Поиск
Рекомендуем ознакомиться
М. В. Осмоловского и И. Ю. Осмоловской вопросы и задания по разделам «основы теории поэзии» И«древнерусская литература
Русская литература. Материалы электронного учебника М.В. Осмоловского и И.Ю. Осмоловской
/8klass.html
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ «ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОЭЗИИ» И «ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
ТЕМА: ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Что такое житие? На основе чего сложился этот жанр?
Чьим жизнеописаниям посвящались древнерусские жития?
Какова была воспитательная роль житий в Древней Руси?
Перечислите известных вам русских святых.
Чем прославился Сергий Радонежский? Почему его можно назвать христианским подвижником?
Что вам известно о расколе русской церкви 17 века? С чем был связан этот раскол?
В чём необычность «Жития протопопа Аввакума»? Чем это произведение принципиально отличается от других житий?
Выделите ключевые эпизоды «Жития протопопа Аввакума», в которых, на ваш взгляд, демонстрируется сила веры главного героя.
Когда и в связи с чем житие как жанр утрачивает свои позиции в литературе и общественной жизни?
ТЕМА: СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
Прочитайте «Слово о полку Игореве» на древнерусском или современном русском языке (можно перейти к тексту произведения, нажав одновременно CTRL и подчёркнутое название в этом вопросе, или со страницы «ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА», перейдя по ссылке «ТЕКСТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»).
Что вам известно об истории открытия «Слова о полку Игореве»? Кем и когда было впервые опубликовано это произведение?
С чем связаны споры о подлинности произведения?
Какие существуют гипотезы относительно проблемы авторства?
О каком периоде в истории Древней Руси повествует «Слово о полку Игореве»?
Благодаря чему, по вашему мнению, «Слово…», рассказавшее о малозначительном с точки зрения истории событии, стало одним из величайших произведений в истории русской литературы?
Какова основная идея «Слова о полку Игореве»?
Выучите наизусть фрагмент «Плач Ярославны» на древнерусском языке.
Напишите изложение с элементами сочинения «За землю русскую», опираясь на план:
Двенадцатый век в истории феодальной Руси. Предпосылки написания «Слова о полку Игореве». Обращение автора к читателям.
Поход князя Игоря «за землю Русскую»:
а) Обращение Игоря к войску: «Лучше убитым быть, чем пленённым быть…»
б) «О Русская земля! Уже ты за холмом!»
в) Золотое слово Святослава
г) Первая битва: «Потоптали поганые полки половецкие…»
д) Вторая битва: «Чёрные тучи с моря идут…»
е) Игорь заворачивает войска
ж) Пленение Игоря
з) Плач Ярославны
и) Побег Игоря
к) Родная земля встречает князя
III. Авторская оценка похода Игоря и призыв русских князей к единению как идея произведения.
ТЕМА: НАЧАЛЬНОЕ РУССКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ
Что такое летопись? Почему жанр летописи считался «объединяющим»?
Когда и в связи с чем возникло летописание в Киевской Руси?
Чем интересна «Повесть временных лет»? Каков был замысел этого произведения?
С чего начинается «Повесть…»? Почему Нестор в русской летописи рассказывает о всемирной истории?
Каков был замысел произведения? О каких событиях, связанных с историей Руси, рассказывает летописец?
Прочитайте отрывки из «Повести временных лет» на древнерусском языке (можно перейти к тексту произведения, нажав одновременно CTRL и подчёркнутое название в этом вопросе, или со страницы «ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА», перейдя по ссылке «ТЕКСТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»). Выучите наизусть отрывок о расселении славян.
ТЕМА: ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОЭЗИИ
УПРАЖНЕНИЯ
Определите стихотворный размер, вид рифмы, тип рифмовки
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
(А.С. Пушкин)
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы.
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы…
(Н.А. Некрасов)
И точно, начал свет глупеть –
Сказать вы можете вздохнувши,
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший…
(А.С. Грибоедов)
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
(А.А. Блок)
Июльский ветер мне метёт – путь.
И где-то музыка в окне – чуть.
Ах, нынче ветру до зари – дуть
Из дома сонного груди – в грудь.
(М.И. Цветаева)
Даруй мне тишь твоих библиотек,
Твоих концертов строгие мотивы,
И, мудрая, я позабуду тех,
Кто умерли или доселе живы.
(Б.А. Ахмадулина)
Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
(А.А. Фет)
Труд этот, Ваня, был страшно громаден –
Не по плечу одному.
В мире есть царь – этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
(Н.А. Некрасов)
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
(И.С. Тургенев)
Переправа, переправа,
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда.
Кому память, кому слава,
Кому тёмная вода –
Ни приметы, ни следа.
(А.Т. Твардовский)
А по снежной по пороше
Вдруг к избушке печника
На коне, в возке хорошем –
Два военных седока.
(А.Т. Твардовский)
Бой часов – как ключик золотой.
Двери утра весело открой.
Окна утра настежь распахни.
Сумрак ночи с улиц прогони.
(Ю. Энтин)
Но ты – человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой.
Пойми – не бывает дороги простой.
(Ю. Энтин)
Мне нравится, что вы больны не мной.
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
(М.И. Цветаева)
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
(А.С. Пушкин)
Ой вы, гости-господа!
Долго ль ездили, куда?
Ладно за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
(А.С. Пушкин)
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
(А.С. Пушкин)
Это было, когда улыбался
Только мёртвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
(А.А. Ахматова)
Русская литература. Материалы электронного учебника М.В. Осмоловского и И.Ю. Осмоловской
Тирасполь – Москва. 2008
Похожие документы:
Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84
ПрограммаХотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.Рабочая программа дисциплины методика обучения и воспитания (литература) Направление подготовки
Рабочая программаЦелями освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания (литература)» являются 1) подготовка высококвалифицированных бакалавров педагогического образования, владеющих знаниями теоретических и методологических основ обучения, воспитанияПланирование и организация учебного процесса 24 Структура и содержание образовательных программ по аттестуемым специальностям. 36
ДокументКак и на других факультетах довоенного института, преподавательский коллектив факультета языка и литературы был невелик. В разные годы в него входили В.Рецензенты: Кафедра литературы и искусства
Учебное пособиеУчебное пособие поможет студенту овладеть основными приемамиработы с художественным произведением. В книге также даны рекоменда-ции по проведению семинаров по истории изобразительного искусства, поформированию методического фондаЛитература универсального содержания 71
Литература1. 100 самых красивых и удивительных мест России, которые необходимо увидеть. - Москва : Эксмо, 2010. - 215 с. : цв. ил. ; 26х25 см. - (Подарочные издания.