Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Лачужка из "Синей Птицы" обстановка хижины дровосека, по-деревенски простая, но не убогая. Догорающий очаг, кухонная утварь, шкаф, квашня, ...полностью>>
'Лекции'
Натуральное хозяйство, разделение труда, товарное производство, рынок, общественное разделение труда, субъекты рыночного хозяйства, домашнее хозяйств...полностью>>
'Закон'
Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,...полностью>>
'Закон'
В соответствии с Программным документом Федерации Независимых Профсоюзов России «За достойный труд», утвержденным VI съездом ФНПР, одним из приоритет...полностью>>

Стратегическая программа действий 24 Реализация стратегии 25 > Стратегический контроллинг 26 глава II. Организация стратегического управления в тоо «Омега» 28 > История компании 28 Внешняя среда деятельности компании 33 > swot-анализ 33

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Глава I. Теоретические аспекты организации стратегического управления предприятием 6

1.Понятие стратегического менеджмента 6

2. Элементы стратегического менеджмента 11

2.1. Стратегический анализ 11

2.1.1. Диагностика внешней среды 11

2.1.2. Диагностика внутренней среды 17

2.2. Разработка стратегии организации 18

2.2.1. Миссия, дерево целей, стратегические приоритеты 18

2.2.2. Разработка альтернативных стратегий 23

3. Стратегическая программа действий 24

4. Реализация стратегии 25

5. Стратегический контроллинг 26

ГЛАВА II. Организация стратегического управления в ТОО «Омега» 28

1. История компании 28

2. Внешняя среда деятельности компании 32

2.1. SWOT-анализ 32

2.2. PEST-анализ 40

3. Структура компании. Текущее состояние. Ресурсы 45

4. Разработка альтернативных вариантов стратегического развития. Выбор стратегий 48

ГЛАВА III. Тактика реализации выбранных стратегий развития предприятия 52

1. Утверждение стратегий развития 52

2. План тактических действий реализации выбранной стратегии 52

3. Оценка необходимых ресурсов. Обеспечение ресурсов 54

Список литературы 59

Основные показатели развития экономики России 63

(в % к соответствующему периоду предыдущего года) 63

Введение

При осуществлении в нашей стране реформы возникает проблема выработки такой хозяйственной политики и стратегии, которые позволяют организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе. Действия организации и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.

Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления. Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.

Возникновение и практическое использование методологии стратегического управления вызваны объективными причинами, вытекающими из характера изменений, в первую очередь во внешней среде организации. Суть стратегического управления заключается в том, что, с одной стороны, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, с другой - структура управления организацией отвечает «формальному» стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения ее целей и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.

Одной из ключевых составляющих стратегического управления яв­ляется стратегия. Выбор стратегии и ее реализация составляют основ­ную часть содержания деятельности по стратегическому управле­нию. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития орга­низации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, систе­мы взаимоотношений внутри организации, а также позиции органи­зации в окружающей среде. Если цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким спосо­бом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения.

Исследуемая в дипломной работе проблема достаточно широко представлена в работах зарубежных и отечественных исследователей, таких как: Питер Ф. Друкер, Майкл Портер, Роберт Каплан и Дэйвид Нортон, Филипп Котлер, из отечественных авторов Попов С.А., Фальцман В.К., Л.А. Давыдова, Алексеева М.М. и другие.

Цель данной работы – исследовать теоретический и практический аспект стратегического управления организацией.

Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:

  1. раскрыть понятие стратегического менеджмента;

  2. исследовать элементы стратегического менеджмента;

  3. описать этапы стратегического управления: стратегическая программа действий, реализация стратегии, стратегический контроллинг;

  4. провести анализ организации стратегического управления в организации, включая SWOT и PESTYLE="анализ

  5. сделать обзор литературных источников по теме;

  6. проанализировать систему управления персоналом и повышения квалификации на предприятии;

  7. разработать альтернативные варианты стратегического развития организации и выбрать наиболее подходящую стратегию;

  8. разработать тактику реализации выбранных стратегий развития предприятия.

Дипломная работа состоит из введения, глав «Теоретические аспекты организации стратегического управления предприятием», «Организация стратегического управления в товариществе с ограниченной ответственностью «Омега», «Тактика реализации выбранных стратегий развития предприятия», заключения, списка использованной литературы и приложений.

Объектом исследования дипломной работы является торговое предприятие «Омега».

Предметом исследования является организация стратегического управления на предприятии.

В качестве инструментария применялись методы анализа научной и информационной базы, синтеза полученных данных в теоретические выводы и практические рекомендации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит разработку альтернативных вариантов стратегического развития организации, а также тактику их реализации.

Глава I. Теоретические аспекты организации стратегического управления предприятием

  1. Понятие стратегического менеджмента

Любая человеческая деятельность, а тем более хозяйственная деятельность, направленная на достижение каких либо финансовых результатов, нуждается в организации, то есть постановке задач, планировании, обеспечении ресурсами, и связана с принятием определенных решений. То есть нуждается в управлении. Майкл Мескон писал: «Управление - это реализация функций планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации» [21; с. 47].

Управление - это вид человеческой деятельности, позволяющий организовать работников различных профессий и квалификаций в эффективную и производительную команду, способную достигать поставленных перед ней целей [2; с. 32].

В настоящее время одним из наиболее распространенных обозначений управленческой функции является английское слово менеджмент.

Таким образом, менеджмент является областью человеческих знаний, помогающей осуществить функцию управления людьми для достижения поставленных целей на основе определенных бизнес-процессов.

Исходя из того, что цели, устанавливаемые перед организацией, могут быть не только текущими (краткосрочными), но и долгосрочными, рассчитанными на перспективу, то и методы их достижения должны быть различны. Таким образом, система управления или система менеджмента состоит из двух подсистем: подсистемы тактического (или общего) менеджмента и подсистемы стратегического менеджмента.

Предприятие (организация) – это хозяйственная система, существующая в рыночном пространстве, получающая на входе различные ресурсы, перерабатывающая и использующая их, и выпускающая на выходе определенный продукт [8; с. 35].

Задача менеджмента – сбалансированное, эффективное использование ресурсов организацией для выпуска продукта и достижения поставленных целей, то есть получения материальных благ.

Стратегический менеджмент – управление стратегическим развитием предприятия на основе информации о внешней и внутренней среде организации, создание и использование конкурентных преимуществ организации в долгосрочной перспективе.

Стратегический менеджмент - это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников. Он предполагает не только определение генерального курса деятельности (поведения) предприятия и организацию дела на его основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации [8; с. 58].

Слово «стратегия» означает «искусство развертывания войск в бою». За последние 20 лет это понятие широко вошло в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента как набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию рассматривают и как общий комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений.

Стратегия организации - это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние [7; с. 61].

В зависимости от выбранного объекта стратегического управления различают: корпоративную стратегию - стратегию организации в целом; бизнес-стратегию - стратегию отдельного стратегического подразделения организации; функциональную стратегию - стратегию функциональной зоны хозяйствования.

Зарождение стратегического менеджмента связывается с перспективным планированием крупномасштабных военных кампаний с участием различных родов и видов войск, в союзе с армиями других стран. Однако его дальнейшее весьма бурное развитие произошло в результате усиливающейся динамики социально-экономического развития, конкуренции, научно-технического прогресса, повышения роли человеческого фактора в управлении, возникновения новых методологий предвидения и моделирования тенденций общественного развития [9; с. 80].

Сегодня область применения стратегического менеджмента чрезвычайно многообразна. Он дает огромные преимущества организациям, функционирующим в различных сферах жизнедеятельности современного общества. Эти преимущества заключаются в рациональном использовании ограниченных ресурсов и главным образом времени. Кроме того, стратегический менеджмент рождает чувство уверенности у персонала организаций и их менеджеров, способствует последовательной разработке и реализации управленческих решений, ориентирует на устойчивое развитие в условиях рынка.

Стратегический менеджмент - не только разработка программы развития, но и принятие и выполнение стратегических решений. Это также комплекс процессов, явлений и характеристик, отражающих приоритетность целей и динамики развития, своевременность решений и действий, предвидение будущего, анализ последствий управляющих воздействий и инноваций. Стратегический менеджмент находит выражение в методологии и организации управления в условиях нестабильности среды, в технологиях, моделях, парадигме и концепции партисипативного управления.

Система менеджмента охватывает всю управленческую деятельность фирмы. Структура системы стратегического менеджмента отличается от структуры системы менеджмента только составом некоторых компонентов и временной ориентацией этих компонентов [17; с. 87].

В системе стратегического менеджмента значительно повышается роль целевой подсистемы, а также методического, информационного и правового обеспечения системы, так как эти проблемы необходимо прогнозировать и решать на длительную перспективу. Обеспечение системы материальными ресурсами упрощается, однако повышаются требования к обеспечению системы высококвалифицированными специалистами и менеджерами. В функциональной подсистеме вместо функций маркетинга, планирования, организации процессов, учета и контроля, мотивации и регулирования вводятся функции по стратегическому маркетингу, разработке стратегических планов, оперативному управлению реализацией стратегических планов.

Управляющая подсистема будет состоять из двух компонентов: разработка стратегического управленческого решения; управление персоналом по разработке и реализации стратегических планов.

Структура системы стратегического менеджмента представлена на рис.1.

Рис. 1. Структура системы стратегического менеджмента

Условные обозначения к рис. 1.:

1.1 - стратегия повышения качества товаров;

1.2 - стратегия ресурсосбережения;

1.3 - стратегия расширения рынка сбыта;

1.4 - стратегия развития производства;

2.1 - методическое обеспечение;

2.2 - ресурсное обеспечение;

2.3 - информационное обеспечение;

2.4 - правовое обеспечение;

3.1 - стратегический маркетинг;

3.2 - разработка стратегических планов;

3.3 - оперативное управление реализацией стратегических планов фирмы;

4.1 - разработка стратегических управленческих решений;

4.2 - управление персоналом по разработке и реализации стратегических планов.

К компонентам "внешней среды" системы стратегического менеджмента, влияющим на эффективность и устойчивость ее функционирования, относятся макросреда, инфраструктура региона, микросреда фирмы.

К компонентам "входа" системы относятся: законодательные акты; нормативно-методические документы по различным вопросам разработки стратегического управленческого решения; информация; необходимые ресурсы для разработки стратегии фирмы и контроля за ее реализацией.

К компонентам обратной связи системы стратегического менеджмента относятся новые требования потребителей, их рекламации, новая информация в связи с новыми достижениями научно-технического прогресса и другими факторами.

На "выходе" системы будет стратегия фирмы на определенный период (например, на 3 года) в форме комплексного стратегического плана (программы) фирмы, стратегических планов по отдельным разделам и программы реализации стратегических планов.

При отработке системы стратегического менеджмента сначала следует на основе маркетинговых исследований конкретизировать "выход", затем проанализировать влияние на "процесс" в системе "внешней среды" и в последнюю очередь - обеспечить качество "процесса" в системе на уровне качества "входа". Оценки качества по компонентам системы должны быть одинаковыми (отличными).

Система стратегического менеджмента подразделяется на элементы. Такими элементами являются – стратегический анализ, определение миссии, предприятия, постановка целей предприятия, выбор главной цели, выработка концепции стратегии предприятия, стратегическое планирование, реализация стратегии и стратегический контроллинг [23; с. 105].

Методы и технологии стратегического менеджмента представлены в Приложении 1.

2. Элементы стратегического менеджмента

2.1. Стратегический анализ

2.1.1. Диагностика внешней среды

Стратегический анализ представляет собой процесс получения и анализа информации о внешней и внутренней средах предприятия с целью диагностики текущих условий существования предприятия, внутреннего его состояния, состояния рынка, отрасли, возможностей и ограничений деятельности предприятия.

Итак, организация, озабоченная созданием собственной стратегии, должна в первую очередь осуществить сбор информации.

Как пишет в своей книге «Энциклопедия менеджмента» Питер Ф. Друкер [13; с. 83]:

«Стратегия должна базироваться на информации о рынках, потребителях и непотребителях, о технологии в своей отрасли и других отраслях, о мировых финансах и об изменении мировой экономики, поскольку именно в окружении компании проявляются результаты ее деятельности».

Организации используют для анализа следующие виды информации:

1. Базовая финансовая информация;

2. Информация о производительности;

3. Информация о ключевых знаниях;

4. Информация о распределении ресурсов.

Собранная организацией информация требует ее переработки и анализа.

Наиболее распространенным методом анализа информации о внешней среде является SWOT-анализ. SWOT-анализ является универсальным инструментом как тактического, так и стратегического менеджмента.

Аббревиатура SWOT в переводе с английского означает «сильные стороны и слабые стороны/возможности и угрозы». Анализ необходимо проводить сначала анализируя возможности и угрозы, а затем сильные и слабые стороны. Так как на втором этапе проводя анализ сильных и слабых сторон, его необходимо увязывать с результатами первого этапа.

Практическое проведение SWOT-анализа это создание таблицы из четырех квадрантов куда вносится вся собранная информация по разделам: а) возможности; угрозы; и б) сильные и слабые стороны. Увязка всех указанных позиций позволяет получить первоначальное представление о параметрах внешней среды и отношения к ним внутренней среды организации. Следующим этапом проведения анализа внешней среды является PEST-анализ. Что в переводе с английского означает:

- P - политика;

- E – экономика;

- S – общество;

- T – технология.

Посредством данного инструмента стратегического анализа исследуются политический, экономический, социокультурный и технологический аспекты внешней среды организации. То есть данный метод позволяет структурировать и сузить множество факторов воздействия на организацию до разумного количества и дает возможность создать полноценную картину среды. Первым фактором данного анализа является политический, так как, это вопрос власти, отношения власти к среде деятельности организации. Второй фактор – экономический, он позволяет понять как распределяются экономические ресурсы во внешней среде. Следующий фактор – фактор социокультурный – этот фактор показывает состояние общественных отношений, его предпочтений, отношение общества к деятельности организации, ее продукту. И последний фактор- это фактор технологический – этот фактор определяет уровень технологического развития отрасли, изменение технологии деятельности конкурентов и т.д.

С.А. Попов в своей работе «Стратегический менеджмент» указывает [23; с. 56]:

«1. Стратегический анализ каждой из четырех компонент PESTYLE="должен быть достаточно системным, ибо в жизни все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны. То или иное значимое изменение любого из указанных четырех факторов, как правило, влечет за собой сложную цепочку изменений по всем другим факторам. И такие изменения для организации в каждой конкретной ситуации могут являться либо угрозой, либо, наоборот, новой стратегической возможностью ее будущего бизнес-успеха.

2. PEST-анализ – это инструмент исторически сложившегося четырехэлементного стратегического анализа внешней среды. Но реальная жизнь, во-первых, шире и многообразнее указанных четырех элементов. А, во-вторых, для каждой организации в ее внешней среде существует свой особый, значительно более конкретный и тонкий набор ключевых факторов, который непосредственно и наиболее существенным образом влияет на ее бизнес».

Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.

Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности. Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть поставленных целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Угрозы и возможности могут проявляться в семи областях внешнего окружения, соответственно им группируются и факторы, которые подвергаются анализу. Исследование этих групп факторов позволяет получить полное представление о складывающихся тенденция развития внешней среды организации.

1. При анализе экономических факторов рассматривают темпы инфляции (дефляции), налоговую ставку, международный платежный баланс, уровень занятости населения в целом и в отрасли, платежеспособность предприятий.

2. При анализе политических факторов следует следить за соглашениями по тарифам и торговле между странами, протекционистской таможенной политикой, направленной против третьих стран, нормативными актами местных органов власти и центрального правительства, уровнем развития правового регулирования экономики, отношением государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству, кредитной политикой местных властей, ограничениями на получение ссуд и наем рабочей силы.

3. Рыночные факторы включают многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации. Их анализ позволяет руководству фирмы уточнить ее стратегию и укрепить позиции организации на рынке. Здесь исследуют изменение демографических условий, уровень доходов населения и их распределение, жизненные циклы различных видов товаров и услуг, уровень конкуренции в отрасли, долю рынка, занимаемую организацией, емкость рынка или защищенность его правительством.

4. Руководство организации обязано постоянно следить за технологической внешней средой, чтобы не упустить момент появления в ней изменении, которые представляют угрозу самому существованию организации. Это особенно важно потому, что изменения в технологической внешней среде могут поставить организацию в безнадежное положение в условиях конкуренции. Анализ технологической внешней среды должен учитывать изменения в технологии производства (особенно важно не пропустить момент начала создания принципиально новых технологий), конструкционных материалах, применении вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг, в управлении, изменения в технологии сбора, обработки и передачи информации, в средствах связи.

5. Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства организации за действиями конкурентов. Суть анализа можно свести к поиску ответов на следующие вопросы: что движет конкурентом? что он делает? что может сделать? В анализе конкурентов выделяют четыре диагностические зоны: анализ будущих целей конкурентов, оценка их текущей стратегии, оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли, изучение сильных и слабых сторон конкурентов. Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству организации постоянно быть готовым к потенциальным угрозам.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Управление и экономика предприятий электроэнергетики

    Документ
    История управленческой мысли насчитывает уже несколько тысячелетий — ее истоки относят к IV тысячелетию до н.э. Однако более или менее систематизироваться и теоретизироваться менеджмент начал лишь в начале ХХ в.
  2. Мировой экономики, управления и права (1)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 (6) [Текст]: научно-аналитический журнал (издается с 2007 г.).Тюмень: Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права (ТГАМЭУП), 2008.
  3. В. А. Розанова Психология управления учебное пособие

    Учебное пособие
    В учебном пособии "Психология управления" рассматриваются проблемы принятия управленческих решений в условиях практической работы организации Анализируются взаимоотношения руководителя и персонала, способы их продуктивного
  4. Экономические науки (2)

    Документ
    В последнее десятилетие XX в. демографические процессы, происходившие в нашей стране, имели ярко выраженный негативный характер. Рост населения в России прекратился с 1991 г.
  5. Н. Н. Карнаухов Редакционная коллегия (1)

    Документ
    Рассматривается проблема формирования правовой культуры личности на современном этапе развития России. Приводятся результаты авторского исследования современного состояния правовой культуры в России.

Другие похожие документы..