Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится 17 декабря 2009 г. в 17 час. 00 мин. на заседании диссер­тационного совета Д 212.157.05 при Московском энергетическом институте (тех...полностью>>
'Документ'
Каждая глава этой книги содержит упражнения, которые помогут читателю осмыслить и «интернализировать» (научиться применять) принципы квантовой психол...полностью>>
'Документ'
Строительные нормы и правила СНиП 2.04.07-86*"Тепловые сети"(утв. постановлением Госстроя СССР от 30 декабря 1986 г. N 75)(с изм. от 9 авгу...полностью>>
'Документ'
Первым этапом развития рынка совместного инвестирования в Украине стал период с 1994 по 2001 год. С принятием Положения «Про инвестиционные фонды и и...полностью>>

Концепция свободного программного обеспечения и его использование в учебном процессе

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор СамГТУ, профессор

___________________ Д.Е.Быков

«____»_____________2010г. м.п.


КОНЦЕПЦИЯ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Программа повышения квалификации
учителей средних образовательных школ, лицеев, гимназий

по вопросам информатизации образования
и современным информационным технологиям

Разработчики программы повышения квалификации:

Кокорев Дмитрий Юрьевич, к.т.н.,

преподаватель кафедры информационных технологий СамГТУ

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Чернышев Сергей Витальевич, к.т.н.,

доцент кафедры информационных технологий СамГТУ

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Золин Алексей Георгиевич, к.т.н.,

доцент кафедры информационных технологий СамГТУ

САМАРА 2010

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

АННОТАЦИЯ

курса «Концепция свободного программного обеспечения

и его использование в учебном процессе»

В связи с переходом учебных заведений на использование свободного программного обеспечения (ПО), актуальным является изучение основ работы с базовым программным обеспечением — операционными системами. В качестве свободного ПО предлагается операционная система Linux.

В ходе курса слушателям будет предложено познакомиться с особенностями свободного ПО, его основными отличиями, достоинствами и недостатками по сравнению с проприетарным ПО. При рассмотрении структуры ПО используемого вычислительными ресурсами учебных заведений будет сделан упор на основополагающие моменты необходимые при организации перехода на свободное ПО. Слушателям будут показаны и продемонстрированы базовые пакеты ПО, необходимые для организации работы пользователя Linux вообще и педагогического работника в частности.

Целью курса является:

- получение практических навыков по установке на IBM-совместимом компьютере, настройке работы с дисками, сетевой картой, видеоадаптером, администрированию в условиях локальной сети и использованию в профессиональной деятельности учителя операционной системы Linux

Ожидаемым результатом является формирование умений использования пакета прикладных программ Open Office, графического редактора, программы работы со звуком, программы web-разработки и монтажа видеороликов, использование операционной системы Linux

Задачи:

  1. организация рабочего места учителя при взаимодействии с учениками;

  2. размещение учебно-методического материала на сетевых ресурсах, доступных для учеников;

  3. размещение тестовых заданий и контрольных вопросов по представленным учебно-методическим материалам;

  4. проведение дистанционного контроля усвоения учениками представленного материала с использованием системы Moodle.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОГЛАСОВАНО:

Министр образования и науки

Самарской области

_________________ Д.Е. Овчинников

«____»_____________2010г. м.п.

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор СамГТУ, профессор

___________________ Д.Е.Быков

«____»_____________2010г. м.п.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Концепция свободного программного обеспечения

и его использование в учебном процессе

Цель: получение практических навыков по установке на IBM-совместимом компьютере, настройке работы с дисками, сетевой картой, видеоадаптером, администрированию в условиях локальной сети и использованию в профессиональной деятельности учителя операционной системы Linux

Категория слушателей: учителя средних образовательных школ, лицеев гимназий

Срок обучения: 36 час.

Режим занятий: 6 час. в день

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего, час.

В том числе:

Форма

контроля

Лекции

Практические
занятия

1

2

3

4

5

6

1.

Раздел 1

«Концепция средних общеобразовательных школ и ОС Linux».

4

2

2

Практичес- кое задание

2.

Раздел 2

«Обзор архитектуры Linux»

8

4

4

Практичес- кое задание

3.

Раздел 3

«Настройка и администрирование ОС Linux»

24

8

16

Практичес- кое задание

Итого

36

14

22

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор СамГТУ, профессор

___________________ Д.Е. Быков

«____»_____________ 2010г.

м.п.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Концепция свободного программного обеспечения

и его использование в учебном процессе

наименование программы

Цель: получение практических навыков по установке на IBM-совместимом компьютере, настройке работы с дисками, сетевой картой, видеоадаптером, администрированию в условиях локальной сети и использованию в профессиональной учителя операционной системы Linux

Категория слушателей: учителя средних образовательных школ, лицеев гимназий

Срок обучения: 36 час.

Режим занятий: 6 час. в день

Форма обучения: с полным отрывом от работы

п/п

Наименование разделов,

дисциплин и тем

Всего, час.

В том числе:

Форма

контроля

Лекции

Практич.
занятия

1

2

3

4

5

6

1.

Раздел 1 «Концепция СПО и ОС Linux».

4

2

2

Практическое задание

1.1

Тема 1.1. Виды программного обеспечения

2

1

1

Работа в Интернет

1.2

Тема 1.2. Концепция развития ОС Linux

2

1

1

Установка ПО

2.

Раздел 2. Обзор архитектуры ОС Linux

8

4

4

Практическое задание

2.1

Тема 2.1. Архитектура уровня ядра ОС

4

2

2

Обзор команд ядра

2.2

Тема 2.2.Концепция единого файлового пространства. Службы

4

2

2

Работа с файловой системой

3.

Раздел 3 «Настройка и администрирование Linux»

24

8

16

Практическое задание

3.1

Тема 3.1. Порядок установки и настройки ОС на рабочей станции

4

2

2

Настройка рабочей станции

3.2

Тема 3.2. Особенности настройки серверов и

использования сети

4

1

3

Настройка сервера

3.3

Тема 3.3. Графическая подсистема Linux

2

1

1

Настройка графической среды

1

2

3

4

5

6

3.4

Тема 3.4. Основы работы в офисном пакете OpenOffice

4

1

3

Создание текстового документа, электронной таблицы, презентации

3.5

Тема 3.5. Основные возможности обработки графической информации

4

1

3

Создание и обработка изображения

3.6

Тема 3.6. Особенности работы со специализированными прикладными программами

6

2

4

Создание специализированного ресурса

Итоговый контроль

Выполнение витоговой квалификационной работы

Итого

36

14

22

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса или дисциплины

Концепция свободного программного обеспечения

и его использование в учебном процессе

1. Введение.

Программа рассчитана на учителей информатики, делающих первые шаги в мире Linux. В программе рассказывается о концепции свободного программного обеспечения как такового, об установке и настройке программного обеспечения на IBM-совместимом персональном компьютере, работающем под управлением операционной системы Linux (ПСПО ALT Linux «Школьный»).

2. Содержание курса

Раздел 1. Концепция СПО и ОС Linux (4 часа)

Тема 1.1. Виды программного обеспечения.

Лекционные занятия (1час)

Виды программного обеспечения (ПО): платное, бесплатное; свободное, закрытое. Лицензии на свободное ПО (СПО): GPL, LGPL, BSD, и т.д. - общие черты и различия, применимости в правовом поле России. Фонд СПО: цели, источники финансирования, результаты деятельности. СПО и бизнес: сосуществование, кооперация. Бизнес-модели СПО.

Практические занятия (1 час)

Работа с сетью «Интернет» на предмет поиска и изучения информации на сайтах основных разработчиков дистрибутивов.

Тема 1.2. Концепция развития ОС Linux

Лекционные занятия (1час)

Дистрибутивы Linux - подходы различных производителей. Техническая поддержка. Коммерческое ПО в составе дистрибутивов. Репозитарии пакетов программ. Модель непрерывной разработки ПО. Поддержка аппаратного обеспечения, драйвера. Позиция производителей аппаратуры и сообщества разработчиков.

Практические занятия (1 час)

Работа с сетью «Интернет» на предмет поиска и изучения информации на сайтах основных разработчиков дистрибутивов. Инсталляция программного обеспечения от независимых разработчиков.

Раздел 2. Обзор архитектуры ОС Linux. (8 часов)

Тема 2.1. Архитектура уровня ядра ОС.

Лекционные занятия (2часа)

Понятие архитектуры ПО и комплексов ПО. Общая архитектура ОС Linux. Архитектура ядра, загружаемые модули. Использование firmware. Взаимодействие ядра с пространством пользовательских программ. Концепция файла-устройства. Управление устройствами через ioctl. Символьные и блочные устройства. Менеджер оперативной памяти, адресное пространство, виртуальная память. Выгружаемая и резидентная память.

Практические занятия (2 часа)

Изучение команд по работе с модулями ядра, команд получения информации об используемой памяти и запущенных процессах.

Тема 2.2. Концепция единого файлового пространства. Службы.

Лекционные занятия (часа)

Концепция единого файлового пространства, файловые системы, монтирование, сетевые файловые системы. Стандарт расположения файлов по каталогам. Уровни исполнения, однопользовательский и многопользовательские режимы работы. Службы. Динамические библиотеки. Многоверсионность.

Практические занятия (2 час)

Изучение команд по работе с различными типами файловых систем, переключения уровня исполнения, команд запуска и останова различных служб, работа с системным загрузчиком динамических библиотек в многоверсионной среде.

Раздел 3. Настройка и администрирование Linux (24 часа)

Тема 3.1. Порядок установки и настройки ОС на рабочей станции.

Лекционные занятия (2 часа)

Ход процесса установки. Разделение жесткого диска на логические разделы. Сетевые настройки. Выбор устанавливаемых пакетов. Вопросы установки на экзотическом оборудовании. Сетевая установка. Добавление пользователей. Настройка принтера, программ по умолчанию. Индивидуализация рабочего стола пользователя. Установка дополнительных пакетов. Использование дополнительных репозитариев пакетов.

Практические занятия (2 час)

Установка и базовая настройка OC Linux в режиме рабочей станции на компьютере без операционной системы.

Лекционные занятия (1час)

Тема 3.2. Особенности установки и настройки серверов и использования сети.

Различия в установке рабочей станции и сервера. Удаленный доступ к рабочему столу пользователя. Установка нескольких операционных систем на одном компьютере. Использование устаревших компьютеров в качестве терминалов.

Практические занятия (3 час)

Установка и базовая настройка OC Linux в режиме сервера второй операционной системой на компьютере.

Тема 3.3. Графическая подсистема Linux

Лекционные занятия (1час)

Концепция графической подсистемы X-windows. Архитектура. Менеджеры окон. Графические среды Gnome и KDE - общие черты и особенности. Настройка параметров в графическом режиме и путем изменения файлов конфигурации. Смена менеджера окон у пользователя. Особенности работы через сеть.

Практические занятия (1 час)

Настройка графической среды, смена менеджера окон. Работа с удаленным рабочим столом. Настройка наблюдения за работой учеников на компьютерах в классе (teachercp, iTALС).

Тема 3.4. Основы работы в офисном пакете OpenOffice

Лекционные занятия (1час)

Обзор направлений офисной деятельности. Состав пакета OpenOffice. Работа с текстом: форматирование, стили, таблицы, рисунки, оглавление, поля данных. Работа с таблицами: формулы, графики, рисунки, форматирование ячеек, оформление листов. Создание презентаций. Работа с простыми базами данных. Основы автоматизации в OpenOffice. Комплексные документы с динамическим включением. Создание PDF-документов.

Практические занятия (3 часа)

Создание текстового документа, электронной таблицы, презентации и простой базы данных, объединение всех документов в комплексном документе.

Тема 3.5. Основные возможности обработки графической информации

Лекционные занятия (1час)

Средства для работы с векторной (inkscape), растровой (gimp) графикой. Импорт и экспорт рисунков. Пакетная обработка графических файлов. Сканирование и печать. Сетевые сканеры и принтеры.

Практические занятия (3 часа)

Настройка сетевого принтера и сканера. Создание и обработка графического файла в редакторах inkscape и gimp. работа с двумерной и растровой графикой .

Тема 3.6. Особенности работы со специализированными прикладными программами.

Лекционные занятия (2 часа)

Обработка трехмерной графики и звука. Работа с интернетом, электронной почтой, системами мгновенных сообщений и системами передачи голоса (VoIP). Среды программирования. Обучающие программы по предметам. Обзор программ, их особенности.

Практические занятия (4 часа)

По выбору учащегося: работа с трехмерной графикой (blender), монтаж фильмов (Kino, cinelerra), работа со звуком (audacity), разработка web-страниц (BlueFish), разработка анимированных интерактивных игр (scratch), изучение сред программирования (Geany, Anjuta, Lazarus, freepascal, KTurtle, КуМИР, GAMBAS), работа с обучающими программами по астрономии, химии, иностранным языкам, алгебре, геометрии.

3. Методические рекомендации и пособия по изучению курса или дисциплины.

3.1. Гордеев А.В. Операционные системы: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

3.2. Курячий Г.В. , Маслинский К.А. Операционная система Linux. М.: «Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру», 2005. 392 с.

4. Контрольные задания.

4.1. Объяснить принцип планирования процессов.

4.2. Объяснить принцип организации эффективного выполнения процессов.

4.3. Рассказать про организацию памяти.

4.4. Рассказать про управление памятью.

4.5. Настроить графический интерфейс.

4.6. Настроить соединение с интернетом.

4.7. Смонтировать дисковую подсистему.

4.8. Создать планировщик заданий.

4.9. Установить прикладную программу.

4.10. Добавить пользователя системы.

5. Литература.

1. Андрей Робачевский, Сергей Немнюгин, Ольга Стесик. Операционная система UNIX. СПб.: БХВ-Петербург, 2010. 656 с.

2. Филипп Торчинский. UNIX. Практическое пособие администратора. М.: Символ-Плюс, 2005. 400 с.

3. Алексей Федорчук. Доступный UNIX. Linux, FreeBSD, DragonFlyBSD, NetBSD, OpenBSD. СПб.: БХВ-Петербург, 2006. 672 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы Концепция свободного программного обеспечения и его использование в учебном процессе (ос linux). 01. 05. 2011

    Расписание
    01.05. 011 среда или пятница 15 0- 0 5 Учителя информатики Чернышев С. В., к.т.н., доцент кафедры «Информационные технологии» Прикладная информатика и проектная деятельность в среде графической системы КОМПАС.
  2. Концепция развития разработки и использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации оглавление

    Документ
    Настоящая концепция развития разработки и использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации (далее по тексту – Концепция) разработана Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации в рамках
  3. Итоговый отчет государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный университет» по результатам реализации инновационной образовательной программы

    Публичный отчет
    «Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников классического университета в соответствии с потребностями информационного общества»
  4. Методические рекомендации по внедрению и использованию свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях Российской Федерации. Москва 2010

    Методические рекомендации
    Свободное программное обеспечение (СПО) — это программное обеспечение, распространяемое на условиях так называемых открытых или свободных лицензий. Одной из них является, например, лицензия GNU General Public License (GNU GPL).
  5. Программа повышения квалификации региональных тьюторов по использованию эор в процессе обучения в основной школе. Инвариантный модуль «Информационная образовательная среда (иос) основной школы» Методические рекомендации

    Программа
    Программа повышения квалификации региональных тьюторов по использованию ЭОР в процессе обучения в основной школе. Инвариантный модуль «Информационная образовательная среда (ИОС) основной школы»

Другие похожие документы..