Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На виконання законів України «Про освіту», “Про фізичну культуру і спорт”, «Програми розвитку фізичної культури і спорту у Шаргородському районі на 2...полностью>>
'Программа'
«Маяковский продолжается». Выставка работ студентов Московского государственного художественно-промышленного университета им. С. Строганова и студенто...полностью>>
'Документ'
Имя великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского стоит в ряду выдающихся имен не только русской, но и всей мировой литературы. В его тв...полностью>>
'Закон'
Председательствующий. Дорогие друзья, прошу всех занимать места. Я приглашаю всех наших коллег занять места. Я думаю, так сделаем. Кто будет приходит...полностью>>

Методика мониторинга разработана С. В. Мигиным и Ф. С. Сайдуллаевым

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Мониторинг развития саморегулирования в регионах России. Раунд 4

Июнь 2011

Национальный институт
системных исследований
проблем предпринимательства

Аналитический доклад

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
В РЕГИОНАХ РОССИИ

Раунд 4

Июнь 2011

Национальный институт системных исследований
проблем предпринимательства

107031, Москва, ул. Рождественка, д.6/9/20 строение 1,

Тел./факс: (495) 624-65-93

E-mail: office@nisse.ru

www.nisse.ru

Мониторинг развития саморегулирования
в регионах России

Аналитический доклад

Авторы: Ф.С. Сайдуллаев, С.В. Архипов, О.М. Шестоперов,
А.С. Закускина.

Методика мониторинга разработана С.В. Мигиным и Ф.С. Сайдуллаевым

(с) 2001– 2011 АНО «НИСИПП»

Авторские права на исследование принадлежат коллективу авторов АНО «НИСИПП». Воспроизведение, распространение, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения исследования или отдельных его частей разрешается только при условии обязательной ссылки на АНО «НИСИПП» и с указанием источника публикации.

На современном этапе развития российского общества решающее значение приобретает совершенствование форм публичного регулирования экономической деятельности. Сегодня как никогда нужны новые нестандартные, инновационные решения и действенные механизмы преодоления кризисных явлений в национальной экономике и, что не менее важно, реализации стратегии долгосрочного социально-экономического развития страны. Наиболее перспективные направления роста связаны с сокращением государственного регулирования в экономике и использованием потенциала саморегулирования, которое может внести серьезный вклад в решение стоящих перед российской экономикой задач.

Необходимость государственного содействия становлению института саморегулирования нашла отражение в программных документах и выступлениях Президента РФ Д.А. Медведева, полностью поддерживающего «уже достаточно солидную по возрасту идею передачи государственных функций общественным организациям, в том числе саморегулируемым».

Настоящий мониторинг подготовлен в целях оценки результативности усилий региональных властей по созданию условий для развития саморегулирования различных секторов экономики. Публикуется для общественного обсуждения, привлечения внимания к проблемам саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в России и стимулирования появления новых и развития уже существующих саморегулируемых организаций.

Результаты данного мониторинга могут быть использованы для оценки результатов реализации региональных программ развития конкуренции
(в рамках исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 691-р «Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации на 2009–2012 годы») и при подготовке региональных программ улучшения инвестиционного климата, разработка которых осуществляется в соответствии с пунктом 21 перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному cобранию (утверждено Президентом Российской Федерации от 06.12.2010 г.
№ Пр-3534).

Оглавление

Введение 5

Результаты четвертого раунда 7

Рисунок 1. Ранжирование субъектов Российской Федерации по уровню развития саморегулирования (интегральный рейтинг) 11

Таблица 1. Сводный рейтинг субъектов Российской Федерации по численности саморегулируемых организаций 16

Приложения 19

Приложение 1. Рейтинги субъектов Российской Федерации по уровню развития саморегулирования в отдельных сферах деятельности 19

Приложение 2. Методика мониторинга развития саморегулирования в регионах России 47

Приложение 3. Справка о доступности информации о деятельности саморегулируемых организаций 54

Введение

Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности в России имеет более чем десятилетнюю историю. За это время получили развитие как добровольные, так и делегированные формы, предполагающие обязательное членство (саморегулируемые организации арбитражных управляющих, оценщиков, аудиторов) или необязательное членство с эксклюзивными правами (саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний) либо c ослаблением государственного регулирования (саморегулируемые организации, объединяющие негосударственные пенсионные фонды).

Интерес к саморегулированию резко повысился в связи с принятием базового Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».

В настоящее время стоит задача организации на регулярной основе оценки степени полноты, последовательности, оперативности и результативности реализации решений по делегированию отдельных полномочий саморегулируемым организациям, а также уровня развития добровольного саморегулирования в регионах России.

Под саморегулированием в целях настоящего мониторинга понимается институт, в рамках которого участниками рынка создаются, адаптируются и изменяются легитимные правила, регулирующие их предпринимательскую и профессиональную деятельность. При этом в России он преимущественным образом реализуется через саморегулируемые организации, поэтому в мониторинге понятия «саморегулирование» и «саморегулируемые организации» (СРО) используются взаимозаменимо.

В основу настоящего мониторинга положен относительно простой, но вместе с тем надежный, объективный и наиболее показательный параметр – количество СРО, осуществляющих свою деятельность на территории региона. При этом в случае наличия соответствующей информации дополнительно учитывается удельная численность членов СРО по регионам, которая корректируется на уровень валового регионального продукта субъекта Российской Федерации либо иной объективный показатель, позволяющий очистить результаты от влияния «размера» региональной экономики. Важно, что эффект «работы на показатель» ожидаемо стимулирует региональные власти содействовать увеличению числа СРО, а это в любом случае желательно, учитывая, что основной риск саморегулирования – ограничение конкуренции.

Рейтинг носит композитный характер и складывается из одиннадцати компонентов оценки уровня развития СРО в различных сферах деятельности. Каждый из компонентов вносит равный вклад в сводный рейтинг

По отдельным компонентам (например, арбитражное управление) благодаря наличию соответствующей статистики оценивался уровень концентрации СРО, что позволило учесть не только количество представленных СРО в регионе, но и их относительную «величину», а значит, и степень конкурентности среды, в которой они осуществляют свою деятельность. По мере снятия информационных ограничений данный подход будет применяться и на другие компоненты.

Используемые сокращения: СРО – саморегулируемые организации, РФ – Российская Федерация, АО – автономный округ.

Результаты четвертого раунда

К середине 2011 года в Российской Федерации федеральным законодательством было установлено обязательное членство в саморегулируемых организациях для участников профессиональной или предпринимательской деятельности в 10 сферах деятельности:

  • деятельность арбитражных управляющих;

  • аудиторская деятельность;

  • кредитная кооперация;

  • оценочная деятельность;

  • деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;

  • инженерные изыскания;

  • архитектурно-строительное проектирование;

  • строительство;

  • деятельность в области энергетического обследования;

  • теплоснабжение.

Кроме того, специальным законодательством установлена возможность создания саморегулируемых организаций в восьми сферах деятельности, членство в которых для субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности является добровольным:

  • профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;

  • деятельность негосударственных пенсионных фондов;

  • кадастровая деятельность;

  • рекламная деятельность;

  • деятельность жилищных накопительных кооперативов;

  • деятельность патентных поверенных;

  • посредническая деятельность по урегулированию споров (медиация);

  • деятельность микрофинансовых организаций.

Распределение саморегулируемых организаций по отдельным сферам деятельности на 15 июня 2011 года выглядит следующим образом: 46 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, 12 саморегулируемых организаций оценщиков, шесть саморегулируемых организаций аудиторов, 28 саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, 163 саморегулируемые организации в области подготовки проектной документации, 234 саморегулируемые организации в области строительства, 88 саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, пять саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, одна саморегулируемая организация негосударственных пенсионных фондов.

Кроме того, в рамках Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ
«О саморегулируемых организациях» к 15 июня 2011 года в государственный реестр саморегулируемых организаций была включена информация о 179 саморегулируемых организациях в различных сферах деятельности. При этом 39% включенных в государственный реестр саморегулируемых организаций действуют в сфере управления недвижимостью и жилищно-коммунальным хозяйством, 19,5% саморегулируемых организаций объединяют субъектов предпринимательской деятельности в сфере обеспечения промышленной и пожарной безопасности. Указанный отраслевой перекос, как и прежде, как нам представляется, обусловлен наличием ожиданий участников рынка, связанных с введением обязательного членства в саморегулируемых организациях в этих сферах.

Необходимо отметить, что в настоящее время в публичном доступе отсутствуют сведения из государственных реестров саморегулируемых организаций в сфере кредитной кооперации, в сфере микрофинансовой деятельности и в сфере теплоснабжения, при этом членство в саморегулируемых организациях для участников данных рынков является обязательным. Данное обстоятельство, представляется, обусловлено отсутствием в законодательстве требования об обеспечении уполномоченными органами власти публичного доступа к сведениям из соответствующих государственных реестров.

Таким образом, можно выделить следующие основные события в области развития саморегулирования за последние полгода:

  • дальнейшее увеличение количества саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства;

  • заметное увеличение количества саморегулируемых организаций, создание которых не предусмотрено федеральным законодательством;

  • введение обязательного членства в саморегулируемых организациях в сфере теплоснабжения и в области энергетического обследования;

  • введение добровольного саморегулирования в сфере посреднической деятельности по урегулированию споров (медиации) и в сфере деятельности микрофинансовых организаций.

В рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития саморегулирования по результатам четвертого раунда Мониторинга саморегулирования в регионах России1 произошли некоторые изменения. Изменение позиций регионов, главным образом, обусловлено развитием саморегулирования в сфере энергетического обследования и общим расширением государственных реестров СРО.

Наибольшая степень развития саморегулируемых организаций по результатам четвертого раунда мониторинга зарегистрирована в Москве, Московской области (плюс 1 позиция) и Санкт-Петербурге (минус 1 позиция).

В десятку регионов-лидеров также попали:

  • Свердловская область (переместилась с 7-го на 4-е место);

  • Самарская область;

  • Ярославская область (переместилась с 11-го на 6-е место)

  • Ростовская область (переместилась с 4-го на 7-е место);

  • Краснодарский край (переместился с 6-го на 8-е место);

  • Тюменская область (переместилась с 12-го на 9-е место)

  • Волгоградская область (переместилась с 8-го на 10-е место);

По сравнению с третьим раундом мониторинга десятку покинули:

  • Нижегородская область (переместилась с 8-го на 13-е место);

  • Владимирская область (переместилась с 10-го на 16-е место).

Среди регионов с максимальным увеличением позиций по результатам третьего раунда (поднялись на 10 позиций и более) находятся Новгородская область (плюс 34 позиции), Республика Татарстан (плюс 20 позиций) и Республика Саха (Якутия) (плюс 14 позиций), Ивановская область (плюс 13 позиций), Ханты-Мансийский АО (плюс 12 позиций), Тверская (плюс 12 позиций), Амурская (плюс 11 позиций), Калининградская (плюс 10 позиций) области и Хабаровский край (плюс 10 позиций).

Регионы, продемонстрировавшие в отчетном периоде наиболее негативную динамику и опустившиеся на 10 позиций и более: Республика Бурятия (минус 22 позиции), Орловская область (минус 19 позиций), Ульяновская (минус 18 позиций) и Курская (минус 17 позиций) области, Республика Алтай (минус 17 позиций), Омская область (минус 16 позиций), Республика Тыва (минус 14 позиций), Саратовская (минус 13 позиций) и Иркутская (минус 12 позиций) области, Карачаево-Черкесская Республика (минус 12 позиций), Алтайский край (минус 11 позиций), Томская (минус 11 позиций), Псковская (минус 11 позиций) области, Камчатский край (минус 10 позиций) и Республика Хакасия (минус 10 позиций).

Рейтинг регионов России по уровню развития саморегулирования и изменение позиций регионов относительно результатов четвертого раунда мониторинга приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Ранжирование субъектов Российской Федерации по уровню развития саморегулирования (интегральный рейтинг)

В разрезе секторов экономики, в которых получило развитие саморегулирование, ситуация выглядит следующим образом.

Арбитражное управление. В России действует 46 СРО арбитражных управляющих, членство в СРО обязательное. Наиболее конкурентная среда сформировалась в Волгоградской области (плюс 1 позиция), Удмуртской Республике (минус 1 позиция), Ростовской области, Пермском крае и Омской области (плюс 7 позиций). В десятку также вошли Нижегородская (плюс 1 позиция), Кировская (минус 2 позиции) и Калининградская (минус 2 позиции) области, Москва (плюс 4 позиции) и Саратовская область.

Оценочная деятельность. В настоящее время зарегистрировано 12 СРО оценщиков, членство в СРО обязательное. Наибольшее развитие деятельность СРО оценщиков получила в Красноярском крае (плюс 19 позиций), Иркутской области (плюс 4 позиции), Ставропольском крае (плюс 9 позиций). В десятку также вошли Московская (минус 3 позиции) и Пензенская (плюс 50 позиций) области, Краснодарский край (плюс 37 позиций), Самарская (плюс 30 позиций), Оренбургская (плюс 3 позиции), Ярославская (плюс 1 позиция) и Ленинградская (минус 8 позиций) области.

Строительство. По состоянию на 15 июня 2011 года было зарегистрировано 425 СРО в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий, членство в СРО является обязательным с 1 января 2010 года. В лидерах по присутствию саморегулирования в строительной отрасли:
Москва (плюс 2 позиции), Ямало-Ненецкий АО (плюс 11 позиций) и Ненецкий АО (плюс 35 позиций). Также в десятку вошли Брянская область (минус 3 позиции), Республика Карелия (плюс 42 позиции), Чукотский АО (минус 1 позиция), Астраханская (плюс 19 позиций), Новгородская (плюс 47 позиций) и Московская (плюс 6 позиций) области, Кабардино-Балкарская Республика (плюс 11 позиций).

Аудиторская деятельность. В настоящее время зарегистрировано шесть СРО аудиторов, с 1 января 2010 года членство с СРО обязательно. Наибольшее развитие их деятельность получила в Республике Бурятия (плюс 3 позиции), Ярославской области и Москве (плюс 8 позиций). В десятку также вошли Московская (плюс 3 позиции), Рязанская (минус 4 позиции), Самарская (минус 3 позиции) и Калужская (плюс 1 позиция) области, Приморский край (минус 2 позиции), Орловская (плюс 5 позиций) и Липецкая (плюс 9 позиций) области.

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг. На сегодняшний день ФСФР выдано восемь разрешений на деятельность в качестве саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг. Их получили: Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Национальная лига управляющих (НП «НЛУ»), Национальная фондовая ассоциация (НФА), Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР). Регионами-лидерами являются Москва, Ростовская область и Оренбургская область (плюс 5 позиций). В десятку также вошли Челябинская область (плюс 1 позиция), Пермский край (плюс 4 позиции), Республика Татарстан (минус 3 позиции), Ханты-Мансийский АО (минус 1 позиция), Владимирская (минус 4 позиции) и Нижегородская (минус 2 позиции) области, Удмуртская Республика (плюс 14 позиций).

Деятельность в области энергетического обследования. В мониторинг включены данные о 88 СРО. Наибольшая представленность саморегулируемых организаций в данной сфере отмечена во Владимирской области (плюс 8 позиций), Москве (минус 1 позиция) и Санкт-Петербурге (плюс 7 позиций). В десятку лидеров также вошли Московская (плюс 4 позиции), Свердловская (плюс 10 позиций), Ростовская (плюс 7 позиций), Архангельская (плюс 33 позиции), Оренбургская (плюс 6 позиций), Калужская (плюс 15 позиций) и Амурская (плюс 30 позиций) области.

По следующим шести компонентам мониторинга анализ проводился в отношении некоммерческих организаций, объединяющих субъектов профессиональной либо предпринимательской деятельности, которые обладают атрибутивными признаками саморегулируемых организаций и (или) планируют получить статус СРО либо уже включены в общий реестр саморегулируемых организаций.

Рекламная деятельность. В настоящее время отсутствуют объединения участников рынка рекламы, получившие статус саморегулируемой организации. При этом в мониторинг включены 17 объединений, имеющих признаки саморегулируемой организации. Наибольшее развитие саморегулирование рекламной деятельности получило в Новгородской области (плюс 33 позиции), Калининградской области (плюс 6 позиций) и Новосибирской области (минус 2 позиции). В десятку также вошли Краснодарский край (плюс 2 позиции), Свердловская область (минус 1 позиция), Воронежская область (минус 3 позиции), Москва (минус 5 позиций), Самарская область (плюс 2 позиции), Ставропольский край (плюс 4 позиции) и Санкт-Петербург (минус 5 позиций).

Кадастровая деятельность. На сегодняшний день существует 19 организаций, готовых взять на себя функции СРО в сфере кадастровой деятельности. В региональном разрезе наиболее благоприятная и стабильная ситуация для развития саморегулирования в данном секторе складывается в Ростовской области, Алтайском крае (плюс 1 позиция) и Иркутской области (плюс 1 позиция).

Пищевая промышленность и сельское хозяйство. В мониторинг включены 20 бизнес-объединений, наибольшая представленность организаций, обладающих признаками СРО, отмечена в Московской области (плюс 1 позиция) и Москве (минус 1 позиция). Лидирующие позиции также заняли Краснодарский край, Нижегородская область (плюс 3 позиции), Санкт-Петербург и Свердловская область (плюс 2 позиции).

Иные сферы предпринимательской деятельности. В мониторинг включены 220 бизнес-объединений. Наибольшая представленность организаций, обладающих признаками СРО или имеющих статус таковой, зарегистрирована в Москве, Санкт-Петербурге (плюс 1 позиция) и Свердловской области (плюс 49 позиций). В десятку лидеров также вошли Московская область (минус 2 позиции), Самарская область (плюс 31 позиция), Волгоградская область (плюс 8 позиций), Краснодарский край (минус 2 позиции), Ростовская область (плюс 5 позиций), Тюменская область (плюс 43 позиции), Новосибирская область (плюс 64 позиции).

Иные сферы профессиональной деятельности. В мониторинг включено 10 объединений. Наибольшая численность организаций, обладающих признаками СРО, отмечена в Нижегородской области (плюс 2 позиции), Санкт-Петербурге и Хабаровском крае.

Сводный рейтинг регионов России по уровню развития саморегулирования и покомпонентные рейтинги приведены в таблице 1.

Таблица 1. Сводный рейтинг субъектов Российской Федерации по численности саморегулируемых организаций

Место
субъекта РФ

Наименование
субъекта РФ

Итоговый балл

Баллы по компонентам2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

г. Москва

9,4

9,0

21,0

1,0

3,0

1,0

7,0

2,0

6,0

2,0

1,0

50,0

2

Московская область

11,8

19,0

4,0

9,0

4,0

18,0

11,0

4,0

6,0

1,0

4,0

50,0

3

г. Санкт-Петербург

16,5

41,0

33,0

26,0

31,0

9,5

10,0

3,0

20,0

4,5

2,0

2,0

4

Свердловская область

18,3

11,0

30,0

13,0

50,0

10,0

5,0

5,0

20,0

4,5

3,0

50,0

5

Самарская область

18,6

55,0

7,0

18,0

6,0

17,0

8,0

37,0

6,0

35,5

5,0

10,0

6

Ярославская область

21,0

43,0

9,0

17,0

2,0

27,0

14,0

49,0

20,0

23,0

16,5

10,0

7

Ростовская область

22,4

3,0

53,0

71,0

18,0

2,0

19,0

6,0

6,0

11,0

7,5

50,0

8

Краснодарский край

22,5

36,0

6,0

15,0

28,0

24,0

4,0

53,0

20,0

4,5

7,5

50,0

9

Тюменская область

23,0

24,0

20,0

41,0

42,0

18,0

22,0

38,0

6,0

23,0

9,0

10,0

10

Волгоградская область

24,8

1,0

47,0

42,0

11,0

38,5

21,0

39,0

6,0

11,0

6,0

50,0

11

Республика Татарстан

25,9

16,0

34,0

27,0

29,0

6,0

20,0

23,0

45,5

23,0

11,0

50,0

12

Новосибирская область

26,4

34,0

65,0

33,0

24,0

11,0

3,0

42,0

6,0

11,0

11,0

50,0

13

Нижегородская область

27,3

6,0

11,0

25,0

80,0

8,0

32,0

54,0

45,5

4,5

32,0

2,0

14

Пермский край

27,6

4,0

26,0

65,0

40,0

5,0

23,0

73,0

6,0

35,5

16,5

10,0

15

Красноярский край

29,9

22,0

1,0

31,0

16,0

21,5

59,5

78,0

6,0

23,0

20,5

50,0

16

Владимирская область

30,7

73,0

68,0

37,0

25,0

8,0

59,5

1,0

20,0

23,0

13,0

10,0

17

Оренбургская область

31,0

23,0

8,0

75,0

22,0

3,0

59,5

8,0

20,0

51,5

20,5

50,0

18

Кировская область

31,4

7,0

23,0

12,0

30,0

66,0

26,0

21,0

20,0

51,5

39,0

50,0

19

Ленинградская область

31,5

39,0

10,0

23,0

20,0

38,5

17,0

36,0

45,5

23,0

44,0

50,0

20

Рязанская область

31,8

17,0

46,0

28,0

5,0

66,0

16,0

26,0

45,5

51,5

39,0

10,0

21

Воронежская область

32,5

14,0

41,0

44,0

46,0

38,5

6,0

58,0

20,0

11,0

29,0

50,0

22

Белгородская область

33,9

13,0

56,0

60,0

19,0

21,5

59,5

59,0

20,0

11,0

44,0

10,0

23

Калужская область

34,1

32,0

14,0

19,0

7,0

66,0

59,5

9,0

73,0

11,0

35,0

50,0

24

Липецкая область

34,4

37,0

73,0

22,0

10,0

14,0

59,5

31,0

45,5

23,0

53,5

10,0

25

Челябинская область

34,6

70,0

22,0

70,0

70,0

4,0

34,0

13,0

20,0

11,0

16,5

50,0

26

Вологодская область

34,8

20,0

32,0

56,0

43,0

14,0

59,5

11,0

45,5

23,0

29,0

50,0

27

Ставропольский край

35,1

53,0

3,0

32,0

48,0

38,5

9,0

62,0

45,5

23,0

22,0

50,0

28

Иркутская область

35,2

48,0

2,0

53,0

75,0

14,0

18,0

47,0

6,0

51,5

23,0

50,0

29

Тверская область

35,8

29,0

40,0

24,0

45,0

38,5

59,5

48,0

20,0

23,0

16,5

50,0

30

Хабаровский край

36,4

50,0

29,0

29,0

66,0

66,0

26,0

35,0

20,0

51,5

26,0

2,0

31

Тульская область

36,5

28,0

54,0

20,0

52,0

66,0

59,5

14,0

45,5

23,0

29,0

10,0

32

Новгородская область

36,6

79,0

18,0

8,0

58,0

38,5

1,0

65,0

45,5

23,0

16,5

50,0

33-34

Приморский край

37,0

58,0

60,0

73,0

8,0

38,5

26,0

25,0

45,5

51,5

11,0

10,0

33-34

Калининградская область

37,0

8,0

75,0

14,0

76,0

27,0

2,0

32,0

45,5

51,5

26,0

50,0

35

Удмуртская Республика

37,3

2,0

76,0

63,0

23,0

8,0

26,0

55,0

45,5

35,5

26,0

50,0

36

Ульяновская область

37,4

15,0

42,0

68,0

13,0

21,5

26,0

63,0

45,5

23,0

44,0

50,0

37

Брянская область

37,9

67,0

39,0

4,0

17,0

66,0

59,5

20,0

73,0

11,0

50,0

10,0

38

Саратовская область

38,2

10,0

27,0

34,0

59,0

38,5

12,0

74,0

45,5

35,5

35,0

50,0

39

Омская область

38,4

5,0

24,0

61,0

26,0

27,0

59,5

69,0

45,5

23,0

32,0

50,0

40

Республика Башкортостан

40,2

56,0

48,0

35,0

56,0

16,0

31,0

60,0

20,0

35,5

35,0

50,0

41

Смоленская область

40,4

51,0

35,0

47,0

37,0

38,5

59,5

51,0

20,0

23,0

32,0

50,0

42

Республика Саха (Якутия)

40,5

40,0

25,0

83,0

73,0

21,5

26,0

12,0

20,0

51,5

44,0

50,0

43

Астраханская область

41,2

59,0

57,0

7,0

15,0

38,5

59,5

28,0

45,5

35,5

58,0

50,0

44

Ивановская область

41,7

38,0

28,0

16,0

62,0

66,0

59,5

24,0

20,0

51,5

44,0

50,0

45

Алтайский край

42,0

21,0

43,0

58,0

64,0

66,0

59,5

44,0

6,0

11,0

39,0

50,0

46

Тамбовская область

42,7

12,0

61,0

11,0

32,0

66,0

59,5

16,0

73,0

35,5

53,5

50,0

47

Ханты-Мансийский АО

44,0

60,0

44,0

43,0

47,0

6,5

33,0

15,0

73,0

68,0

44,0

50,0

48

Кемеровская область

44,1

61,0

13,0

66,0

63,0

38,5

35,0

45,0

45,5

51,5

16,5

50,0

49

Республика Карелия

44,5

25,0

58,0

5,0

35,0

38,5

59,5

19,0

73,0

68,0

58,0

50,0

50

Курганская область

44,9

69,0

19,0

40,0

27,0

38,5

59,5

71,0

20,0

35,5

64,0

50,0

51

Чувашская Республика

46,0

30,0

50,0

54,0

12,0

66,0

59,5

64,0

45,5

35,5

39,0

50,0

52

Пензенская область

46,5

64,0

5,0

50,0

14,0

38,5

59,5

56,0

73,0

51,5

50,0

50,0

53

Республика Мордовия

46,9

18,0

31,0

78,0

49,0

66,0

59,5

17,0

45,5

51,5

50,0

50,0

54

Архангельская область

47,0

31,0

37,0

30,0

54,0

66,0

59,5

7,0

73,0

51,5

58,0

50,0

55

Курская область

47,1

35,0

51,0

77,0

33,0

66,0

59,5

46,0

45,5

51,5

44,0

10,0

56

Амурская область

47,9

27,0

36,0

62,0

77,0

38,5

59,5

10,0

45,5

68,0

53,5

50,0

57

Томская область

48,5

49,0

49,0

52,0

61,0

66,0

13,0

72,0

45,5

51,5

24,0

50,0

58

Республика Коми

48,8

33,0

45,0

57,0

60,0

38,5

59,5

30,0

73,0

51,5

39,0

50,0

59

Республика Бурятия

49,0

54,0

63,0

59,0

1,0

66,0

59,5

22,0

45,5

51,5

67,0

50,0

60-61

Мурманская область

49,7

46,0

66,0

38,0

21,0

66,0

59,5

33,0

45,5

68,0

53,5

50,0

60-61

Псковская область

49,7

42,0

15,0

36,0

34,0

66,0

59,5

56,0

73,0

51,5

64,0

50,0

62

Республика Марий Эл

50,4

26,0

16,0

80,0

39,0

66,0

59,5

66,0

45,5

35,5

71,0

50,0

63

Кабардино-Балкарская Республика

51,5

44,0

12,0

10,0

69,0

66,0

59,5

61,0

73,0

51,5

71,0

50,0

64

Орловская область

51,7

71,0

81,0

45,0

9,0

66,0

59,5

52,0

20,0

51,5

64,0

50,0

65

Республика Северная Осетия-Алания

52,5

76,0

70,0

46,0

36,0

66,0

59,5

34,0

45,5

68,0

67,0

10,0

66

Костромская область

52,6

68,0

17,0

69,0

65,0

66,0

59,5

29,0

45,5

51,5

58,0

50,0

67

Ямало-Ненецкий АО

53,5

72,0

74,0

2,0

53,0

66,0

59,5

26,0

45,5

78,5

61,5

50,0

68

Сахалинская область

56,6

47,0

55,0

64,0

51,0

66,0

15,0

76,0

73,0

68,0

58,0

50,0

69

Республика Дагестан

57,0

52,0

62,0

49,0

55,0

66,0

59,5

18,0

73,0

68,0

74,5

50,0

70

Республика Алтай

57,6

65,0

79,0

21,0

57,0

66,0

26,0

75,0

45,5

78,5

71,0

50,0

71

Республика Адыгея

59,5

62,0

52,0

67,0

67,0

66,0

59,5

50,0

45,5

68,0

67,0

50,0

72-73

Камчатский край

59,6

75,0

77,0

55,0

74,0

38,5

59,5

41,0

45,5

78,5

61,5

50,0

72-73

Магаданская область

59,6

45,0

67,0

72,0

41,0

66,0

59,5

40,0

73,0

68,0

74,5

50,0

74

Забайкальский край

60,7

77,0

38,0

74,0

38,0

66,0

59,5

43,0

73,0

78,5

71,0

50,0

75

Республика Калмыкия

62,5

74,0

72,0

51,0

44,0

66,0

59,5

81,5

45,5

68,0

76,0

50,0

76

Карачаево-Черкесская Республика

63,8

63,0

64,0

76,0

78,0

38,5

59,5

70,0

73,0

51,5

78,5

50,0

77

Ненецкий АО

65,3

83

59,0

3,0

82,5

66,0

59,5

81,5

73,0

78,5

82,5

50,0

78

Республика Хакасия

65,9

57,0

80,0

79,0

72,0

66,0

59,5

77,0

45,5

68,0

71,0

50,0

79

Чеченская Республика

66,0

66,0

71,0

48,0

68,0

66,0

59,5

67,0

73,0

78,5

78,5

50,0

80

Чукотский АО

66,9

81,0

83,0

6,0

79,0

66,0

59,5

79,0

73,0

78,5

81,0

50,0

81

Республика Ингушетия

69,4

82,0

69,0

39,0

82,5

66,0

59,5

81,5

73,0

78,5

82,5

50,0

82

Республика Тыва

70,0

80,0

82,0

82,0

81,0

66,0

59,5

67,0

45,5

78,5

78,5

50,0

83

Еврейская авт.область

72,3

78,0

78,0

81,0

71,0

66,0

59,5

81,5

73,0

78,5

78,5

50,0



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений выпуск 9 Москва Центральная 2009 г

    Бюллетень
    Бойко В.Н. Концепции современного естествознания: Учебно-методическое пособие по курсу " Концепции современного естествознания" ВЗФЭИ. Курский филиал.

Другие похожие документы..