Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
1) знати у період збирання інформації, але до початку її використання, які відомості про неї та з якою метою збираються, як, ким і з якою метою вони в...полностью>>
'Документ'
Экономический рост национальной экономики среднегодовым темпом около 7 % в течение 8 лет означает, что Россия, в основном преодолев стадию восстановл...полностью>>
'Документ'
Принцип, или концепция, коммерческой системы, как видим из схемы, связан с управлением материалами и распределением. Американские ученые считают, что...полностью>>
'Документ'
Згідно з основними положеннями про облік витрат. будь-яке господарство повинне забезпечити роздільний, облік своїх затрат по таких елементах: матеріа...полностью>>

Вопросы: Цивилизация и культура (1)

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вводная лекция

ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Вопросы:

1. Цивилизация и культура.

2. Материальная и духовная культура.

3. Мировоззрение, идеология, философия как элементы духовной культуры.

4. Миф как исток духовной культуры.

Философия – это часть духовной культуры человечества, культура - часть цивилизации. Чтобы понять, что такое философия, будем двигаться от целого к части – от цивилизации к культуре.

Цивилизация

Человечество прошло три этапа в своем развитии:

Дикость – от возникновения труда, языка, сознания и нравственности. до возникновения гончарного искусства. Ранний родовой строй.

Варварство - от возникновения гончарного искусства до зарождения письменности.

Цивилизация - от возникновения письменности до наших дней. Цивилизацией называют человеческое общество в целом, находящееся на высшем этапе своего исторического развития. Когда, спрашивают, существуют ли цивилизации на других планетах, имеют в виду именно это.

Существует около 300 определений культуры. Самое простое: культура – это не натура. Это то, что отличает дикость, варварство и цивилизацию от животного состояния. Это вся совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, принадлежащих обществу, расположенному на определенной территории в определенный момент его истории. Ценность – это средство удовлетворения материальных или духовных потребностей человека.

Культура – это материальные и духовные ценности, противопоставляемые материальным и духовным антиценностям.

Вопрос о том, как отличить ценности от антиценностей, – предмет аксиологии – науки о ценностях.

Может ли общество быть цивилизованным, но некультурным?

И цивилизация, и культура - это продукты человеческого труда. По этому признаку они не различаются. Но, культура – это то, служит благу. Цивилизация может служить и злу. Культура состоит из ценностей, цивилизация может включать и антиценности. Печи Освенцима, в которых гитлеровцы сжигали людей, – продукт цивилизации, но не культуры. Культура существует в составе цивилизации, но цивилизация возможна и без культуры. Важно различать материальную, духовную и социальную культуру.

Материальная культура – продукты практической деятельности: одежда, жилье, транспорт, бытовая техника. То, что можно потрогать руками.

Духовная культура - продукты духовной деятельности: наука, искусство, политика, нравственность. Это не сами книги или картины, а их содержание.

Социальная культура – отношения между людьми. Одно дело – древний Рим, другое – современная Франция, третье - современная Россия.

Духовную культуру определяют как систему надбиологических программ человеческой деятельности, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт. Биологический геном – это совокупность всех генов организма, определяющих его биологическую биографию. Культура – выполняет ту же роль по отношению к обществу. Образно говоря, культура это ГЕНОМ человеческой истории. В духовной культуре закодирован исторический опыт человечества.

Различают четыре системы кодирования исторического опыта: дописьменная, письменная, радио-телевизионная, компьютерная.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Духовную культуру можно разделить на ту, которая обслуживает производственную деятельность людей, и на ту, которая решает мировоззренческие вопросы:

1. Что представляет собой мир в целом.

2. Каково место человека в мире.

  1. В чем смысл его жизни.

Мировоззрение состоит из двух частей: описывающей и предписывающей. Мировоззрение – это убеждение, сила которого измеряется степенью готовности действовать на его основе. Если этой готовности нет, нет и мировоззрения. К. Маркс: Это «узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца». Толстой ушел из дома и умер в дороге потому, что образ его жизни противоречил мировоззрению, которое он создал. Например, мировоззрение русской интеллигенции 19 века состояло из ответов на два вопроса: «кто виноват?» и «что делать?»

Но и у циника есть мировоззрение. Я знал людей, у которых оно сводилась к одной фразе: «Чей хлеб ешь, тому и служи».

Общественная психология. Мировоззрение делится на обыденное и профессиональное. Обыденное мировоззрение – это представление человека о мире и о своем месте в нем, складывающееся в процессе повседневной жизни человека и являющееся основой его общественного поведения. Такое мировоззрение называют общественной психологией. В общественную психологию входят не только мысли, но и настроения людей. Носителем общественной психологии может быть и крестьянин с начальным образованием, и специалист в какой-то технической области.

Идеология. Мировоззрение, созданное профессионалами, называют идеологией, ее разработчиков – идеологами, а власть идеологов – идеократией. О возможностях идеократии говорит фраза Березовского Степашину: в этой стране я сделаю президентом обезьяну.

Для идеолога разработка мировоззрения – такая же профессиональная работа, как и для портного – изготовление одежды. Он выполняет заказ. При этом он может и не верить в то мировоззрение, которое разрабатывает и пропагандирует. Среди разработчиков коммунистической идеологии были самые настоящие циники. Каждый идеолог принадлежит к какой-то партии. Любая идеология партийна. Любой идеолог выражает либо собственные интересы, либо интересы тех, кто ему платит. Если на одну чашу весов положить истину, а на другую - интересы, которые защищает идеолог, перевесят интересы.

Если так, то возникает вопрос: возможна ли истинная идеология? - Все зависит от тех интересов, которые защищает идеолог. Если они соответствуют законам истории, его взгляды истинны, если противоречат – ложны. Лжива идеология, преследующая безнравственные цели.

Единственное, что объединяет идеологов, – профессионализм. Профессионалом является и писатель, и теолог, и философ. Различают три формы идеологии: научную, например, философия, ненаучную, например, художественная литература, и антинаучную, например, религия. Слово «антинаучное» - не ругательство. Оно означает всего лишь, что теология выдвигает утверждения, противоречащие законам, открытым наукой, например, закону Архимеда противоречит библейская легенда о хождении Христа по воде аки посуху. Верующий не утверждает, что этот закон ложен. Он говорит лишь, что он дан Богом и, следовательно, может быть им отменен. Отмену Богом им же созданных законов природы и общества верующие называют чудом.

Все три формы мировоззрения отвечают на три перечисленные выше вопроса: что представляет собой мир в целом, каково место в нем человека и в чем смысл его жизни. Различаются они способом обоснования своих ответов. Философия выводит свои положения из данных наук о природе и наук о культуре. Искусство убеждает художественными образами. Релиния – верой в возможность чуда.

В истории человечества существовали, да и сейчас существуют три ответа на вопрос, что представляет собой мир в целом:

Субъективный идеализм

Материализм

Объективный идеализм.

Первый ответ самый простой: мир – это совокупность моих ощущений, существовать - значит быть воспринимаемым, esse est percipii.

Второй более сложный: мои ощущения, переживания, мысли – это субъективная реальность; вне и независимо от нее существует объективная реальность, которая отличается от субъективной не только своим «местоположением» - вне сознания, но и своим субстратом: если субъективная действительность идеальна, духовна, то объективная – материальна.

Третье, мировоззрение признает существование и субъективной, и материальной объективной реальности, но добавляет, что за границами материальной реальности, материального бытия, существует еще внебытийная реальность, которая творит и материальную реальность, и субъективный мир человека. В простейшем случае под такой третьей реальностью понимается Бог.

Эти три ответа на первый вопрос определяют и ответ на второй: о месте человека в мире.

Для солипсиста мир – это содержание его сознания, для материалиста – это объективная реальность, функционирующая по собственным, внутренне присущим им законам. Человек – это закономерный продукт развития материального мира.

Для объективного идеалиста и сам мир, и человек – возникли по воле Бога и все, что происходит в мире, происходит по его воле.

Отсюда вытекает ответ и на третий вопрос: о цели и смысле жизни. На вопрос о цели жизни все три мировоззрения отвечают одинаково: цель жизни – счастье. Чем полнее оно и чем дольше длится, тем ближе человек к цели своей жизни. Эта цель будет достигнута полностью, когда человек достигнет блаженного бессмертия.

Не различаются эти три мировоззрения ответом на вопрос, в чем смысл жизни. Жизнь осмыслена, если ваши поступки приближают вас к сверхцели вечного блаженства. Различаются они ответом на вопрос, какими должны быть эти поступки. Для материалиста это действия в соответствии с законами природы. Для верующего – действия в соответствии с волей Бога. Очень трудно сказать, в чем смысл жизни последовательного субъективного идеалиста. Видимо, в такой комбинации собственных ощущений, чтобы они доставляли ему максимальное количество положительных эмоций.

МИФ

Мы рассмотрели место философии среди форм духовной культуры, культуры в целом и, шире, цивилизации. Теперь рассмотрим ее во времени: сопоставим с предшествующими ей формами мировоззрения.

Философия зародилась в Китае, Индии и Европе в 7 – 6 в. до н.э. Но из ничего ничто не возникает. Как и любое явление в мире, она возникла из другой, предшествующей ей формы знания как бабочка из куколки. Такой куколкой, из которой возникла бабочка-философия, является миф. Миф в переводе с греческого – рассказ, предание. По содержанию его трудно отличить от сказки. Но сказками забавляются, а в мифы верят.

В сравнении с современными формами мировоззрения - философией, религией, наукой, искусством миф примитивен. Но он примитивен так же, как и зародыш в сравнении с развитым организмом. Историческое значение мифа измеряется не бедностью его содержания, а той ролью, которую он сыграл в генезисе не только философии, но и всей современной духовной культуры. Из мифа как из единого корня выросли и теология, и философия, и литература, и наука. Мифологическое понимание природной и социальной действительности, очень похоже на понимание мира детьми. Поэтому говорят, что миф - это мировоззрение детства человечества. Это исторически первая попытка понять, что представляет собой мир в целом, и каково место человека в этом мире.

Если духовная культура в целом - это форма закрепления опыта предыдущих поколений, то мифология – первоначальная форма такого закрепления. Мифы создавались в то время, когда каждое интеллектуальное достижение давалось громадными усилиями выдающихся умов. Вот почему на миф смотрели как на завещанное предками духовное сокровище племени.

Миф – это исторически первое мировоззрение. В нем ставились те же три вопроса, что и в современном мировоззрении: о мире в целом, о месте человека в этом мире, о цели и смысле его жизни. Разница лишь в том, что эти вопросы люди пытались решить на основе минимального количества познавательных средств (не было еще и законов логики). Именно в попытке решить их творцы мифов формировали необходимый для этого набор понятий, а также грамматические и логические правила мышления. И в этом – одна из исторических заслуг мифа.

Четыре гносеологические особенности мифов.

1. Лучше всего человек знал свой внутренний мир, свои поступки и последствия своих поступков. Поэтому все окружающие его объекты, как живые, так и неживые, он пытался истолковать по своему образу и подобию, а, следовательно, одухотворял их, трактовал как живые существа. В событиях природы он усматривает результаты воплощения желаний этих живых существ. Масштабы их поступков были пропорциональны их могуществу. Одним было могущество громовержца, другим – домового. Еще один результат создания сверхъестественного мира по своему образу и подобию: духи связаны родственными отношениями. Отсюда три формы антропоморфизма: анимизм, тотемизм и магия.

2. Мифы формировались, когда еще не были четко сформулированы правила логики. Поэтому в них часто встречаются алогизмы, например, нарушения закона исключенного третьего. Этот способ мышления высмеивается в анекдотах о ходже Насреддине.

3. Абстрактных понятий (справедливость, равенство и т.д.) еще не было. Мифологическое мышление оперирует конкретным и персональным. Оно осмысливает общее на образцах, парадигмальных примерах.

4. Генетический подход к решению мировоззренческих вопросов: объяснить вещь – значит, описать ее происхождение.

5. Дуальное мышление

Миф, как и любое мировоззрение, состоит из двух элементов: описаний и предписаний. Мифологическое отношение к миру выражается не только в повествованиях, но и в обрядах, танцах и т.д., цель которых – воздействовать на этот мир. Миф впервые регулирует отношения между человеком и природой, стабилизирует общественные отношения. Он осмысливает связь настоящего с прошлым, объясняет происхождение и устройство мира, осознает космический и утверждает социальный порядок, предписывает человеку обрядовые действия, поддерживающие этот порядок.

Творцы мифов строго разграничивали сакральное время – описываемое в мифе, и профанное – в котором действуют сами реальные люди, верящие в этот миф. Миф – рассказ о первопредках, о временах первотворения. Все, бывшее в сакральном времени, играет роль образца, санкционирует систему ценностей и норм поведения. Мифологические нормы напоминает систему прецедентов в юриспруденции. В мифе впервые появляются три фундаментальные философские идеи: креационная, эволюционная, эсхатологическая – описывающие творение, развитие и гибель мира.

Креационистские мифы, описывающие происхождение Вселенной, называют также космогоническими, а мифы, описывающие ее устройство - космологическими. В космогонических мифах описывается отделение неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трехчастной структуры (небесный, земной и подземный мир). На основе этих идей позднее возникли представлениия о рае, аде и земной юдоли.

Важное место в космогоническом мифе занимает вопрос о происхождении человека, а также о происхождении элементов культуры, культурных благ – ремесел, обрядов, обычаев. Творцам мифов представлялось невероятным, что их создали такие же люди, как и они сами. Поэтому их введение приписывается культурным героям, например, Прометею, который добыл людям огонь и был за это наказан Зевсом. Таким образом, сверхъестественный мир создается по образу и подобию человеческого.

Вопросы:

1. Цивилизация и культура.

2. Материальная и духовная культура.

3. Мировоззрение, идеология, философия как элементы духовной культуры.

4. Миф как исток духовной культуры.

Цивилизация

Культура

Духовная культура

Мировоззрение

Идеология

Философия

Слово «философия» происходит от двух греческих слов: phileo – люблю и Sophia – мудрость.

Лекция 2. Предмет философии.

Рассматриваемые вопросы:

Предмет современной философии.

Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.

Метафизика и диалектика.

Структура философского знания.

Функции философии.

Два определения современной философии:

1. Наука о мире в целом, месте в нем человека и смысле его жизни

2. Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Эти определения не противоречат друг другу: решить первую задачу можно, только решив вторую.

ДВА ОСНОВНЫХ ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ:

Основная философская категория – «счастье», основной вопрос философии – как стать счастливым? Постановкой этого вопроса философия начинается, ответом на него заканчивается. Поставить этот вопрос можно, не зная ничего, ответить на него можно лишь опираясь на всю ту информацию, которую наука накопила за 2,5 тысячи лет своего развития. Вся история науки – это подготовка к ответу на этот вопрос. На каждом этапе своего развития философия считала, что уже нашла этот ответ, каждый раз в этом ответе обнаруживались недоработки, и исследование продолжалось.

Природа награждает животное за выполнение ее законов наслаждением, за их нарушение – страданием, за ничегонеделание – скукой, от которой страдают животные в зоопарках. Те же две цели стоят и перед человеком. Но мощь положительных эмоций у человека, на порядки больше, чем у животного. Если у животного это наслаждение, то у человека – счастье. Ответ на вопрос, как стать счастливым, является не только самым первым, но и самым трудным из всех, которые решает человек. Чтобы ответить на него, необходимо предварительно ответить еще на три:

1. Что представляет собой сам человек?

2. Что представляет собой мир, в котором он живет?

3. Каково место человека в этом мире.

Только после этого он могу поставить четвертый, самый главный вопрос: что он должен делать, чтобы добиться счастья? О том, насколько важны эти вопросы, и насколько трагично неумение найти ответ на них, свидетельствует тот факт, что пик самоубийств по статистике приходится на двадцать и на сорок лет.

Вопрос о цели и смысле человеческой жизни является основным вопросом философии потому, что с него философия начинается. Ответы на все остальные философские вопросы формулируются для того, чтобы ответить на него.

Труднее понять, почему вторым основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию. Он состоит из трех сторон:

1. Существует ли мир за границами моего сознания?

2. Познаваем ли он?

3. Преобразуем ли он на благо человеку?

Вопрос о цели и смысле человеческой жизни или, проще, вопрос о том, что нужно сделать, чтобы стать счастливым, является основным вопросом философии потому, что именно для ответа на него решают все другие вопросы. Вопрос об отношении мышления к бытию является основным не потому, что философы только и делают, что решают его, а потому, что, не ответив на него, мы не сможем научно решать другие вопросы: стоит ли мне хлопотать, если я не уверен не только в том, что мир познаваем, но даже и в том, что он существует объективно? Только признав, что мир существует вне моего сознания, что он познаваем и преобразуем во благо мне, я могу приступить к его познанию, и преобразованию.

Исходным для решения вопроса об отношении мышления к бытию является призыв Декарта:

Подвергай все сомнению.

Есть еще одна формулировка этого же принципа:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вопросы: Цивилизация и культура (2)

    Лекция
    Философия – это часть духовной культуры человечества, культура - часть цивилизации. Чтобы понять, что такое философия, будем двигаться от целого к части – от цивилизации к культуре, затем - духовной культуре, после этого - к мировоззрению
  2. Культура и её понимание на Востоке

    Документ
    Если бы мы могли взглянуть на карту Старого Света около 1 тысячелетия до н. э., то могли бы обнаружить три пояса культур: первый пояс образовали бы культуры цивилизаций Древнего Востока.
  3. «Культура»: многообразие философских и научных подходов к определению

    Документ
    Термин «культура» имеет происхождение от латинского слова "culture" - что в переводе означает "возделывание земли, уход". Этот термин выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной
  4. Ведическая цивилизация. Актуальность знания Вед Ведическая цивилизация и культура

    Документ
    "В великом учении Вед нет ни тени несовершенства. Оно предназначено для всех эпох, климатических регионов и наций и является королевской дорогой к достижению Великого Знания".
  5. Культура как феномен

    Документ
    Понятие "культура" относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков.

Другие похожие документы..