Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно во­зобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существо...полностью>>
'Документ'
В данном дипломном проекте на основе проведенного анализа деятельности государственного предприятия КООПХОЗ "Сергеевский" Тяжинского района...полностью>>
'Автореферат'
Ведущая организация – Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалиф...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пен...полностью>>

Управление ресурсами в вузе: методология, технологии, практика

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Представлены принципиальные особенности механизма регулирования, которые заключаются в следующем:

  • методы и инструменты в составе механизма представляют собой систему, основанием которой являются единые принципы организации интегрированной системы ресурсного обеспечения вуза и организационно-экономических отношений субъектов его внутренней среды в условиях децентрализации ресурсов и функций управления ими;

  • состав методов и инструментов обеспечивает реализацию системной интеграции разнородных компонентов системы ресурсов вуза: организационных и финансовых;

  • практическая реализация механизма призвана обеспечить системную целостность единого организационно-экономического пространства внутренней среды вуза;

  • деятельность структурных подразделений вуза в условиях механизма реализуется в рамках конкретной организационно-экономической структуры в соответствии с их статусом как центров ответственности;

  • субъекты организационно-экономических отношений самостоятельно организуют и реализуют свою экономическую деятельность в пределах согласованного и утвержденного регламента;

  • механизм представляет собой средство реализации организационных, экономических, правовых и административных методов управления, которые обеспечивают координацию и регулирование интересов субъекта административной власти в вузе и интересов других субъектов организационно-экономических отношений.

5. Разработан и внедрен комплекс оригинальных инструментальных средств как совокупность моделей, алгоритмов, нормативов, положений в составе автоматизированной информационно-аналитической системы поддержки управленческих решений ресурсного обеспечения вуза.

Предложена схема системного информационного обеспечения процесса управления вузом и его ресурсами (рис. 10). Предложенная схема позволяет организовать информационный поток в системной целостности с образовательным потоком основной, дополнительных видов деятельности и потоком ресурсов. Горизонтальная интеграция информационного обслуживания обеспечивает ресурсный поток (в том числе образовательный ресурс), а также материально-технические, финансовые и другие виды ресурсов и тем самым объединяет ресурсный поток и образовательный процесс в общую систему планирования и управления в вузе.

Такая интеграция позволяет добиться соблюдения принципа целостности в управлении вузом: все решения в рамках каждого из процессов принимаются в соответствии с общей стратегией и целями основной деятельности. Вертикальная интеграция информационного обслуживания в предлагаемой схеме проявляется во взаимосвязи и согласованности компонентов организационной и функциональной иерархии. Обратные связи вертикальной интеграции позволяют верхнему уровню иметь информацию о состоянии ниже стоящих уровней. Разработана и представлена концептуальная процессная модель автоматизи-рованной информационно-аналитической системы, охватывающей все сферы деятельности вуза, в том числе ресурсное обеспечение.

Рис. 10. Системная организация информационного обеспечения управления вузом и его ресурсами

СУ – система управления ОД – основная деятельность

СМК – система менеджмента качества ДВД – дополнительные виды деятельности

АИС – автоматизированная информационная система МТО – материально-техническое обеспечение

Показано, что разработанный и представленный выше ОЭМ регулирования встраивается в АИС, дополняя своими компонентами ее математическое, алгоритмическое, технологическое, правовое и организационное обеспечение. Для решения задач, определивших границы применения ОЭМ регулирования, автором в составе модельного и алгоритмического обеспечения АИС поддержки управленческих решений ресурсного обеспече-ния разработаны модули, реализующие комплекс инструментальных средств. Инструментарий представлен совокупностью методик, алгоритмов, моделей, положений, которые реализуют действие методов преобразующей практической направленности: организационно-экономической мотивации и бюджетного управления. Представлены результаты апробации и внедрения разработанного комплекса инструментов в реальную практику.

Инструменты организационно-экономической мотивации

Предложена управленческая технология ресурсного обеспечения подразделений в структуре вуза, предусматривающая выполнение следую-щих этапов: разграничение полномочий между субъектами оргструктуры по реализации операционных функций текущей деятельности и развитию вуза, согласование ресурсных потребностей; структуризация единого фонда денежных средств вуза, формирование целевых фондов; проекти-рование организационно-экономической структуры вуза.

Разработана основная идея, отличающая данный подход: обоснование пропорций распределения единого фонда денежных средств вуза между организационными уровнями управления на основе разграничения их полномочий, согласования интересов и потребностей. Инновационной особенностью предлагаемой управленческой технологии является диалекти-ческое единство организационного и экономических аспектов её реализации.

Разработаны и практически реализованы: алгоритм разграничения полномочий и согласования потребностей в ресурсах; модель и алгоритм анализа потребности субъектов в средствах на реализацию операционных функций, программ, проектов; алгоритм формирования целевых фондов; алгоритм и методика проектирования организационно-экономической структуры; модель и алгоритм распределения ресурсов в структуре вуза; алгоритм определения структурной конфигурации организационно-экономической системы; методика определения степени децентрализации процессов и ресурсов в структуре вуза.

Инструменты ресурсного обеспечения подразделений

Модель распределения ресурсов позволяет оценить ресурсное обеспечение подразделений на основе расчета показателей, часть из которых представлена ниже.

Плановые доходы конкретного ЦО (i) за счет источника r (в руб.):

где Sir – параметр организационного соответствия ЦО i и конкретного источника доходов r. Sir = 1, если за структурным подразделением i организационно закрепляется источник доходов r; Sir = 1, в противном случае.

Расчет доходов подразделения i за счет всех источников (в руб.):

Тоже для группы подразделений h по всем подразделениям i, входящим в группу (h):

где Shi – параметр организационного соответствия подразделения i и группы подразделений h. Расходная часть бюджетов по группам подразделений h на выполнение программы развития а:

,

где ah – безразмерный показатель участия (доля от единицы) группы подразделений h в реализации программы a. Расходы группы подразделений h по реализации всех программ развития (проектов, грантов), в которых она принимает участие:

Модель анализа потребностей субъектов в средствах на реализацию операционных функций, проектов, программ включает расчет показателя баланса централизованного бюджета (DFадм), отчислений в централи-зованный фонд доходов по их источникам (SUM) и корректировку норм отчислений по группам источников l[1, L] при дисбалансе ресурсов и потребностей в них для выполнения утвержденного портфеля проектов и программ. На основе анализа всей системы введенных показателей подтверждено, что предложенный инструментарий обеспечивает: согласование интересов подразделений и субъекта административной власти в процессе реализации возложенных функций и достижения поставленных целей; целевое воздействие администрации на подразделения, регулирование меняющейся мотивации их деятельности в рамках вуза как целостной системы; обоснованное соотношение в развитии всех видов деятельности вуза, его подразделений, централизованных и децентрализованных проектов; согласование пропорций между фондами потребления и фондами развития для всех подразделений и категорий работающих; сбалансированность потреб-ностей всех уровней управления с общевузовскими ресурсными возможностями.

Инструменты проектирования структурной конфигурации интегрированной организационно-экономической системы

Этап организационного проектирования основан на разработанной модели структурной конфигурации, проектные показатели которой предложены и реализованы в работе в виде следующей совокупности коэффициентов.

Коэффициент централизации источников

Данный коэффициент характеризует степень централизации количества источников денежных средств, находящихся в управлении администрации вуза:

,

где – количество источников денежных средств, управление которыми централизовано администрацией вуза; – общее количество источников денежных средств вуза.

Коэффициент централизации объемов денежных средств по источникам:

,

где W1 – объем денежных средств (в руб.), которыми управляет администрация вуза по централизованным источникам; W – общий объем денежных средств вуза (в руб.); – объем денежных средств (в руб.), централизованных администрацией вуза за счет источника ; М – общее число централизованных администрацией источников денежных средств; Ori – объем денежных средств (в руб.), которыми располагает элемент структуры i за счет источника r; ; ; I – общее количество элементов структуры вуза, представляющих собой в общем случае его структурные подразделения; R – общее количество источников денежных средств вуза.

Коэффициент централизации управления целевыми фондами денежных средств вуза:

,

где Jц – количество целевых фондов денежных средств, управление которыми централизовано администрацией вуза; J – общее количество целевых фондов денежных средств формируемых в вузе; .

Коэффициент централизации объема целевых фондов вуза:

,

где W2 – общий объем (в руб.) централизованных фондов денежных средств; – объем (в руб.) централизованного целевого фонда j; j – индекс целевого фонда денежных средств вуза; ; Cij – объем j-го фонда денежных средств (в руб.), формируемого и управляемого i-ым элементом структуры вуза; i – индекс элемента структуры вуза; ; I – общее количество элементов структуры вуза.

Показатель, характеризующий степень децентрализации общих функций управления источниками денежных средств:

,

где КУИС – коэффициент децентрализации функций управления источниками; U ДЦ – суммарное количество общих функций управления, реализуе-мых по отношению к источникам денежных средств и переданных от администрации вуза в адрес субъектов структуры; Uобщ – общее количество функций управления централизованными и децентрализованными источниками денежных средств в вузе по всем субъектам структуры, включая администрацию.

Показатель, характеризующий степень децентрализации функций управления фондами:

,

где КУФ – коэффициент децентрализации функций управления целевыми фондами; GДЦ – общее количество децентрализованных функций управления целевыми фондами денежных средств в вузе по всем элементам структуры кроме администрации; Gобщ – общее количество функций управления, реализуе-мых по отношению к централизованным и децентрализованным фондам.

Предложенные инструменты позволяют: осуществлять целенаправлен-ное структурное проектирование организационно-экономической системы вуза и достигать желаемой степени децентрализации управленческой деятельности с учетом состава источников, фондов денежных средств и реализуемых функций управления ими; обеспечить целевое управление организационно-экономической системой в соответствии с принципом децентрализации с учетом особенностей структуры вуза, рассредоточения источников и фондов денежных средств, принятого и реализуемого классификатора общих функций управления объектами системы; целенаправленно формировать структурную конфигурацию организа-ционно-экономической системы в соответствии с целями основной деятельности вуза, условиями внешней и внутренней среды.

Инструменты бюджетного управления

Разработана модель бюджетной системы вуза, основанная на организационно-экономических отношениях, организационной структуре, регулируемая внутривузовскими нормативными документами и представляющая собой совокупность бюджетов всех уровней управления. Определены основные координаты бюджетного управления в вузе: структура бюджетной системы, бюджетный регламент, технология бюджетного управления. Сформулировано содержание функций бюджетного управления в их замкнутом цикле. Представлена схема контура бюджетного управления в общем контуре управления вузом.

Инновационной особенностью предлагаемого подхода к реализации бюджетного управления является постановка бюджетирования в вузе в условиях децентрализации, при которой организационно-экономические отношения субъектов отражаются в плановых показателях и показателях отчетности по обязательствам не только субъекта административной власти в вузе, но и обязательствам каждого подразделения, а, следовательно, отражают консолидированную ответственность за их выполнение.

Разработан алгоритм формирования и исполнения консолиди-рованного бюджета, принципиальной основой которого является предложенная децентрализованная модель бюджетной системы. Алгоритм задействует предложенную в работе модель балансовых расчетов. Она предусматривает расчет общего объема доходов (в руб.) вуза Dτ за период τ относительно источников, элементов и уровней организационно-экономической структуры:

,

где – объем финансовых ресурсов вуза за счет источника r; – объем финансовых ресурсов (в руб.), которыми располагает n-ый организационный уровень структуры вуза за счет источника r; – объем финансовых ресурсов (в руб.), которыми располагает элемент организационно-экономической структурой i за счет источника r; i[1, I]; i – порядковый номер субъекта организационно-экономической структуры вуза (структурного подразделения); i = 1 соответствует субъекту административной власти; i[2, I] соответствует остальным ЦО вуза; I – общее количество ЦО в организационно-экономической структуре вуза; r – порядковый номер источника финансовых средств вуза; r[1, R]; R – общее число источников финансовых средств; n – организационный уровень структуры; n[1, N]; N – общее количество организационных уровней управления; τ – шаг управления балансом доходов и расходов, т.е. период, по истечении которого бюджетный регламент предусматривает реализацию процедуры принятия управленческого решения; τ[t0, t1]; t0 – начало периода; t1 – конец периода.

В модель включен расчет общего объема расходуемых финансовых ресурсов (BRτ) за период τ относительно целевых фондов, источников и уровней финансовой структуры, операционных функций и программ развития, а также видов расходов по утвержденной классификации:

где – объем (в руб.) финансовых ресурсов источника r в составе j-го фонда; – объем (в руб.) финансовых ресурсов j-го фонда, направленных на обеспечение операционной функции f; – объем (в руб.) финансовых ресурсов j-го фонда, направляемых на обеспечение программы развития a (проекта, гранта); – объем (в руб.) финансовых ресурсов источника r, направленных на обеспечение вида расходов k; – объем (в руб.) финансовых ресурсов источника r, направляемых на обеспечение расходов i-го элемента организационно-экономической структуры; j – целевой фонд денежных средств; j[1, J]; J – общее количество целевых фондов, сформированных в вузе в результате реализации распределительных процессов; a – индекс программы развития (проекта, гранта); a[1, А]; A – общее количество программ развития (проектов, грантов); f – индекс операционной функции текущей деятельности; f[1, F]; F – общее количество операционных функций; k – вид расходов по утвержденной классификации; k [1, K]. Балансовая модель структурирована относительно источников средств, элементов и уровней организационно-экономической структуры вуза, формируемых целевых фондов, операционных функций и программ развития, а также видов расходов и является гибким инструментом бюджетного управления.

Расчеты на основе предложенной модели, в отличие от существующих, во-первых, обеспечивают адаптацию бюджетной системы к изменению состояния источников доходов и обязательств по платежам с учетом баланса доходов и расходов по всем основным параметрам организационно-экономической системы, а во-вторых, позволяют моделировать возможные состояния бюджета в зависимости от изменения условий его реализации в составе единого организационно-экономического пространства вуза и децентрализованной системы управления отношениями субъектов его структуры. Разработан алгоритм реализации цикла балансовых расчетов, предусматривающий возможность обращения к процедуре согласования потребности в ресурсах для субъектов организационно-экономической структуры вуза. Представленный алгоритм конкретизирует и структурирует процесс реализации всех функций управления бюджетной системой в едином контуре и замкнутом цикле в соответствии с заданной целью на основе сочетания технического, программного, информацион-ного обеспечения, профессиональных знаний и навыков исполнителей.

Разработана матричная модель бюджетного управления. В составе модели представлены матрица бюджетных ограничений L = [ler], каждый элемент которой представляет числовое значение бюджетного ограничения на расходование денежных средств из централизованного бюджета вуза по направлению е[1, E] за счет источника r[1, R] в форме предельно допустимого расхода (лимита); матрица бюджетных коэффициентов расходов , каждый элемент которой является числовой характеристикой степени участия источника r в обеспечении лимита расходов по направлению e; матрица текущих расходов Т = [ter], каждый элемент которой представляет собой числовое значение (в руб.) фактически состоявшихся расходов по направлению e за счет источника r. Модель предусматривает расчет матрицы фактических бюджетных коэффициентов по расходам:

каждый элемент которой характеризует фактическую долю участия источника r в финансовом обеспечении расходов по направлению е.

Матрица фактических бюджетных коэффициентов расходов за несколько прошедших бюджетных периодов образует статистический ряд данных, представленных в матричной форме, на основе которого планируется распределение доходов по направлениям расходования средств в следующем бюджетном периоде, а именно: вычисляется матрица бюджетных ограничений для текущего периода планирования :

.

Модель предусматривает оперативный расчет остатков лимитов бюджетных ограничений в пределах бюджетного периода в форме матрицы : , где представляет матрицу текущих расходов.

Расчеты на основе матричной модели позволяют: мобилизовать внутренние источники ресурсного обеспечения текущей деятельности и развития вуза; обосновать и соблюдать согласованный уровень расходов по всем направлениям и программам; интегрировать управленческую, бюджетную и информационную технологии; добиться более высокого уровня формализации процесса управления; обеспечить технологичность и ясность бюджетного процесса в условиях децентрализации управления и, как следствие, активизировать внутренние источники ресурсного обеспечения деятельности вуза.

В состав инструментария бюджетного управления включена и представлена в работе матрица распределения функций управления бюджетом, которая систематизирует и структурирует управление бюджетным процессом и, вместе с тем, интегрирует его в рамках организационно-экономической структуры вуза.

Основные результаты применения механизма регулирования и координации отношений субъектов внутренней среды вуза

Результаты исследования апробированы и внедрены в реальную практику деятельности Новосибирского государственного технического университета (НГТУ). Общая концепция диссертационного исследования заключается в развитии и совершенствовании управления ресурсами в вузе путем формирования его механизма на базе системной интеграции разнородных компонентов ресурсного обеспечения и организационно-экономических отношений в едином организационно-экономическом пространстве внутривузовской среды. Исследование с точки зрения эффективности ее реализации на примере Новосибирского государственного технического университета показало, что эффективность деятельности вуза должна быть выражена в показателях его потенциала при условии использования всей системы ресурсов. Предложено в качестве показателей эффективности управления ресурсами рассматривать индикаторы развития вуза – показатели усиления его конкурентных преимуществ. На основе представленного фактологического материала показано, что за десять лет организационного развития вуза в соответствии с изложенной концепцией собственные доходы вуза увечились с 7,3 млн. до 441 млн. рублей, контингент обучающихся вырос в 2,6 раза, численность аспирантов – в 3 раза, объем изданий учебно-научно-методической литературы увеличился в 2 раза (без учета тиража). Количество действующих по принципу самофинансирования центров ответственности за десятилетний период в НГТУ возросло в десять раз, их совокупный доход за последние пять лет увеличился вдвое. Диаграмма прироста совокупного объема доходов всех самостоятельных возмездных видов деятельности подразделений отражает его ежегодную динамику на уровне 15%-20%. Доля собственных доходов в консолидированном бюджете вуза возросла с 36% в 1999 году до 54% в 2005 году. Указано, что не существует абсолютно точных вещественных измерителей творческого потенциала, коллективных знаний, предприимчивости. Вместе с тем, динамика приведенных и других показателей характеризует научно-техническую, социальную и экономическую эффективность предложенной и внедренной в НГТУ системы управления ресурсами в составе общей системы управления вузом.

Показано, что полученные теоретические результаты, предложенные подходы инвариантны к составу и структуре источников средств, объемным показателям основной деятельности вуза, его организационно-правовой форме и могут в этой связи быть использованы как в государственных, так и в негосударственных учебных заведениях высшего профессионального образования.

В заключении подведены итоги диссертационного исследования, сделаны выводы и сформулированы его основные результаты и рекомендации.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основные результаты теоретической и практической разработки проблемы, связанной с актуальностью совершенствования системы управления ресурсами в вузе и необходимостью повышения эффективности процесса ресурсного обеспечения его деятельности, состоят в следующем:

  1. Выполнен анализ, систематизированы результаты существующих исследований, дана характеристика эволюции научных взглядов, практики и современного состояния ресурсного обеспечения вузов. Разработана ресурсная модель вуза, отражающая его системные свойства. В соответствии с современными тенденциями теории ресурсов в состав модели введены организационные ресурсы, которые определены как компетенция вуза, выражающаяся в его способности эффективно действовать и адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды, а также проявлять деловую активность и способность к инновациям с целью реализации своей миссии. Сформулировано положение о системном использовании ресурсов в вузе, которое даёт эффект синергии, в результате чего управление ресурсами становится важнейшим фактором формирования конкурентных преимуществ вуза.

  2. Выявлены базовые проблемы развития вуза как объекта управления его ресурсами, в том числе: определение и сохранение роли общей концепции ресурсного обеспечения в поддержании системной целостности вуза; организационное проектирование структурной конфигура-ции внутренней среды вуза с целью повышения эффективности использова-ния его ресурсного потенциала; определение компонентного состава и функций, формирование управленческой технологии, регламентирующей взаимодействие компонентов системы ресурсного обеспечения между собой и с другими подсистемами вуза; формирование внутривузовского механизма управления ресурсами в вузе, обеспечивающего коммуникации во внутренней среде.

  3. Определены специфические особенности предметной области управления ресурсами в вузе, такие как отсутствие прямых стимулов к экономии материальных ресурсов и снижению затрат на производство в связи с отсутствием целевой установки основной деятельности на получение прибыли, а также то, что образовательный процесс не сопряжен с переработкой и трансформацией материальных ресурсов в образовательный продукт. Объект, на который направлена трудовая деятельность основной категории сотрудников вуза – преподавателей – это обучающийся, поэтому в структуре системы ресурсов вуза ключевое значение имеют ресурсы, связанные с интеллектуальным трудом (информационные, технологические, методические). В силу существенной разнородности ресурсов, обеспечивающих основную деятельность в вузе, возрастает роль организационных ресурсов, как коллегиальной компетенции, проявляющейся в способности к адаптации и инновациям.

  4. На основе результатов анализа состояния и степени разработанности проблемы, с учетом специфических особенностей ресурсов, базовых проблем ресурсного обеспечения вуза и его автоматизации выполнена постановка задачи управления ресурсами в вузе. Сформулировано понятие системы ресурсного обеспечения, выделены уровни его анализа и основные противоречия, представлена логическая схема причинно-следственных связей в цикле управления вузом и его ресурсами, определена база данного процесса, разработана факторная модель обеспечения деятельности вуза. Предложен комплексный подход к управлению ресурсами в вузе как сочетание синергии системной интеграции разнородных компонентов ресурсного обеспечения и эффекта самостоятельности и деловой активности субъектов в условиях интегрированного организационно-экономического пространства внутривузовской среды. Определено, что комплексное изменение механизма реализации управленческих функций ресурсами в вузе должно осуществляться на основе создания единого организационно-экономического пространства внутривузовской среды; интегрированной организационно-экономической системы, реализующей децентрализацию процессов управления ресурсами в структуре вуза; автоматизированной системы поддержки управленческих решений, реализующей модельный и алгоритмический инструментарий механизма управления ресурсами.

  5. Разработана концепция организации интегрированной системы ресурсного обеспечения вуза на базе его функциональной модели. Определено, что интегрированная система ресурсного обеспечения представляет собой взаимосвязанную совокупность материальных, трудовых, финансовых и организационных ресурсов, а также комплекс методов, средств, инструментов, условий их организации и использования. В рамках предложенной концепции сформировано системное представление о модели ресурсного обеспечения, которое в отличие от известных подходов более полно отражает интеграцию формы его организации и процесса реализации, неразрывно учитывает особенности функционирования вуза как хозяйствующего субъекта, обусловленные системностью факторов внешней и внутренней среды, и позиционирование ресурсного обеспечения в составе вуза.

  6. Впервые предложен подход к системной интеграции разнородных компонентов ресурсного обеспечения. Показано, что результатом развития организационных ресурсов на базе формирования эффективных организационно-экономических отношений является эффективное использование всех других видов ресурсов в вузе, что оказывает стимулирующее воздействие на развитие прямых внешних источников средств и приводит к расширению их состава и объема. Предложена концептуальная схема замкнутого цикла системной интеграции ресурсов.

  7. Введено понятие единого организационно-экономического пространства внутренней среды вуза как формы реализации отношений его субъектов в организационно-экономической структуре, объединяющей все организационные уровни управления в рамках единой экономической политики посредством эффективного механизма управления.

  8. Теоретически обоснована и методически обеспечена концептуальная основа интегрированной системы организационно-экономических отношений, системообразующим фактором которой является децентрализация ресурсов и процессов во внутривузовской среде. Показано, что целевая и согласованная деятельность субъектов данной системы отношений должна иметь не противоречащие друг другу компоненты - экономическое содержание и организационную форму. Установ-лена зависимость функционирования и развития вуза от согласованного взаимодействия его центров ответственности, координации действий субъектов его организационно-экономической структуры, которая представляет собой структурный срез вуза в аспекте экономического обеспечения его деятельности.

  9. Предложен оригинальный подход к формированию организационно-экономического механизма управления ресурсами в вузе, разработанный на основе результатов комплексного анализа условий деятельности субъектов его внутренней среды.

  10. Впервые разработан и внедрен комплекс инструментальных средств механизма координации и регулирования организационно-экономических отношений в вузе, который представлен совокупностью алгоритмов, моделей, положений, методик, реализующих методы преобразующей практической направленности – организационно-эконо-мической мотивации и бюджетного управления.

  11. Разработанное модельное и алгоритмическое обеспечение реализовано в составе автоматизированной информационно-аналитической системы поддержки управленческих решений ресурсного обеспечения. Результаты исследований апробированы, внедрены в реальную практику Новосибирского государственного технического университета и дали существенный эффект, заключающийся в положительной устойчивой динамике показателей деловой активности субъектов структуры вуза, показателей роста источников средств и их объемов, характеристик структуры затрат, а также других показателей, отражающих устойчивые конкурентные преимущества вуза.

III. Основные публикации по теме диссертации

Монографии

  1. Гринь А.М. Организационно-экономический механизм управления вузом. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. – (22,5 п.л.).

Учебные пособия

  1. Гринь А.М., Протасов В.Н. Основы автоматизации проектирования баз данных. Концептуальное проектирование : Учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1990. – (7 п.л./авторских 6 п.л.).

  2. Гринь А.М. Логическое проектирование и реализация баз данных: Учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1994. – (6,5 п.л.).

Публикации в научных изданиях, рекомендованных ВАК

  1. Гринь А.М. Целевая модель деятельности и задачи управления вузом как хозяйствующим субъектом // «Сибирская финансовая школа», 2006. – №2. – (0,5 п.л.).

  2. Гринь А.М. Организационные инновации ресурсного обеспечения подразделений вуза // Научный вестник НГТУ. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. – №1 (22). –(1,2п.л.).

  3. Гринь А.М. Концептуальная модель механизма управления вузом // Научный вестник НГТУ. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. – №1 (22). – (0,9 п.л.).

  4. Гринь А.М. Развитие концепции финансового обеспечения вуза на основе исследования его методологических и организационных аспектов // Сборник трудов МАН ВШ, 2006. – № 1 (35). – (0,6 п.л.).

  5. Гринь А.М., Пустовой Н.В. Анализ условий организации финансового обеспечения деятельности вузов // Сборник трудов МАН ВШ, 2006. – №1 (35). – (0,6 п.л./0,5 п.л.).

  6. Гринь А.М. Системный подход к определению концептуальных проблем финансового обеспечения вуза // Университетское управление: практика и анализ. – 2006. – №1(41). – (0,8 п.л.).

  7. Гринь А.М., Баитов А.С., Марковских А.Г. Организационная модель финансовых отношений вуза // «Сибирская финансовая школа», 2005. – №4. – (0,56 п.л./0,5 п.л.).

  8. Гринь А.М. Эволюция научных взглядов и практики организации финансового обеспечения вузов // Университетское управление: практика и анализ. – 2005. – № 4 (37). – (0,8 п.л.).

  9. Гринь А.М. Организация управления бюджетным процессом в вузе // Научный вестник НГТУ. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. - №3(21). – (0,9 п.л.).

  10. Гринь А.М. Методические основы определения концептуальных границ децентрализации параметров финансовой системы // Научный вестник НГТУ. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. - №3(21). – (0,7 п.л.).

  11. Гринь А.М. Определение организационной конфигурации финансовой системы на основе расчета показателей оценки децентрализации финансовой деятельности // Научный вестник НГТУ. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. - №1(19). – (0,6 п.л.).

  12. Гринь А.М. Концептуальные основы формирования интегрированной финансовой системы вуза // Научный вестник НГТУ. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. - №1(19). – (0,9 п.л.).

  13. Гринь А.М., Баитов А.С. Анализ финансовой устойчивости государственного вуза // «Сибирская финансовая школа», №2(55). – 2005. – (0,4 п.л./0,1 п.л.).

  14. Востриков А.С., Гринь А.М. Некоторые проблемы развития вузов на примере высшей школы Новосибирска // Университетское управление: практика и анализ, №3(31), 2004. – (0,9 п.л./0,8 п.л.).

  15. Гринь А.М. Управление бюджетом вуза // Университетское управление: практика и анализ, №4(27), 2003. – (0,8 п.л.).

  16. Востриков А.С., Пустовой Н.В., Гринь А.М. Проблемы децентрализации функций при управлении вузом // Университетское управление: практика и анализ, №4(27), 2003. – (0,65 п.л./0,6 п.л.).

  17. Гринь А.М. Бюджетирование вуза как необходимое условие его экономической устойчивости // Университетское управление: практика и анализ, 2002. - №4(23). – (0,8 п.л.).

  18. Востриков А.С., Гринь А.М., Лившиц И.М. Организация арендных отношений в Новосибирском государственном техническом университете // Университетское управление: практика и анализ, №1, 1999. – (0,25 п.л./0,2 п.л.).

  19. Гринь А.М. Матричные модели экономических отношений в управлении университетом // «Сибирская финансовая школа», №11-12, Новосибирск, 1998. – (0,4 п.л.).

  20. Востриков А.С., Пустовой Н.В., Гринь А.М. Механизм практической реализации внутривузовских производственно-экономических отношений // Университетское управление: практика и анализ, №2, 1998. – (0,8 п.л./0,7 п.л.).

  21. Востриков А.С., Гринь А.М. Новые внутривузовские экономические отношения как фактор развития основной деятельности // «Сибирская финансовая школа», №3-4, Новосибирск, 1998. – (0,8 п.л./0,7 п.л.).

  22. Афанасьев Ю.А., Востриков А.С., Гринь А.М., Пустовой Н.В. Новые экономические отношения как фактор развития технического университета // «Сибирская финансовая школа», №10, Новосибирск, 1997. – (0,5 п.л./0,4 п.л.).

Статьи и тезисы докладов, опубликованные в других научных изданиях

  1. Гринь А.М. Инновационный подход к распределению финансовых ресурсов в вузе / Материалы Первых Екатеринбургских научных чтений 21 февраля 2006. Часть 1. Инновационное развитие организации и региона. – Екатеринбург: Изд-во УПИ, 2006. – (0,5 п.л.).

  2. Гринь А.М. Финансовая структура как необходимое условие обеспечения деятельности вуза // Экономика высшего образования, 2006. - №1. – (0,8 п.л.).

  3. Гринь А.М. Вопросы теории финансового обеспечения деятельности вуза // Экономика высшего образования, 2005. – №6(31). – (0,4 п.л.).

  4. Grin A.M. Structured balance model of financial resources of high school / The 9th Russian-Korean International Symposium on Science and Technology. – Novosibirsk: NSTU, 2005. – (0,4 п.л.).

  5. Гринь А.М., Пустовой Н.В. Принципы децентрализации и распределения ресурсов вуза // Материалы 6-ой международной научно-методической конференции «Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы». – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – (0,5 п.л./0,4 п.л.).

  6. Гринь А.М. Вопросы теории финансового обеспечения деятельности вуза // Материалы 6-ой международной научно-практической конференции «Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы». – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – (0,3 п.л.).

  7. Гринь А.М. Организационно-финансовые резервы инновационного развития вуза / Сборник материалов российской научно-практической конференции «Проблемы инновационной деятельности в России». – Уфа: Башк. акад. гос. службы, 2005. – (0,3 п.л.).

  8. Востриков А.С., Пустовой Н.В., Гринь А.М. Оплата труда как фактор стимулирования образовательного процесса. – Труды V международной научно-практической конференции «Качество образования: системы управления, достижения, проблемы». – Новосибирск: НГТУ, 2003, т.3. – (0,35 п.л./0,3 п.л.).

  9. Пустовой Н.В., Гринь А.М. Организация заработной платы – необходимое условие устойчивости развития потенциала университета. – Труды международной научно-практической конференции «Экономика и организация эффективного использования и устойчивого развития трудового потенциала предприятия». – Новосибирск: НГТУ, 2001. – (0,25 п.л./0,2 п.л.).

  10. Гринь А.М., Пустовой Н.В., Востриков А.С. Внутривузовский механизм организационно-экономических отношений // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Стратегическое развитие университетского технического образования в России». – М.: МВТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. – (0,15 п.л./0,1 п.л.).

  11. Востриков А.С., Пустовой Н.В., Гринь А.М. Финансовый менеджмент вуза // «Налоги и экономика», №5, Новосибирск, 2000. – (0,6 п.л./0,5 п.л.).

  12. Востриков А.С., Гринь А.М. Оценивание эффективности работы вуза в условиях рыночной экономики. – В кн.: Проблемы привлечения внебюджетных средств для эффективного развития вузовской науки и образовательных услуг: Тезисы докладов международного научного семинара. – С.-Петербург, 1997. – (0,25 п.л./0,2 п.л.).

  13. Востриков А.С., Гринь А.М. Анализ развития источников внебюджетного финансирования вуза (на примере НГТУ). – В кн.: Перспективы существования и развития вузов в условиях рыночной экономики: Тезисы докладов всероссийской научно-методической конференции. – Н.-Новгород, 1997, часть 1. – (0,15 п.л./0,1п.л.).

  14. Востриков А.С., Гринь А.М., Кононов В.Т. Адаптация НГТУ к рынку труда и рынку образовательных услуг. В кн.: Бизнес и высшее образование в условиях перехода к рыночной экономике: Тезисы докладов всероссийской научно-методической конференции. – Барнаул, 1997. – (0,15 п.л./0,1 п.л.).

  15. Востриков А.С., Пустовой Н.В., Гринь А.М. Технический университет в рыночной среде. – В кн.: Проблемы высшего образования на пороге XXI века: Тезисы докладов региональной межвузовской научно-методической конференции. – Красноярск, 1997, том I. – (0,15 п.л./0,1 п.л.).

  16. Востриков А.С., Гринь А.М. Внутривузовские экономические отношения как фактор активизации основной деятельности. – В кн.: Реформирование экономики региона: опыт, проблемы, перспективы: Тезисы докладов второй международной научно-практической конференции Кемерово, 1996, часть III, секция 4 и 5. – (0,15 п.л./0,1 п.л.).

  17. Губарев В.В., Гринь А.М. Программа оптимизации условий функционирования баз данных в распределенной вычислительной системе. – 1985. – 75с. ГосФАП СССР, № 508 0000731 от 01.10.85.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 25 июня 2008 г. в 10-00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212. 298. 11 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» по адресу: 454080, г.
  2. М. В. Григорьева руководство по преддиплом

    Руководство
    Исакова А.И., Григорьева М.В. Руководство по преддипломной практике и дипломированию по специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике»: Учебное методическое пособие.
  3. Управление методической работой вуза в условиях реализации инновационных методических задач 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский государственный университет»
  4. Методология построения систем оперативного управления диверсифицированными предприятиями на основе технологий моделирования и упреждающего управления

    Автореферат
    Основой экономики страны являются промышленные предприятия, фирмы, корпорации и т. д., в которых осуществляются процессы производства продукции, решаются вопросы эффективного использования различных ресурсов – материальных, трудовых,
  5. Управление ресурсным обеспечением современного университета в условиях организационных изменений

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет»

Другие похожие документы..