Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 «Березка» комбинированного вида функционирует с 1968 года. В 1989 год...полностью>>
'Урок'
Дидактические - продолжить формирование у учащихся умений применять формулы n –ого члена, суммы n первых членов арифметической прогрессии, формулы, вы...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Курс ставит своей задачей показать становление в рамках общей системы современного международного права отдельной отрасли «Международное право разору...полностью>>
'Урок'
Роль Александра Невского в истории нашей страны трудно переоценить. Это его мудрость и самоотверженность позволили спасти нашу страну от гибели и расп...полностью>>

Занятие №3 24 февраля 2011 года Мастерство педагогического общения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Занятие № 3

24 февраля 2011 года

Мастерство педагогического общения

- педагогическая дискуссия

- тренинг

Ведущий:

Сложно представить себе общение, которое вовсе не приносило бы познаватель­ного либо воспитательного заряда. Не смотря на это, в литературе и практике больше употребляет довольно "молодое" словосочета­ние: педагогическое общение. Профессор Алексей Алек­сеевич Леонтьев определяет его так: «Это – профессио­нальное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педаго­гические функции и направленное (если оно полноцен­ное и оптимальное) на созда­ние благоприятного психо­логического климата, оптимизацию учебной деятельно­сти и от­ношений между педагогом и учащимся внутри коллектива». Иными словами, педагогиче­ское общение - это общение педагога с воспитанниками в педагогиче­ских целях.

А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастер­ства, техникой педагогического общения: "Нужно уметь читать на человеческом лице. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узна­вать о неко­торых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключа­ется в постановке голоса воспита­теля, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы иг­рать. Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность.

Я сделался настоящим мастером только тогда, ко­гда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, ко­гда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фи­гуры, голоса".

Вопрос для обсуждения: какие стили педагогиче­ского общения вы можете отме­тить?

Ведущий: В зависимости от стиля педагогиче­ского общения американские психо­логи выявили три типа педагогов. "Проактивный" педагог инициативен в организации общения в группе, причем общения как группового, так и парного (учитель-ученик). Он четко индивидуализирует свои контакты с учащимися. Но его установки меняются в соот­ветствии с опытом, т.е. такой педагог не ищет обязательного подтверждения раз сло­жив­шейся установки. Он знает, что хочет, и понимает, что в его собственном поведении или поведении уча­щихся способствует достижению этой цели.

"Реактивный" педагог тоже гибок в своих уста­новках, но он внутренне слаб, под­чинен "стихии обще­ния". Различие в его установках на отдельных учащихся - не различие в его стратегии, а различие в поведении самих ребят. Другими словами, не он сам, а уча­щиеся диктуют характер его общения с группой. У него рас­плывчатые цели, он приспо­сабливается и подстраивается к учащимся.

"Сверхреактивный" педагог, замечая индивиду­альные различия, тут же строит со­вершенно нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз и считает, что эта модель и есть действительность. Если учащийся чуть активнее других - в его гла­зах он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее - лодырь и кретин. Такой педагог имеет дело не с реальными, а с выдуманными им учащимися и ведет себя соответствующим об­разом. А выдумывает он на самом деле стереотипы, подгоняя под них реальных, совер­шенно нестереотипных учащихся. Учащиеся при этом - его личные враги, а его поведение - род защитного психологического механизма.

Утверждение: педагогическое общение должно быть не тяжким долгом, а естествен­ным и даже радост­ным процессом взаимодействия.

Вопрос для обсуждения: каковы слагаемые оп­тимального педагогического общения?

1) Во-первых, это высокий авторитет педагога.

2) Второе условие успешности педагогического об­щения - владение психикой и прие­мами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практиче­ский психолог.

3) Третье составляющее успеха - это накопленный опыт, это то, что в обыденной прак­тике и называется "сначала умение, а потом мастерство".

  • Мастерство и искусство педагога в организации общения

Вопрос для обсуждения: с чего начинается ис­кусство и мастерство общения? (оно на­чинается с приня­тия личности или коллектива таковыми, каковы они есть в действитель­ности. Великий французский гуманист и философ М. Монтень (1533 — 1592) важнейшим усло­вием успешной педагогической деятельности рассматри­вал эта способность “способ­ность снизойти до влечений ребенка”, которая в его понимании “присуща лишь душе воз­вышенной и сильной”. Такая душа способна прочув­ствовать, понять и “откликнуться” на душу другого че­ловека. В сказке Дж. Родари рассказывается о трех типах людей: стеклян­ные разбивались от неосторожного при­косновения, деревянные были глухи даже к силь­ным воздействиям, соломенные загорались даже при слабых волнениях. Каким мастерст­вом необходимо обладать пе­дагогу, чтобы совершить созидательное прикосновение к их психике, к их внутреннему духовному миру! Что ле­жит в основе этого мастерства? Врож­денное или приоб­ретенное? Великий проповедник Серафим Соровский сказал так: “Об­рети мир в душе и вокруг тебя спасутся тысячи”. Мир в душе — это гармония с природой, обще­ством, с самим собой, со своим физическим и духовным состоянием.
       Мир в душе — это и природная любовь к людям, детям, способность переселяться в их мир, понимать их. Только переселившись в мир ребенка, педагог сможет предвосхитить и построить с ним продуктивное обще­ние..
       Мастерство и искусство общения начинается там, где возведено в культ равен­ство позиций в акте общения, когда ученик не только объект, но и равно­правный, желанный субъект педагогического обще­ния, когда общение строится на основе пси­хологиче­ского единства с детьми, а они ощущают неподдель­ный, устойчивый инте­рес и любовь к себе педагогов.

Вопрос для обсуждения
: назовите характеристики личности, необходимые для успеш­ного общения.
      (- глубокое знание психологии другого человека, прежде всего его ценностных ориен­тации;
      - умение чувствовать других людей (сформированная в личности направленность на человека);
      - наличие в интеллекте, в эмоциональной и волевой сферах целого ряда характеристик, которые все вместе такое общение и обеспечивают. В интеллекте это отно­сится буквально ко всем познавательным процессам, ко­торые в него входят: к вниманию, к восприятию, к па­мяти, к воображению;
      - наблюдательность, развитое мышление, интуиция;
      - наличие развитого воображения, которое в данном случае проявляется в умении ста­вить себя на место дру­гого человека и видеть мир, работу, нас, все происходя­щее его гла­зами;
      - соответствующая воспитанность эмоциональной сферы, проявляющаяся в умении сопереживать;
      - умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обра­щения с ним).

      Вопрос для обсуждения: что такое педагогиче­ская техника? (совокупность педагогиче­ских приемов, доведенных до совершенства). Что является ее средст­вами? (речь и невер­бальные средства общения (мимика, пантомимика).

Какое место она занимает в структуре мастерства педа­гогического общения?

(владение техникой и культурой речи, управление эмо­циональным состоянием, мимикой и пантомимикой, языком жестов, достижение контакта глазами превра­щает технику педа­гога в тонкий инструмент педагогиче­ского общения).
Важно! Конечно, мастерство и искусство педагоги­ческого общения не сводится к на­личию у педагога на­званных качеств. Диапазон их значительно шире. Струк­тура мастер­ства педагогического общения — сложное образование. Оно представлено и комплексом других со­ставляющих его элементов.

Вопрос для обсуждения: с чем связаны успехи в осуществлении педагогического обще­ния?

(успехи в осуществлении педагогического общения на­прямую связаны с внешним комму­никативным видом педагога (опрятность, подтянутость, собранность, актив­ность и т.д.), с природным (и приобретенным в процессе работы над собой) обаянием, лаской, заботой, общитель­ностью по отношению к учащимся.
Вывод! Продуктивное педагогическое общение строится на умении слушать и выслу­шать собеседника. В идеальном варианте оно всегда направлено на создание радости и желания общения, на стимулирование позна­вательного интереса и мотивации учения.
Вопрос для обсуждения: от чего зависит успеш­ность общения преподавателя с учащи­мися на уроке?

(зависит от:
      - профессиональной подготовленности педагога (если учащиеся считают его компетентным в своей области знаний и проблем, о которых он говорит);
      - от понятности сообщаемой информации, ее доступ­ности для понимания (умения убе­дительно излагать);
      - от учета обратных связей относительно того, на­сколько правильно воспринята и по­нята информация;
      - от способности следить за мыслью слушателей и общаться так, чтобы слова не обго­няли мысли;
      - успешность общения зависит и от умения педагога сделать учащихся соучастниками учебного и воспита­тельного процесса. Мастерство в общении достигается через поста­новку вопросов, выяснение мнений, обсуж­дение вариантов решений возникших задач и проблем (которые могут мобилизовать на активное участие в об­щении) и осуществление совместного поиска решений вопросов, задач, проблем).      

Вывод! Мастерство общения, в том числе и педаго­гического, связано с познанием и уче­том индивидуаль­ности участника общения, его темперамента, характера, направленности, возрастных, половых и других особен­ностей, установок, интересов, потребностей, внут­ренней настроенности — проявлении всего этого ансамбля в акте общения. Мастерство и искусство общения заклю­чается и в проявлении педагогом искреннего интереса к лично­сти учащегося, к его исследованию (диагностике) в процессе общения, в проявлении доб­рожелательного, ровного, выдержанного, пластичного отношения к от­дельным личностям и коллективу. Общение всегда свя­зано с пониманием душевного состояния и мотивации.

Это интересно:

Исследованиями В.А. Кан-Калика установлено, что мастерство общения у педаго­гов-новаторов связано с наличием у них высокого уровня эмпатийной культуры, готовно­сти и способности к сопереживанию как к про­должению живого сотворчества.
      Для их общения характерны такие особенности:
      - строить свое общение так, будто оно исходит от са­мих детей, из их внутреннего ду­ховного мира, вторгаться в их внутренний мир и возбуждать их духовный мир, за­ставлять их думать, искать, волноваться, чувствовать, заставить душу трудиться (Е.Н. Ильин);
      - живое, яркое, конкретное сотрудничество с детьми через своеобразную систему об­щения, построенную на применении опорных сигналов и схем (учитель перево­дит инфор­мацию в опорные сигналы, а дети усваивают их и переводят в речевую информацию); соз­дание про­цесса обучения “восхождение по спирали”; предоставле­нии возможности уча­щимся больше времени участвовать в общении или осуществлять его саморегуляцию; стиму­лировать творческое мышление через уроки “открытых” мыслей, включать уча­щихся в поисковые задания и игры, в игровое общение, создающее условия развития лич­ностных качеств детей (В.Ф. Шаталов);
      - сотрудничество, руководство учебной деятельно­стью на уроке не только учителем, но и самими учени­ками, управление познавательной активностью через управление об­щением, создание специальных ситуаций общения, включающих учеников в коллективное обсуж­дение проблем, развивающих мышление; создание пси­хологического комфорта, особых условий взаимодейст­вия детей и обеспечения условий самовыражения (С.Н. Лы­сенкова);
      - приобщение детей к разнообразным видам творче­ской деятельности и организация на этой основе форм общения, обусловленных этими видами деятельности. Общение детей на основе их совместного творчества. Общение с детьми на основе совместной творческой дея­тельности. Обязательная оценка творческих результатов труда (И.П. Волков).
      Обобщение опыта педагогов-новаторов показывает, что все они идут своими путями, имеют авторские, про­веренные многолетней практикой, технологии общения. В основе их мастерства в общении, и не только их, а во­обще всех творчески работающих педагогов, домини­руют такие общечеловеческие ценности:
      1. Принятие ребенка как личности, как равноправ­ного партнера общения, как потенци­ального носителя социально-психологических и творческих ценностей.
      2. Душевная открытость детям, доверительность, за­интересован-ность в общении, доб­рожелательность, ес­тественность, чувство меры в общении.
      3. Вера в человека (ребенка), в его физические и ду­ховные силы, в возможности со­вершенствования и укре­пление этих сил в растущем человеке.
      4. Умение прочувствовать, понять и откликнуться на душу ребенка, “переселиться в его духовный мир”.
      5. Умение смоделировать и осуществить общение, как бы исходящее от детей, но на­правленное на их вос­питание, обучение, развитие, духовное совершенствова­ние.
      6. Совершенствование себя, целенаправленная работа по освоению методики, техники, технологии общения с учащимися всех возрастных групп.


         Несмотря на общеизвестную истину "убедитель­ность педагога не пропорциональна громкости его го­лоса", большинство, так сказать "педагогов" применяют в педагогиче­ском общении наиболее вульгарный метод – крик!

Горечью и болью проникнуты страницы книг вы­дающегося педагога Василия Александровича Сухо­млинского, посвященные учительскому крику. "Будьте осторожны, чтобы слово не стало кнутом, который, дот­рагиваясь до нежного тела, обжигает, оставляя на всю жизнь шероховатые шрамы. Собственно от этих касаний отрочество и выглядит пустыней... Слово щадит и бере­жет душу подростка только лишь, когда оно честное и ис­ходит от души воспитателя, когда в нем нет обмана, предубежденности, желания "рас­печь", "пробрать"... слово педагога обязано, главным образом, успокаивать". Часто педа­гогическое общение подменяется поучитель­ным пустословием педагога, которое в свою очередь по­рождает у обучающихся лишь одно желание: скорее до­ждаться его конца. Ва­силий Александрович Сухомлин­ский по данному поводу писал: "Любому слову, которое звучит из стен школы, надлежит быть обдуманным, ум­ным, целенаправленным, полно­весным и - это значи­тельно важно - устремленным к совести живого опреде­ленного чело­века, с которым мы имеем дело... чтобы не было обесценивания слов, а напротив - чтобы цена слова устойчиво повышалась".



Практические задания

Введение

• ученик царапает парту;

• некоторые учащиеся прерывают ваши объяснения на уроке;

• школьники сорят в классе;

• ученик постоянно опаздывает на урок и дезоргани­зует работу класса;

• школьники портят учебные пособия;

• ученики курят в вашей лаборантской комнате;

• школьник отрывает у вас слишком много времени, сплетничая о своих

одноклассниках;

• учащиеся берут бумаги с вашего стола без спроса;

• школьники громко ссорятся на уроке и мешают вам.

  1. Чьи это проблемы? Учащихся или педагога?

Разумеется, учителя. Что же делать, если проблема принадлежит вам?

(у вас есть три возможности:

1. работать с учеником;

2. работать со средой;

3. работать с собой.

В соответствии с этим, вы можете выбрать такие на­правления работы:

Первое — попытаться изменить поведение ученика.

Второе — попытаться изменить среду, обстановку.

Третье — попытаться изменить себя.

Представьте себе, что Вика Плотникова, ваша уче­ница, постоянно вас

перебивает, не дает вести урок, так как она хочет, чтобы вы постоянно

проверяли то, что она делала, и подбадривали ее, говорили, что все

правильно и она молодец. Подобное поведение для вас неприемлемо и поэтому

является вашей проблемой. Что здесь можно сделать?

1. Вы можете сделать ей замечание, заставить за­молкать, перестать

перебивать вас. (Изменение поведения ученицы).

2. Вы можете дать всему классу такое задание, в которое включена

самопроверка. (Изменение среды).

3. Вы можете сказать себя: «Она очень несамостоя­тельная девочка, но

она скоро это перерастет», либо Ей требуется больше моего внимания, нежели

другим ученикам» (Изменение себя).

К сожалению, приемы, которые используют пре­подаватели при реализации этого способа, приводят к следующим последствиям:

1. Провоцируют сопротивление у школьников.

2. Заставляют учеников чувствовать, что учитель счи­тает их глупыми,

абсолютно ни на что не способными.

3. Показывают школьникам, что педагогу нет дела до их чувств, потребностей и мыслей.

4. Заставляют учеников чувствовать вину, стыд, сму­щение.

5. Снижают самооценку.

6. Активизируют самозащиту школьников.

7. Провоцируют детский гнев и мстительность.

8. Являются причиной пассивности учеников.

Типичные замечания учителей при использовании первого способа способствуют укреплению учащихся в позиции «Я-плохой» и делятся на следующие три группы:

1. Предписывающие замечания.

2. Подавляющие замечания.

3. Косвенные замечания.

Предписывающие замечания точно сообщают ученику об изменениях в его поведении, желанных для учителя, - что следует сделать, как должно делать, как было бы лучше сделать. Преподаватель сам принимает решение и ждет, что школьник его реализует).

Предписывающие замечания делятся на четыре вида:

1. Приказы. Команды. Указания.

2. Предостережения. Угрозы.

3. Нотации. Проповеди. Поучения.

4. Советы. Предписания.

Подавляющие замечания еще «хуже», нежели предписывающие. Они смеши­вают ребенка с грязью, снижают его самооценку, унижают его. Подавляющие замечания содержат оценку, осуждение, критику, на­смешку. Они делятся на шесть категорий:

1. Обвинение. Осуждение. Критика. Противопоставле­ние.

2. Обзывание. Насмешка. Стереотипизация.

3. Интерпретация. Анализирование. Диагностирование.

4. Поощрение. Положительное оценивание.

5. Поддержка. Симпатизирование. Воодушевление.

6. Допрашивание. Выспрашивание. Расследование.

О «Словаре лягушки» и «Словаре принца».

Тысячи подавляющих замечаний слышит школь­ник изо дня в день. Ученик при­учается к тому, что он — причина всех бед учителя. И как предписы­вающие замеча­ния, подавляющие не содержат никакой информации об учителе. Поэтому школьнику также трудно поверить, что в педагоге есть что-то человече­ское, что он может что-то чувствовать и у него есть ка­кие-то потребности.

Выдержать подавляющие замечания без ущерба самооценке могут лишь принцы. Но мы знаем, что их в этом возрасте практически нет. Поэтому эта

замечания лишь усиливают, причем значительно, лягу­шачесть школьников.

Независимо от того, каков будет эффект по­давляющего замечания —

пропадает втуне и никак не повлияет на поведение ре­бенка, либо усвоится им

как еще одно доказательство его неадекватности, и в том и в другом случае

он раскодирует скрытое сообщение — «Ты-плохой». Это обязательно стимулирует

его самозащиту, он просто вынужден защищаться от этой — в его представлении

— атаки. Он может спорить, возмущаться, доказывать, что учитель неправ.

Некоторые ученики смиряются и думают: «Мне уже все равно, давайте, продолжайте в том же духе!» Единственная здоровая реакция на подавляю­щие замеча­ния - улыбнуться, но это под силу лишь принцу. К сожалению, очень немногие ученики спо­собны таким образом противостоять учителю.

Косвенные замечания включают в себя насмешку, сарказм, поддразнивание,

развлекающие замечания.

- Твои туфли выглядят лучше, нежели звучат!

- Никогда прежде мне не приходилось работать с клас­сом обезьян!

- Ну что, Мишин, вызывать тебя сегодня бессмысленно, а?

- Подождем, ребята, пусть наш клоун закончит выступ­ление!

- Это когда же тебя назначили директором школы?

- Я очень надеюсь, что ты закончишь все-таки школу, станешь учителем и у

тебя будут сотни таких же учеников, как ты сам!

- Все, уважаемые, поразвлекались, и будет, займемся делом!

Задание 1. Определите вид предписывающего замечания

- Выплюнь сейчас же резинку! (приказы, команды, ука­зания)

- Ты бы лучше учился, а не за девочками подглядывал! (советы, предписания)

- Если ты будешь продолжать так вести себя, то скорее вылетишь из школы! (предосте­режения, угрозы)

- В твоем возрасте уже следует знать, как себя вести! (советы, предписания)

- Немедленно сядь! (приказы, команды, указания)

- Девочки, обсудите ваши проблемы на перемене! (со­веты, предписания)

- Если ты не займешься лабораторной, я оставлю тебя доделывать ее после

уроков! (предостережения, угрозы)

- Я бы на твоем месте никогда себя так не повела! (но­тации, проповеди, поучения)

- Ты никогда не сможешь дочитать параграф, если бу­дешь лезть к Искакову! (советы, предписания)

- Книги, как известно, предназначены для чтения, а не для рисования! (нотации, пропо­веди, поучения)

Задание 2. Определите вид подавляющего замечания

- Как только в школе драка, я всегда знаю — это Пав­лов! (обвинение, осуждение, кри­тика, противопоставле­ние)

- Вы скачите, как стадо диких тараканов! (обзывание, насмешка, стереотипизация)

- Ну, ты мне и надоел! (обвинение, осуждение, критика, противопоставление)

- Нет, тебе выйти — нельзя! (обвинение, осуждение, критика, противопоставление)

Психолог Н.Н.Максакова в роли преподавателя, которому пытаются сорвать урок. Молодые преподаватели так хорошо играют свои роли, что Надежда Николаевна не может удержаться от смеха!

- Трудно усидеть в классе в такой прекрасный день, не правда ли? (поддержка, симпати­зирование, воодушевле­ние)

- Иванов, у тебя ведь достаточно ума для того, чтобы быть отличником! (поощрение, по­ложительное оценива­ние)

- Вы просто подонки общества! (обзывание, насмешка, стереотипизация)

.- У вас что, мальчики, проблемы с дисциплиной? (ин­терпретация, анализирование, диаг­ностирование)

- Кто сделал дырку в глобусе, немедленно отвечайте!? (допрашивание, выспрашивание, расследование)

- Надо же, как ты разошелся! Давно двоек не получал!? (обзывание, насмешка, стереоти­пизация)

- Я понимаю, Шакунова, ты написала это, чтобы пока­зать свои недюжинные

способности. Хорошо бы они распространялись и на орфографию (интерпретация, ана­лизирование, диагно­стирование)

- Трудно усидеть в классе в такой прекрасный день, не правда ли? (поддержка, симпати­зирование, воодушевле­ние)

- Я, конечно, понимаю, что скоро ваш любимый мульт­сериал, но занятия в

школе заканчиваются в пять часов, не забывайте этого! (поддержка, симпатизирование, воодушевление)

- Почему это вы сидите не на своих местах? (допраши­вание, выспрашивание, расследо­вание)

- Как ты можешь надеяться сдать экзамены, когда ты пропустил столько

занятий? (допрашивание, выспрашивание, расследова­ние)

- Смагулов, у тебя ведь достаточно ума для того, чтобы быть отличником! (поощрение, положительное оценива­ние)

К сожалению, и эти замечания выглядят достаточно знакомыми, не так ли?

А ведь они переполнены негативными оценками.

Что же является общим для замечаний из «Словаря лягушки»? Прежде всего то, что все они содержат скрытое сообщение «Ты-плохой». Оно подразумевается, но легко встраивается в любое замечание:

Задание 3, общее. Раскодируйте замечание

- Перестань! (Команда)

(ты - плохой, потому что не понимаешь, что следует остановиться.

- Лучше успокойся, а то... (Угроза)

(ты - плохой, так как не знаешь, что следует успоко­ится, и не понимаешь, что будет, если ты этого не сде­лаешь)

- Следовало бы лучше знать! (Нотация)

(ты - плохой, потому что не понимаешь, что тебе следо­вало бы

лучше знать)

- Делай, как я сказала! (Предписание)

(ты - плохой, потому что сам не сможешь руководить собой, тогда делай, как я ска­зала)

- Ты ведешь себя как ребенок! (Обзывание)

(ты - плохой, до сих пор не смог повзрослеть и ведешь себя как ребенок)

- Ты этого не знаешь, а пытаешься фантазировать. (Анализирование).

(ты настолько плохой, что даже этого не знаешь, да и сообразить не можешь.

- Обычно ты такой хороший мальчик (Положительное оценивание).

(ты плохой, не можешь быть все время хорошим маль­чиком)

- Я думаю, тебе будет лучше завтра. (Убеждение.)

(ты плохой, даже не можешь чувствовать себя хорошо, возможно, завтра тебе и по­везет)

- Почему ты это сделал? (Выспрашивание).

(ты - плохой, даже не представляешь, что ты наделал)

. - Посмотрите, еще один Михаиле Ломоносов! (Сарказм).

(Ты - плохой ребенок с непомерной самооценкой)

Задание 4, общее. Сделать замечания, используя «Словарь принца»

(это замечание, состоящее из трех частей; сделать подобное замечание не столь просто; этому следует научиться)

  • Первой частью замечания из «Словаря принца» является необзывательное, не­осуждающее описывание того, что неприемлемо для педагога (закончите фразу):

- Когда я вижу бумажки, лежащие на полу...

- Когда вы рисуете на парте.....

- Когда я не могу найти журнал, который лежал на столе...

- Когда меня перебывают во время объяснения...

Обратите внимание, что в этой первой части замечания говорится о том,

что является результатом поведения учащегося. Именно это беспокоит педагога.

Такое замечание не содержит обвинения, оценки, морализирования, предписания, оценки, даже в усиленной форме - когда конкретизируется автор

неприемлемого поведения:

- Когда ты вертишься...

- Когда ты толкаешь Машу...

- Когда ты перебиваешь меня...

Педагог не сообщает о своем восприятии ситуации в этой первой части.

  • Вторая часть такого замечания – «значимый эффект».

  • Третья часть – «чувства».

Например:

- Когда вы не складываете учебные пособия обратно в шкаф (безоценочное

описание ситуации), я трачу много времени на уборку (значимый эффект)...

- Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (безоценочное описание

ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (значимый эффект), и я

боюсь, что могу простудиться (чувства).

- Когда ты высовываешь ноги из-под парты (безоценочное описание

ситуации), я могу споткнуться о них (значимый эффект) и я боюсь упасть и

разбиться (чувства).

Задание 5, выполняемое по очереди. Сравните начало замечаний

Описывать ситуацию, неприемлемую для вас, сообщать только факты не так

уж просто, нам постоянно хочется внести в это описание свое личное отношение к фак­там. Сравните, что получается в этом случае с вышеприведенными примерами первой части замечания:

- Когда я вижу, что не могу доверять некоторым несознательным ученикам...

- Когда вы проявляете такую нечестность по отношению друг к другу...

- Когда я вижу, что вы настолько ленивы, что оставили мусор на партах...

- Когда вы скачете по классу, как дикие звери...

Хотя эти замечания сходны по форме с замечаниями из «Словаря принца»,

на самом деле они принадлежат «Словарю лягушки» и не будут эффективными.

Первая часть замечания должна содержать только описание фактов и ничего

более.

Проанализируйте диалог

У.: Лера, твои опоздания создают мне проблему. Когда ты приходишь поздно,

я должен остановиться и перестать делать то, что я делаю. Это отвлекает и расстраи­вает меня (трехчастное замечание из «Словаря принца»).

Ш.: (опускает глаза, переминается, говорит тихим голосом) Да я, понимаете, у меня было столько дел, что я просто не успевала вовремя...

У.: Это, возможно, так, но я не могу больше не обращать на это внимание. Я не могу учить, когда меня прерывают (второе замечание из «Словаря принца»).

Ш.: (выпрямляется, говорит более громким голосом) Ну, я не понимаю, почему вы при­даете этому такое значение. Я опоздала всего на несколько минут.

Это не так уж важно.

У.: Когда ты так говоришь, я чувствую, что ты меня не уважаешь (третье замечание из «Словаря принца»).

Ш.: Да что Вы, Борис Кузьмич, это вовсе не так. Вы просто делайте вид, что вы не заме­чаете меня, когда я опаздываю и прохожу на место, всех-то и делов!

У.: Не указывай, как мне себя вести! С сегодняшнего дня ты должна являться вовремя! (замечание из «Словаря лягушки»).

Ш.: (идет на место с гордо поднятой головой. Говорит громким шепотом) Ну и зануда!

В этой ситуации педагог после первого же ответа ученицы должен был увидеть, что она приняла ответственность за проблему на себя. Однако он этого не сделал, в результате ученица отказалась от этой ответственности. Обе стороны почувствовали раздражение.

Задание 6 (выполняется по очереди). Инсценированные педагогические задачи.

Подобные упражнения способствуют развитию внутренней собранности, решительно­сти, навыков проектирования и моделирования предстоящей деятельности, готовности к преодолению неожиданных трудностей и решению непредвиденных педагогических за­дач. Кроме того, эти упражнения развивают воображение, интуицию, тренируют умение выражать педагогически целесообразное чувство.

- вызовите ученика спокойно;

- вызовите ученика весело, жизнерадостно;

- вызовите ученика равнодушно;

- вызовите ученика доброжелательно;

- вызовите ученика с юмором;

- вызовите ученика с иронией;

- войдите в класс и поговорите с тремя учениками с разными эмоциональными нагруз­ками.

Руководитель ТЛНП, зам. директора по НМР Л.С.Ершова подводит итоги занятия




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. К. Сидорова 1 февраля 2011 года принята решение

    Решение
    «Предоставление качественных образовательных услуг с учетом индивидуальных особенностей учащихся в безопасных комфортных условий образовательной среды при сохранении здоровья всех участников образовательного процесса».
  2. Бюллетень новых поступлений за февраль 2011 года (1)

    Бюллетень
    Древнейшая история Липецкого края / А.Н. Бессуднов, Е.Н. Мельников, Г.Л. Земцов., Р.В. Смольянинов. - Липецк; Тула: Гриф и К, 2010. - 458, [2] с.: ил.
  3. Отчет о реализации молодежной политики в Грачевском муниципальном районе в 2011 году

    Публичный отчет
    Реализация молодеж­ной полити­ки на территории Грачевского муници­паль­ного района в 2011 году осуще­ствлялась в соответствии с норматив­ными до­кумен­тами,
  4. Л. В. Мишкина «24» мая 2011 г

    Документ
    1.1. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества 11
  5. Отчет о работе Медицинского колледжа №2 по итогам самообследования Москва 2011 год

    Публичный отчет
    Развитие колледжа с 2005 по 2010 год проходило в соответствии с Концепцией, разработанной на основании «Национальной доктрины образования в РФ», «Федеральной программы развития образования РФ», «Концепции модернизации российского

Другие похожие документы..