Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Перечень нормативных правовых актов (НПА), устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предп...полностью>>
'Документ'
Направляю для руководства утвержденные Министерством морского флота и согласованные с отделом охраны труда Совета Федеративного независимого профсоюз...полностью>>
'Документ'
Предмет дослідження – економічні відносини, що виникають при формуванні, оцінці та використанні економічного потенціалу соціально-економічних систем ...полностью>>
'Документ'
Численні легенди про Вічного Жида (а їх нараховують близько 100, причому значна частина з них має велику кількість варіантів), який за зневагу Ісуса ...полностью>>

Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования "городской округ черноголовка" московской области российской федерации, как наукограда российской федерации на 2008-2012 годы

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОГРАММА

КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЧЕРНОГОЛОВКА" МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
КАК НАУКОГРАДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА 2008-2012 ГОДЫ

Черноголовка, 2008г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы 3

2. Оценка уровня социально-экономического развития муниципального образования "городСКОЙ ОКРУГ ЧЕРНОГОЛОВКА" Московской области 6

2.1.1. Краткая историческая справка 6

2.1.2. Общая информация о муниципальном образовании 6

2.1.3. Отраслевая структура экономики 7

2.1.4. Социальная сфера 10

2.1.5. Экологические аспекты развития города 16

2.2.2. Описание организаций, входящих в состав научно-производственного комплекса 20

2.2.3. Стратегия эффективного использования научно-технического и инновационного потенциала организаций, входящих в состав научно-производственного комплекса 31

2.2.4. Краткое описание образовательного потенциала г. Черноголовки 32

3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "городСКОЙ ОКРУГ Черноголовка" Московской области, КАК НАУКОГРАДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 33

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЧЕРНОГОЛОВКА" МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (КОМПЛЕКС ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ) 40

5. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ 53

7. Оценка РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ программы 57

1. Паспорт программы

Наименование
программы

Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования "Городской округ Черноголовка" Московской области Российской Федерации как наукограда Российской Федерации на 2008-2012 годы

Основания для разработки программы

Федеральный закон №70-ФЗ “О статусе наукограда Российской Федерации”; постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2004г. № 681 "Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса"

Заказчик

Администрация муниципального образования "Городской округ Черноголовка" Московской области

Основные разработчики программы

Администрация муниципального образования "Городской округ Черноголовка" Московской области, Научный центр РАН в Черноголовке

Основные цели и задачи программы

Основные цели программы:

  • комплексное устойчивое социально-экономическое развитие г. Черноголовки на основе эффективного использования научного и образовательного потенциала территории и улучшение качества жизни населения;

Основные задачи программы:

  • устойчивое социально-экономическое развитие города Черноголовки как наукограда Российской Федерации и улучшение качества жизни его населения;

  • обеспечение мирового уровня в фундаментальных научных исследованиях в области химической физики;

  • создание новых технологий и конкурентоспособной, в том числе импортозамещающей, высокотехнологичной продукции по приоритетным направлениям развития науки и техники;

  • подготовка высококвалифицированных специалистов для работы по приоритетным научно-техническим направлениям в области химической физики.

Сроки и этапы реализации программы

Первый этап (2008г.) – формирование организационно-правовых, экономических механизмов и органов управления программой, создание инфраструктуры, обеспечивающей реализацию программы.

Второй этап (2008-2012гг.) – реализация программных мероприятий с использованием форм государственной поддержки, формирование целостной системы развития наукограда.

Третий этап (2012г.) – завершение мероприятий программы и оценка ее результатов, создание условий для устойчивого социально-экономического развития города, разработка и утверждение программы развития наукограда на следующий период.

Перечень основных мероприятий

Программа содержит 51 мероприятие, сгруппированное в четыре подпрограммы:

Подпрограмма 1. Формирование инфраструктуры инновационной и образовательной деятельности.

Подпрограмма 2. Создание и реализация инновационной продукции.

Подпрограмма 3. Реализация инвестиционных проектов.

Подпрограмма 4. Развитие образовательного комплекса.

Подпрограмма 5. Развитие городской инфраструктуры, социальной сферы и улучшение экологической ситуации.

Исполнители основных мероприятий

Администрация муниципального образования "Городской округ Черноголовка" Московской области Российской Федерации, Научный центр РАН в Черноголовке, организации г. Черноголовки.

Источники финансирования программы

Финансирование затрат на реализацию мероприятий и проектов, входящих в программу, производится за счет:

  • субвенций федерального бюджета;

  • средств муниципального бюджета г. Черноголовки;

  • внебюджетных источников.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • Достижение устойчивого социально-экономического развития г. Черноголовки как наукограда Российской Федерации на основе эффективного использования научно-технического и образовательного потенциала города.

  • Увеличение вклада г. Черноголовки в валовой региональный продукт Московской области.

  • Увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему страны с территории г. Черноголовки.

  • Создание новых рабочих мест.

Система организации контроля исполнения программы

Организацию работ по реализации программы осуществляет администрация г. Черноголовки.

2. Оценка уровня социально-экономического развития муниципального образования "городСКОЙ ОКРУГ ЧЕРНОГОЛОВКА" Московской области

2.1. Краткая характеристика муниципального образования "Городской округ Черноголовка" Московской области

2.1.1. Краткая историческая справка

"Муниципальное образование "Городской округ Черноголовка" Московской области" (далее по тексту – "г. Черноголовка" или просто город) относится к категории монофункциональных малых городов, расположенных локально.

Город Черноголовка сложился вокруг комплекса государственных научно-исследовательских организаций Академии наук СССР, образованных по решению ЦК КПСС и Правительства СССР. Становление Черноголовки в качестве научного центра началось в 1956 г. со строительства Научно-исследовательского полигона Института химической физики АН СССР. С апреля 1996 г. муниципальное образование является субъектом местного самоуправления Московской области. Современная Черноголовка была преобразована в город Постановлением Губернатора Московской области № 272-ПГ от 31.08.2001 г. "О преобразовании рабочего поселка Черноголовка Ногинского района Московской области в город Черноголовка Ногинского района Московской области".

2.1.2. Общая информация о муниципальном образовании

Муниципальное образование "Городской округ Черноголовка" Московской области расположен в 50 км к северо-востоку от Москвы. В

его состав входят 10 населенных пунктов: г. Черноголовка, д. Афанасово-3, д. Беседы, д. Ботово, х. Горячевка, с. Ивановское, с. Макарово, д. Старки, д. Стояново, д. Якимово. Рядом с городом проходит Золотое кольцо России. Город находится в лесном массиве. Лесные угодья относятся к федеральной собственности.

Название населенного пункта и речки Черноголовка пришло из глубины веков. Первое официальное упоминание о деревне Черноголовка относится к 1710г.

Площадь территории муниципального образования составляет 6 276 га. Численность населения г. Черноголовки составляет 20,9 тыс. человек, в том числе 0,5 тыс. сельских жителей. Средний возраст проживающих в городе около 38,6 лет. Жителей в возрасте от 14 до 64 лет – 74,9%, а в возрасте старше 64 лет – 11,8%.

Весь градообразующий научно-производственный комплекс города расположен в границах одного муниципального образования "Городской округ Черноголовка" Московской области.

Основные фонды города во всех сферах деятельности за исключением объектов жилищно-коммунальной и социальной сфер составляют 5 101,4 млн. руб. Стоимость основных фондов организаций научно-производственного комплекса составляет 80% или 4 102,2 млн. руб. В научно-производственном комплексе г. Черноголовки работает 2925 человек.

2.1.3. Отраслевая структура экономики

Наука и научно-производственный комплекс Российской академии наук.

За период с 1956г. по 1987г. в г. Черноголовке по решению ЦК КПСС и Правительства СССР были созданы 9 научно-исследовательских институтов и экспериментальный завод Академии наук:

Институт проблем химической физики Российской академии наук со (статус государственного учреждения) (ИПХФ РАН);

Институт проблем технологии микроэлектроники и особо чистых материалов Российской академии наук (статус государственного учреждения) (ИПТМ РАН);

Институт теоретической физики им. Л.Д. Ландау Российской академии наук (статус государственного учреждения) (ИТФ РАН);

Институт физиологически активных веществ Российской академии наук (статус государственного учреждения) (ИФАВ РАН);

Институт физики твердого тела Российской академии наук (статус государственного учреждения) (ИФТТ РАН);

Институт структурной макрокинетики и проблем материаловедения Российской академии наук (статус государственного учреждения) (ИСМАН);

Институт экспериментальной минералогии Российской академии наук (статус государственного учреждения) (ИЭМ РАН);

Филиал Института энергетических проблем химической физики Российской академии наук (статус государственного учреждения) (ФИНЭПХФ РАН);

Экспериментальная база "Черноголовка" Института проблем экологии и эволюции А.Н. Северцова Российской академии наук (ЭБ ИПЭЭ РАН);

Федеральное государственное унитарное предприятие Экспериментальный завод научного приборостроения Российской академии наук со Специальным конструкторским бюро Российской академии наук (ФГУП ЭЗАН).

Вышеперечисленные предприятия, за исключением ФИНЭПХФ РАН и ЭБ ИПЭЭ РАН, включены в состав научно-производственного комплекса г. Черноголовки.

Средняя месячная заработная плата в 2006г. составила 10 100 руб. и увеличилась по сравнению с 2005г. (8 300 руб.) на 21,7%. Объем выпускаемой научно-технической продукции предприятий НПК составил 590369,4 тыс. руб. в 2004 г., в 2005г. – 741456,3 тыс.руб., 2006г. – 988298,7  руб.

Ученую степень доктора наук имеют 277 чел. (7% от численности), кандидата наук - 721 чел. (19 % от численности), 34 академика и член-корреспондента РАН.

Инновационные предприятия на территории муниципального образования "Городской округ Черноголовка"

На территории муниципального образования "Городской округ Черноголовка" действует более тридцати инновационных предприятий, обеспечивающих помимо передовых научных разработок опытно-промышленное производство различных видов продукции для внутреннего и мирового рынка по тем направлениям научно-технической деятельности, которые традиционно сложились на территории округа.

Промышленность, торговля, услуги

Экономика г. Черноголовки неразрывно связана с деятельностью его научных и производственных предприятий. Самым крупным производственным предприятием города является ФГУП "Экспериментальный завод научного приборостроения РАН". Основанный в 1972г., завод в настоящее время является одним из лучших производителей научного оборудования в России и отличается высоким уровнем культуры производства и прекрасным техническим оснащением. Основной перечень промышленной продукции завода включает наукоемкие приборы и средства автоматизации, аппаратуру системы передачи данных, приборы для физических исследований.

Объем промышленной продукции за 2005 г. составил 6 424,3 млн. руб. (132% по отношению к 2004 г. в действующих ценах). В 2006 г. в действующих ценах объем промышленной продукции составил 6 456,1 млн. руб.(0,5 % к 2005 г.).

Численность занятых на предприятиях г. Черноголовки приведена в табл. 1.

Таблица 1

Численность занятых в экономике города

Материальное производство

Промышленность

1495

Розничная торговля

460

Оптовая торговля

473

Строительство

686

Связь и транспорт

373

Общественное питание

65

Материально-техническое снабжение

255

ИТОГО

3807

Нематериальное производство

Наука

3882

Клубные учреждения

157

Образование

650

ЖКХ

890

Физическая культура

124

Непроизводственные виды бытового обслуживания

7

Здравоохранение

455

Охрана

396

Туризм

7

Другие

1318

ИТОГО

7886

ВСЕГО

11693

На территории муниципального образования "Городской округ Черноголовка" расположено всего 162 предприятий потребительского рынка. Из них: 34 предприятий осуществляют торговлю продовольственными товарами, 51 предприятий осуществляют торговлю промышленными товарами, 13 предприятий оказывают услуги общепита, 51 предприятий оказывают все виды услуг бытового обслуживания (химчистка, прачечная, пошив одежды ее мелкий ремонт, ремонт обуви и т.д.).

Функционируют два смешанных городских рынка:

рынок ООО "Юлта", расположенный на ул. Центральная,

рынок ООО "Боро", расположенный на ул. Первая.

Только в 2006 году было введено в эксплуатацию 17 предприятий потребительского рынка.

Малый бизнес г. Черноголовки особенно успешно развивается в таких сферах как: промышленность, строительство, торговля и общественное питание. В городе на конец 2005г. функционировало 301 малое предприятие, в 2006г. их число увеличилось еще на 29. В 2005г. объем продукции, выпущенной малыми предприятиями составил 3 303,4 млн. руб., в 2006г. – 3 084,5 млн. руб. Общая численность работающих на малых предприятиях на 01.01.2006 г. составляла 3,2 тыс. человек.

Транспорт и связь

Город Черноголовка имеет регулярное транспортное сообщение с городами: Москва, Ногинск, Киржач, Ногинск-9. Пассажирские перевозки по маршруту г. Черноголовка - города Москва, Ногинск и Ногинск-9 осуществляются автобусами Ногинского филиала ГУП "МосТрансАвто".

Ногинский филиал ГУП "МосТрансАвто" располагает современной производственно-ремонтной базой, подвижным составом автобусов на маршрутах №320 и №360. Кроме этого, в городе стабильно работает предприятие по перевозке пассажиров на маршрутном такси ООО "Транс-Черноголовка".

Грузовые перевозки осуществляются автомобильным транспортом автобазы Управления эксплуатации, ООО "Имидж". Ближайшая грузовая железнодорожная станция - Ногинск находится в 17 км от города. Грузы для нужд города железнодорожным транспортом доставляются по ж/д ветке станция Ногинск - 23 км на коммунально-складскую территорию города.

В городе функционирует почтовое отделение, телеграф, электронная почта.

Междугородная и международная телефонная связь осуществляется посредством ведомственной телефонной сети, которая содержится за счет средств Института проблем химической физики РАН в Черноголовке, и тремя частными телефонными компаниями. Обеспеченность телефонной связью составляет 87% или 11,9 тыс. телефонных аппаратов.

В городе работает научно-методический центр развития региональных и магистральных сетей передачи данных при РФФИ, обеспечивающий связь со всемирной сетью Интернет.

2.1.4. Социальная сфера

Земельный фонд и инфраструктура города

Земельный фонд и городская инфраструктура научного центра изначально находились в собственности РАН. После создания в 1996 г. в г. Черноголовке системы местного самоуправления часть объектов социального назначения была передана на баланс местной администрации, однако полная передача объектов социально-бытового назначения в муниципальную собственность с баланса РАН, УЭ НЦЧ РАН (Управление Эксплуатации Научного Центра в Черноголовке Российской академии наук) и РАО не произведена.

Город Черноголовка расположен на землях в настоящее время (до разграничения прав собственности на землю), находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования федерального учреждения ИПХФ РАН.

Территория муниципального образования "Городской округ Черноголовка" составляет 6 276 га.

В состав земель городского округа входят земли учреждений Российский академии наук – 2 347 га, муниципальные земли – 69 га, земли сельскохозяйственного назначения – 1 770 га (ЗАО "Им. Чапаева"), земли поселений сельских населенных пунктов – 478 га, земли спецлесхоза – 315 га и гослесфонда (Ногинский лесхоз) – 1 160 га, прочие земли – 137 га.

Входящая в состав УЭ НЦЧ РАН котельная с тепловыми сетями обеспечивает отопление и горячее водоснабжение жилого сектора, институтов и организаций РАН, объектов соцкультбыта и других организаций города. Протяженность тепловых сетей, обслуживаемых Управлением, составляет 30 км.

В ведении УЭ НЦЧ РАН находятся водозаборные сооружения, водопроводные сети, канализационные сети и очистные сооружения биологической очистки стоков. Водозаборные сооружения включают 7 артезианских скважин, станцию обезжелезивания. Протяженность водоводов составляет 8 880 м, уличных водопроводных сетей – 20 100 м. Водооборот составляет около 18,0 тыс. м3 в сутки.

На балансе УЭ НЦЧ РАН находится и обслуживается 43 трансформаторных подстанции, общей мощностью 34 500 КВт, 53 км кабелей напряжением 10 КВ, 22 км кабелей напряжением 0,4 КВ и приборы наружного освещения (также на балансе УЭ НЦЧ РАН находится 310 объектов недвижимости с балансовой стоимостью 935 912 тыс. руб., в том числе жилых зданий – 570 760 тыс. руб., им обслуживаются центральная котельная с тепловыми сетями, водо-канализационное хозяйство, электрохозяйство, более 99 % жилого фонда). Среднегодовое электропотребление научного центра составляет 46 000 тыс. кВт час, в том числе населением – 22 800 тыс. кВт час.

Жилищно-коммунальное хозяйство и жилой фонд

Город Черноголовка имеет все необходимые для комплексного развития четко выделенные градостроительные зоны:

• зона научных институтов;

• жилая зона;

• коммунально-складская зона;

• лесопарковая зона.

Жилой фонд г. Черноголовки составляют 82 жилых дома (общая площадь жилых домов - 484 тыс. м2), из которых 478,2 содержится и обслуживается Управлением эксплуатации Научного центра РАН в г. Черноголовке (УЭ НЦЧ РАН) за счет средств РАН. Затраты на проведение капитального и текущего ремонта объектов ЖКХ осуществляются за счет собственных средств УЭ НЦЧ РАН. В муниципальной собственности находится 6 280,7 м2 жилой площади, площадь общежитий 5 246 м2 , часть здания котельной площадью 149 м2.

Отдельными квартирами обеспечено 7 780 семей. В 2005 г. площадь жилья, приходящихся в среднем на одного жителя составила 18,8 м2, а в 2006 г. – 25,4 м2. Количество очередников на получение жилья, состоящих на учете в администрации города 173 семьи.

Город имеет хорошо развитую и отлаженную систему коммунального хозяйства, в том числе водозаборные и очистные сооружения, котельную, сети водоканала, канализации, ливнестока, электро- и газоснабжения.

Жилищно-коммунальное хозяйство и жилой фонд города находится на балансе ФГУП "УЭ НЦЧ РАН".

В 2005г. уровень возмещения населением затрат на предоставленные жилищно-коммунальные услуги составил 90%. На 2006г. доля оплаты коммунальных услуг составила 100%.

Общая площадь зеленых насаждений составляет 120 тыс. м2. Имеется ухоженный парк, скверы, газоны. Практически все дороги общей протяженностью 28 км, площади и тротуары заасфальтированы.

Образовательная система

На территории городского округа черноголовка находятся 11 муниципальных образовательных учреждений. Из них 3 средние общеобразовательные школы, в которых обучаются 1950 учащихся, и одна основная общеобразовательная школа – 270 учащихся. Из местного бюджета финансируются: 4 муниципальных дошкольных образовательных учреждения на 785 мест. Работают 3 муниципальных образовательных учреждения дополнительного образования: Черноголовская детская школа искусств (450 детей), в Черноголовской детско-юношеской спортивной школе занимаются 230 детей и Центр дополнительного образования для детей "Импульс" обучает 1552 ребенка.

Обеспеченность местами в детских садах соответствует нормативному (более 60%), количество детей, оставшихся на очереди после набора 2007 года составляет 185 человек.

Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждения составляет 2018 детей, которые обучаются в первую смену, обеспеченность составляет 100%.

В рамках городской образовательной концепции проводится профильное обучение по физике, химии, математике и биологии. В начальной школе проводится дополнительное обучение по экологии и эстетическому воспитанию.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Среднесрочная программа социально-экономического развития московской области до 2015 года Социально-экономическое положение Московской области

    Программа
    В связи с завершением в 2010 году действия Среднесрочной программы социально-экономического развития Московской области до 2010 года, которая являлась частью Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года,
  2. Закону от 6 октября 2003 г. N 131-фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

    Закон
    "Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  3. Ономике, основанной на современных достижениях науки и техники, невозможен без активизации и развития сохранившегося на территориях РФ инновационного потенциала

    Документ
    Переход России к новой экономике, основанной на современных достижениях науки и техники, невозможен без активизации и развития сохранившегося на территориях РФ инновационного потенциала.
  4. I. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития (1)

    Документ
    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации,
  5. I. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития (2)

    Документ
    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации,

Другие похожие документы..