Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2011-2012 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт»
Стандарты второго поколения
В связи с принятием новые образовательные стандартов в начальной и основной школе учителя должны ориентироваться на них, на действующий стандарт в старшей школе, на Федеральный базисный учебный план и базисный учебный план Саратовской области.
Начальная школа
Согласно стандарту, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать, в частности:
«…6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;…»
Предмет «информатика» включён в предметную область «математика и информатика». Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету
«…12.2. Математика и информатика:
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности….»
Для достижения вышеуказанных результатов рекомендуется организовать обучение информатике со 2 по 4 класс по 1 часу в неделю.
Кроме того, выделено 10 часов в рамках предмета Технология для компьютерного практикума. Однако, не стоит ограничиваться только этими десятью часами. Для достижения представленных результатов явно десяти часов мало, а Стандарт должен быть «выдан» ученику полностью. К тому же, понятиям «объект» и «модель» именно на информатике уделяется много внимания, и познакомив с ними младших школьников в начале, возможен совсем иной подход к обучению и по другим предметам.
В Федеральном перечне учебников на 2011-2012 учебный год представлены системы учебников для начальной школы. Так в системы «Перспектива» и «Школа России» включён УМК Рудченко Т.А., Семёнова А.Л. (издательство «Просвещение»), в систему «Школа 2100» УМК Горячева А.В. (издательство «Баласс»). Школы, выбирающие одну из перечисленных систем, должны выбирать соответствующий данной системе учебник. Школы, работающие по другим системам вправе выбирать и другие учебники из Федерального перечня. Хорошо подходят к обучению по новому стандарту УМК Матвеевой Н.В. (/authors/informatika/4/) и Плаксина М.А. (/authors/informatika/6/) (издательство «БИНОМ»). Разрешён к использованию в ОУ УМК Бененсон Е.П., Паутовой А.Г. (издательство «Академкнига»).
Основная школа
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ утвержден 17.12.2010 Приказом № 1897 Министерством образования и науки РФ(/catalog.aspx?CatalogId=2588).
Информатика включена в предметную область «Математика и информатика».
«…11.3. Математика и информатика
Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:
осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
…
понимание роли информационных процессов в современном мире;
…
В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях…»
Предметные результаты обучения по информатике включают в себя:
«…10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
11) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
13) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
14) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права…»
Учебно-методические комплекты по информатике и ИКТ
на 2011-2012 учебный год
Федеральный Закон «Об образовании» (статья 32, пп.23.) устанавливает выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе и относит это к компетенции образовательного учреждения.
Федеральный перечень учебников по информатике и ИКТ на 2011-2012 учебный год (приложение № 1) существенно не изменился по сравнению с 2010-2011 учебным годом. В перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе добавлены следующие учебники:
Рудченко Т. А., Семёнов А. Л./Под ред. Семёнова А. Л. Информатика. 1 и 2 класс.
Горячев А. В., Горина К. И., Волкова Т. О. Информатика. 1 и 2 класс.
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс.
Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Информатика и ИКТ. 3 и 4 класс.
В перечне учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, появились следующие учебники:
Могилев А.В., Могилева В.Н. Информатика и ИКТ. 3 класс.
Босова ЛЛ., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 8 класс.
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ (профильный уровень). 10 класс.
Необходимо помнить, что перечни учебников, утвержденные на 2011-2012 учебный год, ориентируют общеобразовательные учреждения на учебники, которые будут использованы в классах ранее не изучавших предмет «Информатика и ИКТ» в соответствии с часами базисного учебного плана, т.е. в 2011-2012 учебном году это 3, 8 и 10 классы. Все остальные классы продолжают изучение предмета по уже выбранным линиям УМК.
В федеральном перечне учебников по информатике и ИКТ для 5, 6 и 7 классов учебники не представлены, так как для этих классов нет часов в федеральном базисном учебном плане.
Если образовательное учреждение реализует непрерывный курс информатики, используя часы школьного компонента, то возможно организовать изучение предмета в 5-7 классах основной школы по следующим учебникам:
№ п\п | Название учебника | Класс | Программа |
Издательство «ПИТЕР» | |||
1. | Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Начальный курс – учебник. Рабочая тетрадь №1. Рабочая тетрадь №2. | 5-6 | Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). 5-11 классы / Н.В. Макарова. - 2-е изд. – СПб: «Питер», 2008. |
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» | |||
2. | Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5 класс. Информатика и ИКТ. 6 класс. Информатика и ИКТ. 7 класс. Рабочая тетрадь для 5 класса. Рабочая тетрадь для 6 класса. Рабочая тетрадь для 7 класса. Методические рекомендации для учителя. + CD. | 5-6-7 | Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. |
3 | Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 7 класс Методические рекомендации для учителя. | 7 | Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. |
УМК «Информатика и ИКТ», 3-4 классы, автор Н.В. Матвеева и др.
Состав УМК:
Учебник «Информатика и ИКТ», 3 класс
Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 3 класс
Тетрадь контрольных работ, 3 класс
Методическое пособие для учителя, 3 класс
Учебник «Информатика и ИКТ», 4 класс
Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 4 класс
Тетрадь контрольных работ, 4 класс
Методическое пособие для учителя, 4 класс
«Введение в информатику», комплект плакатов (12 плакатов)
Методическое пособие к комплекту плакатов «Введение в информатику»
Программа курса информатики и ИКТ для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова) // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
Электронное сопровождение УМК:
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 2 класс (/ )
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»
(/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19 )Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (/authors/informatika/4/ )
Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( /lections/8/ )
ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя Н.В. Матвеева и др. «Обучение информатике в третьем классе».
ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя Н.В. Матвеева и др. «Обучение информатике в четвертом классе».
В основу программы по информатике, разработанной под руководством Матвеевой Н.В., положена идея о том, что каждый учащийся, оканчивающий начальную школу должен обладать информационной компетентностью. Предложены три траектории изучения предмета:
по 1 час в неделю 1- 4 кл. (во 2 классе 1 час из часов образовательного учреждения)
по 1 час неделю 3-4 кл.
по 2 час в неделю (с учетом часов образовательного учреждения) 3-4 кл.
Авторский коллектив под данным термином понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:
доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».
Целью курса является начальное формирование теоретических понятий базового курса информатики и навыков работы на компьютере.
Задачами курса являются:
формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
овладение приемами и способами информационной деятельности;
формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Принципы построения курса:
ориентация на приоритетную роль информационной деятельности в процессе обучения, в ходе которой происходит совершенствование умений и навыков практической работы;
признание ведущей роли мыслительной деятельности, словесно-логического, теоретического мышления, усваивая систему научных понятий, дети проводят теоретическое обобщение знаний, полученных на других уроках в начальной школе, и используют его для решения практических задач и осуществления более объемных обобщений (например, объект, модель, виды информации и т.д.).
Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:
информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
УМК «Информатика и ИКТ», 8-11 классы, автор Н.Д. Угринович
УМК «Информатика и ИКТ», основная школа, 8-9 классы,
автор Н.Д. Угринович
Состав УМК:
учебник «Информатика и ИКТ. Базовый курс», 8 класс
учебник «Информатика и ИКТ. Базовый курс», 9 класс
Практикум по информатике и информационным технологиям, 8-11 классы
Методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы
И.Е. Астафьева, С.А. Гаврилова и др. «Информатика в схемах»
«Информатика и ИКТ. Основная школа», комплект плакатов
Методические рекомендации по использованию плакатов «Информатика и ИКТ. Основная школа»
Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) (Угринович Н.Д.). // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Электронное сопровождение УМК:
Авторская мастерская Н.Д. Угриновича (/authors/informatika/1/)
ЭОР клавиатурный тренажер «Руки солиста» (/catalog/rubr/e66d4719-53e2-43e8-b493-78766646c3c1/77774/?interface=pupil&class=49&subject=19)
ЭОР на CD и DVD (комплект из 4-х дисков) к методическому пособию Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы.
Состав комплекта на компакт-дисках:
Диск 1 «Windows-CD» содержит свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;
Диск 2 «Visual Studio-CD» (выпускается по лицензии Microsoft), содержит дистрибутивы систем объектно-ориентированного программирования языков Visual , Visual C# и Visual J#;
Диск 3 «Linux-DVD» (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержит операционную систему Linux и программную поддержку курса;
Диск 4 «TurboDelphi-CD» (выпускается по лицензии компании Borland), содержит систему объекто-ориентированного программирования TurboDelphi.
Содержание учебников «Информатика и ИКТ» Угриновича Н. Д. для 8 и 9 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
В соответствии с Федеральным проектом в области образования по подключению всех школ Российской Федерации к Интернету, в учебнике «Информатика и ИКТ» для 8 класса большое место и внимание уделяется теме «Коммуникационные технологии», в которой рассматриваются вопросы различных способов подключения к Интернету, его сервисы и т. д.
Особое место в учебнике «Информатика и ИКТ» для 9 класса занимает тема «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования». В этой теме рассматриваются все основные алгоритмические структуры и их кодирование на трех языках программирования:
алгоритмическом языке OpenOffice Basic, который входит в свободно распространяемое интегрированное офисное приложение OpenOffice Basic в операционных системах Windows и Linux;
объектно-ориентированном языке Visual Basic 2005, который распространяется по лицензии корпорации Microsoft;
объектно-ориентированном языке Gambas (аналог – Visual Basic в операционной системе Linux), который распространяется по лицензии компании AltLinux.
В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ Российской Федерации легальным программным обеспечением, в учебниках «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов компьютерный практикум строится на использовании свободно распространяемых программ или программ, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения.
Кроме того, учебники «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов являются мультисистемными, так как практические работы компьютерного практикума могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количества часов, не большего, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).
Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома.
УМК «Информатика и ИКТ», 10-11 классы, старшая школа (базовый уровень), автор Н.Д. Угринович
Состав УМК:
учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», 10 класс
учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», 11 класс
Практикум по информатике и информационным технологиям, 8-11 классы
Методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы
Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) (Угринович Н.Д.). // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Н.Д. Угринович «Исследование информационных моделей. Элективный курс», учебное пособие и ЭОР на Компакт-диске
Электронное сопровождение УМК:
Авторская мастерская Н.Д. Угриновича (/authors/informatika/1/)
ЭОР на CD и DVD (комплект из 4-х дисков) к методическому пособию Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы.
Содержание учебников «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» Угриновича Н. Д. для 10 и 11 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации Государственному стандарту среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям.
В соответствии с Федеральным проектом в области образования по подключению всех школ Российской Федерации к Интернету, в учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса большое место и внимание уделяется теме «Коммуникационные технологии», а в учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса – проблеме защиты информации от угроз утечки или повреждения информации в локальных сетях и глобальной сети Интернет.
В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ Российской Федерации легальным программным обеспечением, практические работы в учебниках «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов используют свободно распространяемые программы или программы, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения. В том числе используются лицензионные программы из комплекта стандартного базового пакета программ (СБППО), поставляемого в школы на 56 CD-дисках.
Учебники «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов являются мультисистемными, так как практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количества часов, не большего, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания в одной операционной системе (Windows или Linux).
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются интерактивные модели из различных предметных областей: математики, физики, астрономии, химии и биологии. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер. Готовые интерактивные модели размещены в Интернете или существуют в виде цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на CD-дисках. К учебнику прилагается:
Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса содержит введение и 2 главы, 26 практических вариативных работ, словарь компьютерных терминов.
Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса содержит 4 главы, 24 практические вариативные работы, тесты и ответы к ним.
УМК «Информатика и ИКТ», 10-11 классы, старшая школа (профильный уровень), автор Н.Д. Угринович
Состав УМК:
учебник «Информатика и ИКТ. Профильный уровень», 10 класс
учебник «Информатика и ИКТ. Профильный уровень», 11 класс
Практикум по информатике и информационным технологиям, 8-11 классы
Методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы
Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) (Угринович Н.Д.). // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина «Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс», учебное пособие
Электронное сопровождение УМК:
Авторская мастерская Н.Д. Угриновича (/authors/informatika/1/ )
ЭОР на CD и DVD (комплект из 4-х дисков) к методическому пособию Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы.
Похожие документы:
Методические материалы для учителей по итогам организации и проведения единого государственного экзамена в Саратовской области в 2011 году (1)
Учебно-методическое пособиеВ настоящем сборнике представлены материалы, характеризующие отдельные показатели результатов единого государственного экзамена 2011 года в Саратовской области по предметам (этап – май-июнь).Методические материалы для учителей по итогам организации и проведения единого государственного экзамена в Саратовской области в 2011 году (2)
Учебно-методическое пособиеВ настоящем сборнике представлены материалы, характеризующие отдельные показатели результатов единого государственного экзамена 2011 года в Саратовской области по предметам (этап – май-июнь).План основных мероприятий министерства образования Саратовской области на 2012 год Саратов 2012 г (1)
Пояснительная запискаВопросы образования рассмотрены на заседании Правительства области (6 вопросов), постоянно действующих совещаниях и совещаниях у Губернатора области (15 вопросов), совещаниях при заместителях Председателя Правительства области (25 вопросов), совещанияхПлан основных мероприятий министерства образования Саратовской области на 2012 год Саратов 2012 г (2)
Пояснительная запискаВопросы образования рассмотрены на заседании Правительства области (6 вопросов), постоянно действующих совещаниях и совещаниях у Губернатора области (15 вопросов), совещаниях при заместителях Председателя Правительства области (25 вопросов), совещанияхУчебный план 60 начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа пос им. К. Маркса» на 2011-2012 учебный год 60
Основная образовательная программаОсновная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён