Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
7. Повышения интереса к использованию информационных технологий, Интернета, а также информационных ресурсов официального веб-сайта администрации горо...полностью>>
'Автореферат'
Специальность 05.18.01 – Технология обработки, хранения и переработки злаковых, бобовых культур, крупяных продуктов, плодоовощной продукции и виногра...полностью>>
'Документ'
Естественнонаучные теории должны быть корректными с точки зрения общих философских закономерностей. Соблюдение этого условия ведет, в частности, к ал...полностью>>
'Статья'
Статья посвящена проблемам антропогенного воздействия на магнитосферу и на литосферу. Воздействия такого рода относительно невелики, но они представл...полностью>>

М. В. Осмоловского и И. Ю. Осмоловской вопросы и задания по разделам «основы теории поэзии» И«древнерусская литература

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Русская литература. Материалы электронного учебника М.В. Осмоловского и И.Ю. Осмоловской

/8klass.html

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ «ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОЭЗИИ» И «ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

ТЕМА: ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Что такое житие? На основе чего сложился этот жанр?

  2. Чьим жизнеописаниям посвящались древнерусские жития?

  3. Какова была воспитательная роль житий в Древней Руси?

  4. Перечислите известных вам русских святых.

  5. Чем прославился Сергий Радонежский? Почему его можно назвать христианским подвижником?

  6. Что вам известно о расколе русской церкви 17 века? С чем был связан этот раскол?

  7. В чём необычность «Жития протопопа Аввакума»? Чем это произведение принципиально отличается от других житий?

  8. Выделите ключевые эпизоды «Жития протопопа Аввакума», в которых, на ваш взгляд, демонстрируется сила веры главного героя.

  9. Когда и в связи с чем житие как жанр утрачивает свои позиции в литературе и общественной жизни?

ТЕМА: СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

  1. Прочитайте «Слово о полку Игореве» на древнерусском или современном русском языке (можно перейти к тексту произведения, нажав одновременно CTRL и подчёркнутое название в этом вопросе, или со страницы «ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА», перейдя по ссылке «ТЕКСТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»).

  2. Что вам известно об истории открытия «Слова о полку Игореве»? Кем и когда было впервые опубликовано это произведение?

  3. С чем связаны споры о подлинности произведения?

  4. Какие существуют гипотезы относительно проблемы авторства?

  5. О каком периоде в истории Древней Руси повествует «Слово о полку Игореве»?

  6. Благодаря чему, по вашему мнению, «Слово…», рассказавшее о малозначительном с точки зрения истории событии, стало одним из величайших произведений в истории русской литературы?

  7. Какова основная идея «Слова о полку Игореве»?

  8. Выучите наизусть фрагмент «Плач Ярославны» на древнерусском языке.

  9. Напишите изложение с элементами сочинения «За землю русскую», опираясь на план:

  1. Двенадцатый век в истории феодальной Руси. Предпосылки написания «Слова о полку Игореве». Обращение автора к читателям.

  2. Поход князя Игоря «за землю Русскую»:

а) Обращение Игоря к войску: «Лучше убитым быть, чем пленённым быть…»

б) «О Русская земля! Уже ты за холмом!»

в) Золотое слово Святослава

г) Первая битва: «Потоптали поганые полки половецкие…»

д) Вторая битва: «Чёрные тучи с моря идут…»

е) Игорь заворачивает войска

ж) Пленение Игоря

з) Плач Ярославны

и) Побег Игоря

к) Родная земля встречает князя

III. Авторская оценка похода Игоря и призыв русских князей к единению как идея произведения.

ТЕМА: НАЧАЛЬНОЕ РУССКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ

  1. Что такое летопись? Почему жанр летописи считался «объединяющим»?

  2. Когда и в связи с чем возникло летописание в Киевской Руси?

  3. Чем интересна «Повесть временных лет»? Каков был замысел этого произведения?

  4. С чего начинается «Повесть…»? Почему Нестор в русской летописи рассказывает о всемирной истории?

  5. Каков был замысел произведения? О каких событиях, связанных с историей Руси, рассказывает летописец?

  6. Прочитайте отрывки из «Повести временных лет» на древнерусском языке (можно перейти к тексту произведения, нажав одновременно CTRL и подчёркнутое название в этом вопросе, или со страницы «ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА», перейдя по ссылке «ТЕКСТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»). Выучите наизусть отрывок о расселении славян.

ТЕМА: ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОЭЗИИ

УПРАЖНЕНИЯ
Определите стихотворный размер, вид рифмы, тип рифмовки

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
(А.С. Пушкин)

И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы.
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы…
(Н.А. Некрасов)

И точно, начал свет глупеть –
Сказать вы можете вздохнувши,
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший…
(А.С. Грибоедов)

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
(А.А. Блок)

Июльский ветер мне метёт – путь.
И где-то музыка в окне – чуть.
Ах, нынче ветру до зари – дуть
Из дома сонного груди – в грудь.
(М.И. Цветаева)

Даруй мне тишь твоих библиотек,
Твоих концертов строгие мотивы,
И, мудрая, я позабуду тех,
Кто умерли или доселе живы.
(Б.А. Ахмадулина)

Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
(А.А. Фет)

Труд этот, Ваня, был страшно громаден –
Не по плечу одному.
В мире есть царь – этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
(Н.А. Некрасов)

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
(И.С. Тургенев)

Переправа, переправа,
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда.
Кому память, кому слава,
Кому тёмная вода –
Ни приметы, ни следа.
(А.Т. Твардовский)

А по снежной по пороше
Вдруг к избушке печника
На коне, в возке хорошем –
Два военных седока.
(А.Т. Твардовский)

Бой часов – как ключик золотой.
Двери утра весело открой.
Окна утра настежь распахни.
Сумрак ночи с улиц прогони.
(Ю. Энтин)

Но ты – человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой.
Пойми – не бывает дороги простой.
(Ю. Энтин)

Мне нравится, что вы больны не мной.
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
(М.И. Цветаева)

Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
(А.С. Пушкин)

Ой вы, гости-господа!
Долго ль ездили, куда?
Ладно за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
(А.С. Пушкин)

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
(А.С. Пушкин)

Это было, когда улыбался
Только мёртвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
(А.А. Ахматова)

Русская литература. Материалы электронного учебника М.В. Осмоловского и И.Ю. Осмоловской

Тирасполь – Москва. 2008



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  2. Рабочая программа дисциплины методика обучения и воспитания (литература) Направление подготовки

    Рабочая программа
    Целями освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания (литература)» являются 1) подготовка высококвалифицированных бакалавров педагогического образования, владеющих знаниями теоретических и методологических основ обучения, воспитания
  3. Планирование и организация учебного процесса 24 Структура и содержание образовательных программ по аттестуемым специальностям. 36

    Документ
    Как и на других факультетах довоенного института, преподавательский коллектив факультета языка и литературы был невелик. В разные годы в него вхо­дили В.
  4. Рецензенты: Кафедра литературы и искусства

    Учебное пособие
    Учебное пособие поможет студенту овладеть основными приемамиработы с художественным произведением. В книге также даны рекоменда-ции по проведению семинаров по истории изобразительного искусства, поформированию методического фонда
  5. Литература универсального содержания 71

    Литература
    1. 100 самых красивых и удивительных мест России, которые необходимо увидеть. - Москва : Эксмо, 2010. - 215 с. : цв. ил. ; 26х25 см. - (Подарочные издания.

Другие похожие документы..