Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Урок- лекция.Цель: сформировать у учащихся четкое представление том, кто является личностью и что влияет на формирование личностных качеств; формиров...полностью>>
'Документ'
В двух предыдущих главах мы рассмотрели, как фирмы с монопольной властью выбирают цену и объем производства, максимизирующие прибыль. Мы также видели,...полностью>>
'Пояснительная записка'
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образ...полностью>>
'Закон'
Работа выполнена в отделе налогового и бюджетного законодательства федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт закон...полностью>>

1. Конституционное право- ведущая отрасль права Беларуси

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 5. Понятие и сущность конституции

Лекция 5.8. Понятие, сущность Конституции, и ее социальное назначение. Структура Конституции Республики Беларусь.

Конституция как политический, социальный, идеологический, научный документ, концентрирующий социально-экономические и юридические идеи и взгляды.

Юридические свойства Конституции. Конституция - Основной Закон государства и общества, обладающий высшей юридической силой.

Отличие Конституции от обыкновенного закона. Отличие Конституции от плана и программы.

Место и роль Конституции в системе права. Конституционное упорядочение системы права в государстве. Порядок приведения нормативных актов в соответствие с Конституцией.

Толкование Конституции и другие способы её реализации.

Действие Конституции, порядок её изменения и дополнения. Правовая защита конституционных положений.

Понятие, сущность Конституции, и ее социальное назначение. Структура Конституции Республики Беларусь.

Конституция - основной источник КП, это совокупность правовых норм высшей юридический силы регулирующих наиболее важные общественные отношения:

    • Основы конституционного строя;

    • Взаимоотношения между обществом и личностью;

    • Государством и гражданином;

    • Госустройство РБ;

    • Общие принципы организационной деятельности органов государства;

    • Административно – территориальное устройство РБ и др.

Конституция является государственно-правовой моделью общества. Это документ особого политического и правового значения.

Термин «конституция» (лат.- установление, построение) применяется в обиходе со времен римской империи.

В средние века Конституция закреплялась привилеями феодалов. Стечением времени в понятие Конституция вкладывается иной смысл. Первые Конституции появились в ходе демократический революций 17-19 веков. Это было вызвано в нахождении оптимальном соотношении между властью и свободой – противовес монархии.

Современная Конституция классифицируется:

1.писанные и не писанные.

Писанные – принимаемые и изменяемые в особом порядке основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Если отдельного конституционного акта в государстве нет то его роль выполняют несколько актов закрепляющих принципы организации государственной власти (Великобритания, Новая Зеландия.). Эти акты в совокупности называются – неписанные конституции.

2.по порядку изменения: гибкие и жесткие.

Гибкими являются все не писаные конституции.

3.по форме закрепления политической власти: монархия (Швеция, Япония и др.), республики.

4.по порядку установления на октроированные, то есть дарованные монархом и неоктроированные, которые приняты высшим законодательным органом власти.

5.по форме закрепления государственного устройства Конституции:

- федеральные – закрепляет цели объединения субъектов федерации в единое федеративное государство. Правовой статус федерации в целом и ее субъектов (США, Россия),

- унитарные (Франция, Италия).

В марксистской литературе различали реальные и фиктивные конституции якобы в капиталистических странах конституции фиктивны, так как скрывают диктатуру буржуазии в социальном строе реальные, так как устанавливают народовластие.

В правовой науке существует деление Конституции:

1.фактическая – реально сложенная основа существующего государственного и общественного строя, то есть система социально-экономических и общественно- политических отношений.

2.юридическая – будучи правовым актом, вплетается в ткань фактической, при этом сущность юридической Конституции и ее содержание предопределены фактической, то есть социально- экономическими и политическими процессами на различных этапах развития общества и государства. Большое значение имеет вопрос о правильном отражении в Конституции реально сложившихся общественных отношений.

Характерные черты Конституции.

Основные черты и юридические свойства Конституции отражают ее особое месть в системе права. Специфику механизма Конституционного регулирования более важных общественных отношений. К числу более характерных черт Конституции относят: легитимность, перспективность, реальность, преемственность, итоговый характер предписаний, верховенство, стабильность, Конституция как основа системы права.

1.Легитимность Конституции проявляется – она принимается:

- законно избирательным органом государства (Парламент)

- учредительным собранием, созданным для принятия Конституции.

- народом, путем референдума.

Легитимность Конституции связана с ее учредительным характером. В Конституции получает выражение государственная воля народа, а так же закрепляются основы государственной и общественной жизни.

Легитимный характер Конституции 1994 года проявился – что она была принята Верховным Советом РБ. Легитимность изменений от 24 ноября 1996 года проявилась – что они были приняты на всебелорусском референдуме.

2. Закрепляя результаты, достигнутые государством и обществом Конституция содержит программные положения, определяет тенденции и основные направления развития общества и государства, вот почему Конституции присущ прогностический характер. Конституция закрепляет цели и задачи государственного политического и соц. – экономического развития общества. Программные положения включены в преамбулу, а цели и задачи, определяющие направление в экономическом, политическом, социально – культурном развитии  в праве об основах конституционного строя. В преамбуле Конституции РБ провозглашается ответственность за настоящее и будущее Беларуси. Стремление утвердить права и свободы граждан РБ, обеспечить гражданские права и свободы граждан РБ, обеспечить гражданские согласия, устои народовластия и правового государства.

3. Это соответствие Конституции действительности. Если Конституция и действительность находятся в единстве, обеспечивается соответствие Конституционных предписаний социально – экономическим условиям развития общества и государства можно говорить, а реальности Конституции. Реальность Конституции во многом зависит от политической, экономической и социальной стабильности, укрепления режима, законности и правопорядка. В отличие от Конституции РБ советского периода Конституция РБ 1994 года с изменениями и дополнениями 1996 года приближена к действительности.

4. Преемственность. Конституция преемственна – предполагает сохранение всего ценного, что накоплено опытом предшествующего развития, то есть историко-культурные ценности, государственное устройство, форма правления и т.д. Идея преемственности Конституции РБ содержится в преамбуле опираясь на многовековую историю белорусской государственности. Преемственность закрепляется в сохранении роли Конституции как основного закона государства, обеспечение ее верховенства в системе законодательства, обогащение традиционных институтов. В тоже время каждая новая Конституция отражает качественные сдвиги в экономической, социальной, политической структуре, государственном устройстве и т.д.

5. Итоговых характер предписания. Как итоговый документ Конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений сложившихся к моменту ее принятия. Являясь юридическим отражением хода исторического процесса конкретного этапа развития общества и государства.

6. Конституция обладает высшей юридической силой, поэтому занимает верховенство в правовой системе РБ. Верховенство – это приоритетное положение в системе законодательства (ст.112. К РБ), если при рассмотрении конкретного дела суд найдет несоответствие нормативного акта, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного акта не конституционным Верховенство Конституции требует эффективного механизма и ее реализации, обеспечение прямого действия норм, традиций, уважение личности правом.

7. Конституция – акт договорного действия. Стабильность проявляется в сохранении высокой степени устойчивости всей системы права. Стабильность Конституции – важное условие порядка и законности. Укрепление механизма осуществления властных государственных функций, гуманное отношение государства и личности, но стабильность не означает неизменяемости Конституции, это сочетается с подвижностью, поэтому Конституция периодически приводится в соответствие с новыми условиями социальной действительности. Благодаря единству стабильности и подвижности Конституция сохраняет реальность. Надо отметить, что для принятия новой конституции надо своеобразное накопление в развитии общественных отношений. Когда происходит определенное преобразование качества общественных отношений, что составляет объект Конституционного регулирования. Предварительно используется такая форма как апробация новых конституционных отношений текущего законодательства и внесении поправок в действующее законодательство.

Гарантией стабильности Конституции РБ является порядок ее принятия, изменения и дополнения (8 разд. К РБ).

8.Конституция основа системы права. Это важнейшее условие обеспечения согласованности всех звеньев государства, режима законности и правопорядка. Конституция занимает центральное место в системе права и действует в ее рамках и устанавливает исходные начала функции всей системы права. При этом входя в систему каждой отрасли права и законодательства в целом как базовый источник. Система законодательства – формируется на основе Конституции РБ. Совокупность нормативно правовых актов Конституции устанавливает принципы текущего законодательства, если для Конституции характерно закрепление принципов и общих положений, для текущего законодательства реализация конституционных норм в конкретных правоотношениях.

Соблюдение и охрана Конституции.

Стабильность общественной жизни во многом зависит от соблюдения Конституции. В любом обществе есть люди и организации цели и деятельность которых представляет угрозу для Конституции. Угроза так же происходит от превышения полномочий или злоупотреблений со стороны должностного лица и органов государственной власти, главы государства, Парламента, правительства и т.д. Нарушение Конституции опасны тем, что у людей появляется неверие в правовые основы, а это порождает в государстве массовое нарушение закона, хаос и т.д.

Правовая охрана Конституции – совокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституционных норм.

Соблюдение режима конституционной законности демократическое государство обязано обеспечить соблюдение Конституции и охранять ее от нарушения. Более грубым и опасным нарушением наказываются в уголовном порядке. Высшие гарантии безопасности Конституции заложены в ее тексте. В ст.137 К РБ – Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, директивы, указы и другие акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией. В случае расхождения закона, директивы, указа с Конституцией действует Конституция.

Все политические партии и другие общественные объединения осуществляя предусмотренные программами и уставами цели действуют в рамках Конституции ст.5 К РБ.

В ст.7 К РБ закреплено – в РБ устанавливается принцип верховенства права, то есть государства и его органы, должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

От каждого гражданина, должностного лица, требуется – уважать Конституционные права всех граждан, подчиняться правовым актам органов власти и вошедшим в законную силу судебным рениям и приговорам.

Эти требования законопослушания нужны для жизнеспособности любой Конституции. Действия Конституции обеспечивается средствами парламентского контроля. Пример: Палата представителей Парламента РБ в соответствии со ст.97 К РБ имеет право толкования норм Конституции. Важную роль в укреплении конституции призван играть президент РБ. В соответствии с Вт 79 он является гарантом Конституции. Большое значение в обеспечении Конституции призван играть институт Конституционного контроля (Конституционных суд). В соответствии со ст.116 К РБ он осуществляет контроль. Обычные суды ст.112 К РБ осуществляют правосудие.

Тема 6. Конституционное развитие в Республике Беларусь в связи с изменениями общественного и государственного строя

Лекция 6.9. Значение, основные принципы, особенности и структура Конституций Беларуси от 3 февраля 1919 года, 11 апреля 1927 года, 19 февраля 1937 года, от 14 апреля 1978 года, от 15 марта 1994 года с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996 года.

Преемственность в конституционном строительстве Республики Беларусь.

Порядок принятия, введения в действие, изменения, дополнения и отмены конституции.

Структура и характеристика Конституции Республики Беларусь 1994 года - ее отличие от предыдущих Конституций. Действующая Конституция Республики Беларусь - база развития законодательства Международное значение Конституции Республики Беларусь.

Этапы развития Конституции РБ.

Принято считать в науке КП первой Конституцией РБ Конституцию БССР 1919г. Основной задачей, которой является - установление диктатуры пролетариата в целях уничтожения буржуазии, построение социализма. Эта Конституция провозглашала отмену частной собственности на землю, объявила национальным достоянием: леса, недра, воды; закрепила союз рабочего класса с крестьянством, равноправие наций и народностей. В этой Конституции предусмотрено отстранение эксплуататоров в осуществлении власти. В целом акты послеоктябрьского периода в Беларуси и в целом в БССР базировалась на утопичных представлениях о победе социализма и коммунизма во всех странах мира. Конституционное строительство БССР долго эволюционировало. Конституции 1919,1937,1978 годов до принятия декларации о государственном суверенитете РБ, которая имела статус конституционного закона. Далее Конституция РБ 1994 года, в которую 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года были внесены дополнения и изменения.

Конституция 1937 года провозгласила завершение строительство основ социализма, закрепила права и обязанности граждан, появилась право избирательная система, система и компетенции высших органов государственной власти, суда и прокуратуры республики.

Конституция подтвердила добровольное объединение БССР с дружественной республикой в СССР, а так же суверенный характер прав БССР.

Конституция БССР 1978 года закрепляла концепцию построения развитого социализма и общенародного социального государства. Провозглашала социальная однородность в группе слоев общества советского народа, а так же руководящую роль КПСС в политической системе. Частная собственность не допускалась. Плановое ведение хозяйства. В основу организации государственной власти был положен принцип.

Новым конституционным документом явилась Декларация о государственном суверенитете республики 1991 года, которая закрепила полновластие народа. Конституция 1978 года с учетом дополнений и изменений действовала до 1994 года. Причем декларацией была ликвидирована роль коммунистической партии и закреплен плюрализм политических сил.

Принятию Конституции Республики Беларусь 1994 г. предшествовало обновление общественного строя, начало перехода экономики на рыночную систему, допущение разнообразных форм собственности, развитие плюрализма, непосредственная реализация власти народом, расширение безопасности и сотрудничества с мировым сообществом; в науке – переход от марксистской концепции к общечеловеческой концепции прав человека. Указанная Конституция представляет собой – принципиально новый документ, в котором закрепляется гуманная ориентация развития нашего общества. Приоритет отдается личности и общечеловеческим ценностям. Эта черта качественно отличает новую концепцию прав человека, отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов над интересами личности. Обоснованием такого подхода являлось положение, что государство призвано выражать общественные и личные интересы. Считалось, что у личности, как и общества в целом, не могут быть политические интересы, противоречащие государственным, олицетворяемым в политике КПСС, поскольку ”воля партии – это воля народа”. Если же такие интересы формировались, то в зависимости от формы их выражения они либо игнорировались, либо вызывали соответствующую реакцию власти вплоть до принятия репрессивных мер со стороны государства.

Принцип разделения властей и дальнейшее развитие реальной демократии призваны гарантировать недопустимость узурпации и концентрации власти в руках отдельных государственных органов или группы лиц и нарушений с их стороны прав личности.

Система Конституции.

Система Конституции – способ организации заключенного в нее текста нормативного материала. Система Конституции обусловлена удобством пользования, актом, максимальной компактностью норм, их доступностью для понимания человека. Структурные части Конституции: преамбула, разделы, главы, статьи.

Система Конституции – определенная взаимосвязь ее элементов. Она обеспечивает внутреннюю согласованность ее элементов. Отсутствие противоречий внутри акта, последовательность структурных элементов. Если действующая Конституция Республики Беларусь состоит из 9 разделов, то к примеру, Конституция Российской Федерации  из двух.

Тема 7. Понятие и характерные черты основ конституционного строя

Лекция 7.10. Конституционный строй как совокупность политических, экономических и социальных отношений. Черты конституционного строя Республики Беларусь. Принципы основ конституционного строя. Новые явления в развитии государства, экономики и социальной структуры общества. Конституционный принцип законности. Государственные языки Республики Беларусь. Законодательство, закрепляющее и регулирующее основы конституционного строя общества.

Конституционный стройпорядок, при котором соблюдаются права и свободы человека, а государство действует в соответствии с Конституцией.

Под Конституционным строем понимается определенная форма или способ организаций государства, основанный на его Конституции. Структурные элементы Конституционного строя:

Политические отношения

Экономические отношения

Социальные отношения

Духовно-культурные отношения

Основы Конституционного строя, согласно Конституции РБ, составляют демократизм, правовое государство, признание государством его прав и ценностей, социальное рыночное государство и т.д.

Конституционные характеристики белорусского государства.

Ст. 1 Конституции РБ «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство». В этой статье определено название государства – Беларусь и форма правления – республика.

Основные признаки правового государства:

Верховенство права

Незыблемость прав и свобод личности, наличие эффективного контроля за их соблюдением

Взаимная ответственность государства и гражданина, наличие разделения властей при условии, что они сдерживают и уравновешивают друг друга в рамках закона.

Правовое государство предполагает не только наличие законодательства, но и чтобы оно было демократичным по своему содержанию.

Форма территориально-политического устройства нашего государства – унитарная (единая, целая, простая), состоящая из административно-территориальных единиц.

Политический режимсовокупность приемов, методов, способов, средств, с помощью которых осуществляется управление государством.

Политический режим может быть:

Демократическим

Недемократическим

В соответствии со ст. 4 Конституции РБ: «демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательных для граждан».

Принципы демократического государства:

Равноправие всех перед законом

Политический плюрализм

Свобода СМИ

Уважительное отношение к мнению большинства

Свобода веровоззрения (в пределах закона)

Социальное государство – служит обществу и стремится свести к минимуму социальные различия, создает такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Основная роль – создать такие условия, чтобы гражданин мог обеспечить себя и свою семью.

Гражданское общество как атрибут конституционного государства

Понятие «гражданское общество» возникло в Древней Греции и вплоть до XVIII в. этот термин использовался как синоним «государства». Первое упоминание о гражданском обществе было у Аристотеля: «Прежде чем определить, что есть государство, надо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть ни что иное, как совокупность граждан, как гражданское общество». В XVII вв. проблема гражданства занимала Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж-Ж. Руссо, Монтескье. В XIX вв. вопросами взаимосвязи государства и гражданского общества занимался Гегель.

Гражданское общество – это необходимый, рациональный способ существования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.

Сформированное гражданское общество не терпит насилия со стороны государства, оно существует в рамках свободных гражданских интересов. Между государством и гражданским обществом существует определенная взаимосвязь, которая проявляется в уменьшении роли государства при усилении гражданского общества.

Признаки гражданского общества:

  1. общество социально-рыночного хозяйства

  2. общество, которое обеспечивает социальную защиту граждан и достойную жизнь

  3. общество подлинной свободы и демократии

  4. общество построенное на основе принципа самоуправления и саморегулирования

Важнейшие элементы гражданского общества:

  1. добровольно сформированное первичные, самоуправляющиеся общности людей

  2. совокупность негосударственных, т.е. не политических, общественных отношений

  3. производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы, традиции

  4. сфера самоуправления свободных индивидов и их организация, защита от вмешательства государственной власти

Конституционные основы политических отношений.

Политические отношения—отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть.

Власть — такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп людей добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами людей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конституционное право россии (2)

    Документ
    На предшествующих этапах развития России данная отрасль и одноименная наука обозначались термином "государственное право". В настоящей работе термины "государственное право" и "конституционное право"
  2. Конституционное право республики беларусь

    Задача
    Конституционное право — ведущая отрасль права Беларуси, одна из важнейших среди дисциплин, которые преподаются в высших учебных заведениях Республики Беларусь.
  3. Конституционно-правовой механизм взаимодействия внутригосударственного права российской федерации и международного права 12. 00. 02 конституционное право; муниципальное право

    Автореферат диссертации
    В настоящие время заметна тенденция к конституционализации международного права, так как нормы конституционного права переходят в международное право и укореняются в ней.
  4. Безруков Андрей Викторович, Зайнитдинов Николай Александрович Красноярск 2008 модуль №1 «Конституционное право зарубежных стран: общая часть» Тема лекции

    Лекции
    Структура отрасли права (в том числе и конституционного) являет собою ее внутренне строение, включающее в себя ряд составляющих. Классическое деление отрасли конституционного права предполагает наличие в нем:
  5. Для лиц со средним юридическим образованием 2004 г. Конституционное право республики беларусь учебная

    Программа
    2. Отличие науки конституционного права от отрасли конституционного права. Обусловленность науки конституционного права наличием самой отрасли конституционного права.

Другие похожие документы..