Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Обзор'
7. Маркетинг и коммерциализация научно-технической продукции. Место России в мировом научно-технологическом пространстве и на мировых рынках наукоемк...полностью>>
'Документ'
В 2007-2008 учебном году  было отправлено более 300 студенческих научных работ, проектов, выставочных экспонатов и выпускных квалификационных  работ н...полностью>>
'Тесты'
Сборник тестов и ситуационных задач составлен сотрудниками кафедры факультетской хирургии: Андрияшкиным В.В., Болдиным Б.В., Бурневичем С.З., Василье...полностью>>
'Документ'
Международная выставка художественных произведений детей Лидице объявляется с целью учтения памяти детей из чешского села Лидице, убитых немецкими фаш...полностью>>

Правительстве Российской Федерации по адресу: 125468, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 49, к. 203. автореферат

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рис. 3. Динамика оборотов компаний: «Коркунов», «Конфаэль», «Криогенмаш»

Источник: официальные данные компаний: «Коркунов», «Конфаэль», «Криогенмаш».

Ориентация стратегии фирмы на создание перцептивной стоимости для потребителя способна сформировать конкурентные преимущества не только для компаний, функционирование которых осуществляется в старых, низкотехнологичных отраслях, но и для производителей, работающих в сфере хай-тека. Успех высокотехнологичного сектора во многом предопределяется нацеленностью на перцептивную стоимость. Яркой иллюстрацией высказанных суждений является практика успешной деятельности компании «Криогенмаш» (1945), работа которой в советский период была связана с созданием воздухоразделительных установок, внедрением кислородно-конверторного способа выплавки стали, освоением систем заправки ракет жидкими криопродуктами. В настоящее время фирма успешно выдерживает соперничество на рынке СНГ с западными и китайскими производителями и поставляет продукцию в 20 стран мира. Базовыми для современных конкурентных преимуществ компании «Криогенмаш» являются технологические заделы советского периода развития предприятия, которые в годы реформ предприятие сумело приумножить1. Реализовать в полной мере технологические преимущества предприятия удалось благодаря маркетингово-коммуникационной направленности стратегии развития фирмы. Поиск платежеспособных клиентов привел компанию «Криогенмаш» к необходимости освоения новых ниш и разработке уникальных продуктов, специально создаваемых для конкретных покупателей-заказчиков. В результате эффективного управления трансакционными издержками предприятию удалось существенно улучшить финансовое состояние1 и добиться высоких темпов роста (рис.3).

В целом, в современных условиях (постпроизводственный период развития фирмы), когда информация становится важнейшим фактором производства и от ее наличия зависит принятие стратегических решений в деятельности компании, ключевые компетенции фирмы переместились из области производства в информационно-коммуникационную сферу. Вопросы повышения уровня конкурентоспособности современной фирмы предопределяются эффективностью управления трансакционными затратами.

Специально подчеркнем: сказанное выше о современном этапе развития фирмы не должно быть расценено как преуменьшение значимости производственной составляющей в формировании ключевых компетенций фирмы. Часто именно процесс производства (скажем, освоение нанотехнологий) становится ключом к достижению конкурентных преимуществ. Но к общему успеху технологическое совершенство в наши дни приводит только тогда, когда верно встроено в цепочку создания перцептивной ценности. Так, примеров великолепных технологических достижений, не приведших к коммерческому успеху, в наши дни исключительно много. А в России нереализованные научно-технические достижения в последние десятилетия вообще преобладают. Это обязательно надо иметь в виду при планировании перевода отечественной экономики на инновационный путь развития. В противном случае отечественные технологические достижения не принесут пользы стране, а, возможно, даже усилят ее конкурентов, которые сумеют встроить чужие идеи в свои цепочки создания перцептивной ценности.

Деятельность современных компаний осуществляется в условиях постоянно меняющейся внешней среды, что требует безотлагательного пересмотра традиционных форм организации бизнеса и приводит к значительным трансформациям. Ранее неоспоримое достоинство успешно функционирующих фирм в лице устойчивой иерархической организационной структуры с превалированием вертикальных связей, в последнее время стало превращаться в недостаток, тормозящий развитие компании. В современных условиях жесткая, инерционная организация не может осуществить быстрой адаптации в соответствии с произошедшими изменениями. В условиях новой экономики главным преимуществом в конкурентной борьбе выступает способность фирмы быстро и безболезненно приспособиться к изменившимся условиям работы. Ради выживания и удержания конкурентных позиций на рынке современные компании вынуждены производить изменение своей организационной структуры – идти в направления создания сетевой организации бизнеса, которая позволяет сокращать постоянно возрастающую величину внешних и внутренних трансакционных затрат. Сетевая организация представляет собой объединение партнеров, совместно осуществляющих деятельность по разработке, производству и сбыту конкретной продукции, к отличительным особенностям которого относятся: размытость границ организации; приоритет неформальных отношений; включенность поставщиков и потребителей в процесс создания благ; способность к быстрой мобилизации необходимых ресурсов; активное использование в деятельности компьютерных сетей. Отличительной особенностью сетевого предприятия, по мнению известного социолога М. Кастельса, является «способность превращать сигналы в товары»1.

Если рассматривать эволюцию организации – от механистической к органической, и цели, соответсвующие каждому из этих типов, то цели механистической организации направлены внутрь, на воспроизведение системы и сохранение существующего порядка. Механистическая модель управления предполагает высокую степень формализации работ, осуществление коммуникаций «сверху вниз», невысокую степень участия рядовых служащих в процессе принятия решений. Поскольку принятие решений в механистической организации осуществляется на высшем уровне управления, подобный механизм принятия решений является работающим в стабильных и неизменных условиях и превращается в неработоспособный инструмент в условиях сверхдинамичной внешней среды. Изменение условий функционирования бизнеса привели к активному распространению органических организаций, в которых функции руководящих менеджеров сводятся к процессу организации совместной работы, подбору необходимых для реализации конкретного проекта специалистов, созданию условий для обучения работников. В органических организациях, прообразом которых являются сетевые фирмы, цели направлены на внешнюю среду - на наиболее полное удовлетворение потребностей своих клиентов. Структура органических организаций предрасположена к проведению постоянных изменений и имеет «плоскую» иерархическую структуру, предусматривает активное использование информационных сетей и активное участие рядовых служащих в процессе принятия управленческих решений.

Стремление фирмы сконцентрировать свои усилия на основной деятельности, т.е. той сфере, которая способна создать наибольшую перцептивную стоимость для потребителя, и отдать менее значимые для формирования ключевых компетенций фирмы виды бизнеса «на сторону» для их выполнения другими фирмами, привело к активному применению аутсорсинга многими производителями. Особенность аутсорсинга проявляется в использовании фирмами внешних ресурсов для выполнения деятельности, которая раньше традиционно осуществлялась внутренними ресурсами и персоналом компании. Большинством фирм применяется IT-аутсорсинг, предусматривающий передачу специализированной компании функций по осуществлению информационных технологий. Значительные затраты по содержанию некоторых видов специалистов в компании, приводят к развитию аутсорсинга кадров. Высокая стоимость осуществления определенных видов деятельности внутри фирмы вынуждает передавать их для выполнения специализированным компаниям. К таким видам работ относятся: ведение бухгалтерского учета, проведение маркетинга, реклама, логистика.

Ограниченность финансовых ресурсов в совокупности с необходимостью направления значительных средств на управление брендом, порождает разделение сфер производства и продвижение товара. Появление на рынке фирм-специалистов, услуги которых стоят меньше, чем поддержание аналогичных процессов внутри компании, приводят к передаче на аутсорсинг не только вспомогательных функций, но и основного производств, что способствует развитию контрактного производства. Преимущества, получаемые заказчиком, или фирмой, передающей процесс осуществления производства для выполнения другим производителем, сводятся к значительной экономии величины трансакционных издержек. Работая с опытным контрактным производителем, заказчик не тратит времени на поиск добросовестных контрагентов (поставщиков комплектующих изделий и материалов) и заключение контрактов. Формирование устойчивых связей с контактным производителем позволяет получать готовые изделия с оптимальным соотношением: цена-качество в минимальные сроки. Предав на сторону производство, фирма-заказчик получает возможность сконцентрировать усилия на более важных процессах создания наибольшей перцептивной ценности для покупателя – осуществлении маркетинга.

Не смотря на то, что в нашей стране практика применения производственного аутсорсинга находится в стадии становления, имеет место накопленный позитивный опыт применения контрактного производства многими отечественными фирмами, среди которых можно назвать: Arima Holding Corp. - крупнейшего российского производителя мелкой бытовой техники (бренд Scarlett), Александровский завод «Арсенал» по производству телевизоров (выпускает заказы для Philips, Shivaki, «Сокола», «Полара»), компанию «Глория Джинс» (отшивает джинсы для компании Levi Strauss), компанию «Арнест» (производит средства личной гигиены для Schwarzkopf & Henkel и L’Ordeal), производителей одежды и обуви, создающих продукцию под марками: Vassa, Gota, Ralf Ringer, Sultanna Frantsuzova, Yudashkin Jeans, «Панинтер» и др.

Основная причина появление оболочечных компаний связана с более быстрыми темпами роста величины трансакционных издержек по сравнению с трансформационными (производственными) затратами. Оболочечная компания представляет собой управляющую фирму, которая нанимает небольшое количество менеджеров, осуществляющих координацию деятельности сторонних подрядчиков. Основным капиталом оболочечной фирмы являются нематериальные активы в лице раскрученного бренда и интеллектуальной составляющей – высокопрофессионального менеджмента, способного предугадать изменение потребностей рынка и предложить востребованный потребителем товар. Поскольку главным достоинством оболочечной компании является ее гибкость и мобильность, деятельность такого рода фирм перспективна на рынках с быстроменяющимся спросом – производство одежды, обуви, игрушек, спортивных товаров. Основной поток инвестиций оболочечных фирм направляется на разработку и продвижение бренда.

Наибольшая степень обособления ресурсов имеет место в процессе функционирования виртуального предприятия, представляющего собой добровольную временную форму кооперации нескольких независимых партнеров, которая обеспечивает большую выгоду клиентам благодаря оптимизации процесса создания благ. Виртуальное предприятие специально создается под выпуск конкретного товара или для оказания определенного вида услуг. Часто в основе образования виртуального предприятия находится идея, реализация которой производится с помощью участия нескольких сторонних организаций. Сущность виртуального предприятия раскрывается в объединении, координации и контроле над действиями различных структур, которые привлекаются координационным центром виртуального предприятия специально для выполнения конкретного задания. В качестве таких структур могут выступать: научно-исследовательские центры; заказчики или покупатели изделия; рекламные агентства; изготовители отдельных компонентов; фирмы, осуществляющие сборку компонентов с учетом пожеланий клиентов; торговые представители. В целях повышения гибкости и увеличения скорости реакции на требования, предъявляемые будущими покупателями к создаваемым благам, виртуальное предприятие активно применяет аутсорсинг, т.е. выводит за рамки предприятия многие процессы, которые приобретаются им на стороне. Это позволяет получить необходимые работы более высокого качества с меньшими затратами и сосредоточить усилия на деятельности, обеспечивающей конкурентные преимущества.

В большинстве передовых странах мира накоплен многолетний позитивный опыт функционирования сетевых компаний. Становится очевидным, что применение сетевой структуры организации бизнеса позволяет достичь значительной экономии трансакционных издержек, связанных с анализом рынка и продвижением продукции, существенно снизить внутренние трансакционные затраты по контролю над деятельностью сотрудников. Благодаря сетевой организации бизнеса, фирма получает возможность сосредоточить усилия и финансовые ресурсы на ключевых для создания конкурентных преимуществ направлениях и передать на сторону менее значимые в процессе создания наивысшей ценности для потребителя виды деятельности. Трансакционные издержки превратились в решающий фактор естественного отбора фирмы, сигнализирующий о необходимости осуществления изменения организационной структуры в целях обеспечения устойчивых позиций фирмы на рынке.

Анализируя деятельность сетевых компаний в России, следует указать на начальный этап становления и развития сетевого бизнеса в современной отечественной экономике. Низкие темпы распространения сетевых организаций в нашей стране в первую очередь вызваны институциональными причинами и непосредственно связаны с происходящими процессами формирования рыночных отношений в Российской Федерации. Среди факторов, препятствующих активному росту сетевого бизнеса в отечественной экономике можно назвать следующие:

  • слабый уровень развития конкурентных процессов;

  • неразвитость рыночной инфраструктуры, приводящая к значительному росту внешних трансакционных затрат фирмы;

  • отсутствие четкого распределения прав собственности;

  • сосредоточение прав на владение и управление в одних руках;

  • невысокая культура исполнения контрактов.

Несмотря на то, что деятельность большинства компаний в последние десятилетия приобрела ярко выраженный трансакционно-ориентированный характер, и стало очевидным превращение трансакционных издержек из затратной статьи в один из важнейших факторов повышения уровня конкурентоспособности фирмы, в экономической теории категории трансакционных затрат все еще принадлежит достаточно скромное место. Приоритет технологического подхода при рассмотрении сущности фирмы привел к главенствующей роли трансформационных (производственных) издержек в процессе анализа деятельности фирмы и явной недооценке влияния трансакционных затрат. Существенная трансформация условий функционирования бизнеса вызвала необходимость обязательного финансирования трансакционных затрат, связанных с получением информации в целях принятия фирмой стратегически разумного решения. Это привело к возникновению дисбаланса между теорией, исключающей категорию трансакционных издержек из анализа, и практикой, демонстрирующей увеличение издержек по взаимодействию субъектов экономики. Возникшее противоречие удалось ликвидировать благодаря теории трансакционных издержек Р. Коуза.

По мнению Р. Коуза, фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации. В рамках фирмы обеспечивается экономия трансакционных издержек по сравнению с аналогичными операциями, осуществляемыми через рынок, поэтому организация (фирма) вытесняет рынок. Рост величины трансакционных издержек стал определяющим в вопросах выбора фирмой своей организационной структуры. Анализ эволюции организационных структур бизнеса, позволяет сделать следующие выводы. В период, когда технологические преимущества приобретают основополагающее значение в вопросах получения фирмой более высокого уровня конкурентоспособности, большинство компаний осуществляет выбор в пользу усиления централизации ресурсов. Производственная ключевая компетенция направляет фирмы по пути повышения уровня централизации привлекаемых факторов производства, что приводит к аккумуляции контрактов и порождает экономию трансакционных издержек компаний. Со временем повышение уровня нестабильности внешней среды, увеличение степени дифференциации производимых фирмой товаров, необходимость проведения маркетинговых коммуникаций, стремление к выстраиванию долговременных взаимодействий с клиентами, стали приводить к существенному росту внутрифирменных трансакционных затрат. В целях их снижения производители пошли по пути децентрализации ресурсов. Часть трансакций фирма начала постепенно передавать «на сторону», для их осуществления спонтанным порядком, т.е. рынком.

Благодаря трансакционным затратам фирма изменилась принципиальным образом. Жесткое разграничение функций между фирмой и рынком, активное доказываемое неоклассической экономической теорией1, сегодня перестало «работать». Фирма существенно эволюционировала. У фирмы стало наблюдаться возрастание сознательного элемента. В процессе своего развития, она смогла «приобрести» позитивный опыт функционирования, произвести его аккумуляцию, сумела осознать его. В целях экономии трансакционных издержек и повышения эффективности функционирования, фирма часть операций начала отдавать рынку и самостоятельно осуществлять чисто рыночные трансакции - производить функцию обмена (рис.4). Часть видов деятельности, традиционно осуществляемые самой фирмой (информационное обслуживание, ведение бухгалтерского учета, управление рабочей силой, маркетинг, реклама, логистика, производство), стали передаваться «на сторону» для их выполнения сторонними организациями. Функция распределения ресурсов, на протяжении длительного времени выполняемая рынком, стала базовой для современной фирмы. В целях реализации определенных проектов, фирма стремится привлекать к участию сторонние организации, осуществляя интернализацию процесса обмена. В современной экономике организация производства и осуществление обмена одновременно производится и фирмой, и рынком. Речь идет об их глубоком взаимопроникновении - формировании фирмы-рынка.

Рис. 4. Эволюция функций фирмы и рынка

В заключение необходимо отметить, что вплоть до конца XX столетия трансформационные (производственные) издержки выступали в качестве решающего фактора отбора внутри популяции фирм. Смена ключевых компетенций современной фирмы, привела к выдвижению трансакционных издержек в качестве определяющего фактора ее развития. Получение коммерческого результата фирмы, работающей в условиях новой экономики, напрямую зависит от финансирования трансакционных затрат. Повышение уровня конкурентоспособности современного бизнеса предопределяется максимизацией отдачи от трансакционных издержек. Назрела острая необходимость активного применения в анализе эффективности деятельности фирмы категории трансакционных издержек.

III. ОТРАЖЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ДИССЕРТАЦИИ В ОСНОВНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА

Монографии, учебники и научно-практические издания

1. Колодняя Г.В. Сквозь призму практики: неоинституциональная теория фирмы [Текст] / Г.В. Колодняя. - М.: «Финансы и кредит», 2007. – 160 с. – 10,0 п.л.

2. Колодняя Г.В. Кондитерская промышленность: большое иностранное вторжение [Текст] / А.Ю. Юданов, Н.Н. Думная, Г.В. Колодняя, В.В. Разумов и др. // Опыт конкуренции в России. Причины успехов и неудач. – М.: Финансовая компания «Интраст», КноРус, 2007.- С. 39-100. - 4,1 п.л.

3. Колодняя Г.В. Неоинституциональная теория фирмы. Организационная структура бизнеса [Электронный ресурс] / Г.В. Колодняя // Неоинституциональная экономическая теория / под ред. В.В. Разумова – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2005. – 6,0 п.л.

4. Колодняя Г.В. Капитал как экономический ресурс. Предприниматель, менеджер, фирма [Текст] // Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: КноРус, 2008. - С.452-497, 598-647. – 6,0 п.л.

5. Колодняя Г.В. Рынок капитала. Предприятие как главный субъект микроэкономики [Текст] // Микроэкономика: теория и российская практика / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: КноРус, 2007. - С. 415-444, 471-504. – 4,2 п.л.

6. Колодняя Г.В. Безработица. Политика занятости [Текст] // Макроэкономика: теория и российская практика / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: КноРус, 2005. - С. 128-159, 360-370. – 3,0 п.л.

7. Колодняя Г.В. Привлечение инвестиций через финансовый рынок [Текст] / Н.М. Мухетдинова, В.Е. Корольков, Г.В. Колодняя, И.Л. Заика и др. // Инвестиции и инвестиционное проектирование. - М.: Издательство «Мобиле», 2002.- С. 190-216. – 2,0 п.л.

8. Колодняя Г.В. Трансакционные издержки и природа фирмы. Современные формы организации бизнеса. Рынок капитала. Безработица. Политика занятости. «Стратегический просчет компании «Крошка-Картошка». «Грозит ли отечественной экономике дефицит трудовых ресурсов?» «Каковы причины недостатка инвестиций в отечественной экономике?» [Текст] // Курс экономической теории / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – М.: Финансы и статистика, 2008. - С. 301-328, 429-438, 524-529, 537-541. –– 4,9 п.л.

9. Колодняя Г.В. Теория фирмы [Текст] // Экономическая теория /под ред. А.Г. Грязновой, ВМ. Соколинского. – М.: КноРус, 2005. – С. 199-211. – 0,5 п.л.

10. Колодняя Г.В. Трансакционные издержки и природа фирмы. Рынок капитала. Безработица. Политика занятости. «Рынок труда» [Текст] // Экономическая теория: Экспресс-курс /под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – М.: КноРус, 2005. – С. 101-107, 195-213, 304-323, 439-445, 580-585. – 3,1 п.л.

11. Колодняя Г.В. Трансакционные издержки и природа фирмы. Рынок капитала. Безработица. Политика занятости [Текст] // Экономическая теория /под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – М.: «Гном ИД», 2001. С. 131-140, 271-296, 387-412, 472-489. – 3,25 п.л.

12. Колодняя Г.В. Фирма и ее цели. Предпринимательство. «Для чего и в каких формах создаются фирмы?» «В чем состоит секрет успешного предпринимательства?» [Текст] // Экономика / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: «Интеллект-Центр», 2007. – С. 83-102, 361-385, 428-433, 461-463. – 3,2 п.л.

13. Колодняя Г.В. Рынок капитала. Предприятие как главный субъект микроэкономики [Электронный ресурс] // Микроэкономика для дистанционного обучения / под ред. А.Ю. Юданова. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2003. – 3,25 п.л.

14. Колодняя Г.В. Безработица. Политика занятости [Электронный ресурс] // Макроэкономика для студентов, обучающихся по дистанционным технологиям / под ред. Н.Н. Думной. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2004. – 1,5 п.л.

Статьи в периодических научных изданиях, рекомендуемых ВАК

15. Колодняя Г.В. Взыскательный потребитель как фактор конкурентоспособности российских компаний [Текст] / Г.В. Колодняя // Вестник Финансовой академии. - 2005. - № 4. – С. 46-57. - 0,5 п.л.

16. Колодняя Г.В., Тучин А. Теория фирмы [Текст] / Г.В. Колодняя // Экономка в школе. – 2005. - № 1. – С. 75-86. – 1,0 п.л. (авт. - 0,5 п.л.).

17. Колодняя Г.В. Футуристический маркетинг как способ поддержания конкурентоспособности фирмы в новом веке [Текст] / Г.В. Колодняя // Вестник Финансовой академии. 2006. - № 4. С. 40-49. – 0,9 п.л.

18. Колодняя Г.В. Один из рецептов успешного предпринимательства [Текст] / Г.В. Колодняя // Российское предпринимательство. 2007. - № 7. Выпуск 2. С. 3-7. – 0,3 п.л.

19. Колодняя Г.В. Возможности повышения конкурентоспособности современной фирмы [Текст] Г.В. Колодняя // Экономические науки. 2008. - № 2. – С. 87-91. - 0,65 п.л.

20. Колодняя Г.В. Роль трансакционных издержек в деятельности современной фирмы [Текст] / Г.В. Колодняя // Экономические науки. 2008. - № 3. С. 57-60. – 0,7 п.л.

21. Колодняя Г.В. В чем состоит феномен российского предпринимательства? [Текст] Г.В. Колодняя // Российское предпринимательство. 2008. - № 4. С. 142-145. – 0,3 п.л.

Статьи в других научных сборниках, научно-практических журналах и периодической печати

22. Колодняя Г.В. Уникальное предложение как фактор конкурентоспособности фирмы [Текст] / Г.В. Колодняя // Региональная экономика: теория и практика. - 2006. - № 10. С. 33-41. – 1,0 п.л.

23. Колодняя Г.В. Снижение предпринимательских рисков в отечественной экономике [Текст] / Г.В. Колодняя // Мир новой экономики. - 2007. - № пилотный. С. 18-20. – 0,6 п.л.

24. Колодняя Г.В. Особенность стратегии успешных отечественных фирм [Текст] / Г.В. Колодняя // Стратегическое планирование и развитие предприятий: материалы девятого всероссийского симпозиума, 15-16 апр. 2008 г. – М.: ЦЭМИ РАН – 2008. Т.3. С. 92-93. – 0,2 п.л.

25. Колодняя Г.В. Создание уникального предложения – способ обеспечения конкурентного преимущества фирмы [Текст] / Г.В. Колодняя // Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект: материалы всероссийской конференции, 28 апр. 2006 г. – С.-Пб.: СПбГУБНиПТ. – 2006. С. 61-64. – 0,2 п.л.

26. Колодняя Г.В. Кластеры предприятий как условие повышения конкурентоспособности российской экономики [Текст] / Г.В. Колодняя // Россия державная / под ред. Ю.М. Осипова. В 2-х ч. Ч. 2. – М.: МГУ. – 2006. С. 130-135. – 0,5 п.л.

27. Колодняя Г.В. Теория фирмы и ее развитие в современных условиях [Текст] / Г.В. Колодняя // Васильевские чтения: национальные традиции в экономке, торговле, политике и культуре: материалы Междунар. научн.-практ. конф., 28 ноябр. 2005 г. В 2-х ч. Ч. 2. – М.: Издательство РГТЭУ. – 2005. С. 160-163. – 0,4 п.л.

28. Колодняя Г.В. Аутсорсинг как фактор конкурентоспособности фирмы [Текст] Г.В. Колодняя // Финансы, деньги, инвестиции. – 2006. - № 4. С. 22-26. – 0,4 п.л.

29. Колодняя Г.В. Кластеры компаний как фактор роста конкурентоспособности экономики России [Текст] / Г.В. Колодняя // Инвестиционный фактор национальной и региональной конкурентоспособности России: материалы Междунар. научн.-практ. конф., 1-4 февр. 2006 г. В 2-х ч. Ч. 2. – Краснодар: КубГУ. – 2006. С. 236-238. – 0,2 п.л.

30. Колодняя Г.В. Возможности снижения предпринимательских рисков в российской экономике [Текст] / Г.В. Колодняя // Финансы, деньги, инвестиции. – 2007. - № 2. С. 29-32. – 0,6 п.л.

31. Колодняя Г.В. Истоки зарождения российского экономического чуда [Текст] / Г.В. Колодняя // Актуальные проблемы социально-экономического развития России: материалы Междунар. научн.-практ. конф., 31 янв.-2 февр.2007 г. В 2-х ч. Ч. 1. – Краснодар: КубГУ. – 2007. С. 321-322. – 0,2 п.л.

32. Колодняя Г.В. Роль крупных предприятий в условиях рыночной экономики [Текст] / Г.В. Колодняя // Взаимосвязь макро- и микроэкономических процессов в переходной экономике России: сборник научн. трудов. – М.: Финансовая академия. – 1997. – С. 62-69. - 0,6 п.л.

33. Колодняя Г.В. Гиганты учатся гибкости [Текст] Г.В. Колодняя // Маркетинг в России и за рубежом. – 1997. – июль, август. С. 44-48. – 0,8 п.л.

34. Колодняя Г.В. Эффективная деятельность крупных предприятий как условие возрождения экономики России [Текст] / Возможности и перспективы подъема экономики России: доклады и выступления участников круглого стола апр. 1999 г. В 2-х ч. Ч. 2. – М.: Финансовая академия. – 1999. С. 120-121. – 0,25 п.л.

35. Колодняя Г.В. Особенности российской цивилизации: институциональный аспект [Текст] / Г.В. Колодняя // Российская цивилизация: особенности и пути модернизации: доклады и выступления на межвуз. конф. 17-18 окт. 2001 г. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ. – 2002. С. 37-41. – 0,3 п.л.

36. Колодняя Г.В. Институциональный анализ особенностей взаимодействия государства и общества в области экономики [Текст] / Г.В. Колодняя // Государство и общество в России: генезис взаимоотношений, современное состояние, тенденции развития: доклады и выступления на межвузовской научн.-практ. конф. 16-17 окт. 2002 г. – М.: Финансовая академия. – 2003. С. 157-162. – 0,4 п.л.

37. Колодняя Г.В. Конкурентные процессы в отдельных отраслях и возможности формирования кластеров. Пищевая (кондитерская) промышленность [Рукопись] // Формирование кластеров конкурентоспособных компаний в российской экономике / под рук. А.Ю. Юданова. – М.: Финансовая академия – 2004. – 4,0 п.л.

1 Самым ярким проявлением нестабильности стала «Великая депрессия» - мировой кризис 1929-1933 гг., поразивший десятки стран мира и вызвавший крах фондового рынка, банкротство огромного количества фирм, разорение банков. Мировой кризис 1929-1933 гг. в первую очередь доказал несостоятельность господствующих в то время концепций по вопросу саморегулируемости рынка и стабильности внешней среды. Для производителей стало очевидным, что в целях минимизации рисков следует осуществлять детальный анализ рынка, т.е. нести дополнительные расходы, напрямую не связанные с производством - осуществлять финансирование трансакционных затрат.

2 Огромное воздействие на развитие науки оказала, в частности, работа Фрэнка Найта «Риск, неопределенность и прибыль», которая вышла в свет в 1921 г.

1 В ноябре 2007 г. Всемирным экономическим форумом был опубликован ежегодный отчет о конкурентоспособности, согласно которому Российская Федерация заняла 58-е место в глобальном индексе конкурентоспособности среди 131 страны. В качестве причин, тормозящих конкурентоспособность национальной экономики, авторы отчета называют неэффективность функционирования финансового сектора нашей страны и слабую защиту прав собственности. Зарубежные специалисты считают, что разработка эффективной стратегии в области создания уникальных продуктов и услуг российскими компаниями в совокупности с развитием конкурентоспособности отечественных фирм будут способствовать повышению уровня конкурентоспособности экономики России. /themes/default/consult-new-print.fsp?folder=1968&newid=8248.

2 Под ключевой компетенцией понимают те виды деятельности, в которых организация проявляет себя наилучшим образом (К. Эндрюс); уникальные способности организации, являющиеся потенциальными источниками ее конкурентного преимущества (Праалад, Хэмэл); все то, что компания делает лучше других (М. Симагути). Ефремов В.С., Ханьков И.А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа. // Менеджмент в России и за рубежом, 2002, № 2. Симагути М. Эпоха системных инноваций. – М.: ООО «Миракл», 2006.

1 Современный этап развития общества принято называть «новой экономикой», характерными чертами которого являются: превращение информации в стратегический ресурс и решающий фактор развития; активное использование информационных технологий; превращение инновационного процесса в постоянно действующий фактор; наличие высокой скорости изменений.

2 Предтечей анализа предпринимательской фирмы и описания качеств, которыми обладает предприниматель, можно считать Ж.-Б. Сэя (Трактат по политической экономии, 1803).

1 О. Уильямсон. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка (1971); Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация (1985); Институты, институциональные изменения и функционирование экономики (1990).

2 Портер М. Конкурентная стратегия (1980); Конкурентное преимущество (1985); Конкуренция (1998); Международная конкуренция (1990).

1 Менар К. Экономика трансакционных издержек: от теоремы Коуза до эмпирических исследований. Институциональная экономика. Под ред. Олейника А. – М.: ИНФРА-М, 2005.

1 Учебник для 10-11 классов «Экономика» под ред. Грязновой А.Г. и Думной Н.Н. – М.: Интеллект-Центр», 2007 рекомендован в качестве обязательного для изучения учащимися в школах Минобрнауки РФ.

1 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: Фонд экономической книги «НАЧАЛА», 1997, с. 20.

1 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. В 3-х томах. – М.: Издательство «Весь Мир», 2007.

1 Американским экономистом и социологом У. Ростоу в работе «Стадии роста» (1961) выделены пять стадий экономического роста: классового (традиционного) общества; переходного общества; перехода к индустриальному развитию (промышленная революция); «путь к зрелости»; массового потребления. По мнению У. Ростоу, характерная особенность стадии массового потребления проявляется в том, что работа производственного потенциала нации в лице крупных компаний направлена исключительно на потребителя. Ведущими отраслями в экономике становятся отрасли, производящие предметы длительного пользования. Для большинства стран Западной Европы и США создание стадии массового производства относится к 1950-м гг.

1 Американские экономисты М. Хаммер и Дж. Чампи, констатируя наступивший кризис конкурентоспособности современных компаний, приходят к выводу о необходимости смены подходов к эффективности функционирования современного бизнеса. Они выделяют три силы, или три «К», вызвавшие изменения: клиенты, конкуренцию, коренные изменения. (В оригинале – три «С», с которых начинаются термины «Customers», «Competition», «Cheng». Хаммер М., Чампи Дж. Реинжениринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. – С.-Пб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997.

2 Это стало возможным благодаря зрелости товарных рынков, удовлетворению базовых, первоочередных потребностей потребителей, развитию средств коммуникационной связи, когда для любого клиента стали доступными огромные массивы информации о деятельности производителей, видах выпускаемой ими продукции, ее функциональных качествах, назначении, ценах и т.д.

1 В 1960-е гг. французским структуралистом и семиотиком Р. Бартом была выявлена двойственная природа товара. По мнению ученого сущность вещей не ограничивается их назначением. Любая вещь является источником социальной, духовной, ментальной или эмоциональной информации. С развитием рынка потребительские свойства товаров играю все меньшую роль при возрастающем влиянии информационной составляющей блага.

2 В период Средневековья цеховые ремесленники помечали свои товары особой маркой (брендом) для их выделения среди множества других создаваемых продуктов как товаров, отличающихся высоким качеством.

1 При осуществлении маркетинговых коммуникаций выделяют прямые и косвенные методы стимулирования продаж. К прямым методам относятся: мерчиндайзинг (обеспечение эффективности продаж товара через точки конечного потребления путем удачного размещения продуктов и привлекательного оформления торгового места); директ-маркетинг; PR; промушн-акции; проведение дегустаций. Среди косвенных методов стимулирования продаж выделяют: рекламу в прессе, на телевидении, наружную рекламу, рекламу в Интернете, т.е. все то, что косвенно влияет на принятие решение о покупке товара. Косвенные методы помогают построить бренд, создать легенду о товаре, вызвать у потребителей определенные ассоциации. Посредством прямых методов происходит непосредственное взаимодействие с потребителем, как правило, в местах продаж товаров. Прямые методы стимулирования продаж называют BTL(below the line), а косвенные - ATL (above the line).

1 Реализация формата сенсбрендинга потребовала от компании «Эконика-обувь» создания саундтрека, разработки нового дизайна магазинов, подбора фирменных цветов и разработки фирменного запаха.

1 Авторы концепции экономики впечатлений американские экономисты Дж. Пайн и Дж. Гилмор считают, что, если производителям удается стать «режиссерами впечатлений», то они предлагают не просто товары или услуги, но и связанные с ними впечатления, вызывающие у клиента широкую гамму чувств.

2 В 1990-е гг. агрессивная рекламная кампания, проводимая крупнейшими международными компаниями: Mars, Nestle, Stolwerk, привела к переключению спроса потребителей с продукции известных российских производителей на товары, производимые ТНК. Массовое увлечение молодежи постоянно рекламируемыми «марсами» и «сникерсами» существенно сократило спрос на продукцию российских производителей. В целях привлечения внимания молодежи к отечественной продукции, был организован проект по созданию корпоративных музеев лидерами кондитерского производства России.

1 Согласно данным исследования IDC, объемы сегмента рынка ИТ, связанных с защитой информации растут ежегодно на 30%. Расходы российских фирм на приобретение систем информационной безопасности составили: 2003 г. – 33,5 млн. долл.; 2004 г. – 42 млн. долл.; 2005 г. – 60 млн. долл.; 2006 г. – 80 млн. долл.; 2009 г. – 127 млн. долл. (прогноз). Грамматчиков А. Информационная оборона. // М., Эксперт, 2006, № 8, с. 100.

2 К примеру, стоимость создания резервного сервера для Внешторгбанка составила 1 млн. долл. Грамматчиков А. Информационная оборона. // М., Эксперт, 2006, № 8, с. 102.

1 Как правило, это - аудиторские заключения, предоставляемые «большой четверкой» - ведущими мировыми аудиторскими компаниями в лице: PwC, KPMG, Ernst & Yong, Deloitte, стоимость услуг которых варьирует от нескольких миллионов долларов до нескольких десятков, и даже сотен миллионов долларов.

2 Расходы эмитента на оплату услуг финансовых и юридических консультантов находятся в следующем ценовом диапазоне: 0,6-1,5 млн. долл. в России и 1,5-2,5 млн. долл. на западных площадках. Мартьянова Т. Кому и зачем нужны IPO. // М., Теория и практика бизнеса, 2007, Выпуск № 1, с. 17.

3 Продажу акций компании помогает осуществлять инвестиционный банк. Стоимость услуг инвестиционных банкиров составляет в среднем около 3% от суммы размещения. К примеру, на размещении ценных бумаг компании «Роснефть» (величина IPO составила 10,6 млрд. долл.) банки-организаторы заработали 138 млн. долл. (1,3%). За IPO компании «Ситроникс» объемом 402 млн. долл. банки-организаторы получили 14 млн. долл., или 3,5% от объема размещения. Мартьянова Т. Кому и зачем нужны IPO. // М., Теория и практика бизнеса, 2007, Выпуск № 1, с. 17-18.

4 Мицуаки С. Эпоха системных инноваций. – М.: «Миракл», 2006.

1 Глобализация и четкая специализация стран на производстве определенных видов товаров и узлов привели к сокращению производственных издержек до 30%. Например, в 1990-х гг. затраты на разработку и создание каждой новой модели автомобиля для компании находились в пределах от 1 до 2 млрд. долл. США. В настоящее время стоимость разработки новой модели авторынка значительно сократилась, и не превышает 300-400 млн. долл. США. Москаленко Л. Пир без насыщения // Эксперт. – 2007. - № 13.

2 Друкер П. Концепции корпорации (1964). Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. – С.-Пб.: Питер, 2006. Симагути М. Эпоха системных инноваций. – М.: ООО «Миракл», 2006.

3 Впервые исследование быстрорастущих фирм было проведено американским экономистом Д. Бэрчем в конце 1970-х гг., который по заказу департамента торговли США изучал влияние процессов перемещения фирм из одних штатов в другие на уровень занятости. Результаты исследования показали, что новые рабочие места в США создаются исключительно небольшими компаниями. Решающий вклад в развитие национальной экономики вносится меньшинством небольших компаний (всего 3%). В США официальные органы относят к «газелям» фирмы, которые не менее 4-х лет подряд имели темпы роста продаж 20% ежегодно.

4 Опыт конкуренции в России. Причины успехов и неудач. – М.: Финансовая компания «Интраст», КноРус, 2007. Участниками проекта являются: А.Ю. Юданов, Н.Н. Думная, Г.В. Колодняя, В.В. Разумов, В.Е. Корольков.

1 Отечественные компании имеют небольшие размеры по сравнению с международными фирмами. К примеру, обороты компании Nestle превышают 100 млрд. долл. Обороты российского холдинга «Объединенные Кондитеры», в состав которого помимо 15 региональных фабрик, вошли лидеры отечественной кондитерской индустрии: ОАО МКФ «Красный Октябрь», кондитерская фабрика «Рот Фронт», концерн «Бабаевский», на долю которого приходится примерно 20% российского рынка кондитерских изделий, в 2007 г. составили 800 млн. долл.

2 Согласно данным компании «Бизнес Аналитика», сегмент «премиум» и «суперпремиум» российского кондитерского рынка, работа в которых предусматривает реализацию фирмой оригинальных замыслов, т.е. создание уникального предложения, является наиболее перспективным в настоящее время. В последние четыре года (2004-2007) он растет в среднем на 8 % в год, в то время как массовый шоколадный рынок близок к стагнации.

3 Идея А. Коркунова действительно была оригинальной и новаторской. Ведь в сегменте дорогих конфет в конце 1990-х годов, когда компания вышла на рынок, на отечественном рынке работали только крупные международные корпорации, осуществляющие импорт. Российские производители ориентировались исключительно на массовый сегмент. Не существовало ни одной отечественной компании, представленной в премиум-сегменте кондитерского рынка. В связи с этим Одинцовской фабрике предстояло исполнить роль первопроходца среди российских компаний в сегменте дорогого шоколада, с чем она блестяще справилась. С появлением продукции кондитерской фабрики А. Коркунова – шоколадных конфет с русским вкусом, сделанных по зарубежной технологии, началось победоносное движение по отечественному рынку конфет из горького шоколада (на Западе, в отличие от России, более популярен молочный шоколад, именно он преобладал первоначально в потоке импорта).

1 По результатам компании BAV международного рекламного агентсва Yong & Rubicam, проведенного в 2005 году. Соседями «Коркунова» стали такие марки мировых грандов как BMW, Mercedes, Sony, Duracell, Gillette.

1 С 2000 г. расходы фирмы на НИОКР регулярно составляли 2-3 млн. долл. в год (оборот компании в 2000 г. не превышал 20 млн. долл., и лишь в 2007 г. фирма преодолела 100 млн. долл. рубеж). Компанией сохранен кадровый потенциал – в 2007 г. 37% персонала имело высшее профессиональное образование. Фирма создала инжиниринговый центр, оснащенный современными компьютерами и мощными программно-математическими средствами.

1 Не смотря на рост кредиторской задолженности, связанной с необходимостью развития предприятия и привлечением для этих целей кредитов, следует указать на значительное улучшение ее качества. Доля просроченной кредиторской задолженности компании «Криогенмаш» существенно сократилась (1999 г. доля просроченной кредиторской задолженности составила 62,9%, в 2007 г. – 0,3%). Аналогичная ситуация наблюдается с дебиторской задолженностью. В 1999 г. дебиторская задолженность на 62,9% состояла из просроченных долгов. В 2007 г. доля просроченной дебиторской задолженности сократилось до 12,2%.

1 Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2000, 174.

1 С точки зрения неоклассики, имеет место четкое разграничение функций фирмы и рынка. Прерогативой деятельности фирмы является сфера производства, т.е. фирма обеспечивает трансформацию ресурсов в готовые блага. Рынок «специализируется» исключительно на актах обмена. С помощью рынка осуществляется процесс размещения ресурсов и распределение готовой продукции.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Третьякова Галина Борисовна оценка сельскохозяйственных угодий в условиях становления земельного рынка 08. 00. 10 Финансы, денежное обращение и кредит автореферат

    Автореферат
    Защита состоится «21» июня 2007 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 505.001.02 ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» по адресу: 125468, г.
  2. Ческидов Борис Михайлович национальные рынки ценных бумаг: теория и история развития. Специальность 08. 00. 01 Экономическая теория автореферат

    Автореферат
    Защита состоится 11 сентября 2008 г. в 10-00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 505.001.04 ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» по адресу 125468, г.
  3. Тенденции и перспективы

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2008г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 505.001.01 при ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» по адресу: 125468, г.
  4. Теория, методология, практика (1)

    Диссертация
    Защита состоится 6 марта 2008 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 505.001.02 ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» по адресу: 124468, Москва, Ленинградский проспект, д.
  5. «Государственное, муниципальное и корпоративное управления»

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре «Государственное, муниципальное и корпоративное управления» ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации».

Другие похожие документы..