Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Авторегрессионая модель представляет случай коррелированности наблюдений, например, во времени (последующее событие часто зависит от совершения преды...полностью>>
'Урок'
Модели уроков по литературе в 5 – 11 кл. (национально – региональный компонент). Изд. Архангельск – 2001г., с.6 «Мастерство сказочника С.Писахова. Бо...полностью>>
'Статья'
Когда мне сказали, что Виталий Лазаревич Гинзбург посетит нашу конференцию, то я не поверил. Редко случается такое событие, когда нобелевский лауреат ...полностью>>
'Документ'
В середине 1940-х годов СССР активно участвовал в формировании нового политического и экономического мирового порядка. Советская делегация присутствов...полностью>>

Тезисы докладов ХХXVII самарской областной

Главная > Тезисы
Сохрани ссылку в одной из сетей:

(Самарский государственный технический университет)

Информационные технологии, изначально призванные служить средством облегчения труда и интенсификации производства, обрели не только собственную «бытийность» в обществе постмодерна, но и играют решающую роль в формировании образа человека и мира. Приходится констатировать, что высокий уровень развития информационных технологий, как это ни парадоксально, усилил общую тенденцию к примитивизации и «конъюнктуризации» знаний. В таком обществе реальная жизнь подменяется неким информационно-потребительским пространством, а изначальная сфера обитания (природа и общество) – искусственной средой техницизма и виртуальной реальностью. Манипуляция сознанием и такое явление, как симулякр, стало атрибутом современной социальной среды. Люди все более погружаются в мир «снов наяву» фантазий, т. е. в мир эскапизма, где иллюзии становятся гиперреальными. Человек в таком обществе потерял связь со своим подлинным «Я», превратился в так называемого кидалта – взрослого ребенка, который реальной жизни предпочитает виртуальную, фантазийную.

Под действием современных технологий все сферы жизнедеятельности перетерпели изменения, в том числе и социальная: вместо традиционного деления на экономические классы и страты общество дифференцируется не только по профессиям, уровню образования и квалификации, но и по отношению к информационным источникам. Происходит своеобразное возвращение к «кланово-племенному» социальному устройству. По выражению А.Тоффлера, наступает «эпоха субкультур». С другой стороны, распространение информационных технологий ведет к глобализации, объединяет всю планету в единое информационное пространство.

Информация, став основным продуктом производства, является и мощным властным ресурсом, которым человеку еще предстоит научиться пользоваться. Невнимание к этой проблеме грозит человеку не только утратой собственной идентичности, но и, по мысли создателей фантастических апокалиптических литературы и кинематографа, физическим уничтожением.

Однако не стоит забывать, что перспективы развития информационных технологий очень значимы для человечества. Так, широчайшие перспективы открыты перед разработкой нанотехнологий. Можно сказать, что современная наука вплотную подошла к возможности моделирования материи, способной к саморегуляции. Поэтому столь важно избежать крайностей между полным отказом от совершенствования информационных технологий и игнорированием возникающих проблем.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ К. ЯСПЕРСА

Яшин С.А., научный руководитель препод. Нагорная М. В.

(Самарский государственный технический университет)

Анализ трудов Ясперса «Духовная ситуация эпохи» (1931), «Смысл и назначение истории» (1949), «Атомная бомба и будущее человечества» (1958) и некоторых других показывает, что он видит технику как новый фактор мировой истории, в связи с чем выделяет отдельный этап в ней – «научно-техническую эру», ознаменовавшую принципиально иную эпоху развития человечества. Техника по Ясперсу – это «совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой; цель их - придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную ему форму окружающей среды». Однако Ясперс, исследуя технику в русле экзистенциальных идей, считает, что ее развитие неуклонно ведет к кризису человека: «С помощью современной техники связь человека с природой проявляется по-новому. Вместе с необычайно усилившимся господством человека над природой возникает угроза того, что природа, в свою очередь, в неведомой ранее степени подчинит себе человека. Под воздействием действующего в технических условиях человека природа становится подлинным его тираном. Возникает опасность того, что человек задохнется в той своей второй природе, которую он технически создает, тогда как по отношению к непокоренной природе, постоянно трудясь в поте лица, чтобы сохранить свое существование, человек представляется нам сравнительно свободным». Техника из удобного средства по улучшению быта превращается в цель. (Достаточно вспомнить хотя бы о головокружительно быстром прогрессе в сфере компьютерных технологий.)

Ясперс затрагивает проблемы оторванности человека от природы, от традиций и обычаев. Философ говорит, что жизнь человека превратилась в череду действий, которые неизменно должны приносить пользу, быть частью одной цели. Такая жизнь не оставляет права на творчество и импровизацию. Человек становится частью огромного механизма. Тем самым техника наносит сокрушительный удар гуманистическим представлениям. Сама возможность разбирать технические устройства на отдельные детали и вновь собирать проецируется на человека, который уподобляется машине, эмоциональная сфера человека начинает осмысляться как некий атавизм.

Взгляды Ясперса актуальны и по сей день, философ очень точно и емко смог описать и предвосхитить принципы и веяния нашего времени, в котором техника играет определяющую роль.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ И ТЕХНОКРАТИЯ

Гогорян М.А., научный руководитель к.и.н. Степанов И.В.

(Самарский государственный технический университет)

На сегодняшний день не существует четкого определения термина «технократия». Этим словом в философии, политологии, социологии обозначаются разные явления, каждое из которых отождествляется с различным восприятием концепта «техника». В традициях иррационалистической неклассической философии XX века данный термин приобрел двойное значение. Технократия – это:

1) техницизм, то есть увлечение техническими аспектами производства культуры, путем игнорирования его сущности;

2) оценка достижений науки исходя из критериев «предметности», практичности и непосредственной пользы в ситуации «настоящего».

Разработка первого определения связана, в первую очередь, с работами «философа жизни» Освальда Шпенглера, который, судит о технократии по аналогии с «ремеслом». Механическое воспроизведение произведений культуры, олицетворяемые техницизмом и ремесленной деятельностью, носит для Шпенглера негативный смысл. Противостоя свободному творчеству, техницизм губит культуру, превращая ее в омертвевшую форму - «цивилизацию».

Что касается второго определения, то для раскрытия его смысла следует обратиться к экзистенциальной философии Мартина Хайдеггера. Хайдеггер рассматривает эволюцию отношения к технике в Западной Европе через призму отношения к науке. В Новое Время наметилась тенденция рассматривать научную теорию в качестве главной формы культуры, фиксирующей действительность и устанавливающей ее в предметном статусе, с целью дальнейших преобразований во имя победы человека над силами природы. При этом новый предметный мир, как мир следствия научных изобретений стал противопоставляться старому миру, миру природы, именно исходя из способа возникновения предмета. Техника получила статус новой природы, созданной человеком. Возникла ситуация, при которой критерием научности стала «материальность» и «овеществленность» того или иного изобретения. В то же самое время большинство людей, предпочитая жить в ситуации «настоящего», оказались вполне удовлетворены засильем техники, которая предоставляет удобства «здесь и сейчас». С точки зрения Хайдеггера, которую мы вполне разделяем, технократия, давая человеку готовый образ действительности в «настоящем», фактически превращает его в придаток собственных изобретений и уводит от поиска смысла своего существования.

ПРОБЛЕМА ЭВОЛЮЦИИ ТЕХНИКИ

В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Смирнов Н.В., научный руководитель к.и.н. Степанов И.В.

(Самарский государственный технический университет)

Проблема взаимоотношения техники и человека не решается однозначно в современной философии. Оновная часть антисциенцистских философских концепций в рамках господствующих модернистской и постмодернистской парадигм характеризует воздействие техники на сознание человека скорее негативно. Традиции философии Нового времени, глубоко укоренившиеся в сознании многих западных интеллектуалов, требуют поиска новых аргументов, оправдывающих научно-технический прогресс. К наиболее значимым теориям данного типа относятся «волновая теория» Элвина Тоффлера и «теория конца истории» Френсиса Фукуямы.

Согласно Тоффлеру, философия Нового времени неправильно интерпретировала суть научно-технического прогресса, выдвигая на первый план развитие науки и рассматривая технику в качестве дополнения к научным достижениям. Между тем европейская культура именно потому стала доминировать на планете, что, начиная с XVII века, рассматривала науку не в качестве "чистого знания", а в качестве инструмента создания второй природы - природы техники. Развитие протекает «волнообразно», когда новая техносфера, постепенно формируясь, сталкивается со старой. С точки зрения Тоффлера человечество пережило три «волны», результатом чего стало разделение мира на три конкурирующие цивилизации – аграрную, индустриальную, и постиндустриальную.

Френсис Фукуяма, во многом, дополняет Тоффлера. Исторический прогресс, с точки зрения Фукуямы, невозможен вне научно-технического прогресса. Наука и техника – есть нечто производное от природной эволюции, и функционируют они по законам, установленным не людьми, а природой. В современном мире государство, не развивающее эту сферу, обречено на гибель.

Точка зрения американских философов достаточно хорошо аргументирована в социально-философском плане, но несостоятельна в антропологическом. Человечество, в целом, не сможет отказаться от техносферы в качестве основы социально-биологической эволюции. Но развитие техники негативно влияет на индивидуальное сознание, предоставляя человеку готовый слепок бытия вместо нелегкого личностного поиска. Между тем каждый человек имеет выбор рассматривать себя, в первую очередь, в качестве индивидуальности и только, во-вторую, в качестве винтика общественной машины.

СИНГАПУРСКИЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

Дудина С.А., научный руководитель доц. Стычков И.К.

(Самарский государственный аэрокосмический университет)

Коррупция стала уже системным вызовом для молодой российской демократии – она мешает поверить в справедливость демократических форм правления. Существенно она влияет и на развитие экономики. Мировой антикоррупционный опыт учит, что 10% трансакционных расходов («взятки») от ВВП приводит к резкому замедлению темпов развития экономики, а при 17-18% наступает ее паралич. Не случайно в ежегодном послании Федеральному собранию (2010г.) Президент РФ поставил задачу изменения всей системы государственных закупок.

Иногда считают, что сингапурский рецепт прост – посадить в тюрьму десять министров, а остальные уяснят, что брать взятки опасно. Если было бы все так просто!

Конечно, в Сингапуре работает специальное «Бюро по расследованию коррупции». Агенты «Бюро» проверяют банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их детей, жен, родственников и даже друзей. Борьба с коррупцией в Сингапуре началась с резкого повышения зарплат государственным служащим. Чиновники стали бояться потерять высокооплачиваемую работу. Однако ужесточение законодательства и уголовное преследование коррупционных действий – лишь одна из мер.

Более важен опыт Сингапура по изменению менталитета людей, их отношения к взяткам (стало стыдно не только брать, но и давать взятки) и опыт по искоренению волокиты в государственных учреждениях.

КИБЕРТЕРРОРИЗМ И ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ

Малыкова К.А., научный руководитель ст. препод. Куприянычева Э.Б.

(Самарский государственный аэрокосмический университет)

Оборотная сторона НТП - появление новых видов преступлений, связанных с хищением компьютерной информации и незаконным вмешательством в работу электронно-вычислительных машин. Это явление получило название – «компьютерная преступность» и «компьютерный терроризм».

Существует прямая зависимость между степенью развития информационной инфраструктуры, компьютеризацией страны и количеством актов кибертеррора. В настоящее время проблема кибертерактов актуальна для стран, лидирующих в области использования систем спутниковой связи и глобальных сетей.

Объектом атаки может стать и электронное правительство. В этом случае неизбежны утечка конфиденциальных данных и дестабилизация работы всей системы.

Выводы

  1. Электронное правительство должно стать неотъемлемой частью нашей жизни, данная система значительно упрощает многие административные процессы.

  2. Необходима разработка отечественного программного обеспечения, которое бы могло создать конкуренцию зарубежным производителям, а также применяться в таких стратегически важных областях как оборонная промышленность и ведение государственных дел.

  3. Необходимо защитить от хакерских атак стратегически важные объекты. Для этого недостаточно применять новейшие разработки в этой области, но и необходимо изолировать некоторые системы от контакта с внешними источниками информации вроде Интернета.

РОЛЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Медведева К.Л., научный руководитель доц. Гончаренко К.П.

(Самарский институт (филиал) Российского государственного

торгово-экономического университета)

Дискуссионным моментом в этой теме является вопрос о том, остается ли Россия после распада СССР великой державой, способной конкурировать на мировой арене на равных с другими великими государствами.

При определении места и роли России в мировом сообществе и в мировой политике важно учитывать основную действующую в мире тенденцию – развитие глобализации, совершенствование механизмов многостороннего управления международными процессами, формирование «многополярного» мира. Все эти процессы не могут обойти стороной Россию, этому способствует ее политический, экономический, духовный и военный потенциал.

Россия заинтересована в том, чтобы по периметру ее границ были дружественные, процветающие государства. Став правопреемницей бывшего Советского Союза, Россия фактически возложила на себя ответственность за будущее постсоветского пространства, обеспечение стран СНГ политической и экономической поддержкой. Ядром интеграционных процессов является Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Перед ним стоит задача создания полноценного Таможенного союза, что даст возможность создать Единое экономическое пространство (ЕЭП). На двухдневном заседании в Москве (декабрь 2010 г.) представители «тройки» договорились о создании зоны свободной торговли. Однако Дмитрий Медведев подчеркнул, что это не означает продвижение в рамках ЕврАзЭС и ТС.

Что касается европейского направления, вместо того, чтобы осуществить стратегическое партнерство с Евросоюзом через формирование «дорожных карт», не существует даже зоны свободной торговли. В сентябре 2010 г. Сергей Лавров заявил, что ЕС безо всяких на то оснований затягивает с переходом на безвизовый режим, эту ситуацию он назвал «неприличной для уровня наших отношений».

В отношениях с НАТО исходим из реалий – альянс остается геополитическим и силовым фактором, влияющим на ситуацию в сфере безопасности у наших границ. Впервые после заморозки отношений (конфликт с Грузией в 2008 году) прошел Совет Россия - НАТО, где на ноябрьском заседании в Лиссабоне было решено, что больше нет угрозы друг для друга. Россия сделала важный для НАТО и США шаг, согласившись на обратный транзит через свою территорию невоенных грузов альянса в Афганистан. Итальянский премьер Сильвио Берлускони похвалил российского коллегу, подчеркнув, что "призрак "холодной войны" остался за спиной". Что же до вступления России в НАТО, то пока этого ждать не стоит - хотя все меняется, не стал зарекаться наш лидер.

Все большую значимость приобретают участие России в форуме АТЭС, а также развитие диалогового партнерства с АСЕАН. Шанхайская организация сотрудничества за 9 лет своего существования зарекомендовала себя успешно действующей коалицией. Владимир Путин на саммите в Душанбе (конец ноября 2010 г.), выразил необходимость составить "дорожную карту" действий на предстоящее десятилетие. Кстати, ШОС может вскоре пополниться новым участником – Пакистаном, в то время как Иран, Индия и Монголия, находятся в статусе наблюдателя.

Россия занимает не просто полуокраинное по отношению к мировым центрам положение, а срединное пространство между Европой, Дальним Востоком и мусульманским миром. В то же время она является центром притяжения стран постсоветского пространства, тем самым составляя ось новой группировки стран и народов. С приходом третьего тысячелетия Россия стремится интегрироваться в сообщество цивилизованных государств, оставаясь при этом независимой стратегической величиной, претендующей на существенную роль в управлении формирующейся международной системой. Сильная, более уверенная в себе Россия стала важной составной частью позитивных перемен в мире.

К ПРОБЛЕМЕ ПОЛИТКОРРЕКТНОСТИ

В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ США И РОССИИ

Степанова К.А., научный руководитель ст. препод. Палютин А.Н.

(Самарский филиал Московского городского педагогического университета)

Целью современного государства является создание гражданского общества, свободного от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, общества, где люди реализуют свои частные интересы.

Вопрос противопоставления свободы слова и политкорректности, понятий на первый взгляд не совместимых, ещё не так широко изучен в научном сообществе. В работе рассматривается процесс развития и становления политкорректности в современном обществе на примерах американского и российского государств.

Политкорректность для нашей страны явление новое, развивающееся и, вследствие этого, мало изученное. Тем не менее, уже стало понятно, что такое явление как политкорректность уже достаточно прочно укрепилось в современном российском и американском обществах.

Углубляясь в смысл этого слова, можно понять, что политкорректность – это своеобразные языковые рамки, которые необходимо использовать, способствуя при этом формированию уважительного отношения к представителям различных слоев общества.

Возникает противоречие – если одним из признаков гражданского общества является свобода слова и передача информации, то как может идти речь об использовании политкорректных выражений, которые в свою очередь ограничивают возможность человека выразить свои мысли и взгляды по поводу того или иного вопроса.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ:

ФИНАНСЫ И ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ

Колоницкий Е.В., научный руководитель препод. Волжанина М.В.

(Самарский государственный экономический университет, Сызранский филиал)

Взаимодействие между политическими и экономическими отношениями государств нигде так ярко не прослеживается, как в сфере международных валютных отношений, считает ряд экспертов в области международной политической экономии. Сейчас можно выделить две важнейшие политико-экономические тенденции реформирования современной финансовой системы, актуальность которым задает нынешний глобальный экономический кризис.

Во-первых, все активнее обсуждается тема о вытеснении доллара как мировой резервной валюты со своих позиций.

Во-вторых, глобальный кризис мировой экономики стимулировал вопрос о реформе МВФ.

В сложившихся условиях продолжает расти и приобретать новое значение транснационализация экономической деятельности. Транснациональные корпорации (ТНК) – компании, имеющие хозяйственные подразделения в двух и более странах и функционирующие на основе такой системы принятия решений, которая позволяет им проводить согласованную политику и реализовывать общую стратегию.

Отношения ТНК со странами базирования и принимающими странами представляют собой одну из центральных тем дискуссии по вопросу о роли ТНК в мировой политике. Транснациональные корпорации не только стремятся создать благоприятную атмосферу для собственной деятельности, но также служат орудием внешней политики страны базирования.

Кроме того, важную роль в мировой и национальной политике играют организации элит, имеющие международный, сетевой характер. К числу наиболее влиятельных сетевых организаций мировых элит относятся “Бильдербергский клуб” и “Трехсторонняя Комиссия”. Члены Бильдербургского клуба и Трехсторонней Комиссии стремятся обосновать и создать систему финансового транскапитализма.

Таким образом, с растущей транснационализацией экономической деятельности идет процесс возрастания роли сетевых и теневых организаций транснациональных элит в мировой политике, а вместе с тем, формируется новый механизм функционирования и дальнейшие пути развития финансов и транснациональных корпораций.

Стратегия и тактика формирования имиджа

политического лидера партии

Тюрина В.С., научный руководитель ст. препод. Князев Д.В.

(Самарский филиал Московского городского педагогического университета)

Политическое лидерство – это поведение людей, находящихся в позиции власти, их взаимодействие с остальными членами общества. Это существовало в прошлом, существует в настоящем, и, возможно, будет существовать в будущем во всем мире. Политическое лидерство означает не только поведение людей, находящихся на высших ступенях власти, но и тех, кто находится на среднем и более низким уровне; не только монархов, президентов и премьеров, но и губернаторов, мэров, лидеров партийных организаций и т.п.

Имидж политика – это специально формируемый образ в глазах различных социальных групп. Он возникает не спонтанно, а благодаря целенаправленным усилиям, как самого политика, так и его PR-команды. Но иногда он возникает и вопреки их воле и желаниям, как результат деятельности других недружественных политиков с помощью различных средств и, прежде всего, средств массовой информации. В работе рассмотрен образец формирования и поддержания имиджа политика Джорджа Уокера Буша.

На имидж политика влияют многие факторы: и его репутация, и внешний вид, и его соответствие ожиданиям людей. Репутация политика отражена в слухах и историях про него, передаваемых устно и через СМИ. В них подчеркиваются его человеческие и деловые качества, способность быть лидером.

САКРАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ В ПОЛИТИКЕ

Бичурова П.Г., научный руководитель доц. Петинова Т.М.

(Самарский государственный технический университет)

Необходимость легитимации власти во все времена неизбежно приводила к появлению скрытых от масс сакрализованных уровней в учениях о власти. Вместе с тем, тема сакрального в современной политологии является одной из самых неоднозначных. Предметом изучения в научно-исследовательской работе выступают формы и механизмы включенности сакрального в политику, определяющие процесс сакрализации политической сферы государства. Объектом исследования является процесс сакрализации политической власти в России и Германии в 30-е годы ХХ века. Целью работы является анализ применения сакральных символов в политике, как эффективного инструмента воздействия на массы с целью подчинения общей идеологии.

Проблема места и роли сакрального в политике связана, прежде всего, с особенностями массового сознания и его восприимчивостью к различным манипулятивным воздействиям. Они в свою очередь обуславливают использование в политическом процессе таких основных инструментов сакрализации как миф, символ, ритуал. В ходе исследования были реализованы следующие задачи.

1. Проанализирован миф как инструмент легитимации власти лидеров и средство пропаганды для манипулирования массами. При этом акцент сделан на политическом мифе как стержне всей идеологической программы по закреплению нужного элитам режима, отграничению одной общности от других.

2. Поскольку специфика массового сознания в наибольшей степени обуславливает возможности целенаправленного использования сакрального в политике, предпринята попытка рассмотрения массового сознания как самостоятельного феномена наряду с такими формами, как общественное, национальное и др.

3. Проведен сравнительный анализ образно-символического языка обращения к массам, нашедшего свое выражение в государственной символике Германии и Советской России в 30-е годы ХХ века.

Результаты исследования подтверждают, что живучесть некоторых стереотипов мифологического мышления в области политической идеологии делает в определенных условиях массовое сознание питательной средой для распространения «социального» или «политического» мифа. Между мифом и массовым сознанием существуют отношения взаимообусловленности: миф поддерживается массовым сознанием, массовое сознание опирается на миф.

Противоречивость и неустойчивость как российского, так и немецкого массового сознания во многом была обусловлена наложением друг на друга нескольких символических систем, существенно отличающихся друг от друга. Это наложение произошло в результате резкой и недостаточно подготовленной (как на уровне идеологии, так и в символической плоскости) смены государственного устройства и выражалось в параллельном присутствии идей, установок, символов и ценностей, относящихся к традиционалистско-консервативным, либеральным и социалистическим (национал-социалистическим) идеологическим конструкциям. Сакральные элементы как раз и выступали связующим звеном, соединяющим все эти противоречивые элементы в обыденном сознании в единое целое. При всем отличии элементов символики России и Германии, прослеживается и определенное сходство в эффективном выборе именно тех элементов, которые безошибочно воздействуют через миф и ритуал на массовое сознание граждан тоталитарных государств.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о работе кафедры иностранных языков гуманитарных факультетов за 2008-2009 уч год

    Публичный отчет
    В 2008-2009 уч. году нагрузка кафедры ИЯГФ по плану составляла 13687 часов, кафедра имеет 16,5 ставки. Из них из внебюджетых средств 3 ставки (1,5 – за счет исторического факультета и 1,5 за счет юридического факультета).

Другие похожие документы..