Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Каждому из родителей знаком ужас, охватывающий при столкновении с этим маленьким, но решительным оппонентом, любимым словом которого, похоже, являетс...полностью>>
'Рабочая программа'
Цель дисциплины – формирование системного мировоззрения, представлений, теоретических знаний, практических умений и навыков по научным основам, метод...полностью>>
'Литература'
Одним из важнейших критериев оценки уровня подготовки школьников по литературе считается глубина освоения ими литературных произведений – широта охват...полностью>>
'Учебник'
При проведении исследования, чтобы понять, как действует объект, необходимо рассмотреть его во взаимосвязи с окружающим миром, возможно, представить е...полностью>>

Кабинет Министров Республики Татарстан проект закон

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2010 г. N 180

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ

В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2010 - 2020 ГОДЫ"

В целях создания в Республике Татарстан инновационной биоэкономики, основанной на широкомасштабном внедрении современной биотехнологии в ключевые отрасли народного хозяйства, Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Целевую программу "Развитие биотехнологии в Республике Татарстан на 2010 - 2020 годы".

2. Определить государственным заказчиком-координатором указанной программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.

3. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству экономики Республики Татарстан:

при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на соответствующий год предусматривать ежегодно, начиная с 2011 года, включение целевой программы "Развитие биотехнологии в Республике Татарстан на 2010 - 2020 годы" в перечень целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан;

внести в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Татарстан проект закона Республики Татарстан "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан от 15.12.2009 N 64-ЗРТ "О бюджете Республики Татарстан на 2010 год", предусматривающий софинансирование целевых программ за счет средств бюджета Республики Татарстан.

4. Предложить органам местного самоуправления Республики Татарстан принять меры, обеспечивающие реализацию целевой программы "Развитие биотехнологии в Республике Татарстан на 2010 - 2020 годы" на соответствующей территории.

5. Принять предложение ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" о создании в структуре акционерного общества подразделения, обеспечивающего координацию деятельности предприятий, научных и научно-образовательных учреждений Республики Татарстан и организацию работ по выполнению программы "Развитие биотехнологии в Республике Татарстан на 2010 - 2020 годы".

6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан М.Г.Ахметова.

Премьер-министр

Республики Татарстан

Р.Н.МИННИХАНОВ

Утверждена

Постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 24 марта 2010 г. N 180

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

НА 2010 - 2020 ГОДЫ"

Казань

2010

1. ВВЕДЕНИЕ

Целевая программа "Развитие биотехнологии в Республике Татарстан на 2010 - 2020 годы" разработана ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" совместно с Обществом биотехнологов России им. Ю.А.Овчинникова в инициативном порядке.

В процессе подготовки настоящего документа проделана большая экспертно-аналитическая работа по оценке потенциала Республики Татарстан в плане развития биотехнологии на период 2010 - 2020 годов, в которой приняли участие ведущие специалисты научно-образовательных учреждений, министерств и ведомств Республики Татарстан и Российской Федерации.

Активное развитие биотехнологии в ведущих странах мира превратило ее из рядовой отрасли в основной фактор, определяющий развитие целого ряда жизненно важных отраслей, таких как медицина, пищевая промышленность, фармацевтика, альтернативная энергетика и др. Большой вклад в развитие биотехнологии в мире вносят научные организации, интенсивно занимающиеся исследованиями в области генетической и клеточной инженерии.

В настоящее время Российская Федерация значительно отстает от лидирующих стран как в проведении фундаментальных исследований, так и в промышленном применении биотехнологии. При этом следует отметить, что в прошлом на территории Советского Союза существовали крупнотоннажные биотехнологические предприятия, производившие лекарственные средства, кормовые и пищевые компоненты и другие продукты, полностью обеспечивавшие потребности экономики страны. На нынешнем этапе эта продукция в России заменена импортными товарами.

Несмотря на это Российская Федерация располагает всеми возможностями для массового использования достижений биотехнологии и создания целого ряда производств, специализирующихся на переработке возобновляемой биомассы, получении продуктов питания, выпуске современных лекарств и т.д. Биотехнология способна внести большой вклад в решение проблем энергообеспечения на локальном уровне посредством производства биоэнергетических продуктов.

Прогресс на пути развития биотехнологии в Российской Федерации станет достижимым, если будет носить системный характер и поддерживаться государством.

Активная государственная политика в сфере биотехнологии позволит решить следующие проблемы:

3

(растениеводство,

животноводство). - Недостаток кадров для

сферы сельского

хозяйства.

____________________

Энергетика - Возможность снизить - Недостаточная

зависимость от сторонних диверсификация

поставок газа за счет используемых видов

использования топлива и энергии

альтернативных видов (99% потребляемого

топлива (биогаз). предприятиями топлива -

природный газ,

преимущественно

поставляется из-за

пределов Республики);

- Высокая степень

износа основных

фондов.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Источник: Advanced Research

Следующие общие проблемы:

- низкий уровень диверсификации доходов (более 60% доходов от внешней торговли с другими регионами РФ обеспечивает продажа нефти и продуктов ее переработки);

- необходимость повышения качества и продолжительности жизни населения;

- трудовая миграция, особенно в отдаленных от Казани районах;

- ухудшение экологической обстановки в районах с развитым химическим и нефтехимическим производством, добычей и переработкой нефти;

- низкое качество лесов и связанные с этим сложности развития лесной промышленности.

Оптимальным решением может быть проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение инновационности экономики и использование потенциала и скрытых резервов Республики.

2.2.3. ПРИМЕНЕНИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ РТ

Создание новых биотехнологических производств может способствовать решению обозначенных проблем и реализации возможностей основных отраслей экономики Республики Татарстан. Биотехнология сочетает в себе следующие характеристики:

- комплексное, системное решение проблем,

- инновационный подход к обработке материалов,

- реализация возможностей более глубокой переработки материалов и более эффективного использования ресурсов.

Внедрение биотехнологии в сфере агропромышленного комплекса и лесной промышленности позволяет организовать практически безотходное производство благодаря возможностям более глубокой переработки биомассы.

Использование новых технологий переработки одновременно ведет к созданию новых продуктов питания, повышающих качество жизни, а также снижению зависимости экономики от топливной отрасли благодаря диверсификации.

Социальным эффектом развития биотехнологических производств будет рост качества жизни населения, замедление трудовой миграции (в т.ч. путем создания дополнительных рабочих мест). Биотехнология также предоставляет возможность понизить степень загрязнения окружающей среды, уменьшить количество и степень опасности отходов, увеличив при этом отдачу от использования ресурсов.

2.3. РЕЗЮМЕ

Крупные промышленные предприятия, производство которых направлено на переработку биомассы с применением биотехнологии, в Республике Татарстан пока отсутствуют.

В регионе накоплен значительный опыт и имеются фундаментальные и прикладные научные разработки в области биотехнологии. Предпринимаются отдельные попытки поддержать коммерциализацию научных разработок. В настоящий момент отсутствует единый системный подход к развитию биотехнологии в регионе в целом.

Тем не менее научно-практический потенциал Республики в сфере биотехнологии огромен. Требуется применение программно-целевого метода при активной поддержке государственных структур, что позволит объединить научные, образовательные учреждения, производственные предприятия, бизнес-структуры с целью ускоренного развития биоиндустрии в регионе.

Уже по представленным предложениям можно судить о существенных заделах в отдельных приоритетных направлениях биотехнологии, которые располагают проектами, готовыми к реализации (см. Приложения N 4, 5). В случае одобрения государственными структурами Республики Татарстан настоящей Программы перечень таких проектов существенно пополнится, что даст еще больший стимул к развитию биотехнологии в Республике Татарстан.

3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создание в Республике Татарстан инновационной биоэкономики, основанной на широкомасштабном внедрении современной биотехнологии в ключевые отрасли народного хозяйства.

3.2. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1. Определение и реализация комплексных целевых проектов по медицинской,

сельскохозяйственной, пищевой, экологической, промышленной

биотехнологии и другим направлениям с целью обеспечения населения

отечественной биотехнологической продукцией.

2. Формирование инновационной и производственной инфраструктуры

биотехнологии, включая организацию координационных центров, центров

превосходства и иных структур.

3. Создание механизма финансирования биотехнологических проектов, в т.ч.

на основе государственно-частного партнерства.

4. Обеспечение высокого качества жизни населения Республики Татарстан

путем внедрения биотехнологии в медицину, сельское хозяйство, пищевую

промышленность, охрану окружающей среды.

5. Повышение эффективности экономики за счет внедрения ресурсо- и

энергосберегающих биотехнологий.

6. Развитие биоэнергетики в Республике.

7. Обеспечение экологической и биологической безопасности, сохранение

биоразнообразия и биоресурсов Республики.

3.3. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

2010 - 2020 гг.,

в том числе:

I этап - 2010 - 2015 гг.,

II этап - 2016 - 2020 гг.

4. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

4.1. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

4.1.1. ПЕРЕЧЕНЬ НАПРАВЛЕНИЙ

Программа структурирована по семи направлениям:

1. Биоэкономика здоровья человека;

2. Биоэкономика сельского хозяйства;

3. Биоэкономика лесного хозяйства;

4. Биотехнология в химической и нефтехимической промышленности;

5. Биоэкономика окружающей среды;

6. Биоэнергетика;

7. Биоэкономика в градостроительной сфере.

Такое число направлений пока рассматривается как исходное (оно соответствует общепринятым международным нормам). При реализации Программы оно может быть скорректировано в сторону увеличения или уменьшения.

В рамках данных направлений группируются профильные приоритетные проекты (с программными мероприятиями).

4.1.2. СОДЕРЖАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ

НАПРАВЛЕНИЕ 1. "БИОЭКОНОМИКА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА"

Реализация данного направления Программы имеет общероссийское значение. Его целью является повышение уровня жизни населения, улучшение демографической ситуации в Республике Татарстан и Российской Федерации, решение проблемы лекарственной безопасности страны. Рынком сбыта для проектов в сегменте биоэкономики здоровья человека является вся территория Российской Федерации (фармацевтические проекты, научные разработки, новые методы диагностики и лечения).

Программные мероприятия направлены на внедрение и эффективное использование биотехнологий в области фармацевтики, медицины и здорового питания.

НАПРАВЛЕНИЕ 2. "БИОЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА"

Применение биотехнологии в сельском хозяйстве нацелено на стабилизацию сельскохозяйственного производства, решение проблемы продовольственной безопасности, получение продуктов питания улучшенного качества и экологической чистоты.

В агропромышленном комплексе Республики Татарстан необходимо добиться снижения уровня антропогенного воздействия на окружающую среду, повышения плодородия земель и продуктивности сельскохозяйственных культур.

Внедрение биотехнологических методов глубокой переработки зерна с получением крахмала и его производных, глюкозо-фруктозных сиропов, кормов является целесообразным экономическим шагом в условиях низкой обеспеченности населения жизненно важными продуктами питания, высокой импортной составляющей на рынке потребления, наличия обширной сырьевой базы крахмалосодержащих продуктов.

Ветеринарная биотехнология включает в себя производство лечебно-профилактических и диагностических препаратов: вакцин, лекарств, а также кормов для животноводческих ферм и хозяйств. Направление относится к высокотехнологичному и наукоемкому производству, поэтому должно быть сконцентрировано в крупном городе - научно-исследовательском центре с наличием научно-технической и лабораторной базы. Путем применения биотехнологии решаются основные задачи ветеринарной медицины, связанные с предупреждением болезней животных и их лечением, выпуском полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства.

Переработка отходов сельскохозяйственного производства, являющихся источником загрязнения водных земельных ресурсов, позволяет использовать их для получения биогаза, биодизеля, удобрений. Рост мировых цен на энергоносители, истощаемость запасов нефти и природного газа, распространение в мире нетрадиционных источников энергии определяет закономерность создания биотоплива. Сырьевая база для биотехнологий существует практически в каждом аграрно развитом районе. Переработка отходов, помимо получения альтернативного источника энергии, имеет важный экологический аспект в борьбе с загрязнением водных ресурсов, почвенного покрова.

НАПРАВЛЕНИЕ 3. "БИОЭКОНОМИКА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА"

Лесная биотехнология (биоэкономика лесного хозяйства) включает в себя следующие основные направления: микроклональное размножение, разведение деревьев с повышенной скоростью роста и повышенным уровнем защиты от вредителей и болезней, а также глубокая переработка древесины по безотходной технологии.

Широкое внедрение достижений биотехнологий в лесном хозяйстве в соответствии с Лесным планом Республики Татарстан, Стратегией развития лесного хозяйства Республики Татарстан на период до 2018 года повысит эффективность отрасли, улучшит структуру лесного фонда, а также обеспечит полную переработку древесины в Республике Татарстан.

НАПРАВЛЕНИЕ 4. "БИОТЕХНОЛОГИЯ В ХИМИЧЕСКОЙ И

НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ"

Целью реализации данного направления Программы в Республике Татарстан является занятие лидирующих позиций на российских рынках биополимеров, пока свободных от отечественных конкурентов.

В сегменте химической и нефтехимической биотехнологии необходимо добиться локализации в Республике Татарстан производства компонентов для химической промышленности, а также биодеградируемых полимеров, основные области применения которых: медицина (производство одноразовых инструментов и расходных материалов), упаковка (пакеты, одноразовая тара и т.д.) и сельское хозяйство. Данная продукция востребована в России и за рубежом.

Создание биотехнологических производств химических компонентов позволит повысить уровень конкурентоспособности химической отрасли региона, а также заложит потенциал ее развития в будущем.

НАПРАВЛЕНИЕ 5. "БИОЭКОНОМИКА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"

В сегменте биоэкономики окружающей среды необходимо решить задачи очистки воды, воздуха, почв от вредных загрязнений, утилизации отходов, организации биологической и экологической экспертизы, паспортизации биологических ресурсов региона, создания природоохранных территорий, сохранения и увеличения численности представителей наиболее ценных и исчезающих видов растений и животных, а также развития биоэкотуризма.

В систему программных мероприятий по данному направлению Программы входят развитие биоремедиации с применением микробных биодеструкторов и биосорбентов для очистки почвы и воды от нефтезагрязнений, создание и развитие биоресурсного центра, биоэкозаповедников и биоохраняемых территорий.

НАПРАВЛЕНИЕ 6. "БИОЭНЕРГЕТИКА"

Данное направление Программы имеет стратегическое значение для экономики Республики Татарстан и России и нацелено на сокращение зависимости Республики от невознобляемых источников энергии в условиях исчерпания потенциала энерго-сырьевого сценария развития экономики.

Задачей биоэнергетики является диверсификация используемых энергоресурсов с постепенным включением альтернативных источников энергии.

НАПРАВЛЕНИЕ 7. "БИОЭКОНОМИКА В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ"

В рамках данного направления планируется реализация проекта "Биоэкополис". Задачей направления является повышение уровня жизни сельского населения путем создания рабочих мест, улучшения жилищных условий, внедрения энергосберегающих биотехнологий в жилищном строительстве и ЖКХ.

Решение задач в рамках направления в градостроительной сфере решается путем разработки отдельной подпрограммы программы "Развитие биотехнологии в Республике Татарстан на 2010 - 2020 гг. ". Этот комплекс мер требует специальных подходов к регулированию, созданию проектов, отбору участников, разработки финансирования проектов.

4.2. ПРОЕКТЫ ПРОГРАММЫ И ВАЖНЕЙШИЕ ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

На территории Республики Татарстан реализуются биотехнологические проекты по направлениям Программы. Анализ социально-экономического положения районов Республики Татарстан и ресурсной базы приведен в Приложении N 2.

При планировании размещения проектов учитываются следующие факторы:

- близость к сырьевой базе, потенциальный объем переработки сырья;

- необходимый и достаточный объем производимого продукта с точки зрения рынка Республики Татарстан и, для некоторых проектов, Российской Федерации;

- размещение наукоемких производств вблизи развитых научных центров;

- широкое применения биотехнологий как инструмента формирования новых производств в дотационных районах Республики Татарстан.

Подробнее факторы размещения биотехнологических производств представлены в Приложении N 3.

В разделе приведены описания проектов. Более развернутые проекты паспортов ряда биотехнологических проектов даны в Приложении N 5.

НАПРАВЛЕНИЕ 1. "БИОЭКОНОМИКА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА"

Проект 1.1. Строительство биофармацевтического завода

Место реализации проекта - особая экономическая зона "Алабуга" (ОЭЗ "Алабуга").

Срок ввода в действие - 2012 г.

Объем продукции - 40 млн упаковок лекарств в год.

Это один из якорных проектов в рамках развития биотехнологий в Республике Татарстан. На заводе планируется осуществлять производство антибактериальных лекарственных средств из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), а именно антибиотиков групп цефалоспорины, карбапенемы, пенициллины и др. в различных лекарственных формах (таблетки, ампулы и др.). Выбор продуктовой линейки завода обусловлен существенным спросом в Российской Федерации на упомянутые классы антибиотиков при минимальном производстве их в России.

Фактором для размещения данного производства на территории Республики Татарстан является активное развитие в регионе производства медицинской техники и фармакологии, а также научно-исследовательских работ по фармацевтике и наличие необходимого кадрового потенциала. Размещение завода в ОЭЗ "Алабуга" повысит доходность инвестиций и привлекательность проекта для участия частного капитала за счет льготного режима налогообложения.

Реализация проекта позволит Республике решить приоритетную для фармацевтической отрасли задачу по импортозамещению, локализации производства лекарственных средств и обеспечению лекарственной безопасности Российской Федерации.

Проект 1.2. Строительство завода по производству иммунобиологических препаратов

Место реализации проекта - территория ФГУ "ФЦТРБ-ВНИВИ".

Срок ввода в действие - 2011 г.

Объем продукции - 10 млн упаковок препаратов.

Проект 1.3. Организация Центра персонализированной медицины

Место реализации проекта - Казань.

Срок ввода в действие - 2010 г.

Центр персонализированной медицины является одним из перспективных проектов. Благодаря развитой научной базе в нем будут применяться новые биомедицинские технологии, проводиться геномная диагностика, лечение и профилактика заболеваний жителей Республики Татарстан и соседних регионов.

Создание данного центра позволит повысить уровень оказываемых медицинских услуг, увеличить эффективность работы медицинских учреждений Республики Татарстан, привлечь высококвалифицированных специалистов, что в целом отразится на качестве жизни населения Республики.

Проект 1.4. Организация Центра оптимального питания

Место реализации проекта - Казань.

Срок ввода в действие - 2011 г.

Центр организуется для популяризации здорового образа жизни, координации научных, образовательных и производственных работ в Республике в области здорового питания.

Перспективность организации данного центра связана с необходимостью стимулирования здорового образа жизни населения Республики Татарстан и Российской Федерации, улучшения качества питания, повышения продолжительности жизни. Ухудшение общего состояния здоровья населения требует активного внедрения пробиотиков, пребиотиков, диетических продуктов в рацион питания, которые оказывают долгосрочный положительный эффект. Рост пищевой промышленности определяет потребность российских предприятий в качественных пищевых добавках.

Продвижение концепции здорового питания будет способствовать развитию спроса на продукты питания, улучшающие состояние здоровья, и влиять на улучшение качества жизни населения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Кабинета Министров Республики Татарстан по реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Республике Татарстан на 2006 2007 годы; Порядок конкурс

    Конкурс
    В целях обеспечения успешной реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Республике Татарстан, направленного на государственную поддержку инновационного развития образовательной системы республики,
  2. Кабинет министров республики татарстан постановление от 29 июля 2010 г. N 604 об утверждении долгосрочной целевой программы

    Документ
    В целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и распоряжения
  3. Кабинет Министров Республики Татарстан Министерство экономики Республики Татарстан государственный доклад

    Доклад
    Стремительное развитие науки, инновационной деятельности приобретает для Республики Татарстан особое, стратегическое значение. В условиях либерализации экономики, процессов глобализации и вступления новых стран во Всемирную торговую
  4. Кабинету Министров Республики Татарстан: предусматривать средства для реализации Программы при разработке проектов закон (1)

    Закон
    предусматривать средства для реализации Программы при разработке проектов законов Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на 2006 - 2010 годы;
  5. Кабинете Министров Республики Татарстан» Академия наук Республики Татарстан ОАО «Татэнерго» ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» ОАО «Татнефть» ОАО «Казанская ярмарка» программа (1)

    Программа
    09.00-10.30 - Заседание Правительства Республики Татарстан «О выполнении долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2010 – 2015 годы и на перспективу до 2020 года».

Другие похожие документы..