Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Учебная программа курса «Управленческий учет принятие решений» направлена на освоение методов управления финансовой информации с целью эффективного уп...полностью>>
'Реферат'
Методика (метод) дослідження – аналітичний, чисельні статистичні методи, метод порівняння, групування, систематизації даних, експертних оцінок міжнар...полностью>>
'Документ'
7. О том, что благодеяния Божии к человеку бесчисленны, и что человек только посильным упражнением въ добродетелях может свидетельствовать Богу благод...полностью>>
'Рабочая программа'
Настоящий курс предназначен для ознакомления студентов с актуальными проблемами становления и развития рекламной индустрии и особенностями рекламы ре...полностью>>

Учебно-методический комплекс экологический туризм высшее профессиональное образование специальность 080507. 65 Менеджмент организации москва, 2011

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

*Обзорные лекции – 2 часа

Раздел III. Содержание дисциплины

Тема 1. Феномен экологического туризма. Понятие, принципы, цели и задачи экологического туризма.

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в сфере туризма.

Понятие экологического туризма. Экотуризм как устойчивый и природно ориентированный туризм и рекреация. Принципы экологического туризма. Цели и задачи экологического туризма.

Источники: обязательные - 1-7

дополнительные – 8,10-17,19-24

Тема 2. Экологический туризм как инструмент

устойчивого развития территории и экономики.

Современная индустрия туризма как одна из наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Экологический туризм как сектор индустрии туризма: характеристика, состояние и перспективы развития.

Источники: обязательные - 1-7

дополнительные – 8,10-17,19-24

Тема 3. Туристический продукт в экологическом туризме:

специфика, виды, типология.

Социально-экономические факторы развития отечественного туризма. Развитие туристско-рекреационных зон. Типы экологического туризма. Экотуризм в границах особо охраняемых природных территорий (акваторий). Организованный и самодеятельный туризм.

Источники: обязательные - 2-9

дополнительные – 10-14,17,19,21

Тема 4. Экономико-географические подходы к оценке потенциала,

ресурсов и продукта туризма и рекреации в российской провинции.

Природное и культурное наследие, региональное разнообразие России. Социальный потенциал российского экотуризма. Региональная структура российского экотуризма. Интегральная оценка ландшафтов для развития туризма и рекреации.

Источники: обязательные - 1-7

дополнительные – 8,10-17,19-24

Тема 5. Геоэкологические подходы к оценке воздействия

туристско-рекреационной деятельности на окружающую среду.

Туристско-рекреационное освоение территорий и его воздействие на окружающую среду. Типы воздействий на окружающую среду. Оценка воздействия туристско-рекреационной деятельности на окружающую среду. Категории воздействия рекреации и туризма на территории.

Источники: обязательные – 1-9

дополнительные – 10,11, 13,15,18-22

Тема 6. Экологический менеджмент и маркетинг в туризме.

Проблемы развития внутреннего туризма и рекреации. Рекреационный менеджмент как предоставление разнообразных высококачественных рекреационных возможностей. Управленческие реализации. Задачи рекреационного менеджмента.

Особенности маркетинга в экологическом туризме. Направления информационно-аналитической и рекламной работы. Сетевая Интернет-реклама.

Источники: обязательные - 1,5-9

дополнительные – 10-16,18,19,21-23

Тема 7. Экологическое просвещение и обучение.

Организация и задачи эколого-просветительной работы. Мировой опыт экологического просвещения. Эколого-просветительные функции государственных природных заповедников. Экологическое обучение. Задачи экологического обучения.

Источники: обязательные - 1,5-9

дополнительные – 10-15, 17-18, 20-22

Тема 8. Ландшафтное планирование как организационно-правовая

основа развития туризма.

Актуальность ландшафтного планирования. Проблемы организационного и правового обеспечения ландшафтного планирования. Совершенствование управления в туристско-рекреационной сфере.

 Источники: обязательные - 1-7

дополнительные – 8,10-17,19-24

 

Раздел IV. Планы семинарских занятий

4.1. Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения

Семинар 1.

Тема 2а. Концепция устойчивого развития и туристическая деятельность

Время семинара: 4 часа

Цель: расширить и закрепить знания студентов по вопросам темы семинарского занятия, представить и обсудить основные закономерности и тенденции развития туристской индустрии.

Задачи:

-рассмотреть сущность концепции устойчивого развития и туристической деятельности;

-определить понятие и представить характеристику основных субъектов туристской индустрии на внутреннем и внешнем рынках.

Вопросы для обсуждения:

  1. Концепция устойчивого развития: история понятия, документы, принципы.

  2. Устойчивое развитие в России: перспективы, возможности, декларации и реальное состояние.

  3. Устойчивый туризм в контексте концепции устойчивого развития. Экологический туризм как вид устойчивого туризма.

  4. Критерии устойчивости.

  5. Международные и российские организации по экологическому туризму.

Темы докладов/рефератов:

1.Причины и факторы возникновения и развития туризма.

2.Функции, присущие туристскому отдыху.

3.Организации, занимающиеся туризмом в нашей стране.

4.Факторы конкурентоспособности туристского обслуживания.

5.Содержание и виды потребностей современного человека в туристских услугах.

Задание для практической работы по теме

№ Варианта

Вопросы

Ответы

1

2

3

1 Вариант

Когда в России стал издаваться журнал «Русский туризм» и когда он был закрыт:

  1. Создан в 1800г.

закрыт в 1910г.

  1. Создан в 1840г.

закрыт в 1901г.

  1. Создан в 1850г.

закрыт в 1911г.

  1. Создан в 1889г.

закрыт в 1917г.

2 Вариант

Когда были проведены первые экскурсии школьников и где?

  1. В 1875г. г. Одесса.

  2. В 1894г. г. Санкт-Петербург.

  3. В 1903г. г. Москва

  4. В 1870г. г. Тифлис.

3 Вариант

Когда была создана и как назвалась первая русская туристическая организация?

  1. 1880 г. «Русская организация туристов»

  2. 1895 г. «Русский путешественник»

  3. 1870г. «Русские любители путешевстий»

  4. 1885 г. «Русский турингклуб»

4 Вариант

Когда было создано всесоюзное акционерное общество «Интурист» с отделениями и представительствами во многих городах России и за рубежом?

  1. 1918 г.

  2. 1924 г.

  3. 1926 г.

  4. 1929 г.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Покажите значения туристического бизнеса в условиях рыночной экономики.

  2. Выявите характерные черты трех видов туризма: выездной, приемный и внутренний.

  3. Каковы особенности туристического бизнеса в дореформенной России?

  4. Что составляет инфраструктуру туризма?

  5. Какие Вы знаете мотивы путешествий?

  6. Рассмотрите основные причины и факторы совершения путешествий.

  7. Какова доля сферы услуг в России?

Практикум: 1-9

Источники: обязательные - 1,5-9

дополнительные -10-13, 17-22

Семинар 2.

Тема 3а. Влияние различных видов природно-ориентированного туризма на окружающую среду

Время семинара: 4 часа

Цель: расширить и закрепить знания студентов по вопросам темы семинарского занятия, представить и обсудить основные закономерности и тенденции развития природно-ориентированного туризма.

Задачи:

-рассмотреть виды и особенности природно-ориентированного туризма;

-определить понятие и представить характеристику основных субъектов туристского рынка.

Вопросы для обсуждения:

  1. Влияние на окружающую среду природной рекреации.

  2. Влияние пешего туризма.

  3. Влияние водного туризма.

  4. Влияние горного туризма. Влияние спелеотуризма.

  5. Влияние экстремальных видов туризма.

  6. Влияние агротуризма.

  7. Туризм на особо охраняемых природных территориях.

Темы докладов/рефератов:

  1. Механизм функционирования туристского рынка.

  2. Инфраструктура и основные участники туристского рынка: состав и характеристика.

  3. Проблемы потребительского рынка российского туристского продукта.

  4. Функционирование туристских предприятий на современном этапе.

Практические задания.

Варианты

Задания

1 Вариант

Представьте на рисунке классификацию туризма.

2 Вариант

Какие из перечисленных ниже путешествующих лиц можно отнести к категории туристов?

1. Россиян, совершающих челночные рейсы на дешевые вещевые рынки Турция, Китая и некоторые других стран.

2. Ограниченный контингент международных сил ООН по поддержанию мира в республиках бывшей Югославии.

3. Молодоженов, отправляющихся в свадебное путешествие за границу.

4. Политического лидера из Москвы, находящегося в течение дня в Санкт-Петербурге для встречи с избирателями в ходе предвыборной кампании.

5. Беженцев.

3 Вариант

Представьте на рисунке развитие международного туризма, 1950-2009 гг., в том числе;

прибытие туристов (чел.).

4 Вариант

Перечислите туристические макрорегионы мира и их состав.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Характеризуйте сущность туристского рынка.

  2. Перечислите основные функции туристского рынка.

  3. Перечислите субъекты туристского рынка.

  4. Объясните механизм функционирования туристского рынка.

  5. Приведите схему туристского кругооборота.

  6. Объясните, в чем проявляется сезонность туристского рынка.

  7. Приведите классификационную схему рынка международного туризма по региональным расчетам.

  8. Выделите основные факторы, влияющие на развитие туризма в России.

  9. Представьте классификационную схему рынка международного туризма по национальным рынкам.

  10. Охарактеризуйте различия в развитии туристского рынка по регионам мира.

  11. Почему туризм занимает важное место в межотраслевом балансе развитых стран?

  12. Назовите главные тенденции развития туризма в России и мирового туризма.

Практикум: 10-12

Источники: обязательные - 1, 5-9

дополнительные – 10-14,16-19, 21-22

Семинар 3.

Тема 4а. Соотношение и взаимодействие экологического туризма и других видов туризма

Время семинара: 4 часа

Цель: расширить и закрепить знания студентов по вопросам темы семинарского занятия, представить и обсудить основные особенности взаимодействия экологического туризма и других видов туризма.

Задачи:

-рассмотреть основные понятия и содержание «турпродукта», «туруслуги», «турпакета» и других категорий;

-раскрыть особенности продвижения экотурпродуктов на рынок и факторы на них влияющие.

Вопросы к обсуждению:

  1. Дайте определение понятия «туристский продукт».

  2. Назовите основные составляющие рынка туристских услуг, сегменты рынка.

  3. Что такое туристский маршрут?

  4. Какие виды услуг входят в турпакет?

  5. По каким признакам дается классификация туристских маршрутов и туров?

  6. Охарактеризуйте порядок разработки туристского продукта.

  7. Для чего необходимо изучение спроса, определение видов, форм и элементов турпродукта?

  8. По каким критериям происходит оценка экономической эффективности и целесообразности разработки продукта?

Темы докладов/рефератов:

  1. Соотношение и взаимодействие экологического туризма с различными видами природно-ориентированного туризма, деловым туризмом, культурным туризмом, волонтерским туризмом.

Практическое задание:

1.Выполнение заданий по расчету эластичности спроса от цены турпродукта и дохода.

2.Определение факторов конкурентоспособности турпродукта.

3.Оценка экономической эффективности продукта. Составление различных тематических программ обслуживания.

4.Назовите факторы развития экологического туризма.

5.Что такое «туристическая территория»?

6.Для чего необходимо оценивать пропускной потенциал территории?

7.Чем отличаются национальные парки, заповедники, охраняемые территории?

8.Есть ли разница в понятиях «экологический туризм» и «аграрный туризм»? Перечислите мировые регионы и центры экологического туризма.

Решение тестовых заданий:

Вопрос 1. Назовите главные методы продвижения туристского продукта:

коммуникации, стимулирование спроса;

характеристика турпродукта, формирование имиджа;

реклама, поддержка продаж, общественные связи;

ценовая политика, поддержка репутации;

дистрибьюция, регулирование объемов.

Вопрос 2. Как называется совокупность сознательных и несознательных представлений, образов, существующих у клиентов и общественности о данной турорганизации?

репутация;

образ;

информативная реклама;

имидж;

символика.

Вопрос 3. С какой целью большинство туристических предприятий используют рекламу?

для привлечения внимания;

для увеличения объемов продаж;

для поддержания репутации;

для передачи информации потребителям;

для создания имиджа фирмы.

Вопрос 4. Сколько процентов от доходов используют туристские фирмы на рекламные цели?

от 1 до 11%;

от 2 до 12%;

от 3 до 13%;

от 4 до 14%;

от 5 до 15%.

 

Вопрос 5. Назовите кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара или услуги:

стимулирующие меры;

реклама;

презентация;

поддержка продаж;

ознакомительные туры.

Вопрос 6. На сколько направлений делят стимулирующие мероприятия по продаже туруслуг?

на одно;

на два;

на три;

на четыре;

на пять.

Вопрос 7. Назовите направления стимулирующих мероприятий по продаже туруслуг:

на студентов, пенсионеров;

на отдельные категории населения;

на персонал, продающий услуги и на клиентов;

на средние слои населения;

на активные группы населения.

Задания для самостоятельной работы:

1.Рассмотрите и изучите особенности организации познавательных, экстремальных, экологических, деловых, обучающих, религиозных туров, туров на отдых, клубного отдыха и таймшера, событийного и саб-туризма.

2.Рассмотрите и дайте сравнительную характеристику монопрофильным и многопрофильным туроператорам.

Практикум: 13-16

Источники: обязательные - 1, 5-9

дополнительные – 10-14,16-19, 21-22

Семинар 4.

Тема 5а. Экономическая роль экологического туризма

Время семинара: 4 часа

Цель: расширить и закрепить знания студентов по вопросам темы семинарского занятия, представить и обсудить экономическую роль экологического туризма.

Задачи:

-рассмотреть экономическую сущность экологического туризма;

-обсудить экономический механизм экологического туризма.

Вопросы к обсуждению:

1.Масштабы экологического туризма и тенденции его развития в мире, отдельных его регионах и России.

2.Экономическое значение экологического туризма для отдельных стран.

3.Соотношение долгосрочных и краткосрочных целей экономического развития при продвижении экотуризма.

4.Значение устойчивого туризма.

5.Экономический потенциал экологического туризма в России и проблемы его реализации.

Темы докладов/рефератов:

1.Экономический механизм в туризме и особенности его функционирования.

2. Организация финансовых отношений в туристской деятельности.

3.Особенности финансовых расчетов с контрагентами туристских предприятий.

Практическое задание:

«Луна-Хилтон» — так будет называться первый лунный отель ком­пании «Хилтон интернэшнл». О своем намерении построить на Луне первую 5-звездочную гостиницу заявила компания, которой принад­лежат самые престижные отели в мире. Это заявление последовало после того, как на Луне была обнаружена вода.

Предполагается, что в комплексе будет 5000 номеров. Он будет оснащен двумя солнечными панелями, которые дадут электроэнергию. Проектом так­же предусмотрены собственные пляж, «море» и ферма для обеспечения по­стояльцев продуктами питания. По словам управляющего компанией «Хил­тон интернэшнл» Питера Джоржа, отель на Луне — это грандиозная идея. «Мы надеемся быть первыми, кто построит на Луне отель. Мы уверены, что жизнь там может быть поддержана», — сказал он.

Компания «Хилтон интернэшнл» работает в тесном контакте с экспер­тами из НАСА, которое, как предполагается, будет доставлять гостей в ком­плекс. На осуществление этой идеи «Хилтон» уже израсходовал чуть мень­ше 100 тысяч фунтов стерлингов (около 170 тыс. долларов). Это гораздо меньше по сравнению с тем, сколько затратили на «лунный проект» три японские компании, — 25 млн фунтов (почти 42 млн долларов). В частно­сти, японская компания «Симииу» планирует построить комплекс с тен­нисными кортами и площадками для гольфа. «Нисимацу констракшн кор­порейшн» намерена возвести на Луне комплекс «Эскаргот-сити», состоя­щий их трех 10-этажных башен. Еще одна компания, «Обаяси», работает над проектом по созданию лунной коммуны с 10 тысячами жителей.

Британский архитектор Петер Инстон, разработавший «лунный проект», предложил возвести на Луне 325-метровый комплекс, кото­рый станет самым высоким отелем во Вселенной. Там будут рестораны, медицинский центр, церковь и даже школа. Скоростные лифты будут доставлять гостей к номерам. Подача питьевой воды будет обеспечи­ваться за счет недавно открытого ледяного запаса. Эта же вода будет использована и для «моря». В качестве «пейзажа» предполагается оста­вить естественные лунные горы. В будущем отеле предусмотрен даже «автобус» для проведения экскурсий по Луне.

Внутри всех помещений комплекса, по планам «Хилтона», будет поддерживаться нормальное, земное давление. Дабы компенсировать недостаток земного притяжения, посетители будут ходить в обуви с магнитной подошвой. Кроме того, проектом предусмотрен собствен­ный космодром, где будут причаливать «шаттлы».

Вопросы и задания

  1. Как вы оцениваете идею подобного туристского продукта?

  2. Разработайте предложения по формированию программы его внедрения на рынок.

  3. Какие условия необходимы для его коммерческого успеха?

  4. Почему разработка и внедрение на рынок нового туристского продукта содержат значительный риск? Каким образом его можно уменьшить?

Задания для самостоятельной работы:

1.Опишите экономический механизм туристского предприятия.

2.Охарактеризуйте основной и оборотный капитал туристского предприятия, определите источники его финансирования.

3. Опишите порядок расчетов туристского предприятия с основными контрагентами: туоператорами, турагентами, страховыми компаниями.

Практикум: 17-21

Источники: обязательные - 1, 5-9

дополнительные – 10-14,16-19, 21-22

Семинар 5.

Тема 8а. Природно-ресурсный, этнографический и историко-культурный потенциал экологического туризма

Время семинара: 4 часа

Цель: расширить и закрепить знания студентов по вопросам темы семинарского занятия, представить и обсудить основные закономерности и тенденции природно-ресурсного, этнографического и историко-культурного потенциала.

Задачи:

-рассмотреть природно-ресурсный, этнографический и историко-культурный потенциал экологического туризма;

-раскрыть направления государственного регулирования в сфере экологического туризма.

Вопросы к обсуждению:

1.Геологические и палеонтологические ресурсы.

2.Редкие и уникальные растения и животные России как ресурс экотуризма.

3.Привлекательные для туристов биологические объекты.

4.Анализ выгод и издержек при сравнении различных форм использования природно-ресурсного потенциала с экотуризмом в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

5.Историко-культурные и этнографические аспекты экологического туризма. 6.Эффективность синтеза.

7.Формы и методы организации взаимодействия.

8.Примеры эффективного синтеза экологического, историко-культурного и этнографического туризма в мире и России.

9.Перспективные направления экологического туризма в регионе.

Доклады:

1.Природно-ресурсный потенциал экологического туризма.

2.Этнографический и историко-культурный потенциал экологического туризма.

Задания для самостоятельной работы:

1.Назовите органы управления туристской отраслью в РФ.

2.Перечислите экономические методы поддержки развития экологического туризма.

3.Перечислите задачи государственной политики в сфере туризма в РФ.

4.Роль турагентской и туроператорской деятельности на рынке туристских услуг.

5.История и динамика развития религиозного и паломнического туризма.

6.Европейские туроператоры и их роль на европейском туристском рынке.

7.Социальный туризм: содержание и экономические основы.

8.Таймшер – перспективы мирового развития.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс экономика туризма высшее профессиональное образование специальность 080507. 65 Менеджмент организации москва, 2011

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика туризма» подготовлен в соответствии с требованиями действующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, отражает содержание и основные
  2. Учебно-методический комплекс организация туристических перевозок Высшее профессиональное образование Специальность 080507. 65 Менеджмент организации москва, 2011

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Организация туристических перевозок» разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальности
  3. Учебно-методический комплекс международное право высшее профессиональное образование специальность 030501. 65 Юриспруденция специальность

    Учебно-методический комплекс
    Появление в ХХ веке так называемых общечеловеческих проблем, процесс глобализации ведут ко все более глубокому проникновению международного права в национальные правовые системы.
  4. Учебно-методический комплекс организация международного туризма Высшее профессиональное образование

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Организация международного туризма» разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальности 080507.
  5. Учебно-методический комплекс менеджмент гостиничного и туристического бизнеса Высшее профессиональное образование

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Менеджмент гостиничного и туристического бизнеса» разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по

Другие похожие документы..