Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Проблема хронічних захворювань печінки на теперішній час є однією з найбільш важливих у сучасній гастроентерології, має загальномедичне і соціальне з...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится « » 2007 года в __ час. мин. на заседании диссертационного совета Д 212.263.03 в Тверском государственном университете по адресу: Ро...полностью>>
'Книга'
В основание Вселенной изначально заложена матрица творения, содержание которой напрямую зависит от знаний, творческих способностей и интуиции отдельн...полностью>>
'Документ'
В данном пособии отражено состояние аграрного сектора Украины и украинского крестьянства в условиях создания колхозного строя. Включены заслуживающие ...полностью>>

1. Конституционное право- ведущая отрасль права Беларуси

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 11. Конституционное закрепление экономической системы, социальной основы общества и внешней политики государства

Лекция 11.14. Понятие экономической системы и ее конституционные основы. Сущность рыночной экономики в современных условиях. Развитие кооперации и предпринимательской деятельности. Характеристика конституционных форм собственности.

Регулирующая роль государства в экономической политике. Конституционное регулирование социальной политики. Конституционные основы внешней политики. Обеспечение государством своей безопасности и обороноспособности.

Экономические отношения (экономическая система) -- строй экономической жизни страны, который определяется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основания управления экономикой страны.

В настоящее время в соответствии с Конституцией существует 2 вида собственности:

  1. государственная

  2. частная

Права собственника:

распоряжаться

пользоваться

владеть

1789 г.— Декларация прав человека и гражданина, где провозглашено, что собственность является священной и неприкосновенной.

В современной Конституции говорят о таких положениях, что собственность должна использоваться не только для интересов, но и во благо всего государства. Советское законодательство, Конституция 1977г. и уголовное законодательство не одинаково оценивают статус государственной собственности и личной собственности. За рубежом имеет широкое распространение публичная собственность, которая может принадлежать и государству, и обществу, и коллективам, и гражданам.

В РБ установлен единый для всех субъектов порядок начала хозяйственной деятельности, а именно регистрационный: вмешательство органов государственной власти в деятельность субъектов хозяйствования запрещается, кроме случаев оговоренных законом. В нашем законодательстве закреплен перечень объектов, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации, даже на Конституционном уровне (ст. 13) у нас закреплен ряд природных объектов, которые находятся в собственности государства (недра, воды, леса).

Можно выделить принципы, характеризующие экономическую систему РБ:

  • государство обеспечивает всем равные возможности для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом

  • государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности

  • государство участвует в регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества

  • наличие наряду с государственной частной собственности

Современная экономическая стратегия РБ определена курсом на приватизацию и разгосударствление, интенсивное использование имеющихся природных ресурсов, ведение народного хозяйства на основе передовых технологий и развитие рыночных отношений.

Рыночная экономика основывается на принципе личной свободы. Его суть заключается в свободе:

  • потребителя выбирать из многих конкурирующих продуктов и видов услуг

  • производителя открыть или расширить свое дело, взять на себя риск и получить вознаграждение в случае успеха

  • работника выбирать себе карьеру или переходить от одного работодателя к другому

Конституционные основы социальных отношений

Социальная система—система социальных отношений, сложившихся и развивающихся в данном обществе.

Основные направления социальной политики государства:

  • охрана труда и здоровья людей

  • установление гарантированной минимальной заработной платы

  • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, детства, инвалидов, пожилых людей

  • установление пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты

  • развитие системы социальных служб

Конституционные основы духовно-культурных отношений.

Духовно-культурные отношения в обществе — отношения между людьми, обществом и государством по поводу тех или иных духовно-культурных благ.

Духовно-культурные отношения зависят от уровня развития, от других видов отношений, а также оказывают определенное влияние на них. Предмет этих отношений включает все духовно-культурные явления: науку, искусство, культуру, образование и т.д.

Данная сфера общественных отношений регулируется конституционным правом в наименьшей мере по сравнению с другими элементами конституционного строя (в наименьшей мере, т.к. речь идет о внутреннем мире человека).

В Конституции РБ закреплено право на свободу творчества (ст.51 Конституции), право на образование (ст.49).

Государство является ответственным за сохранение историко-культурных ценностей (ст.15).

В РБ имеется специальный закон «О национальных меньшинствах РБ». В соответствии с ним, государство гарантирует сохранность и защиту историко-культурного наследия не только коренной нации, но и в равной степени всех наций и народностей, памятников истории и культуру национальных меньшинств, которые являются частью белоруской культуры.

Закон «О языках РБ»

Закон «Об охране историко-культурного наследия»

Другим важным элементом духовно-культурной сферы является религия.

Религия — (лат. «набожность», «святыня») мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основаны на вере в существование одного или нескольких богов.

Религия — значимый объединяющий людей фактор (а иногда даже государствообразующий (Израиль, Ватикан)), она накладывает отпечаток на уклад жизни. Таким образом, конституционное право и другое законодательство не может игнорировать религию. Взаимодействие конституционного права и религии чаще всего осуществляется в виде конституционно-правовой гарантии свободы совести и регулировании отношений между государством и церковью. Существует международный «Пакт о гражданских и политических правах», ратифицированный РБ, который закрепляет, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, а также специальный закон «О свободе совести и религиозных организациях» от 31.10.2002г.

Конституционно-правовой статус внешней политики РБ.

В ст.8 Конституции закреплено, что РБ «признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции».

В ст. 18 Конституции говорится, что «РБ в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменение силы или угрозы силой, невмешательство во внутренние дела других государств».

В ст. 9 закреплен принцип единства и неотчуждаемости территории РБ. Неотчуждаемая территория означает:

  • никто, включая высшее руководство государства, ни на каких условиях не может отдать в бессрочное пользование даже малый участок территории

  • не допускается вторжение на территорию республики насильственным путем

Территория нашего государства охраняется в соответствии с законом «О государственной границе».

Принципы конституционного строя РБ:

  1. народовластие—основа государства

  2. многообразие политических институтов, идеологий и мнений

  3. разделение властей

  4. верховенство закона

  5. приоритет общепризнанных принципов международного права

  6. сохранность историко-культурного наследия и развитие культуры

Тема 12. Конституционные основы правового положения и гражданина

Лекция 12.15. Характеристика понятия "человек" как социального существа. Социальное формирование личности, ее понятие и сущность Гражданин как политико-правовое понятие, как человек, принадлежащий к государству и обладающий его гражданством. Гражданство Республики Беларусь.

Понятие и социально-политическое значение гражданства в различных государствах мира. Сущность взаимной, устойчивой политико-правовой связи лица, обладающего гражданством, с государством. Гражданство как конституционно-правовой институт. Гражданство Республики Беларусь - неотъемлемый атрибут государственного суверенитета. Принципы гражданства.

Категория лиц, являющихся гражданами Республики Беларусь. Приобретение и сохранение гражданства Республики Беларусь. Условия и порядок приема в гражданство Республики Беларусь. Прекращение гражданства. Восстановление в гражданстве.

Порядок рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь.

Органы, принимающие решения и оформляющие документы по вопросам гражданства. Исполнение решений по вопросам гражданства. Лица без гражданства Иностранные граждане Право убежища. Проблемы единого гражданства в Союзе Беларуси и России.

Гражданство — важнейший, самостоятельный конституционно-правовой институт.

В РБ вопросы гражданства регулируются:

  • Конституцией

  • Законом РБ от 01.08.2002г. «О гражданстве РБ»

  • Указом Президента РБ от 17.11.1994г. «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов связанных с гражданством РБ и образованной при Президенте РБ комиссии по вопросам гражданства» и др. нормативно-правовыми актами.

В статье 1 закона дано определение: гражданство — устойчивая правовая связь человека с РБ, выражающаяся в совокупности их прав, обязанностей и ответственности на признании и уважении прав и свобод человека.

Защита и покровительство граждан РБ, находящихся за ее пределами должно оказывать МИД, дипломатические представительства и консульские учреждения РБ за границей государства. Эти органы принимают меры к тому, чтобы граждане РБ могли пользоваться правами, предусмотренными законодательством государства, в котором они находятся.

Запрет на лишение гражданства РБ установлен Конституцией (ст.10 ч.2) и законом «О гражданстве РБ».

Лишение гражданства — расторжение гражданских связей по инициативе государства в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие граждан.

В советском законодательстве оснований для лишения гражданства не было.

Гражданин РБ не может быть выдан иностранному государству (исключ.--международные соглашения).

Гражданами РБ являются:

  1. лица, состоящие в гражданстве РБ на день вступления в силу закона «О гражданстве РБ»

  2. лица, которые приобрели гражданство РБ в соответствии с законом «О гражданстве РБ»

Принципы гражданства:

  • каждый имеет право на гражданство (любое лицо независимо от национальности имеет право на гражданство; наличие такой формы приобретения гражданства как прием гражданства; наличие доступных оснований приобретения гражданства)

  • гражданство РБ является равным для всех граждан РБ независимо от оснований его приобретения

  • никто не может быть лишен гражданства РБ или права изменить гражданство

  • гражданство не может быть предоставлено против воли лица

  • заключение/расторжение брака гражданина РБ с гражданином другого государства не влечет изменения гражданства супругов

  • РБ стремиться к избежанию случаев безгражданства (поощрение лиц, не имеющих гражданства, приобрести его). РБ следует Конвенции «О сокращении безгражданства» 1961г., принятой Генеральной Ассамблеей ООН

  • государство гарантирует гражданам РБ защиту и покровительство как на территории РБ, так и за ее пределами

  • приоритет нормам международного права по вопросам гражданства над национальным законодательством

  • неотъемлемость гражданства (несвязанность гражданства с мерами наказания гражданина за совершение правонарушения; сохранение за гражданином РБ, проживающим на территории другого государства, гражданства РБ; недопустимость высылки гражданина РБ за ее пределы).

Основания приобретения и прекращения гражданства.

Основания приобретения гражданства закреплены в ст. 12 закона «О гражданстве РБ»:

    1. приобретение гражданства по рождению

    2. прием гражданство

    3. в порядке регистрации

    4. по иным основаниям, предусмотренным законом (по межгосударственным соглашениям)

Ст.13 закона «О гражданстве» определяет перечень случаев, при которых родившийся ребенок приобретает гражданство РБ.

Имеется право гражданства в результате приема, которое осуществляется на основании письменного заявления лица, достигшего 18 лет, если лицо выполняет требования:

  • берет на себя обязательство соблюдать Конституцию и иное законодательство РБ

  • знает 1 из государственных языков в пределах, необходимых для общения

  • постоянно проживает на территории РБ не менее 7 лет

  • имеет законный источник средств существования

  • не имеет гражданства либо гражданство иностранного государства утрачено в случае приобретения гражданства РБ, либо лицо обращается в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства этого государства

Ст.14 закона закрепляет, что в некоторых случаях 7-летний срок проживания на территории РБ может быть сокращен либо не применяться вовсе (для иностранных лиц либо лиц без гражданства, которые ранее состояли в гражданстве РБ; в отношении лиц, которые имеют заслуги перед РБ).

Приобретение гражданства в порядке регистрации — упрощенная форма, которой имеет право воспользоваться некоторая категория лиц (состояли в гражданстве СССР, супруги этих лиц, их потомки; дети по заявлению родителей, 1 из которых является гражданином РБ). Решение о представлении гражданства в порядке регистрации принимаются Управлениями внутренних дел, Облисполкомов. Решения могут быть обжалованы в МВД или суде.

Ст. 17 закона определяет основания прекращения гражданства:

  1. выход из гражданства (осуществляется добровольно на основе письменных заявлений соответствующего лица)

  2. утрата гражданства (автоматическая потеря в случае поступления на военную службу в другое государство)

Решения по вопросам выхода и утраты гражданства принадлежат Президенту РБ, который издает соответствующие указы.

В ст. 20 закона приводятся случаи, когда выход либо утрата гражданства не допускаются:

  • если лицо является обвиняемым либо осужденным

  • если лицо имеет задолженность по налогам либо другие непогашенные обязательства перед РБ, ее юридическими либо физическими лицами

  • не имеет иного гражданства либо гарантии его приобретения

Отмена решения по вопросам гражданства возможна в течение 7 лет со дня его принятия.

Условия и порядок приема гражданства РБ.

Заявления по вопросам гражданства подаются заявителем лично в письменной форме в ОВД по месту жительства заявителя, а лица, постоянно проживающие за границей,— в соответствующий орган дипломатической службы РБ. ОВД сами решают вопросы приобретения гражданства РБ в порядке регистрации. Заявления по вопросам гражданства детей и недееспособных подаются родителями.

По вопросам гражданства образуется комиссия на срок полномочий Президента в составе Председателя комиссии, 2 его заместителей и членов. Состав утверждается Президентом.

Полномочия Президента:

  • Определяет порядок приобретения гражданства и его прекращения

  • Издает указы о приеме и выходе из гражданства

  • Издает распоряжения в случаях отклонения заявлений о приеме и выходе из гражданства

Срок рассмотрения заявления о приеме в гражданство не должно превышать 1 год, о выходе—6 мес., о приобретении гражданства в порядке регистрации—2 мес.

Повторное заявление лица о приеме или выходе из гражданства принимается не раньше чем через 1 год после принятия предшествующего решения.

Решения по вопросам гражданства, принятые Президентом, можно обжаловать в Верховном Суде, а решения по вопросам гражданства, принятые другими государственными органами могут быть обжалованы в Областном (Минском городском) Суде.

Тема 13. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина

Лекция 13.16. Понятия "правового статуса" и "правового положения" граждан Республики Беларусь. Особенности конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей. Правовой статус граждан как конституционно-правовой институт.

Теоретические основы и характеристика понятий - конституционные права, свободы, обязанности, долг, единство прав и обязанностей, равноправие и равенство. Классификация основных прав и свобод граждан. Гарантии основных прав, свобод и обязанностей граждан Республики Беларусь.

Личные права и свободы граждан, их содержание и гарантии. Политические права и свободы граждан, их содержание и гарантии.

Социально-экономические права граждан, их содержание и гарантии.

Государственная защита прав человека и гражданина. Общественная защита прав и свобод человека и гражданина. Неотъемлемость прав и свобод.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина.

I. Историческое развитие прав и свобод, их система, классификация и юридические свойства.

Имеется в виду право в субъективном смысле: право, т.е. свободы.

Права и свободы -- закрепленная в Конституции или другом законодательном акте возможность определенного поведения лица.

Права человека—понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

Обязанность—это установленная законом необходимость совершать какие-либо действия или воздержаться от их совершения.

Гражданин—лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству.

Личность--субъект (человек) с присущими ему индивидуальными ему чертами и качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми).

Идея о том, что человек должен быть свободным от рождения возникла в XVII-XVIII вв. Теоретические основы заложили Локк, Руссо.

1689г.--Билль о правах, Англия. Этот акт был закреплен в Декларации Независимости США 1776г.

1789г.— во Франции принята Декларация прав человека и гражданина. Она является преамбулой нынешней Конституции Франции.

Существует 2 способа закрепления прав и свобод в Конституции:

Позитивный (когда в Конституции закреплены конкретные права и свободы)

Негативный (в Конституции закрепляются не конкретные права и свободы граждан, а устанавливаются запреты для субъектов, в т.ч. и государства не совершать определенных действий) Ст.110 Конституции: «какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону».

Классификация прав и свобод по мере их появления:

Конец 18-сер.20 вв. (в этот период в Конституциях и иных конституционных актах фиксировались главным образом личные и политические права и свободы)

Связанные с событиями, происходившими в Советском Союзе и других социалистических странах, где на конституционном уровне находили отражение социально-экономические права (право на труд, на отдых)

2-ая половина 20 в. (появляется много проблем: в области экологии, информационного обеспечения, в результате появляются такие права на конституционном уровне, как право на благоприятную окружающую среду и т.д.)

Классификация:

Основные права и свободы классифицируются:

Права и свободы человека

Права и свободы гражданина

По количеству обладателей:

Индивидуальные

Коллективные

По генезису:

Естественные (прирожденные)

Производные (т.е. сформулированные в международных пактах)

По характеру образования:

Основные

Дополнительные (т.е. зависящие от основных (например, право участвовать в управлении государством—основное, а право избирать и быть избранным—дополнительное))

Юридические свойства основных прав и свобод:

они возникают не на основе конкретных правоотношений, а непосредственно из Конституции

они выражают связи гражданина и государства

они существуют независимо от реализации

существование прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц

они реализуются через правоотношения, регулируемые, как правило, нормами других отраслей права

они одинаковы по объему и содержанию для всех граждан

они должны реально гарантироваться государством

Концепция прав человека и ее отражение в Конституции РБ. Принципы правового статуса личности.

Гражданин обладает правами и свободами и несет определенные обязанности, которые в совокупности составляют правовое положение (статус) личности.

Конституционное право закрепляет основы-принципы правового статуса (наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека и гражданина, их взаимоотношения).

Положение личности определяется не только правовыми нормами, но и другими видами социальных норм. Все эти нормы составляют общественный статус личности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конституционное право россии (2)

    Документ
    На предшествующих этапах развития России данная отрасль и одноименная наука обозначались термином "государственное право". В настоящей работе термины "государственное право" и "конституционное право"
  2. Конституционное право республики беларусь

    Задача
    Конституционное право — ведущая отрасль права Беларуси, одна из важнейших среди дисциплин, которые преподаются в высших учебных заведениях Республики Беларусь.
  3. Конституционно-правовой механизм взаимодействия внутригосударственного права российской федерации и международного права 12. 00. 02 конституционное право; муниципальное право

    Автореферат диссертации
    В настоящие время заметна тенденция к конституционализации международного права, так как нормы конституционного права переходят в международное право и укореняются в ней.
  4. Безруков Андрей Викторович, Зайнитдинов Николай Александрович Красноярск 2008 модуль №1 «Конституционное право зарубежных стран: общая часть» Тема лекции

    Лекции
    Структура отрасли права (в том числе и конституционного) являет собою ее внутренне строение, включающее в себя ряд составляющих. Классическое деление отрасли конституционного права предполагает наличие в нем:
  5. Для лиц со средним юридическим образованием 2004 г. Конституционное право республики беларусь учебная

    Программа
    2. Отличие науки конституционного права от отрасли конституционного права. Обусловленность науки конституционного права наличием самой отрасли конституционного права.

Другие похожие документы..