Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Любая сделка представляет собой набор определенных "юридических признаков", "свойств", позволяющих, во-первых, отграничить ее от ...полностью>>
'Документ'
Данный метод может содержать множество высказываний в зависимости от целей опроса. Применяют для контроля за формированием мировоззренческих позиций ...полностью>>
'Документ'
Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах. При глубоком рассмотрении вопроса обнаруживается, что понят...полностью>>
'Документ'
До 1926 року економіку СРСР та України в основному було відбудовано. Постало питання про перспективи її подальшого розвитку. Очікуваної більшовиками ...полностью>>

Рабочие программы по русскому языку и литературе для общеобразовательных учреждений 5-9 классы

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

[zaiceva. распечатано: 19.9.2013 19.9.2013, 1.doc]

Е. А. Быстрова, М. В. Черкезова

Рабочие программы по русскому языку и литературе для общеобразовательных учреждений

5—9 классы

Русский язык. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. 5—9 классы

Пояснительная записка

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному у стандарту основного общего образования. В ней учтены основные идеи и к положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программами для начального общего образования.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, консолидации и единения народов России.

Русский язык в системе общего среднего образования в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения занимает особое место. Он является средством общения, орудием познания и отражения действительности, важнейшим средством воспитания.

Овладение русским языком как средством общения обеспечивает способность и готовность учащихся к коммуникации в повседневной жизни и профессиональной деятельности, способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в полиэтническом обществе, помогает их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Русский язык является средством приобщения учащихся к духовному богатству культуры и литературы русского народа, к достижениям мировой науки и культуры.

Русский язык является одним из важнейших каналов социализации личности учащихся, способствует формированию гражданской идентичности и толерантности.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

— воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

— совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса учащихся и грамматического строя их языка; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

— освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

— формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи предмета «Русский язык» в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения:

$k формирование способности общаться на русском языке в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;

$k усвоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни общества, его развитии;

$k овладение самим языком, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка;

$k формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, его материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах речевого общения.

Изучение русского языка способствует развитию логического мышления учащихся: в ходе обучения они приобретают умения анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; строить логически правильное и композиционно законченное высказывание; составлять план выступления, конспекты и т. п.

В процессе изучения русского языка у школьников формируются общеучебные умения, а именно: самостоятельно добывать знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; контролировать правильность своей речевой деятельности и др.

Общая характеристика учебного курса

Основные особенности содержания обучения русскому (неродному) языку обусловлены тем, что достижение указанных результатов осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции. Это нашло отражение в структуре программы, которая состоит из трех сквозных содержательных линий:

— содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

— содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;

— содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных этапах (5—7, 8—9 классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают овладение основами науки о русском языке, сведениями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; формирование учебных умений, навыков и способов действий с языковым материалом; освоение основных норм русского литературного языка, владение необходимым словарным запасом и грамматическим строем речи; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка и русского речевого поведения, формирование языковой картины мира, овладение национально-маркированными единицами языка, нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Программа базируется на современных подходах к обучению языку: сознательно-коммуникативном и культуроведческом.

Основными принципами обучения русскому языку в 5—9 классах при сознательно-коммуникативном подходе являются следующие.

Принцип коммуникативности определяет цель обучения языку — формирование коммуникативной компетенции. Реализация этой цели предполагает формирование умений и навыков речевой деятельности во всех ее видах. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нем. Учиться общению, общаясь — вот основная характеристика коммуникативности.

В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность учащихся. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения свободного владения русским языком. Принципы коммуникативности и сознательности в своей совокупности определяют сознательно-коммуникативный подход к обучению русскому языку.

Важный принцип обучения русскому языку — учет родного языка учащихся. Он предполагает, с одной стороны, опору на знания, умения и навыки, полученные на уроках родного языка, с другой — предупреждение интерференции.

Этот принцип реализован в программе путем отбора и описания сведений о системе языка, которые осуществляются на основе учета типологических трудностей русского языка. Эти трудности обусловлены расхождениями в системах русского и родного языков учащихся, отсутствием некоторых грамматических категорий в родном языке, различием в способах выражения тех или иных значений.

В программе реализован культуроведческий подход. В соответствии с ним обучение русскому языку должно обеспечивать приобщение учащихся к культуре русского народа, лучшее осознание культуры своего народа, готовность и способность к диалогу культур.

Кроме названных принципов, обучение русскому языку предполагает: взаимосвязанное овладение видами речевой деятельности и уровнями языковой системы; преемственность и перспективность обучения.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане школы

Данная программа составлена в соответствии с базисными учебными планами для образовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения (БУП № 2, 3). Учитывая общность целей преподавания русского языка в этих учреждениях, программа составлена в соответствии с фундаментальным ядром предмета. Специфика преподавания русского языка в двух типах школ раскрыта в двух вариантах тематического планирования.

Вариант I (БУП № 2) для школ с русским (неродным) языком обучения.

5 класс — 175 ч

6 класс — 210 ч

7 класс — 105 ч

8 класс — 105 ч

9 класс — 105 ч

Курс рассчитан на 630 ч + 70 ч (резерв учебного времени, отводимый на вариативную часть). Всего 700 ч.

Вариант II (БУП № 3) для школ с родным (нерусским) языком обучения.

5 класс — 105 ч

6 класс — 105 ч

7 класс — 70 ч

8 класс — 70 ч

9 класс — 70 ч

Курс рассчитан на 380 ч + 40 ч (резерв учебного времени, отводимый на вариативную часть). Всего 420 ч.

Требования к результатам освоения учебного предмета «Русский язык» в основной школе

Личностные результаты освоения учащимися основной школы программы по русскому (неродному) и родному (нерусскому) языку:

$k понимание роли и места русского языка в современном мире, в жизни российского общества и государства;

$k осознание русского языка как средства приобщения к культуре русского народа, народов РФ и мировой культуре;

$k осознание важности владения русским языком для получения образования, осуществления трудовой деятельности, для социализации и самореализации;

$k сознательное отношение к русскому языку как к духовной ценности русского народа; умение и желание видеть и понимать различие и общность родной культуры и культуры народов России; уважительное отношение к русскому языку и культуре; уважение к уникальности культуры каждого народа;

$k осознание необходимости постоянного совершенствования речи, пополнения словарного запаса и овладения грамматическими средствами для свободного выражения мыслей в процессе общения на русском языке;

$k способность и реальная готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных сферах и ситуациях общения; толерантность при межкультурной коммуникации;

$k осознание важности соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения к окружающим;

$k осознание национального своеобразия русского и родного языков, различия их систем.

Метапредметные результаты освоения выпускниками учащимися основной школы программы по русскому (неродному) и родному (нерусскому)языку:

$k адекватное понимание информации, предъявляемой на слух в нормальном темпе; речи ведущих радио и телевидения, выступлений официальных лиц;

$k способность вычленять в процессе слушания главную мысль или существенную информацию, фиксировать ключевые слова и словосочетания;

$k умение воспроизводить прослушанную информацию с различной степенью свернутости (подробно, сжато, выборочно);

$k способность пользоваться разными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым;

$k адекватное понимание общего содержания читаемых текстов разных функциональных стилей и жанров;

$k способность ориентироваться в структуре читаемого текста, делить текст на части, устанавливать связи между частями текста, выделять главную и второстепенную информацию, интерпретировать прочитанный текст, анализировать, сопоставлять полученную информацию, делать выводы и обобщения на основе прочитанного;

$k способность осуществлять информационную переработку текста: составлять план и конспект; подробно, кратко и выборочно пересказывать прочитанный текст;

$k перевод фрагментов читаемого текста с родного языка на русский язык;

$k применять различные способы поиска информации (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

$k овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

$k готовность слушать собеседника и вести диалог; соглашаться с собеседником или возражать ему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; вести беседы и дискуссии на бытовые, учебные, культуроведческие темы; готовность признавать возможность существования различных точек зрения;

$k умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

$k способность осуществлять, опираясь на изученные правила общения, выбор уместных и эффективных речевых средств в предложенных коммуникативных ситуациях;

$k соблюдение основных орфоэпических, лексических, грамматических норм русского литературного языка в практике речевого общения; соблюдение правил орфографии и пунктуации при письменном общении;

$k способность критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

$k умение составлять некоторые виды деловых бумаг (заявление, доверенность, резюме);

$k способность и реальная готовность к использованию русского языка в качестве инструмента для получения знаний;

$k готовность к межличностному и межкультурному общению с соблюдением норм речевого поведения и учетом его особенностей в ситуации межкультурной коммуникации.

Предметные результаты освоения учащимися основной школы программы по русскому (неродному) и родному (нерусскому) языку:

$k понимание роли и места русского языка в образовании; сознательное отношение к русскому языку как важному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

$k освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка;

$k освоение базовых понятий: язык и речь, система языка, речь устная и письменная, диалогическая и монологическая, типы и стили речи, языковая норма, компоненты речевой ситуации, текст;

$k знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным;

$k овладение самим языком, его словарным составом и грамматическим строем;

$k усвоение основных норм русского литературного языка и использование их в речевой практике;

$k осуществление различных видов анализа слова; выполнение синтаксического анализа словосочетания и предложения; выполнение комплексного анализа текста;

$k точный отбор и адекватное использование языковых средств в речевой практике;

$k работа с различными видами лингвистических словарей, в том числе двуязычными;

$k владение навыками чтения и понимания текстов разных стилей и жанров; художественных (стихи, рассказы и др.), учебно-научных (тексты учебников по разным предметам), научно-популярных (статьи из научно-популярных журналов), публицистических (хроника, информационное сообщение), официально-деловых (объявление, доверенность и др.);

$k умение пересказывать (кратко и развернуто) прочитанный или прослушанный текст, передавать содержание увиденного фильма, спектакля и т. д.;

$k владение этикетными нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

$k уместное использование в речи формул речевого этикета (приветствие, прощание, извинение, просьба, благодарность, поздравление, приглашение и т. п.);

$k владение навыками создания текстов, различных по типу и стилю, с учетом сферы и ситуации общения;

$k способность общаться на русском языке в различных сферах (бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой), соблюдая нормы речевого этикета и адекватно используя мимику и жесты;

$k владение навыками писать конспекты по изучаемым на русском языке предметам; составлять рецензию на фильм или книгу; писать сочинение-рассуждение;

$k умение осуществлять перевод на русский язык небольших отрывков из произведений родной литературы или газетной статьи;

$k способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения.

Содержание курса

В соответствии с целями и задачами содержание курса русского языка в 5—9 классах составляют следующие разделы:

Раздел 1. Речь. Речевая деятельность (коммуникативная компетенция);

Раздел 2. Система языка (языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции);

Раздел 3. Русская культура в языке и речи (культуроведческая компетенция)

Это разделение носит условный характер и не отражает последовательности усвоения названных разделов в учебном процессе. Формирование видов речевой деятельности осуществляется из класса в класс на основе практического усвоения системы языка, усвоение системы сопрягается с развитием речи, с практическим овладением строем русского языка.

Раздел 1. Речь. Речевая деятельность

Этот раздел включает:

1) систему речеведческих понятий: общение, текст, тема и содержание текста, основная мысль, структура текста; функционально-смысловые типы речи; стили речи; виды речевой деятельности;

2) те умения и навыки связной речи, которые должны быть сформулированы в основной школе.

Раздел 2. Система языка

Этот раздел включает сведения о грамматических категориях и явлениях русского языка. Они вводятся поэтапно.

Так, 5 классе изучается фонетика, орфография, орфоэпия, лексика и словообразование. Начинается изучение морфологии (имя существительное, глагол, имя прилагательное). Вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации, что позволяет формировать устную и письменную речь на русском языке.

6—7 классы имеют в целом морфологическую направленность, однако предусмотрено изучение и синтаксического материала.

В 8—9 классах осуществляется изучение синтаксиса простого и сложного предложений.

Раздел 3. Русская культура в языке и речи

Это раздел включает в себя сведения о материальной и духовной культуре русского народа, его социально-культурных стереотипах речевого общения.

В разделах программы две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил, во второй — умения и навыки устной и письменной речи, которые должны быть сформированы на их основе. Такое представление материала обеспечивает практическую направленность изучения всего курса русского языка.

Содержание материала изложено изолированно, однако развитие речи связывается с изучением каждого раздела, каждой темы систематизированного языкового курса.

5 класс (161 ч/97 ч)

Речь. Речевая деятельность (54 ч/32 ч)

Система языка (101 ч/63 ч)

Русская культура в языке и речи (6 ч/2 ч)

Р а з д е л  1

Речь. Речевая деятельность (54 ч/32 ч)

I. Общение1.

Диалогическая и монологическая речь. Речь устная и письменная. Речевой этикет (практически).

Текст. Тема текста. Основная мысль текста. План текста. Средства связи предложений в тексте (повтор слов, синонимы, местоимения).

*2 Типы речи: повествование, описание, рассуждение (общее понятие). Повествование. Описание предмета или животного. Рассуждение.

II. У м е н и я:

— различать устную и письменную речь; диалог и монолог;

— знать и правильно употреблять формулы речевого этикета (приветствие, прощание);

— * определять тему и основную мысль текста;

— * озаглавливать текст;

— * делить текст на смысловые части, составлять простой план в форме повествовательных и вопросительных предложений;

— * правильно соединять части текста в связное целое;

— * составлять текст из данных предложений, озаглавливать его;

— * различать типы речи, создавать тексты (повествование, описание, рассуждение).

* Виды речевой деятельности (46 ч/24 ч)

У м е н и я:

в аудировании:

— воспринимать на слух содержащуюся в тексте информацию;

в чтении:

— читать осмысленно текст (монологический, диалогический), соблюдая интонацию высказывания, темп речи, паузы, выделяя слова логическим ударением;

— определять и формулировать основную мысль текста;

— пересказывать содержание текста, сохраняя его строение, стиль; подбирать заголовок к тексту, составлять план прочитанного;

в говорении:

— отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту;

— принимать участие в диалоге на темы, связанные с учебой, с содержанием прочитанных текстов;

— составлять текст на основе исходного текста;

— строить собственное высказывание с учетом цели и адресата речи;

— строить высказывание по теме, ситуации, рисунку, тексту;

— использовать формулы речевого этикета;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по русскому языку в 5 а и в 6 Бклассах учитель Черновол Татьяна Геннадьевна

    Рабочая программа
    Настоящая программа по русскому языку для 5 – 6 классов основной общеобразовательной школы создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений
  2. Рабочая программа по русскому языку для 2 класса на 2010-2011 учебный год

    Рабочая программа
    Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные
  3. Рабочая программа по русскому языку 6 класс

    Рабочая программа
    • Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов / М. Т. Баранов, А. Ладыженская, Н.М.Шанский Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 классы / Составитель Л.
  4. Рабочая программа по русскому языку в 9 классе (базовый уровень)

    Рабочая программа
    Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 9 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.
  5. Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

    Рабочая программа
    Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Другие похожие документы..