Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
- сопоставлять и обосновывать методы производства различных видов СМР, их рациональное совмещение, уметь выбирать необходимые машины и механизмы, сос...полностью>>
'Инструкция'
1.1. Инструкция по делопроизводству Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда (далее по тексту – Суд) разработана на основе Федерального констит...полностью>>
'Закон'
В основу системы учебного курса «Гражданское право» положена система гражданского права как отрасли права и отрасли законодательства. Предметом гражд...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится 18 декабря 2008 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.029.04 при ГОУ ВПО «Волгоградский государственный универ...полностью>>

Методическое пособие Урок Информация. Информатика. Компьютер Урок Как устроен компьютер Урок Ввод информации в память компьютера Урок Основная позиция пальцев на клавиатуре

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Босова Людмила Леонидовна Босова Анна Юрьевна

УРОКИ ИНФОРМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

Методическое пособие

Урок 1. Информация. Информатика. Компьютер

Урок 2. Как устроен компьютер

Урок 3. Ввод информации в память компьютера

Урок 4. Основная позиция пальцев на клавиатуре

Урок 5. Программы и файлы

Урок 6. Рабочий стол. Управление мышью

Урок 7. Запуск программ

Урок 8. Управление компьютером с помощью меню

Урок 9. Хранение информации

Урок 10. Носители информации

Урок 11. Передача информации

Урок 12. Кодирование информации

Урок 13. Формы представления информации

Урок 14. Текст как форма представления информации

Урок 15. Табличная форма представления информации

Урок 16. Наглядные формы представления информации

Урок 17. Обработка информации

Урок 18. Обработка текстовой информации. Ввод текста

Урок 19. Обработка текстовой информации. Редактирование текста

Урок 20. Редактирование текста. Работа с фрагментами

Урок 21 Редактирование текста. Поиск информации

Урок 22. Изменение формы представления информации. Систематизация

Урок 23. Форматирование — изменение формы представления документов

Урок 24. Компьютерная графика

Урок 25. Инструменты графического редактора

Урок 26. Обработка графической информации

Урок 27. Обработка текстовой и графической информации

Урок 28. Преобразование информации по заданным правилам

Урок 29. Преобразование информации путем рассуждений

Урок 30. Разработка плана действий и его запись

Урок 31. Разработка плана действий и его запись

Урок 32. Создание движущихся изображений

Урок 33. Создание движущихся изображений в программе PowerPoint

Уроки 34-35. Резерв учебного времени

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ

Информационные процессы и информационные тех­нологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информа­тики. Данное методическое пособие предназначено в помощь учителю, работающему по новому учебно-ме­тодическому комплекту (УМК) по информатике для 5-6 классов (автор Босова Л. Л, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»), имеющему гриф «Допущено» Министерства образования РФ. В состав УМК входят:

  • учебник с компьютерным практикумом (для каж­дого класса);

  • рабочая тетрадь (для каждого класса);

  • CD с программно-методической поддержкой;

  • методическое пособие для учителя;

  • задачник;

  • комплект плакатов.

УМК построен так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной шко­ле, так и служить «точкой входа» в предмет для школь­ников, приступающих к её изучению впервые. Обуче­ние по данному учебно-методическому комплекту обес­печивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса ин­форматики по учебникам Н. Д. Угриновича и И. Г. Семакина. Представленный материал позволяет избежать повторов при построении непрерывного курса инфор­матики и акцентировать внимание школьников на тех аспектах предмета, которые не нашли должного отра­жения в базовом курсе информатики, хотя и имеют огромный образовательный потенциал.

Учебники, являющиеся важнейшим элементом УМК, имеют следующую структуру: теоретические све­дения (материал для изучения, самое главное, вопро­сы и задания), материал для любознательных (тексты для дополнительного чтения, расширения кругозора), компьютерный практикум (подробное описание техно­логии выполнения практических заданий на компью­тере), терминологический словарь и справочные мате­риалы.

Большинство работ компьютерного практикума1 состоит из заданий нескольких уровней сложности. Первый уровень сложности содержит обязательные, небольшие задания, знакомящие учащихся с минима­льным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. В заданиях второ­го уровня сложности учащиеся должны самостоятель­но выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочнике, имеющемся в конце учебника. Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее продвинутых учащихся, имеющих, как правило, соб­ственный компьютер. Эти задания могут быть предло­жены таким школьникам для самостоятельного выпол­нения в классе или дома.

В конце каждой работы компьютерного практику­ма перечислены наиболее важные умения, формирова­нию которых следует уделить особое внимание.

Рабочие тетради (по одной для каждого года обуче­ния) расширяют границы учебника за счет большого количества различных заданий, упражнений и задач, направленных на формирование системного мышления и развитие творческих способностей школьников 5-х и 6-х классов, побуждающих их учиться самостоятельно, с увлечением и азартом.

В состав готовящегося CD будут включены не толь­ко готовые программные средства для поддержки учеб­ного процесса и файлы, необходимые для организации компьютерного практикума, но и своеобразная библио­тека медиаобъектов, на базе которой учитель сможет самостоятельно скомпоновать материал для конкрет­ного урока.

Обязательным атрибутом каждого специализиро­ванного учебного кабинета являются печатные нагляд­ные пособия.

Комплект из 12 плакатов, разработанный в соот­ветствии с государственным образовательным стандар­том по информатике и ИКТ, обеспечивает необходи­мую степень наглядности при изучении основных содер­жательных линий курса информатики в 5—6 классах.

Представляемое вашему вниманию методическое пособие для учителя создано на основе педагогического опыта автора и результатов широкомасштабного экспе­римента в 2003/2004 учебном году. Оно содержит не­сколько вариантов планирования, подробные поуроч­ные разработки, дидактические материалы, а также ответы, указания и решения ко всем заданиям в учеб­никах и рабочих тетрадях. Также в пособии приведен детальный перечень формирующихся у учащихся в ходе обучения компетенций, определяющих их готов­ность к использованию средств ИКТ в информацион­но-учебной деятельности.

ПРОГРАММА КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ДЛЯ 5 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Одним из наиболее актуальных направлений ин­форматизации образования является развитие содер­жания и методики обучения информатике, информа­ционным и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях инфор­матизации и массовой коммуникации современного об­щества.

В соответствии со структурой школьного образо­вания вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет региональ­ного и школьного компонентов) выстраивается много­уровневая структура предмета «Информатика и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в обла­сти информатики и информационно-коммуникацион­ных технологий.

При этом цели обучения информатике и информа­ционным технологиям в 5-6 классах могут быть опре­делены следующим образом:

  • формирование у учащихся готовности к информа­ционно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предме­те для реализации учебных целей и саморазвития;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие творческих и познавательных способно­стей учащихся.

В основу представляемого вводного курса инфор­матики для 5-6 классов нами положены такие принци­пы как:

    1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой обще­школьной подготовки по информатике и информаци­онным технологиям. В рамках данной ступени подготов­ки продолжается осуществление вводного, ознакомите­льного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8—9 (основной курс) и 10—11 (профильные курсы) классах.

    2. Научность в сочетании с доступностью, стро­гость и систематичность изложения (включение в со­держание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адапта­ция набора понятий «настоящей информатики» для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя про­изводить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо — если что-то слишком сложно для школьни­ков — не учить этому вовсе.

    3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение про­стейших практических задач планирования деятельно­сти, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информаци­онных технологий. При этом исходным является поло­жение о том, что компьютер может многократно уси­лить возможности человека, но не заменить его.

    4. Принцип дидактической спирали как важней­ший фактор структуризации в методике обучения ин­форматике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его по­следующее развитие и обогащение, создающее предпо­сылки для научного обобщения в старших классах.

    5. Принцип развивающего обучения (обучение ори­ентировано не только на получение новых знаний в об­ласти информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных спосо­бов деятельности, формирование навыков самостояте­льной работы).

В настоящее время информатика как учебный пред­мет проходит этап становления, ещё ведутся дискуссии по поводу её содержания вообще и на различных эта­пах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необ­ходимость включения которых в учебные планы бес­спорна.

Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информа­ционных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности че­ловека, живой природе и технике, учиться классифи­цировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окру­жающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Умение построить модель решаемой задачи, уста­новить отношения и выразить их в предметной, графи­ческой или буквенной форме — залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного на­правления в нашем курсе строятся логические, таблич­ные, графические модели, решаются нестандартные за­дачи.

Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интел­лектуальную мощь человека, его творческий потенци­ал. Навыки планирования, привычка к точному и пол­ному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого раз­ного происхождения.

Задача современной школы — обеспечить вхожде­ние учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.)- Формиро­вание пользовательских навыков для введения компь­ютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно зна­чимой для обучаемого. Это достигается за счет инфор­мационно-предметного практикума, сущность которо­го состоит в наполнении задач по информатике актуаль­ным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интел­лектуальный потенциал обучаемого, проявляются по­лученные на занятиях знания, умения и навыки, за­крепляются навыки самостоятельной работы.

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников пред­ставлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного ин­формационного общества.

Содержание курса информатики и информацион­ных технологий для 5-6 классов общеобразователь­ных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следую­щими укрупненными модулями.

1. Модуль «Теоретическая информатика»

Основные понятия: информация, информативность, информационный объект, информационный процесс, ко­дирование информации, язык, двоичная система счисле­ния, бит, байт, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок-схема.

Темы для изучения:

  • Информатика и информация.

  • Многообразие форм представления информации.

  • Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение ин­формации, передача информации.

  • Кодирование информации.

  • Метод координат как универсальный способ коди­рования графической информации с помощью чи­сел.

  • Системы счисления.

  • Двоичное кодирование текстовой и графической информации.

  • Единицы измерения информации.

  • Элементы формальной логики: понятие, суждение, умозаключение. Необходимые и достаточные усло­вия.

  • Понятие алгоритма, примеры алгоритмов.

  • Исполнители алгоритмов, СКИ.

  • Способы записи алгоритмов.

2. Модуль «Средства информатизации»

Основные понятия: процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, операционная система.

Темы для изучения:

  • Аппаратное обеспечение компьютера.

  • Виды памяти в компьютере.

  • Информационные носители.

  • Файл, основные операции с файлами.

  • Программное обеспечение компьютера.

  • Назначение операционной системы.

  • Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.

3. Модуль «Информационные технологии»

Основные понятия: текстовый редактор, графиче­ский редактор, калькулятор, мультимедийный доку­мент.

Темы для изучения:

  • Текстовый редактор: назначение и основные функ­ции.

  • Графический редактор: назначение и основные фун­кции.

  • Калькулятор и его возможности.

  • Мультимедийные технологии.

4. Модуль «Социальная информатика»

Основные понятия: информационная деятельность человека, информационная этика.

Темы для изучения:

  • Предыстория информатики.

  • Основные этапы развития вычислительной техни­ки.

  • Роль информации в жизни общества.

  • Информационная этика.

Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий

5 класс

Учащиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уров­не понятия «информация», «информационный объ­ект»;

  • различать виды информации по способам её вос­приятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • иметь представление о способах кодирования ин­формации;

  • уметь кодировать и декодировать простейшее сооб­щение;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать программы из меню Пуск;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реа­гировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью кла­виатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь применять простейший графический редак­тор для создания и редактирования рисунков;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложе­ния Калькулятор;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасно­сти и гигиены в работе со средствами ИКТ.

6 класс

Учащиеся должны:

  • определять, информативно или нет некоторое со­общение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  • понимать смысл терминов «понятие», «сужде­ние», « умозаключение »;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • различать необходимые и достаточные условия;

  • иметь представление о позиционных и непозици­онных системах счисления;

  • уметь переводить целые десятичные числа в двоич­ную систему счисления и обратно;

  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

  • уметь пользоваться стандартным графическим ин­терфейсом компьютера;

  • определять назначение файла по его расширению;

  • выполнять основные операции с файлами;

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, созда­ния списков и таблиц;

  • уметь применять инструменты простейших графи­ческих редакторов для создания и редактирования рисунков;

  • создавать простейшие мультимедийные презента­ции для поддержки своих выступлений;

  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ

ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Умственное развитие современного человека прояв­ляется в его высокой общей и социальной образованно­сти, широком круге и системности его знаний о природе и обществе, культуре речи, умении пользоваться свои­ми знаниями, применять их в своей практической дея­тельности. Эффективность умственного развития, осу­ществляемого в процессе овладения новыми знаниями, навыками и умениями, зависит от содержания, мето­дов, средств и способов организации процесса обучения.

Метод обучения — это способ совместной деятельно­сти учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач. Современная дидактика уделяет большое внимание по­буждающей функции метода обучения. Назначение ме­тода состоит не в простой передаче знаний, а в том, что­бы пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению той или иной задачи.

Методы обучения зависят от содержания предме­та и уровня мыслительной деятельности учащихся:

  • соответствие методов обучения содержанию озна­чает отражение в обучении логики и методов той части науки, которая составляет предмет школьно­го обучения;

  • соответствие методов обучения уровню мыслитель­ной деятельности учащихся (учет психологиче­ского фактора) означает не просто обеспечение доступности изучаемого материала, но и макси­мальное использование уже имеющихся возмож­ностей мыслительной деятельности учащихся.

Специфическим компонентом в методической систе­ме обучения информатике является наличие компьюте­ра как нового средства обучения. В этой ситуации одинаково вредно как полное отрицание традиционных подходов к обучению, так и огульная замена этих под­ходов новыми конструкциями. При организации заня­тий младших школьников по информатике необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за компью­тером к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

В обучении информатике параллельно применя­ются общие и специфические методы, связанные с при­менением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упраж­нения, практические компьютерные работы);

  • проблемное обучение;

  • метод проектов;

  • ролевой метод.

Одним из наиболее эффективных способов активи­зации познавательной деятельности учащихся на уро­ке является проблемное обучение, заключающееся в создании перед учащимися проблемных (поисковых) ситуаций, возбуждении у учащихся потребности в ре­шении возникшей проблемы, вовлечении их в самосто­ятельную познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыка­ми, развитие их умственной активности и формирова­ние у них умений и способностей к самостоятельному осмыслению и усвоению новой информации.

Широкое применение у нас в стране и за рубежом находит метод проектов как в наибольшей степени обеспечивающий подготовленность учащихся к быст­рой смене идей и технологий, свойственной современ­ному информационному обществу.

При работе учеников над проектом изменяются за­дачи преподавателя, который должен стимулировать и

поддерживать интерес школьников, направлять деяте­льность, своевременно задавая вопросы и помогая в преодолении технических трудностей, организовывать обсуждение, стимулировать выработку идей, помогать в работе над литературой и в составлении отчета. Обыч­но над проектом работает несколько человек, обща­ясь между собой для генерации новых идей, возможна и индивидуальная работа над проектом. Учителю необ­ходимо учитывать следующие методические рекомен­дации для организации проектной деятельности млад­ших школьников: индивидуальный контакт ребенка с преподавателем-консультантом; «внедрение» препода­вателя в исследовательскую группу детей на принципе равных интересов; проект должен быть небольшим; проект должен побуждать к получению новых знаний; проект должен иметь полезный результат, имеющий общественное признание.

Для настройки мышления учащихся на максима­льную четкость на уроках информатики весьма эф­фективным оказывается ролевой метод: можно попро­сить учащихся представить себя в роли объясняющего, или предложить учащимся роль человека, которому предстоит воспользоваться чьим-то алгоритмом. По­пытка представить себя в роли другого заставляет че­ловека и на себя взглянуть со стороны. Однако навык к исполнению роли весьма непрост и должен специа­льным образом формироваться. Ролевое исполнение и составление алгоритмов способствует приобретению такого навыка.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок 1 Информация-Информатика-Компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов Цели урока

    Урок
    1) Правила техники безопасности и организации рабочего места: §2.2, плакат 1. (После знакомства с правилами учащиеся подписываются в журнале по ТБ в получении инструктажа.
  2. Методическая разработка (2)

    Методическая разработка
    Ни для кого не секрет, что в XXI век человечество вступило в новую эру – эру информации. От того, насколько эффективно мы сумеем использовать информацию как стратегический фактор развития цивилизации, во многом будет завесить благосостояние
  3. Том числе компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий. Передача информации

    Документ
    овладение умениями работать с различными видами ин­формации с помощью компьютера и других средств инфор­мационных и коммуникационных технологий (ИКТ),
  4. Орлова Людмила Ивановна Количество урок

    Урок
    Пояснительная записка выбора данного УМК или корректировка программы: составлен на основе программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы, составитель М.
  5. Рабочая программа педагога кровяковой Светланы Викторовны, Iкатегория Ф. И. О.,категория география, 6класс Предмет, класс и т п. Рассмотрено на заседании

    Рабочая программа
    1.Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдению над погодой, фенологическими явлениями; измерению высоты Солнца над горизонтом, ориентированию по Солнцу.

Другие похожие документы..