Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Организация, входящая в состав РОСТО, присоединяется к договору негосударственного пенсионного обеспечения № 001-Ю- -09/02 от 12 августа 2009 г. (дале...полностью>>
'Документ'
В статье приводится информация о развитии спортивного ориентирования в г. Рязани и Рязанской области. Информация подготовлена в связи с 50-летием ряза...полностью>>
'Реферат'
Не секрет, что Oracle и Microsoft SQL Server, разработанные лидерами мирового рынка программного обеспечения, сегодня являются одними из наиболее шир...полностью>>
'Учебник'
Это большой грех. Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, люди культурные. Они не безнадежны. Но избранник тот, кто в прекрасном ...полностью>>

Учебно-методическое пособие Москва 2006 требования государственного образовательного стандарта

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

Московский художественно-промышленный институт

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

по специальности «Дизайн» (052400)

Учебно-методическое пособие

Москва 2006

  1. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Подготовка специалистов в высшей школе современной России осуществляется в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта 2000 года. Данное пособие составлено в соответствии с требованиями этого стандарта. Оно адресовано преподавателям и студентам Московского художественно-промышленного института.

Государственный образовательный стандарт определяет основное содержание всех изучаемых учебных дисциплин. Курс культурологии имеет целью характеристику основных этапов и тенденций в социокультурном развитии человеческого сообщества на примере отдельных эпох, стран, культурно-исторических явлений и персоналий. В курсе преподавания делается особый упор на формирование у слушателей представления об общих закономерностях и специфических чертах развития различных культурно-исторических типов с учетом религиозно-конфессиональных, этнических и психологических аспектов.

1.1 Цели преподавания дисциплины

Преподавание курса “Культурология” нацелено на то, чтобы:

  • содействовать общей инкультурации студента путем введения его в систему ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установлений исторических и современных сообществ, а также систему языков и методов социальной коммуникации;

  • ориентировать будущих специалистов на творческое освоение ценностей мировой культуры, сформировать навыки оценки культурных процессов и явлений;

  • развивать у студентов гуманное отношение к окружающему миру и другим людям, уважение к ценностям культур разных региональных, этнических, конфессиональных, возрастных и иных социальных групп;

Курс «Культурология» направлен на повышение уровня и качества подготовки выпускников технического вуза в гуманитарной части, получение, дополнение и систематизацию знаний по культурно-цивилизационной сфере общественных отношений.

1.2 Требования к уровню освоения содержания курса.

Студент должен знать:

  • структуру и состав современного культурологического знания;

  • культурология и философия культуры;

  • социология культуры, культурная антропология;

  • культурология и история культуры;

  • теоретическая и прикладная культурология;

  • методы культурологических исследований;

  • основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация;

  • типология культур;

  • этническая и национальная, элитарная и массовая культуры;

  • восточные и западные типы культур;

  • специфические и "серединные" культуры;

  • локальные культуры;

  • место и роль России в мировой культуре;

  • тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе;

  • культура и природа;

  • культура и общество;

  • культура и глобальные проблемы современности;

  • культура и личность;

  • инкультурация и социализация

Студент должен уметь выражать свою позицию по основным культурным и гражданским аспектам человеческого бытия, выработать способность отстаивать свою точку зрения в ходе культурологических и общегуманитарных дискуссий, используя элементы научной аргументации. Студент должен приобрести навыки проведения самостоятельного научного исследования по актуальной на текущий момент культурологической тематике, изложив его итоги в письменной форме (семестровая работа).

1.3 Задача учебного курса

Задачи курса состоят в том, чтобы:

  • раскрыть специфику объекта и предмета культурологии, ее место и роль в системе гуманитарного знания;

  • дать наиболее целостное и систематическое представление о сущности, структуре и механизмах функционирования культуры;

  • сформировать представления об основных культурологических школах, направлениях, и теориях;

  • показать место и роль культуры России в системе мировой цивилизации;

  • сформировать представления об основных проблемах и тенденциях развития современной культуры;

  • развить у студента навыки социокультурной ориентации, оценки явлений культуры прошлого и настоящего, активного освоения культурного наследия;

  • развить у студента способность к диалогу с чужими культурами.

Основная линия в преподавании культурологии заключается в рассмотрении самого феномена “культура”. Этот феномен не сводится к набору явлений, связанных с искусством и сходных с ним. Культура - это система жизнедеятельности, куда входят и материальные, и духовные составляющие. Экономика, политика, наука, религия, философия, искусство представляют собой подсистемы человеческой культуры.

Системный характер человеческой жизнедеятельности (культуры), специфика различных типов культур, систем ценностей, знаний, логика их развития в каждой культуре - вот основные вопросы, интересующие культурологию как новую область исследований, обретших свой объект и предмет лишь во второй половине XX века.

В соответствии с государственным образовательным стандартом учебный курс «Культурология» содержит следующие разделы: теория культуры, основные культурологические теории, история мировой и отечественной культуры.

1.4 Структура курса

Курс «Культурология» является органической частью системы дисциплин социально-гуманитарного профиля и предполагает опору на межпредметные связи с философией, социологией, религиоведением, этнографией, антропологией, мифологией, литературой, историей изобразительного искусства, эстетикой, этикой и т.д., отчасти выполняя интегрирующую функцию в ряду этих учебных дисциплин, а, также помогая студентам осмыслить процесс и результаты их конкретно-практической деятельности.

Учебный курс нацелен на изучение культурологических школ и направлений, представленных отечественной и зарубежной традициями, и призван помочь студентам понимать роль культуры в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, основных ценностях культуры; уметь оценивать достижения культуры, самостоятельно анализировать теоретические концепции и взгляды, содействовать становлению профессионального мышления.

Методологическая концепция данного курса построена следующим образом. Вначале представлен лекционный материал(представлен в приложении), затем он конкретизируется на консультационных занятиях, по итогам которых проверочные работы (устные и письменные опросы). Особое внимание уделяется уяснению основных терминов и понятий, на которых базируется изложение материала данного учебного курса, в помощь слушателям предлагается отдельное методическое пособие-словарь. В процессе усвоения материала и при подведении итогов учебного семестра применяется рейтинговая система, которая учитывает посещаемость занятий и итоги промежуточной аттестации.

1.4.1 Распределение часов по темам.

Название курса

Кол-во-часов

Раздел 1. Теория культуры.

10

1.1

Понятие культуры. История развития представлений о культуре

2

1.2

Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования

2

1.3

Современные культурологические теории.

2

1.4

Основные функции культуры

2

1.5

Историческая типология культуры.

2

Раздел 2: ОНТОЛОГИЯ И ГНОСЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

2.1

Культурология как новая отрасль социально-гуманитарного знания и ее познавательный статус

4

2.2

Культура как объект культурологической рефлексии

2

Раздел 3: МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

10

3.1

Культурные модусы социального бытия

2

3.2

Ценностная природа культуры

2

3.3

Культура как мир знаков

2

3.4

Культурная коммуникация и особенности самоопределения личности в культуре

2

3.5

Культурная динамика и проблемы управления социокультурными процессами

2

Раздел 4: ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

4

4.1

Культурологическое моделирование социокультурных систем и проблемы типологии культур

2

4.2

Западные и Восточные типы культур. Место России в мировой культуре

2

Всего:

28

1.4.2 Содержание самостоятельной работы студентов

Рейтинговая система оценки.

Самостоятельная работа студентов, изучающих курс “Культурология”, рассматривается как одна из важнейших форм творческой деятельности студентов по преобразованию информации в знания. В структуру самостоятельной работы входит работа студентов на лекциях и над текстом лекции после нее, в частности, при подготовке к контрольной работе и зачету; подготовка к семинарским занятиям (подбор литературы к определенной проблеме; работа над источниками; составление реферативного сообщения или доклада и пр.), а также работа на семинарских занятиях, проблемное проведение которых ориентирует студентов на творческий поиск оптимального решения проблемы, развивает навыки самостоятельного мышления и умения убедительной аргументации собственной позиции. В качестве самостоятельной работы студентов на семинаре рассматривается также участие студентов в подведении итогов семинара и оценка ими выступлений участников семинара.

Важнейшей формой самостоятельной работы студентов является реферативная работа. Студент может: 1) выбрать одну из приводимых ниже возможных тем рефератов и, самостоятельно подобрав литературу (3-5 источников), написать реферат или 2) отреферировать одно из предлагаемых оригинальных культурологических произведений. Проверкой усвоения материала

служит промежуточное и итоговое тестирование студентов перед сдачей экзамена.

Рейтинговая система оценки (РСО) принята в МХПИ для повышения контроля и улучшения качества образовательного процесса. РСО обеспечивает возможность осуществления эффективного учёта успеваемости и усвоения учебного курса. Принятая для расчёта рейтинга 100-бальная шкала позволяет реально оценить выполнение каждым студентом всех составляющих элементов учебного плана.

Расчёт рейтинга представляет собой сумму баллов, которые набраны в результате семестровой работы. Система РСО и её критерии доводится до каждого студента в начале семестра и оформляется специальным рейтинговым соглашением. В качестве «контрольных точек» в неё закладываются проводимые в течение семестра занятия, выполнение выдаваемых заданий и результаты промежуточного контроля. В качестве примера РСО по данной дисциплине с учётом приведенного далее содержания курса и заданий по промежуточной аттестации может быть использован следующий вариант.

Вариант РСО по культурологии.

1. Учёт посещаемости лекционных занятий. За 14 занятий (по 4 часа каждое) студент может получить от 0 до 42 баллов, из расчёта 3 балла за занятие.

2. Выполнение заданий по промежуточной аттестации. За три занятия от 0 до 18 балла, из расчёта 1 балл за присутствие и до 5 баллов в виде оценки за каждое занятие.

3. Текущее тестирование на промежуточной аттестации. За три тестирования от 0 до 24 баллов, из расчёта до 8 баллов за тест.

4. Написание реферативной работы, но не более двух за семестр, по 5 баллов за каждую.

5. Написание терминологического диктанта, за каждый из них по 3 балла, но не более двух за семестр.

Максимальный рейтинг по системе равен 100 баллам. Студент, набравший менее 60 баллов, к итоговой аттестации не допускается. Участие в научной конференции добавляет 10 баллов. За каждое пропущенное лекционное занятие студент может написать реферат из перечня предложенных в пособии тем, но не более трёх за семестр, за каждый реферат- до трёх балов. Рейтинг, полученный студентом, учитывается преподавателем во время итоговой аттестации. Например, 85 и более баллов РСО может зачитываться в качестве итоговой оценки «отлично».

2. Содержание курса

Раздел 1. Теория культуры.

1.1. Понятие культуры. История развития представлений о культуре.

Зарождение термина «культура» в античности. Лингвистическая многозначность термина: культура как возделывание, почитание, образ жизни, образование и развитие, совершенствование. Проблема определения сущности культуры. Соотношение понятий «культ» и «культура», «натура» и «культура», «цивилизация» и «культура», их эволюция и трансформация в эпоху средневековья, Ренессанса, Просвещения. Первые попытки системного описания культурно-исторического процесса: Дж. Вико, Ж.-Ж.Руссо, Тюрго, Кондорсе, Вольтер, Дидро. И.Г.Гердер о культуре как духовности и гуманности.

Понимание культуры в немецкой классической философии. Основные принципы построения классической модели культуры: рационализм, историзм, гуманизм. Влияние европоцентризма на формирование «классической модели культуры».

1.2. Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования.

Предпосылки возникновения и развития культурологии как самостоятельной дисциплины в кругу гуманитарных наук. Роль культурфилософии, культурантропологии, этнографии, социологии, психологии, лингвистики в формировании предмета и методов культурологических исследований. Интегрирующая роль культурологии в системе гуманитарного знания: движение теоретической мысли от многообразия артефактов к усвоению духа культуры, выявлению ее архетипов, структуры, воссозданию «генетики» культуры.

Структура и состав современного культурологического знания: фундаментальная культурология (теория культуры), историческая культурология и прикладная культурология.

Основные проблемы культурологии: взаимосвязь культуры с природой и обществом, культурогенез и возможности управления социокультурными процессами, факторы стабильности и источники развития культуры, совместимость национальных культур и перспективы создания общечеловеческой культуры, выработка ценностно-смыслового горизонта культуры будущего, методологические проблемы социогуманитарных наук.

Методология и методика исследования культур. Исторический, биографический, структурно-функциональный, эволюционный, психоаналитический, герменевтический и другие методы в культурологии. Источники культурологии: документы, архивы, музеи, памятники культуры, произведения искусства, теле- и радиоматериалы.

Роль культурологии в исследовании и решении социальных, политических, педагогических и экономических проблем. Культурология и формирование общей и профессиональной культуры специалиста.

1.3. Современные культурологические теории.  

Кризис европейского философствования, рационализма и разрушение классической модели культуры. Вклад романтизма и неоромантизма в изучение культуры – Гете, Новалис, Ф.Шеллинг, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше. Аксиологическая парадигма в философии и социологии культуры (Г.Риккерт, М.Вебер, А.Вебер). Стиль и образ культур в работе О.Шпенглера «Закат Европы». Формирование конкретных наук о культуре и методах изучения культуры как общественного явления: культурная антропология – Э.Тайлор, Ф.Боас, А.Крёбер, Р.Рэдфилд; социальная антропология и структурный функционализм – Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун, Т.Парсонс, Р.Мертон. Вариации структурного подхода в середине ХХ века: структурная антропология и структурализм – К.Леви-Стросс, М.Фуко, Р.Барт; интерпретативная антропология К.Гирца. Игровая концепция культуры Й.Хейзинги. Психоаналитические концепции культуры – З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм – и их современные неофрейдистские версии – Ж.Лакан, Ж.Деррида.

Содержание «лингвистического поворота» в социогуманитарном знании. Интерпретация культуры как текста. Постмодернистские теории чтения. Ж.Деррида и возможности деконструктивизма в интерпретации культуры. М.Фуко и его подход к изучению истории культуры. Ж.Делез, Ж.Бодрийяр и проблемы интерпретации массовой культуры ХХ века.

Культурологические теории в России как форма национального самосознания. Особенности русской философской и культурологической мысли. Роль православия в становлении духовности русского народа. Западничество и славянофильство, и выбор пути развития русской культуры. Славянофильская культурологическая концепция А.С.Хомякова – критика европоцентризма, обоснование особого пути развития русской культуры. Религиозно-философская культурология И.В.Киреевского. П.Я.Чаадаев «Философические письма» и их значение для российского самосознания. Культурологические концепции К.Д.Кавелина, Б.Н.Чичерина, С.М.Соловьева. Социологически-культурологические взгляды народников П.Лаврова и Н.Михайловского. К.Леонтьев – критика европейской цивилизации и культуры, концепция «одномерного» человека. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского: отрицание европоцентризма, циклическое развитие культур. «Русская идея» и последующая дискуссия в ХХ веке. Евразийство как культурологическая концепция – Н.С.Трубецкой, Л.П.Карсавин, Г.В.Вернадский и др.

Русский религиозный и философский ренессанс конца XIX – начала XX в., его влияние на отечественную культурологическую мысль. Идеи «христианской культуры». Идея «нового средневековья» и построение новых интегральных образов культуры – Н.А.Бердяев, Г.В.Флоровский, Г.А.Федотов, И.А.Ильин. Культурологическое значение концепций «всеединства» В.Соловьева, П.Флоренского и др. Тема кризиса европейской культуры в творчестве С.Л.Франка, Л.Шестова, Н.Бердяева. Развитие исторической культурологии в России: А.С.Лаппо-Данилевский, П.Н.Милюков, П.М.Бицилли, А.Я.Гуревич. Основные направления в культурологии современной России – М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман, Н.И.Конрад, М.К.Петров, С.С.Аверинцев. Идеи Д.С.Лихачева о пространственно-временных особенностях «русского мышления».

1.4. Основные функции культуры

Концепция бытия культуры, ее сущности. Философский анализ «культуры». Разнообразие определений культуры как отражение сложности и многозначности самого феномена. Открытость категории «культура». Культура как образованность. Культура как соблюдение этикета. Понятие светскости культуры. Культура с точки зрения исторического бытия. Культура в рамках социологии. Правовая культура. Уровни культуры.

Человек, природа, общество как основная функциональная связь, определяющая целостность культуры.

Функция освоения и преобразования природы как первая и основная функция культуры. Родовое единство человека и природы как проявление коэволюции. Культура как способ жизни по природе, система символов и психологических механизмов регуляции социального поведения человека по отношению к внешней природе (окружающий мир) и внутренней природе (внутренний мир). Культура как форма накопления, хранения и трансляци знания. Способы получения знания и формы его хранения и передачи. Формы естественной памяти, письменность и знание, техника и знание.

Нормативная функция. Организующая и смысложизненная функция культурных норм. их разновидности и символика. Нормы – табу, нормы – принципы, нормы – ценности. Культура как форма социализации личности. Структура личности. Сознание и бессознательное и архетип культуры. Социальный характер как форма социалихации личности. Интериоризация и экстериоризация культуры в процессе развития личности. Культура как пересечение индивидуального и архетипического в личности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие Москва 2006 требования к обязательному минимуму содержания курса в соответствии с государственными образовательными стандартами

    Учебно-методическое пособие
    Данное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для подготовки специалистов в высшей школе. Оно адресовано преподавателям и студентам Московского художественно-промышленного института.
  2. Учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 030501 «Юриспруденция» инаправления 030500 «Юриспруденция» Составитель (3)

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 030501 – «Юриспруденция» и направления 030500 – «Юриспруденция»
  3. Учебно-методический комплекс разработан на основе государственного образовательного стандарта 030501. 65 "Юриспруденция" и предназначен для студентов юф пф тгу заочной формы обучения. Оглавление (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан на основе государственного образовательного стандарта 030501.65 "Юриспруденция" и предназначен для студентов ЮФ ПФ ТГУ заочной формы обучения.
  4. Учебно-методическое пособие для студентов Iкурса очной формы обучения (1)

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденного в 2  г.
  5. Учебно-методический комплекс по отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования /Основной образовательной программой по дисциплине по специальностям 080301 «Коммерция (торговое дело)»,

    Учебно-методический комплекс
    Для студентов, обучающихся по специальностям: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ аудит», 080301 «Коммерция (торговое дело)», 080401 «Товароведение и экспертиза товаров»,

Другие похожие документы..