Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется уме...полностью>>
'Документ'
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 319-ПП "О выполнении Комплексной целевой программы "Социальная ...полностью>>
'Документ'
*Названия (модули, курсы), выделенные курсивом, приведены в качестве примера. Вуз имеет право самостоятельно определять дисциплины (модули, курсы) ва...полностью>>
'Документ'
После операции было страшно начинать работать. Боб решил начать тренироваться с гирями весом 10 кг, о гантелях, весом 50кг не могло быть и речи сейчас...полностью>>

Отчет о результатах самообследования эколого-биологического факультета по состоянию на 01. 06. 2008 года

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рисунок 3.5 – Структура выпуска специалистов по специальностям

4. СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Анализ соответствия основной образовательной программы (ООП)

и учебно-методической документации требованиям ГОСа

Учебный процесс на факультете основан на Государственных образовательных стандартах 2000 г. Факультет самостоятельно разрабатывает образовательные программы и принимает учебные планы на основе Государственных образовательных стандартов по двум специальностям.

Учебный план специальности 011600 – Биология составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 011600 "БИОЛОГИЯ" 2000 г. (№ гос. рег. 89 ЕН/СП) и Примерным учебным планом 2000 г., утвержденным Отделением УМО ГУ.

Учебный план специальности 013100 – Экология составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 013100 "ЭКОЛОГИЯ" 2000 г. (№ гос. рег. 99 ЕН/СП) и Примерным учебным планом 2000 г., утвержденным Отделением УМО ГУ.

Учебные планы подготовки специалистов по специальности 011600 – Биология и 01310 – Экология полностью соответствуют Государственным образовательным стандартам Российской Федерации как в целом, так и по всем блокам дисциплин (ГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ФДТ). Эти планы содержат необходимый объем курсов регионального компонента и факультативов. По окончании университета студенты получают квалификацию «Биолог» по специальности «Биология» и квалификацию «Эколог» по специальности «Экология» с присвоением дополнительной квалификации «Преподаватель биологии и химии» по обеим специальностям.

Основными принципами разработки учебных планов являются соответствие компонентов планов ГОСам, единство федерального и регионального компонентов, учет региональных особенностей и традиций факультета при разработке региональных компонентов учебных планов, получение выпускниками наряду с профессиональными знаниями и умениями фундаментальных знаний и практических навыков по педагогике, психологии, методике преподавания, основам права, экономики, информационных технологий и иностранных языков, регулярный контроль за уровнем усвоения знаний и качеством подготовки студентов и выпускников.

После второго курса студенты распределяются по специализациям. Для каждой специализации предлагается свой набор спецкурсов на 3, 4 и 5 курсах, темы курсовых работ на 3 и 4 курсах и дипломных работ на 5 курсе.

Набор специализаций специальности 011600 – Биология сложился на факультете достаточно давно. Он связан с потребностью региона в квалифицированных специалистах в различных областях биологии. На факультете в течение 2003-07 гг. функционировали 6 специализаций специальности Биология:

  1. Ботаника;

  2. Физиология растений;

  3. Гидробиология и ихтиология;

  4. Зоология;

  5. Охотоведение;

  6. Биохимия.

На специальности 01310 – Экология распределение студентов по отдельным специализациям введено с 2005 г., в 2008 г. состоится первый выпуск студентов-экологов по специализациям. Первоначально были открыты две, а в последние годы – еще две специализации. Сегодня студентам-экологам предлагаются четыре специализации:

  1. Биология популяций и сообществ;

  2. Охрана природы;

  3. Экологический туризм;

  4. Экологическая химия.

Открытие специализации «Экологический туризм» вызвано ростом туристской деятельности в Республике Карелия и необходимостью подготовки квалифицированных кадров именно для экологического туризма. Подготовка студентов-экологов по специализации «Экологическая химия» связана с нехваткой кадров для аналитических и контролирующих лабораторий службы охраны природы и экологического мониторинга.

В рамках уровня подготовки «Специалист» студенты факультета изучают дисциплины дополнительного образования (педагогику, методику преподавания), проходят педагогическую практику и получают дополнительную педагогическую квалификацию «Преподаватель».

Реализуемые учебные планы по специальностям Биология и Экология в достаточной степени ориентированы на практическую деятельность выпускников. Студенты получают профессиональную подготовку по биологии и экологии, педагогическую квалификацию, изучают ряд педагогических дисциплин - общую педагогику, возрастную психологию, методику преподавания биологии и химии, проходят педагогическую практику в школах республики. Учебный план позволяет готовить специалистов и для работы в научных и природоохранных учреждениях. Этому способствует проведение большого спецпрактикума, набор общебиологических и теоретических курсов, таких как Теоретическая биология, Общая экология, Биофизика, Теория эволюции, Генетика, Биохимия, Молекулярная биология, специальных курсов и лабораторных практикумов, учебной и производственной практик.

Анализ учебных планов по блокам дисциплин, анализ учебных программ дисциплин на соответствие требованиям ГОСов, приводятся в Приложении Б. 1-5.

По каждой дисциплине кафедры готовят учебно-методические комплексы и рабочие программы. Их пересмотр и обновление производится по мере необходимости кафедрами, осуществляющими учебный процесс. Методическая комиссия факультета утверждает рабочие программы и согласовывает их изменения. Проведенное самообследование показало, что на всех кафедрах имеется в полном объеме необходимая учебно-методическая документация.

4.2. Обеспеченность источниками учебно-методической информации

по дисциплинам учебного плана

В течение 2003-07 гг. ежегодно преподавателями проводилось обновление списков рекомендуемой основной и дополнительной учебно-методической литературы с учетом выпуска новейших учебных изданий, в том числе различных определителей. При необходимости новую литературу заказывали через научную библиотеку ПетрГУ. За последние три года факультет и кафедры получили практически все заказанные учебники и учебные пособия в необходимом количестве. Финансирование приобретения литературы проводится за счет бюджетных средств университета.

В целом обеспеченность большинства учебных дисциплин учебной литературой соответствует требованиям образовательного стандарта (не менее одного учебника на 2-х студентов), а по многим дисциплинам обеспеченность выше.

Основные дисциплины учебного плана обеспечены учебной литературой полностью. По ним имеются учебники и учебные пособия, выпущенные центральными изданиями, и (или) методические пособия и материалы, разработанные преподавателями факультета и изданные Издательством ПетрГУ. Большинство учебников и учебных пособий выпущено не более десяти лет назад.

Небольшая часть дисциплин учебного плана недостаточно обеспечена учебной литературой. Это касается, прежде всего, дисциплин специализаций - как специальности «Экология», так и специальности «Биология». Многие спецкурсы обеспечены учебной литературой благодаря подготовке и изданию преподавателями факультета учебных и методических пособий по читаемым курсам. Надо отметить, что изучение спецкурсов ориентировано на преимущественное использование студентами научной литературы. При изучении дисциплин специализаций используются ресурсы Internet, научные публикации (статьи в сборниках, периодических изданиях), которыми располагают библиотеки ПетрГУ, КарНЦ РАН, Национальная библиотека РК. План факультета – при отсутствии для спецкурсов учебников, выпущенных центральными издательствами, по каждому спецкурсу учебного плана преподавателями, ведущими спецкурс, должны быть подготовлены учебные пособия и изданы через издательство ПетрГУ. Издательство методической литературы для студентов эколого-биологического факультета финансируется из внебюджетных средств факультета, для студентов других факультетов – за счет средств этих факультетов.

Часть учебных дисциплин имеют дополнительное программно-информационное обеспечение: электронные варианты учебных пособий, обучающе-контролирующие программы, мультимедийные демонстрации, ГИС-технологии (см. разделы 4.5, 8.2 и 8.6).

Данные о выпуске учебно-методической литературы сотрудниками факультета содержатся в таблице 4.1. Сведения о персональном вкладе преподавателей в издательскую деятельность приведены в разделе 4.11 и в Приложении В.

Таблица 4.1. – Выпуск учебно-методической литературы в 2003-2007 годах

Кафедра

Учебные пособия

Методические пособия

Зоологии и экологии

9

6

Молекулярной биологии, биологической и органической химии

3

8

Ботаники и физиологии растений

5

16

Общей химии

-

-

Итого

17

30

Учебные пособия «Введение в количественную биологию» (авторы – Э. В. Ивантер и А. В. Коросов, Изд-во ПетрГУ, 2003) и «Лесная биогеоценология» (автор – И. Т. Кищенко Изд-во ПетрГУ, 2005) получили грифы Учебно-методических объединений (УМО) по биологии и по экологии. Учебное пособие «Насекомые» (авторы Е. Б. Яковлев, Э. В. Ивантер и М. П. Лобкова, Изд-во ПетрГУ, 2005) получило гриф Министерства образования Республики Карелии.

4.3. Управление учебно-методической деятельностью

Основными задачами в области учебно-методической деятельности факультета являются:

  • разработка учебных планов по каждой специальности;

  • разработка рабочих планов на каждый учебный год;

  • обеспечение учебного процесса нормативно-методической документацией, учебной и учебно-методической литературой;

  • разработка и внедрение в образовательный процесс новых технологий обучения;

  • публикация учебных пособий, методических указаний, методических пособий.

Анализ соответствия содержания действующих учебных планов факультета, программ учебных дисциплин государственным требованиям к содержанию и уровню подготовки выпускников по направлениям и специальностям, реализуемым на факультете, позволяет сделать следующие выводы: образовательные программы высшего профессионального образования, реализуемые на факультете, соответствуют требованиям ГОСов, в том числе: содержание, объемы часов федеральных и национально-региональных (вузовских) компонентов.

Учебные планы по отдельным циклам дисциплин (гуманитарные и социально-экономические, естественно-научные, общепрофессиональные и специальные), учебная нагрузка студентов (из расчета 54 часа нагрузки студента в неделю) соответствуют требованиям ГОСов по реализуемым специальностям.

Содержание программ учебных дисциплин, практик по направлениям и специальностям подготовки в университете соответствует требованиям подготовки выпускников, определенным ГОСами. В качестве замечаний может быть отмечено следующее:

  1. недостаточен набор дисциплин по выбору;

  2. недостаточен объем часов на специальные дисциплины специальности «Экология»;

  3. в учебном плане специальности «Экология» наблюдается «перекос» в сторону общебиологических дисциплин в ущерб дисциплинам геоэкологического профиля и специальных экологических дисциплин.

Основная часть работы по разработке учебных планов и организации учебного процесса на базе ГОСов, включая делопроизводство по контингенту студентов, расчету штатов профессорско-преподавательского состава и т.д., осуществляется с использованием информационных технологий на базе корпоративной телекоммуникационной сети университета на основе соответствующих баз данных. В деканате функционирует автоматизированное рабочее место “Oracl”, связанное через отдел информационного обслуживания и учебно-методическое управление с общей базой данных университета по учебным планам и контингенту студентов. На этой же информационной основе осуществляется постоянный анализ итогов экзаменационных сессий. Широко используется для целей управления, передачи информации и оперативного решения вопросов деятельности факультета электронная почта.

Вопросы организации учебного процесса и успеваемости (утверждение учебных и рабочих планов, подготовки и итогов экзаменационных сессий, подготовки и итогов практик и т.д.) регулярно в плановом порядке рассматриваются Ученым советом факультета.

Проводится работа по подготовке преподавателями учебных компьютерных и дистанционных курсов, доступ к которым может быть обеспечен через компьютерные сети.

Руководство учебной работой на факультете осуществляет декан факультета профессор Э. В. Ивантер. Заместитель декана по учебной работе профессор Г. С. Антипина является ответственной за разработку учебных и рабочих планов, работу с неуспевающими студентами, расписание учебных занятий, расписание экзаменационных сессий. На 1-2 курсах назначаются кураторы учебных групп из числа наиболее опытных преподавателей факультета. На старших курсах кураторами являются руководители специализаций.

Методическая комиссия факультета в составе председателя доцента Т. Ю. Дьячковой и представителей кафедр выполняет следующие функции: рассмотрение учебно-методических комплексов, утверждение рабочих программ по дисциплинам, утверждение авторских программ по спецкурсам, утверждение экзаменационных билетов, организация контроля базовых знаний. В состав методической комиссии входят наиболее опытные преподаватели, имеющие большой опыт педагогической работы. За отчетный период состоялось 25 заседаний методической комиссии факультета.

На каждой кафедре создана методическая комиссия кафедры, которая рассматривает такие вопросы как

  • утверждение учебно-методических комплексов, рабочих программ и календарных планов на учебный год;

  • утверждение экзаменационных билетов по всем дисциплинам кафедры;

  • анализ и утверждение методических указаний;

  • анализ и утверждение методических пособий

  • отчеты кураторов учебных групп и кураторов специализаций.

В организации учебной работы факультет взаимодействует с Учебно-методическим объединением университетов (г. Москва). Декан факультета профессор Ивантер Э.В. является членом Учебно-методического объединения по биологии и Учебно-методического объединения по экологии. Э. В. Ивантер – член Головного Совета по биологии Министерства образования и науки РФ, членом Совета по экологическому образованию РАН.

Надо отметить, что в последние годы улучшилось взаимодействие факультета с УМО по обеим специальностям. Декан факультета регулярно участвует в заседаниях УМО, факультет получает от УМО различные методические материалы и т. д.

Факультет считает необходимым отметить, что в учебных планах и проектах новых образовательных стандартов, разработанных УМО по экологии, наблюдается снижение объема часов на классические биологические дисциплины (ботаника, зоология, микробиология) и неоправданное расширение объема часов предметов геоэкологического профиля.

В организации учебного процесса факультет работает совместно с Учебно-методическим управлением университета, которое обеспечивает контроль за учебной документацией, отчислением и восстановлением студентов, распределение выпускников, составление расписания в течение семестра, расписание экзаменационных сессий, подведение итогов сессий и т.д.

Зам. декана по учебной работе и председатель методической комиссии входят в состав Учебно-методического совета университета и регулярно участвуют в его работе. Работа в этом совете позволяет знакомиться с опытом учебной и методической работы других факультетов, оперативно получать ответы на возникающие вопросы, получать необходимую информацию в области методической работы и качества образования.

4.4. Организация учебного процесса

Учебный процесс по двум специальностям эколого-биологического факультета организован в соответствии с нормативными и организационно-распорядительными документами, такими как Государственный образовательный стандарт, примерный учебный план, рабочий план, учебные программы по предметам и другим.

В соответствии с ГОС специальности Биология и специальности Экология недельная аудиторная нагрузка студентов по всем семестрам не должна превышать 32 часов при общей недельной нагрузке 54 часа. Этот показатель в учебных планах факультета выдержан (таблица 4.2).

Как видно из таблицы 4.2 недельная аудиторная нагрузка студентов близка к максимальной. За последние пять лет произошло возрастание недельной нагрузки студентов обеих специальностей (2000-02 гг. она составляла в среднем 28,5 часов в неделю) в связи с введением ряда новых курсов (Общая гидробиология, Человек и окружающая среда), а по специальности Экология – в связи с введением новых спецкурсов.

Таблица 4.2 – Аудиторная нагрузка (часов в неделю) студентов дневного отделения

эколого-биологического факультета в 2007-08 учебном году

Курс

Семестр

Специальность

Биология

Экология

1

1

28,0

28,0

2

27,0

27,0

2

3

28,0

32,0

4

28,5

32,0

3

5

32,0

31,5

6

30,5

32,0

4

7

30,0

31,5

8

30,0

32,0

5

9

28,0

32,0

10

27,0

32,0

Средняя

29,0

31,0

Примечание: данные приведены без учета занятий по факультативным дисциплинам и физкультуре.

Должным образом организована самостоятельная работа студентов (см. раздел 4.6). В течение учебного года проводятся выездные краткосрочные практики в Ботаническом саду и оранжереях Ботанического института им. В. Л. Комарова (Санкт-Петербург) и в Палеонтологическом музее (г. Москва).

Неотъемлемой частью учебного процесса являются летние учебные практики, проводимые на полевых стационарах университета (Кончезерская и Шелтозерская биологические станции), в Ботаническом саду ПетрГУ, в лабораториях кафедр факультета. Производственную практику студенты проходят в научно-исследовательских подразделениях университета и сторонних организаций, на предприятиях Карелии и Северо-Западного региона (см. раздел 4.7). Кроме того, с 2000 года ежегодно группы студентов проходят практику по специальности в Никитском Ботническом саду (г. Ялта) и Севастопольском морском биологическом институте (г. Севастополь).

Руководство учебными и производственными практиками осуществляют сотрудники факультета. Научными консультантами при подготовке курсовых и дипломных работ могут быть научные сотрудники научно-исследовательских институтов. Для проведения учебных и производственных практик разработаны программы практик, оформляются акты подготовки учебных групп к практике, договоры о практике с принимающей стороной. В подготовительный период, в соответствии с темами курсовых работ, студенты составляют индивидуальные программы и календарные планы практики, которые согласовывают с руководителями курсовых работ и руководителем практики. В конце практики студенты готовят отчеты, с которыми выступают на заседаниях кафедр.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования Лесоинженерного факультета по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Публичный отчет
    5.5 Результаты опросом общественного мнения студентов, преподавателей, потенциальных работодателей о качестве предоставляемых образовательных услуг, организации учебного процесса,
  2. Отчет о результатах самообследования факультета политических и социальных наук по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета политических и социальных наук, проводившегося в течение 2007–2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.
  3. Утвержден Ученым Советом университета 01. 07. 2008 г. Протокол №6 Ректор А. В. Воронин Петрозаводск 2008 аннотация отчет

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования Петрозаводского государственного университета, проводившегося в течение 2007 – 2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности университета.
  4. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Публичный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ
  5. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения (4)

    Публичный отчет
    В целях всестороннего анализа направлений деятельности и определения готовности к государственной аккредитации Тывинским государственным университетом на основании «Программы самообследования Тывинского государственного университета»,

Другие похожие документы..