы в зарубежных странах. Международные неправительственные организации и фонды. Современные теории социальной работы. Вариативность моделей социальной работы.

Организация социальной работы в Скандинавских странах. Социальная работа и социальная защита населения Германии. Социальная работа в Англии. Социальная работа во Франции и странах Бенилюкс. Особенности социальной работы в Израиле. Социальная работа в США и Канаде. Особенности национальных моделей социальной защиты. Принципиальное отличие американской и западноевропейской моделей социальной поддержки населения. Специфика скандинавских моделей социальной работы. Состояние социальной работы в странах СНГ. Значение опыта социальной работы в зарубежных странах для развития социальной работы в России.

Тема 18. Перспективы развития социальной работы в России

Развитие социального проектирования. Федеральные и региональные программы социальной работы. Конкурсы социально-значимых проектов как формы развития социальной работы в России. Проблемы социальной работы с населением в различных регионах России. Наиболее острые региональные проблемы социальной защиты. Развитие добровольческого движения в социальной работе. Роль некоммерческих и общественных организаций в развитии социальной работы России.

  1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1.Что является предметом социальной защиты населения

    1. Как осуществляется финансирование социальной защиты населения

    2. Категории граждан, имеющих право на социальную за­щиту

    3. Составьте схему государственных органов социальной защиты

    4. Охарактеризуйте направление деятельности Министерства труда и социального развития РФ

    5. Дайте характеристику основным направлениям работы краевых (областных) органов социальной защиты населения

    6. Расскажите о государственных и негосударственных пенсионных фондах и их основных направлениях деятельности

    7. Приведите структуру Пенсионного отдела, опишите особенности организации его работы

    8. Расскажите о комиссии по пенсионным вопросам, их роли в пенси­онном обеспечении трудящихся

    9. Расскажите о комиссии по назначению пенсий, ее составе, органи­зации работы

    10. Охарактеризуйте роль и значение в социальной защите таких орга­нов, как МСЭК, ВОС, ВОГ и ВОИ

    11. Какова роль общественности в работе органов социальной защиты населения

    12. Обоснуйте значение справочно-кодификационной работы в деятельности органов социальной защиты населения

    13. Охарактеризуйте работу общественного представителя предприятий, учреждений, организаций

    14. Охарактеризуйте организацию работы по назначению пенсий

    15. Какие формы трудоустройства инвалидов вы знаете. Какова роль органов занятости в деле трудоустройства инвалидов

    16. Перечислите виды учебных заведений для инвалидов

    17. Перечислите виды домов-интернатов для престарелых и инвалидов. .

    18. Каков порядок направления и содержания граждан в домах-интернатах для престарелых и инвалидов

    19. Охарактеризуйте новые социальные службы

    20. Что такое социальное обслуживание, каковы принципы его построения

    21. Расскажите о социальном обслуживании на дому, его роли и значении в обслуживании нетрудоспособного населения

    22. Охарактеризуйте центры социального обслуживания населения, их структурные подразделения

    23. Охарактеризуйте государство как основной субъект социальной политики

    24. В чем вы видите особенности современного российского государства как социального института общества

    25. Назовите основные направления социальной политики государства

    26. Раскройте содержание социальной справедливости как важнейшей характеристики социальной политики

    27. Каковы основные задачи социальной политики на современном этапе развития российского общества

    28. В чем, на ваш взгляд, состоит единство и различие между социальной политикой и социальной работой

    29. Виды социальных технологий

    30. Частные социальные технологии

    31. Международные организации социальной защиты

  1. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

  1. Глобальные проблемы XXI в.

  2. Группы риска и специфика их изучения в социальной работе

  3. Гуманистические ценности социальной работы и приоритеты социальной политики

  4. Инновационные формы подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе

  5. Качественные методы социальных исследований, особенности их применения в социальной работе

  6. Концепция жизненных сил человека, индивидуальной и социальной субъектности в теории и практике социальной работы

  7. Математические методы социальных наук, особенности их использования в социальной работе

  8. Место социальной работы в структуре современного социального знания

  9. Методы теории социальной работы. Социальная биография

  10. Механизмы взаимодействия социологии, психологии и социальной работы: на теоретическом, эмпирическом и технологическом уровнях



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная программа дисциплины социологические проблемы изучения общественного мнения федерального компонента цикла опд. Ф. 15 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины “Социологические проблемы изучения общественного мнения” федерального компонента цикла ОПД.Ф.15 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  2. Примерная программа дисциплины методология и методика социологического исследования федерального компонента цикла опд. Ф. 03 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины “Методология и методика социологического исследования” федерального компонента цикла ОПД.Ф.03 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  3. Примерная программа дисциплины социология труда и экономическая социология федерального компонента цикла опд. Ф. 08 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины “Социология труда и экономическая социология” федерального компонента цикла ОПД.Ф.08 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго
  4. Примерная программа дисциплины социальное прогнозирование и проектирование федерального компонента цикла опд. Ф. 14 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины “Социальное прогнозирование и проектирование” федерального компонента цикла ОПД.Ф.14 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго
  5. Примерная программа дисциплины социология организаций федерального компонента цикла опд. Ф. 09 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 «Социология»

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Социология организаций» федерального компонента цикла ОПД.Ф.09 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности:

Другие похожие документы..