Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Підтверджую ідентичність електронної та паперової форм інформації, що подається до Комісії, та достовірність інформації, наданої для розкриття в зага...полностью>>
'Программа'
Вылет регулярным рейсом авиакомпании «AEROSVIT»VV211. Прибытие в Прагу. Встреча у стойки принимающей компании «Best of Travel». Групповой трансфер в о...полностью>>
'Методические рекомендации'
Аттестация кадров управления: Методические рекомендации/ Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; Сост. В.В. Б ы к о в. Горки, 2005...полностью>>
'Рабочая программа'
Федеральный государственный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образовани...полностью>>

Методические рекомендации по оформлению сценариев проектной деятельности учащихся

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические рекомендации по оформлению

сценариев проектной деятельности учащихся.

Прищепа Т.А.

Зав.Центром дистанционного образования ТОИПКРО

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра целевых установок и педагогических средств.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, формированием у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия по достижению целей, а также эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.

Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одно из направлений модернизации современного образования.

Деятельность в режиме проектов теоретической, академической, научной, исследовательской направленности связанна с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: определение предмета исследования, постановку проблемы, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы - выбор методов исследования, интерпретация (объяснение) результатов. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Деятельность в режиме проектов практической направленности связана с познавательной, творческой активностью и направлена на достижение конкретного результата. Непременным условием такой деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности и практическую реализацию получившегося продукта.

Главным результатом деятельности в режиме проектов академической, научной направленности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.

Главным результатом деятельности в режиме проектов практической направленности является требование практической значимости, применимости результатов проектирования или социального эффекта.

Проекты теоретической, академической направленности

Логика исследования

Структура исследования в понятиях логики

1

Почему данная тема взята для исследования?

Актуальность темы (важность, значимость для социума или лично для автора исследования)

2

Что подлежит изучению?

Определение предмета исследования.

Предмет - ограниченные по содержанию явления (процессы), подлежащие обстоятельному изучению в теории и (или) на практике.

На данном этапе бывает необходимо изучить уже имеющуюся информацию по проблеме, получить консультации у специалистов, у учителей. Ведь определить проблему, выдвинуть гипотезу без погружения в проблемную информационную зону очень сложно, практически невозможно.

ЗАМЕЧАНИЕ

На данном этапе возможен поиск информации в сети ИНТЕРНЕТ

3

Формулировка проблемы.

В чем заключается проблема?

На какой вопрос предстоит ответить?

Проблема формулируется обычно как вопрос (ы), на который требуется найти ответ. Чаще всего это вопрос о причинах тех или иных событий или о тех факторах, которые определяют существование или специфику тех или иных явлений. Например: «Какие факторы определяют влияние рекламы на поведение подростков?» или «Каковы последствия создания предприятия по переработке мусора для жителей города?».

Возможна и другая постановка проблем; они могут быть связаны не с отношениями (причинно-следственными связями), а с самим фактом существования какого- либо объекта или с его особенностями. Например: «Существует ли в реальности явление телепатии?» или «Обладают ли неодушевленные предметы собственными энергетическими полями?»

Как правило, проблемы вытекают из необходимости продвижения в той или иной области постольку, поскольку появились необъяснимые или противоречивые факты.

Проблемная ситуация есть, в первую очередь, противоречие:

  • между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью его,

  • между традиционными, сложившимися способами использования знаний и необходимостью применять эти способы в новых условиях,

  • между многообразием системы сложившихся знаний и необходимостью выбрать лишь одно из них, использование которого обеспечит самое оптимальное с точки зрения выбранных критериев решение и т.д.

4

Выдвижение гипотезы.

Каким может быть предположительный ответ?

Каков дальнейший путь исследования? Можно «искать наугад» и, перебирая возможные явления, выяснять, влияют ли они - и если да, то насколько. Однако такой путь малопродуктивен.

Как правило, предположительно определяется наиболее вероятный - с точки зрения имеющейся информации, теории - ответ на поставленный вопрос и проверяется правильность предположения. Такой предположительный ответ на вопрос представляет собой гипотезу.

5

Проверка гипотезы.

Выбор методов исследования.

В качестве методов исследования могут быть следующие:

  1. Изучение и анализ теоретического и исследовательского материала по данной проблеме. Выстраивание логического доказательства.

  2. Использование методов эмпирического (т.е. опытного) получения данных:

  • Наблюдение (включенное, внешнее)

  • Экперимент

  • Опрос (интервью, анкетирование, специальные методики)

  • Беседа

  1. Методы математической, статистической обработки

ЗАМЕЧАНИЕ

На данном этапе возможно использование редакторов обработки информации (например, табличного редактора EXCEL) или поиск информации в сети ИНТЕРНЕТ

6

Интерпретация (объяснение) результатов. Возможные выводы.

Написание отчета

Соотнесение полученных результатов с исходной гипотезой, с теорией, в рамках которой гипотеза создавалась, и - при необходимости - пересмотр определенных положений, что может породить новые проблемы, новые гипотезы.

7

Написание отчета

Подготовка к презентации исследовательского материала.

На данном этапе весь материал структурируется, оформляется.

Написание краткого и убедительного презентационного отчета.

Использование наглядного материала.

ЗАМЕЧАНИЕ

На данном этапе необходимо использование текстового редактора WORD, редактора для создания презентаций POWER POINT.

Пример проекта теоретической направленности.

Авторы: Белоусова Мария Дмитриевна, Дудникова Яна Евгеньевна, 10  класс

Руководитель: Прищепа Татьяна Александровна, преподаватель

Тема: Механизмы эмоционально - психологического воздействия рекламы на человека.

Образовательное учреждение: МОУ Академический лицей города Томска

Используемые медиаресурсы: текстовый редактор WORD, табличный редактор EXCEL, ресурсы сети Интернет

1) Актуальность исследования (почему данная тема взята автором для исследования)

Западными психологами и социологами давно доказано, что за четыре года можно кардинально изменить мировоззрение человека, если средства массовой информации в своих действиях придерживаются единой политики. Еще совсем недавно газеты, радио и телевидение рассказывали и показывали разнообразный материал о каких-либо аспектах нашей жизни и мало занимались рекламой порошков, чупа-чупсов, детских подгузников и т.д. Сегодня же ситуация кардинально изменилась: колоссальное количество информационного пространства или телевизионного времени отдано под рекламу.

2) Определение предмета исследования (Что подлежит изучению?)

Телевидение или радио вещают, когда человек дремлет, обедает или беседует, в общем, занят своими делами. Информация подается в соответствии с взглядами и интересами определенных социальных групп - рекламодателей. У человека, конечно, существует сознательное критическое отношение ко всему происходящему. Но есть и другая сфера личности - бессознательное; и, когда человек не обращает внимания на экран, умело подобранная информация где-то «застревает». Влияние бессознательного велико и во многих ситуациях именно это влияние определяет поступки и отношения человека. Существует много способов, с помощью которых можно воздействовать на бессознательное: «записать» туда нужную информацию или активизировать «болевую» зону - эмоциональное переживание или желание, в которых человек не может себе признаться и которые вытесняются из сознания, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам. Именно такие «забытые» эмоциональные переживания могут составлять основу психологических проблем человека. В науке были разработаны методы, способы помощи людям в подобных ситуациях.

Основу таких способов воздействия составляют глубокие теоретические исследования видных ученых прошлого и современности. Адлер, Юнг, Курт Левин, Павлов, Бехтерев: вот неполный список имен великих ученых, каждый из которых создавал свою теорию с целью помощи людям.

3) Формулировка проблемы. В чем заключается проблема? На какой вопрос(ы) предстоит ответить?

  • Используются ли научные знания в процессе создания рекламной продукции?

  • Каковы механизмы воздействия (какие психологические знания положены в основу создания рекламной продукции)?

  • Какой характер имеет это воздействие?

  • Какие ценностные категории в большей степени составляют основу современной рекламной продукции?

4) Выдвижение гипотезы. Каким может быть предположительный ответ?

В процессе создания рекламной продукции используются результаты научные исследований. Существуют особые психологические механизмы воздействия, основу которых составляют научные знания.

Современная рекламная продукция, во многом имеет манипулятивный характер и оказывает, в большей степени, негативное влияние на мировоззрение людей.

5) Проверка гипотезы.

На данном этапе работа проходит по двум направлениям:

  • изучение творчества известных ученых- психологов и сопоставление научных результатов их деятельности с образцами телевизионной или цветной печатной рекламной продукции (в результате такой деятельности можно найти конкретные примеры использования научных знаний в рекламе);

  • анализ некоторых качественных и количественных характеристик воздействия рекламы на мировоззрение людей (в качестве метода исследования использовано анкетирование); анкетирование имеет значительное преимущество, оно дает возможность любому человеку свободно выразить свое мнение, даже если оно не совпадает с мнением большинства.

Работа в рамках первого направления дала возможность выделить некоторые научные данные, которые используются при создании рекламной продукции. Были найдены примеры такой рекламы. В дальнейшем описании будут выделены четыре эффекта, которые удалось найти при изучении теоретического материала и сопоставления его с конкретными примерами рекламной продукции.

Эффект когнитивного диссонанса (Л. Фестингер)

Согласно этой теории, в сознании человека часто возникает познавательный диссонанс, вследствие противоречия между «двумя знаниями». Этот диссонанс приводит к выбору альтернатив, близких по привлекательности. Когда человек делает такой выбор, то, в силу стремления поддержать самого себя в правильности выбора, он завышает ценность выбранной альтернативы и дискредитирует отвергнутую.

Использование данного феномена особенно очевидно на примере рекламы сигарет или бутербродов. С одной стороны каждый человек понимает, что курить и «кушать на ходу» вредно, с другой стороны - это или приятно, или быстро, или удобно. Для усиления выбора в пользу курения используются картины свободного полета орла над огромным городом высоко в небе, или образ смелого, отважного путешественника, которой на привале отдыхая, курит. Выбор в пользу неправильного питания усиливают изображениями аппетитных бутербродов с лозунгами о наличии всех витаминов и необходимых питательных веществ.

Эффект значимых понятий (Шпет Густав)

Одной из центральных проблем в психологических исследованиях Шпета была проблема языка в его соотношении с мышлением, и, главным образом, самосознанием субъекта. Он считал, что внутренняя форма слова есть правило, по которому образовывается понятие. Таким образом, автор приходит к выводу о том, что сознание индивида носит культурно-исторический характер, важнейшим элементом которого является понятие, данное через слово, открывающееся нам при восприятии предмета или явления, первая интерпретация которого происходит в процессе социального общения. Семья, солнце, мир, надежда, защита: вот малый перечень тех значимых понятий, которые провозглашает социум на протяжении десятилетий. Сегодня важными и значимыми социальными ориентирами являются «успех», «лидерство». И так в процессе исторического развития дополняется, меняется система социальных значимых понятий.

Определяя свою систему ценностных ориентаций, личность, в первую очередь, выявляет степень осознания ценности явлений материальной и духовной культуры общества. И если степень осознания социальных ориентиров невелика, то личность воспринимает их автоматически, считая данные ориентиры и значимыми для себя.

Таким образом, используя изображение счастливой семьи, солнца, успешного человека вместе с рекламируемым товаром или услугой, можно увеличить значимость, необходимость данного товара.

Эффект потребности в индивидуализации (Фромм Эрих)

Фромм по праву считается наиболее социально-ориентированным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окружение является не просто условием, но важнейшим фактором развития личности.

Исследуя развития личности, Фромм приходит к выводу, что движущими силами этого развития являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма – это потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими членами этого общества, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества.

Этот эффект широко используется в рекламе через лозунги: «Ты лучший!», «Потому что я люблю!»

Эффект воздействия цвета, звука (Штумпф Карл)

Собственным предметом психологии он считал функции (или акты). Среди функций Штумпф различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание. Эмоциональный оттенок могут приобрести и некоторые явления, которые были названы «чувственными ощущениями»- цвет, звук. Психологией цвета, звука, движения занимались и другие учение. Так, красный цвет ассоциируется с энергией, агрессивностью, желтый- с оптимизмом, синий-с спокойствием и т.д. Звук также влияет на восприятие. Так, звуки флейты вызывают умиротворенное, спокойное состояние, а звуки барабана настраивают на активные действия, могут вызвать тревогу. Данные эффекты широко используются в рекламе.

Несомненно, что в процессе данного исследования были выделены лишь некоторые моменты использования научных знаний при создании рекламной продукции. Но одно несомненно: в рекламе используются результаты научных исследований.

Для реализации второй части исследования была разработана анкета. В исследовании приняли участие 116 человек. Среди респондентов 45 подростков в возрасте 14-15 лет, 35 юношей и девушек в возрасте 16- 17 лет и 36 взрослых людей в возрасте от 30 до 45 лет.

На первый вопрос: «Как Вы относитесь к такому явлению в нашей жизни, как количество рекламы на телевизионных каналах», все три группы респондентов в большей степени выбирают 8 баллов и выше по 10-ти балльной шкале (где 1- очень мало рекламы, а 10- огромное количество рекламы), то есть большинство людей считает, что в наше время на телевизионных каналах присутствует очень большое количество рекламы.

На второй вопрос: «Какое влияние, по Вашему мнению, оказывает реклама на нравственные качества людей, на процесс воспитания. Оцените уровень влияния по 10-бальной шкале (где 10-очень плохое, отрицательное влияние, 1-очень хорошее, положительное влияние)» респонденты в основном отмечают 6-7 баллов по 10-ти бальной шкале, что можно интерпретировать как достаточно сильное отрицательное влияние.

Все три группы респондентов единодушны во мнении, что такие качества как агрессия и хитрость занимают ведущие позиции в рекламе (1- 2 места). Такие качества как ответственность и воспитанность занимают одни из последних мест по ранговой шкале.

Все три группы респондентов ставят на первое место рекламу, ориентированную на базовые потребности человека: еда, питье, одежда, отдых. Все респондентов поставили на последнее место рекламу, ориентированную на духовные потребности.

6) Интерпретация (объяснение) результатов. Возможные выводы.

Обилие экспансивной, во многом агрессивной, навязчивой, раздражающе яркой информации, которая обрушивается на нас в различных шоу- передачах, в фильмах западных и русских западного образца, в колоссальном количестве рекламы на телевидении, искусственно будоражит инстинкты, скрытые желания и дает всему этому возможность «разрядиться» без всякого душевного напряжения. Разумеется, все это увлекательно, приятно, интересно и провоцирует - особенно подростков - жить так же: упрощенно и без комплексов. Подражая некоторым «героям», человек становится как бы сильным, независимым, хитрым; он делает все, что хочет, нравится себе и чувствует себя счастливым. Но свои потребности за счет «быстрого эффекта», такого же быстрого, как и эффект от многих образцов рекламной продукции, подросток удовлетворяет без особых усилий, а что потом? Зачастую потом - вакуум, пустота и «некуда деваться». Заразившись дешевой потребительской культурой, люди утрачивают нечто тонкое, незаметное, то, что отличает человека от животного. «Тонкий слой», душа нации загрязняется. Но мы часто не осознаем этой зараженности, и всем пора проснуться и посмотреть, что происходит, что мы делаем. Вместо удовлетворения духовных потребностей мы устремляем свою активность на приобретение новой ВЕЩИ. А попробуем вспомнить, когда мы в последний раз покупали книгу известного литературного классика...

Наше общество провозгласило демократию, и самым главным достижением большинство людей считают свободу слова. Сегодня нельзя запретить средствам массовой информации показывать ту или иную продукцию - цензура запрещена. Но бездействовать в ситуации обеднения нравственной, социальной культуры общества нельзя. Необходима особая работа с подростками, и в первую очередь, в школе, по просвещению, профилактике и коррекции воздействия телевизионной продукции- лекции, дискуссии, игры, тренинги. Пора осознать, что только сам человек должен решать, что ему покупать, куда ходить, что смотреть или слушать, с кем дружить, кого любить!

7) Подготовка к презентации исследовательского материала. Написание отчета.

Для написания отчета были использованы возможности текстового редактора WORD и табличного редактора EXCEL (подсчет результатов анкетирования).

Итоговый материал представлен также в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT. Иллюстративный материал для презентации был собран в течение 2004, 2005 лет в режиме индивидуальной работы в сети ИНТЕРНЕТ на различных сайтах.

Для определения предмета исследования было необходимо «создать» информационное поле изучаемой проблемы: поиск, изучение информации, выделение существенной и несущественной информации, анализ информации.

В результате такой работы была использована следующая литература:

  • Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский «50 выдающихся психологов мира», Москва, Международная педагогическая академия, 1995

  • Н.И. Шевандрин, «Социальная психология в образовании», Москва, Владос, 1995

Были также использованы Интернет-ресурсы:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений (1)

    Методические рекомендации
    Рубеж XX и XXI столетий стал для России действительно переломным этапом. Это ощутимо сказывается на деятельности практически всех социальных институтов, включая школу.
  2. Методическое пособие по оформлению пояснительной записки к творческому проекту по технологии (для учителей технологии и учащихся 5-11 классов)  

    Учебно-методическое пособие
    Основной целью данных методических рекомендаций является определение характера требований, порядка и методики оформления и выполнения творческого проекта по предмету «Технология».
  3. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов) понятие внеурочной деятельности школьников

    Методические рекомендации
    Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности, осуществляемой в рамках урока), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
  4. Методические рекомендации по созданию и развитию школьного сайта

    Методические рекомендации
    Школьный сайт является важнейшим элементом информационной политики современного образовательного учреждения и инструментом решения ряда образовательных задач, связанных с формированием информационной культуры участников образовательного процесса.
  5. Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    Методические рекомендации
    Приложение 1. Нормативные правовые, руководящие и методические документы по вопросам создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций……….

Другие похожие документы..