Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Сегодня мне хотелось бы продолжить с вами разговор о том, о чем было сказано здесь перед моим отъездом в Вену. Я желал бы показать вам, как в образах...полностью>>
'Справка о наличии'
18.16. Принятие решения о предоставлении льгот по уплате местных налогов, сборов, а также республиканских налогов, сборов (пошлин), полностью уплачив...полностью>>
'Документ'
Во имя возлюбленного могущественного Присутствия Бога Я ЕСМЬ во мне я призываю семь могущественных Архангелов, Элохим Бога, Чоханов лучей, Могуществе...полностью>>
'Курсовая'
Ауд.13 (к.э.н. доц. Квитченко С.А.) 13: 0-14:50 Учет и операционная деятельность в банках. Ауд.13 (к.э.н. Ковшова М....полностью>>

Книга будет полезна и ит-менеджерам фирм производителей программного обеспечения, и ит-менеджерам коммерческих банков (потребителей), руководителям коммерческих банков,

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

:: только самые лучшие книги!

Информационные технологии в банке

Тютюнник А.В., Шевелев А.С. Информационные технологии в банке - Издательская группа "БДЦ-пресс", 2003 г.

В работе ведущих российских специалистов-практиков в области банковских и информационных технологий рассматривается широкий круг теоретических и практических вопросов управления информационными системами (ИС). Авторы чрезвычайно точно и своевременно расставляют акценты в вопросах банковской автоматизации, перенося центр тяжести с описания имеющихся банковских ИТ на описание процессов управления ими. Цель издания - помочь банковским практикам в организации управления ИС в соответствии с лучшими международными стандартами на всех этапах их жизненного цикла - планирования, анализа, приобретения, внедрения и обслуживания в период эксплуатации ИС

Книга будет полезна и ИТ-менеджерам фирм - производителей программного обеспечения, и ИТ-менеджерам коммерческих банков (потребителей), руководителям коммерческих банков, а также руководителям банковских подразделений, менеджерам и специалистам, которые так или иначе участвуют в приобретении, разработке, внедрении и эксплуатации информационных технологий как со стороны коммерческих банков ("фирм-потребителей"), так и "фирм-консультантов", которые стали устойчивыми участниками во взаимодействии разработчиков и потребителей

Об авторах

Александр Валерьевич Тютюнник

1972 года рождения. Доктор экономических наук. Окончил Московский экономико-статистический институт, аспирантуру. В 1998 году защитил кандидатскую диссертацию, которая была посвящена вопросам совершенствования межбанковских расчетов. В 2002 году закончил докторантуру и защитил докторскую диссертацию "Методология реинжиниринга кредитных организаций". Ученик известного деятеля науки, члена-корреспондента, доктора экономических наук, заслуженного профессора М.А. Песселя. Является сертифицированным аудитором качества, членом Международной ассоциации аудита и контроля информационных систем. Неоднократно проходил тренинги и стажировки за рубежом, в частности в США, Великобритании, Бельгии, Чехии.

Имеет более чем десятилетний опыт практической работы в области банковских и информационных технологий. Работал в коммерческом банке. Около пяти лет работал в крупнейшей российской софтверной компании, специализирующейся на разработке банковского программного обеспечения, где начинал инженером службы сопровождения, далее работал бизнес-аналитиком, менеджером внедрения, исполнительным директором. Последние несколько лет специализировался на консалтинговых услугах и аудите, работая в международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers и на проектах TACIS. Участвовал в качестве руководителя и консультанта в десятках крупных российских и международных проектов в этой области. Являлся советником высшего руководства государственных финансовых структур. В настоящее время работает в швейцарской компании Temenos - мировом лидере в области автоматизации банковской деятельности, разработчике системы Globus.

Преподавательский стаж более 5 лет, профессор, преподаватель Московского государственного университета экономико-статистической информации (МЭСИ), Московской высшей банковской школы, Института повышения квалификации банковских специалистов, Московского международного института эконометрики, информатики, финансов и права, где является заведующим кафедры "Банковские технологии". Автор курсов "Бухгалтерский учет в банках", "Банковский аудит", "Реинжиниринг банков", "Управление качеством банковских услуг", "Управление рисками информационных систем", "Операционные риски", "Новые банковские продукты и услуги".

Автор более 80 публикаций по банковской тематике, включая монографию "Реинжиниринг кредитных организаций".

В данной книге Тютюнник А.В. является автором: части 1 (полностью), части 2 (за исключением глав "Оперативная деятельность" и "Информационная безопасность"), части 3 (за исключением глав "Разработка решений", "Тестирование систем", "Анализ рисков при реализации проекта", "Поиск решений"), части 4 (за исключением глав "Операционно-техническая среда", "Автоматизированные банковские системы", "Поддержка интернет-услуг"), соавтором глав "Организация проекта" и "Внедрение систем" части 3, составителем , общим и научным редактором.

Антон Сергеевич Шевелев

1969 года рождения. Окончил Московский инженерно-физический институт (МИФИ) и Академию народного хозяйства по специальности "Управление ИТ-проектами". Проходил стажировку в Ирландии, Великобритании. Имеет ряд сертификатов в области информационных технологий, в том числе МСР, BrainBench.

Практический опыт в области информационных технологий около десяти лет. Имеет опыт разработки, внедрения, сопровождения информационных систем в большинстве современных средств разработки и СУБД. Участвовал в проектах автоматизации государственных учреждений, более двадцати кредитных организаций в России и ближайшем зарубежье и со стороны клиента, и как специалист компании - разработчика программных продуктов "Диасофт". Работал системным администратором в российском банке. Имеет опыт консалтинговой деятельности, был руководителем отдела банковского консалтинга известной российской компании. Являлся менеджером по информационным технологиям российского отделения крупнейшего международного банка HSBC. В настоящее время работает в компании Temenos.

Автор около 30 публикаций по вопросам информационных технологий.

В данной книге является автором и соавтором, составителем глоссария и консультантом по техническим вопросам.

Содержание

Информационные технологии в банке

Об авторах

Часть 1. Организация и развитие ИТ-менеджмента

Организация управления ИТ

Восемь ключевых подходов

Тесное взаимодействие с бизнесом

ИТ как сервисная организация

Проектная форма управления

Матричная оргструктура

Показатели деятельности

Документирование ИТ-процессов

Совершенствование процессов

Стратегия ИТ

Стратегия в области ИТ

Основные тенденции развития ИТ

Составление стратегического плана

Управление экономическими аспектами ИТ в банках

Что такое экономика ИТ

Управление инвестициями в ИТ

Бюджетное планирование

Распределение издержек

Управление ценностью ИТ

Выбор решений

Анализ целесообразности

Функциональные требования

Организация процесса выбора системы

Проведение тендера

Заключение контракта

Потенциальные услуги

Часть 2. Операционное управление информационными технологиями

Управление ИТ-персоналом

Особенности управления ИТ-персоналом

Элементы системы управления персоналом

Риски персонала и совмещение

Мотивация и стимулирование

Обучение и сертификация

Внутреннее обучение

Привлечение специалистов

Внутренняя миграция кадров

Сертификация специалистов

Обучение пользователей

Обслуживание пользователей

Принципы поддержки пользователей

Технологическая схема работы

Типы запросов и приоритезация

База данных запросов и автоматизация

Отчетность и контроль

Управление качеством

Всеобщее управление качеством (TQM)

Стандарт качества ISO 9000

Жизненный цикл программного обеспечения

Специализированный стандарт TickIT

Особенности управления качеством ИТ-услуг

Управление аутсорсингом

Роль аутсорсинга в ИТ

Взаимодействие с внешними поставщиками

Оперативная деятельность

Технические регламенты

Циклы оперативной работы

Резервное копирование и архивирование

Оптимизация системы

Внесение оперативных изменений в систему

Обеспечение актуальной справочной информации

Информационная безопасность

Нарушения конфиденциальности

Изменения в системе

Утрата работоспособности или производительности

Источники и мотивы нарушений

Организация информационной безопасности

Управление рисками

Влияние систем защиты на развитие бизнеса

Аудит информационных систем

Цели и задачи аудита ИС

Регулирование аудита информационных систем

Технология аудита информационных систем

Примеры выявленных проблем

Часть 3. Управление проектами в области ИТ

Управление изменениями

Необходимость преобразований

Общий подход: теория и практика

Определение объектов изменений и их "размораживание"

Документирование текущей технологии

Критерии оптимизации и ограничивающие условия

Анализ текущей технологии работы

Выработка, согласование и документирование новой технологии

Внедрение изменений

Контроль эффективности осуществленных преобразований

Корректировка и закрепление изменений

Организация проекта

Первичный анализ проекта

Создание проектной команды

Предпроектное обследование

Составление плана работ

Детальная постановка задачи

Взаимодействие с руководством

Разработка решений

Ответственность заказчика

Оценка эффективности разработки

Тестирование систем

Методы и подходы тестирования

Проблемы тестирования

Внедрение систем

Особенности внедрения

Организационные действия

Подготовка к внедрению

Начало рабочей эксплуатации

Завершение проектов

Анализ рисков при реализации проектов

Типы рисков в информационном проекте

Идентификация рисков

Снижение затрат в проектах

Методы поиска решений

Определение идеального решения

Мобилизация новых ресурсов

Применение информационного фонда

Изменение или замена задачи

Проверка полученного ответа

Переносимость найденного решения на другие задачи

Анализ хода решения

Часть 4. Практические решения и инструментарий

Операционно-техническая среда

Связь в информационной сети

Типы информационных сетей

Уровни сетевых протоколов

Распределенные системы

Операционная среда

Автоматизированные банковские системы (АБС)

Обзор зарубежных систем

Обзор российских систем

Инструментарий бизнес-моделирования

Поддержка интернет-услуг

Пластиковые карты

Приложение 1. Схема организации ИТ по CoblT

Приложение 2. Анализ функций ИТ: результаты диагностики

Приложение 3. Пример матричной оргструктура ИТ-департамента

Приложение 4. Образцы тендерной документации

Приложение 5. Соглашение о взаимодействии пользователей и специалистов ИТ (SLA)

Приложение 6. Перечень эксплуатируемых систем и программ

Приложение 7. Пример экзаменационных вопросов для ИТ-аудиторов

Приложение 8. Пример бизнес-схем в стандарте IDEF0

Словарь терминов

Предисловие

Книга А.В. Тютюнника и А.С. Шевелева посвящена теоретическим и практическим вопросам управления информационными системами (ИС), которые становятся все более актуальными. Актуальность книги настоящего издания обусловлена двумя обстоятельствами.

Во-первых, управление информационными системами - информационный менеджмент (ИМ) как самостоятельное направление практической деятельности, исследований и образования - в России возникло относительно недавно, хотя по сути информационный менеджмент является важной сферой деятельности для любой фирмы. Информационная система представляет собой модель системы управления, через которую проходит формализованная (структурированная) и частично формализованная (слабо структурированная) информация. Адекватность этой модели улучшается с развитием информационных технологий (ИТ) и совершенствованием парадигмы построения и управления ИС. Адекватность ИС в значительной мере определяет ее эффективность как инструмента управления. Таким образом, фирма - производитель ИС заинтересована не только в разработке (управление разработкой ИС - технологический менеджмент), но и в реализации ИС на рынке, а после покупки ее фирмой-потребителем - внедрении ИС на объекте (проектный менеджмент ИС). За последние несколько лет на тему информационного менеджмента был выпущен не слишком обширный ряд работ таких авторов, как В.В. Годин, А.В. Костров, В.В. Баранов и Д.С. и Н.С. Аглицкие.

Во-вторых, проблемы информационного менеджмента в настоящей работе рассмотрены не изолированно, а в тесной увязке с вопросами автоматизации банковской деятельности, то есть с проблемами предметной области. Следует отметить, что на рынке автоматизированных банковских систем (АБС) конкуренция сегодня в меньшей мере связана с различиями их функциональных возможностей, но в большей - с качеством обслуживания клиента фирмой-производителем на таких этапах жизненного цикла системы, как внедрение и эксплуатация ИС.

Фирма-потребитель (в данном случае - КБ) заинтересована в быстром и бесконфликтном внедрении ИС. Мнение неспециалистов о том, что инсталляция и есть внедрение, верно только для так называемых коробочных решений. На самом деле инсталляция лишь начинает внедрение ИС, которое проходит в большинстве случаев весьма болезненно. Это связано с тем, что новая технология еще полноценно не заработала, а старая (предметная) технология подвергается проверке при внедрении новой и обнаруживает в ней ошибки. Такая ситуация может повлечь за собой противостояние разработчиков АБС и сотрудников КБ. Кроме того, сотрудники банка вынуждены довольно долгое время вести обе технологии одновременно: старую (поскольку они в ней уверены и к ней привыкли) и новую (поскольку на нее придется, так или иначе, переходить). Еще одна "неприятность", которая является следствием внедрения ИТ - изменение функциональных обязанностей лиц, принимающих решения (ЛПР) в системе управления. Изменение их функциональных обязанностей ведет к необходимости обучения персонала ИТ и изменения организационной структуры управления объектом. Следствием этого являются либо появление иных или дополнительных обязанностей у ЛПР (оптимистический вариант), либо увольнение ненужных сотрудников (пессимистический вариант).

Принимая решение о приобретении ИС, руководство банка должно сделать выбор: адаптировать ли ИС под существующую организацию бизнес-процессов и организационную структуру, спланировать их изменение и поддержать эти изменения внедрением ИС или просто адаптировать под требования ИС свою ОСУ.

Сохранившийся до сих пор подход к автоматизации деятельности КБ, выражающийся в требовании поддержать инструментально существующую систему управления, не просто безнадежно устарел, а является методологически неверным. Исходя из такой формулировки, любая автоматизация - уже успех. При этом руководство банка зачастую даже не задается вопросами: как изменятся бизнес-процессы, обеспечивающие оказание услуг или управления, как изменится организационная структура управления, не говоря уже о том, чтобы задуманная руководством организационно-технологическая перестройка рассматривалась как основной процесс, а информационные технологии - как инструмент поддержки этого процесса. Книга А.В. Тютюнника и А.С. Шевелева чрезвычайно точно и своевременно расставляет акценты в вопросах банковской автоматизации, перенося центр тяжести с описания имеющихся банковских ИТ на описание процессов управления ими.

Авторы ставят своей целью помочь банковским практикам в организации управления ИС в соответствии с лучшими международными стандартами на всех этапах их жизненного цикла - планирования, анализа, приобретения, внедрения и обслуживания в период эксплуатации ИС.

Книга будет полезна и ИТ-менеджерам фирм-производителей программного обеспечения, и ИТ-менеджерам коммерческих банков (потребителей), руководителям коммерческих банков, а также руководителям банковских подразделений, менеджерам и специалистам, которые так или иначе участвуют в приобретении, разработке, внедрении и эксплуатации информационных технологий как со стороны коммерческих банков ("фирм-потребителей"), так и "фирм-консультантов", которые стали устойчивыми участниками во взаимодействии разработчиков и потребителей.

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой

информационного менеджмента и электронной коммерции

Московского государственного университета

экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

В.В. Дик

Авторы считают своим долгом выразить благодарность всем тем, кто оказал помощь при подготовке этой книги и содействовал нашему профессиональному росту, в том числе Джереми Фостеру, Хорхе Ивашкевичу, Стивену Тиммонсу, Джону Йанни, Роменскому Артему Александровичу, Парфенову Дмитрию Александровичу, Глазкову Александру Валерьевичу, Овсию Валерию Ивановичу.

За содействие в сборе информации по поставщикам банковских информационных систем авторы приносят благодарность Королеву Денису Михайловичу.

Авторы также выражают благодарность руководству и специалистам компаний PricewaterhouseCooper, Temenos, "Диасофт", банка HSBC, коллективу преподавателей Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и персонально профессору Дику Владимиру Владимировичу.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой "Административное и финансовое право" Московской финансово-промышленной академии. Более 25 лет занимается исследование (1)

    Исследование
    Мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой "Административное и финансовое право" Московской финансово-промышленной академии.
  2. А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой "Административное и финансовое право" Московской финансово-промышленной академии. Более 25 лет занимается исследование (2)

    Исследование
    Мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой "Административное и финансовое право" Московской финансово-промышленной академии.
  3. Банки: организация и персонал

    Книга
    В настоящем пособии рассматриваются различные характеристики эффективных банковских организаций, базовые функции и организационные структуры банков, задачи структурных подразделений, системы управления банком, специфика информационного
  4. Hybrid Storage Alliance, которая будет продвигать технологию гибридных накопителей индустрия 10 английская компания fingerpin приобрела лицензию на решение

    Решение
    американская Ассоциация бытовой электроники провела выставку 2007 International Consumer Electronics Show, которая в этом году отмечает свой 4О-летний юбилей.
  5. «Технологии, научно-техническое и информационное обеспечение в образовании, экономике и производстве региона»

    Документ
    «Технологии, научно-техническое и информационное обеспечение в образовании, экономике и производстве региона»: материалы X международной научно-прак­тической конференции, филиал ГОУ ВПО МГУТУ в г.

Другие похожие документы..