Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В условиях демократического государства сосуществование материалистического эволюционизма и религиозных взглядов является одной из важнейших проблем....полностью>>
'Автореферат'
Специальность: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – АПК...полностью>>
'Доклад'
Начиная с 2010, Комитет по защите свободы слова (КЗСС) готовит и публикует, помимо годовых, промежуточные квартальные доклады о состоянии свободы слов...полностью>>
'Диплом'
Лексика в произведениях И.Ильфа и Е. Петрова «Одноэтажная Америка». Сравнение как структурно-семантическая категория. Гипербола как выразительное сре...полностью>>

1. Конституционное право- ведущая отрасль права Беларуси

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Политическая или государственная власть характеризуется использованием в случае неповиновения насильственных, принудительных средств. В осуществлении политической или государственной власти принимает участие не только государство, но и элементы политической системы.

Политическая система включает:

  1. политические партии

  2. трудовые коллективы

  3. общественные организации

  4. органы управления и самоуправления

Термин «политическая система» появился в начале XX в. Только в научных трудах зарубежных стран. В отечественной и советской литературе стал находить отражение лишь в 60-е гг., а правовую основу приобрел в 1977г (Конституция СССР и ее первая глава называлась «Политическая система»).

Политическая система—организационно-правовой механизм, включающий в государство политические партии, общественные объединения, трудовые коллективы, посредством которых народ реализует принадлежащую ему по Конституции власть, управляет государством, определяет и проводит внешнюю и внутреннюю политику государства.

Важнейшим элементом политической системы является государство. Это объясняется специфичностью государственной власти, т.е.:

Государственная власть носит всеохватывающий характер, т.е. она распространяется на всех членов общества и определяет единое целое.

Ее единстве, т.е. она концентрирована в едином субъекте, коим является народ.

Ее суверенности (ее верховенство, самостоятельность и независимость).

Политический процесс—деятельность элементов политической системы.

Конституционное право регулирует ту часть политического процесса, в которое участвуют самые главные элементы политической системы, т.е. государство и политические партии.

Политический процесс — всеохватывающее понятие, его можно разделить на более мелкие составляющие:

  1. избирательный процесс—отношения возникающие во время выборов

  2. бюджетный

  3. законодательный

Конституционные основы экономических отношений.

Экономические отношения (экономическая система) -- строй экономической жизни страны, который определяется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основания управления экономикой страны.

В настоящее время в соответствии с Конституцией существует 2 вида собственности:

  1. государственная

  2. частная

Права собственника:

распоряжаться

пользоваться

владеть

В современных конституциях говорят о таких положениях, что собственность должна использоваться не только для интересов, но и во благо всего государства. Советское законодательство, Конституция 1977 г. и уголовное законодательство не одинаково оценивают статус государственной собственности и личной собственности. За рубежом имеет широкое распространение публичная собственность, которая может принадлежать и государству, и обществу, и коллективам, и гражданам.

В РБ установлен единый для всех субъектов порядок начала хозяйственной деятельности, а именно регистрационный: вмешательство органов государственной власти в деятельность субъектов хозяйствования запрещается, кроме случаев оговоренных законом. В нашем законодательстве закреплен перечень объектов, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации, даже на Конституционном уровне (ст. 13) у нас закреплен ряд природных объектов, которые находятся в собственности государства (недра, воды, леса).

Можно выделить принципы, характеризующие экономическую систему РБ:

  • государство обеспечивает всем равные возможности для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом

  • государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности

  • государство участвует в регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества

  • наличие наряду с государственной частной собственности

Современная экономическая стратегия РБ определена курсом на приватизацию и разгосударствление, интенсивное использование имеющихся природных ресурсов, ведение народного хозяйства на основе передовых технологий и развитие рыночных отношений.

Рыночная экономика основывается на принципе личной свободы. Его суть заключается в свободе:

потребителя выбирать из многих конкурирующих продуктов и видов услуг;

производителя открыть или расширить свое дело, взять на себя риск и получить вознаграждение в случае успеха;

работника выбирать себе карьеру или переходить от одного работодателя к другому;

Конституционные основы социальных отношений

Социальная система—система социальных отношений, сложившихся и развивающихся в данном обществе.

Основные направления социальной политики государства:

охрана труда и здоровья людей;

установление гарантированной минимальной заработной платы;

обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, детства, инвалидов, пожилых людей;

установление пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты;

развитие системы социальных служб.

Конституционные основы духовно-культурных отношений.

Духовно-культурные отношения в обществе — отношения между людьми, обществом и государством по поводу тех или иных духовно-культурных благ.

Духовно-культурные отношения зависят от уровня развития, от других видов отношений, а также оказывают определенное влияние на них. Предмет этих отношений включает все духовно-культурные явления: науку, искусство, культуру, образование и т.д.

Данная сфера общественных отношений регулируется конституционным правом в наименьшей мере по сравнению с другими элементами конституционного строя (в наименьшей мере, т.к. речь идет о внутреннем мире человека).

В Конституции РБ закреплено право на свободу творчества (ст.51 Конституции), право на образование (ст.49).

Государство является ответственным за сохранение историко-культурных ценностей (ст.15).

В РБ имеется специальный закон «О национальных меньшинствах РБ». В соответствии с ним, государство гарантирует сохранность и защиту историко-культурного наследия не только коренной нации, но и в равной степени всех наций и народностей, памятников истории и культуру национальных меньшинств, которые являются частью белоруской культуры.

Закон «О языках РБ»

Закон «Об охране историко-культурного наследия»

Другим важным элементом духовно-культурной сферы является религия.

Религия — (лат. «набожность», «святыня») мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основаны на вере в существование одного или нескольких богов.

Религия — значимый объединяющий людей фактор (а иногда даже государствообразующий (Израиль, Ватикан)), она накладывает отпечаток на уклад жизни. Таким образом, конституционное право и другое законодательство не может игнорировать религию. Взаимодействие конституционного права и религии чаще всего осуществляется в виде конституционно-правовой гарантии свободы совести и регулировании отношений между государством и церковью. Существует международный «Пакт о гражданских и политических правах», ратифицированный РБ, который закрепляет, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, а также специальный закон «О свободе совести и религиозных организациях» от 31.10.2002г.

Конституционно-правовой статус внешней политики РБ.

В ст.8 Конституции закреплено, что РБ «признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции».

В ст. 18 Конституции говорится, что «РБ в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменение силы или угрозы силой, невмешательство во внутренние дела других государств».

В ст. 9 закреплен принцип единства и неотчуждаемости территории РБ. Неотчуждаемая территория означает:

никто, включая высшее руководство государства, ни на каких условиях не может отдать в бессрочное пользование даже малый участок территории;

не допускается вторжение на территорию республики насильственным путем.

Территория нашего государства охраняется в соответствии с законом «О государственной границе».

Принципы конституционного строя РБ:

  1. народовластие—основа государства

  2. многообразие политических институтов, идеологий и мнений

  3. разделение властей

  4. верховенство закона

  5. приоритет общепризнанных принципов международного права

  6. сохранность историко-культурного наследия и развитие культуры

Тема 8. Понятие и политико-правовое значение суверенитета

Лекция 8.11. Суверенитет народа, нации, государства. Их взаимосвязь.

Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь.

Суверенитет и демократия.

Суверенитет как состояние высшей представительной, государственной власти.

Суверенитет и верховенство власти.

Формы проявления государственного суверенитета.

Субъекты, осуществляющие государственный суверенитет.

Гарантии государственного суверенитета.

Государственные символы Республики Беларусь, их правовая регламентация.

Суверенитет является неотъемлемой частью любого государства.

Развитие теории:

Понятие было разработано в Средние века. В литературе отмечается, что классическое определение суверенитета было дано французским философом Ж. Баденом в его первой из 6 знаменитых книг о политическом сообществе (1576г.):

Суверенитет  всеобщая абсолютная и постоянная власть над гражданином и подданным в политическом сообществе (Ж. Баден).

Таким образом, разработанная в Средние века теория суверенитета абсолютизировала власть абсолютных монархов. Но в 17-18 вв. подход к сущности суверенитета стал изменяться и этому способствовала буржуазная революция. Суверенитет связывался не с абсолютизмом, а с народом и государством (Руссо).

В начале 20 в. появляется термин «национальный суверенитет». В Науке КП существует 3 суверенитета:

Государства

Народа

Нации

Единого подхода по вопросам сущности, соотношения видов суверенитета нет.

Суверенитет— (франц.) «верховенство», «независимость», «самостоятельность».

В государстве не может быть несколько суверенитетов, он 1 и неделим, а выделение видов лишь условно.

Первичен суверенитет народа, т.к. во всех Конституциях есть положение, что народ является источником государственной власти. Сам по себе он реализоваться не может. Это возможно только в условиях наличия государства, государственных органов, законодательства.

Нация—часть народа, проживающего в государстве. В Советской Конституции было право на самоопределение нации вплоть до определения и образования самостоятельности государства.

В самостоятельном государстве каждая нация станет заявлять желание отделится от этого государства и определить свое государство. В итоге идея суверенной нации станет оружием к средству распада государства. (Работа Ленина)

В современных Конституциях есть положение, закрепляющее, что территория данного государства едина и неделима. Следовательно, есть заслон на распад государства.

Государственно-правовые признаки РБ, как суверенного государства. Гарантии суверенитета РБ.

Суверенитет РБ впервые был закреплен в Декларации Верховного Совета 27 июля 1990г.

25 августа 1991г. был выдан закон «О предании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете», который просуществовал до 15 марта 1994г. (принятие Конституции). Эта Декларация не отменена, но ее положения практически полностью перекочевали в Конституцию.

Признаки суверенитета РБ проявляются в:

Верховенстве, единстве и независимости государственной власти. Верховенство власти проявляется в том, что она принадлежит народу (ст.3 Конституции). Единство проявляется в наличии системы органов, составляющих в совокупности единую государственную власть. Независимость проявляется в том, государственная власть самостоятельно реализует свою внутреннюю и внешнюю политику.

Наличии своей территории (ст.9 Конституции).

Наличии собственных вооруженных сил.

Наличие своего гражданства (ст.10 Конституции).

Наличии собственной денежной и финансово-кредитной системы.

Самостоятельности в вопросах науки, культуры и других сфер.

Наличии государственной символики (гимн, герб, флаг).

Гарантии суверенитета.

Под этим понимаются материальные, организационные и правовые условия, делающие реальностью независимость государства.

Вида гарантий:

Материальные (наличие природных ресурсов, стабильной экономики, т.е. созданные экономические предпосылки)

Организационные (наличие эффективно функционирующих органов в государстве, органов, обеспечивающих территориальную неприкосновенность государства (пограничные войска, МВД, вооруженные силы))

Юридические (нормативная база, регулирующая данную сферу правоотношений, обеспечение отношений с государством)

Тема 9. Правовые основы и принципы Содружества независимых государств. Союз Беларуси и России

Лекция 9.12. Республика Беларусь - субъект СНГ.

Органы СНГ: Совет глав государств. Совет глав правительств. Межпарламентская Ассамблея. Экономический Совет. Экономический суд. Их правовое положение, деятельность и акты. Механизм реализации актов, принимаемых органами СНГ. Содержание многосторонних и двухсторонних Соглашений субъектов СНГ. Перспективы развития Содружества Независимых государств.

Союз Беларуси и России.

Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года.

Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года. Принципы и перспективы развития Союза.

Договор об образовании Союзного государства от 8 декабря 1999 года.

Международная правосубъектность и задачи Союза. Гражданство Союза. Органы Союза: Высший Совет Союза, Парламентское Собрание Союза. Исполнительный Комитет Союза. Бюджет и финансы Союза.

Республика Беларусь - субъект СНГ.

Республика Беларусь является субъектом Содружества Независимых Госу­дарств. Правовой базой для создания СНГ явилось Соглашение "О создании Содружества Независимых Государств", подписанное 8 декабря 1991 г. руководителями Беларуси, России, Украины. В этот же день, 10 декабря 1991 года, был денонсирован Договор 1922 года об образова­нии Союза Советских Социалистических Республик.

Дальнейшим шагом к расширению Содружества явилась встреча в Алма-Ате и принятие 21 декабря 1991 г. Алма-Атинской Декларации, в которой Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казах­стан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина подтвердили свою приверженность целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.- В настоящее время в СНГ входят 12 из 15 республик бывшего СССР: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Ка­захстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменис­тан, Узбекистан, Украина.

Целями СНГ, является развитие равно­правного и взаимовыгодного сотрудничества своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образова­ния, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торгов­ли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому ин­формационному обмену, добросовестно и неукоснительно со­блюдать взаимные обязательства.

Государства — члены Содружества взяли на себя обязательст­во сотрудничать в обеспечении международного мира и безопас­ности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем.

Решением Совета Глав государств 22 января 1993 г. принят Устав Содружества Независимых Государств.

Уставом определено, что к сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательст вами, принятыми государствами-членами в рамках Содружества относятся:

  1. обеспечение прав и основных свобод человека;

  2. координация внешнеполитической деятельности;

  3. сотрудничество в формировании и развитии общего экономи­ческого пространства, общеевропейского и евразийского рынков таможенной политики;

  4. сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

  5. охрана здоровья и окружающей среды;

  6. вопросы социальной и миграционной политики;

  7. борьба с организованной преступностью;

  8. сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Настоящий перечень может быть дополнен по взаимному со­гласию государств-членов.

Республика Беларусь действует в рамках СНГ как равноправ­ный его член. Она сохраняет государственный суверенитет, тер­риториальную целостность, независимость, свою конституцию, национальные (государственные) символы.

Органы СНГ

В рамках Содружества Независимых Государств действуют следующие органы, осуществляющие исключительно консультативные и ко­ординационные функции:

1) Совет глав государств; 2) Межпарламент­ская Ассамблея; 3) Совет глав правительств; 4) Координационно-консультативный комитет; 5) Межгосударственный экономичес­кий комитет (МЭК) Экономического Союза; 6) Экономический Суд; 7) Комиссия по правам человека. Созданы такие органы от­раслевого сотрудничества: 1) Совет министров иностранных дел; 2) Совет министров обороны; 3) Штаб по координации военного сотрудничества; 4) Совет командующих Пограничными войска­ми; 5) Совет министров внутренних дел; 6) Межгосударственный банк; 7) Статистический комитет; 8) Совет руководителей госу­дарственных информационных агентств; 9) Совет по культурному сотрудничеству; 10) Конференция конституционных судов стран молодой демократии (учредителями ее выступили в октябре 1997 г. конституционные суды Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана). В ноябре 2001 г. в нее вошли конституционные суды Азербайджана, Грузии, Молдо­вы, Украины.

Союз Беларуси и России

2 апреля 1997 г. в Москве был заключен Договор о Союзе Бе­ларуси и России, а также подписан Устав Союза Беларуси и Рос­сии. В соответствии с договором два государства решили на доб­ровольной основе образовать Сообщество Беларуси и России в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных усло­вий повышения уровня жизни народов и духовного развития лич­ности.

Сообщество основано на принципах суверенитета и равенства Сторон, демократии и уважения прав человека, общепринятых принципов и норм международного права.

В соответствии со ст. 8 стороны обеспечива­ют равные права граждан Сообщества при получении образования, тру­доустройстве, оплате труда, предоставлении других социальных гарантий; вводят единые стандарты социальной защиты; обеспечивают равное право физических лиц на приобретение имущества собственность, владение, пользование и распоряжение им на своих территориях; выравнивают условия пенсионного обеспечения уровни пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и ма­лообеспеченным семьям; унифицируют нормы в области охраны труда, социального страхования, производственной и социальной гигиены; создают общую информационную базу по вопросам заня­тости населения и наличия трудовых вакансий.

Высшим органом Сообщества является Высший Совет, в ко­торый входят главы государств и правительств, руководители парламентов Сторон, а также Председатель Исполнительного Комитета.

Высший Совет в пределах полномочий Сообщества рассмат­ривает и решает важнейшие вопросы развития Сообщества, кон­тролирует и направляет деятельность его органов по исполнению принятых решений.

Высший Совет определяет местонахождение органов Сооб­щества. Высший Совет избирает Председателя на ротационной основе сроком на два года. Решения Высшего Совета принима­ются на основе единогласия, при котором каждая из Сторон име­ет один голос. Председатель Исполнительного Комитета имеет совещательный голос. Высший Совет утверждает свой устав. До­говор о Союзе явился свидетельством дальнейшего углубления двусторонних связей.

Сообщество Беларуси и России было преобразовано в Союз с наделением его полномочиями согласно Уставу Союза. При этом каждое государство — участник Союза сохранило государствен­ный суверенитет, независимость и территориальную целостность, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.

В соответствии с Уставом установлено гражданство Сою­за: каждый гражданин Республики Беларусь и каждый гражда­нин Российской Федерации является одновременно граждани­ном Союза.

В качестве целей Союза определено: а) укрепление отноше­ний братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между государствами - участниками Союза в политической, экономичес­кой, социальной, военной, научной, культурной и других областях; б повышение уровня жизни народов и создание благоприятных усло- я всестороннего гармоничного развития личности; закреплены и в политической, экономической, социальной, правовой сфе-в сфере обеспечения безопасности. Закреплены полномочия Со-и его органов (Высшего Совета Союза, Парламентского Собра-Союза, Исполнительного Комитета Союза), статус должностных органов Союза и их аппаратов, порядок урегулирования разно­гласий, выхода из Союза и другие вопросы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конституционное право россии (2)

    Документ
    На предшествующих этапах развития России данная отрасль и одноименная наука обозначались термином "государственное право". В настоящей работе термины "государственное право" и "конституционное право"
  2. Конституционное право республики беларусь

    Задача
    Конституционное право — ведущая отрасль права Беларуси, одна из важнейших среди дисциплин, которые преподаются в высших учебных заведениях Республики Беларусь.
  3. Конституционно-правовой механизм взаимодействия внутригосударственного права российской федерации и международного права 12. 00. 02 конституционное право; муниципальное право

    Автореферат диссертации
    В настоящие время заметна тенденция к конституционализации международного права, так как нормы конституционного права переходят в международное право и укореняются в ней.
  4. Безруков Андрей Викторович, Зайнитдинов Николай Александрович Красноярск 2008 модуль №1 «Конституционное право зарубежных стран: общая часть» Тема лекции

    Лекции
    Структура отрасли права (в том числе и конституционного) являет собою ее внутренне строение, включающее в себя ряд составляющих. Классическое деление отрасли конституционного права предполагает наличие в нем:
  5. Для лиц со средним юридическим образованием 2004 г. Конституционное право республики беларусь учебная

    Программа
    2. Отличие науки конституционного права от отрасли конституционного права. Обусловленность науки конституционного права наличием самой отрасли конституционного права.

Другие похожие документы..